Возмещаемые и невозмещаемые налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Елизавета Кобрина

Кто может возместить НДС

Если по итогам квартала входной налог окажется больше, чем исчисленный к уплате, компания сможет вернуть разницу между ними — возместить НДС. Такое часто случается с теми, кто в течение квартала продавал меньше, чем покупал, или занимается экспортом.

Вы можете потребовать возмещения в течение трех лет после окончания квартала, в котором вычеты превысили налог к уплате. Выйти за пределы этого срока можно, только если у вас были уважительные причины. Например, ИФНС не выполнила свои обязанности правильно, хотя вы заявили возмещение в срок.

Как возместить НДС из бюджета

Для возмещения налога предусмотрено два варианта: его возврат до или после окончания камералки. В каждом способе есть отличия и нюансы, поэтому рассмотрим оба порядка.

Возмещение НДС в общем порядке

Правила установлены статьей 176 НК РФ. Они действуют на всех налогоплательщиков: продающих товары и в России, и за рубежом.

Чтобы возместить налог в общем порядке, нужно выполнить три условия:

1. Подать в ИФНС декларацию по НДС

Итоговая сумма НДС к возмещению отражается в строке 050 раздела 1 декларации. Чтобы получить размер налога, нужно предварительно заполнить разделы 3–6.

2. Подать заявление о возврате/зачете НДС

Вы можете вернуть налог на расчетный счет или зачесть его в счет будущих платежей. Заявление о возврате подавайте по форме КНД 1150058, о зачете — по форме КНД 1150057.

Заявление лучше подавать одновременно с декларацией — это поможет возместить налог в ускоренном порядке, предусмотренном п. 7–11 ст. 176 НК РФ. Если налоговая примет решение о возмещении, но не получит заявление, она будет действовать в общем порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

3. Пройти камеральную проверку декларации

По стандартным правилам камералка идет два месяца. Но ее могут как сократить, так и продлить. Продление камералки до трех месяцев обычно связано с найденными нарушениями закона. Сокращение проверки до месяца могут получить только некоторые добросовестные налогоплательщики в отношении деклараций, которые подали после 1 октября 2020 за налоговые периоды после III квартала 2020 (письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129).

Во время камералки налоговая часто запрашивает документы, подтверждающие право на вычеты: счет-фактуры и УПД, первичные документы о постановке на учет; подтверждение нулевых ставок, платежные документы, договоры и пр.

Кроме того, налоговики иногда запрашивают книги покупок и продаж, счета фактуры, аналитические документы, карточки счетов и пр. С такими требованиями соглашаются не все налогоплательщики, поэтому споры доходят до судов. Судебная практика пока неоднозначна. Если вы готовы судиться с налоговой, можно попробовать отказаться от представления документов.

Проверка может завершиться удачно или не очень:

  • Если никаких нарушений не нашли — налоговая решит возмещать ли НДС в течение 7 дней.
  • Если нарушения есть — сразу возмещать налоги не будут. Сначала налоговая составит акт проверки, а затем передаст его вам. Это займет до 15 рабочих дней. Оспорить акт можно в течение месяца.

Итогом всей процедуры будет решение налоговой о возмещении. Она может возместить всю заявленную сумму, возместить частично или полностью отказать(п. 3 ст. 176, п. 1 ст. 101 НК РФ). Итоговое решение налоговая огласит вам в течение пяти дней.

Если вы запрашивали возврат налога, инспекция одобрит его при отсутствии недоимки и направит в казначейство поручение на возврат денег.

Возмещение НДС в заявительном порядке

Порядок возмещения НДС из бюджета

В этой процедуре налог можно вернуть сразу, пока идет камеральная проверка (п. 1 ст. 176.1 НК РФ). Таким способом компании возвращают как весь НДС сразу, так и его часть.

Воспользоваться этим могут:

  1. Организации, которые за 3 предыдущих года перечислили в бюджет не меньше 2 млрд рублей по НДС, акцизам, налогу на прибыль, НДПИ.
  2. Налогоплательщики с банковской гарантией.
  3. Налогоплательщики с поручительством российской организации.
  4. Резиденты особых территорий с поручительством от управляющей компании.

Для каждой группы есть дополнительные условия. Например, стать поручителем может не каждая организация, а только та, которая уплатила 2 млрд рублей налогами в течение предыдущих трех лет. А гарантия от банка с момента подачи декларации НДС должна действовать еще хотя бы 10 месяцев.

Чтобы применить заявительный порядок, подайте заявление в произвольной форме вместе с поручительствами и гарантиями. Это надо сделать в течение пяти дней после подачи декларации или сразу вместе с ней.

Учитывайте, что нужно будет взять на себя обязанность вернуть в бюджет излишне возмещенный НДС, если налоговая отменит свое решение полностью или частично. Так может случиться, если по итогам проверки выяснится, что вы запросили возмещение на большую сумму, чем налоговая одобрила после проверки.

Налоговая возместит налог, только если у вас нет недоимок. Она будет проверять это 5 дней, а потом в течение еще 5 дней сообщит свое решение.

Если вам отказались возмещать налог в порядке ст 176.1 НК РФ, то можно воспользоваться стандартными правилами. В этом случае камералка продолжится автоматически, а после ее завершения налоговая может изменить свое мнение.

Сроки возврата НДС и проценты за просрочку

Если налоговая решила полностью или частично вернуть вам НДС, она сообщает об этом в казначейство, которое вернет налог на расчетный счет в течение пяти дней после получения сообщения от ИФНС. Управление сообщит налоговой, когда и сколько денег перечислило.

Получается, что общий срок для возврата — 12 дней с момента окончания камералки.

Если возврат не уложится в срок, вам заплатят проценты за каждый день просрочки. Их сумму рассчитывают по формуле:

Проценты = НДС в × Дп × Ст / Кд, где:

  • НДС в — налог к возмещению;
  • Дп — количество дней просрочки;
  • Ст — ставка рефинансирования на период просрочки;
  • Кд — количество календарных дней в году.

Эти проценты не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Пример. Несвоевременный возврат НДС с начисленными процентами

За 1 квартал 2021 года в ООО «Электроник» сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму начисленного налога на 46 000 рублей. Эту сумму «Электроник решил возместить из бюджета, пока НДС за 1 квартал еще не уплачен (до 25 апреля 2021 года). Для этого организация 16 апреля подала в инспекцию декларацию по НДС с налогом к возмещению и заявление о возврате.

Налоговая провела камеральную проверку и решила полностью вернуть налог. Но на расчетный счет организации деньги поступили с опозданием на 6 дней.

Рассчитаем проценты к уплате: 46 000 × 6 × 4,25% / 365 = 32 рубля.

В бухгалтерском учете организация составит следующие проводки:

  • Дт 51 Кт 68 «НДС» — 46 000 — возмещен налог по декларации за 1 квартал 2021.
  • Дт 51 Кт 76 — 32 рубля — получены проценты за несвоевременный возврат возмещаемого налога.
  • Дт 76 Кт 91-1 — 32 рубля — учтены проценты за несвоевременный возврат

Почему в возмещении могут отказать

Налоговая отказывает по разным причинам. Чаще всего ими становятся:

  • нехватка документов, подтверждающих вычеты, ошибки или недопустимые исправления в них;
  • пропуск срока — декларация подана спустя более трех лет с окончания соответствующего квартала;
  • мнение налоговой о необоснованности возмещения.

Точную причину своего отказа налоговая сообщит вам в решении, которое составит после проверки декларации. Если вы не согласны, можно обратиться к вышестоящим органам налоговой службы или в суд.

Ведите учет НДС в Контур.Бухгалтерии. Учитывайте входной налог и налог к уплате, составляйте декларации и обменивайтесь с налоговой электронной отчетностью. Также в сервисе можно проводить расчеты с сотрудниками, заводить первичку, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/4/25615 Об учете для целей налогообложения прибыли организации отдельных видов доходов и расходов, полученных и произведенных при передаче имущества в безвозмездное пользование

Вопрос: Федеральное государственное унитарное предприятие в соответствии с Уставом оказывает услуги по предоставлению в аренду жилых и служебных помещений, в том числе по договорам безвозмездного пользования.

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации (от 12 августа 2010 г. N 1339-р, от 24 октября 2011 г. N 1861-р, от 7 сентября 2012 г. N 1625-р), а в отдельных случаях на основании указаний органа исполнительной власти, осуществляющего права собственника имущества унитарного предприятия, оформляемых соответствующими трехсторонними договорами без принятия распорядительных актов Правительства Российской Федерации, предприятие осуществляет передачу зданий и помещений, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия, различным международным и российским организациям на условиях договоров безвозмездного пользования.

Договорами передачи помещений в безвозмездное пользование, заключенными между предприятием (ссудодателем) и вышеуказанными организациями (ссудополучателями) с согласия собственника имущества унитарного предприятия, расходы по эксплуатации и содержанию помещений, а также коммунальным и административно-хозяйственным услугам возлагаются на ссудополучателя. При этом предприятие как балансодержатель вынуждено начислять и уплачивать в бюджет налог на имущество и в отдельных случаях нести другие не возмещаемые ссудополучателями расходы.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) переданное в безвозмездное пользование имущество исключается из состава амортизируемого имущества, расходы организации, связанные с его содержанием, не учитываются для уменьшения налогооблагаемой базы, операции по передаче помещений в безвозмездное пользование облагаются налогом на добавленную стоимость, что влечет для предприятия необоснованные налоговые убытки.

В связи с тем, что данные хозяйственные операции обусловлены распорядительными актами Правительства Российской Федерации и указаниями собственника имущества унитарного предприятия и соответственно носят для предприятия обязательный характер, просьба дать разъяснения по вопросу возможности отнесения вышеуказанных расходов, произведенных в рамках уставной деятельности, в состав затрат предприятия, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также в отношении порядка исполнения положений НК РФ в части налога на добавленную стоимость по данным хозяйственным операциям, связанным с безвозмездной передачей помещений.

Также просим дать разъяснения вправе ли предприятие при получении субсидии на возмещение части произведенных расходов, связанных с осуществлением капитального ремонта и оснащением оборудованием спецсвязи комплекса зданий, переданного по договору безвозмездного пользования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 1625-р, учитывать полученную субсидию в составе доходов, не учитываемых в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ, включая при этом вышеуказанные расходы по капитальному ремонту и оснащению зданий оборудованием в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении отдельных видов доходов и расходов, полученных и произведенных при передаче имущества в безвозмездное пользование, сообщает следующее.

Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (статьи 214, 294 и 295) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию, например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Как следует из запроса, субсидии государственному унитарному предприятию выделяются на возмещение части произведенных расходов, связанных с осуществлением капитального ремонта и оснащением оборудованием спецсвязи комплекса зданий, переданного по договору безвозмездного пользования, а не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, по мнению Департамента, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Как следует из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 49 статьи 270 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные по договору в безвозмездное пользование. Начисление амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, не производится (пункт 2 статьи 322 НК РФ).

Расходы, связанные с осуществлением капитального ремонта и оснащением оборудованием спецсвязи комплекса зданий, переданного по договору безвозмездного пользования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

По аналогичному основанию при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются невозмещаемые ссудополучателем расходы, связанные с содержанием указанного имущества.

Распорядительные акты Правительства Российской Федерации о передаче имущества в безвозмездное пользование, не являются основанием для неприменения вышеуказанных положений главы 25 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

По вопросу учета для целей налога на добавленную стоимость операций по передаче имущества в безвозмездное пользование ответ будет дан дополнительно.

Директор Департамента И.В. Трунин

Обзор документа

При налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Это касается только случаев, когда имущество предоставляется на безвозмездной основе. Денежные средства и иное имущество, которые передаются унитарному предприятию в оплату выполненных работ, оказанных услуг, включаются в состав доходов от реализации.

Напр., ФГУП передает комплекс зданий, находящийся в его хозяйственном ведении, в безвозмездное пользование на основании распоряжения Правительства РФ. Этому предприятию выделяются субсидии, чтобы возместить часть затрат на капремонт и оснащение комплекса зданий оборудованием спецсвязи.

Данные ассигнования, полученные ФГУПом от собственника имущества или уполномоченного им органа, не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Затраты, связанные с капремонтом и оснащением оборудованием спецсвязи комплекса зданий, переданного по договору безвозмездного пользования, не учитываются при определении налоговой базы. Они не соответствуют критериям, при которых расходы признаются в целях налогообложения прибыли.

По аналогичному основанию при налогообложении прибыли не учитываются невозмещаемые ссудополучателем расходы, связанные с содержанием указанного имущества.

Распорядительные акты Правительства РФ о передаче имущества в безвозмездное пользование не являются основанием для неприменения соответствующих положений НК РФ.

Организации и ИП на ОСН, которые платят НДС, иногда получают возможность возвратить НДС из бюджета. Можно получить деньги на расчетный счет, а можно зачесть их в уплату налогов. Рассмотрим, какими правилами руководствоваться, чтобы эффективно реализовать данные законом преференции.

Кто и в каких случаях может возместить НДС?

Если у вас за налоговый период налоговые вычеты превысили начисленный налог, то разницу можно возвратить (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК). Это и будет возмещение НДС, оно возникает чаще всего в следующих ситуациях:

  1. экспорт по ставке 0%;
  2. объем приобретения товаров/работ/услуг за квартал больше, чем их реализация (например, при строительстве объекта, до момента начала его использования для получения прибыли);
  3. товары приобретались с НДС 20%, а продавались с обложением по ставке 10%.

Чтобы вернуть НДС из бюджета в декларации по НДС сумму к возмещению нужно указать в строке 050 раздела 1 (форма декларации в приказе ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@).

Декларация с суммой НДС к возмещению может быть представлена не позднее 3-х лет с момента окончания квартала, в котором возникло основание заявить НДС к возмещению (п. 2 ст. 173 НК).

Пример: налогоплательщик в ноябре 2020 года вспомнил, что «забыл» отразить в декларации по НДС за 1-ый квартал 2017 года вычет НДС и решил представить уточненную декларацию за этот период. В результате отражения «забытых» вычетов в уточненной декларации образовался НДС к возмещению. Уточненная декларация будет принята ИФНС, но возврат НДС из бюджета не удастся, т.к. прошло больше 3-х лет.

Восстановить срок возможно только доказав, что пропуск срока случился по объективным, не зависящим от налогоплательщика причинам (Определение Конституционного суда РФ от 27.10.2015 года № 2428-О). К примеру, если вы пропустили срок из-за недобросовестных действий налоговой. При восстановлении срока три года для возмещения НДС начинают отсчитываться с момента, когда вам стало известно (или должно было стать известно) о нарушении вашего права (Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О, от 01.10.2008 № 675-О-П, от 03.07.2008 № 630-О-П).

Что же делать для возмещения НДС из бюджета?

общий (классический) порядок предполагает возмещение (в том числе, возврат НДС) по итогам «камералки» (ст. 176 НК);

заявительный порядок (более быстрый) применяется, если налогоплательщик подал заявление и выполнил закрепленные в ст. 176.1 НК РФ требования.

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

Классический порядок — для возмещения НДС ждем, когда закончится проверка

Эта процедура имеет несколько стадий.

1-я стадия: заполнение декларации.

В подаваемой декларации по НДС указывается сумма налога к возмещению, одновременно имеет смысл подать и заявление о возврате НДС из бюджета или зачете суммы налога. Соответствующее заявление может быть подано в течение 3-х летнего срока на возмещение (возврат) НДС. Но если это сделать до того, как появится решение о возмещении НДС, то фактический возврат/зачет налога пройдет быстрее.

2-я стадия: камеральная проверка декларации.

Во время нее налоговый орган анализирует, правильно ли вы посчитали размер суммы возмещения НДС из бюджета. С помощью АСК НДС в автоматическом режиме налоговая сравнит вашу информацию со сведениями от ваших контрагентов. Если система обнаружит несовпадения (разрывы), то вам придет запрос на пояснения либо исправления в декларацию (п. 3 ст. 88 НК).

Пример: разрыв может образоваться, если вы заявили НДС к вычету, а в системе отсутствует информация об уплате НДС контрагентом. Это происходит как из-за недобросовестных действий контрагента, так и вследствие того, что контрагент неправильно указал данные (ИНН, реквизиты документов и др.). Получив требование, вы принимаете решение:

Если по вопросу возмещения НДС из бюджета будет судебный спор, то суд, как правило, принимает во внимание только те документы, которые предъявлялись в инспекцию при налоговом контроле и во время досудебного урегулирования (п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Представить в суд документы, которые не рассматривались налоговым органом, можно только, если удастся доказать отсутствие возможности передать их инспекции на досудебной стадии. Именно поэтому налогоплательщик заинтересован передать в инспекцию все документы, доказывающие, что он вправе заявлять вычет.

Первоначальная продолжительность камеральной проверки — 2 месяца. Но если будут выявлены следы каких-либо нарушений, то срок может увеличится до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК). Однако начиная с 3-го квартала 2020 года срок камеральной проверки может быть существенно меньше. Так, если декларация с заявленным к возмещению из бюджета НДС представлена в срок (не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода), то у налоговой есть 1 месяц на проведение камеральной проверки, который исчисляется с даты окончания срока приема деклараций (письмо ФНС от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129). При этом возможностью ускоренной проверки могут воспользоваться не все, а только те налогоплательщики, которые:

  1. не запросили вместе с налоговой декларацией заявительную процедуру возмещения НДС;
  2. принадлежат к низкой, средней либо неопределенной (для ИП) степени риска (по сведениям из ПП «Контроль НДС»);
  3. получили в предшествующем налоговом периоде подтверждение более 70 % от суммы НДС, предъявленного к возвращению;
  4. заявили в декларации более 80% вычетов НДС по контрагентам низкой, средней либо неопределенной степени риска;
  5. заявили в декларации не менее половины вычетов по контрагентам из декларации за предшествующий налоговый период;
  6. заплатили налогов за 3 предыдущих года больше суммы НДС, предъявленного к возмещению.

Если указанные требования соблюдаются и не выявляются противоречия, искажения, несоответствия в налоговой декларации информации, имеющейся у инспекции, нет нарушений законодательства, то для налогоплательщика уменьшается срок, в течение которого будет осуществлен возврат налога, поскольку этот срок напрямую зависит от даты завершения камеральной проверки.

Невозмещаемый налог

Невозмещаемые налоги , сборы и платежи уплачиваются инвестором из налогооблагаемой либо из чистой прибыли. [1]

Напомним, что невозмещаемым налогом может быть не только НДС в перечисленных выше случаях, но и налог с продаж. Открытым остается вопрос о включении в первоначальную стоимость ( себестоимость) актива таможенных пошлин, сборов и платежей, поскольку в главе 25 НК РФ они не упоминаются. [2]

До введения ПБУ 5 / 98 невозмещаемые налоги списывались, как правило, на счета учета производственных затрат, теперь они должны быть включены в стоимость материально-производственных запасов. Эта норма ПБУ 5 / 98 вступает в противоречие с действующим налоговым законодательством, например с Инструкцией ГНС РФ № 39 О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, согласно которой суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам ( работам, услугам), использованным при изготовлении льготируемой продукции и осуществлении льготируемых операций, относятся на издержки производства и обращения. [3]

Таким образом, для целей налогового учета невозмещаемые налоги участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль параллельно с амортизационными отчислениями, то есть в расходы организации, признаваемые для целей налогообложения прибыли, включается как сумма амортизационных отчислении, так и некоторая часть суммы невозмещаемого налога, определяемая как результат отношения общей суммы невозмещаемого налога к величине срока полезного использования амортизируемого имущества. [4]

В бухгалтерском учете точка зрения на участие невозмещаемых налогов в фактической себестоимости МПЗ принципиально иная. [5]

Фактическая стоимость объекта включает покупную цену, импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, любые иные прямые затраты по приведению объекта в рабочее состояние. Любые торговые скидки вычитываются из фактической стоимости. Административно-управленческие накладные расходы не включаются в фактическую стоимость объекта, если не доказано, что они непосредственно относятся к его приобретению и его доведению до рабочего состояния. [6]

Фактическая стоимость объекта включает покупную цену, импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, любые иные прямые затраты по приведению объекта в рабочее состояние. Любые торговые скидки вычитаются из фактической стоимости. Административно-управленческие накладные расходы не включаются в фактическую стоимость объекта, если не доказано, что они непосредственно относятся к его приобретению и доведению до рабочего состояния. [7]

Затраты на приобретение ( транспортно-заготовительные расходы) включают покупную иену, импортные пошлины и иные невозмещаемые налоги , транспортные, экспедиторские, расходы на посредников и консультантов, другие расходы, непосредственно относимые на приобретение товаров, материалов и услуг. Из этих затрат вычитаются торговые скидки, возвраты платежей и другие аналогичные суммы. По счетам, выписанным в иностранной валюте, в случае крупной девальвации или снижения стоимости валюты, возникших в форс-мажорных обстоятельствах, допускается включать в затраты на приобретение курсовые валютные разницы, если они влияют на непогашенные обязательства организации. [8]

Согласно МСФО 16 фактическая стоимость основных средств включает покупную цену, в том числе импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, а также любые прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению, например, затраты на подготовку площадки для размещения основного средства, первичные затраты на доставку и разгрузку, затраты на установку и стоимость профессиональных услуг. [9]

Параграф 24 МСФО 38 определяет, что себестоимость нематериального актива включает его покупную цену, включая импортные пошлины и невозмещаемый налог на покупку, а также прямо относимые затраты на подготовку актива к предполагаемому использованию. Прямо относимые затраты включают, например, профессиональные гонорары за юридические услуги. Таким образом, все прямые затраты на приобретение актива могут быть включены в его себестоимость. [10]

Так, параграф 24 МСФО 38 определяет, что Себестоимость нематериального актива включает его покупную цену, включая импортные пошлины и невозмещаемый налог на покупку, а также прямо относимые затраты на подготовку актива к предполагаемому использованию. Прямо относимые затраты включают, например, профессиональные гонорары за юридические услуги. Таким образом, все прямые затраты на приобретение актива могут быть включены в его себестоимость. [11]

Формулировка состава фактических затрат в предлагаемом проекте снимает вопрос об отнесении НДС при приобретении финансовых вложений у инвесторов посредством включения в состав затрат сумм невозмещаемых налогов . [12]

Финансовый менеджер отслеживает фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов, в состав которых входят: суммы, уплачиваемые продавцу по договору поставки; вознаграждения посреднической организации, участвующей в процессе приобретения запасов; оплата информационных и консультационных услуг в отношении приобретения запасов; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги , уплачиваемые покупателем отдельно в связи с приобретением запасов; затраты по их заготовке и доставке до места использования, включая расходы по страхованию; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов. В фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов не включаются: затраты по доработке и улучшению технических характеристик запасов, не связанные с производством продукции; расходы, непосредственно не связанные с приобретением запасов. В тех случаях, когда материально-производственные запасы не покупаются, а изготавливаются силами предприятия, их фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат на производство в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. [13]

Таким образом, для целей налогового учета невозмещаемые налоги участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль параллельно с амортизационными отчислениями, то есть в расходы организации, признаваемые для целей налогообложения прибыли, включается как сумма амортизационных отчислении, так и некоторая часть суммы невозмещаемого налога , определяемая как результат отношения общей суммы невозмещаемого налога к величине срока полезного использования амортизируемого имущества. [14]

Таким образом, для целей налогового учета невозмещаемые налоги участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль параллельно с амортизационными отчислениями, то есть в расходы организации, признаваемые для целей налогообложения прибыли, включается как сумма амортизационных отчислении, так и некоторая часть суммы невозмещаемого налога, определяемая как результат отношения общей суммы невозмещаемого налога к величине срока полезного использования амортизируемого имущества. [15]

Читайте также: