Что такое налоговая статистика

Опубликовано: 11.05.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Система показателей статистики налогов формируется на основе регламентируемых Налоговым и Бюджетным кодексами РФ норм и понятий.

    Для рыночной экономики важно использовать бюджетную класси­фикацию поступлений, основанную на экономическом характере нало­гообложения, обусловленном тем, что изменения в экономической сфере отражаются на поступлениях, а налоги существенно влияют на те операции, с которых они взимаются.

    Применяемая в практике российской экономики классификация ориентирована на международную классификацию доходов государ­ственного бюджета, согласно которой доходы бюджета - это обязатель­ные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимает­ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им по праву собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

    Систему налогов и сборов в России составляют федеральные, регио­нальные и местные налоги и сборы.

    Все установленные на территории Российской Федерации налоги и сборы можно разбить на три уровня.

    Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законода­тельством, формируют основу доходной части федерального бюджета, и, поскольку это наиболее доходные источники, за их счет поддержива­ется финансовая стабильность страны, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

    К числу федеральных относятся: налог на добавленную стои­мость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; государ­ственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологичес­кими ресурсами, водный налог. Перечисленные налоги создают ос­нову финансовой базы государства. За их счет на 89% формируется консолидированный бюджет государства, из которого при необхо­димости могут дотироваться бюджеты низовых уровней — субъек­тов Федерации (регионов) и субъектов регионов (районов, городов И Т. д.).

    Второй уровень — региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей и округов).

    Региональные налоги устанавливаются представительными орга­нами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодатель­ства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные вла­сти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

    Второй уровень представлен налогами регионов не в географическом значении этого термина, а в административно-территориальном - края, области, автономных округа и области. Эти налоги, устанавливаемые и регулируемые законодательными органами, формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации. К ним относятся: налог на иму­щество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

    В консолидированном бюджете Российской Федерации на долю региональных налогов приходится 8% всех поступлений. Самым зна­чимым из перечисленных налогов для формирования региональных бюджетов является налог на имущество юридических лиц, на долю которого приходится 10% всех доходов. (Больший удельный вес в структуре доходов указанных бюджетов занимают федеральные на­логи: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами). В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не дела­ется различия между налогом на имущество юридических лиц и нало­гом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

    Третий уровень - местные налоги, т. е. налоги городов, районов, по­селков и т. д. Они устанавливаются муниципальными органами власти. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Эти налоги занимают 2% в консолидированном бюджете страны.

    Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих евро­пейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой к доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов.

    Существуют специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, регио­нальных и местных налогов и сборов.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

    К специальным налоговым режимам относятся: система налогооб­ложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе про­дукции. На их долю приходится чуть более 1% поступлений налогов и сборов.

    Показатель неналоговых поступлений включает совокупность не­возвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К неналоговым доходам, контролируемым налоговыми органами, относятся: плата за представление информации по единому государственному реестру на­логоплательщиков; доходы от реализации соглашений о разделе про­дукции; платежи при пользовании недрами; все поступления по штра­фам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все доб­ровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного секто­ра и др.).

    Весь перечень налогов и сборов содержится в приведенной в прило­жении бюджетной классификации, ежегодно уточняемой Министер­ством финансов РФ с учетом изменений налогового законодательства и утверждаемой соответствующим приказом.

    Система показателей статистики налогов опирается на категории, от­ражающие природу различных процессов, происходящих в налоговой сфере.

    К ним относятся:

    • начисление налогов и сборов;

    • поступление налогов и сборов;

    • задолженность по налогам и сборам, включая недоимку (просро­ченные платежи), отсроченные и приостановленные к взысканию платежи;

    • налогоплательщики (юридические и физические лица);

    • выездные и камеральные проверки юридических и физических лиц;

    • доначисление платежей по результатам камеральных и выездных проверок;

    • взысканные суммы доначисленных платежей.

    Система показателей существующей налоговой отчетности позволя­ет проводить комплексный анализ поступлений налогов и сборов, оп­ределять объемы роста или снижения налоговых платежей за рассмат­риваемый период, распределение их по уровням бюджетной системы, структуру поступлений по группам и видам налогов, по отраслям, рас­считывать уровень собираемости отдельных налогов, оценивать потери бюджета, связанные с недопоступлением налогов по причине предос­тавления льгот, наличие недоимки, отсроченных платежей и т. д.

    В налоговой статистике особенно важно при построении динамичес­ких рядов обеспечить сопоставимость уровней показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов бюджета, со временем претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней ряда может быть достигнута путем перегруппировки доходов за предшествующие периоды согласно действующей на данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за по­следний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме то­го, причиной несопоставимости уровней рядов динамики в последнее время являются также изменения масштабов цен, сопряженные с ин­фляцией. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пе­ресчета показателей с учетом индекса инфляции.

    Важнейшими аналитическими показателями, характеризующими поступление налогов и сборов, являются относительные показатели до­ходов бюджета, позволяющие определить долю каждого налога в общем объеме поступлений и сделать выводы о самых значимых налогах в фор­мировании доходной части бюджета. Наличие подобных данных в ди­намике (при условии их полной сопоставимости) дает возможность сде­лать выводы о структурных сдвигах в составе доходов бюджета и опре­делить круг факторов, вызвавших их изменения.

    Применение относительных показателей структуры налоговых по­ступлений обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных пока­зателей, исчисленных в рамках одной классификации (табл. 6.1).

    Структура поступлений налогов и сборов консолидированного бюджета в 2002 и 2003 гг., % к общей сумме доходов

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоговые проверки


    Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

    Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

    щш
    олр

    Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

    шг

    Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

    1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

    2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

    3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

    лот

    За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

    Рост поступлений по основным налогам

    щшо

    ор

    Эффективность налогового контроля

    Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

    7н

    Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

    В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

    Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

    Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

    Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

    В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

    Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

    За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

    Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

    гшр

    Эффективность взыскания

    Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

    На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

    Некоторые выводы по 2018 г.

    В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

    К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

    Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

    Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

    Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

    Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

    1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

    2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

    о

    Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

    Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

    При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

    3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

    4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

    5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

    Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

    Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

    6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

    Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней.

    Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, которые взимаются на территории государства в соответствии с «Налоговым кодексом» и нормативными документами в пользу общества.

    Налоги – это часть дохода, которая взимается безвозвратно, безэквивалентно в форме принудительного платежа преимущественно в денежной форме.

    Пошлины - это обязательные плата за совершение действий в интересах заявителя государственными и другими органами в соответствии с действующим законодательством.

    Сбор – это платеж, который устанавливается в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления.

    Налоги выполняют распределительную, контрольную и воспроизводственные функции. Налоги являются частью финансовых отношений связанных с формированием доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Источником налогов является валовой внутренний продукт (ВВП). Налоги формируют финансы государства и составляют значительную часть доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

    Объектом налогообложения является предмет, на который начисляется налог или его использование. Это может быть имущество, доходы юридических и физических лиц, капитал пользование природными ресурсами и др.

    Масштаб обложения – это единицы, которые являются основой для измерения налогов. Площадь земли, например, для исчисления земельного налога, размер прибыли ОАО – для исчисления налога на прибыль.

    Единица обложения - это часть объекта обложения, по которой взимается налог.

    Налоговая ставка – размер налога удерживаемого с единицы обложения исчисляемый в процентах.

    Налоговое событие – это ситуация требующая уплаты налога, пошлины или сбора.

    Источниками информации о налогах и налогоплательщиках, налогооблагаемой базе служат статистическая отчетность, формы отчетности используемые Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ. Среди них важное значение имеют формы бухгалтерской и статистической отчетности предприятий, указанные в первом вопросе. Среди отчетности Министерства РФ по налогам и сборам следует выделить формы : №1 –НМ - отчет о поступлении налоговых и других доходов в бюджетную систему РФ, №4 –НМ – отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате налоговых санкций и пеней, №5-НБН – отчет о базе налогообложения по основным видам налогов, №7 –НП –отчет по крупнейшим предприятиям – юридическим лицам, №1-ДДК – отчет о декларировании доходов физических лиц, № 1 –ККМ – отчет о контрольной работе по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, №8 –МА – отчет об использовании специальных марок для маркировки алкогольной продукции, №8 –МТ – отчет об использовании специальных марок для маркировки табачной продукции, № 8–0 – сводный отчет об оптовом обороте этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов, №1 –УЧ – отчет о работе по учету налогоплательщиков и другие.

    Статистика изучает налоги с использованием различных статистических методов. Наиболее широкое применение имеет метод группировок (классификаций). Они способствуют рациональной организации и эффективному управлению налогообложением.

    Классификаторы, используемые в налоговых органах, согласуются с «Единой системой классификации и кодирования информации» - общероссийскими, а также ведомственными и системными классификаторами.

    В основу классификаций налогов положены различные группировочные признаки. Ониявляются объективными критериями разграничения и систематизации налогов и сборов позволяющими делать сопоставления с международными стандартами. Рассмотрим основные их них.

    По уровню взимания и распоряжения налогами или статусная классификация выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В соответствии с «Налоговым кодексом РФ» (НК РФ)к федеральным налогам и сборам относятся следующие : НДС (налог на добавленную стоимость); акцизы ; налог на прибыль (доход) предприятий и организаций ; таможенные пошлины и сборы; экологический налог; налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от капитала ; государственная пошлина; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. С введением с января 2001 года новых глав НК РФ подоходный налог с физических лиц почти полностью идет в региональные бюджеты.

    Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и вводятся законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. К ним относятся налоги: лесной, водный, дорожный, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций, федеральные лицензионные сборы, на дополнительный доход от добычи углеводородов и сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

    Местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся нормативными актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на конкретной территории. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц, на наследование и дарение, на рекламу, земельный налог, а также региональные и местные лицензионные сборы.

    По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные – устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу.

    По объекту налогообложения применяются налоги имущественные физических и юридических лиц (на недвижимость, ее продажу, дарение или наследование), ресурсные, налоги взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг или дохода (прибыли), по операциям с ценными бумагами, по отдельным видам деятельности и другим объектам.

    По субъекту уплаты налогов выделяют: физические и юридические лица.

    По характеру использования различают общие и специальные налоги.

    По способу обложения или по построению налоговых ставок выделяют кадастровые, декларационные, налично –денежные и безналичные ставки.

    По методу исчисления или технике расчета различают налоги регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые в абсолютных суммах и кратных суммах по отношению к законодательно установленной месячной минимальной оплате труда.

    По учетно-экономической целесообразности налоги группируют на налоги включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг; включаемые в цену реализации продукции, работ и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы); налоги на прибыль и за счет прибыли, которая остается в распоряжении юридического лица; налоги, которые относятся на финансовые результаты до налогообложения прибыли, налоги удерживаемые из дохода физических лиц.

    По полноте прав пользования налоговых платежей и сборов разграничивают собственные или закрепленные налоги и регулирующие налоги.

    Налоговые доходы группируют так же по секторам экономики и отраслям промышленности.

    Для характеристики налогообложения используется система показателей. Рассмотримабсолютные показатели в натуральных единицах измерения.

    Статистический показатель, характеризующийчисло налогоплательщиковопределяется количеством юридических лиц и физических, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, а также физическими лицами уплачивающими подоходный налог по месту работы, т.е. по месту получения оплаты труда. Источником этой информации служат реестры налогоплательщиков, которые ведут органы Министерства РФ по налогам и сборам.

    Ввиду того, что предприятия и организации, физические лица, состоящие на учете в налоговых органах, платят разные налоги, ведется соответствующий учет, который определяетколичество юридических и физических лиц по каждому виду налогов,а такжечисло малых предприятий.

    По физическим лицам учитывается количество поданных деклараций.

    Налоговые органы контролируют полноту и своевременность уплаты налогов сборов и других обязательных платежей. Для этого проводятся камеральные и документальные проверки. При камеральных проверках налоговый инспектор проверяет наличие, правильность заполнения документов, налоговых расчетов при их приемке, а документальные проверки осуществляются с выездом на предприятие. Контрольные функции налоговых служб характеризуются следующими абсолютными натуральными показателями:

    количество проверенных плательщиков – всего, из них:

    количество плательщиков, по которым установлены нарушения налогового законодательства,

    количество случаев приостановления операций по счетам плательщиков,

    количество материалов, переданных в правоохранительные и судебные органы,

    количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф.

    К абсолютным стоимостным показателям налогообложения относят:

    - налоговые доходы, которые включают все обязательные платежи, поступающие в определенных размерах и в сроки установленные законодательством,

    - налоговые поступления, включающие все виды прямых и косвенных налогов. Налоговые поступления определяются показателем в номинальном выражении согласно Закону о федеральном бюджете на каждый год и дается его фактическое исполнение

    - общую сумму налоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней,

    - сумму авансовых налоговых платежей,

    - суммы отдельных видов налогов в соответствии с бюджетными классификациями,

    - суммы налоговых поступлений по отдельным секторам экономики и отраслям промышленности,

    - объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом - всего, в том числе по налогам:

    из них: НДС и налог на прибыль

    объем налоговой задолженности показывается на дату за определенный период или накопленным итогом.

    объем налоговой задолженности по заблокированным счетам

    - чистая налоговая задолженность перед консолидированным бюджетом, которая определяется разницей между общей налоговой задолженностью и авансовыми налоговыми платежами

    дополнительно начисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов

    сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок

    суммы, возвращенные плательщикам по излишне уплаченным налогам

    суммы начисленных административных штрафов

    суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам

    налогооблагаемая база по каждому из следующих налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсный, подоходный налог с физических лиц.

    суммы возврата по поданным декларациям физических лиц

    суммы доплаты налогов по поданным декларациям физических лиц.

    Все объемные показатели исследуются в динамике и по ним рассчитываются аналитические показатели ряда динамики.

    Большое значение в налоговой статистике имеют следующие относительные показатели:

    доля налогов консолидированного бюджета в ВВП,

    доля налогов консолидированного бюджета субъектов федерации в валовом региональном продукте,

    удельный вес налогов в доходах консолидированного бюджета,

    доля всех налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней,

    удельные веса прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений.

    удельные веса подоходного налога с физических лиц и налогов с юридических лиц в консолидированном бюджете

    удельные веса подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, НДС, импортных и экспортных пошлин, акцизов в налоговых поступлениях федерального и консолидированного бюджетов

    - удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете

    Сопоставление налогов с ВВП или валовым региональным продуктом позволяет судить о том насколько оптимально и эффективно налогообложение.

    Статистика изучает динамику удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета.

    Кроме перечисленных относительных показателей для анализа используются показатели структуры региональных и местных налогов в динамике. Так, например, рассчитывается структура налоговых доходов консолидированного бюджета по секторам экономики и отраслям промышленности.

    Большое значение имеет рассмотрение структуры налоговой задолженности по видам налогов перед бюджетами.

    В условиях рыночных отношений при выборе территории инвестирования большое значение имеет налоговый климат, количественную оценку которого можно определить уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Территориальные различия в налогообложении связаны с трехуровневой системой налогообложения и кругом полномочий, которые предоставлены региональным и местным органам власти действующим законодательством. Эти полномочия распространяются на введение региональных и местных налогов, определение налоговых льгот, ставок налогов, порядка и сроков уплаты налогов. Модель оценки налоговой нагрузки в регионах и на ее основе определение налоговой привлекательности различных регионов России была предложена Е.А.Кусковым ( МГУ им. Ломоносова ). Основным подходом по этой методике является сравнение налоговой нагрузки на среднестатистическое промышленное предприятие, зарегистрированное в определенном субъекте Федерации.

    Для оценки налоговой нагрузки используется упрощенную модель, по которой рассчитывается суммарная налоговая нагрузка гипотетического

    предприятия, зарегистрированного в 81 субъекте Федерации, и его сотрудников. Для проведения расчетов из перечня всех возможных федеральных, региональных и местных налогов, сборов, а также взносов в государственные внебюджетные фонды взяты те, которые формируют наибольшую долю налоговой нагрузки. Ставки этих налогов для расчетов берутся в соответствии с действующим налоговым законодательством. Далее рассчитывается суммарное налоговое бремя - это сумма всех рассматриваемых в модели налогов. Налоговая нагрузка определяется процентным отношением суммарного налогового бремени к объему реализации продукции, работ и услуг.

    В задачи статистики государственного бюджета входит сбор и разработка показателей, которые характеризуют сеть, штаты и контингенты бюджетных учреждений и необходимы для составления государственного бюджета. Сбор и разработка показателей осуществляется :

    по детским дошкольным организациям

    по учреждениям, осуществляющим подготовку кадров в профессионально- технических лицеях, средних и высших учебных заведениях, переподготовку кадров

    учреждениям культуры, искусства и средств массовой информации

    учреждениям здравоохранения и физической культуры

    учреждениям государственного управления и местного самоуправления

    учреждениям, обеспечивающим правоохранительную деятельность и безопасность государства

    учреждениям сельского хозяйства и другим.

    Одним из основных показателей, на основе которого по большинству перечисленных учреждений определяются штаты, сеть и расходы по ним, является контингент детей, учащихся школ, студентов. Для здравоохранения, органов государственного и местного управления, учреждений, обеспечивающих правоохранительную деятельность – это численность населения и другие. Так, например, расходы на общеобразовательные школы определяются в первую очередь контингентом учащихся, затем такими показателями как количество классов, педагогических ставок и другими. Перечисленные показатели рассчитываются в среднем за год, для этого используют средневзвешенную арифметическую или среднюю хронологическую моментного ряда динамики. Особенностью расчетов этих средних для образовательных учреждений является не совпадение бюджетного и учебного года, поскольку бюджетный год включает 8 месяцев одного учебного года (январь – август) и 4 месяца следующего за ним учебного года (сентябрь- декабрь ).

    Читайте также: