К экономическим методам регулирования природопользования относится налог на

Опубликовано: 17.05.2024

Общая характеристика методов экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность приемов и способов воздействия на поведение физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, с целью формирования у них экономического стимула к наиболее рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, а также соблюдению требований экологического законодательства.

Методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», который посвящает им отдельную главу и входящие в ее структуру правовые нормы. Законодатель достаточно подробно рассматривает методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ. Для субъектов РФ порядок разработки, финансирования и реализации целевых экологических и природоохранительных программ устанавливается с учетом регионального законодательства субъектов. Законом предусмотрено новшество, которое связано с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц в случае экологических рисков.

Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше. Вопрос использования экономических методов в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования относится к числу наиболее сложных и наименее разработанных в теории экологического права. Отсутствует даже единое мнение о том, что относится к экономико-правовым средствам, каково содержание экологических налогов, сборов и платежей и чем они отличаются друг от друга. Но наука, законотворчество и практика не стоят на месте: в каждой из этих сфер делаются попытки найти оптимальные пути решения. Особенно активно апробируются новые способы экономического воздействия в последние годы, что вызвано и рыночными преобразованиями в стране, и интенсивным развитием экологического и налогового законодательства, и общим ухудшением состояния окружающей среды.

Выделяют следующие методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Законодательством РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды. Важными элементами экономического механизма регулирования являются планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию. Они осуществляются в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков, с привлечением аудиторских фирм.

Разработка экологически обоснованных прогнозов и программ социально-экономического развития России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ), который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов развития государства в области экономики и социальной сферы, а также общий порядок их подготовки и принятия.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ и о возможных его изменениях, основанных на законах рыночного хозяйствования, используемых при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики.

Концепция социально-экономического развития РФ — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ — это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на основе комплексного анализа:

  • демографической ситуации в стране;
  • научно-технического потенциала государства;
  • накопленного национального богатства;
  • социальной структуры общества;
  • внешнего положения РФ;
  • состояния природных ресурсов;
  • перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности, учитывают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

По масштабам выделяют следующие виды прогнозов социально- экономического развития РФ:

  • в целом по Российской Федерации;
  • по регионам;
  • по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики;
  • развития государственного сектора экономики.

По срокам прогнозов социально-экономического развития выделяют:

  • государственное прогнозирование на долгосрочную перспективу (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период);
  • государственное прогнозирование на среднесрочную перспективу (разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется);
  • государственное прогнозирование на краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно).

На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты развития страны, определяются его возможные цели и пути их достижения.

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

  • оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика современного состояния экономики РФ;
  • концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

К методам экономического регулирования природопользования и обеспечения охраны окружающей среды относится установление и взимание платы:

  • за природопользование в пределах установленных лимитов, которая включает в себя плату за использование отдельных видов природных ресурсов;
  • за использование отдельных видов природных ресурсов сверх установленных лимитов;
  • за негативное воздействие на окружающую среду, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду.

В частности, порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Суть данного порядка заключается в различиях оплаты за загрязнение в пределах, не превышающих установленных лимитов; за загрязнение в пределах установленных лимитов, временно согласованных нормативов и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды. Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются природопользователями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды, которые используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическое регулирование в области природопользования и охраны окружающей среды связано также с государственной поддержкой предпринимательской деятельности, обеспечивающей рациональное природопользование. Меру экологически допустимого поведения предпринимателей определяют законодательно установленные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в частности, предусматривает, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка данной предпринимательской деятельности осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот.

Методы экономического регулирования природопользования представляют собой совокупность инструментов, приемов и способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты с целью побуждения их к рациональному использованию природных ресурсов.

Методы экономического регулирования природопользования включают в себя: метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий, и метод экономического сдерживания развития экологически грязного производства.

Экономическое стимулирование имеет важное значение в осуществлении рационального природопользования. Термин «стимул» происходит от латинского слова stimulus, что в буквальном смысле означает «остроконечная палка, которой погоняют животных»; «побуждение к действию». Другими словами, стимул — это то, что вызывает заинтересованность в чем-либо.

Таким образом, под экономическим стимулированием природопользования понимается привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов.

Существуют три основных принципа экономического стимулирования природопользования:

· принцип сочетания стимулирования на различных уровнях

· принцип сочетания материального и морального стимулирования.

Комплексностьстимулирования необходима для стимулирования операций технологических процессов, если они являются ресурсосберегающими и проводятся экологически приемлемыми методами, а также природоохранных мероприятий.

В соответствии с принципом сочетания стимулирования на различных уровняхэкономического регулирования поощрение работников за природоохранную деятельность только в рамках предприятия путем премирования недостаточно, так как не будет достигнут наиболее полный эффект по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Принцип сочетания и морального, и материального стимулирования,как отдельных работников, так и предприятия в целом рассматривает человека как биологическое существо, который должен удовлетворять свои материальные потребности, а как социальное существо — духовные интересы. Удовлетворение духовных интересов человека возможно посредством широкой гласности о результатах природоохранного труда и характера стимулирования. Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью льготного кредитования, льготного налогообложения, дотации государства производителям экологически чистой продукции и т. п.

Под методом экономического сдерживания понимается воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции.

Существуют два принципа экономического сдерживания экологически грязного производства:

· принцип экологического приоритета;

Экологический приоритетозначает то, что при использовании природных ресурсов и решении других вопросов, связанных с окружающей средой, предпочтение всегда должно отдаваться охране жизни и здоровья человека, обеспечению благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.

Принцип соответствияозначает, что для оптимального развития общества постоянно возрастающие потребности людей должны соответствовать фактическому наличию природных ресурсов. К методу экономического сдерживания экологически грязного производства можно отнести: платежи за нормативное и сверхнормативное потребление природных ресурсов, платежи за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и т. д.

К методам экономического регулирования относятся также методы, применяемые для экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов, а также воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Среди прочих методов регулирования экономических отношений в области рационального природопользования широко применяются методы, направленные на предоставление налоговых и иных льгот.

Природные ресурсы должны не только удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений, но и обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия его жизнедеятельности. Решение этих глобальных задач определяется эффективным действием экономических механизмов в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Некоторые из этих механизмов уже созданы, часть из них нуждается в совершенствовании, другие – в ближайшем будущем – предстоит еще разработать и внедрить в практику природопользования и охраны окружающей среды.

Возможны и другие эколого-экономические подходы в оценке планируемых мероприятий (проектов), в которых определяющими критериями выступают экологическая эффективность, техническая и экономическая обоснованность, реализуемость.

Заключение и выводы

Как заявила Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию при ООН ("комиссия Брутланд"): "Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности". Для того чтобы осуществить такое развитие, как заявила комиссия, "экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но её рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты". Поэтому задачи, решение которых обеспечивает устойчивое развитие народного хозяйства, исключительно сложны в современном мире. Экономическое развитие не может остановиться, однако оно должно пойти по одному пути, не допускающему столь активного разрушения окружающей среды. Другими словами, экономическое развитие должно осуществляться в условиях ограничений, которые определяются:

- возможностями окружающей среды по природным ресурсам и ее аккумулирующей способности;

- уровень технологий, зависящих от современных достижений науки и техники;




- степенью развития общества, его способностью решать социальные, экономические и экологические проблемы, отражающие национальные способности, которые в первую очередь связаны с ростом населения, здоровьем экологических систем и др.

С развитием общества и его возможностей рамки ограничений раздвигаются. Однако следует иметь в виду, что сами ограничения при этом не исчезают.

1. Ограниченность ресурсов имеет абсолютный характер, поэтому невозможно удовлетворить всех потребностей человечества. В связи с этим необходимо заботиться об их рациональном распределении между различными целями, повышать эффективность их использования, стремиться к их экономии.

2. Планирование природопользования направлено на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что предполагает уменьшение выбросов в атмосферу, сбросов в водные источники, а также отходов, размещаемых в литосфере. Параллельно в планах большое внимание уделяется реализации проблем ресурсосбережения, в частности, снижению удельных показателей по энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг, а также производству товаров, рассчитанных на длительное использование до наступления износа.

3. Природные ресурсы должны не только удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений, но и обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия его жизнедеятельности. Решение этих глобальных задач определяется эффективным действием экономических методов и механизмов в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Список литературы

1. Арбузов В. В. Экономика и управление природопользованием (зарубежный опыт) // Охрана и воспроизводство природных ресурсов. - М, Т. 26, 1990.. 64с.

2. Арустамов, Э. А. Природопользование: учебник. – М. : Дашков и К, 2000. - 312 с.

3. Бобылев С.Н.,Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования : учебное пособие / - М. : ТЕИС, 1997.

4. В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий Экология и экономика природопользования : учебное пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003.

5. Гирусов Э. В., Бобылев С. Н., Новвоселов А. Л., Чепурных Н. В. / Под ред. проф. Гирусова Э. В., проф. Лопатина В. Н. Экология и экономика природопользования – 2-е издание. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.

6. Глухов В.В., Лисичкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник. СПб.: Специальная литература, 1997.

7. Е. В. Фомичева. Экономика природопользования. - М. : Дашков и К, 2004.

8. Мороков В.В. Природно-экономические основы регионального пларирования. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 287 с.

9. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. – Москва: «ЮНИТИ», 1997 г.

10. Основы экономики природопользования : учебник / ред. В. Н. Холина. - СПБ. : Питер, 2005.

11. Основы экономики природопользования : учебник / ред. В. Н. Холина. - СПБ. : Питер, 2005.

12. Родзевич Н. Н. Охрана и преобразование природы: учебное пособие / Н. Н. Родзевич, К. В. Пашканг. - 2-е изд., перераб. – М. Просвещение, 1986. - 288 с.

13. Сладкопевцев С. А. Землеведение и природопользование [Текст] : учебное пособие. – М. : Высшая школа, 2005. - 357 с.

14. Тонкопий М.С. Экономика природопользования. – Алматы: «Экономика», 2000 г.

15. Христосенко С.И. Организация экономико-экологического управления производством. - М.: Мысль, 1982.

16. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник - Минск: БГЭУ, 2001 г.

17. Экономика и организация природопользования : учебник / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

18. Экономика природопользования : учебник / Мамыров Н.,Тоцкий М.,Упушев Е. - Алматы : Экономика, 2003.

19. Экономика природопользования : учебник / МамыровН.,Тоцкий М.,Упушев Е. - Алматы : Экономика, 2003.

20. Экономика природопользования : учебник / Чапек В.Н. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003.

21. Экономика природопользования: Учебное пособие / Под ред. Н.Е. Пахомовой и Г.В. Шалабина. - С-Петербург: Изд-во С-Петербург. Ун-та, 1993.

22. Эффективность природоохранных мероприятий / Под редакцией Т.С. Хачатурова, К.В. Паженова. - М.: Изд-во МГУ , 1990.

23. Яндыганов Я.Я. Планирование и управление природопользованием на предприятиях. - Свердловск: СИНХ, 1989. 25 с.

1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды

Рассмотренные в предыдущих темах курса вопросы экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме России при социализме. При этом экономические методы управления как инструменты стимулирования природоохранной деятельности на практике недооценивались. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
Попытка совершенствования механизма управления охраной окружающей среды была предпринята ЦК КПСС и Правительством СССР на основе принятого ими 7 января 1988 г. Постановления "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Постановление предусматривало совершенствование экономического механизма, который бы обеспечивал эффективное использование и охрану природных богатств страны. Этим документом предписывалась необходимость "решительного перехода от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью".
Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного выполнения всех экономических мер, включенных в экономический механизм.
Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.
Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.
Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Он устанавливает как общие правила по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Соответственно, ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе "О недрах", Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе "О животном мире" и др.
Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Положения по финансированию природоохранной деятельности определяются бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.
К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:
- планирование природопользования и охраны окружающей среды;
- финансирование охраны окружающей среды;
- платежи за природопользование;
- экологическое страхование;
- меры экономического стимулирования.

Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.

Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.

Общая характеристика принципа платности природопользования

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Плата за использование природных ресурсов

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов. Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Экономическое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. В отличие от организационного механизма, экономико-правовой механизм использует преимущественно экономические рычаги воздействия на экологические правоотношения.

Основные элементы экономико-правового механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования заключаются в следующем:

- планирование природопользования и охраны окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды;

- платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;

- налоговые, кредитные льготы и другие меры экономического поощрения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Выделяют две важнейшие функции экономико-правового механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования:

- функцию экономического обеспечения, осуществляемую всеми экономическими мерами эколого-правового механизма;

- стимулирующую функцию, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности в выполнении экологического законодательства. Эта функция выполняется не всеми мерами, а только некоторыми, такими как платежи за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды; налоговые, кредитные льготы и иные поощрительные меры в сфере охраны окружающей среды. В некоторой мере стимулирующую функцию выполняет и экологическое страхование.

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды содержатся в обширном перечне законов и подзаконных актов, как экологического законодательства, так и других отраслей российского права. Основные требования в этой области установлены в Законе «Об охране окружающей среды», где сформулированы как общие требования той или иной экономической меры, так и некоторые конкретные предписания.

Требования к планированию природопользования и охраны окружающей среды в общей форме определены статьей 15 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой планирование, разработки и осуществление мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ субъектов Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации программ устанавливается в соответствии с законодательством РФ и её субъектов, с учетом предложений граждан и организаций. Согласно этой же статье (ст. 15.4), юридические лица и граждане-предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающей среды, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.

Общие нормативные требования к планированию природопользования и охраны окружающей среды определены также Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (1995 г.). Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в природоресурсном законодательстве. Например, закон «О животном мире» требует, чтобы программы развития регионов и страны в целом содержали конкретные мероприятия, направленные на охрану животного мира и среды их обитания.

Важнейшее условие осуществления планов рационального природопользования и охраны окружающей среды – их адекватное финансирование. Закон «Об охране окружающей среды» прямо не указывает источники финансирования экологических программ, мониторинга, контроля и т. п. Но поскольку это все является государственной деятельностью, то финансирование идет за счет средств государства, субъектов РФ и муниципальных образований. Источники финансирования – это федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и органов местного самоуправления, средства предприятий, учреждений и организаций. В финансировании экологических программ могут принимать участие федеральные и региональные экологические фонды, фонды экологического страхования, могут использоваться банковский кредит, добровольные взносы граждан и юридических лиц, иностранных граждан. Финансирование экологических программ должны выделяться отдельной строкой в бюджетах и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

К сожалению, этот закон не выполняется, и финансирование экологических программ идет по остаточному принципу. В связи с этим рядом юристов предлагается, что оптимальная величина расходов бюджета на экологию должна быть определена законодательно, и ниже ее Правительство не вправе планировать бюджет.

Платежи за загрязнение окружающей среды.Одним из основных принципов природопользования является его платность. Введение платы за негативное воздействие на окружающую среду преследует несколько целей. Во-первых, это источник пополнения государственных и местных бюджетов и экологических фондов. Во-вторых, это стимулирование природопользователей к рациональному использованию ресурсов и повышению эффективности их природоохранной деятельности. Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые природопользователь обязан возмещать ущерб.

Платежи за загрязнение окружающей среды – это один из важнейших экономических стимулов к уменьшению предприятиями негативного воздействия на окружающую среду. Эта плата стимулирует предприятия к усовершенствованию технологий, строительству очистных сооружений нового поколения и т. п. Порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды устанавливается законодательством РФ. Плата за загрязнение окружающей среды предусматривает два вида платежей:

- за загрязнение в пределах установленных лимитов;

- за загрязнение сверх установленных лимитов.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС). В настоящее время при активном участии Росприроднадзора разрабатывается законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в рамках которого предусматриваются серьезные изменения порядка взимания платы за загрязнение окружающей среды, расчета нормативов платы и т. п. Планируемый закон станет более совершенным орудием в борьбе за экологическую безопасность.




Структура платежей, порядок их исчисления и взимания регулируются природоресурсным законодательством и другими нормативными актами. Например, Земельный кодекс устанавливает принцип платности землевладения, постоянного и временного пользования земельными участками и их аренды. За земельные участки, находящиеся в собственности взимается земельный налог. За арендуемую землю – арендная плата. Размеры платежей взимаются с учетом кадастровой оценки участка земли. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба. Но главной проблемой платежей за использование природных ресурсов являются низкие ставки.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное и добровольное экологическое страхование. Экологическое страхование это новая для РФ мера правовой охраны окружающей среды. Оно осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Платежи в случае наступления страхового случая осуществляются за счет денежных фондов страхователя. Ежегодно в нашей стране складывается до 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций, от которых страдают люди, и гибнет природа. Ущерб природе не в состоянии возместить государство, тут на помощь приходит экологическое страхование. Цель его очевидна – сформировать финансовые резервы, способные возместить ущерб. Они формируются в страховых компаниях за счет средств страхователей с учетом величины возможного экологического ущерба. Страховщик составляет перечень событий, подлежащих страховке, разрабатывает методики оценки нанесенного ущерба, просчитывает размер тарифов. Их величина колеблется, как правило, в пределах от 0,3 до 2 % от страховой суммы. Таким образом, экологическое страхование помогает избежать или сократить издержки предприятий на возмещение ущерба и выплатить пострадавшим компенсацию, при этом плательщиком выступает страховая компания. Полноценного рынка экологических страховых услуг в нашей стране еще нет, поскольку еще нет соответствующей законодательной базы. Добровольное экологическое страхование осуществляется согласно Гражданскому Кодексу и ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» а также правилам ЭС, разработанными страховыми компаниями, имеющими лицензию на этот вид деятельности от Минфина РФ.

В целом, экологическое страхование в РФ относится к категории страхования гражданской ответственности предприятий и организаций – владельцев источников повышенной опасности.

Нужно отметить, что самой природе безразлично, кто возместит ей ущерб, лишь бы вовремя и в полном размере, а об этом должно позаботиться государство. Во многих странах страховые компании занимают второе место после банков по объему инвестиций. В развитых странах, где экологическое страхование обеспечено нормами права и законодательства, в его сферу попадают следующие страховые случаи:

- постоянное загрязнение окружающей среды в пределах нормативов, залповых выбросов и сбросов, повлекшее ущерб у третьих лиц, который был юридически обоснован;

- крупные аварии и катастрофы с экологическими последствиями;

- природные катастрофы, непосредственно вызвавшие ущерб у объекта.

Страховые случаи возникают и в связи с долговременными последствиями загрязнения окружающей среды, например, с заболеваемостью населения из-за отложенного влияния загрязненной окружающей среды на организм человека.

Направление экологического страхования, связанное с катастрофами и авариями на объектах природопользования, часто рассматривается как особый вид. Это связано с тем, что в настоящее время освоение природных ресурсов связано с большими рисками, полностью исключить риск природопользования невозможно.

Риск природопользования с позиций страхования можно рассматривать в нескольких аспектах:

- риск наступления конкретного природного явления, носящего стихийный природный характер (наводнение, землетрясение и т.п.). это традиционный вид риска в страховании;

- риск при эксплуатации конкретного объекта природопользования, когда непредвиденные события соотносятся с этим объектом. Например, при разработке горного отвода, эксплуатации гидротехнических систем и т.п.;

- риск, сопряженный с вероятностью повреждения или гибели самого объекта природопользования. Например, риск утраты плодородия почв, уничтожения запасов полезных ископаемых, гибели ценных экосистем и пр.

Сейчас говорить о возможности страхования многих видов эколого-экономических рисков не представляется возможным. Страховые риски должны оцениваться с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба. Наиболее реальным в настоящее время является страхование конкретных объектов природопользования.

Специфическая особенность экологического страхования заключается в том, что неблагоприятное событие может причинить ущерб как самой окружающей среде, так и населению (его здоровью и имуществу) из-за загрязнения окружающей среды. При этом обычно толкуют страховую ответственность предприятий – источников аварийного загрязнения окружающей среды за причинение ущерба как ответственность перед третьими лицами. В таком случае вред окружающей среде считается причиненным и подлежит компенсации только тогда, когда установлено конкретное лицо, понесшее реальный имущественный ущерб в результате данного вреда. Этот вопрос может быть разрешим, если ответственность страхователя за загрязнение окружающей среды будет распространяться не только на третьих лиц, но и на саму окружающую среду. В интересах защиты окружающей среды могут выступать территориальные органы контроля и управления в области охраны окружающей среды, экологические фонды и другие юридические лица, занимающиеся природоохранной деятельностью.

Необходимо заметить, что экологическое страхование не должно рассматриваться как альтернатива другим методам снижения риска для объекта. Например, поскольку размер страховой ставки прямо пропорционален уровню риска и обратно пропорционален числу страховщиков, то очевидно, что страхование может быть взаимовыгодно при наличии значительной потребности в этом виде услуг у народно-хозяйственных объектов и при разумных уровнях рисков. Размер страховой ставки на практике может достичь 30–40 % величины страхуемого ущерба (высокой вероятности наступления события).

Если эти условия не выполняются, страховая деятельность становится невыгодной, так как тарифные ставки для страховщика слишком увеличиваются. А для страхователя повышается вероятность разорения даже при незначительном повышении числа страховых случаев.

Из-за указанных экономических причин страхованию обычно не подлежат риски с большими вероятностями нанесения убытков или с запредельными уровнями ущербов (например, катастрофы). Страхователь при заключении страховых договоров измеряет и контролирует уровень рисков и меры безопасности на основе экологического аудита, мониторинга и других процедур, а при неприемлемых их уровнях договор просто не заключается. Так возникло понятие предстрахового экологического аудита. Под этим подразумевают деятельность по осуществлению независимой оценки информации о состоянии объекта-источника повышенной экологической опасности для определения степени этой опасности и величины возможного убытка

Таким образом, для развития в РФ системы экологического страхования требуется значительно расширить и усовершенствовать нормативно-правовое и методическое обеспечение рынка страховых услуг с учетом опыта мирового сообщества в этой сфере деятельности и специфических для нашей страны условий развития экономики.

Налоговые, кредитные льготы и другие меры экономического поощрения в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляются в РФ с помощью следующих мероприятий:

- установление налоговых и иных льгот предприятиям, занимающимся природоохранной деятельностью, внедряющим малоотходные и безотходные технологии, использующим вторичные ресурсы;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- предоставление экологическими фондами процентных займов предприятиям и предпринимателям для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

- применение поощрительных (для производителя) цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Эти положения частично реализуются законодательными актами РФ: Законами «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Об инвестиционном налоговом кредите» (1991 г.), Указом Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (1995).

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды?

2. В чем заключаются основные аспекты соотношения экономики и экологии?

3. В чем отличие организационного и экономического механизмов охраны окружающей среды?

4. Охарактеризуйте механизм планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

5. Что представляет собой финансирование охраны окружающей среды?

6. Охарактеризуйте основные виды платежей за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: