Лица содействующие уплате налогов

Опубликовано: 01.05.2024

Ими являются Налоговые агенты и сборщики налогов.

Налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных НК РФ:

· получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

· получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответствующего законодательства;

· использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

· получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

· на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

· представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

· представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

· присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

· получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

· требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

· не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

· обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

· требовать соблюдения налоговой тайны;

· требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые агенты обязаны:

· правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

· в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

· вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Наиболее значимыми из лиц, способствующих уплате налога, являютсябанки и иные кредитные организации. Исполняя поручение клиента на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд, банк выступает одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник - проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк - государство первый выступает в качестве субъекта налогового права и необходимого звена в цепочке налогового производства.

Главной обязанностью банков и иных кредитных организаций является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или внебюджетный фонд. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается. Очередность исполнения платежных поручений налогоплательщиков устанавливается в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Использование не перечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов запрещено.

В том случае, когда налог не поступил в бюджет в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика).

Банки и иные кредитные организации как посредники несут и другие обязанности, в частности они должны:

- исполнять инкассовое поручение, выставленное уполномоченным на то органом;

- контролировать правильность заполнения платежных документов (в части указания на счета-фактуры);

- открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе или уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие счета или при получении подтверждения от налогового органа;

- немедленно информировать налоговые органы об открытии налогоплательщику счетов; - производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета;

- осуществлять проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и сообщать о результатах проверок налоговым органам; - другие обязанности.

3. Банки и кредитные учреждения необходимо рассматривать как источники информации для налоговых органов.

Прочие лица

1. Процессуальными кодексами. Основами законодатель-ства Российской Федерации о нотариате, а также другими нормативными актами на суды и арбитражные суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, ЗАГС возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию и т.д. В то же время данные государственные органы наделены полномочиями по предоставлению отсрочек или рассрочек в уплате государственной пошлины.

Участники налоговых правоотношений

В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

При этом в перечень участников не включаются лица, которые упоминаются в иных статьях Налогового кодекса РФ: свидетели, эксперты, специалисты, понятые, налоговые представители, переводчики, банки и пр., за которыми Налоговый кодекс РФ закрепляет определенные права и обязанности в сфере налогов и сборов. В качестве участников налоговых правоотношений также не названы представительные органы публично-правовых образований, хотя ст. 2 НК РФ в числе отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, указывает отношения по установлению и введению налогов и сборов, что неразрывно связано с деятельностью органов законодательной власти.

Под участником налоговых правоотношений в литературе понимают:

правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности [1, с. 157];

лицо, являющееся стороной в налоговых правоотношениях и обладающее субъективными правами и/или юридическими обязанностями [8, с. 123];

лицо, имеющее определенные субъективные права и юридические обязанности, которые определяют статус этого лица в налоговых правоотношениях [9, с. 352].

Однако в литературе внимание обычно уделяется не столько содержанию термина "участники налоговых правоотношений", сколько составу этих участников. В состав участников налоговых правоотношений традиционно включают публично-правовые образования и их уполномоченные органы, а также налогоплательщиков (налоговых агентов), при этом участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях, как пишет А.В. Демин, носит факультативный, подчас эпизодический характер [1, с. 159].

С.Г. Пепеляев поделил всех участников налоговых правоотношений на две группы: основные и факультативные участники. К первым он отнес государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере (налоговые органы, таможенные органы и т.д.) и субъектов хозяйственной деятельности (налогоплательщики и налоговые агенты). В число факультативных участников включаются лица, обеспечивающие перечисление налогов и сборов (банки), правоохранительные органы, лица, представляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрирующие органы, свидетели, понятые, эксперты и специалисты и т.п.), лица, представляющие профессиональную помощь (представители, налоговые консультанты) [6, с.155].

По мнению И.И. Кучерова, участники налоговых правоотношений делятся условно на семь групп:

субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов;

на которых возложена обязанность по уплате налогов или сборов в бюджет или внебюджетный фонд;

содействующие уплате налогов и сборов;

содействующие налоговому администрированию;

осуществляющие налоговое администрирование;

осуществляющие правоохранительную функцию;

рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций [2, с. 88].

Е.Ю. Грачева кроме налогоплательщиков и государства (муниципального образования) выделяет в числе участников налоговых правоотношений следующих лиц: налоговые агенты; взаимозависимые лица; представители; лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов; лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения; лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля [7, с. 56-59].

Лица, обязанные содействовать уплате налогов, упоминаются также и другими авторами [см, напр., 5, с. 131; 4, с. 10].

В публикациях также встречается упоминание таких лиц, как "носители налога", под которыми имеются в виду лица, фактически несущие тяжесть налогообложения по завершению процессов переложения налога [6, с. 83; 5, с. 387]. В данном случае речь идет о ситуациях, когда не совпадают юридический и фактический плательщики налога, например, если сумма налога включается в стоимость товара, работы или услуги и фактически перекладывается на потребителя, который при этом участником налогового правоотношения не является.

Кроме того, некоторые авторы рассматривают соотношение понятия "участник налогового правоотношения" с такими понятиями, как "субъект налогового права (правоотношения)".

Например, А.В. Демин считает, что понятия "субъект налогового права" и "участник налогового правоотношения" близки, но не тождественны. Эти категории соотносятся как целое и часть (общее и частное): участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения. Под субъектом налогового права автор понимает внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, т.е. потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях. Субъект налогового права характеризуют два основных признака: а) социальный, т.е. внешняя обособленность, персонификация лица (выступление вовне в виде единого лица, персоны) и его способность свободно вырабатывать, выражать, осуществлять единую волю; б) юридический - признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, т.е. участвовать в налоговых правоотношениях [1, с. 157].

По мнению Н.П. Кучерявенко, субъектом налогового правоотношения может быть любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налогового правоотношения, носителем субъективных прав и обязанностей [3, с. 35-36].

1. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

2. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. - 360с.

3. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

4. Кушнарева Т.Е. Налоговые органы в системе субъектов налоговых правоотношений: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Харьков, 2000.

5. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

6. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева (автор главы Пепеляев С. Г.). М., 2000.

7. Налоговое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М.: Проспект, 2012.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

9. Финансовое право: Учебник / Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М.: Эксмо, 2010. - 592 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

1. В налоговом праве присутствует большая группа обязанных лиц, несущих те или обязанности в сфере налогообложения. По отношению к главным субъектам налоговых отношений - налоговым органам и налогоплательщикам - они являются как бы «третьими» лицами, которые способствуют или обеспечивают надлежащее исполнение обязанностей и реализацию прав налогоплательщиков и уполномоченных органов, поэтому по отношению к ним применимо понятие «лица, способствующие уплате налога». Налоговые обязанности лиц, способствующих уплате налога, возникают в связи с возможностью удержать налоги с выплачиваемых доходов, получением сумм налогов, владением информацией, необходимой для исчисления и уплаты налогов, и т. д.

2. Наиболее значимыми из лиц, способствующих уплате налога, являются банки и иные кредитные организации. Исполняя поручение клиента на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд, банк выступает одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник - проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк - государство первый выступает в качестве субъекта налогового права и необходимого звена в цепочке налогового производства.

В связи с их участием в налоговых отношениях законодательство устанавливает многочисленные обязанности банков и иных кредитных организаций.

Главной обязанностью банков и иных кредитных организаций является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или внебюджетный фонд. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается. Очередность исполнения платежных поручений налогоплательщиков устанавливается в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Использование не перечисленных сумм налогов в качестве кре-дитнь1Х ресурсов запрещено.

В том случае, когда налог не поступил в бюджет в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы и подл. «з» п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации (утверждено Постановлением Совета министров РФ от 27 августа 1993 г. № 864')

Банки и иные кредитные организации как посредники несут и другие обязанности, в частности они должны:

- исполнять инкассовое поручение, выставленное уполномоченным на то органом;

- контролировать правильность заполнения платежных документов (в части указания на счета-фактуры);

- открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе или уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие счета или при получении подтверждения от налогового органа;

- немедленно информировать налоговые органы об открытии налогоплательщику счетов; - производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета;

- осуществлять проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и сообщать о результатах проверок налоговым органам; - другие обязанности.

3. Банки и кредитные учреждения необходимо рассматривать как источники информации для налоговых органов. В соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы банки и кредитные учреждения обязаны предоставлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений - за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Данный порядок был утвержден письмом Министерства финансов РФ от 17 января 1994 г. № У.

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»^ обязал банки и иные кредитные организации в трехдневный срок предоставлять по запросам соответствующих налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей этими предприятиями.

Пунктом 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»^ была установлена обязанность банков и иных кредит-ных организаций сообщать налоговым органам о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше. Законодательством установлены и другие случаи, в которых банки и другие кредитные организации обязаны информировать налоговые органы.

4. Банки могут участвовать также в проведении «налоговых» взаимозачетов, порядок проведения которых предусмотрен Временным порядком проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год^.

1. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. № 35. Ст. 3320.

2. «Российские вести» от 15 февраля 1994 г.

3. «Российская газета» от 22 августа 1996 г.

4. «Российская газета» от 24 мая 1994 г.

5. «Экономика и жизнь», 1996. № 42.

Налоговые агенты и сборщики налогов

В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как «сборщик налогов» и «налоговый агент». В то же время законодательного определения данных понятий не существует.

По мнению С. Пепеляева, отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность рассчитать, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, помимо этого, обязан требовать внесения сумм налога в свою кассу.

Понятие налогового агента широко используется по отношению к российским юридическим лицам, удерживающим налог на доходы иностранного юридического лица. В проекте общей части Налогового кодекса РФ^ также предлагается использовать понятие налоговый агент, а не сборщик налогов.

В то же время раньше под налоговым агентом понималось должностное лицо налоговой инспекции, которое осуществляло прием налоговых и страховых платежей от сельскохозяйственного населения. Первоначально налоговый агент производил также учет плательщиков и объектов налогообложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С 1 марта 1956 года штат налоговых агентов упразднен.

В п. 9 приложения к письму Госналогслужбы РФ от 5 марта 1994 г. № BГ-6-^4/72'' разъясняется, что предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов.

Таким образом, используемые в настоящее время понятия «налоговый агент» и «сборщик налогов» - это тождественные понятия, обозначающие фактически одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет.

По нашему мнению, в настоящий момент при терминологическом определении данных субъектов предпочтение следует отдать термину «сборщик налогов». К сборщикам налогов относятся:

1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налог с доходов, выплачиваемых физическим лицам;

2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях;

3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации;

4) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет НДС с вознаграждений, перечисляемых иностранным юридическим лицам, не состоящим на налоговом учете в Российской Федерации.

Все указанные лица являются источниками выплат, т. е. лицами, фактически выплачивающими доход другому лицу. От источников выплат необходимо отличать источники доходов. Источники доходов - это деятельность (выполнение работ, оказание услуг, ведение предпринимательской деятельности) или активы, приносящие доход.

Обязанности сборщиков налогов установлены в ст. 15 Закона об основах налоговой системы, а также в отдельных налоговых законах, например, ст. 9, 20, 21 Закона о подоходном налоге, п. Зет. 9 и п. 3. ст. 10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость. Общей обязанностью сборщиков налогов является обязанность предоставлять в налоговый орган отчет о суммах начисленных доходов и суммах удержанных налогов.

Права сборщиков налогов законодательством не закреплены, однако фактически их права приравнены к правам налогоплательщиков.

Особое значение понятие «сборщик налогов» приобрело в ходе судебного обжалования финансовых санкций, наложенных на предприятия за неисполнение обязанностей сборщиков налогов (о финансовой ответственности сборщиков налогов см. § 14.14 настоящего пособия).

1. Пепеляев С. Финансово-правовой абонемент «Предпринимательская практика: вопрос--ответ», 1996. Вып. 8.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Обшая часть (проект). М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С.68-70.

3. Финансово-кредитный словарь, 2-е изд. стереотип.: в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994. Т. 2. С. II.

4. Содержится в компьютерных базах данных.

1. Процессуальными кодексами. Основами законодатель-ства Российской Федерации о нотариате, а также другими нормативными актами на суды и арбитражные суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, ЗАГС возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию и т.д. В то же время данные государственные органы наделены полномочиями по предоставлению отсрочек или рассрочек в уплате государственной пошлины.

В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине»' налоговые органы обязаны производить проверки в учреждениях, взимающих государственную

пошлину, правильности исчисления, своевременности и полноты внесения ее в бюджет. Порядок проведения проверок предусмотрен письмом Госналогслужбы РФ от 4 августа 1993 г. № НИ-6-04/255 «О примерной программе проверок по государственной пошлине»^ Как следует из письма Госналогслужбы РФ от 4 августа 1994 г. № ЮБ-6-04/283^ истребование отдельными налоговыми органами от судов конкретных дел противоречит правовым актам, поэтому проверки должны производиться непосредственно в судах, арбитражных судах, у государственных нотариусов, в ЗАГСе, в органах исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия.

2. Нотариусы, занлиающиеся частной практикой, в определенных случаях, предусмотренных законом, не участвуют в приеме государственной пошлины, а выступают лишь как источники информации для налоговых органов. Источниками информации могут являться и государственные нотариусы.

Основы законодательства о нотариате" и законодательные акты о налогах не обязывают нотариусов предоставлять сведения о суммах сделок (купли-продажи, мены) в налоговые органы. Поэтому все документы, касающиеся выявления доходов других лиц, проверяются должностными лицами налоговых органов у нотариусов в месте ведения их путем выборки необходимых данных. Проверки должны проводиться либо в свободные от приема клиентов часы. либо в комнатах, свободных от приема клиентов.

В ст. 5 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что нотариус обязан выдать по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися на его рассмотрении спорами справки о совершенных нотариальных действиях. Таким образом, нотариусы обязаны выдавать справки о совершенных нотариальных действиях и следователям федеральных органов налоговой полиции по их запросам.

3. Органы Госавтоинспекции, военной автоинспекции, гос-сельхознадзора, министерства и ведомства, а также другие организации, выдающие государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации или перерегистрации, технических осмотрах должны требовать предъявления квитанции (платежного поручения) об уплате налога с владельцев транспортных средств (п. 34 Инструкции Госналогс-лужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»^). Данные органы и организации контролируют гакже уплату налога на приобретение автотранспортных средств.

4. Государственные органы связи также участвуют в сборе налогов в установленном законом случае. Так, в соответствии со ст. 120 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 г." в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные суммы на счета таможенных органов Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

5. Торговые предприятия-комиссионеры, осуществляющие продажу имущества в соответствии с Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Государственной налоговой службой РФ, Департаментом налоговой полиции РФ и Министерством финансов РФ 25, 26 мая 1994 г. №№ ВГ-4-08/57н, СА-574, 58 при исполнении трехстороннего договора, заключаемого с налогоплательщиком и федеральным органом налоговой полиции, также являются участниками налоговых отношений.

Хотелось бы отметить, что правовая природа договоров и соглашений с государственными, в том числе и налоговыми, органами в настоящее время достаточно четко не определена. Так, профессор Д. Бах-рах высказал мнение, что налоговые и финансовые соглашения относятся к административным договорам, представляющим собой институт административного права и являющимся разновидностью публично-правового договора". В то же время такого рода договорам присущи некоторые признаки гражданско-правового регулирования договоров: диспозитивность, формально-юридическое равноправие сторон, автономность воли, эквивалентный характер и взаимная ответственность сторон. Подобные договоры могут быть основаны главным образом на нормах гражданского права, например договор с торговым предприятием-комиссионером, или же на нормах налогового права, например соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Очевидно, что вопрос о правовой природе таких договоров и соглашений, а также о характере отношений, складывающихся в результате их заключения, требует серьезного и глубокого изучения.

6. Биржи и предприятия обязаны предоставлять налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

7. Обязанности органов государственной статистики установлены в Приказе Государственного комитета по статистике РФ и Госналогслужбы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов»'".

8. Временной программой мероприятий по сбору информации о налогоплательщиках-организациях, уклоняющихся от постановки на налоговый учет (письмо Госналогслужбы РФ от 17 октября 1995 г. № ВП-6-12/649"), предписано производить сверку имеющейся в Госналогинспекции информации о стоящих на учете налогоплательщиках-организаииях с информацией о них, имеющейся в территориальных органах исполнительной власти и управления: местной администрации, статистики, внебюджетных фондах, органах внутренних дел, органах учета нежилых помещений и предприятий, Бюро технической инвентаризации, органах архитектуры, землеустройства, территориальных органах Главного управления по борьбе с экономической преступностью Министерства внутренних дел РФ, Антимонопольного комитета РФ.

9. Российское налоговое законодательство содержит и другие примеры, когда те или иные субъекты вступают в налоговые отношения, обеспечивая тем самым уплату налога налогоплательщиками. Таким образом, любой гражданин, организация, предприятие и учреждение могут стать участниками налоговых отношений. Их обязанности могут возникнуть на основе права налоговых органов проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также права получать от всех юридических лиц без оплаты данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков.



19. Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);
3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.
Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
– сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.
Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

Читайте также: