Репрезентативная налоговая ставка это

Опубликовано: 19.09.2024


Планирование величины налоговых поступлений осуществляется на базе анализа исполнения текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных её регионах.

Регулирование налоговой нагрузки возможно после анализа налогового потенциала регионов Российской Федерации, а также отдельных отраслей, включая естественные монополии, с разработкой методики определения возможной суммы поступления налогов и сборов. Более 50 % поступлений в федеральный бюджет приходится на 11 регионов и только 50 % - на остальные субъекты.

Различия между регионами по их роли в формировании налоговых доходов федерального бюджета объясняются рядом причин. Чем больше доля региона в ВВП страны, тем соответственно больше их доля в налоговых поступлениях в федеральный бюджет. Анализируя ситуацию можно сделать вывод, что увеличение темпов роста является следствием целенаправленной политики по увеличению налоговой нагрузки, и обусловлено изменениями в налоговом законодательстве. С отменой целого ряда налогов на 01.01.04г., а также понижением ставок (НДС с 20% до 18%, ЕСН с 35,6% до 26%) и порядка уплаты налогов, был пересмотрен перечень в сторону уменьшения по НДС, налогу на прибыль, имущество предприятий. Наблюдается значительное увеличение налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц. В частности, увеличение ставки с 6% до 9% на доходы, полученным по дивидендам, введена с 01.01.02г. ставка 35% при определении налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, а также 13% при получении доходов в натуральной форме. Снижение ставки ЕСН на 9,6 пункта не решило поставленную задачу по увеличению поступлений от сбора данного налога. Работодателю даже в новых условиях не выгодно показывать доход работника полностью. Данная тенденция будет сохраняться до тех пор, пока работодатели будут являться налогоплательщиками данного налога, и сумма начисленного налога будет влиять на финансовый результат.

Таблица 1. Динамика налоговых поступлений

Фактическое поступление в млрд. руб.

В проценте к ВВП

В проценте к предыдущему периоду

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2005г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4629,1 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2004 году. В декабре 2005г. поступления в консолидированный бюджет составили 401,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,7%.

Почти девять десятых всех доходов консолидированного бюджета сформированы за счет поступлений по пяти видам налогов. Основную часть налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2005г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 28,8% и налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 22,2%.

В 2005г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4299,4 млрд. рублей (92,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 198,7 млрд. рублей (4,3%), местных налогов и сборов - 56,4 млрд.рублей (1,2%), налогов со специальным налоговым режимом - 71,7 млрд.рублей (1,6%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2005г. составило 1334,0 млрд. рублей, превысив значение показателя 2004г. в 1,5 раза. В 2005г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 707,4 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 23,2% больше, чем в 2004г., в декабре 2005г. - 100,4 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в ноябре 2005 года. Акцизов в по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, поступило на сумму 236,1 млрд.рублей, что на 16,7% больше по сравнению с 2004г., за декабрь 2005г. - 19,2 млрд.рублей (на 4,8% больше, чем в ноябре 2005г.). Поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 908,7 млрд.рублей, превысив уровень 2004г. в 1,8 раза, в декабре 2005г. - 84,2 млрд.рублей, или на 5,6% меньше, чем в ноябре 2005 года.

Проанализировав данные Госкомстата, Минфина (до 2003г МНС) РФ, можно сделать прогноз на среднесрочную перспективу роста динамики налоговой нагрузки, до 2007 года, и сделать объективные выводы по существующей на сегодняшний день бюджетной политике.

Временные ряды налоговых поступлений имеют преобладающую тенденцию. На основании этого можно построить тренд при помощи метода экстраполяции, при условии, что общие тенденции останутся без существенных изменений.

Для выбора вида кривой роста был использован метод характеристик приростов. Для этого исходный временной ряд был сглажен методом простой скользящей средней, затем были проанализированы первые и вторые средние приросты, а также ряд произвольных величин, связанных с вычисленными приростами и сглаженными уровнями ряда:

Ордината изменяется с постоянным темпом прироста, а отношение прироста к ординате является постоянной величиной.

В соответствии с характером изменения вычисленных показателей, выберем вид кривой роста для исходного временного ряда.

Первые, и вторые средние приросты изменяются линейно, логарифмы по приростам примерно одинаковы, а отношение прироста к ординате изменяется линейно, таким образом, возможны два вида кривой: либо полином третьего порядка, либо полином четвертого порядка.

Таблица 2. Показатели, определяющие вид кривой «роста налоговых поступлений в

5.4 Методики оценки налогового потенциала

5.4.1 Метод репрезентативной налоговой системы

Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – представляет собой прогнозирование (или оценку) потенциальных налоговых поступлений бюджета региона с помощью применения стандартных (или средних по стране) налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. При этом данные о размере налоговой базы в регионе предоставляются налоговыми органами государства.

Суть РНС в том, что в качестве объема налогового потенциала региона берется расчет суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах. В США правительства штатов могут сами определять состав и структуру местных налогов, а также ставки, по которым они взимаются. Но для применения этого метода необходимо иметь сведения по всем регионам. Имея данные по фактически собранным налога и сборам и по их налоговым базам, можно рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за объем налогового потенциала региона.

Результатом оценки в соответствии с данным методом является объем возможных налоговых доходов, который получал бы регион в случае, если бы он применял на своей территории типичную (репрезентативную) налоговую систему. Совокупную оценку налогового потенциала территорий можно представить как сумму оценок налогового потенциала по отдельным налогам и налоговым группам:

НП ** I = НП НДС i + НП приб i + НП НДФЛ i + НП имущ i + НПакцi + НП рес i + НП проч i;

где: НП ** i – оценка налогового потенциала i-того региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности в бюджетную систему РФ) на основе репрезентативной налоговой системы;

НП НДС i – оценка потенциала по налогу на добавленную стоимость;

НП приб i – оценка потенциала по налогу на прибыль организаций;

НП НДФЛ i – оценка потенциала по налогу на доходы физических лиц;

НП имущ i – оценка налогового потенциала по налогам на имущество;

НП акц i – оценка налогового потенциала по акцизам (по видам подакцизной продукции);

НП рес i – оценка платежей за пользование природными ресурсами в i-том регионе;

НП проч i – оценка налогового потенциала для всех "остальных налогов", по которым не производилась персональная оценка потенциала (i-того региона).

Достоинством этого метода является объективная и достоверная оценка налогового потенциала региона. При этом налоговый потенциал может оцениваться отдельно по каждому виду налоговых доходов, исходя из соответствующей налоговой базы и средней налоговой ставки. Таким образом, в основе метода репрезентативной налоговой системы лежит оценка способности региональных властей обеспечивать уплату в бюджет налоговых платежей, начисленных на декларируемую налогоплательщиками и выявленную налоговыми органами налогооблагаемую базу. Недостатком этого метода является его трудоемкость вследствие использования чрезвычайно большого объема данных, так как для каждого региона необходимо:

• определить все статьи доходов местного бюджета;

• построить единую классификацию статей доходов разных регионов;

• определить состав стандартной (нормативной) налоговой нагрузки и репрезентативную (среднюю) ставку налогообложения;

• рассчитать налоговый потенциал региона.

Репрезентативный метод оценки налогового потенциала региона используется в странах с высоким уровнем бюджетной и налоговой самостоятельности регионов (США, Канаде, Германии, Швейцарии), что нельзя сказать о нашей стране. Апробация данного метода в российских условиях в 1994 - 1998 годах оказалась неудачной в связи с массовыми уклонениями от уплаты налогов, высокой доли теневой экономики, нестабильного налогового законодательства, а также незаинтересованности региональных властей и налоговых органов в достоверности информации.

В настоящее время данный метод применяется при оценке налогового потенциала в регионах согласно положений методики расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

5.4.2 Метод косвенной оценки потенциальных налоговых обязательств

Данный метод расчета регионального налогового потенциала основывается на оценке налоговой базы как производной от одного или нескольких макроэкономических показателей, характеризующих конечный доход в регионе при условии применения региональными властями средних по стране налоговых усилий. Другими словами, оценка налогового потенциала с применением данного метода базируется на том, что все налоговые платежи, несмотря на используемую базу налогообложения, в конечном итоге выплачиваются из доходов налогоплательщиков, и налоговой базой в регионе в широком понимании этого термина (т.е. для всей совокупности региональных налогов либо налогов, зачисляемых в региональные бюджеты) является совокупный региональный доход – независимо от того, взимаются ли налоги с дохода в момент его получения (налоги на прибыль и доход) или его использования (платежи за пользование природными ресурсами и налог на имущество). Особенностью данного метода является применение среднего по стране уровня налоговой нагрузки. Простейшей оценкой в данном случае может быть средняя налоговая нагрузка на валовую добавленную стоимость, произведенную в регионе:

image5
;

где: image6
– средняя (эффективная) ставка налогообложения добавленной стоимости в среднем по стране;

image7
– сумма налоговых обязательств i-того региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности);

ВРПi – валовый региональный продукт i-того региона.

Под налоговыми обязательствами здесь и далее понимается совокупность фактических налоговых доходов региона и прироста накопленной задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные платежи). Этот показатель характеризует начисленные налоги региона (налоговые обязательства). Оценка налогового потенциала для начисленных налогов, в отличие от выплаченных (собранных) позволяет не учитывать различие усилий регионов по сбору налогов, и выравнивать различия налоговых поступлений, обусловленных разными налоговыми ставками. Таким образом, оценка налогового потенциала в целом по России может быть представлена следующим образом:

image8

где: TA * i – оценка налоговых обязательств i-того региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности).

ВРП * – прогнозный показатель ВРП.

В нашей стране более оправдал себя метод оценки налогового потенциала региона на основе показателя валового регионального продукта (ВРП), а точнее сумм добавленных стоимостей отраслей экономики, применяемый с 1999 года. Данный метод используется в «Методике распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на текущий год» (методика уточняется ежегодно). В методике распределения средств ФФПР субъектов РФ для сопоставления бюджетной обеспеченности регионов (в расчете на душу населения), используется косвенный показатель в виде валовых налоговых ресурсов субъекта РФ (ВНР). Более подробно данная методика представлена в п. 4.2.

Суть метода в расчете поправочных коэффициентов, отражающих различия в налоговой нагрузке на разные отрасли экономики.

Достоинства этого метода:

• независимость результатов от региональных администраций и налоговых органов;

• возможность для регионов ознакомиться с проектом на очередной год и внести свои предложения при обнаружении неточностей в статистических данных региона;

• методика соответствует общей концепции утверждения вертикали власти, распространяющейся на бюджетное распределение и налоговое законодательство.

• отсутствие оценки динамических процессов в изменении налогового потенциала;

• не учитывается оценка возможно быстро растущего налогового потенциала малого бизнеса;

• доли отраслей народного хозяйства и промышленности, например, для 2006 года рассчитываются по показателям 2000-2004 года.

5.4.3 Методики оценки налогового потенциала, разработанные в Министерстве финансов России

Данные методики предложены Игорем Горским – заведующим отделом налогов научно-исследовательского финансовой института Минфин РФ. Автор предлагает оценить налоговый потенциал как максимально возможные суммы налоговых платежей, исходя из действующего федерального налогового законодательства. Указание на федеральное законодательство означает, что при оценке налогового потенциала не следует учитывать региональные и местные налоговые льготы. При анализе налоговых потенциалов местных бюджетов учитываются федеральные и региональные льготы и не учитываются местные. Согласно методикам Горского при расчете налогового потенциала следует придерживаться двух условий:

1. Во всех регионах действует единая налоговая система, включающая в себя все налоги, которые будут указаны в Налоговом кодексе РФ.

2. Для обеспечения равенства базовых условий расчета необходимо применять максимальные (предельные) налоговые ставки (или ее доли) поступлений в региональные и местные бюджеты.

Автором предлагаются три методики оценки налогового потенциала. Они могут использоваться по отдельности или все вместе в зависимости от условий и цели расчета.

В общем случае под налоговым потенциалом муниципального образования понимается объективная возможность совокупности объектов муниципальной деятельности (обобщенного налогоплательщика) к формированию объектов налогообложения и уплате определенного объема налоговых платежей.

Понятие налогового потенциала в трактовке МНС России связано с полным контингентом налогов в конкретном регионе. Если говорить применительно к муниципальному образованию, то речь, в связи с расщеплением налоговых потоков, должна идти о части налогового потенциала, относящейся к местному бюджету. Налоговый потенциал, как обобщенный интегральный показатель налоговых возможностей налогообразующей системы муниципального образования, имеет ряд структурных и функциональных характеристик. Основными из них являются:

1. объектная структура потенциала;

2. налоговая структура потенциала;

3. бюджетная структура потенциала.

Объектная структура налогового потенциала представляет собой структуру его налогоплательщиков и их объектов налогообложения. Анализ состава налогоплательщиков городского промышленного муниципального образования показывает, что основой объектной структуры муниципального налогового потенциала является его промышленный комплекс – совокупность промышленных предприятий – налогоплательщиков различных отраслей экономики. По разным оценкам на долю промышленного комплекса городского промышленного муниципального образования приходится 90-95% контингента налоговых доходов.

Налогообразующая система городского промышленного муниципального образования и ее ядро – промышленный комплекс, как любая сложная система, требует управления как текущим функционированием, так и развитием. Управление развитием налогообразующей системы муниципального образования и, соответственно, развитием его промышленного комплекса, будет состоять в выборе наиболее эффективных направлений формирования новых объектов налогообложения и муниципальной поддержки этого процесса, в том числе бюджетными средствами. Таким образом, бюджетно-налоговый потенциал муниципального образования характеризует как налоговую ресурсную базу территории, так и совокупную бюджетную.

На величину налогового потенциала муниципального образования оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики муниципального образования, его отраслевая структура, динамика действующих цен и т.п. Ко вторым можно отнести состояние местной налоговой политики и т.п.

Оценка налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, отражающих соотношение налогового потенциала муниципального образования к среднегрупповому показателю. Индексные показатели более объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межмуниципальных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения.

В зависимости от подходов к формированию содержания налогового потенциала можно выделить следующие группы методов, формирующие налоговый потенциал на основе:

1) концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов;

2) построения репрезентативной налоговой системы;

3) преобразования данных официальных форм налоговой отчетности;

4) корректировки суммы фактически собранных платежей в бюджет.

Метод оценки налогового потенциала на основе концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов состоит в том, что он отражает реальную зависимость формирования бюджетов органов власти территории от уровня доходов проживающего там населения. Показатель применим для оценки налогового потенциала местных бюджетов, особенно в условиях, когда подоходный налог составляет преобладающий объем налоговых поступлений территории.

Суть репрезентативной налоговой системы в качестве меры налогового потенциала муниципального образования заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны на территории муниципального образования, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех муниципальных образованиях. Для применения этого метода необходимо иметь сведения по фактически собранным налогам и по налоговым базам по всем рассматриваемым налогам и муниципальным образованиям.

Эконометрические методы оценки налогового потенциала основываются на количественной оценке зависимости налоговых доходов местных бюджетов от факторов, характеризующих налоговую базу в муниципальном образовании, с помощью эконометрических методов. Другими словами, происходит усреднение значений налоговых обязательств местных бюджетов (которые определялись как сумма налоговых доходов и годового прироста задолженности по налогам и сборам в местный бюджет) в зависимости от избранных факторов. Теоретическое (среднее) значение налоговых обязательств в муниципальном образовании с данными (фактическими) значениями факторов считается налоговым потенциалом бюджета этого муниципального образования.

Согласно методам оценки налогового потенциала на основе преобразования данных форм официальной налоговой отчетности налоговый потенциал может выражаться в отчетном и плановом показателе.

Общая формула исчисления налогового потенциала, предлагаемая в экономической литературе рядом авторов, имеет вид:

НП – налоговый потенциал;

Нб – налоговая база по i-му налогу;

Нс – налоговая ставка по i-му налогу;

К12*…*Кi – коэффициенты, определяющие заданные условия[191].

Перечень коэффициентов, отражающих заданные условия, может быть различен в зависимости от факторов, оказывающих влияние на величину налогового потенциала.

Виды налогового потенциала классифицируются по различным критериям (по объему, по уровням бюджетной и налоговой системы, по группам налогов, по отраслям, по субъектам хозяйствования, по группам территорий, по времени). Основное значение в данной классификации имеет деление налогового потенциала на два вида: фактический и оптимальный. Фактический налоговый потенциал – это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры. Оптимальный налоговый потенциал – это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ. Выявление оптимального налогового потенциала должно быть основано на построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы оптимальную налоговую нагрузку для всех субъектов экономической деятельности.

Размер налогового потенциала прямо пропорционально зависит от состояния экономики муниципального образования. Чем более развита экономика муниципального образования, тем больше размер налоговых поступлений. При этом чем более диверсифицирована по отраслям экономики структура налоговых поступлений в муниципальное образование, тем более очевиден их рост в перспективе. Указанная закономерность подтверждается наличием корреляционно-регрессионной зависимости между реализованной величиной налогового потенциала и уровнем развития экономики муниципального образования.

Уровень налогового потенциала, в числе других факторов, определяет размер инвестиций в развитие инфраструктуры территории, что способствует капитализации экономики муниципального образования. Уровень налогового потенциала определяет возможности трудоустройства работников в муниципальном образовании. Чем выше уровень налогового потенциала, тем выше уровень общественных потребностей его населения, а также объем производства общественных благ. Каждому муниципальному образованию присуща своя совокупность специфических факторов, оказывающих непосредственное влияние на размер налоговых поступлений как реализованной в доходах бюджета части налогового потенциала.

При анализе налогового потенциала муниципального образования следует исходить из подходов, отражающих преимущественную роль его производственного и финансового потенциалов, и учитывать следующие факторы:

· уровень экономического развития и отраслевая структура экономики муниципального образования (экономический потенциал);

· государственная налоговая политика;

· удельный вес рентабельных предприятий и средний уровень рентабельности предприятий, характеризующие общий рост экономической активности муниципального образования;

· меры, принимаемые налоговыми органами и органами местного самоуправления по сбору налогов.

При расчете налогового потенциала используются следующие инструменты:

· нормативные – содержат набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и налоговой ставки;

· экономические – аккумулируют параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой нагрузки;

· бюджетные – объединяют объемные показатели зачисления налоговых поступлений по уровням бюджетной системы.

При расчете налогового потенциала учитываются:

· показатели налоговых баз и ставок налогов в соответствии с законодательством и прогнозами по его изменению;

· показатели прогноза социально-экономического развития;

· индексы-дефляторы (индексы потребительских цен);

· показатели уровня собираемости налогов и сборов;

· показатели объемов недоимок налогов и сборов.

При определении налогооблагаемой базы на планируемый год применяются единые индексы-дефляторы, установленные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Методы
Репрезентативность

к решению Совета муниципального

образования Павловский район

от ___________года № __

к Положению о межбюджетных

отношениях в муниципальном

образовании Павловский район

расчета налогового потенциала по видам налогов, входящих в репрезентативный (от фр. перечень налогов для расчета налогового потенциала поселений.

1. Расчет налогового потенциала поселения производится по репрезентативному перечню налогов в разрезе отдельных видов налогов исходя из показателей уровня экономического развития (потенциально возможной базы налогообложения) поселения, нормативов отчислений от налогов в бюджеты поселений.

Репрезентативный перечень налогов включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты поселений:

налог на доходы физических лиц;

единый сельскохозяйственный налог;

налог на имущество физических лиц;

Налоговый потенциал поселения рассчитывается по формуле:

НП = Сумма НП, где:

НП - налоговый потенциал j-го поселения по i-му налогу;

n - количество налогов, входящих в репрезентативный перечень налогов.

2. Основой расчета налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц являются:

объем налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц муниципального района в контингенте, в состав которого входят поселения;

действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц;

оценка доли налога на доходы физических лиц поселения в общем объеме поступлений налога по муниципальному району (в контингенте) на основе анализа поступлений за два года, предшествующих очередному финансовому году, с корректировкой на суммы разовых платежей и изменения налоговой базы.

Налоговый потенциал бюджета поселения по налогу на доходы физических лиц поселения рассчитывается по формуле:

НП = НП * УВ j * НО, где:

НП - налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц НДФЛj

НП - налоговый потенциал по налогу на доходы физических НДФЛКонтмрj

лиц муниципального района в контингенте, в состав которого входит j-е поселение;

УВ j - доля налога на доходы физических лиц j-го поселения в общем объеме поступлений налога по муниципальному району (в контингенте), в состав, которого входит j-е поселение, на основе анализа поступлений за два года, предшествующих очередному финансовому году, с корректировкой на суммы разовых платежей и изменения налоговой базы;

НО - норматив отчисления от налога в бюджеты поселений на очередной финансовый год.

3. Основой расчета налогового потенциала бюджета поселения по единому сельскохозяйственному налогу являются:

данные о налоговой базе сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу за предшествующий финансовый год (отчетный период), представляемые органами местного самоуправления с учетом данных отдела сельского хозяйства на основе бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе по сельскохозяйственным товаропроизводителям соответствующего сельского поселения;

данные органов местного самоуправления об оценке величины налоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу, в том числе по сельскохозяйственным товаропроизводителям соответствующего сельского поселения за текущий, очередной финансовый год и плановый период;

действующая налоговая ставка.

Налоговый потенциал бюджета поселения по единому сельскохозяйственному налогу рассчитывается по формуле:

НП = Сумма НБ * К1 * К2 * Ст * НО + ЗД, где:

есхнj i=1 j j j j

НП есхнj - налоговый потенциал j-го поселения по единому сельскохозяйственному налогу;

HB j - налоговая база по налогу за предыдущий финансовый год i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя, находящегося (проживающего) на территории j-го поселения;

К1 j - сводный оценочный коэффициент изменения налоговой базы

сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся (проживающих) на территории муниципального района, в состав которого входит j-е поселение, по налогу в текущем финансовом году по отношению к уровню предшествующего финансового года с учетом изменения цен и объемов производства (оборота) продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

К2 j - сводный оценочный коэффициент изменения налоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся (проживающих) на территории муниципального района, в состав которого входит j-е поселение, по налогу на очередной финансовый год по отношению к уровню текущего финансового года с учетом изменения цен и объемов производства (оборота) продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

Ст - налоговая ставка;

НО - норматив отчисления от единого сельскохозяйственного налога в бюджеты поселений;

ЗД j - оценочная сумма задолженности по налогу, подлежащая погашению
(взысканию) в бюджет j-го поселения в очередном финансовом году;

n - количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся (проживающих) на территории j-го поселения и перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога.

4. Основой расчета налогового потенциала бюджета поселения по налогу

на имущество физических лиц являются:

данные об исчисленных суммах налога на имущество физических лиц,

представляемые территориальной налоговой инспекцией Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю;

данные о стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам, представляемые органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Налоговый потенциал бюджета поселения по налогу на имущество физических лиц рассчитывается по формуле:

НП = ИСН j * Р * К + ЗД j, где:

НП имфлj - налоговый потенциал j-го поселения по налогу на имущество физических лиц;

ИСН j - исчисленная сумма налога по j-му поселению в году, предшествующем текущему финансовому году;

Р - среднерайонный коэффициент роста начислений по налогу за ряд лет, предшествующих очередному финансовому году, но не менее чем за два года (без учета корректирующих коэффициентов пересчета стоимости объектов недвижимого имущества);

К - коэффициент пересчета стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообложения, регламентированный соответствующими нормативными правовыми актами Краснодарского края;

ЗД j - оценка суммы задолженности по налогу, подлежащая погашению (взысканию) в бюджет j-го поселения в очередном финансовом году.

5. Основой расчета налогового потенциала бюджета поселения по земельному налогу являются:

удельный показатель кадастровой стоимости по каждой категории земли, признаваемой объектом налогообложения;

площадь земельных участков по каждой категории земли;

Налоговый потенциал бюджета поселения по земельному налогу определяется по формуле:

НП = ((Сумма УПКСз j * S j * С j )- Лj) * Кипj + ЗДj, где:

НПзнj - налоговый потенциал j-го поселения по земельному налогу;

УПКСз - удельный показатель кадастровой стоимости по i-й категории j

земель, расположенных на территории j-го поселения;

S - площадь по i-й категории земель, расположенных на территории j

С - налоговая ставка по i-й категории земель;

n - количество категорий земель, подлежащих обложению земельным налогом на территории поселения;

Лj - действующие льготы j-го поселения;

Кипj - коэффициент использования потенциала по земельному налогу в расчете на одного жителя j-го поселения;

Коэффициент Кипj рассчитывается по следующей формуле:

Кипj =ЗН j/Нj/Кср, где:

ЗН j - сумма начислений по земельному налогу j-го поселения (по данным администратора доходов) за отчетный финансовый год;

Нj - численность населения j-го поселения;

Кср - средний показатель коэффициента использования потенциала по земельному налогу по Павловскому району, рассчитываемый как отношение общей суммы начислений по земельному налогу поселений Павловского района к общей численности населения района.

В случае, если коэффициент Кипj принимает значение больше либо равно единице, в расчете налогового потенциала j-го поселения по земельному налогу принимается значение коэффициента Кипj, равное единице.

В случае, если коэффициент Кипj принимает значение меньше единицы, в расчете налогового потенциала j-го поселения по земельному налогу принимается значение коэффициента Кипj, рассчитанное исходя из его величины, обратно пропорциональной единице;

ЗД - оценочная сумма задолженности по налогу, подлежащая погашению j

(взысканию) в бюджет j-го поселения в очередном финансовом году.

Налоговый потенциал поселения по земельному налогу не должен превышать прогноз доходов по земельному налогу на очередной финансовый год более чем в 1,5 раза. Прогноз доходов по земельному налогу на очередной финансовый год определяются исходя из действующих налоговых ставок, площадей земельных участков, удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и суммы предоставленных льгот по земельному налогу.

Аннотация: Работа посвящена исследованию методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. В статье описываются различные подходы к оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации. Рассмотрены меры по улучшению и совершенствованию механизма определения налогового потенциала региона на примере Приморского края.

Ключевые слова: Налоговой потенциал региона, налог, налоговые поступления, налоговый паспорт, налоговая база, бюджет, оценка налоговой базы.

В целях стабильного развития государства требуется постоянство государственных и муниципальных финансов, которое подразумевает сбалансированность и увеличение поступлений в бюджет на текущий момент и в долгосрочной перспективе. В процессе решения задачи пополнения бюджетов всех уровней и повышения экономического роста федеральным, региональным и местным финансовым службам необходимо располагать объективной информацией, основанной на актуальной оценке налогового потенциала.

Налоговый потенциал региона характеризуется его экономической структурой и обеспеченностью налоговой базы, выражаемой налогооблагаемыми ресурсами. В формировании налоговой базы значительную роль играет региональный аспект, который в практических расчетах определяется через оценку налогового потенциала региона. Налоговые поступления при этом рассматриваются в качестве реализованной части налогового потенциала.

Налоговый потенциал региона – важнейшее ключевое звено в межбюджетных отношениях, поскольку определяет уровень финансирования из центрального аппарата, является неотъемлемой частью налогового потенциала государства и состоит из налоговых потенциалов муниципальных образований, находящихся на территории данного региона [7].

В целях изучения методических основ расчета налогового потенциала на уровне субъекта Федерации в настоящей статье использованы данные о бюджетно-налоговых показателях Приморского края за ряд лет, на основе которых произведен расчет налогового потенциала с использованием различных методов с целью определения их различий, выявления положительных и отрицательных сторон.

Так, бюджетная система Приморского края является частью консолидированного бюджета РФ и включает в себя бюджеты двух уровней [1]:

1) региональный бюджет Приморского края и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты муниципалитетов, расположенных в границах региона.

Налоговыми доходами регионального бюджета Приморского края признаются собственные налоговые доходы краевого бюджета, получаемые от региональных налогов и сборов, а также отчисления от федеральных налогов и сборов по нормативам, предусмотренным бюджетно-налоговым законодательством РФ.

На данный момент единой методики по оценке налогового потенциала не сформировано, поэтому в статье был произведен расчет налогового потенциала Приморского края с использованием трех различных методов с целью определения наиболее оптимального.

1. Расчёт налогового потенциала с использованием репрезентативной налоговой системы (далее - РНС). Осуществляется на основе показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) субъектов

Российской Федерации и планируемых поступлений по каждому виду налогов, учитываемых в репрезентативной системе, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации [4].

В репрезентативную систему налогов входят основные налоговые источники субъектов Российской Федерации, отражая доходные возможности, учитываемые при распределении финансирования в процессе межбюджетного регулирования. Прочие виды доходов, не учитываемые в репрезентативной системе, не используются в целях определения размера финансирования при межбюджетном регулировании [4].

Во избежание резких колебаний денежных поступлений, передаваемых регионам, показатели налоговых баз регионов, участвующие в расчете, берутся в среднем за 3 последних отчетных периода. Перечень показателей, участвующих в оценке налогового потенциала региона по методу РНС приведен в Табл.1.

Анализируя данные Табл.1, можно сделать вывод об увеличении поступлений практически по всем видам налоговых доходов за три последних отчетных периода. Доходообразующими налогами можно считать налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.

Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов [6]:

где n – число налогов; НБ – налоговая база налога, руб.; t– ставка (предельная) налога i-го налога, %.

Для расчёта налогового потенциала Приморского края по отдельным налогам применим формулу 2[5]:

где НП – налоговый потенциал по i-му налогу;

ПДi – прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет в периоде, следующем за отчетным;

НСi – суммарные начисления i-го налога в консолидированный бюджет региона в последнем отчетном периоде, скорректированные на единовременные поступления.

В Табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле 2:

Коэффициент собираемости налогов за 2012–2014 гг.

Читайте также: