Налоговые поступления в экономике

Опубликовано: 04.05.2024

date image
2015-04-06 views image
605

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства -бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства должны давать "средства к достижению цели общества или государства" каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов, (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В течение 1992 - 1993 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами "задним числом".




Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы[4,c.39]:

* простота алгоритма расчета отдельных налогов;

* простота и экономичность системы сбора налогов;

* пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;

* равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;

* приемлемый размер общего налогового давления;

* справедливость по горизонтали;

* справедливость по вертикали.

Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.

Налоговая политика государства не только базируется на конкретных принципах, но и учитывает социально- экономические потребности страны, стратегические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.

Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совершенствования сортамента продукции, сокращение дохода от производства. При высоких налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный прогресс.

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносили изменения и дополнения. Вносились они и в минувшем году в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем.

В настоящее время происходит важный процесс переосмысления налоговой политики. Наряду с локальными поправками в налоговое законодательство, вызванными необходимостью срочно решать больные вопросы, в Минфине РФ подготавливаются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (англ. tax yield) – суммы, фактически поступающие в доход определенного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. В общем случае Н.п. – функция двух осн. факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению гос. доходов от налогов только до определ. предела: пока не начнет сокращаться облагаемая база. По превышении этого предела рост налоговой ставки приведет не к увеличению Н.п., а к сокращению доходов бюджета (см. также Лэффера кривая). Н.п. – основной источник формирования доходной части бюджета. Так, напр., Н.п. в бюджет г. Москвы обеспечивали в годы переходного периода к рынку подавляющую часть доходов: 1995 – 85%, в 2000 – 93%; в Московском областном бюджете этот показатель составил соответственно 75 и 89%. Примерная структура основных Н.п. консолидированного бюджета и их распределение по уровням бюджетной системы, характерное для РФ 90-х годов (в %), приведены в таблице.
Н.п. – инструмент бюджетного регулирования. Так, часть Н.п., аккумулируемая в федеральном бюджете, перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными (субъектов РФ) и местными. Н.п. от части федеральных налогов и одного регионального (налог на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Н.п. по налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соотв. бюджет, за к-рым они закреплены. Др. часть федеральных налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) являются регулирующими источниками. Н.п. по налогам используются для регулирования Н.п. в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от Н.п. по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, на год, но на практике могут утверждаться и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Начиная с 1998 введена новая схема формирования и распределения средств федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (см. Межбюджетные отношения): доходная часть этого фонда образуется в размере 14% суммы Н.п. федерального бюджета за исключением доходов от таможенных пошлин, сборов и др. платежей. В федеральном бюджете все регионы, нуждающиеся в поддержке, разделены на три группы: регионы Крайнего Севера; регионы, относящиеся к р-нам Крайнего Севера, имеющие такие р-ны или приравненные к ним; остальные субъекты РФ. Также ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете» устанавливаются перечень налогов и проценты от Н.п. по ним, к-рые зачисляются в бюджеты субъектов федерации.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

  • НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ
  • НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН

Смотреть что такое "НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ" в других словарях:

Налоговые поступления — TAX REVENUE Доходы государственного бюджета от налогов. Величина налоговых поступлений меняется в зависимости от уровня экономической активности: она существенно увеличивается в периоды подъема экономики, когда уровень занятости и, сле довательно … Словарь-справочник по экономике

ВЫРУЧКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ — (revenue) 1. Выручка от продаж. Общая выручка (доход) равна сумме поступлений от всего объема продаж, т.е. проданное количество товара, помноженное на цену; средняя выручка (доход) – это выручка в расчете на единицу проданного товара; предельная… … Экономический словарь

федеральный налоговый вексель, облигации под будущие налоговые поступления — Краткосрочные обязательства, выпускаемые Министерством финансов США для аукционной продажи со сроками исполнения от 23 до 273 дней. Как правило, срок исполнения по федеральным налоговым векселям наступает через 5 7 дней после ежеквартальных… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН — в налоговой системе стран с развитой рыночной экономикой используются прямые налоги: на доходы (прибыль) юридич. лиц; на доходы физич. лиц (личный подоходный налог); налоги на доходы от капитала в виде процентов; налоги на собственность… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

налоговые — предъявить налоговые претензии • демонстрация увеличить налоговые поступления • изменение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

поступления — увеличить налоговые поступления • изменение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ — формирование соврем. налоговых систем в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) началось в конце 80 х – нач. 90 х гг. одновременно с преобразованиями в др. сферах экономики, направленными на создание рыночного хозяйства. Первой… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВЫЕ ПРАВА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ — права, предоставленные представительным органам местного самоуправления в части установления и введения в действие налогов и сборов, отнесенных ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным, определения по ним налоговых льгот и налоговых ставок в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ — (англ. tax immunity) – вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения и направленной на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы Н.и. выражаются в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ОБЪЕМ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЧИСТЫЙ — налоговые поступления правительства минус правительственные трансфертные платежи … Большой экономический словарь


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.05.2018 2018-05-31

Статья просмотрена: 1473 раза

Библиографическое описание:

Калашникова, Е. Ю. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета Российской Федерации / Е. Ю. Калашникова, Д. М. Анимукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 414-417. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50983/ (дата обращения: 20.05.2021).

Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От величины налоговых поступлений зависит возможность государства эффективно выполнять возложенные на него функции, а именно, обеспечение обороноспособности, внутреннего порядка и социальное обеспечение населения.

Поэтому постоянный анализ динамики и структуры налоговых доходов, выявление основных проблем их администрирования и решение данных проблем становится необходимым для обеспечения непрерывной способности государства отвечать по своим внешним и внутренним обязательствам.

В нашей работе мы проведем анализ налоговых поступлений республиканского бюджета Кабардино-Балкарии за 2015–2017 гг.

Налоговые поступления занимают на протяжении последних трех лет значительный удельный вес в структуре доходной части республиканского бюджета Кабардино-Балкарии. Так, на их долю приходилось в 2015 г. — 40 %, в 2016 г. — 41 %, в 2017 г. — 38 % всех доходов республиканского бюджета (рис. 1).


Рис. 1. Формирование республиканского бюджета

Кабардино-Балкарии по отдельным видам доходов за 2015–2017 гг., млн. руб.

Из рисунка 1 можно отметить, что налоговые доходы республиканского бюджета Кабардино-Балкарии за 2017 г. составили 9 478 218 тыс. руб. Наибольшая доля поступлений была обеспечена за счет поступлений налога на доходы физических лиц. Они составили 30,7 % от общего объема налоговых доходов или 2 912 801 тыс. руб. На втором месте поступления от акцизов по подакцизным товарам (23,3 % или 2 205 800 тыс. руб.).

На третьем месте поступления от имущественных налогов (21,1 % или 1 996 304 тыс. руб.). Немаловажную роль сыграли также поступления налога на прибыль организаций, которые составили 18,9 % от суммарного объема налоговых доходов бюджета республики (рис. 2).


Рис. 2. Структура налоговых доходов республиканского бюджета КБР за 2017 г., %

Суммарный объем налоговых доходов республиканского бюджета КБР в 2017 году уменьшился на 1 604 525 тыс. руб. или на 14,5 % по сравнению с результатом 2016 года, и также сократился на 878 268 тыс. руб. или на 8,5 % по сравнению с результатом 2015 года (рис. 3).


Рис. 3. Динамика налоговых поступлений в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии за 2015–2017 гг., тыс. руб.

Сокращение общего объема налоговых доходов республиканского бюджета КБР было обусловлено уменьшением поступлений по таким статьям доходов, как акцизы по подакцизным товарам и налог на доходы физических лиц (рис. 4).


Рис. 4. Динамика поступлений основных налогов в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии за 2015–2017 гг., тыс. руб.

Мы видим, что поступления по сводной группе акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в республиканский бюджет КБР в 2017 году составили 2 205 800 тыс. руб. Этот показатель на 2 094 668 тыс. руб. или на 48,7 % меньше показателя 2016 года, и на 2 009 493 тыс. руб. или на 47,7 % меньше показателя 2015 года.

Снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам является следствием массового отзыва лицензий у предприятий республики, производящих алкогольную продукцию. Так, в ноябре 2016 года глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков заявил об остановке всех мощностей, производящих спиртосодержащую продукцию в связи с тотальной невозможностью контролировать легальность данного сегмента бизнеса.

Несмотря на снижение общего объема налоговых доходов, поступления по некоторым налогам демонстрируют стабильную динамику роста. К ним относятся имущественные налоги, налог на прибыль организаций, а также прочие налоговые доходы.

Поступления налога на прибыль организаций в 2017 году превысили результат 2016 года на 269 341 тыс. руб. или на 17,5 %, результат 2015 года на 847 172 или на 89,8 %, составив 1790 827 тыс. руб. (рис. 5).

Увеличение поступления налога на прибыль в 2017 году было обеспечено работой Комиссии Управления Федеральной налоговой службы РФ по КБР, организовавшей встречи с руководителями бюджетообразующих филиалов российских компаний в Кабардино-Балкарской Республике по вопросу обеспечения поступления налога на прибыль на уровне 2016 года. В результате 117 организаций изменили показатели налоговой отчетности по налогу на прибыль, а именно, был уменьшен убыток по сравнению с первоначально заявленной величиной на сумму 87,7 млн. рублей; была заявлена дополнительная прибыль в размере 165,8 млн. рублей; 43 плательщика уточнили свои налоговые обязательства в сторону увеличения по иным налогам на сумму 9,1 млн. рублей.

Таким образом, проведенный анализ показывает отрицательную динамику сокращения доли налоговых доходов в суммарном объеме доходной части республиканского бюджета Кабардино-Балкарии. Избежание дальнейшего сокращения налоговых доходов требует приложения значительных усилий со стороны органов власти республики по укреплению и развитию доходной базы за счет наращивания стабильных доходных источников, а также путем легализации объектов налогообложения и усиления санкций за нарушение налогового законодательства.

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налоговых платежей
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Налоговая подготовка
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог на испанскую
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Fiscus Judaicus
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят
  • Сельскохозяйственная
  • Экономическая
  • Энергия
  • Промышленное
  • Инвестиции
  • Социальное
  • Торговля
  • Фискальный
  • Денежный
  • Сочетание политик
  • Банковские резервы
    • требования
  • Окно скидок
  • Золотовалютные резервы
  • Процентная ставка
  • Денежно-кредитный орган
    • Центральный банк
    • валютный совет
  • Денежная база
  • Валютный (валютный) союз
  • Денежная масса
  • Доход
  • Расходы
  • Сбалансированный бюджет
  • Экономический рост
  • Стабильность цен
  • v
  • т
  • е

Налоговые поступления - это доходы , получаемые правительствами от налогообложения . Налогообложение является основным источником государственных доходов . Доходы могут быть получены из таких источников, как частные лица, государственные предприятия, торговля, роялти за природные ресурсы и / или иностранная помощь . Неэффективный сбор налогов выше в странах, характеризующихся бедностью, большим сельскохозяйственным сектором и большими объемами иностранной помощи.

Так же, как существуют разные виды налогов, форма сбора налоговых поступлений также различается; кроме того, агентство , собирающее налог, может не быть частью центрального правительства, но может быть третьей стороной, имеющей лицензию на сбор налогов, которую они сами будут использовать. Например, в Великобритании , на водителей и транспортных средств Агентством по лицензированию (DVLA) собирает транспортный налог , который затем передается на Казначейством .

Налоговые поступления с покупок бывают двух видов: «налог» - это процент от цены, добавленной к покупке (например, налог с продаж в штатах США или НДС в Великобритании), а « пошлины » - это фиксированная сумма, добавляемая к цене покупки. закупочная цена (например, на сигареты). Чтобы рассчитать общий налог, взимаемый с этих продаж, мы должны вычислить эффективную налоговую ставку, умноженную на поставленное количество.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Налогообложение и государственная правоспособность
  • 2 Изменения в уровне налогообложения
    • 2.1 Кривая Лаффера
  • 3 Администрирование доходов
    • 3.1 Государственный сектор
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

Налогообложение и государственная правоспособность

Налогообложение было ключевой задачей в любой стране, поскольку оно способствует укреплению потенциала и подотчетности государства . Чарльз Тилли определяет налогообложение как форму добычи, которая позволяет государству выполнять свои основные функции: государственную политику (образование, инфраструктуру, здравоохранение), создание государства и защиту. Налогообложение стало незаменимым в Западной Европе, когда странам нужно было финансировать войны, чтобы выжить. Позже эта европейская модель экспортировалась по всему миру. Сегодня уровень налогообложения используется как показатель дееспособности государства. Развитые страны поднимают больше налогов и, следовательно, могут предоставлять более качественные услуги. В то же время высокие налоги вынуждают их нести ответственность перед своими гражданами, что укрепляет демократию.

Изменения в уровне налогообложения

Влияние изменения уровня налогообложения на общие налоговые поступления зависит от исследуемого товара и, в частности, от его эластичности спроса по цене . Если товары имеют низкую эластичность спроса (они неэластичны по цене), увеличение налога или пошлины приведет к небольшому снижению спроса - недостаточному, чтобы компенсировать более высокий налог, взимаемый с каждой единицы. Таким образом, общие налоговые поступления вырастут. И наоборот, для товаров с эластичной ценой повышение ставки налога или пошлины приведет к падению налоговых поступлений.

Кривая Лаффера

На кривой Лаффера теоретизирует , что даже для неэластичен по цене товаров (таких как привыкание необходимых предметов), будет налог доход максимизации точки, за которой общая сумма налоговых поступлений будет падать , как налоги возрастут. Это может быть связано с:

  • Ограничение стоимости того, что на самом деле может быть предоставлено
  • Наличие дорогих заменителей (которые становятся дешевле)
  • Рост уклонения от уплаты налогов (например, через черный рынок )
  • Сокращение бизнеса из-за повышения налогов

Кривая Лаффера, однако, не является общепринятой; Пол Кругман назвал это «экономикой мусора».

Администрация доходов

Государственный сектор

Ограничивающим фактором при определении государственного бюджета является возможность налогообложения . Доход на душу населения (PCI) - это наиболее часто используемый показатель относительной фискальной способности . Но эта мера не может основывать расчет налоговой способности на других важных налоговых базах, таких как налог с продаж и налог на имущество и налог на прибыль организаций. Репрезентативная налоговая система должна оценивать уровень личного дохода, стоимость розничных продаж и стоимость собственности для расчета налоговой способности. Для этого рассчитывается средняя ставка налога для каждой базы путем деления полученного общего дохода на общую стоимость базы. Таким образом, например, собранные налоги на прибыль будут разделены на общий доход, чтобы получить ставку налогообложения.

Средние значения каждой налоговой базы можно использовать в сравнении с другими штатами или сообществами, то есть со средними значениями других государств или сообществ, чтобы определить, выгодно ли правительство сравнивает на региональном или национальном уровне. Положение государства или сообщества на этих различных основаниях может повлиять на его способность привлекать новую отрасль. Результирующие ставки, высокие или низкие в сравнении, могут стать целями для изменений. Задача налоговой администрации - обеспечить разумное и новаторское управление доходами, инвестициями и рисками, а также регулировать использование государственного капитала.

У администратора доходов четыре основные обязанности:

  • Разумно управляйте финансовыми активами и инвестируйте их
  • Справедливое и эффективное администрирование налоговых и налоговых программ
  • Управляйте риском, связанным с потерей государственных активов
  • Регулировать капитальные затраты

Новое строительство недвижимости может не только укрепить экономическую базу государства или сообщества, но также может расширить налоговую базу. Однако не всегда новые разработки, особенно если они не спланированы должным образом, могут в совокупности оказать негативное влияние на налоговую базу. Экономическое развитие традиционно сосредоточено на таких вещах, как создание рабочих мест, обеспечение доступным жильем и создание торговых центров. Расширение налоговой базы в первую очередь направлено на поддержание и приумножение стоимости недвижимости в муниципалитете. Муниципалитеты, как правило, стремятся к экономическому развитию с религиозным рвением и часто не думают стратегически об общем воздействии на недвижимость своих инициатив экономического развития. Тем не менее, существующая налоговая база почти в каждом муниципалитете Соединенных Штатов является важным источником доходов для финансирования муниципальных и школьных расходов.

Для должностных лиц государственного сектора важно осознавать возможность конфликта между этими двумя отдельными, но частично совпадающими областями государственной политики и устанавливать процедуры для достижения надлежащего баланса в этом отношении. Для инвесторов в недвижимость важно понимать, когда государственная политика не полностью осознает влияние своих действий на рынок недвижимости из-за потенциального негативного воздействия на стоимость собственности.

Таким образом, концепция управления налоговой базой на самом деле является концепцией управления активами и особенно важна в штатах США, где муниципалитеты получают значительную часть своих доходов от оценок недвижимости. Городские власти Конкорда , штат Нью-Гэмпшир, обнаружили, что общее увеличение оценочной стоимости существующей собственности на пять процентов окажет такое же влияние на налоговую ставку, как и добавление 2000000 квадратных футов (190 000 м 2 ) новой промышленной собственности или 1 000 000 квадратных футов. (93 000 м 2 ) нового офиса / разработки НИОКР, реализация которых, вероятно, займет пятнадцать или более лет.

Помимо ответственности за управление налоговой базой, сообщество также должно нести ответственность за содействие обеспечению экономического процветания своих граждан. Эти две цели могут противоречить друг другу, если не будет дан долгосрочный взгляд на действия государственной политики и если не будет проведена тщательная оценка воздействия альтернативных действий, программ и приоритетов в области развития. Хорошее управление налоговой базой может привести к еще большему экономическому развитию, потому что инвесторы и бизнес захотят жить в обществе. Вместо того, чтобы предлагать стимулы для привлечения бизнеса, они могут быть готовы заплатить, чтобы прийти в сообщество, потому что это хорошее место для жизни, работы, покупок и развлечений.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Читайте также: