Теория коллективных потребностей в налогообложении

Опубликовано: 20.09.2024

Теория эквивалентного обмена строилась на признании возмездного характера налогообложения, на частноправовом взгляде на государство и налоговые отношения как результат соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым за налоги члены общества «покупают» у государства услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п.

Налоговая теория обмена услуг не ограничена временем (Средневековьем) и не «страдает формальностью подхода» к сущности налогов, т.е. может претендовать на объективность, по крайней мере, в своей основной идее — возвратности (эквивалентности) налоговых отношений.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора», основоположниками которой были С. де Вобан (1633—1707 гг.) и Ш. Монтескье (1689—1755 гг.). Они считали, что налог является результатом договора между гражданами и государством, на основании которого подданные вносят государству плату за охрану, защиту и иные услуги. При этом уплата налогов и пользование услугами являются обязательными.

В целом положения атомистической теории легли в основу одного из двух концептуальных принципов построения современного налогообложения и распределения налогового бремени — принципа полученных благ, услуг и выгод, на котором, в сочетании с принципом платежеспособности, строятся сейчас налоговые системы развитых стран.

Подобной позиции в рамках теории «фискального договора» придерживались и мыслители XVII—XVIII вв. Т. Гоббс, Вольтер, О, Миоабо. Так, последний писал, что налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка, а Национальное собрание Франции в XVIII в. называло налог общим долгом всех , граждан и ценой тех выгод, которые доставляет им общество .

В первой половине XIX в. известный экономист Ж. С. Сисмонди разработал теорию налога как «наслаждения». Основная ее идея состоит в том, что налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества «наслаждения» от общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности.

Еще одной общей налоговой теорией, стоящей особняком, но тем не менее имеющей тесную связь с теорией обмена, является теория налога как страховой премии. Идея страхования в налогообложении возникла в XVIII в. и была развита во второй половине XIX в. А. Тьером и его последователями в лице Дж. Мак-Куллоха, Э. де Жирардена и др. Суть теории: Общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить налоги пропорционально своему доходу или имуществу для покрытия издержек по охране и защите собственности. Налоги, таким образом, представляют собой страховой платеж, который уплачивается субъектами на случай наступления страхового риска. Налогоплательщики в зависимости от размера своих доходов (имущества) страхуют свою собственность от риска войны, пожара, кражи и т.д., однако в отличие от обычного страхования налоги уплачиваются не для получения суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая, а для финансирования затрат государства по обеспечению обороны и право-порядка. Так,.

Значимость теории обмена состоит в том, что к основной идее, заложенной в ней, вольно или невольно обращаются все последующие представители различных направлений экономической и финансовой науки. Она разделила их на сторонников и противников признания эквивалентного (возвратного) или безвозмездного (безвозвратного) характера налоговых отношений, а самих налогов — как цены общественных благ (услуг государства) или как жертвы (общественного убытка).

Классическая и неоклассическая теории налогов и налогообложения

Высокий научный уровень разработки вопросов экономической природы налога присущ классической теории (теории нейтральности) налогов А. Смита, Д. Рикардо, Ж-Б, Сэя и их последователей (конец XVIII — середина XIX в.). Суть: Налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, никакая другая функция, кроме фискальной, им не присуща.

Сторонники классической теории выступали против государственного вмешательства в экономику, в том числе налоговыми методами. Они считали, что в рыночных условиях максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления полной экономической свободы субъектам. Государство обязано лишь обеспечивать условия для нормального функционирования рыночной экономики путем охраны права частной собственности. Основным источником покрытия расходов при выполнении правительством этой задачи должны быть налоги. К последним классики обычно не относили пошлины и целевые сборы, поскольку эти государственные

Вклад классиков политэкономии в науку о налогах значителен и прежде всего потому, что они впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках теории стоимости (ценности).

Под влиянием названных процессов формировалась неоклассическая налоговая шкала, представители которой разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей (в силу особой значимости эта налоговая теория будет рассмотрена отдельно). П. Самуэльсон считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения.

В области налоговой политики неоклассики допускали определенное вмешательство государства в рыночную экономику, но на базе снижения ставок налогов и налогового бремени, расширения налоговых льгот и преференций. Представители неоклассической школы второй половины XX века (Андерсон, Луц, Киммел, Эмери и др.) предлагали политику низких налогов в комбинации с практикой широкого использования ускоренной амортизации активной части основных средств (вид инвестиционной налоговой льготы), что должно стимулировать рост сбережений, инвестиционной и деловой активности.

Теория налога как жертвы

В основу теории налога как жертвы было положено учение о происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном характере налоговых отношений. Налог рассматривался как обязанность, вызванная необходимостью покрытия государственных расходов, как односторонняя жертва со стороны населения и убыток для общества. Приверженцы теории жертвы обычно отказывались признавать получение гражданами каких-то бы ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора. Налоговые отношения характеризовались ими не как договорные, добровольные, а как обязательные, законодатель-но-правовые.

Н. Канар и Ж. Сисмонди, Дж. С. Миль, К. Эеберг и Н. Тургенев, И. Янжул, С. Витте, Я. Таргулов и др.

Налоговая теория удовлетворения коллективных (общественных) потребностей.

Коллективные потребности — это общественные блага (услуги), предоставляемые государством как субъектом хозяйствования, а налоги — плата за эти блага, взимаемая в принудительной форме. Именно в силу общественного характера коллективных потребностей (услуг государства) возникает необходимость принудительного изъятия налогов.

Коллективные блага, продукты и услуги, доставляемые государством, называются государственными издержками или государственными расходами. Эти услуги не могут быть подведены под понятие меновых благ, т.е. не могут иметь меновую ценность как при обычной купле-продаже или при оценке некоторых из них по определенному тарифу в виде пошлин. Однако и все остальные специфические блага доставляемые государством, должны быть оплачены, и мерилом соразмерности такой оплаты могут быть только налоги.

Взгляды на сущность и содержание налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Одними из первых на регулирующую функцию налогов обратили внимание меркантилисты (Томас Мэн, Джордж Локк, Джон Ло 16-18 вв.). В основе их учение лежало убеждение, что главным фактором экономического роста и национального богатства является внешняя торговля. Посредством высоких пошлин они предлагали воздействовать на баланс внешней торговли, создавая налоговые преференции отдельным отраслям, облагая внутри страны продажу предметов роскоши и т.о. регулируя потребление.

Первыми общими налоговыми теориями явились теории обмена. В их основе лежит признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия между теориями обмена проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства.

Основной посыл теории эквивалентного обмена состоял в определении сущности налогов как эквивалентной платы граждан за услуги по охране границ, поддержанию правопорядка, исправлению судопроизводства и т.п., покупаемые у государства. Налоговый платеж – акт свободного волеизъявления людей, результат которого эквивалентен.

Сторонники атомистической теории налогов (теории «общественного (публичного) договора» - Вобан, Ш. Монтекскье, 17-18 вв.) считали, что заключение публичного договора с государством – это обязательный акт, он не полностью эквивалентен, но взаимовыгоден для обеих сторон.

Сторонники теории «фискального» договора (Вольтер, Т. Гоббс, О. Мирабо, 17-18 вв.) определяли сущность налога как цену, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части и спокойно пользоваться ею. Обмен необязательно эквивалентный, но выгодный.

Согласно теории налога как «наслаждения» (Ж.С. де Сисмонди, 18-19 вв.), налог – цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение, но деньги, собранные в виде налогов, не должны идти на удовлетворение потребностей правителей. Суть посыла данной теории в возмездном и эквивалентном обмене между подданными и государством.

Авторы теории налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Куллох, 18-19 вв.) рассматривали налог как страховой платеж: граждане сообразно величине своих доходов страхуют свою собственность от всякого риска, который может помешать в их владении и пользовании этой собственностью.

Историческая ценность теорий обмена состоит в постановке вопроса о наличии эквивалентности в налоговых отношениях. В целом, с позиций теорий обмена можно дать следующее синтезированное определение налога. Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия объявленных обществу расходов государства, посредством которых финансируется оказание конкретных услуг, предоставляемых государством индивиду в обмен на получение от него данного платежа.

Основой классической теории налогов принято считать работы А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817), В. Петти («Трактат о налогах и сборах, 1662).

В. Петти считал причиной порождения системы налогообложения государство с присущими ему функциями: оборона, полиция, соц-эк. и др. Выделяет ряд принципов н/о: пропорциональность; недопустимость налоговой дискриминации; недопустимость чрезмерно большого налога для всего населения в целом; применение санкций за уклонение от уплаты налогов. Отстаивал преимущество косвенных налогов, которые взимались в основном со стоимости ввозимых товаров.

А. Смит и Д. Рикардо были убеждены в непроизводительном характере государственных услуг и в нежелательности отвлечения посредством налогов ресурсов от производительного труда, но в то же время признавали налог справедливой ценой или платой за предоставляемые государством услуги, что сближает их с теорией обмена. Заслуга Смита – разработка фундаментальных принципов налогообложения:

· принцип справедливости – налоговое бремя должно распределяться между гражданами соразмерно их доходам;

· принцип определенности – сумма, способ и время платежа д.б. заранее известны налогоплательщику;

· принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляется наиболее удобным для налогоплательщика;

· принцип экономии – рационализация системы н/о, сокращение издержек взимания налогов.

Фр. экономист Ж-Б Сэй (18-19 вв.) считал критерием производительности труда полезность. В итоге предоставление государственных услуг он определил как производство полезностей в нематериальной форме. Считал, что «наилучший из всех финансовых планов – это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов – это наименьший».

Д. С. Милль (19в.) считает, что налог – это плата со стороны производства за обеспечение нормальных условий хозяйствования.

Т.о., классиками политэкономии экономическая сущность налога не была раскрыта, но разработаны принципы н/о. Исходя из видения классиков, налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдением принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.

Теория налога как жертвы. Первое теоретическое представление налога как жертвы принадлежит физиократам, которые еще в середине 18 в. использовали его жертвенную сущность для обоснования доминирующего значения ренты и единого налога на землю. Они считали, что если государство народным богатством обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, следует получать из этого же источника. В оформление данной теории существенный вклад внесли Н. Канар, Ж.С. де Сисмонди, Д.С. Милль, К.Т. Эеберг, С.Ю. Витте, Н.И. Тургенев, И.И. Янжул, Б.Г. Мильгаузен, Я Таргулов и др. Важный вклад разработчиков данной теории в современное понимание налога – обоснование его принудительной, правовой и безэквивалентной сущности.

В рамках неоклассического направления маржинализма была сформулирована теория удовлетворения коллективных потребностей (к.19 – н. 20 вв.). А. Маршалл, Д.Б. Кларк, А. Пигу, Л. Вальрас, В. Парето. Авторы теории разграничили понятия индивидуальной и коллективной потребностей. Индивидуальные потребности возникают в рамках отдельных хозяйств, удовлетворяются частным способом, всегда требуют для своего удовлетворения индивидуального обладания данным благом или услугой и поэтому обладают свойством делимости. Коллективные потребности обусловлены общей заинтересованностью группы людей, удовлетворяются коллективно, могут быть делимыми и неделимыми. Делимые – это коллективные потребности, которые представляют собой сумму индивидуальных потребностей, например, потребности в почте, образовании, железной дороге. Неделимыми являются потребности, которые не могут быть разложены на индивидуальные: содержание аппарата госуправления, национальная оборона, общественный правопорядок. Удовлетворение именно неделимых коллективных потребностей и должно обеспечиваться за счет принудительного сбора налогов. Там, где индивидуальная заинтересованность превышает коллективную (например, услуги образовательные, почты, коммунальные), есть возможность использовать меновые отношения и продавать их населению по рыночной стоимости. Там, где коллективная потребность превышает индивидуальную (например, услуги судопроизводства), лучше использовать механизм частичного возмещения их путем установления соответствующего платежа (судебной пошлины) за пользование данной услугой.

Т.о., произошел отказ от классического негативного подхода к хозяйственной роли государства. Было признано, что затраты на удовлетворение коллективных потребностей экономически нужные и целесообразные. Следовательно, если речь идет о неделимых коллективных потребностях, налоги должны взиматься в принудительном порядке.

44. Раскройте содержание регулирующей функции налогов.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в н/о, направленных на усиление гос. вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно е общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством н/о воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Налоги могут оказывать различное влияние на развитие производства: стимулирующее и дестимулирующее.

Стимулирующий аспект регулирующей функции заключается в формировании посредством н/о определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков, видов деятельности, территорий. Он реализуется через систему налоговых преференций (льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые отсрочки, различные освобождения, вычеты и т.д.).

Дестимулирующий аспект регулирующей функции заключается в формировании посредством н/о определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Например, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности (игорный бизнес) или акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак), можно в определенной мере избирательно ограничить их предложение и распространение.

Следует заметить, что дестимулирующий аспект в определенной мере является зеркальным отражением стимулирующего. Так, посредством увеличения доли косвенного н/о можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следом\вательно, инвестиции; посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление харубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д.

date image
2014-02-12 views image
3486

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Таблица 2 - Частные теории налогов

Таблица 1 — Общие теории налогов

Общие и частные теории налогов

Налоговая теория— это система научных знаний о сути и природе нало­гов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теорий представляют со­бой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории нало­гов).

Общие теории налоговотражают назначен налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до наших дней.

Название Период Основоположник
Теория обмена Средние века -
Атомистическая теория Эпоха просвещения С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо
Теория наслаждения 1 -я половина XIX в. Ж. Симондде Сисмонди
Теория налога как страхо­вой премии 1 -я половина XIX в. Дж. Мак-Куххол, А. Тьер
Классическая теория 2-я половина XVIII — 1 -я половина XIX а. А. Смит, Д. Рикардо
Теория жертвы XIX —начало XX в. Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль
Теория коллективных по­требностей Последняя четверть XIX - начало XX в. Э. Селигман, R Стурм, Л.Штейн, А. Шеффле, ф.
Кейнсианская теория 1 -я половина XX в. Дж. Кейнс
Монетаристская теория 50-е гг. XX в. М. Фридман
Теория экономики предло­жения Начало 80-х гг XX в. М. Берне, Г. Стайн, А.Лаффер

Суть теории обмена— возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с гос­подством договорных отношений.

Согласно атомистической теории,как разновидности предыдущей, налог - результат договора между "сторонам и, по которому подданный вносит госу­дарству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмел одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может счи­таться справедливой.

В соответствии с теориейнаслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж. Симонд де Сис-монди писал: При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государ­ства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расхо­дах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключает­ся в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хороши­ми дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается рели­гиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим насла­ждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теории налога как страховой премиирассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налого­плательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собствен­ность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному под­ходу к этой теории, налогоплательщик выступает Как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и иму­ществу.

Для сторонников классической теорииналоги — один из видов государ­ственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию прави­тельства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.




Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей.Обе теории содержат идею "принудительного характера налога, трактуя налог как обязан­ность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Тео­рия жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десяти­летия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государст­венных расходов и увеличения налогового гнета.

Центральная идея кейнсианской теориизаключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения, как пассивный источник дохода, мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

На количественной оценке денежного обращения основана теория моне­таризма.Согласно данной теории налоги, наряду с иными компонентами, воз­действуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблаго­приятные факторы развития экономики.

В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложе­ниярассматривает налоги как один из важных факторов экономического раз­вития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной дея­тельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер уста­новил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ста­вок.

К частным теориям налогов(табл. 2) относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.Финансовая наука долго искала ответ о влиянии прямого и косвенного налогообложения при соз­дании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.

Название Период Суть теории
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения Раннее средне­вековье Налоговые системы строятся на пря­мом налогообложении, косвенные на­логи считаются вредными
Конец средних веков Налоговые системы строятся на кос­венном налогообложении
Конец XIX в. Необходимо поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами
Теория единого нало­га Разные времена Единый налог — это единственный, исключительный налог на определен­ный объект налогообложения
Теория пропорцио­нального и прогрес­сивного налогообложения Разные времена Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщиков
Теория переложения налогов СерединаXVII в. Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена

В теории единого налогалежит мысль, что налоги уплачиваются из одно­го источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдель­ных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.

Теории пропорционального налогообложениябазируются на ослабле­нии налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налого­облагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

Теории прогрессивного налогообложенияоснованы на усилении налого­вой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

Теория переложения налоговизучает справедливость распределения на­логового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по кате­гориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: аб­солютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Провести систематизацию суждений о понятии «налог» в процессе развития научных взглядов (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор Суждения
Ф.Аквинский (12226-1274 гг.), средневековый философ Определил налог как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее «богоугодной формой» финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей.
Ф. Бэкон (1561-1626 гг.), английский философ в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» пишет: « Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».
Т. Гобсс (1588-1679 гг.), английский экономит «к равной справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту»
Вольтер (1694-1778 гг.), французский писатель-просветитель «уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное»
У. Петти (1623-1687 гг.), английский экономист В своем «Трактате о налогах и сборах» он разрабатывал теорию косвенных налогов, отдавая им предпочте­ние перед прямыми налогами.
Ш. Монтескье (1669-1755 гг.), французский просветитель «Налог- часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием».
Б.Франклин (1706-1790 гг.), государственный деятель США «в жизни неизбежны две вещи: смерть и налоги»
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ «налоги для тех кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы»
Д. Рикардо (1772-1823 гг.) английский экономист «самым лучшим налогом является наименьший налог».
Н.И. Тургенев (1789-1871), русский экономист-финансист « требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства».
П. Прудон (1809-1865 гг.), экономист « в сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве»
К. Маркс (1818-1883 гг.), экономист « в налогах воплощено экономически выраженное существование государства»
Ф. Нитти (1868-1953 гг.), итальянский экономист «никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов»
Э. Селигман, и Р. Стурм (1908 г.) американские экономисты
П. Самуэльсон (1915г.), американский экономист
М. Фридман ( 1912 – 2006), американский экономист Инфляция – одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении.

2. Провести систематизацию принципов налогообложения выдвигаемых различными научными школами в процессе развития систем налогообложения (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор (школа) Выдвигаемые принципы
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ Всеобщность Определенность Экономичность Однократность
………. до сегодняшних дней

3. Провести систематизацию взглядов различных научных школ на роль налогов в экономике (полученные результаты оформить в табличной форме).

4. Провести систематизацию основных и дополнительных (второстепенных) функций налогов выдвигаемых различными научными школами и отдельными экономистами и финансистами (полученные результаты оформить в табличной форме).

Темы рефератов:

1. Дискуссионные вопросы сущности налогов.

2. Исторические этапы развития налогообложения в России.

3. Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

4. Взаимосвязь налогов с другими финансово-экономическими категориями.

5. Эволюция научных взглядов на роль налогов в экономике.

6. Причины возникновения налоговых платежей в экономике государства.

7. Влияние налогообложения на процесс воспроизводства.

8. Развитие систем налогообложения в условиях глобализации экономики.

9. Налоговые теории обеспечения интересов государства.

Налоговая теория— это система научных знаний о сути и природе нало­гов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теорий представляют со­бой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории нало­гов).

Общие теории налоговотражают назначен налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до наших дней.

Таблица 1 — Общие теории налогов

Название Период Основоположник
Теория обмена Средние века -
Атомистическая теория Эпоха просвещения С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо
Теория наслаждения 1 -я половина XIX в. Ж. Симондде Сисмонди
Теория налога как страхо­вой премии 1 -я половина XIX в. Дж. Мак-Куххол, А. Тьер
Классическая теория 2-я половина XVIII — 1 -я половина XIX а. А. Смит, Д. Рикардо
Теория жертвы XIX —начало XX в. Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль
Теория коллективных по­требностей Последняя четверть XIX - начало XX в. Э. Селигман, R Стурм, Л.Штейн, А. Шеффле, ф.
Кейнсианская теория 1 -я половина XX в. Дж. Кейнс
Монетаристская теория 50-е гг. XX в. М. Фридман
Теория экономики предло­жения Начало 80-х гг XX в. М. Берне, Г. Стайн, А.Лаффер

Суть теории обмена— возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с гос­подством договорных отношений.

Согласно атомистической теории,как разновидности предыдущей, налог - результат договора между "сторонам и, по которому подданный вносит госу­дарству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмел одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может счи­таться справедливой.

В соответствии с теориейнаслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж. Симонд де Сис-монди писал: При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государ­ства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расхо­дах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключает­ся в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хороши­ми дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается рели­гиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим насла­ждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теории налога как страховой премиирассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налого­плательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собствен­ность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному под­ходу к этой теории, налогоплательщик выступает Как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и иму­ществу.

Для сторонников классической теорииналоги — один из видов государ­ственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию прави­тельства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей.Обе теории содержат идею "принудительного характера налога, трактуя налог как обязан­ность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Тео­рия жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десяти­летия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государст­венных расходов и увеличения налогового гнета.

Центральная идея кейнсианской теориизаключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения, как пассивный источник дохода, мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

На количественной оценке денежного обращения основана теория моне­таризма.Согласно данной теории налоги, наряду с иными компонентами, воз­действуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблаго­приятные факторы развития экономики.

В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложе­ниярассматривает налоги как один из важных факторов экономического раз­вития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной дея­тельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер уста­новил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ста­вок.

К частным теориям налогов(табл. 2) относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.Финансовая наука долго искала ответ о влиянии прямого и косвенного налогообложения при соз­дании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.

Таблица 2 - Частные теории налогов

В теории единого налогалежит мысль, что налоги уплачиваются из одно­го источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдель­ных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.

Теории пропорционального налогообложениябазируются на ослабле­нии налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налого­облагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

Теории прогрессивного налогообложенияоснованы на усилении налого­вой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

Теория переложения налоговизучает справедливость распределения на­логового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по кате­гориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: аб­солютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Провести систематизацию суждений о понятии «налог» в процессе развития научных взглядов (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор Суждения
Ф.Аквинский (12226-1274 гг.), средневековый философ
Ф. Бэкон (1561-1626 гг.), английский философ
Т. Гобсс (1588-1679 гг.), английский экономит
Вольтер (1694-1778 гг.), французский писатель-просветитель
У. Петти (1623-1687 гг.), английский экономист
Ш. Монтескье (1669-1755 гг.), французский просветитель
Б.Франклин (1706-1790 гг.), государственный деятель США
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ
Д. Рикардо (1772-1823 гг.) английский экономист
Н.И. Тургенев (1789-1871), русский экономист-финансист
П. Прудон (1809-1865 гг.), экономист
К. Маркс (1818-1883 гг.), экономист
Ф. Нитти (1868-1953 гг.), итальянский экономист
Э. Селигман, и Р. Стурм (1908 г.) американские экономисты
П. Самуэльсон (1915г.), американский экономист
………. до сегодняшних дней

2. Провести систематизацию принципов налогообложения выдвигаемых различными научными школами в процессе развития систем налогообложения (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор (школа) Выдвигаемые принципы
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ Всеобщность Определенность Экономичность Однократность
………. до сегодняшних дней

3. Провести систематизацию взглядов различных научных школ на роль налогов в экономике (полученные результаты оформить в табличной форме).

4. Провести систематизацию основных и дополнительных (второстепенных) функций налогов выдвигаемых различными научными школами и отдельными экономистами и финансистами (полученные результаты оформить в табличной форме).

| следующая лекция ==>
Становление и развитие налогообложения | Задачи теоретической и прикладной метрологии

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:19, доклад

Описание работы

В XIX веке финансовая наука, сложившаяся уже в самостоятельную отрасль экономических знаний, дала новый импульс развитию теории налогов, а сами налоги стали рассматриваться как часть теории государственных финансов.
В центре внимания теоретических исследований в области налогов и налогообложения находились следующие проблемы:
1) исследование сущности налога и основных его элементов;
2) формирование целостной налоговой системы, обеспечивающей финансовые потребности государства на регулярной основе

Файлы: 1 файл

паше.docx

Налогообложение в теории коллективных потребностей

В XIX веке финансовая наука, сложившаяся уже в самостоятельную отрасль экономических знаний, дала новый импульс развитию теории налогов, а сами налоги стали рассматриваться как часть теории государственных финансов.
В центре внимания теоретических исследований в области налогов и налогообложения находились следующие проблемы:
1) исследование сущности налога и основных его элементов;
2) формирование целостной налоговой системы, обеспечивающей финансовые потребности государства на регулярной основе;
3) распределение налогового бремени в обществе;
4) определение объектов налогообложения и оценка влияния выбора объектов на текущее состояние экономики и перспективы развития;
5) развитие принципов налогообложения, позволяющих впоследствии заложить обоснованные подходы к выбору методов и средств налоговой политики государства;
6) обоснование видов ставок, используемых в налоговой системе, и видов ставок по отношению к отдельным налогам;
7) развитие концепции переложения налогов.
Одно перечисление проблем говорит о том, что основы современных знаний о природе и сущности налогов и системы налогообложения сформировались именно в этот период времени. Характер развития экономических и социальных процессов был таков, что индивидуалистическая трактовка налога все менее соответствовала реалиям жизни. Демократическое государство для осуществления своих старых (традиционных – оборона, управление, охрана правопорядка) и новых функций нуждалось в надежных источниках финансирования. Все в большей степени государство вовлекалось и в экономическую жизнь общества: крупные проекты строительства железных дорог, мостов, портов, электростанций, линий связи и др. осуществлялись при его активном участии.
Принудительное установление и взимание налога независимо от воли плательщика рассматривается как эквивалент за оказываемые государством коллективные (общественные) услуги, неделимые потребности членов общества. Так возникла теория коллективных потребностей, общественных благ, доставляемых государством, которые «должны быть оплачены, и для этой оплаты надо найти другое мерило соразмерности: это налог», - отмечал М.М. Алексеенко .
Поэтому для науки этого периода характерным является исследование налогов с позиций теории коллективных потребностей.
Коллективные блага отличаются от индивидуального блага прежде всего неконкурентностью и неисключаемостью. Неконкурентность означает такие свойства блага, как неделимость, неизбирательность и совместное потребление. Неисключаемость означает, что потребление коллективного блага одним человеком не сокращает потребление другого (типичным примером неконкурентности является национальная оборона, а неисключаемости – общественная система здравоохранения, где пользование услугами одного не исключает пользование услугами другим и всеми остальными).
В реальной жизни чисто индивидуальное и чисто коллективное благо – это два полюса шкалы экономических благ, между которыми находится широкий спектр благ, находящихся в совместном (смешанном) пользовании.
Тем не менее, вне зависимости от количества совместного пользования, перед обществом встает проблема: каким образом и за счет чего покрывать издержки на производство таких благ? Очевидно, что отдельно взятый индивид не будет брать на себя бремя покрывать издержки производства того блага, которое потребляется всеми или большинством членов общества. Если это так, то мы приходим к выводу о необходимости включения механизма принуждения в софинансировании для обеспечения производства коллективных благ, а также распределения меры и тягости этого принуждения в отношении отдельных членов общества.


Государство должно иметь возможность, используя налоговый механизм, обеспечивать поступление в казну достаточных средств. А это, в свою очередь, приводит к важным выводам о том, что налоговая система должна быть целостной и включать в себя достаточно широкий перечень налогов, охватывающий различные объекты налогообложения.
Принудительный характер налогообложения ставит проблемы справедливого распределения налогового бремени в обществе. Конкретно это выражается в выборе субъектов и объектов налогообложения, видов налоговых ставок и размеров этих ставок.
С точки зрения теории налогов общественный сектор в экономике появляется тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов в целях реализации принципа социальной справедливости и сокращения неравенства в доходах населения. Данная теория обогащена множеством моделей и теорий распределения доходов.
Теория коллективных потребностей и практическое создание общественного сектора в экономике привели к тому, что одной из главных проблем финансовой науки стало обсуждение целесообразности и эффективности применения пропорционального и прогрессивного налогообложения.
Налогообложение считается:
• прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем доходе возрастает;
• пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода независимо от ее динамики;
• регрессивным, если бремя налога облегчается для граждан, имеющих более высокие и сверхвысокие доходы.
Немецкий ученый Адольф Вагнер в своей работе «Финансовая наука» (1880 г.) утверждал, что государство при выработке политики налогообложения должно руководствоваться не только финансовыми соображениями, но и принимать во внимание социально-политические факторы, смягчать неравенство в доходах. Устанавливая налоги, государство не должно стремиться лишить налогоплательщика привычного образа жизни. Пропорциональное налогообложение нельзя считать справедливым в этом смысле, так как одна и та же налоговая нагрузка ложится на налогоплательщиков, имеющих разный состав семьи, количество иждивенцев и др. Таким образом, развиваются идеи прогрессивного налогообложения.
А. Вагнер, развивая принципы налогообложения А. Смита, сформулировал девять основных правил, которые были классифицированы в четыре группы.
На первом месте стоят финансовые принципы организации налогообложения:
• достаточность обложения (с точки зрения удовлетворения общественных потребностей);
• эластичность (подвижность) налогообложения.
Народнохозяйственные принципы:
• надлежащий выбор источника обложения (речь идет о выборе в качестве объекта налогообложения дохода или капитала, и далее о выборе между отдельным лицом и населением в целом);
• правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения.
Третья группа включает этические принципы, принципы справедливости:
• всеобщность обложения;
• равномерность обложения.
Четвертая группа включает в себя административно-технические правила или правила налогового администрирования:
• определенность обложения;
• удобство уплаты налога;
• сокращение издержек взимания налогов.
Характерно то, что финансовые принципы – достаточность и подвижность А. Вагнер ставит на первое место. При этом он исходит из положения, что достаточность государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, является наиглавнейшей задачей.

С этих же позиций представляется значимой подвижность (эластичность) обложения.
Выполнение государством своих социальных функций (здравоохранение, просвещение) делает более наглядным бремя, которое несут налогоплательщики, создавая психологические предпосылки для уплаты налогов гражданами. В этой связи еще в начале ХХ в. профессор Московского университета И.Х. Озеров писал: «В настоящее время государственная власть уже может обращаться к гражданам открыто с предложением уделить известную часть своего дохода на общие нужды. В некоторых странах списки декларированных доходов публикуются во всеобщее сведение, и государственная власть тем самым прибегает к общественному контролю, правильно ли декларировали свой доход плательщики. Это важное приобретение – развитие морального чувства относительно уплаты налога в пользу государства».
Другой профессор Московского университета И.И. Янжул, исследуя налоговую и таможенную политику в увязке с экономическим развитием общества, писал о высокой доле косвенных налогов, об их негативном влиянии на экономику и платежеспособность населения, и потому выступал за снижение удельного веса налогов на потребление.
В работах И. Янжула проанализировано соотношение между прямыми и косвенными налогами в доходной части бюджета различных стран. Из его анализа следует, что в 1891 г. Россия имела высокую долю косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета – 83%. В то же время во Франции доля косвенных налогов составляла 74,4%, в Англии – 69,7%, а в Германии 64,6%. Высокий удельный вес косвенных налогов в составе налоговых доходов свидетельствует, что налоги падают в первую очередь на широкие слои населения за счет их переложения через цену на товары первой необходимости, перечень которых в России был шире, а ставки – выше.
Видный представитель отечественной финансовой науки А. Исаев в своем научном труде «Очерк теории и политики налогов» (1887 г.) исследовал природу и функции налогов, возможности использования налога в качестве инструмента политики государства в экономической жизни общества. Отметим, что следующим по своей фундаментальности труд в форме курса лекций по теории налогов был подготовлен А.А. Соколовым – «Теория налогов» (М., 1928). В нем автор освещает экономические основы обложения, взаимосвязи налоговых и экономических проблем, механизм воздействия налогов на хозяйственную жизнь в условиях СССР.
Видный представитель отечественной финансовой науки А.А. Тривус в своем труде «Налоги как орудие экономической политики» (1925 г.) критически рассмотрел вопрос о роли и функциях налогов в теориях меркантелистов. Для анализа А.А. Тривус использовал обширный статистический материал по экономике Франции, Австрии, Германии, России. Основная проблема исследования –регулирующая роль налогов в экономике.
«Задачи экономической политики не ограничиваются стимулированием энергии отдельных действующих лиц, государство должно одновременно взять на себя регулирование их деятельности»- писал А.А. Тривус. Исследуя стимулирующие возможности налогов, А.А. Тривус приходит к выводу о том, что государство должно обеспечить движение капитала и предпринимательской энергии в те отрасли, которые имеют решающее значение для национальной экономики.

Читайте также: