Технический заказчик бухгалтерский и налоговый учет

Опубликовано: 19.09.2024

Строительство зданий или сооружений может осуществляться своими силами или с привлечением подрядной организации. Этапы возведения объектов и все технологические процессы должны быть отражены в учете у заказчика работ и у подрядчика. Договор может предусматривать проведение не только строительных мероприятий, но и монтажных, ремонтных, отделочных, реконструкционных.

Вопрос: Как отразить в учете организации строительство производственного цеха собственными силами (хозспособом)?
Затраты организации на выполнение строительно-монтажных работ (СМР), понесенные в периоде строительства, составили: в марте — 2 000 000 руб., в апреле — 1 000 000 руб., в мае — 1 900 000 руб., в июне — 1 700 000 руб. В июне уплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности и оно зарегистрировано, здание введено в эксплуатацию.
Посмотреть ответ

Особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве

Специфика работы строительных компаний обусловлена:

  • территориальной разрозненностью обслуживаемых объектов;
  • наличием широкого перечня внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности (климатические условия, состав почв, сейсмическая активность);
  • длительным периодом разработки и согласования проектной и технической документации;
  • большим списком оказываемых услуг;
  • многоступенчатой системой взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

В бухгалтерии используются специфичные первичные документы, которые присущи только сфере строительства. К ним относятся строительные акты, сметные расчеты, справки, журналы. По каждому объекту бухгалтеру приходится вести отдельный учет с возможностью получения аналитических сведений. При необходимости организовать работы в других населенных пунктах может потребоваться расширение структуры компании за счет обособленных подразделений.

Как организации снять с государственного кадастрового учета недвижимость в виде объекта капитального строительства?

Трудности при отражении в учете осуществленных мероприятий возникают при инвентаризации. Причина кроется в наличии широкого ассортимента специфичных материалов, которые могут размещаться на удаленных друг от друга складах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В строительной сфере расходы могут появляться у подрядчика до подписания договора о работах на объекте. Они связаны с подготовкой технической и проектной документации, страхованием рисков. Их включают в затраты будущих периодов.

Понесенные строительной компанией расходы по согласованию деталей проекта, страхованию и утверждению техническо-экономического обоснования могут быть включены в состав расходов по неподписанному договору с заказчиком. Это право закреплено п. 15 ПБУ 2/2008, им воспользоваться можно, если:

  • размер затрат возможно определить точно в текущий момент;
  • вероятность подписания соглашения о проведении работ в данном отчетном периоде высокая.

В бухгалтерском учете создаются корреспонденции на сумму понесенных трат между Д97 и К76. После вступления в силу договора и начала выполнения строительных работ на объекте заказчика расходы будут ежемесячно по частям списываться проводкой Д20 – К97.

При несоблюдении одного из требований расходы надо относить в категорию прочих. В учете их отражают в том месяце, в котором они фактически возникли. Если по условиям сотрудничества подрядчик обязуется благоустроить территорию, прилегающую к возводимому объекту, затраты отражаются как часть стоимости строящегося актива. При невозможности закончить благоустройство из-за влияния внешних факторов в оговоренный срок средства для этих целей аккумулируются в форме оценочных обязательств на 96 счете.

Для отражения возводимого объекта в налоговом учете заказчик должен определить размер первоначальной стоимости актива. В нее включают все затраты, связанные с процессом строительства, которые были указаны в акте формы КС-2. Амортизационные отчисления надо начинать осуществлять с 1-го дня месяца, следующего за месячным интервалом, в котором объект был сдан в эксплуатацию. Если условиями договора предусмотрено поэтапное выполнение работ с регулярной их сдачей заказчику, вычет по НДС применяется в стандартном порядке по данным счетов-фактур от подрядчика.

Нюансы учета материалов, технологического процесса и объектов

При привлечении к строительству подрядной организации система документооборота с ним будет основываться на двух формах:

  1. Бланк КС-2, которым осуществляется приемка выполненных этапов работ.
  2. Справка КС-3, в которой приводится стоимость всех произведенных работ и понесенных расходов.

Документы утверждены Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 г. под №100. Акт нужен для подтверждения сдачи подрядчиком работ и приемки их заказчиком. На его базе формируется справка КС-3. Она применяется для обоснования расчетных операций между участниками соглашения.

ЗАПОМНИТЕ! Все понесенные затраты, связанные со строительными и монтажными работами, аккумулируются на счете 08.3.

Подрядная организация в учете показывает понесенные затраты проводкой Д08.3 – К60. Сумма НДС, которая предъявляется исполнителем работ, отражается по дебету 19 счета и кредитовому обороту 60 счета. Когда весь комплекс строительных и монтажных, благоустроительных мероприятий завершен, объект сдается в эксплуатацию. В этот момент в учете создается запись Д01 – К08.

Для учета производственных расходов используются проводки:

  • Д20 – К10 — в сумме израсходованных строительных материалов или конструкций.
  • Д20 – К23 — в сумме услуг, полученных от подсобных производственных цехов.
  • Д20 – К60 — в размере стоимости оказанных услуг сторонними организациями.

Строительные материалы должны быть отражены в учете по их фактической цене, включающей в себя сумму приобретения и стоимость доставки на объект с учетом таможенных пошлин и сборов. При необходимости обращения за консультационной помощью при подборе материалов оплата этих услуг включается в фактическую цену сырья.

Списывать строительные материалы можно одним из методов:

  • по себестоимости, определяемой для каждой единицы ТМЦ;
  • по усредненному значению себестоимости имеющихся запасов;
  • методом ФИФО, который предусматривает списание активов в строгом соответствии хронологии их поступления на склад.

При отпуске стройматериалов на объекты должны быть оформлены накладные на внутренне перемещение. Ежемесячно в бухгалтерскую службу подаются отчеты прорабов о движении запасов, по которым будет осуществлено списание ценностей в учете. В процессе строительства могут быть выявлены потери. Их объем должен находиться в пределах нормативов естественной убыли.

ВАЖНО! Если потери ТМЦ превышают нормативные показатели, их стоимость относится на счет материально ответственного лица.

Строительные материалы подрядчиком отражаются на счете 10 при учете их по фактическим ценам или на счетах 15, 16, если используются учетные цены. В ситуациях, когда договором предусмотрена не самостоятельная закупка материалов, а их получение от заказчика работ, то:

  • поступающие на объекты материалы будут считаться давальческим сырьем;
  • процедура передачи стойматериалов предполагает оформление накладной по форме М-15;
  • в учете подрядчик относит стоимость давальческого сырья на забалансовый 003 счет.

Типовые корреспонденции по учету материалов у подрядной организации:

  • Д003 – факт получения давальческого сырья.
  • Д20 – К10 – отражается расход материалов, приобретенных подрядчиком самостоятельно.
  • Д90 – К20 – расходы по строительным этапам списаны.
  • Д62 – К90 – показана выручка от выполненных строительных или монтажных работ.
  • Д90 – К68 – учитывается сумма НДС, которая приходится на стоимость выполненных работ.

КСТАТИ, для строительных организаций характерно ведение раздельного учета этапов технологического процесса.

Технологический процесс выполняемых работ может быть разбит на такие составляющие:

  • заготовительные мероприятия;
  • транспортные расходы;
  • подготовительные работы;
  • монтажно-укладочные операции.

На этапе реализации заготовительного блока работ для строящегося объекта изготавливаются полуфабрикаты и детали. Осуществлять это может как сама подрядная организация на строительной площадке, так и специализированные заводы. Перевозка за пределами строительных площадок должна производиться с участием общестроительных транспортных средств, в рамках одной площадки – приобъектными средствами.

Важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность монтажно-укладочных операций.

На всех этапах строительства учет ориентируется на расчетные величины. При подведении итогов определяются фактические значения показателей, сравниваются с заложенными в план суммами. Нормировать необходимо все виды прямых расходов, которые отражаются на 20 счете. Нормативные показатели должны быть предусмотрены для:

  • себестоимости;
  • заработной платы;
  • амортизации;
  • ТЗР.

По строительно-монтажным работам для каждого обслуживаемого объекта составляется финансовая смета. Основным первичным документом для отражения в учете уровня затрат является наряд на сдельную работу. Его можно выписывать на бригаду или отдельного работника. Исполнители работ в конце месяца сдают в бухгалтерию заполненные бланки нарядов. По показанным в них сведениям осуществляется начисление зарплаты.

Для учета строительных транспортных средств используют путевые листы и журналы учета работы строительных машин, справки с данными о выполненных работах. Для каждой машины заполняется табель, в котором отражены дни пребывания на объекте и количество фактически отработанных смен.

Отдел продаж:

  • +7 (495) 134-55-67
    (Московский)
  • 8 (800) 555-64-48
    (Федеральный)

Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика

2 июля 2020 года приказом №297/пр Минстрой России утвердил Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика (далее Методика). 16 июля 2020 года Методика зарегистрирована Минюстом России (регистрационный № 58980).

Методика предназначена для определения затрат на осуществление функции технического заказчика при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также при определении стоимости капитального ремонта, производимого за счет средств регионального оператора, жилищно-строительного кооператива, собственников помещений в многоквартирном доме или за счет иных источников, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Техническим заказчиком с точки зрения Методики и Градостроительного кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, уполномоченное застройщиком заключать от его имени договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве объектов капитального строительства. Также данное юридическое лицо подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перечень функций технического заказчика приведен в приложении №1 к данной Методике.

Затраты на осуществление функций технического заказчика включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации.

Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются без учета затрат на строительный контроль, расходы на проведение которого рассчитываются отдельно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Сумма расходов на осуществление функций технического заказчика зависит от численности работников технического заказчика. Численность работников, в свою очередь, зависит от величины сметной стоимости строительства по итогам глав 1­-9 и 12 сводного сметного расчета, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации по Приложению № 2 к Методике.

Приложение №2 – это таблица, в которой приводятся 11 градаций сметной стоимости строительства от 360 млн. руб. до 6500 млн. руб., которым соответствует численность работников технического заказчика. Так, например, при стоимости строительства до 360 млн. руб. для осуществления функций технического заказчика потребуется всего один человек. Два работника потребуются при стоимости строительства от 361 до 720 млн. руб. При стоимости строительства от 5401 до 6500 млн. руб. – необходимо 12 человек. При сметной стоимости строительства свыше 6500 млн руб. численность работников технического заказчика увеличивается на одного человека на каждые 700 млн руб. свыше указанной суммы.

Далее, исходя из численности работников, рассчитывается сумма средств на оплату труда. Также в затраты на осуществление функций технического заказчика включаются налоги и сборы, затраты на амортизацию основных средств, командировочные расходы, расходы на содержание служебного легкового автотранспорта, расходы на аренду и содержание помещений и другие расходы, связанные с реализацией данного проекта.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены обширные изменения, которые можно сравнить по масштабности с реформой гражданского законодательства. К примеру, при выполнении определённых условий теперь в некоторых случаях нет необходимости вступать в саморегулируемую организацию (СРО). Но некоторые из этих поправок ещё не до конца осознаны как участниками рынка, так и надзорными органами. Одними из самых существенных нововведений, которые могут перекроить структуру строительной отрасли, являются изменения в институте технического заказа.

Разберёмся с определениями

В соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ «технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности». Законодатель ввёл новый термин, в котором назвал перечисленные виды деятельности — функциями технического заказчика.

По своей юридической сути договор на выполнение функций технического заказчика является в зависимости от точки зрения — непоименованным либо смешанным (скорее) договором, представляющим собой смесь договора возмездного оказания услуг и агентского договора. Такой вывод можно сделать, обратившись к определениям обоих договоров.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)». Как видно, определение вполне соотносится с тем, что должен выполнять технический заказчик — совершать определенные действия, предусмотренные градостроительным законодательством, и по факту вести профессиональную деятельность в качестве квалифицированного заказчика (ранее законодательство оперировало термином «заказчик-застройщик»).

Но это всего лишь часть сущности указанного договора. Как видно из определения технического заказчика, это юридическое лицо, которое, во-первых, уполномочено застройщиком на выполнение этой деятельности, и во-вторых, выполняет эту деятельность от имени застройщика. То есть классический агентский договор по модели поручения, поскольку согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ «По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала». А как уточняет ст. 1011 ГК РФ к агентским отношениям в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени, применяются соответственно правила о договорах поручения или комиссии.

Что теперь под запретом

Что ж, с юридической сутью мы определились. Но это всё встречалось и в предыдущих версиях градостроительного законодательства. В чём же «революционность» такого более подробного регулирования? Дело в том, что всё тот же п. 22 ст. 1 ГрК РФ императивно установил, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей саморегулируемой организации. На первый взгляд это не вызывает вопросов. Подумаешь, законодатель всего лишь предусмотрел, что если профессиональный строитель работает в качестве технического заказчика, то он должен соответствовать определенным стандартам. Но всё оказалось сложнее.

Формулировка п. 22 ст. 1 ГрК РФ говорит нам не о том, что технический заказчик должен быть членом СРО. Данная норма устанавливает определение функций технического заказчика, и перечисляет что к этому относится. А уже затем следует дополнение, что членства в СРО требует не статус технического заказчика, а само по себе выполнение этих функций.

Давайте вернёмся к тому, на что потребуется членство в СРО:

1. Заключение договоров.

2. Подготовка заданий.

3. Предоставление материалов и документов.

4. Утверждение проекта.

5. Подписание документов, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию.

6. Иные функции, предусмотренные ГрК РФ.

Как происходил обычно договорной процесс у заказчика, который не являлся профессиональным застройщиком со своими строительными подразделениями? Заключался договор генерального подряда с выигравшей на тендере компанией и иногда отдельный договор генерального проектирования.

Теперь же, исходя из буквального толкования норм ГрК РФ, заказчик не имеет право этого сделать, если он не состоит в СРО с допуском к соответствующим видам работ. Для заказчика (в терминах ГрК РФ застройщик), который не является профессиональным строителем, наличие технического заказчика — прямое требование закона, и всё, что может сделать такой застройщик — подписать договор с техническим заказчиком, который и будет дальше заключать договор генерального подряда и проектирования, либо отдельные договоры подряда.

Разумеется, застройщик может осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, но для этого он должен состоять в СРО. Разъяснения профильных ведомств уже были даны (к примеру, Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 февраля 2017 г. N 3762-АЕ/02). Формально давая застройщику выбор, закон не даёт ему выбора избежать затрат — потратить придётся либо на технического заказчика, либо на вступление в СРО, что кроме существенного взноса в компенсационный фонд влечёт за собой и затраты на найм в штат необходимых специалистов, квалификацию которых требуется подтвердить. При этом если планируется и стройка, и проектирование, и изыскания, то застройщик по сути должен вступить в три (!) СРО и нанять тройное количество специалистов. В общем, экономический вывод из этого только один — стоимость любого строительства вырастает автоматически.

Что делать генподрядчикам

Не менее сложным выглядит вопрос и со стороны генподрядчика. Достаточно часто застройщиками заключался единственный договор генерального подряда, по которому генподрядчик по сути совмещал функции технического заказчика с функциями лица, осуществляющим строительство. Теперь же исходя из комплексного анализа пп. 16, 22 ст. 1, п. 2 ст. 53 ГрК РФ необходимым является заключение отдельного договора технического заказчика. При этом не забывайте, что застройщик не может напрямую заключить договор генерального подряда, если он не состоит в СРО.

Это не является проблемой, если у генподрядчика есть несколько разных юридических лиц, каждое из которых является членом СРО. Но содержать несколько таких юридических лиц достаточно ресурсоёмкая задача. А если генподрядчик один? Может ли он заключить договор сам с собой по сути? Понятно, что непосредственно как генподрядчик он будет являться только одной стороной договора, тогда как на другой стороне он будет участвовать в качестве представителя, и по модели поручения по сути второй стороной будет являться застройщик. К примеру, ООО «Ромашка» в качестве технического заказчика от имени застройщика заключает договор с ООО «Ромашка» как с подрядчиком. По сути, многие юристы сталкивались с одними и теми же подписантами не раз. К примеру, когда у двух разных компаний один и тот же генеральный директор. Несмотря на совпадение подписантов — стороны договора разные. Соответственно формально не является чем-то невозможным и подписанием генеральным директором как физическим лицом договора с компанией, в которой он является генеральным директором. Но как на такое юридическое «издевательство» будут смотреть контролирующие органы — большой вопрос. При этом давайте не забывать про запреты п. 3 ст. 182 ГК РФ, которые позволяют признать такую сделку недействительной (хотя нарушения интересов по сути здесь нет).

Можно ли что-то поменять?

Давайте разберёмся. Как нам говорит п. 2 ст. 421 ГК РФ «Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом», а п. 3 ст. 421 ГК РФ дополняет, что «Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом». Заключение договора, пусть и в такой специфической отрасли, как строительство со своим отдельным кодексом, регулируется всё же нормами гражданского права. Но если мы обратимся к ст. 422 ГК РФ: «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения».

Вернёмся к определению технического заказчика. Вспомним, юридическое лицо — уполномочено застройщиком и действует от имени застройщика. Без вариантов. То есть если подразумевается выполнение функций технического заказчика, то по договору (если этим не занимается непосредственно сам застройщик) это должен быть именно агентский договор по модели поручения. Непонятно, специально или невольно, но законодатель, запуская реформу градостроительного кодекса, достаточно грубо вмешался в сферу регулирования отношений, за которые отвечает гражданский кодекс, и по факту поставил под запрет достаточно распространённую схему, когда технический заказчик действует от своего имени, а не от имени заказчика. То есть агентский договор по модели комиссии. Теперь стороны не могут выбирать удобную для них конструкцию, когда все работы принимает техзаказчик, а потом передаёт готовый результат застройщику. С момента изменения ГрК РФ все отношения юридически завязываются напрямую на застройщика. Даже если принять идею, что обязательное наличие технического заказчика при строительстве, это неизбежное благо, но теперь застройщик не может оградиться от претензий множества подрядчиком на объекте, потому что технический заказчик в рамках такой конструкции выступает всего лишь представителем, поскольку согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ «права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя».

Кому предъявлять претензии?

Возникает и не менее интересный вопрос, касающийся формулировки функции технического заказчика. И если утвердить проект или дать задание подрядчикам технический заказчик вполне может от имени заказчика, по сути облекая непрофессиональные пожелания заказчика в квалифицированные указания строителя, то применение функции технического заказчика к заключению договора вызывают вопросы как раз исходя из модели поручения. Договор заключают его стороны. Кем бы ни являлся представитель стороны, уполномоченный на подписание договора, договор заключает именно сторона. И одновременное указание на то, что технический заказчик не может заключить договор от своего имени, а заключает его от имени заказчика, лишено какого-либо смысла и полностью противоречит общей части обязательственного права.

Это не просто теоретический спор, а весьма серьёзный практический момент. В данный момент конструкция договора на выполнение функции технического заказчика не выдерживает никакой критики. Возможно, законодатель хотел сказать, что договор с подрядчиком заключается техзаказчиком, который действует в интересах заказчика. То есть то же самое, что происходит в агентском договоре по модели комиссии. Но императивная формулировка «от имени» однозначно отвергает такую схему. Кто же тогда является стороной заключённого договора подряда? Кому предъявлять претензии? Техническому заказчику, который заключил договор, но не сам, либо к застройщику, который этот договор не заключал, так как это функция технического заказчика и за него это сделало другое лицо?

Если мы обратимся к п. 2 ст. 52 ГрК РФ, то увидим, что «Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». То есть законодатель вполне себе признаёт наличие договоров, заключённых непосредственно с техническим заказчиком. Так что тогда означает эта неизвестная формула «заключает от имени застройщика»?

Путаницы добавляет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который регулирует частично градостроительной деятельность. В рамках данного закона застройщик является инвестором, а вот заказчиком согласно п. 3 ст. 4 «уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов», то есть по сути это и есть технический заказчик. Но более интересен второй абзац данного пункта: «Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором». Непонятно, как теперь соотносить данную норму и норму градостроительного кодекса. Потому что ГрК РФ запрещает выступать техническому заказчику от своего имени, то есть распоряжается именно застройщик. Является ли это запретом договорных условий на распоряжение капитальными вложениями? Потому что пока это выглядит так, что норма закона об инвестиционной деятельности превращается в недействующую.

Что делать

К сожалению, пока количество вопросов у практикующих юристов только накапливается. В любом случае, есть несколько вещей, которые понимаются всеми участниками рынка совершенно точно и недвусмысленно.

1. Если застройщик не является профессиональным строителем, то для осуществления строительства после 01 июля 2017 года (дата введения изменений) он обязан привлечь профессионального технического заказчика, который состоит в соответствующих саморегулируемых организациях. Риски иного подхода колоссальны, поскольку надзорный орган может отказать в вводе здания в эксплуатацию, так как застройщик не имел права самостоятельно утверждать проект или проводить строительный контроль.

2. Чтобы не вызывать споры с контролирующими органами или другими участниками строительного рынка, заранее определите для себя модель отношений. Либо настаивайте на том, что в заключаемых с подрядчиками техническими заказчиком договорах последний будет указан не как сторона, а как представитель. Желательно указать формулировку по типу: «ООО «Ромашка», именуемое Техзаказчик, действующего на основании договора технического заказа от имени и за счёт ООО «Василёк», именуемого Застройщик». Несмотря на перечисленные выше в статье несуразности, данная формулировка по сути дублирует определение технического заказчика из ГрК РФ и всех недовольных отсылает к законодателю. Либо применяйте второй подход — заключение договоров техзаказчиком самостоятельно. То есть по сути в обход определения, установленного ГрК РФ, применяете модель комиссии. Никакой судебной практики, к сожалению, до сих пор не появилось, поэтому каждый контрагент вынужден сегодня действовать на свой страх и риск. Особенно учитывая тот факт, что налоговые органы любят придираться к таким формулировкам договора и отказывать в принятии расходов, потому что договор технического заказа не давал права техническому заказчику самостоятельно заключать договоры с третьими лицами.

Строительная отрасль – одна из наиболее сложных с точки зрения бухучета. Компании, которые работают в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками или подрядчиками. Для каждого варианта деятельности предусмотрены свои особенности отражения операций в учете. Рассмотрим основные вопросы, связанные с бухгалтерским учётом в строительстве.

Особенности строительства как вида бизнеса и их влияние на учет

Все предприятия РФ используют единые бухгалтерские стандарты, но с учетом отраслевых особенностей. Основной нормативный акт, который отражает особенности ведения бухгалтерии в строительстве – это ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

Дата начала и окончания строительных работ часто приходятся на разные периоды. Поэтому отражение результатов в учете производится «по мере готовности».

Учет в общем случае нужно вести обособленно по каждому объекту, на который есть отдельная смета или проект. Даже если заключен единый договор на весь комплекс, состоящий из нескольких объектов, бухгалтерию часто ведут раздельно по каждому из них. Для этого должны выполняться следующие условия:

  • по объекту можно выделить доходы и расходы;
  • на объект имеется отдельная техдокументация

Но возможна и обратная ситуация, когда для строительства одного сложного объекта заключены несколько договоров. Их можно с точки зрения учета рассматривать как единый контракт, если:

  • они относятся к одному объекту, по которому согласно учетной политике установлены единые нормы;
  • работы по договорам исполняются одновременно или в рамках последовательного цикла.

Особенность строительной отрасли заключается еще и в том, что объекты, принадлежащие одной компании, могут находиться в разных регионах. Поэтому по месту нахождения стройплощадок часто открывают филиалы. Головное предприятие обязано сообщить об открытии филиала в налоговые органы по месту своего нахождения в течение месяца, а о закрытии – в течение трех дней (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если в структуре организации созданы филиалы, следует решить ряд вопросов, связанных с организацией учета:

  • определить особенности бухучета в обособленных подразделениях;
  • определить перечень лиц, ответственных за своевременное составление «первички» по утверждённому графику документооборота;
  • определить сроки передачи документации в головное предприятие для своевременного отражения в учете.

Расходы подрядчика до начала строительства

Еще до подписания договора строительная компания несёт предварительные затраты, которые нужно отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов» (РБП). Это могут быть, например, расходы на участие в тендере или оплату банковской гарантии.

ДТ 97 – КТ 76 – произведенные затраты учтены в качестве РБП

ДТ 20 – КТ 97 – РБП отнесены на себестоимость после начала основных работ

Расходы на страхование также можно отражать в качестве РБП, как это было показано выше. Однако допускается и другой вариант. Сумму, выплаченную страховщику, можно учесть, как аванс, а затем списывать затраты на страхование постепенно, по мере истечения периода. Чаще всего страховые суммы распределяются равными долями на весь период строительства.

ДТ 76 – КТ 51 – перечислен аванс страховой компании

ДТ 20 – КТ 76 – страховые платежи отнесены на затраты

Договор страхования может быть заключен на несколько объектов, строительство которых ведется в рамках одного контракта. В этом случае методику деления затрат между объектами нужно отразить в учетной политике. Например – пропорционально стоимости работ по каждому объекту, но возможно использовать и иные критерии.

Бухгалтерский учет основных строительных работ у подрядчика

Отражение операций в учете подрядной организации производят на основании следующих основных документов (постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100):

  • КС-2 – «Акт о приёмке выполненных работ»;
  • КС-3 – «Справка о стоимости выполненных работ», на основании которой производятся расчёты между заказчиком и подрядной организацией;
  • КС-6 – «Журнал работ».

Большинство утвержденных форм первичной документации (кроме кассовых и банковских) с 2013 года не обязательны к применению. Но строительные компании, как правило, продолжают пользоваться проверенными бланками.

Всех затраты подрядчика по работе над объектом, аккумулируются по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами:

  • 10 — списание материалов;
  • 69,70 – зарплата основного персонала с начислениями;
  • 23 — отражение услуг, полученных от вспомогательных производств;
  • 25, 26 — общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
  • 60, 76 расчеты за услуги.

Если подрядная организация привлекает для отдельных работ субподрядчика, затраты на его услуги нужно учитывать на отдельном субсчете счета 20.

ДТ 20 – КТ 10 (69, 70, 23…) – учтены затраты на строительство

ДТ 62 – КТ 90.1 – объект сдан заказчику

ДТ 90.3 – КТ 68.2 – начислен НДС

ДТ 90.2 – КТ 20 – списаны затраты на сданный объект

ДТ 51 – КТ 62 – получена оплата от заказчика

Если договором предусмотрена поэтапная приёмка объекта, используют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»:

ДТ 46 – КТ 90.1 – сдан заказчику завершенный этап работ

ДТ 90.2 – КТ 20 – списаны затраты, относящиеся к данному этапу

ДТ 62 – КТ 46 – учтена выручка по окончании всех работ

Особенности учета материалов в строительстве

В договоре между заказчиком и подрядчиком обязательно должен быть отражён способ приобретения материалов. Возможны следующие варианты:

  1. Возмездная передача материалов от заказчика подрядчику

В данном случае речь идет об обычной купле-продаже материальных ценностей. Для заказчика это – реализация:

ДТ 90.3 – КТ 68.2 – если заказчик работает с НДС

У подрядчика – приобретение ТМЦ с отнесением на 10 счет:

ДТ 19.3 – КТ 60 – если и подрядчик использует общую налоговую систему

Подрядчик включает цену приобретенных материалов в стоимость выполненных работ и отражает её в формах КС-2 и КС-3.

ДТ 20 – КТ 10 – материалы списаны на затраты

Подрядчик может оплатить заказчику стоимость приобретенных материалов.

Но чаще эти расчеты по завершению работ подрядчиком «закрывают» с помощью взаимозачета, в счет стоимости строительства.

  1. Передача подрядчику давальческих материалов

Главная особенность передачи давальческих материалов – подрядчик не платит за них и не включает в цену выполненных работ. В учете у заказчика данная операция не является реализацией. Стоимость переданных ТМЦ не списывается с баланса заказчика, а отражается на счете 10, субсчёт «Материалы, переданные в переработку».

Подрядчик ведёт учёт материалов, переданных в качестве давальческого сырья, на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку», выделяя два субсчета:

  • давальческие сырьевые материалы (ДСМ) на складе;
  • ДСМ в производстве.

Подрядчик должен передать заказчику отчёт об использованных материалах, На основании этого отчета заказчик спишет их стоимость.

Если после завершения строительства остались неиспользованные давальческие материалы, их нужно вернуть заказчику. Данная операция не является для подрядчика реализацией.

  1. Самостоятельное приобретение материалов подрядчиком

Подрядчик может приобретать необходимые материалы у «третьих» организаций, которые никак не связаны с заказчиком. Для этого он может использовать как собственные средства, так и аванс, полученный от заказчика.

В этом случае цена приобретенных материалов включается в стоимость строительных работ, отраженную в формах КС-2 и КС-3. Приобретение материалов у сторонних организаций и их списание отражается в учете так же, как и при покупке у заказчика (вариант 1).

Во время передачи материалов при любом из способов необходимо заполнить накладную. Обычно для этого используют типовую форму М-15.

Бухгалтерский учёт в строительстве у заказчика

  1. Строительство для собственных нужд.

Если заказчик строит объект для себя, то это – вложение во внеоборотные активы, которое отражается на счете 08. Заказчик учитывает затраты на основании форм КС-2 и КС-3.

Заказчик может самостоятельно проводить часть необходимых работ. Например – разработать проектную документацию или заказать ее у сторонней организации. Также заказчик может сам купить материалы и отгрузить их подрядчику на давальческой основе. Все эти затраты тоже увеличивают стоимость возводимого объекта.

ДТ 08 – КТ 60 – отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком

ДТ 08 – КТ 70 (69,76, 10…) – отражены затраты заказчика, связанные со строительством

ДТ 01 – КТ 08 – объект введен в эксплуатацию

В рамках строительства часто производится благоустройство территории. Данный вид работ нужно учитывать следующим образом:

  • если работы по благоустройству выполняются до ввода строительного объекта в эксплуатацию, то затраты отражаются проводками:

ДТ 08 – КТ 60 (10, 69, 70…)

  • если работы переносятся на период после ввода объекта в эксплуатацию, нужно создать на счете 96 резерв расходов согласно сметной стоимости.

ДТ 08 – КТ 96 – создан резерв

ДТ 96 – КТ 60 (10,69,70…) – списаны фактические затраты на выполнение работ за счёт резерва.

  1. Строительство для инвестора

Нередко заказчик нанимает подрядчика и организует строительные работы не для себя, а для другой организации – инвестора. В этом случае в учете используется счет 76, на котором следует открыть специальный субсчет «Расчеты с инвесторами».

ДТ 51 – КТ 76 – получен аванс от инвестора

ДТ 26 (25) – КТ 70 (69,60…) + ДТ 20 – КТ 26 (25) – затраты заказчика по организации строительства

ДТ 08 – КТ 60 (70, 69, 76, 10…) – затраты заказчика на постройку объекта

ДТ 76 – КТ 08 – передан инвестору объект (стоимость без НДС)

ДТ 76 – КТ 19 – передан инвестору НДС, входящий в стоимость объекта (по сводному счету-фактуре)

ДТ 76 – КТ 90.1 – отражено вознаграждение заказчика

ДТ 90.2 – КТ 20 – учтены собственные затраты заказчика.

Бухгалтерский учет в строительстве у инвестора

Инвестор только финансирует производимые строительные работы, не принимая в них непосредственного участия. Для этого можно использовать как собственные, так и заемные деньги.

ДТ 76 – КТ 51 – инвестор перечислил средства заказчику

ДТ 08 – КТ 76 – принят от заказчика готовый объект

ДТ 19 – КТ 76 – предъявлен заказчиком НДС, входящий в стоимость объекта

ДТ 01 – КТ 08 – объект введен в эксплуатацию

Вывод

При организации строительных работ бизнесмен может выступать в роли инвестора, заказчика или подрядчика. Для каждой из этих ситуаций учет имеет свою специфику.

Основные особенности строительного бизнеса, которые влияют на учет: длительный цикл работ, территориальная распределенность и ведение нескольких объектов одновременно. Поэтому необходимо обратить особое внимание на деление затрат по объектам и их списание по периодам.

При отражении затрат в бухгалтерии подрядчика важно учитывать вариант использования им материалов: собственные или давальческие.

Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика

I. Общие положения

1. Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (далее - Методика) предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее - строительство) объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048) (далее - сметная стоимость строительства).

2. Затраты на осуществление функций технического заказчика (расходы на обеспечение деятельности технического заказчика, в том числе его содержание) финансируются за счет средств, предназначенных для финансирования капитального строительства, и включаются в стоимость законченного строительством объекта, за исключением случаев, указанных в пункте 4 Методики.

3. Рекомендуемый перечень функций технического заказчика, затраты на осуществление которых определяются в соответствии с положениями Методики и включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (далее - ССРСС), приведен в Приложении N 1 к Методике.

II. Порядок расчета затрат на осуществление функций технического заказчика

4. Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 "Содержание службы заказчика. Строительный контроль" ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в ССРСС не включаются.

5. Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются без учета затрат на осуществление функций строительного контроля, расходы на проведение которого определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст.3365).

6. Затраты, связанные с осуществлением функций технического заказчика (например, на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли), дополнительно возникающие при осуществлении им таких функций, учитываются в главах 1, 9, 12 ССРСС согласно сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

7. Численность работников технического заказчика без учета численности работников, выполняющих обязанности по осуществлению функций строительного контроля (далее - работники технического заказчика), определяется исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства по итогам глав 1-9 и 12 ССРСС, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, согласно показателям, приведенным в столбце 2 Приложения N 2.

При сметной стоимости строительства свыше 6500 млн руб. численность работников технического заказчика увеличивается на одного человека на каждые 700 млн руб. свыше указанной суммы.

Численность работников технического заказчика включает доли участия всех категорий работников технического заказчика за исключением обслуживающего персонала (водителей служебного автотранспорта, уборщиц, сторожевой охраны и тому подобное), затраты на содержание которых учитываются при расчете соответствующих статей затрат в соответствии с пунктом 12 Методики.

8. Численность работников технического заказчика определяется как сумма численности работников, рассчитанной согласно Приложению N 2 к Методике, исходя из сметной стоимости затрат, указанных в главе 2 ССРСС, в целях определения суммы сметной стоимости затрат, указанных в главах 1, 3-9 и 12 ССРСС для следующих объектов:

а) объекты, относящиеся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства;

б) линейные объекты, за исключением случаев, если в отношении линейного объекта проводятся работы по реконструкции и капитальному ремонту, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также если в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477) линейный объект не отвечает признакам сооружения.

9. Численность работников технического заказчика линейного объекта, включающего в себя часть основного линейного объекта и объекта (объектов), не являющихся линейными, по решению застройщика допускается определять суммированием численности, принятой согласно Приложению N 2 к Методике, определенной отдельно исходя из сметной стоимости основного линейного объекта, предусмотренной в главе 2 ССРСС, а также сметной стоимости объекта (объектов), не являющихся линейными, включенной в главу 2 ССРСС, и общей сметной стоимости итогов по главам 1, 3-9 и 12 ССРСС.

10. При наличии информации об осуществлении функций технического заказчика по объектам, расположенным в малообжитых труднодоступных местностях, или по нескольким объектам, расположенным в различных субъектах Российской Федерации, к численности, определенной в соответствии с Приложением N 2 к Методике, применяется поправочный коэффициент в размере 1,6 с последующим округлением до ближайшего целого числа.

11. Численность работников технического заказчика, определенная в соответствии с Приложением N 2 к Методике с учетом пунктов 7-10 Методики, является среднемесячной для всего периода строительства. Общие расходы на оплату труда работников технического заказчика, осуществляющего функции технического заказчика, определяются с учетом продолжительности строительства объекта.

12. Перечень затрат на осуществление функций технического заказчика определяется и обосновывается расчетом в соответствии с пунктами 13-22 Методики.

13. Затраты на оплату труда определяются по расчету в соответствии с численностью работников технического заказчика, определенной на основании пунктов 7-10 Методики, и размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии). Средняя заработная плата работников технического заказчика определяется в размере, не превышающем произведение среднемесячного размера оплаты труда рабочего четвертого разряда на коэффициент приведения величины нормируемой заработной платы рабочего четвертого разряда к средней заработной плате работника технического заказчика равный 1,35.

Размер оплаты труда рабочего четвертого разряда рассчитывается как произведение размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации за предыдущий год в соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст.184; 2019, N 21, ст.2566), на межразрядный коэффициент равный 1,34.

14. Средняя заработная плата работников технического заказчика учитывает доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, носящие систематический характер и осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за профессиональное мастерство, выслугу лет (стаж работы), вознаграждения без единовременных премий, выплаты, связанные с районным регулированием, единовременные поощрительные выплаты, ежегодные основные и дополнительные отпуска, процентную надбавку за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районам и другие выплаты при наличии действующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу.

15. Пересчет средней заработной платы работников технического заказчика из уровня цен, в котором приведена опубликованная средняя начисленная заработная плата работников по категориям персонала и субъектам Российской Федерации, в уровень цен на дату составления расчета затрат на осуществление функций технического заказчика осуществляется с учетом индекса потребительских цен (коэффициент инфляции) в среднем за год, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке "Индекс потребительских цен в среднем за год" на текущий год.

16. При наличии информации о конкретном юридическом лице, осуществляющем функции технического заказчика по объекту, расходы на оплату труда могут определяться в соответствии с размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии) и обоснованным долевым участием специалистов согласно их квалификации в пределах общей расчетной численности по объекту, согласованным с застройщиком. При этом средняя заработная плата работников такого технического заказчика не должна превышать среднюю заработную плату работников технического заказчика, определенную в соответствии с пунктом 13 Методики.

17. Средняя заработная плата работников технического заказчика по линейным объектам, а также объектам, относящимся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным, может превышать указанные ограничения с учетом отраслевых особенностей при соответствующем обосновании.

18. Затраты на налоги, сборы, иные обязательные отчисления и платежи определяются в следующем порядке:

а) страховые взносы - по расчету в соответствии со статьями 419, 420, 421, 425, 427, 428, 430 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2020, N 14, ст.2032);

б) налог на имущество организаций - по расчету в соответствии со статьями 373, 374, 380 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

в) транспортный налог - по расчету в соответствии со статьями 357, 358, 361 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

г) земельный налог - по расчету в соответствии со статьями 388, 389, 394 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

д) прочие налоги и сборы - по расчету в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах с расшифровкой прочих налогов и сборов.

19. Затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются по расчету для зданий, сооружений, оборудования, транспортных и прочих основных средств в соответствии со статьями 257, 259 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.52; 2020, N 1, ст.104).

20. Затраты на материальные и прочие расходы определяются в следующем порядке:

Место расположения заказчика рекомендуется выбирать преимущественно в крупном населенном пункте, находящемся вблизи объекта строительства. В отдельных случаях при обосновании в проекте организации строительства (далее - ПОС) в расчете может быть указан иной населенный пункт. При этом потребность в командировках должна быть экономически обоснована;

б) арендная плата и содержание служебного легкового автотранспорта - по расчету исходя из численности работников технического заказчика: до 50 человек - количество автомобилей не должно превышать 3, свыше 50 человек - 4 автомобиля (в том числе затраты на оплату труда водителей с обязательными начислениями страховых взносов, горюче-смазочные материалы, запасные части и оплата парковочных мест), при этом уровень комфортности устанавливается заказчиком;

в) арендная плата и содержание зданий и помещений (в том числе оборудованных мебелью), включая оплату коммунальных услуг, - по расчету на основании данных об арендной плате с учетом расходов на коммунальные услуги.

Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. "2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 N 118 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 г., регистрационный N 4673), с учетом изменений, внесенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. N 22 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный N 9615), от 30 апреля 2010 г. N 48 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17481), от 3 сентября 2010 г. N 116 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный N 18748), от 21 июня 2016 N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153), рекомендуемая величина общей площади, приходящейся в среднем на одного работника, составляет 6 квадратных метров;

д) приобретение (арендная плата) оргтехники, ее обслуживание - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

е) приобретение мебели - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

ж) канцелярские товары - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

з) приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов) - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

и) приобретение спецодежды - по расчету на основании численности работников технического заказчика (в том числе для руководящих и инженерно-технических работников) с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

к) охрана зданий и помещений - по расчету исходя из общей площади зданий и (или) помещений, определенной в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

л) услуги связи и интернет - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;

м) прочие расходы (затраты на оплату государственных пошлин, рекламу, научные исследования, членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведение подрядных торгов и иные прочие расходы) - в размере не более 5% от суммы расходов, указанных в подпунктах "а"-"л" настоящего пункта Методики;

Читайте также: