Теория единого налога основоположники

Опубликовано: 07.05.2024

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:51, реферат

Описание

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века.

Содержание

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Работа состоит из 1 файл

НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ.doc

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства[1]. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII – начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства[2]. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридманом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Для удобства изложения можно объединить первые два периода, в первой главе - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, – во второй главе – Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи – это исследование научных концепций начиная с XVII века. А так же развитие теории налогообложения c XX века – где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

1.НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ XVII-XIX ВВ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Основоположником теории налогов считается шотландский экономист и финансист Адам Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) появилась разновидность теории обмена услуг - атомистическая теория. Ее представители - французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. “Совершенно ясно и признано всеми, — пишет Вобан, — что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать”, и не менее ясно, что “государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств”. К проблеме обеспечения защиты от внешнего врага присоединяется проблема поддержания внутреннего порядка и спокойствия в стране, для чего необходимы суд, полиция и прочие государственные органы. Для содержания их надо платить налоги. Получается обмен одних ценностей на другие: “подобно тому, как мы оплачиваем купца за купленные у него товары, адвоката за полученный совет, так мы платим и правительству за его услуги”.

Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налог является одновременно и жертвой, и наслаждением, т.е. при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять—таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

В этот же период появляется идея налога как страховой премии (основатели французский государственный деятель А. Тьер (1797-1877), английский экономист Дж. Мак—Куллох (1789-1864)). Здесь налоги рассматривают как платеж на случай возникновения какого—либо риска, т.е. налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара, кражи и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению правопорядка и обороны. Таким образом, идея страхования, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория (теория налогового нейтралитета) выдвинутая английскими экономистами А. Смитом (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) в конце XVIII в., имеет более высокий теоретический уровень. Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. Считается, что сегодня классическая теория несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а влияет на многие экономические процессы в обществе. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

2.НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ XX ВЕКА. И НЕОКЛАССИЦИЗМ.

В начале XX в. появились новые налоговые теории. Можно выделить два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). Центральная мысль этой теории в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и способствуют ее успешному развитию, поскольку изымают излишние сбережения, мешающие экономическому росту. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно – денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответсвующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Кейнсианская теория была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Поэтому на смену кейнсианской концепции пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается А. Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Маршалл отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение только кредитно – денежной политике ЦБ, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения. Основная мысль неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;

- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Вопрос № 2. Общие и частные теории налогов, их эволюция и развитие на современном этапе.

Общие теории налогов:

Атомистическая теория появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633—1707 гг.) — теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) — теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством.

Теория наслаждения ( швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.). Теория налога, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

Классическая теория (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

Кейнсианская теория , была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития.

Теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономики может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских % ставок.

1. Теория соотношения прямого и косвенного обложений.

В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья алоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем а предметы первой необходимости (налог на соль). Косвенные налоги ухудшали положение народа.

Вторая позиция напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

Сторонниками косвенного налогообложения являлись А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.

2.Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения.

Согласно идеи пропорционального налогообложения, НС должны быть установлены в едином % к доходу налогоплательщика, независимо от его величины. Данное положение обосновывалось принципами равенства и справедливости.

В соответствии с прогрессивным обложением НС и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика. С богатого гражданина необходимо взимать больше. В поддержку прогрессивной теории выступали сторонники социалистического переустройства общества, а К. Маркс и Ф. Энгельс даже связывали ее с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но ее элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Ж.Ж. Руссо и Ж.Б. Сэя. Сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.

3.Теории переложения налогов, изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

Основоположником теории переложения считается Джон Локк (1632 —1704), который, сделал вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли.

4.Теорию единого налога эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые.

Единый налог – это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения, на один из источников доходов. Поэтому единый налог вводится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимания множества отдельных налогов. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагалась земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар.

Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений.

Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений.

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.

Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту.

Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"

Частные налоговые теории: прогрессивное налогообложение, переложение налогового бремени.

В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но её элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.) и Жан Батиста Сэя (1767—1832 гг.). Однако все сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.

Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который делая, вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, происходящих в обществе, государстве, экономике происходили изменения в налогообложении. Попытки теоретически обосновать практику налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в обществе. Выделяют частныеналоговые теории, в которых исследуется лишь один какой-то аспект налогообложения, и общие налоговые теории, рассматривающие налогообложение комплексно.

Примером частных налоговых теорий могут служить следующие теории: 1) теории единого налога;

2) теории соотношения прямого и косвенного налогообложения (в раннем средневековье косвенные налоги считали вредными, в конце средневековья налоговые системы строятся именно на косвенном налогообложении, в конце 19 века обоснована необходимость поддержания относительного равновесия между прямыми и косвенными налогами);

3) теории пропорционального и прогрессивного налогообложения;

4) теории переложения налога.

Каждая из названных теорий имеет своих авторов и последователей.

Одной из первых общих теорий налогообложения является теория обмена (середина 18 века), в основе которой лежит признание возмездного характера налогообложения. В этой теории налоги рассматривались как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за поддержание порядка и другие услуги государства, т.е. как обмен одних ценностей на другие, хотя и не всегда добровольный. Эта теория применима только в условиях средневековья. Разновидностями общей теории обмена были атомистическая теория, теория общественного договора, теория налога как страховой премии, теория наслаждения (жертвы) и др.

Далее всеобщая теория трансформировалась в подлинно научную классическую теорию налогообложения, основоположником которой считают шотландского экономиста и философа А.Смита. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) А.Смит отмечал, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. По мнению ученых-классиков Д.Рикардо, У.Петти, Дж.Милля, Ж.Б.Сэя экономика – устойчивая и саморегулируемая (по принципу « невидимой руки») система, государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции (охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка), а налоги – это только источники покрытия затрат государства на эти цели. В то же время классики рассматривали налог и как зло, убыток для общества, т.к. налог, по их мнению, обслуживал непроизводительные расходы государства и изымал средства из производительного применения. Основной спор был связан с проблемой обеспечения справедливости взимания налогов (равномерного или прогрессивного налогообложения).

Усложнение экономических отношений в обществе в результате экономических кризисов в США, ряде стран Европы, Великой депрессии 1929 – 1933 гг. привело к необходимости корректировки классического учения о налогах, к переосмыслению места и роли государства, значения налогообложения. Поэтому на смену пришли новые налоговые теории, которые можно разделить на два основных направления – кейнсианское и неоклассическое.

Согласно кейнсианской теории эффективного спроса (1-ая половина 20 века) обеспечение экономического роста затруднено наличием больших сбережений, которые не вкладываются в производство и снижают общий объем совокупного спроса. Поэтому необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций и текущих расходов государства. При этом Дж. Кейнс выступал за прогрессивное налогообложение, поскольку налоги можно использовать в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Снижение уровня налогообложения, по мнению Дж. Кейнса, уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а использование прогрессивного метода налогообложения способствует сглаживанию этого процесса. Так, в фазе подъема растут доходы фирм и населения, а при прогрессивном налогообложении еще быстрее растут суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей, следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, что сдерживает экономический рост. В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, сокращаются суммы изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают государственные социальные выплаты, что способствует увеличению покупательной способности населения (росту совокупного спроса) и в итоге помогает преодолеть спад экономики.

Вывод: теория Дж. Кейнса в отличие от классической теории, рассматривавшей налоги лишь как источник доходов государства, предлагает рассматривать налоги как регулятор процессов потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

В условиях НТР кейнсианская теория эффективного спроса перестала отвечать требованиям экономического развития, поэтому ей на смену пришла неоклассическая теория эффективного предложения (основоположник - Дж. Милль – 1907 г.). Согласно этой теории государственное вмешательство должно быть ограничено и направлено на устранение препятствий действию законов свободной конкуренции. Среди представителей неоклассической школы не было единого мнения о роли государства в регулировании экономики, поэтому неоклассическая теория получила развитие по двум направлениям: теория экономики предложения (начало 80-х годов 20 века) и теория монетаризма (50-е годы 20 века).

Представители теории экономики предложения (М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер) рассматривали налоги как фактор экономического развития и регулирования. Они утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, тормозят процессы инвестирования, обновления и расширения производства, поэтому необходимо радикальное сокращение предельных налоговых ставок, понижение за счет этого прогрессивности налогообложения, предоставление налоговых льгот корпорациям, чтобы они могли увеличить собственные источники накопления. Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании ученых США под руководством профессора А.Лаффера (начало 80-х годов 20 века). В соответствии с бюджетной концепцией А.Лаффера налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы (так называемая кривая Лаффера). Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее происходит либо плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение, т.к. губится предпринимательская инициатива, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, появляется теневой сектор. Предельной ставкой налогового изъятия в бюджет А.Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой растет сумма доходов бюджета. При 40–50%-м изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики.

Приверженцы теории монетаризма (автор - М.Фридман) предлагали ограничить роль государства деятельностью по регулированию денег в обращении и процентных ставок и повышению (снижению) налогов. Они также делали ставку на снижение налогов. По их мнению, сокращение налогов ограничивает государственные расходы, служащие дополнительным стимулом инфляции, а сами налоги помогают изымать лишнее количество денег из обращения (а не сбережений, как в кейнсианской теории).

Несмотря на популярность неоклассического направления полной замены кейнсианских методов не произошло. В дальнейшем стали появляться новые течения, как синтез кейнсианской и неоклассической теорий. До сих пор ведется полемика о роли налогов в экономике государства, о том, как избежать негативных последствий влияния налогов либо их сгладить.

Читайте также: