Теоретико методологическая палитра косвенного налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

date image
2020-01-14 views image
87

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



КУРСОВАЯ РАБОТА

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

(НА ПРИМЕРЕ УФНС ПО РМ)

Автор курсовой работы А. А. Козлов

Специальность 080105.65 «Финансы и кредит»

Обозначение курсовой работы КР-02069964-080105.65-24-10

канд. экон. наук, доц. Т.В. Ермошина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

Кафедра налогов и налогообложения

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка Е. В. Терехина группа 309

1 Тема Косвенное налогообложение в Российской Федерации и пути его дальнейшего развития

2 Срок представления работы к защите: 26.04.10

3 Исходные данные для научного исследования: учебные пособия, научно-методическая литература, материалы периодической печати, законодательные акты.

4 Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические основы косвенного налогообложения

4.2 Анализ поступлений косвенных налогов (на примере УФНС по РМ)

4.3 Направления реформирования косвенного налогообложения

Руководитель работы Т. В. Ермошина

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 75 страниц, 7 рисунков, 6 таблиц, 62 использованных источника.

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ АКЦИЗ, НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА, НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

Объектом исследования является УФНС России по Республике Мордовия

Предмет исследования - система косвенного налогообложения Российской Федерации

Цель работы – на основе теоретических аспектов косвенного налогообложения провести анализ поступлений косвенных налогов на примере УФНС России по Республике Мордовия и разработать рекомендации по реформированию косвенного налогообложения.

Методы исследования: абстрактно – логический, экономико – статистический, системный анализ и др.

Полученные результаты исследования: в результате исследования проведен анализ сбора косвенных налогов УФНС России по Республике Мордовия, выработаны предложения по совершенствованию косвенного налогообложения.

Область применения – в учебном процессе для повышения качества знаний по данному вопросу.

Эффективность полученных результатов выражается в оптимизации сбора косвенных налогов по Республике Мордовия

Содержание

1 Теоретические основы косвенного налогообложения 7

1.1 Сущность и значение косвенного налогообложения 7

1.2 История развития косвенного налогообложения в Российской Федерации 17

1.3 Проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации 21

2 Анализ поступлений косвенных налогов (на примере УФНС по РМ) 25

2.1 Организация работы налоговых органов по сбору косвенных налогов 25




2.2 Анализ собираемости косвенных налогов в РМ 33

2.3 Оценка просроченных налоговых платежей по акцизам и НДС по РМ 44

3 Направления реформирования косвенного налогообложения 52

3.1 Зарубежный опыт косвенного налогообложения 52

3.2 Возможность использования опыта зарубежных стран в организации косвенного налогообложения 55

3.3 Рекомендации по совершенствованию косвенного налогообложения в Российской Федерации 62

Список использованных источников 71

Введение

Косвенному налогообложению уделяется повышенное внимание со стороны государства, потому что определение соотношения между прямым и косвенным налогообложением определяет структуру налоговой системы и направления налоговой политики Российской Федерации.

Косвенные налоги представляют собой наиболее независимый от колебаний и спада экономики источник бюджета. Один из неоспоримых преимуществ косвенного налогообложения – высокая доходность, поэтому проблемы косвенного налогообложения особенно остро ощущаются в условиях экономического кризиса, когда перед налоговой системой Российской Федерации стоит задача обеспечения бездифицитности бюджета.

Косвенное налогообложение Российской Федерации представлено акцизами, (до 2005 г. - таможенными пошлинами, которые были выведены из состава налоговых доходов) и налогом на добавленную стоимость, о необходимости которого не утихают споры. Неоднократно выдвигались предложения о замене НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Важным аргументами в пользу отмены НДС являются: 1) нагрузка на высокоэффективный бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости, (почти 1/5 от оборота); 2) предприятия являются заложниками своих поставщиков; 3) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия; 4) значительные издержки по учету и исчислению; 5) сравнительная легкость искажения деклараций; 6) реимпорт товаров.

Таким образом, оптимизация косвенного налогообложения товаров, работ, услуг в России в целях упорядочения и дальнейшего развития налоговых отношений требует разрешения научно-практических вопросов, связанных со стабилизацией отношений между участниками налогового процесса, избежания двойного налогообложения. Указанные проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования.

Цель работы – на основе теоретических аспектов косвенного налогообложения провести анализ поступлений косвенных налогов на примере УФНС России по Республике Мордовия и разработать рекомендации по реформированию косвенного налогообложения.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

- рассмотреть значение и сущность косвенного налогообложения в налоговой системе государства;

- проследить эволюцию косвенного налогообложения в Российской Федерации;

- выявить проблемы косвенного налогообложения на современном этапе;

- проанализировать состав и динамику налоговых платежей по НДС и акцизам, администрируемых УФНС России по Республике Мордовия;

- дать оценку собираемости косвенных налогов в Республике Мордовия;

- рассмотреть динамику и структуру просроченных платежей по акцизам и НДС по Республике Мордовия;

- разработать комплекс предложений и практических рекомендаций по совершенствованию системы косвенного налогообложения.

Теоретические основы косвенного налогообложения

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие и экономическая сущность косвенного налога

В соответствии со ст.8 налогового кодекса Российской Федерации «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная.

Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью ее реализации на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Значение фискальной функции налогов в период спада деловой активности снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет прямо зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. В этой своей функции проявляется весь механизм управления экономикой государством: планирование, координация, организация, стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная его доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите. На практике в российской налоговой системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию. Это прежде всего зависит от несовершенства налогового законодательства.[1]

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налоги косвенные - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами.

В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.[6]

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов – увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

3. таможенные пошлины.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[16]

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к ценам или тарифам, в отличие от прямых налогов, которые определяются доходами налогоплательщиков.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации, относится к федеральным налогам.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, регулируется Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

Среди косвенных налогов особое влияние на уровень цены оказывает НДС. НДС представляет собой косвенный налог, взимаемый на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.

Экономический смысл акциза - это налог на потребление. Характерной особенностью акциза является то, что он устанавливается только на определенные группы товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости.

Исследование косвенного налогообложения на современном этапе имеет особое значение, поскольку налоги выражают фискальные интересы государства. Одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов.

НДС и акцизы считаются одними из самых важных и в месте с тем сложных налогов существующих в налоговой системе нашего государства. Поэтому детальное их изучение и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и практики их взимания имеют важное значение, как для налогоплательщиков, так и для государства в лице его исполнительных органов.

В соответствии с прогнозом доходов федерального бюджета за 2011-2014 годы дальнейшего снижения налогового бремени не планируется, а это значит, что цены на товары (работы, услуги) облагаемые косвенными налогами - НДС и акцизы - будут только расти. Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты. Таким образом, косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике. В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры.

Если взять финансовые результаты конкретного предприятия, то при определении таких показателей НДС вроде бы не учитывается. Однако в итоге этот налог все-таки оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности компании.

Сравнительный анализ налоговых систем России и Франции показал, что налоговые системы этих стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня и ряду других признаков. Главной отличительной чертой данных налоговых систем является количество уровней системы налогообложения. Однако налоговые системы этих стран имеют и общие черты. Основное место в налоговых системах занимают косвенные налоги. Это стабильный, равномерно поступающий доход, практически не подверженный временным колебаниям, что позитивно сказывается на плавности поступления средств в доходную часть государственного бюджета. Косвенные налоги позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Сравнив налоговую систему Великобритании и России можно сделать следующие выводы: налоговая система Великобритании имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, эластичной, строгой и стабильной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Российская газета 1998.- 06 августа. - № 148-149.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Парламентская газета. - 2000. - 10 августа. - № 151-152.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 1994. - 08 декабря - № 238-239.

4. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 23.07.2013) О таможенном тарифе // Российская газета. - 1993.- 05 июня. - № 107.

5. Маслов М.Б. Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2011. № 7.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Лыкова. - М.: Дело, 2007. - 384 с.

7. Шаталов С.Д Развития российской налоговой системы / Шаталов С.Д. // М. «Партнер», 2011 - 87 с.

8. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая. М.: Издательство ООО "НПП "Грант - Сервис", 2012. - 462 с.

9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. - С. 8-34.;

10. Налоги: учеб. пособие / Д. Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 362 с.

11. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник. – М.: МЦФЭР, 2010. – 321 с.

12. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для бакалавров /Л. И. Гончаренко, А. В. Варнавский. – М.: ИНФА – М, 2010. – 318 с.

13. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров. – 11–е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.:Юрайт, 2012. – 899 с.

14. Солодянкина Г. А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2010. №7.

15. Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

16. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 362 с.

17. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 174 с.

18. Фадеев Д. Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. - М.: Налоговый вестник, 2010 . - 288 с.

19. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. - М.: Юрайт, 2012. - 453 с.

20. Налоговые системы. Методология развития: Учебник // Под ред. И.О. Майбурова, Ю.И. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 464 с.

21. НДС и акцизы: комментарий к главам 21 и 22 НК РФ в новой редакции (постатейный). - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2012. - 200 с.

22. НДС. Просто о сложном:Учебник // Под ред. Г.И. Касьяновой. - М.: АБАК, 2012–544с.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • ISBN: 978-5-238-03374-7
  • 375 страниц
  • май 2020
  • ЮНИТИ-ДАНА

Наличие на складе

Склад в Москве

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 07.06.2021; планируемая отправка: 08.06.2021

Склад в С.-Петербурге

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 10.06.2021; планируемая отправка: 11.06.2021

Аннотация к книге "Теоретико-методологическая палитра косвенного налогообложения. Монография для магистрантов. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. (Серия "Magister")"

Оставить комментарий

Издательство: ЮНИТИ-ДАНА
Дата выхода: май 2020
ISBN: 978-5-238-03374-7
Объём: 375 страниц

Вместе с этой книгой покупают

Атлас счастья. Уникальные рецепты счастья со всего света

Хорошо было жить на даче: Дачная и усадебная жизнь в фотографиях и воспоминаниях конца ХIХ - начала ХХ века

Задача трех тел

Bravo, Penis! Об интимной жизни глазами врача

Атлас счастья. Уникальные рецепты счастья со всего света

От Австралии до Уэльса, от Испании до Японии - Хелен Расселл, автор бестселлера "Хюгге, или Уютное счастье по-датски" раскрывает нам секреты благополучия и гармонии 33 стран. Чувствуете себя потерянным? Обратитесь к китайской концепции Синфу и увидите, как ваша жизнь наполняется смыслом. Переживаете из-за собеседования? Исландский принцип Техта Реддаст позволит осознать, что все скоро наладится. А.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: декабрь 2018

Хорошо было жить на даче: Дачная и усадебная жизнь в фотографиях и воспоминаниях конца ХIХ - начала ХХ века

Великолепный подарочный альбом на мелованной бумаге, в суперобложке, содержит уникальные фотографии, посвященные дачной и усадебной жизни дореволюционной России, сделанные как любителями, так и фотографами-профессионалами. Среди них – не публиковавшиеся ранее работы А.С. Мазурина, мастера отечественной фотографии. Иллюстрации сопровождаются специально подобранным текстом из русской классики и.

Издательство: Этерна
Дата выхода: январь 2019

Издательство: Питер
Дата выхода: декабрь 2018

Задача трех тел

В те времена, когда Китай переживал последствия жестокой "культурной революции", в ходе секретного военного проекта в космос были посланы сигналы, чтобы установить контакт с инопланетным разумом. Один из сигналов подхватила цивилизация, находящаяся на краю гибели, и теперь пришельцы готовятся вторгнуться на Землю. Узнав об этом, люди разделились на тех, кто готов отдать наш порочный мир под управление.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: сентябрь 2017

Bravo, Penis! Об интимной жизни глазами врача

Друзья мои, на связи доктор Макарова! Без стыда и совести позволю заявить, что я — уникальный доктор, потому что только в моем кабинете можно закрыть сразу несколько интимных вопросов по здоровью. Что, собственно, и будет происходить в этой книге! Это большая бумажная консультация о мужском здоровье. В ней вы найдете информацию по самым животрепещущим темам: устройство половых органов, нормы и.

Издательство: АСТ
Дата выхода: февраль 2019

Построение налоговой системы должно опираться на научную теорию налогов. Без этого процесс налогообложения в государстве развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Между тем, теория налогов в свою очередь развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.

Рассмотрим и дадим оценку различным теориям налогообложения.

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого и косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья равномерное распределение собственности сохраняло демократические устои. Налоговые системы в основном строились на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались обременительными и негативно влияющими на положения народа, поскольку увеличивали стоимость товаров.

В конце средних веков появились новые взгляды на формирование налоговой системы. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налогов на расходы. Косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

В конце XIXвека различные мнения по этому вопросу были сведены к поддержаниюбаланса между прямым и косвенным налогообложением. Предполагалось, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений.

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов является одним из принципов для формирования оптимальной налоговой системы.

Теория единого налога

Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIIIвеке в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения.

Единый налог – это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта различными теоретиками предлагались: земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Одним из самых ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Таково было мнение физиократов – сторонников сельскохозяйственной системы развития общества. Единый налог предполагалось платить на земельную ренту. Им облагались только землевладельцы.

В чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Согласно идее пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставка и бремя обложения увеличиваются по мере роста дохода плательщика. В поддержку прогрессивной теории выступали сторонникам социалистического переустройства общества.

Однако все различные мнения сводились к тому, что налоговая прогрессия так или иначе смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов (рис.2.)


Рис. 2.1. Иллюстрация прогрессивного налогообложения

Классическая теорияналогообложения

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствие с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита. В своей монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул основные четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования.

Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля, У. Петти и некоторых др. Вместе с тем, все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводилась, как правило, лишь к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания – пополнение государственной казны осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течении многих десятилетий усложнения экономических отношений и связанной с этимнеобходимостью усиления регулирующей роли государства.Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианской теорииналогообложения

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс 1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну бережливость, Дж. М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивость. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует рост производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходом и не используются в качестве инвестиционного источника.

Серьезная роль, по Дж. М. Кейнсу отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, он обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогов. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.

Экономическая теория Дж. М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

Неоклассическая модель налогообложения

В противоположность, кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модель по иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит их того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции. По мнению авторов, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, должна строится и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. Сдерживающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и соответственно значительное расширение налоговой базы, и увеличение доходов государства.

Значительный вклад в развитие неоклассической теории внес профессор А. Лаффер, который установил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Он построил параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «кривая Лаффера»(см. рис.3.) Из рисунка отчетливо видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становиться тормозом для предпринимательской деятельности. В данной ситуации ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.


Рис. 2.2. Кривая Лаффера

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономики многих стран. Достаточно сказать, что, проводя налоговую политику, построенную на отдельных аспектах неоклассической теории, правительство США сумело преодолеть кризисные явления в экономике в 80-е годы XXвека.

Вместе с тем, нельзя слепо принимать налоговую теорию без привязки к сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном государстве. Поэтому налоговую реформу необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе. Необходимо увязывать отдельные аспекты налоговой теории с практикой. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой системы на развитие экономики.

Библиографическая ссылка на статью:
Дедова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Принципы взимания налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67334 (дата обращения: 23.04.2021).

Основой косвенного налогообложения в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС), правила взимания которого предусматривают обложение налогом каждого факта реализации продукта с момента его производства и заканчивая приобретением конечным потребителем.

Каждый факт реализации увеличивает стоимость продукта и влечет за собой уплату налога на добавленную стоимость, сумма которого определяется как разница между величиной налога, начисленной продавцом при реализации продукта, и величиной налога, уплаченной при приобретении данного продукта у поставщика [3,5].

Категория плательщиков НДС разнообразна и включает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, в том числе тех, которые признаются плательщиками налога по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ [4].

Теория косвенного налогообложения предусматривает два метода налогообложения добавленной стоимости: прямой и косвенный. При прямом методе определяется добавленная стоимость продукта и исходя из ее размера исчисляется сумма налога. Например, в основном цена продукта включает три главных компонента – материальные затраты, оплату труда и прибыль. Элементами добавленной стоимости будут только оплата труда и прибыль. Таким образом, исходя из данной концепции, сумма НДС будет определяться по следующей формуле:

НДС = (ОТ + П) * Ст (1)

НДС – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

ОТ – оплата труда персонала;

На практике применение прямого метода исчисления налога вызывает большое количество проблем, решать которые порой не представляется возможным. Поэтому при исчислении НДС используют косвенный метод расчета, который не предусматривает определение размера добавленной стоимости в цене продукта [2]. При косвенном методе в самом общем виде цена товара все также складывается из трех основных компонентов – материальных затрат, оплаты труда и прибыли:

ЦТ = МЗ + ОТ + П (2)

ЦТ – цена товара;

МЗ – материальные затраты.

Исходя из этого, добавленная стоимость будет выражена как разница между ценой реализации товара и материальными затратами на его производство:

ДС – добавленная стоимость.

Сумма НДС будет равна:

НДС = (ЦТ-МЗ) * Ст = ЦТ * Ст – МЗ * СТ (4)

Практически все современные системы налогообложения применяют данный метод исчисления НДС. В соответствии с ним, продавцом продукта уплате в бюджет подлежит сумма налога на добавленную стоимость, которая является разницей между исчисленным налогом с цены реализации продукта и уплаченным НДС при приобретении сырья, материалов и услуг, необходимых для его создания, либо сумма НДС, уплаченная при приобретении данного продукта с целью последующей перепродажи.

Практикой международной торговли выработано два, кардинально отличающихся друг от друга, принципа косвенного налогообложения внешнеторговых сделок: по стране происхождения или по стране назначения [1].

Первый принцип предусматривает обложение НДС экспортируемых товаров и услуг при освобождении от налогообложения импортных операций. То есть при пересечении государственных границ продукт облагается НДС только в той стране, где был произведен. Недостатком данного принципа, ограничивающим его широкое распространение в налоговую практику, является то, что налоговое бремя на экспортируемые из страны товары и услуги, может оказаться значительно выше, чем на их импортируемые аналоги. Это приведет к тому, что собственная продукция в стране будет иметь худшие конкурентные условия, чем импортируемая.

Поэтому наиболее распространенным в мировой практике является принцип обложения НДС внешнеторговых операций по стране назначения. В этом случае уже импортируемые товары и услуги облагаются НДС, а экспорт освобожден от налогообложения. Преимуществом данного метода является то, что аналогичные товары и услуги в пределах одного государства облагаются по одной ставке НДС и имеют одинаковые конкурентные условия в части косвенного налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что действующий режим налогообложения внешнеторговых операций существенно влияет на распределение налоговой базы между государствами, осуществляющими обмен товарами и услугами. Принцип налогообложения внешнеторговых операций по стране происхождения увеличивает налоговую базу той страны, чей экспорт в страну-партнера преобладает над импортом из нее. Использование принципа налогообложения по стране назначения приведет к кардинально противоположным результатам.

Широкое внедрение в международную практику именно этого принципа связано с тем, что значительно сокращаются издержки на таможенный контроль. Это объясняется тем, что не требуется оценка таможенной стоимости импорта, которая необходима при налогообложении налогом на добавленную стоимость внешнеторговых операций по принципу страны происхождения продукта.

Таким образом, косвенное налогообложение в части налога на добавленную стоимость является сложным процессом, который строится на международном опыте данных отношений и требует серьезного анализа при разработке и применении законодательных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу налогообложения. При этом необходимо учитывать интересы государства и обеспечить такие условия для отечественных производителей товаров и услуг, которые, по крайней мере, не ухудшали их конкурентные возможности по сравнению с иностранными производителями.

Библиографический список

  1. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №9. – с. 58-67.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации / В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 58-66.
  3. Ковалева Н.Н., Сабадашев А.Г. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №2. – с. 23-27.
  4. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2014. – №21 (80). – С. 353-355
  5. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – №9. – с. 29-37.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: