Теоретический аспект исследования налоговых отношений

Опубликовано: 17.05.2024

Дисциплина «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Тема: «Общие теоретические аспекты налогообложения»

Цель занятия: Рассмотреть общие теоретические аспекты налогообложения и ознакомить с основными элементами налога. Способствовать развитию профессионального интереса

Теоретические вопросы

1. Налоги в экономической системе общества

Элементы налога

Рекомендуемая литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с

изменениями и дополнениями)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №

146-Ф (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 04.11.2014)(в последней редакции)

Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. - М.: Налоговый вестник, 2011.

. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю.А. Бабаев,

А.М. Петров, Л.Г. Макарова; под ред. Ю.А. Бабаева. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 576 с. 24

2 Бухгалтерский учет /Безруких П.С.,Ивашкевич В.Б. и др.: Учебник.8-е изд.перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет .- 2010.-576 с.

. Бухгалтерское дело: учебное пособие / под ред. Р.Б. Шахбанова. - 2-e изд.,с обновл. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011. – 384 с.

. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]:

Учебник / В. Г. Пансков. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 464с.

Толмачев И.А. Учет предпринимательской деятельности бюджетных

учреждений и некоммерческих организаций/ И.А. Толмачев.- М.:«ГроссМедиа»,2008.- 120с.

Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст] : Учебник / Т.Ф.

Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576с.

Налоги в экономической системе общества

Каждый человек и все предприятия должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом они могут использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законодательством. Поэтому знание российского налогового законодательства каждым человеком приобретает особое значение.

Основная трудность изучения налогообложения состоит в его динамичности и изменчивости. Почти каждую неделю публикуются новые документы по налогам. Поэтому очень важно всегда быть в курсе последних изменений в этой области. В этом поможет чтение газет, журналов и статей в интернете.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Как известно, налоги появились с возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей оно несет затраты, в виде определенной суммы денежных средств, которые могут быть собраны только посредством обязательных платежей экономических субъектов - налогов. Размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, поддержка нетрудоспособных членов общества и т. п. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.

Через налоги, через размеры налогов и налоговые льготы государство имеет возможность оказывать серьезное влияние на развитие экономики, науки, культуры, а также на потребление, спрос населения, накопления, сбережения и деловую активность.

Изъятие государством у предпринимателей слишком большой суммы налогов, например, всей или большей части прибыли может привести к тому, что им станет невыгодно производство, утратится основная его цель. И, наоборот, чем больше у предпринимателей остается прибыли, тем больше возможностей для расширения и развития бизнеса, тем больше заинтересованность в нем, тем выше экономический рост.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и государства в целом. Налог — это вид текущего трансферта, обязательный безвозмездный платеж, уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налог – это односторонняя экономическая операция, прямое изъятие государством части валового продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Бюджет - это централизованный фонд государства, края области, города и т.п., формируемый на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства или соответствующего субъекта. Важнейший источник доходов бюджета - совокупные поступления в виде налогов, сборов, пошлин. В настоящее время в России определены три уровня бюджетов: государственный (федеральный), региональный (республиканский) и местный. Они соответствуют административному делению страны.

Совокупность законов, правил и практических приёмов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.

Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое связано с тем, что налог в виде обязательного взноса с граждан и предприятий государство изымает в порядке общественного принуждения, а второе говорит о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств.

От налогов отличаются сборы. Налоги, зачисленные в бюджет соответствующего уровня, обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, которые при обяза­тельности и безвозмездности уплаты плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Сбор в форме госпошлины — это денежный платёж, взимаемый государством за оказанные услуги, поэтому должна соблюдаться соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет, и в этом и заключается их фискальная функция.

В 2014 году в России бюджет в основном (на 82%) наполнили всего четыре основных налога. Это налог на прибыль (25% всех сборов), налог на добычу полезных ископаемых (20%), налог на доходы физических лиц (19%), налог на добавленную стоимость (18%). Налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых составляют основу федерального бюджета, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль — региональных бюджетов.

Регулирующая функция налогов заключается в их влиянии на изменение структуры и темпов развития производства и покупательную способность населения при увеличении или уменьшении налогового бремени.

2.Элементы налога

В нормативных документах по налогообложению, главным из которых является Налоговый кодекс РФ, по каждому налогу конкретизируются элементы налога. Элементы налога — это определяемые законодательными актами принципы построения и организации налогов.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.12.2020 2020-12-02

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Кирьянов, Р. В. Историко-теоретические аспекты эволюции налоговых отношений / Р. В. Кирьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75961/ (дата обращения: 18.05.2021).

Актуальность темы обусловлена тем, что через призму Всемирной и Отечественной истории нами предпринята попытка выделить основные черты процесса формирования налоговых отношений, отметить особенности построения налоговых систем. Это необходимо, для всестороннего понимания основных этапов становления правовых основ организации и развития налоговых отношений в России.

Для того, чтобы определить основные этапы становления налоговых отношений в РФ, нам необходимо определить такие этапы в исторической ретроспективе. Это обусловлено тем, что налоговые отношения не могут зародиться в одночасье, они, как и любой другой сложный механизм, проходят целую цепочку эволюционных изменений и метаморфоз.

Первым таким этапом является налогообложение Древнего мира. На данном этапе налоговые отношения выступают скорее в роли экономической категории, а свои правовые оттенки они приобрели уже значительно позже. Не будем с Вами забывать и о ярким примерах. Так, в эпоху древнего мира, своего пика расцвета достигли такие великие государства как Древняя Греция и Древний Рим. Около 425 г. до Н. Э. в Древней Греции происходила Пелопонесская война между Афинами и Спартой. Уже тогда, великие политики (Леонид 1, Перикл), философы (Сократ, Аристотель, Демокрит) и юристы (Солон и др.) поняли какое большое значение для государства несут в себе налоги. Ведь на какие средства ведутся войны? На какие средства возводятся великолепные храмы Древней Греции? Верно! Все это благодаря зарождению налоговых отношений между Государством и Обществом. Следует отметить, что свидетельства письменного закрепления таких налогов отсутствуют, но это объясняется следующими доводами:

− Чеканка денег началась только в 7 веке до н. э. До этого времени налог оплачивался в натуральной форме.

− Не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан, суммы взыскивались посредством государственных займов. Например, при помощи литургии — налоговых повинностей для наиболее богатых граждан в размерах 1/10 или 1/20 от дохода.

− В случае, если государству не хватало налоговых поступлений, оно прибегало к крайним для того времени мерам — взимания налога с доходов от сельского хозяйства. Такой налог назывался метэкион.

Таким образом, первый этап формирования налоговых правоотношений характеризуется существованием почти бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме.

Давайте рассмотрим с вами второй этап становления налоговых правоотношения. Временные рамки этого этапа: 5 век — конец 18 века. Со времен Древней Греции произошли огромные изменения как в сфере общественных, экономических, так и в сфере налоговых правоотношений. Формируется государственный бюджет, а налоги становятся его ведущим источником доходов. Но следует иметь в виду, что существующие налоговые системы запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся в связи с определённой необходимостью и на определенный период. Для того, чтобы проанализировать процесс формирования налоговых отношений того времени, нам необходимо обратиться к наиболее известным идеям современников, выдающихся ученых и ярких личностей [10]:

− Фома Аквинский (1226–1274) говорил, что: «Налоги — это узаконенная форма грабежа государством своего народа»

− Диомед Караф (…- 1487) был первым, кто утверждал, что основным источником дохода для государства должны быть: налоговые отчисления с объектов недвижимости и денежного капитала.

− Жан Боден (1530–1597) первый в истории употребил термин «финансы», является автором систем классификации дохода государства (подробно описал следующие налоговые отчисления: домен, пошлина с торговой деятельности, пошлина за ввоз-вывоз товаров)

− Адам Смит (1723–1790) ввел научное определение «налоговая система» и сформулировал четыре основных принципа построения такой системы:

  • Принцип равенства и справедливости
  • Принцип удобства уплаты налога
  • Принцип определенности (исчисления)
  • Принцип экономичности (минимум государственных затрат на взимание налога)

Кроме того, в обществе возникает новый общественный класс — буржуазия, чье появление в корне меняет всю налоговую систему мира. Буржуа, нередко, выкупали у государства право на сбор налога, что только увеличивало состояние их капитала. Следовательно, появляются первые подушные и подоходные налоги, акцизы. В эту эпоху формируются первые законодательные принципы в сфере налоговых отношений, один из таких принципов это — установление налогов только представительными органами власти (Парламентом).

Таким образом, мы с вами обратили внимания на точки зрения разных исторических личностей, посмотрели на основные этапы формирования налоговых отношений и поняли, что: в эту эпоху налог переходит из разряда экономической категории в правовую.

И наконец, мы переходим с вами к третьему этапу нашего исследования. Развитие экономических отношений с 19 века и по настоящее время. Общая тенденция складывается следующим образом: количество налогов уменьшается, а роль законодательства при их установлении и взимании увеличивается. Уже после Первой мировой войны мы отчетливо видим зачатки конструкции (системы) современной налоговой системы. Это связано в том числе и с развитием промышленности, переходом от мануфактур к использованию паровых машин и механизмов.

Так были проведены масштабные налоговые реформы во всех ведущих индустриальных странах мира, которые имели своей целью сокращение бюджетного дефицита, налоговых льгот и упрощение структуры налогов. Основным принципом налоговых правоотношений становится принцип — всеобщности. А следовательно, уже с начала XX века, ведущее место в конструкции налоговой системы занимает прямое налогообложение. История России вызывает особый интерес, так как в XX веке на территории данной страны был проведен первый исторический опыт по обобществлению собственности и образованию государства нового типа — социалистического. Так, частная собственность в России потеряла свое главное финансово-экономическое значение, а на ее смену пришла общедолевая и обще-совместная собственность [10].

Давайте обратим внимание на международный опыт в данном вопросе. Так, мировой экономический кризис 1929–1933 годов являлся юридическим фактом (или даже доказательством) всей несостоятельности классической теории налогообложения в условиях послевоенного времени и указал тем самым на необходимость пересмотра роли государства в регулировании экономических (налоговых) отношений. Такую ситуацию смог изменить Джон Кейнс (1883–1946), когда на свет появилась его работа «Теория занятости, процента и денег». Данная теория предполагала введение активной роли в регулировании налогообложения и иных процессов формирования государственных (бюджетных) доходов.

Многие ученые выделяют еще дополнительные подэтапы процесса эволюции налоговых правоотношений в данном периоде, а именно:

− Формирование основных принципов налоговых правоотношений: безусловность и общеобязательность. Так, акты о налогообложении имели под собой основную задачу — обеспечить защиту и признание прав только государства.

− Формирование иных принципов налоговых правоотношений: соблюдение прав налогоплательщика, законности, соразмерности налога и справедливости. Так, акты о налогообложении имели под собой задачу защитить права и интересы не только государства, но и налогоплательщика.

Этот период истории налоговых отношений, по праву считается периодом сочетания налоговых отчислений , что происходило в результате обобществления собственности (в социалистических странах) и периодом утверждения форм государственного налогового (экономического) регулирования (в капиталистических странах) [10].

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы эволюции налоговых правоотношений, выделили основные черты того или иного периода времени, отметили особенности построения налоговых систем. Следовательно, мы приходим к выводу, что налоги и сборы являлись и являются главным источником формирования бюджета государства, кроме того, налоги и сборы являются детерминантной налоговой и экономической политики государства. А теперь, обладая понятием основных категорий налоговых правоотношений в мире, мы можем переходить непосредственно к рассмотрению правовых основ организации и развития налоговых правоотношений в России на современном этапе.

Как формировались налоговые отношения в РФ? Давайте разберемся. Уже понятно, что отношения не могут возникнуть из ниоткуда. Даже если та или иная модель налоговых отношений была позаимствована нами из-за границы, ее необходимо адаптировать на существующие реалии национальной экономики. Поэтому полностью идентичных налоговых отношений в разных странах быть не может. Современные налоговые отношения в РФ начали формироваться аж в 1991–1992 гг. когда осуществлялся переход на рыночную экономику. Было принято решение взять за образец систему налогообложения международных стран. Предлагаю рассмотреть основные этапы организации и развития налоговых отношений в России [12]:

1. В июле 1990 года на территории России с принятием Верховным Советом РСФСР закона «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» был введён особый режим налогообложения. Так, согласно этому закону, для предприятий, находящихся под юрисдикцией России, был установлен более льготный режим налогообложения, чем для предприятий иных союзных государств. Это было сделано для стимулирования компаний и предприятий открывать свои производства на территории РФ, что, несомненно, увеличивало поступления денежных потоков от налогов и сборов в Российский Бюджет.

2. В марте 1991 года с принятием Закона № 943–1 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» был сформирован налоговый орган на территории РФ. Это объясняется тем, что молодому российскому государству, после распада Советского Союза необходимо было в кратчайшие сроки сформировать собственную систему доходной части бюджета РФ.

3. Период август — ноябрь 1991 года, по праву считается наиболее богатым на масштабные налоговые реформы. Так, в России был принят целый пакет законов: «О подоходном налоге с физических лиц», «об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др.

4. В ноябре 1991 года Президент РФ издает Указ № 218 «Об образовании самостоятельной Государственной налоговой службы РФ» (уже не входящей в состав Министерства Финансов РФ).

5. В декабре 1991 года было утверждено положение «О налоговой службе РФ»

6. Отдельно следует отметить, что 27 декабря 1991 г. вступил в силу закон № 2118 «Об основах налоговой системы в РФ». Благодаря которому были определены общие принципы построения всех налоговой системы РФ. Были определены виды налогов, сборов, пошлин и иных платежей, а также права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Таким образом, уже к декабрю 1991 года в РФ в общих чертах была сформирована налоговая система РФ, а значит были очерчены границы возможных налоговых отношений в молодом государстве. Было определено как налоговые отношения будут организованы и как они будут развиваться дальше. Но на практике современная налоговая система РФ была введена только с 1 января 1992 г.

Давайте отметим основные положения сформировавшихся налоговых отношений РФ с точки зрения их правовой основы и организации [12]:

− Основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета стали налоги: на акцизы, добавленную стоимость, на прибыль, на имущество. Уже к 1998 г. эти налоги обеспечивали более 86 % от всех налоговых поступлений.

− Налог с оборота был заменен на налог на добавленную стоимость и акцизы.

− Состав и структура налоговых доходов были изменены, но порядок взимания и принципы начисления — остались прежними.

− В основе такой налоговой системы лежала ориентация на ее пополнение за счет государственных и приватизированных предприятий (В отличие от развитых странах Европы, где основу налоговых поступления составляли подоходный налог и налог по социальному страхованию)

Таким образом, для России того времени было характерно основывать налоговые отношения на основе корпоративных доходов (налог на прибыль). Это делалось в ущерб налогам на доходы физических лиц.

− В 1995 г. были ликвидированы (либо включены в федеральный бюджет) все внебюджетные фонды (за исключением фондов социального страхования).

− В 1998 г. Указом Президента РФ № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ).

− Уже в 1999 году повсеместно был введен налог с продаж с налоговой ставкой, которая варьировалась от 2 до 5 %.

− Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 [5] отдельные полномочия Министерства по налогам и сборам были переданы Министерству Финансов РФ.

− Федеральный закон № 146-ФЗ от 01.01.1999 (Первая часть Налогового кодекса РФ) заменил закон от 27 декабря 1991 № 2118 «Об основах налоговой системы в РФ». Уже в 2001 г. Федеральным законом № 117-ФЗ была введена вторая часть НК РФ [4].

Несправедливым будет проигнорировать реформы, которые проводились в период с 2000 по 2008 гг. так они оказали значимое влияние на современные правовые основы организации и развития налоговых отношений. Поэтому давайте разберем какие основные реформы были проведены [10]:

− Был упрощен режим налогообложения малого бизнеса;

− Были упразднены «оборотные» налоги и налоги с продаж;

− Были снижены налоговые ставки НДФЛ;

− Была усовершенствована системы налоговых вычетов по НДФЛ

− Был введен единый социальный налог;

− Была проведена реформа имущественных налогов (Уменьшения числа объектов налогообложения и отчисление земельного налога с опорой на кадастровую стоимость земли);

− Была реформирована система налогообложения с добычи полезных ископаемых (и иных ресурсов) путем прямой зависимости от объёма изъятия природных ресурсов;

− Налоговая нагрузка между налогоплательщиками была распределена более равномерно, чего удалось достигнуть благодаря отмене неэффективных налоговых льгот.

Таким образом, результатом реформирования налоговой системы РФ, налоговых отношений РФ являлось принятие Налогового кодекса РФ. И только благодаря этому, в настоящее время налоговые отношения Российской Федерации отражают общераспространенные в международной практике принципы налоговых правоотношений. Кроме того, в результате налоговых реформ 2000–2008 годов налоговое бремя между налогоплательщиками было распределено более равномерно, а государство заметно увеличило объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248. -22 ноября 2020г.
  2. Федеральный закон от 08 июля 1999 года № 151 — ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — № 182. -22 ноября 2020г.
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2128–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — № 56. -22 ноября 2020г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 200. № 32. Ст. 3340. -22 ноября 2020г.
  5. Постановление правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Российская газета. — 2004. -22 ноября 2020г.
  6. Бельский К. С. Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) / Гражданин и право. 2006 № 1 с.54–59.
  7. Брызгалин А. В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов/ Финансовое право Российской Федерации: Учебник / отв. Ред. М. В. Карасева. — М: Юристъ, 2012. — С. 324–329.
  8. Горбунова О. Н. Финансовое право: Учебник/ Под ред. О. Н. Горбуновой, доп. Артемов Н. М., Ашмарина Е. М., Арефкина Е. И. 5-е, перераб. М.: Юристъ, 2011. — 567 с.
  9. Грачева Е. Ю. Финансовое право: Учебник/ под. ред. Е. Ю. Грачевой и Г. П. Тостопятенко. М.: Проспект, 2009. — 553 с.
  10. Зайков В. П. Эволюция налоговых отношений с позиции истории налогообложения и развития государственности / В. П. Зайков. изд. М.: Налоги и налогообложение — 42–28 с.
  11. Крохин Ю. А. Налоговое право России: учебник для вузов/ отв. ред. Ю. А. Крохина; [Н. С. Бондарь, В. В. Гриценко, А. Ю. Крохина]. 4-е изд., испр. М.: Норма: Инфа-М, 2011. — 719 с.
  12. Кузнецов Л. Д. Правовые основы образования современной налоговой системы России / Л. Д. Кузнецов, 2018. — Москва: Вестник Московского университета МВД России — 4 с.
  13. Кучеров И. И. Налоговое право России/ И. И. Кучеров. 3–4 изд. М.: Центр ЮрИнфорР, 2010. — 378 с.
  14. Пепеляев С. Г. Налоговое право: учеб. Пособие: 2-е изд./ под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: Изд. дом «ФБК-ПРЕСС», 2007. — 421 с.

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ 6

1.1 Сущность и функции налогов 6

1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ 10

1.3 Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах 12

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц 16

2.1 Налог на доходы с физических лиц 16

2.2 Налог на имущество с физических лиц 42

2.3 Земельный налог с физических лиц 50

2.4 Налоговый контроль и применение финансовых санкций 52

Список использованной литературы 59

Пытаясь перейти к рыночной экономике наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции (9).

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении, объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России, является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу (19).

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство и разорение. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и странами с минимальными ставками, далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Таким образом, уплата по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования.

Как и другие налоги, налогообложение физических лиц является ведущим звеном в налоговой системе страны.

Целью исследования дипломной работы является рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения (налог на доходы с физических лиц, налог на имущество с физических лиц, налог на имущество переходящего в порядке наследование и дарения, земельный налог). Для достижения цели основными задачами являются: рассмотрение развития и социальных аспектов налогообложения физических лиц, изучение налогообложения физических лиц, определение путей совершенствования налогообложения физических лиц.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ

1.1 Сущность и функции налогов

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . “. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами (11).

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Состав и структура налогов с физических лиц уплачиваемых в бюджет Николаевского района.

Курсовая работа

По дисциплине:«Налогообложение организаций»

«Региональные налоги, их состав, экономическое и финансовое значение ,перспективы развития и роль в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации ( на примере конкретных налогов).

Выполнил: студент группы Н2-6с

Миронов Максим

Профессор, доктор экономических наук
Пансков Владимир Георгиевич

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения региональных налогов
1.1. Общая характеристика региональных налогов…………………
1.2 Правовые основы построения региональных налогов в Российской Федерации…………………………………………………………
1.3. Роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации ………………………………………………
Глава 2. Транспортный налог в Российской Федерации
2.1. Элементы и сущность транспортного налога Российской Федерации ………………………………………………………………………
2.2. Динамика поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации …………………………………………
Глава 3. Перспективы развития региональных налогов и их роль в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации
3.1. Перспективы развития региональных налогов в современных условия………………………………………………………………………
3.2. Роль региональных налогов в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения……………………………………………………………

Введение

Налоговая политика Российского государства вступила в стадию реформ в 90-х годах прошлого века и данный процесс до сих пор не завершен. В современности продолжают звучать споры об отсутствии социальной справедливости в отечественной налоговой системе. Остаются нерешенными многие проблемы взимания налогов, в том числе региональных. В свете вышеизложенного рассматриваемая тема является актуальной.

Гипотеза исследования такова, что повышение эффективности налогообложения напрямую зависит от роста уверенности граждан в справедливости и правильности взимания налогов.

Целью работы является анализ состава, проблем и перспектив развития региональных налогов на примере транспортного налога Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить правовые основы взимания региональных налогов в Российской Федерации.

2. Определить содержание и назначение региональных налогов в Российской Федерации.

3. Оценить роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Проанализировать элементы транспортного налога Российской Федерации.

5. Проанализировать динамику поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.

6. Определить место транспортного налога в налоговой системе Российской Федерации.

7. Выявить проблемы взимания региональных налогов в Российской Федерации.

8. Предложить пути решения проблем взимания региональных налогов в Российской Федерации.

Объект исследования – экономические отношения, возникающие в процессе взимания региональных налогов Российской Федерации.

Предмет исследования–правовые основы, практика взимания и статистика поступлений в бюджет транспортного налога Российской Федерации.

При исследовании применялись методы анализа и синтеза, системный и комплексный подход, а также статистические методы.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и интернет-ресурсов.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения региональных налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение темы «Теоретические аспекты налогового бремени в РФ и порядок его исчисления».
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;
-изучить современные методики оптимизации налогообложения – снижения налогового бремени;
-выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Работа по НМ.docx

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения того или иного налога на общую налоговую нагрузку.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что расчет налогового бремени важен для оценки эффективности налогового менеджмента в организации, а также для принятия управленческих решений в практической ее деятельности.

Проблема определения оптимального налогового бремени актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы и каждый раз решение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.

Целью данной контрольной работы является изучение темы «Теоретические аспекты налогового бремени в РФ и порядок его исчисления».

В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

-рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;

-изучить современные методики оптимизации налогообложения – снижения налогового бремени;

-выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях.

Объектом исследования и расчета налогового бремени в практической части является предприятие ОАО «Авангард».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Теоретическая значимость заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют разделы экономической теории и теории управления налоговыми органами.

Практическая значимость состоит в том, что выводы, полученные в ходе проведенного теоретического и практического анализа, можно использовать в теории налогообложения, теории управления налоговыми органами.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

    1. Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

Для оценки эффективности налогового менеджмента в организации, а также для принятия управленческих решений в практической деятельности используют такой показатель как налоговое бремя хозяйствующего субъекта. В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени. Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя - это «мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период».

Под налоговым бременем понимается для страны в целом, отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. Еще его называют налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

Выделяют следующие уровни классификации налогового бремени:

а) Налоговое бремя на макроуровне:

б) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

-уровень организации, учреждения;

-уровень физического лица.

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики;

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций;

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства;

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали;

- не рекомендуется строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве;

- не рекомендуется строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.);

- принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

- при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд «политических» аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т.д.;

- при выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы;

- при осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения;

- при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций. Так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

- принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий;

- принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

    1. Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях

В условиях современной экономической действительности, когда конкуренция за привлечение свободных финансовых ресурсов становится все острее, создание благоприятного инвестиционного климата приобретает большое практическое значение. Одной из характерных особенностей инвестиций является их селективность или выборочность. Эта особенность связана с тем, что рынок капитала складывается в пользу инвестора, так как возможности потребителя по накоплению финансовых ресурсов ограничены. Те страны и регионы, которые остро нуждаются в финансовых вложениях, вынуждены задействовать все имеющиеся у них средства и возможности. К ним относятся государства с развивающейся экономикой, а в рамках государства – экономически отстающие от общего уровня развития страны регионы.

Капитал в первую очередь направляется в зоны высокой прибыльности, потому привлекательные «зоны» вынуждены конкурировать за привлечение инвестиций. В этой борьбе немаловажная роль принадлежит действующей в регионе налоговой системе. Следует заметить, что налоговый аспект не является единственной составляющей формирования инвестиционного климата, но роль его весьма значительна. Именно уровень налогового бремени будет определять конечный результат деятельности инвестора – возможность получения стабильной прибыли. При выборе объекта инвестирования необходимо проанализировать уровень налогового бремени, сложившийся на территории размещения потенциального объекта.

В настоящее время отсутствует единый подход к методике оценки налогового бремени. Основные рекомендации ученых относительно его расчета можно классифицировать по следующим признакам:

1) определение перечня налогов для использования в расчетах;

2) определение интегрального показателя, на основе которого наиболее достоверно можно оценить удельный вес налогового бремени;

3) создание универсальной методики, позволяющей сравнивать тяжесть налогообложения вне зависимости от отраслевых и иных особенностей.

При определении перечня налоговых платежей целесообразно учитывать только те налоги и сборы, которые предприятие уплачивает в связи с выполнением обязанностей налогоплательщика. Что же касается налогов, уплачиваемых в связи с выполнением обязанностей налогового агента, то они учитываться не будут. Например, сумма налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), перечисляемая предприятием за своих работников, не повлияет на тяжесть налогового бремени. Увеличение или уменьшение налоговой ставки НДФЛ, налоговых льгот и т.д. отразится на доходах самих работников, но не на финансовых результатах предприятия.

В определенной степени данное обстоятельство касается и использования в расчетах НДС. Бремя косвенных налогов реально ложится на конечного потребителя, который приобретает готовый к производительному или индивидуальному потреблению готовый конечный продукт. Их изменение «теоретически» не влияет на величину финансовых результатов хозяйствующего субъекта, поэтому при отмене данного налога величина прибыли не должна увеличиться. Однако на практике снижение налоговой ставки по НДС автоматически не приводит к снижению цен на товары (работы, услуги). Можно предположить, что при отмене НДС выручка предприятия и соответственно затраты не изменятся, а прибыль увеличится на разницу между начисленным и «входящим» НДС. Отмеченное позволяет сделать вывод, что косвенные налоги, как и прямые, влияют на финансовое состояние, и, следовательно, учитывать их действие необходимо.

Читайте также: