Пошлина на нефть в июле 2020

Опубликовано: 22.04.2024

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Всплеск волатильности на рынках

С чем связано падение цен на нефть

США не будут применять санкции против оператора Северного потока – 2 и его главы

Что случилось с Ozon

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Цена российской эталонной нефти Urals превысила $42 за баррель, а это значит, что Минфин России скоро может возобновить покупки валюты для суверенного Фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще в апреле, когда Urals опускалась до $12, аналитики обсуждали риск исчерпания ФНБ в течение пары лет, а теперь рассматривают перспективу пополнения фонда.

С $10 до $42 за два месяца

Согласно данным ценового агентства Argus Media, предоставленным РБК, 5 июня стоимость партий Urals с поставкой в голландский порт Роттердам на условиях CIF (Cost, Insurance and Freight, в итоговую цену включены расходы на фрахт до порта назначения и страхование груза, которые берет на себя продавец) составила $42,55 за баррель, в итальянский порт Аугуста — $42,10 за баррель. Базовая цена нефти в российском бюджете на 2020 год (уровень отсечения) составляет $42,4 за баррель. Согласно бюджетному правилу, сверхдоходы бюджета при цене нефти выше этой отметки должны направляться в ФНБ, для чего Минфин покупает валюту на рынке, а ниже — приобретенная для ФНБ валюта, наоборот, продается на рынке для финансирования текущих расходов бюджета.

9 марта мировые цены на нефть обрушились (в том числе Urals, которая упала ниже бюджетной цены отсечения) на фоне первоначального развала сделки ОПЕК+, после чего Банк России по согласованию с Минфином приступил к продажам валюты из резервов — впервые за время действия бюджетного правила с 2017 года. В апреле средняя цена Urals достигала $18,2 за баррель (на минимуме опускалась до $10,5), а Минфин собирался задействовать 2 трлн руб. из ФНБ на компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов.

Почему покупки валюты не начнутся прямо сейчас

Покупка валюты в резервы может начаться не раньше июля. Это зависит, в частности, от того, какая сложится средняя цена Urals в июне (для расчета поступлений в бюджет от НДПИ) и за период с 15 мая по 14 июня — для расчета экспортной пошлины. Средняя цена Urals в июне пока составляет около $40.

А надо, чтобы среднемесячная цена Urals достигла $44–47 за баррель, оценили для РБК аналитики. Дело в том, что Россия, в соответствии с договоренностями ОПЕК+, в мае резко сократила добычу нефти — на 17% относительно апрельского показателя. Такое сокращение не закладывалось в прогноз социально-экономического развития, на основе которого Минфин сейчас оценивает выпадающие нефтегазовые доходы бюджета. В мае—июле российские компании должны снизить добычу до 8,5 млн барр. в сутки с 10,3–10,4 млн по состоянию на март. Затем добычу можно будет постепенно наращивать, но все равно она будет оставаться ниже уровней «до сделки ОПЕК+» вплоть до 2022 года.

Фото:Егор Алеев / ТАСС

По формуле бюджетного правила Минфин ежемесячно оценивает выпадающие или дополнительные нефтегазовые доходы исходя из сложившихся котировок Urals (относительно базового уровня в $42,4), фактически сложившегося курса доллара к рублю и прогнозных месячных объемов добычи нефти и газа и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. Эти объемы берутся из базового прогноза Минэкономразвития, составленного еще в сентябре прошлого года.

Расхождение этих показателей с фактическими объемами ощутимо даже по первому кварталу 2020 года, когда сделка ОПЕК+ еще не была заключена. Так, экспорт нефти в январе—марте составил 63,1 млн т против прогнозировавшихся 67,4 млн т. Еще сильнее расхождение по экспорту газа: фактические поставки составили 46,6 млрд куб. м против прогнозных 62,4 млрд куб. м. Повлияли пандемия коронавируса, резко сократившая глобальный спрос на нефть и потребление газа в Европе, плюс фактор теплой зимы, также сказавшийся на газовых поставках.

Минфин для расчета ежемесячных объемов продажи или покупки валюты использует поправочную переменную — величину отклонения нефтегазовых доходов, фактически полученных в предыдущем месяце, от прогнозных. Именно этот компонент учитывает фактические объемы добычи и экспорта углеводородов. За май 2020 года отрицательное отклонение составило 58 млрд руб. — максимум с 2017 года, именно в мае вступила в силу сделка ОПЕК+ по рекордному сокращению нефтедобычи. До тех пор пока это отклонение будет превышать оценку дополнительных нефтегазовых доходов, Минфин будет продавать валюту. То есть эффективная цена отсечения сейчас находится выше $42,4 за баррель.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Это косвенно подтвердила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пятничной пресс-конференции Банка России. Она, правда, дала понять, что опережающих закупок валюты не будет — по возможной аналогии с продажами валюты, которые ЦБ начал досрочно 10 марта, не дожидаясь 7 апреля, когда эти продажи должны были начаться по регламенту. «Мы, как всегда, осуществляем эти операции в рамках бюджетного правила, исходя из поручений Минфина», — пояснила Набиуллина.

При какой цене могут начаться покупки валюты

Однако прогноз по ценам остается неопределенным, и не исключено, что котировки вновь откатятся к более низким значениям, даже не успев достигнуть эффективной цены отсечения в бюджете. Goldman Sachs предупредил 8 июня, что фьючерсы Brent могут подешеветь до $35 за баррель в ближайшие недели (сейчас торгуются на уровне $41). Morgan Stanley обращает внимание, что глобальный спрос на нефть может не вернуться на допандемический уровень вплоть до конца 2021 года. Минэкономразвития заложило консервативные ожидания по Urals на этот год — в среднем $31,1 за баррель. Мало кто ждет, что цены нефти на физическом рынке вырастут выше $50 за баррель в этом году, а значит, пополнение резервов, если возобновится, может оказаться кратковременным и неустойчивым.

Как покупки валюты могут помочь профинансировать расходы этого года

С марта по начало июня ЦБ продал в интересах Минфина по бюджетному правилу около $6,2 млрд, следует из данных Банка России. Такие продажи должны производиться за счет ранее приобретенной валюты и только потом — за счет ликвидных ресурсов ФНБ, следует из правил Минфина.

По состоянию на 1 июня объем ликвидных средств ФНБ составил почти $116 млрд, сообщил Минфин 8 июня. Дополнительно у Минфина к началу марта было около $10 млрд валюты на счетах в Банке России, которую он переведет в ФНБ в следующем году. Соответственно, продажи валюты осуществлялись из этих средств, а ФНБ пока для этих целей не задействовали (это подтверждается ежемесячной статистикой Минфина по движению средств фонда).

Потенциальное возобновление закупок валюты важно потому, что в 2020 году нефтегазовые сверхдоходы могут в порядке исключения быть направлены не в ФНБ, а на текущие расходы бюджета. Как сообщил «Коммерсантъ», такой вариант в мае обсуждался чиновниками. Фактически это будет равнозначно временному смягчению бюджетного правила и позволит легче профинансировать антикризисные расходы этого года.

В Минфине отказались комментировать цену, при которой могут начаться покупки валюты, сославшись на порядок ежемесячного опубликования предстоящих продаж/покупок иностранной валюты в начале каждого месяца.

Рост экспортной пошлины в Российской Федерации не принесет глобальных изменений на внутреннем рынке, но увеличит доход государственного бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

С февраля 2020 года увеличится пошлина на экспорт нефти из РФ

Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации поднимется с 1 февраля 2020 года и составит 78,5 доллара за тонну. Об этом сообщается в материалах Минфина, опубликованных на официальном сайте ведомства.

«Указанное повышение будет проходить без сюрпризов для населения. По факту экспортная пошлина является частью стоимости вывозимого за границу товара, переходящей от экспортера в пользу государства. То есть это определенная доля от экспортной цены нефти, уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны», – разъяснил эксперт.

Например, в 2017 году в российский бюджет поступило 5,97 трлн рублей нефтегазовых доходов, а в период с января по июль 2018 года продажа нефти за рубеж принесла в казну 71,24 млрд долларов, а нефтепродуктов – 44,8 млрд долларов.

Методология расчета экспортной пошлины основывается на средней цене на нефть на мировом рынке. Если мировые цены на энергоресурс растут, то увеличиваются и пошлины, уточнил собеседник.

Предусмотрительная формула Минфина РФ

Рост денежного сбора с экспорта российской нефти связан с особенностью в расчетах, которые применяет Министерство финансов Российской Федерации.

«Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. Например, февральский рост обусловлен достаточно высокой ценой, зафиксированной в январе: с 15 декабря по 14 января 2020 года средняя стоимость нефти Urals составила 65,42 доллара за баррель. Стоимость отечественной нефти, кстати, рассчитывается из расчета цены на эталонную Brent, которая также была дорогой.

Иными словами, декабрьская цена влияла на экспортную пошлину в январе, а январская, соответственно, теперь сказывается на февральской пошлине», – объяснил Юшков.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Таким образом, пошлина на экспорт нефти повысится на 1,3 доллара за тонну. Пошлина на высоковязкий энергоресурс, напротив, понизится с 7,8 доллара за тонну до 7,7 доллара за тонну в январе 2020 года.

Это предусмотрено формулой, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года, согласно которой ставки экспортной пошлины для указанных месторождений остаются нулевыми, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов за баррель. Однако до этой отметки, уверен эксперт, нефтяным ценам еще далеко.

Внутренний рынок – ждать ли роста цен на нефтепродукты

Согласно данным Минфина Российской Федерации, пошлина на светлые нефтепродукты и масла вырастет с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара. На темные нефтепродукты пошлина вырастет с 77,2 доллара за тонну до 78,5 доллара. А пошлина на экспорт товарного бензина повысится с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара, прямогонного с 42,4 доллара за тонну до 43,1.

«Указанный рост никак не скажется на стоимости топлива и не повлияет на состояние внутреннего рынка России в целом. Связано это с тем, что экспортная пошлина предполагает только изъятие денег у российских компаний за экспорт энергоресурса», – заверил Игорь Юшков.

Исходя из изменения показателей, эксперт предположил, что в марте 2020 года нефтяной рынок может столкнуться со снижением экспортной пошлины, которое негативно скажется на бюджете государства.

Рост экспортной пошлины на нефть не отразится на внутреннем рынке РФ

Ежемесячные поправки: вывозишь – заплати

Минфин каждый месяц занимается корректировкой размера экспортной пошлины на нефть. Это следует из данных на сайте ведомства. Поэтому ничего удивительного в повышении или понижении платежа с 1 числа каждого месяца нет.

«По факту – это стандартная практика, которая связана как с внутренним, так и с внешним рынком. На последнем, кстати, ждать изменений тоже не стоит. Экспортная пошлина рассчитывается так, чтобы и государство, и нефтяные компании получали прибыль. Тех денег, которые нефтяные организации получают за экспорт энергоресурса, обычно хватает и на оплату пошлин. Рынок устроен так, что в убыток никто не работает», – отметил собеседник.

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. Согласно данным Минфина РФ, по итогам 2018 года размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд рублей, или почти 13% от выручки компаний.

Предполагается, что влияние экспортной пошлины на деятельность нефтяных организаций будет снижаться на фоне действия «налогового маневра». Возможно, в 2024 году на смену пошлине придет подросший НДПИ.

«Мировая цена оказывает значимое влияние на ставку российской экспортной пошлины, которая чувствительно реагирует на мировую конъюнктуру. Благодаря этому при снижении цен на нефть компании не теряют в доходах настолько, чтобы не суметь заплатить государству», – добавил Юшков.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26 февраля 2013 г. № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251» и от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 июня 2020 г. по 14 июля 2020 года.*

319,9 долл. США за тонну

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 августа 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая кроме: 46,9
2709 00 900 1 нефть сырая плотностью при 20 °С более 887,6 кг/м3, но не более 994 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.%8) 0
2709 00 900 2 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.%10) 4,6
2709 00 900 3 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%8) 0
2709 00 900 9*** прочие 0
2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 25,7
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 3,0
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 14,0
2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0 дизельное топливо 14,0
2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 14,0
2902 20 000 0 бензол 14,0
2902 30 000 0 толуол 14,0
2902 41 000 0 – 2902 43 000 0 ксилолы 14,0
2710 19 510 1 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9 мазут 46,9
2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 14,0
2710 91 000 0 – 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 46,9
2711 12 – 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 46,9
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 3,0
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 – 2713 90 900 0 битум нефтяной 46,9
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

*** В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 № 1342 и от 12.04.2018 № 438.

Чиновники не видят оснований для поддержки экспортеров зерна

Власти РФ проводят разную политику в отношении экспортеров зерна и нефти. Для нефтяников взят курс на отмену экспортных пошлин. А для аграриев экспортные пошлины увеличиваются. Нефтяники получают многомиллиардные компенсации из бюджета. А для аграриев такие компенсации не предусмотрены. Оснований для субсидий экспортерам зерна нет, уверен Владимир Путин. Потери аграриев от новых пошлин оцениваются в 1,5 млрд долл.

По мнению Владимира Путина, субсидирование экспорта зерна при росте мировых цен на него нецелесообразно. «Если мы на мировом рынке занимаем нишу и там растут цены на то же зерно – мы знаем, что у нас внутри страны, как потребляются хлебобулочные изделия, при этом мы продолжаем субсидировать экспорт! Понимаете, да? Ну, хорошо, цены выросли.

Но субсидировать-то зачем, увеличивая экспорт?» – заявил Путин на встрече с редакторами российских СМИ, кадры которой показали по «России 24».

При этом он отметил, что схожая ситуация «происходит с нефтью». По словам президента, представители сектора жалуются, что в условиях роста цен на мировом рынке они должны продавать нефть по новым ценам и внутри страны, чтобы не нести убытки. «Какие убытки? Недополученную сверхприбыль – да, но убытки-то здесь причем? То же самое и по зерну», – пояснил лидер страны.

Напомним, с января в РФ действует повышенная экспортная пошлина на подсолнечник и рапс. Пошлина была повышена до 30%, но не менее 165 евро за тонну. Она будет действовать до 31 июня 2021 года. До этого пошлина на подсолнечник составляла 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну, на рапс была нулевой. С середины декабря также была установлена тарифная квота в 17,5 млн т на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. При этом при поставках в страны вне Таможенного союза сверх квоты будет действовать 50-процентная пошлина (но не менее чем 100 евро за тонну). В пределах квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы составят 0%, на вывоз пшеницы – 25 евро за тонну. С 1 февраля сроком до 30 июня в стране также была введена пошлина на экспорт сои за пределы ЕАЭС. Ставка была установлена в размере 30% таможенной стоимости продукции, но не менее 165 евро за тонну (см. «НГ» от 07.02.21).

Позднее чиновники поясняли, что с 15 февраля до 1 марта пошлина на экспорт зерна сверх установленной квоты в 17,5 млн тонн составит 25 евро за тонну, а с 1 марта до 2 июня – 50 евро за тонну. Со 2 июня запускается так называемый зерновой демпфер, который будет регулировать экспорт зерна с помощью плавающей пошлины. Кроме того, ее обещают вернуть производителям. С начала лета пошлина будет взиматься при достижении цены на бирже в размере 200 долл. за тонну пшеницы и 185 за тонну ячменя и кукурузы. Пошлина составит 70% от разницы между этими базовыми ценами и ценой контракта. При этом квотирование экспорта зерна хотят сохранить до 30 июня. Глава Минэкономразвития Максим Решетников обещал, что собранные от пошлин средства будут возвращаться регионам для дальнейшего распределения производителям (см. "НГ" от 09.02.21). Намерение сделать пошлины «вечными» взволновали лоббистов. Новый вариант пошлин еще хуже прежнего, рассказывал «НГ» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Если раньше речь шла о временном явлении, которое производители были готовы перетерпеть один сезон, то постоянные пошлины просто уничтожают всю мотивацию. Это убийство производственной базы, особенно по премиальной продукции, например твердым сортам пшеницы, для которой внутреннего сбыта почти нет, а «благодаря» новым пошлинам она станет неконкурентоспособной на внешних рынках». При этом ранее он рассказывал, что, ограничивая экспорт, правительство фактически пугает потребителей и провоцирует значительный рост цен, ведь повышение пошлин ведет к стагнации производств, появлению новых рисков в отрасли и не решает проблему роста цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке (см.«НГ» от 08.02.21).

Эксперты из Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) подсчитали, что потери отечественного агропромышленного комплекса (АПК) только от плавающей пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя превысят 1,55 млрд долл. Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько подчеркивал, что такая предварительная оценка сделана на основе прогнозов урожая и средней цены. «Получается, что при цене пшеницы в 250 долл. за тонну – а такая цена выглядит для нового сельхозсезона вполне разумно – и при урожае в 77 млн т отрасль теряет примерно 1,33 млрд долл., – сообщил Рылько. – По ячменю при цене в 215 долл. за тонну и урожае в 19,5 млн т потери могут составить 95 млн долл., по кукурузе – при стоимости 225 долл. за тонну потери оцениваются в 126 млн долл.».

При этом примечательно, что власти сравнивают нынешнею ситуацию производителей зерна с положением дел в нефтяном секторе. Президент РФ говорит, что аграриям, на экспорт продукции которых теперь будет налагаться повышенная пошлина, не нужны субсидии, так как мировые цены на зерно растут. Он сравнивает их с нефтяниками.

Однако в нефтяном секторе дела обстоят, мягко говоря, не совсем так. В частности, с 1 января экспортная пошлина на нефть была понижена на 3,3 долл., составив 38,7 долл. за тонну. Отметим, в течение прошлого года она несколько месяцев росла, однако в октябре начала постепенно снижаться.

Как известно, сейчас в РФ действует налоговый маневр в нефтяной отрасли, в рамках которого постепенно снижается ставка вывозной таможенной пошлины на нефть. Предполагается, что уже к 2025 году она станет нулевой. Одновременно с этим налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет расти. В свою очередь, доходы российского бюджета будут компенсироваться за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который будут платить недропользователи при добыче нефти и газового конденсата. При этом сохраняются действующие льготы по НДПИ. Также были введены два отрицательных акциза. Один из них компенсировал отмену экспортной пошлины и увеличение НДПИ для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на уровне до начала налогового маневра. А второй – демпфирующий отрицательный акциз, который применяется в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, в зависимости от экспортной альтернативы. Так, при превышении экспортных цен над внутрироссийскими надбавка выплачивается российским нефтепереработчикам из федерального бюджета в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. В противоположном случае производители топлива должны делать выплаты по демпферу в бюджет. Это произошло в 2020 году, когда на фоне масштабного падения цен на нефть и нефтепродукты во всем мире из-за пандемии и сопутствующих ей ограничений нефтяники в основном доплачивали в бюджет.

В Минфине указывают, что уже в феврале нефтепереработчики начнут получать выплаты из бюджета в рамках действующего демпфера. «Сейчас конъюнктура такова, что теперь государство платит нефтеперерабатывающим заводам демпфер», – рассказывал замминистра финансов Алексей Сазонов, подчеркивая, что это должно стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Компенсация, по оценкам ведомства Антона Силуанова, составит 350–400 млрд руб.

То есть компенсации выпадающих потерь вполне возможны для нефтяников, однако при этом совершенно невозможны для других секторов экономики. «Такое противоречие объясняется мощнейшим лобби в нефтегазовой отрасли, которое практически определяет как внешнюю, так и внутреннюю политику России», – отмечает управляющий партнер «BMS Group» Алексей Матюхов.

Налоговый маневр был принят в нефтяной отрасли в 2018 году и завершится в 2024 году, напоминает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Здесь никто ничего менять не будет. Задача сегодня стоит в том, чтобы перенести всю налоговую нагрузку на скважину при обеспечении налоговых льгот трудным в освоении новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике», – поясняет он. С зерном же ситуация отличная, говорит эксперт. «Действия правительства преследут две цели – пополнить бюджет и сдержать рост цен на хлебобулочные изделия. Курсовая политика в России привела к очень заниженному курсу рубля. Для экспортеров был бы приемлемым курс 55–60 руб. за доллар. Хорошая конъюнктура на зерновом рынке – это временное явление. Проблемы с внутренними ценами на зерно в России пройдут, но возникнут другие», – считает он.

Читайте также: