Что такое черный налог

Опубликовано: 10.05.2024

Десять лет назад офшоры использовали, чтобы заплатить меньше налогов и вывести деньги из России. Обычно делали так: создавали промежуточную компанию на Кипре и переводили туда дивиденды по льготной налоговой ставке.

Сегодня за такими схемами следят налоговая, Минфин, банки, Росфинмониторинг, Центробанк, власти других стран. Офшоры в привычном формате больше не работают, но теперь их используют с другими целями.

Андрей Айвазов

Офшоры стало сложнее использовать

Юрисдикция — это территория, на которой действуют законы одной страны. Это не только фактическая территория государства, но и любые другие территории, на которых признают эти законы

Обычно офшорами называют юрисдикции, в которых действуют особые условия для иностранного бизнеса: невысокие или нулевые налоги, нет отчетности, можно проводить любые сделки. Схемы с офшорами были распространены десять лет назад, когда не было никакого контроля со стороны государств.

Российская компания открыла офшорную компанию на Кипре, выплачивала ей дивиденды и проценты по займам, которые оформила у нее. По соглашению об избежании двойного налогообложения налог на дивиденды был 5% вместо 15% в России, на проценты по займам — 0%. Так компания легально выводила деньги за пределы страны. При этом в России она оформляла выплаты процентов как расходы и тем самым уменьшала налоговую базу и платила меньше налогов.

Судебное дело Северстали — в базе судебных и нормативных актов

Сегодня подобные схемы уже не работают. Всё изменилось пять лет назад, когда налоговая смогла доказать в суде в деле компании «Северсталь», что льготные ставки не могут применяться просто так — формального права на это недостаточно. Так возникла концепция фактического получателя дохода: чтобы пользоваться льготами по соглашению об избежании двойного налогообложения, нужно экономически обосновать право на это.

Компания выводит деньги на Кипр и дальше переводит их в офшорную фирму с номинальными акционерами и директором на Британские Виргинские острова. Налог на дивиденды у кипрской компании — 5%, а если деньги сразу переводить на Виргинские острова, будет 15%. Но фактическим получателем дохода является компания на Виргинских островах, а значит, ставка налога должна быть 15%.

Концепция фактического получателя дохода позволила налоговой оспаривать применение льготной ставки, а компании, которые пользовались этой схемой, были вынуждены доплатить недостающие налоги, пени и штрафы.

Компания «Акрон» вывела 1,7 млрд рублей через офшоры

Российская компания «Акрон» — крупнейший в мире производитель минеральных удобрений — подала судебный иск против налоговой.

Во время выездной проверки за 2015—2016 годы налоговая посчитала, что компания злоупотребляет льготами и должна доплатить налогов на 1,7 млрд рублей. Акрон попытался оспорить решение налоговой, но в июне 2020 года суд иск отклонил. По мнению суда компания незаконно выводила деньги. Вот что известно по этому делу:

В 2015—2016 годах Акрон выплатил дивидендов на сумму в 11,8 млрд рублей компаниям на Кипре и в Люксембурге. По соглашению об избежании двойного налогообложения Акрон посчитал налог по ставке 5% вместо 15%. После этого компании в Люксембурге приобрели акции Акрона у компаний на Кипре с отсрочкой платежа в девять лет.

Суд выяснил, что учредители кипрских компаний были номинальными, а люксембургские компании оформили одним днем незадолго до выплаты дивидендов. Фактическими же руководителями были фирмы, которые контролирует Акрон.

Также суд отметил, что часть дивидендов кипрских компаний были перечислены на Британские Виргинские острова. Их потратили на произведения искусства.

За перемещением денег между странами стали следить

Против использования офшоров с целью уйти от налогов или вывести капитал выступает не только российская налоговая, но и власти разных стран. Так, в 2016 году представители 71 страны подписали многостороннюю конвенцию против вывода прибыли из-под налогообложения:


Эта конвенция борется со злоупотреблением соглашениями о двойном налогообложении. Цель конвенции — пресечь ситуации, когда компании перемещают деньги между странами, чтобы полностью или частично уйти от налогов.

Это не формальное соглашение, а рабочий документ, в котором описали, как конкретно будут с этим бороться. Например, теперь международные холдинги не могут преследовать в качестве основной цели получение налоговой выгоды. С этой формулировкой налоговые органы получили право оспаривать любые сделки и лишать компании льготных ставок, если заметят попытки заплатить меньше налогов.

Также по конвенции у иностранных компаний должно быть экономическое и фактическое присутствие: офис, сотрудники, операционные расходы. При этом всё должно соответствовать масштабам деятельности. Налоговая и банки заметят, если у холдинга с оборотом в 40 миллионов долларов офис в пятнадцать метров, один секретарь на полставки, а директора никто не видел.

Офшорные компании к этому оказались не готовы, поэтому российский бизнес вынужден отказаться от них.

Компания «КСА дойтаг дриллинг» смогла доказать законность выплат в офшоры

Компания «КСА дойтаг дриллинг», которая занимается бурением нефтегазовых скважин, проходила проверку налоговой по Сахалинской области. Налоговая заметила, что в 2014 году КСА дойтаг дриллинг перечислила кипрской компании KCA Deutag Holdings Ltd почти всю прибыль, при этом заплатила налог на дивиденды по льготной ставке 5%.

Налоговая решила, что компания на Кипре техническая, создана для вывода денег и ухода от налогов. Фактическим получателем дохода была компания KCA European Holdings Ltd в Великобритании, а по соглашению об избежании двойного налогообложения с Великобританией ставка налога должна быть не 5%, а 10%. Поэтому налоговая потребовала доплатить 40 млн рублей.

КСА дойтаг дриллинг обратилась в суд и выиграла дело. Компания смогла доказать, что кипрская фирма настоящая, много лет ведет предпринимательскую деятельность, владеет разными активами. А перевод на счет в Великобритании был вынужденным из-за финансового кризиса на Кипре — тогда повсеместно замораживали банковские счета.

Суды редко встают на сторону бизнеса в вопросах офшоров, и это дело в конце 2019 года стало первым за несколько лет, когда суд не поддержал налоговую.

Банки отказываются от работы с офшорами

В последние годы изменилось отношение банков к работе с офшорными компаниями и территориями.

Если раньше они пропускали любые платежи, то сейчас появились определенные критерии безопасности. Например, чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал. Банки проверят происхождение денег и реальный ли у человека бизнес.

Часто бывает, что деньги легальные, но возникли из ниоткуда: у предпринимателя не было активов, а вдруг многомиллионный счет. Банк имеет право спросить, как человек вышел на уровень, когда может совершать многомиллионные сделки.

Чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал

Европейские и американские банки избегают работать с техническими офшорными компаниями, чтобы не стать соучастниками ухода от налогов. Российские банки также опасаются проблем с Центробанком, ведь за нарушения могут отозвать лицензию или оштрафовать, и вносят в черный список операции с известными офшорными территориями.

Еще у российских банков есть полномочия детально разбираться с каждой международной сделкой: предприниматели должны объяснять, зачем они ее совершают и почему эта сделка разумна. Не получится сказать, что просто так решил, — нужно дать банку экономическое обоснование. Если банк его не получит или засомневается, что сделка необходима, он не пропустит операцию.

Помогают купить гражданство и вывести капитал

Если раньше любой предприниматель мог открыть офшорную компанию, работать через нее по всему миру, переводить куда угодно деньги, то сейчас так не получится. По опыту, такого формата офшоров больше нет, и в ближайшие десятилетия он снова не заработает.

Но понятие офшоров шире, чем обычно думают: это не просто страны с льготными налоговыми условиями — это территории, которые можно использовать для своих налоговых, финансовых и личных целей . В 2020 году интерес сместился с налогов на личные и финансовые вопросы:

  • покупку паспортов. Офшоры — это не только компании, но еще и паспорта, а сегодня покупка гражданства интересует больше, чем бизнес. За 200 000 долларов можно купить паспорт гражданина другой страны с минимальными проверками. Это делают через приобретение недвижимости или специальные дотации в бюджет другой страны. Для российского бизнеса это гарантия безопасности, налоговые преимущества, возможность безвизового въезда сразу во многие страны. Покупкой паспортов стали особенно интересоваться во время пандемии коронавируса;
  • торговую деятельность. Российская компания открывает английское партнерство, закупает для него товар, а потом по чуть завышенной цене продает самой себе в Россию. В России этот товар компания продает и уменьшает налоговую базу на размер расходов. Получается, компания экономит на налогах и переводит капитал в другую страну;
  • зарубежные фонды. Многие обеспеченные люди хотят избежать конфликтного раздела капитала между наследниками, например, если есть дети от разных браков. Для этого они выводят деньги в частные фонды в других странах. Эти фонды не зависят от законов России или других стран, а деньги, которые человек вложил, перестают быть его личными активами, а становятся частью фонда. При этом за человеком закрепляется фактическое право пользоваться ими. Получается, наследники или кредиторы не смогут забрать эти деньги, к примеру, по решению суда, потому что собственности у учредителя фонда нет, а во многих странах суды не поддерживают взыскание активов из фондов.

Все эти схемы ориентированы на личную безопасность и сохранность капитала: если у предпринимателя возникнут проблемы в России, он сможет переехать в другую страну как ее гражданин и сохранить заработанные деньги.

Обеспечивают личную безопасность

Сегодня иностранные юрисдикции используют больше как гарант собственной безопасности и безопасности капитала, чем способ уйти от налогов.

Всё это нужно предпринимателям с капиталом в три—четыре миллиона долларов и больше. Они обращаются в агентства, которые помогают разобраться с этим: предлагают легальные способы обеспечить безопасность денег и личную безопасность, помогают снизить налоги, находят удобные для этого страны.

Если раньше список офшорных зон состоял из десятка стран, то сейчас он не работает. Нужно смотреть на страны, которые лояльны к российскому капиталу, уважают частную собственность и смогут обеспечить безопасность капитала. Это Великобритания, Швейцария и Люксембург.

Считается, что бизнес в России чаще преследуется со стороны властей, а российские банки — не самое надежное место для хранения капитала, потому что на них сильнее влияет государство, чем на банки в Европе или Азии. В России банки вынуждены согласовывать многие сделки с Росфинмониторингом, в Европе банки могут принимать решения сами и зачастую готовы помогать клиенту с хорошим капиталом.

По опыту, в европейских странах важна защита прав собственности, когда как в России всё еще происходят рейдерские захваты или бизнес подвергается необоснованным преследованиям со стороны правоохранительных органов.

Есть такое мнение предпринимателей (возможно, Вы тоже его слышали): «Я все посчитал, если мы заплатим налоги, то с прибыли в 100 рублей, мы заплатим 105 рублей налогов. Бизнесу не дают работать в белую, мы вынуждены уйти в тень и т.д.»

Исходя из таких рассуждений создается впечатление, что будет убыток 5 руб.
Правда это или нет?

Если Вы не знаете ответа на этот вопрос, то давайте посчитаем вместе, откуда взялись эти цифры.

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (С НДС)
Заработная плата:1 079 тыс руб
Взносы с заработной платы: 325 тыс руб (1 079*30,2%)
НДС к уплате: 477 тыс (13 924/118*18 - 10 443/118*18 - 348/118*18)

Налоговая база по налогу на прибыль: 1 251тыс руб (13 924/1,18 – 10443/1,18 – 348/1,18-1079-325)

Налог на прибыль: 250 тыс.руб (1 251*20%)
Чистая прибыль: 1 000 тыс

Всего уплачено налогов 1 050 тыс: (325 тыс + 250 тыс + 477 тыс)

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (с НДС)

Все, что осталось, идет на обналичку.
«Нарисованные расходы» (деньги на обналичку): 3 133 тыс руб (13 924-10 443-348)

Комиссия обнальщиков (допустим, 10%): 313 тыс

Получено налом: 2 820 тыс руб
Заработная плата в конвертах:1 079 тыс руб
Остаток денежных средств: 1 741 тыс

Комиссия? Ну и ладно. Все равно выгодно… Но нет, подождите… Что еще? Есть еще расходы, которые вроде бы не связаны напрямую с тем фактом, что компания не платила налоги! А именно: второй учет или черная бухгалтерия. Конечно, здесь можно возразить, что бухгалтерия получает фиксированную зарплату, и какая разница, сколько учетов она ведет.

Но задумайтесь о таком факте: собственник платит сотрудникам заработную плату для того, чтобы они приносили прибыль компании, в каждый момент своего рабочего времени. Значит, любое рабочее время, затраченное на прочие операции, является бесполезно потраченным, но оплаченным. Все дополнительные операции создают дополнительные затраты. На «черные» структуры может уходить огромное количество рабочего времени сотрудников (переговоры с «обнальщиками», дополнительные платежи, «рисование документов», обмен документами, сверка расчетов, забор нала, начисление и выплата зарплат в конвертах, согласование «нарисованных» справок для банка, переговоры и обсуждения, походы в налоговую «на ковер», составление «реальной» отчетности для собственникаи т.д. и т.п)– И все это за счет собственников бизнеса!

Увеличение штата и затраты рабочего времени на все ЭТО, могут незаметно съесть все эту кажущуюся выгоду. А мы еще даже не начинали говорить о рисках!

Переходим к рискам.
Все компании, занимающиеся обналичкой, рано или поздно вычисляются налоговой инспекцией. Отдел предпроверочного анализа собирает и анализирует данные о движениях по счетам всех налогоплательщиков, суммах уплаченных налогов, сомнительных поставщиках компании и доле налоговых вычетов НДС по ним.
Что бы они (обнальщики) не рассказывали, на тему того что они совсем не подозрительные, и что налоговая никогда и никому по ним никаких вопросов не задавала – верить им не стоит.

Проверьте самостоятельно и бесплатно любого контрагента на сайте «За честный бизнес».

Основные вопросы: давно ли существует компания (менее 3-х лет? скорее всего), какой оборот заявлен в предыдущей отчетности (если она вообще была), сколько налогов исчислила компания за предыдущий год? какой вид деятельности ведет компания (не факт, что назначение платежа, по которому они перечисляли деньги на "обнал", хотя бы близко к тому, какой вид деятельности заявлен в Уставе), кто ее директор и учредитель (их кто-нибудь видел? они являются массовыми?), адрес (массовый?).

Но, увы, несмотря на любое субъективное мнение, которое может сложиться у нас, относительно какого-либо контрагента, налоговая все равно вычисляет "их". Взаимодействие с такими компаниями может послужить причиной вызова на комиссию, камеральной или выездной налоговой проверки. Дальше вся работа будет вестись на собирание доказательств того, что руководители компании, в лучшем случае, не проявили должной осмотрительности с этим/этими поставщиками, и максимальный риск доначисления состоит в следующих суммах:

Подведем итог,

Вариант 1 "Белый".
Сумма уплаченных налогов - 1 050 тыс руб
Чистая прибыль - 1 000 тыс руб
+Спокойствие собственника

Вариант 2 "Черный"
Сумма уплаченных налогов - 0
Чистая прибыль - 1 741 тыс руб
Прибыль больше на 741 тыс.
Из этой суммы нужно вычесть:
1) дополнительные затраты на обслуживание "черных" структур (пусть это будет 5% от ФОТ) - 54 тыс
2) излишнюю премию топ-менеджерам с этой "якобы" экономии (например, многие компании платят топам 20% от прибыли) - 148 тыс руб
Оставшаяся экономия: 541 тыс руб (741-52-148)
А теперь, просто ради эксперимента посчитаем, какова должна быть вероятность проведения проверки "с пристрастием", для того, чтобы оставшаяся экономия не имела смысла.
Это рассчитывается следующим образом. Полная сумма возможных налоговых доначислений умножается на вероятность прихода проверки.
Получается такая формула:

1 846 тыс руб * Х% вероятности = 541 тыс руб
Отсюда х=30%

А у нас во втором расчете, как мы рассмотрели ранее, вообще вероятность налоговой проверки стремится к 100%. Поэтому, с точки зрения экономики, второй вариант с обналичкой не выгоден.

Но на этом точку поставить не удалось, ведь есть еще третий, промежуточный вариант:

Конечно же, здесь речь идет про "небольшую" доплату в конверте.
Давайте сравним.
Какие выгоды/потери мы получим, если вывести часть денег (сумму Х) на заработную плату через обналичку. Для простоты расчетов возьмем 100 рублей, чтобы легче было перевести в проценты.

экономия 30,2 руб - страховые взносы с ФОТ (100*30,2%);
экономия 15,25 руб - дополнительное уменьшение НДС к уплате, ведь в зарплате нет НДС, а в сумме на "однал" НДС в том числе (100/118*18);
доп.затраты 10 руб - комиссия за обналичку ( я беру примерную цифру 10%, но на практике она может отличаться)
Итого экономия: 35,4 руб

Риски:
доначисление НДС 15,25 руб
доначисление налога на прибыль 16,95 руб (100/1,18*20%)
доначисление страховых взносов с ФОТ 30,2 руб
Общая сумма доначисленных налогов 62,4 руб
штраф 20% со всех доначисленных налогов 12,48 (62,4*20%)
пени со всех доначисленных налогов 19,26 руб ( 1/150 от ставки рефинансирования в день, возьмем за 1,5 года - может набежать 30%: (62,4*30%)
Итого риски 94,1 руб

А теперь еще раз вернусь к вероятностям. Есть такой раздел в науке об управлении - технология принятия управленческих решений. Цель технологии заключается в том, чтобы найти подходы для суммовой оценки показателей, которые влияют на принятие решений. Если показатель вероятностный, то есть может наступить, а может и не наступить, то для принятия решения нужно умножить сумму на вероятность.
В данном случае мы умножаем полную сумму налоговых рисков на вероятность наступления события. И полученный результат используем в расчете, для того, чтобы понять, применять чуть-чуть "серую" схему или нет.

Мы можем использовать 2 подхода:
Подход 1. Оценить вероятность проверки самостоятельно исходя их своего субьективного мнения, полученное значение умножить на сумму рисков и результат добавить к дополнительным затратам, т.е. к комиссии за обналичку, и затем уже сравнивать полученный результат с той экономией, которая получена на налогах от применения схемы.
Пример моей оценки: я бы оценила вероятность проверки для такой компании на уровне 1 раз в три года, т.е. 33,33% каждый год.
94,1 руб*33,33% =31,4 руб

То есть выгода - 4 руб (35,4-31,4). Переводим в проценты, т.к. мы считали от 100 рублей, это очень легко сделать, будет 4%
4% - это очень незначительная экономия, учитывая, что размер 2-х показателей был оценен приблизительно: комиссия за "обнал" и возможные пени по налогам.

Подход 2. Пойти от обратного. Рассчитать сумму выгоды без учета налоговых рисков и найти через уравнение, какой должен быть процент вероятности налоговой проверки, чтобы при принятии решения учитывалась сумма, равная этой выгоде, то есть принимать такое решение не имело бы смысла.
Выгода 35,4 руб, налоговые риски 94,1 руб,
значит 94,1 * х% = 35,4, отсюда Х=37,6%

37,6% - это нормальный показатель вероятности проведения налоговой проверки, а значит нет смысла принимать решение об использовании схемы.

Оба расчета очень близки. Используя научный подход к вопросу применения "чуть-чуть" серой схемы, целесообразно отказаться. Вот такая математика.

Традиции «черной бухгалтерии» сложились еще со времен экономической нестабильности, тогда хотели побольше заработать и поменьше отдать криминальным структурам. Каким образом государство активно борется с теневой бухгалтерий.

В настоящее время большинство предприятий стремятся скрыть реальную бухгалтерию, прежде всего, в целях сокращения налогового бремени. Есть и другие причины, например, чтобы не привлекать внимания потенциальных скупщиков акций или, наоборот, ради увеличения привлекательности предприятия в глазах иностранных инвесторов.

Поддержанию традиций ведения «черной» бухгалтерии способствует несовершенство и трудности «перевода» отдельных положений законодательства, слабая профессиональная подготовка бухгалтеров, а также недобросовестность контрагентов организации, не желающих представить должным образом оформленные документы. В результате бухгалтер просто не знает, как правильно учесть ту или иную операцию либо, при всем желании, вообще не может принять к учету полученные документы, которые в итоге оседают в «черных» папках.

Звенья одной цепи

Ни Налоговый кодекс, да и никакой другой официальный документ, не содержит термина «черная бухгалтерия» и прямо не описывает присущих ей признаков. Государственные органы оперируют менее «криминальными» словами. Со временем одно понятие заменялось другим, в итоге термин «недобросовестность» ввиду невозможности его точного определения Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53 был заменен на понятие «необоснованная налоговая выгода» - другими словами выгода, полученная от операции, целью которой является исключительно минимизация налоговых платежей, снижение налоговой ставки, получения дополнительных вычетов или право вернуть уплаченный налог из бюджета. Однако всем понятно, что ни одно из этих явлений невозможно без применения «черных» бухгалтерских записей.

Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки»

Схемы «двойной» бухгалтерии реализуются с теми или иными вариациями, но в целом ничего нового не придумано: проведение операций через «фирмы-однодневки», обналичивание денежных средств или увод их из оборота через оффшоры, выплата «серых» зарплат и организация фиктивных поставок по подложным документам с целью снижения налогооблагаемой базы. И, как правило, все это происходит «в одном флаконе». Таким образом, признаки одного правонарушения, так или иначе, указывают на наличие в организации системы «черной бухгалтерии». Выявить, доказать и пресечь весь этот комплекс нарушений – и есть основная задача государства, поэтому в систему противодействия нарушениям и выявления теневой стороны бизнеса в целом вовлечены практически все структуры: банки, налоговые и правоохранительные органы, а также суды и даже сами налогоплательщики. Для каждого этапа контроля «сбор информации – проверка – выявление нарушения – доказательство» и, соответственно, для каждого участника, законодательно либо самостоятельно разработаны свои нормативные документы, устанавливающие общие признаки, по которым можно сделать выводы о наличии нарушений или риске его возникновения. К сожалению, выявленные новые схемы и признаки нарушений, как правило, широко не разглашаются и остаются в делах арбитражных судов, что делает их малодоступными для последующего изучения и анализа, в том числе и самими налогоплательщиками с целью исключения подобных ситуаций на своем предприятии.

черная бухгалтерия
К вопросу обналичивания

Не секрет, что порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства. Поскольку налоговые органы очень успешно исключают такие расходы из налогооблагаемой базы, то подобные «операции» находят отражение исключительно в «черной бухгалтерии».

Связующим звеном в цепочке обналичивания выступают банки: на них, в первую очередь, возложен контроль за сомнительными операциями по счетам, и они же порой сами участвуют в операциях по «отмыванию денег» через созданные ими же организации, счета которых открыты в этих банках.

Для получения наличности применяются различные схемы: от самого простого обналичивания через так называемые «биржи», до создания собственной сложной структуры, состоящей из нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей.

«Биржи» - это места, как правило, неприметные особнячки в центральном административном округе, оптовых сделок купли-продажи реальных наличных денег. Именно здесь в тесной связи работают банки и созданные ими же организации. Отсюда наличные деньги за 3-6 процентов перепродаются на множество "точек", которые уже работают непосредственно с предпринимателями. Поскольку налоговые и правоохранительные органы добились успехов в признании таких расходов организаций недобросовестными, то многие организации уже отказались от подобных услуг и применяют схемы с использованием нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей с разными системами налогообложения (ЕНВД и патент).

Комментирует Алексей Зайцев, юрист консалтинговой компании «Бизнес-Куратор»: денежные средства «с НДС» переводятся по мнимым сделкам на другие организации, в которых таким образом занижается налоговая база, а затем на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ЕНВД или патенты, так как для предпринимателей предусмотрено снятие наличности по такому основанию как «личный доход».

В целях усиления контроля за обналичиванием в 2002г. вступил в силу закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который обязывает банки выявлять подозрительные операции своих клиентов. Выпущенное на его основании информационное письмо Центрального Банка ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т, перечисляет исчерпывающие критерии выявления и признаки необычных сделок, как то:

  • операции не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков, а также явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;
  • перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»;
  • существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;
  • в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;
  • регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

Указанные признаки дают основание банку полагать, что компания участвует в операциях фирм-однодневок, занимающимися обналичиванием денег. Информация об операциях, содержащих подобные признаки, передается в налоговые или правоохранительные органы для последующей обработки и проведения контрольных мероприятий.

От «однодневки» к «серым» схемам и обратно

Одним из наиболее распространенных и эффективных способов уклонения от уплаты налогов, а также применения различных «теневых» схем, является использование так называемых «фирм-однодневок». Их выявление уже входит в компетенцию налоговых и правоохранительных органов. Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки». Следовательно, суммы, которые организация перечисляет своим фиктивным поставщикам, являются необоснованными расходами, снижающими налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства.

Стоит помнить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит такого понятия, как "фирма-однодневка", и не приводит признаков, по которым можно однозначно ее идентифицировать, но таковые тем не менее существуют. Они прописаны в Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот документ и устанавливает методы выявления налогоплательщиков подлежащих проверке, а также типовые схемы уклонения от налогообложения с использованием «фирм-однодневок», при реализации имущества, алкоголя и спиртосодержащей продукции, с использованием труда инвалидов.

На практике, самыми распространенными приемом «черной бухгалтерии» является использование «зарплатных» схем и проведение фиктивных поставок товаров (работ, услуг) с применением поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

О применении налогоплательщиком системы «серой» заработной платы свидетельствуют следующие признаки:

  • переход на новую работу с понижением зарплаты, то есть случаи, когда по предыдущему месту работы доход работника был значительно выше, а также несоответствие между уровнем зарплаты и внешним видом работников;
  • расхождение между официальным и заявленным в объявлении о вакансии уровнями заработной платы;
  • расхождения между информацией из справки, выданной работодателем работнику для получения кредита, и официальной зарплатой, а также разница между фондом заработной платы и доходами организации (например, если обороты компании составляют несколько миллионов в месяц, а зарплаты при этом остаются на минимальном уровне);
  • свидетельские показания как бывших, так и еще работающих сотрудников организаций, а также неофициальные ведомости по учету выплат зарплаты работникам, полученные от самих работников либо в ходе контрольных мероприятий.

Обратная сторона медали, когда в официальной документации идёт завышение заработной платы, делается это с целью получения сотрудниками различного рода кредитов в «своих» же банках с последующим обналичиванием денежных средств.

Также признаками по снижению налоговой базы (как по заработной плате, так и по налогу на прибыль и НДС) могут выступать наличие договоров по аренде персонала (аутстаффинг) у организаций, имеющих льготы по зарплатным налогам (например, когда 50 процентов учредителей организации-«поставщика» являются инвалидами, при этом не исключается применение фиктивных документов об инвалидности), а также гражданско-правовых договоров с предпринимателями, применяющими спецрежимы, которые одновременно являются сотрудниками этих же организаций.

Другими признаками, свидетельствующими о возможном занижении налога на прибыль и НДС, являются:

  • непредставление организацией декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представление "нулевых" деклараций) при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций о продаже ею транспортных средств;
  • регулярное представление организацией декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу); а также значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога;
  • уменьшение налоговой нагрузки компании на фоне роста выручки;
  • сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности;
  • суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки;
  • организация пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание» при отсутствующей деятельности;
  • организация проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД;
  • компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение, услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов.

В качестве примера типичного способа уклонения от уплаты НДС, можно привести схему, часто применяемую в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для "обналичивания" денежных средств. На расчетный счет этого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам. Полученные неучтенные наличные деньги используются для приобретения стройматериалов, а работы, указанные в договоре субподряда, выполняются фирмой-подрядчиком. При этом уплачивается только часть НДС как разница между суммой поступившего и уплаченного за якобы выполненные работы и поставленные стройматериалы.

Кроме того, в ходе проверок непосредственно на предприятии контролирующие органы обращают внимание на следующие признаки, в результате подтверждающих наличие «черной бухгалтерии»:

  • родственные или близкие отношения между бухгалтером (кассиром) и руководством (учредителями) организации – как правило, работа с «черной» кассой поручается опытному и проверенному сотруднику, которому доверяет руководство предприятия, поэтому зачастую этот сотрудник состоит в близких либо родственных отношениях с кем-либо из руководителей либо учредителей предприятия;
  • наличие тревожных кнопок при отсутствии договоров на предоставление услуг вневедомственной охраны; дополнительной компьютерной техники, программ и приборов для уничтожения всей информации с жесткого диска и бумаг.

Последнее слово - за судом

В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. При рассмотрении подобных дел служители Фемиды оперируют всем известным Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53, в котором определены свои признаки необоснованной налоговой выгоды:

  • налогоплательщик не мог реально осуществить операцию с учетом времени, местонахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • у налогоплательщика отсутствуют необходимые для выполнения операции управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспорт;
  • для целей налогообложения учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
  • сделка предусматривает особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций;
  • организация создана незадолго до совершения хозяйственных операций;
  • участники сделок взаимозависимы;
  • хозяйственные операции выполняются неритмично;
  • нарушено налоговое законодательство в прошлом;
  • операция носит разовый характер;
  • операции выполнены не по местонахождению налогоплательщика;
  • расчеты осуществлены с использованием одного банка;
  • произведены транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • при осуществлении хозяйственных операций использованы посредники.

Необходимо помнить, что ни один из этих признаков в отдельности не доказывает получения необоснованной выгоды и применения схем «черной бухгалтерии», для этого нужна их совокупность, однако количество и их так же нигде не оговорено. То есть, при одновременном наличии нескольких признаков, сделка все может быть признана судом недействительной, а в бюджет будет взыскана сумма необоснованно заниженного налога, а также штраф и пени.

В настоящее время культура ведения предпринимательской деятельности начинает меняться в лучшую сторону, как во взаимоотношениях между контрагентами, так в отношениях предпринимателей и государства. Четко прослеживается современная тенденция - от того, как организация исчисляет и уплачивает налоги, зависит успешность взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Предприниматели стали более грамотными и осмотрительными в вопросах выбора контрагентов. Очевидным становиться тот факт, что компании стараются «обеляться», хотя бы по отдельным участкам ведения бизнеса.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Традиции «черной бухгалтерии» сложились еще со времен экономической нестабильности, тогда хотели побольше заработать и поменьше отдать криминальным структурам. Каким образом государство активно борется с теневой бухгалтерий.

В настоящее время большинство предприятий стремятся скрыть реальную бухгалтерию, прежде всего, в целях сокращения налогового бремени. Есть и другие причины, например, чтобы не привлекать внимания потенциальных скупщиков акций или, наоборот, ради увеличения привлекательности предприятия в глазах иностранных инвесторов.

Поддержанию традиций ведения «черной» бухгалтерии способствует несовершенство и трудности «перевода» отдельных положений законодательства, слабая профессиональная подготовка бухгалтеров, а также недобросовестность контрагентов организации, не желающих представить должным образом оформленные документы. В результате бухгалтер просто не знает, как правильно учесть ту или иную операцию либо, при всем желании, вообще не может принять к учету полученные документы, которые в итоге оседают в «черных» папках.

Звенья одной цепи

Ни Налоговый кодекс, да и никакой другой официальный документ, не содержит термина «черная бухгалтерия» и прямо не описывает присущих ей признаков. Государственные органы оперируют менее «криминальными» словами. Со временем одно понятие заменялось другим, в итоге термин «недобросовестность» ввиду невозможности его точного определения Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53 был заменен на понятие «необоснованная налоговая выгода» - другими словами выгода, полученная от операции, целью которой является исключительно минимизация налоговых платежей, снижение налоговой ставки, получения дополнительных вычетов или право вернуть уплаченный налог из бюджета. Однако всем понятно, что ни одно из этих явлений невозможно без применения «черных» бухгалтерских записей.

Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки»

Схемы «двойной» бухгалтерии реализуются с теми или иными вариациями, но в целом ничего нового не придумано: проведение операций через «фирмы-однодневки», обналичивание денежных средств или увод их из оборота через оффшоры, выплата «серых» зарплат и организация фиктивных поставок по подложным документам с целью снижения налогооблагаемой базы. И, как правило, все это происходит «в одном флаконе». Таким образом, признаки одного правонарушения, так или иначе, указывают на наличие в организации системы «черной бухгалтерии». Выявить, доказать и пресечь весь этот комплекс нарушений – и есть основная задача государства, поэтому в систему противодействия нарушениям и выявления теневой стороны бизнеса в целом вовлечены практически все структуры: банки, налоговые и правоохранительные органы, а также суды и даже сами налогоплательщики. Для каждого этапа контроля «сбор информации – проверка – выявление нарушения – доказательство» и, соответственно, для каждого участника, законодательно либо самостоятельно разработаны свои нормативные документы, устанавливающие общие признаки, по которым можно сделать выводы о наличии нарушений или риске его возникновения. К сожалению, выявленные новые схемы и признаки нарушений, как правило, широко не разглашаются и остаются в делах арбитражных судов, что делает их малодоступными для последующего изучения и анализа, в том числе и самими налогоплательщиками с целью исключения подобных ситуаций на своем предприятии.

черная бухгалтерия
К вопросу обналичивания

Не секрет, что порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства. Поскольку налоговые органы очень успешно исключают такие расходы из налогооблагаемой базы, то подобные «операции» находят отражение исключительно в «черной бухгалтерии».

Связующим звеном в цепочке обналичивания выступают банки: на них, в первую очередь, возложен контроль за сомнительными операциями по счетам, и они же порой сами участвуют в операциях по «отмыванию денег» через созданные ими же организации, счета которых открыты в этих банках.

Для получения наличности применяются различные схемы: от самого простого обналичивания через так называемые «биржи», до создания собственной сложной структуры, состоящей из нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей.

«Биржи» - это места, как правило, неприметные особнячки в центральном административном округе, оптовых сделок купли-продажи реальных наличных денег. Именно здесь в тесной связи работают банки и созданные ими же организации. Отсюда наличные деньги за 3-6 процентов перепродаются на множество "точек", которые уже работают непосредственно с предпринимателями. Поскольку налоговые и правоохранительные органы добились успехов в признании таких расходов организаций недобросовестными, то многие организации уже отказались от подобных услуг и применяют схемы с использованием нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей с разными системами налогообложения (ЕНВД и патент).

Комментирует Алексей Зайцев, юрист консалтинговой компании «Бизнес-Куратор»: денежные средства «с НДС» переводятся по мнимым сделкам на другие организации, в которых таким образом занижается налоговая база, а затем на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ЕНВД или патенты, так как для предпринимателей предусмотрено снятие наличности по такому основанию как «личный доход».

В целях усиления контроля за обналичиванием в 2002г. вступил в силу закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который обязывает банки выявлять подозрительные операции своих клиентов. Выпущенное на его основании информационное письмо Центрального Банка ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т, перечисляет исчерпывающие критерии выявления и признаки необычных сделок, как то:

  • операции не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков, а также явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;
  • перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»;
  • существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;
  • в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;
  • регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

Указанные признаки дают основание банку полагать, что компания участвует в операциях фирм-однодневок, занимающимися обналичиванием денег. Информация об операциях, содержащих подобные признаки, передается в налоговые или правоохранительные органы для последующей обработки и проведения контрольных мероприятий.

От «однодневки» к «серым» схемам и обратно

Одним из наиболее распространенных и эффективных способов уклонения от уплаты налогов, а также применения различных «теневых» схем, является использование так называемых «фирм-однодневок». Их выявление уже входит в компетенцию налоговых и правоохранительных органов. Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки». Следовательно, суммы, которые организация перечисляет своим фиктивным поставщикам, являются необоснованными расходами, снижающими налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства.

Стоит помнить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит такого понятия, как "фирма-однодневка", и не приводит признаков, по которым можно однозначно ее идентифицировать, но таковые тем не менее существуют. Они прописаны в Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот документ и устанавливает методы выявления налогоплательщиков подлежащих проверке, а также типовые схемы уклонения от налогообложения с использованием «фирм-однодневок», при реализации имущества, алкоголя и спиртосодержащей продукции, с использованием труда инвалидов.

На практике, самыми распространенными приемом «черной бухгалтерии» является использование «зарплатных» схем и проведение фиктивных поставок товаров (работ, услуг) с применением поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

О применении налогоплательщиком системы «серой» заработной платы свидетельствуют следующие признаки:

  • переход на новую работу с понижением зарплаты, то есть случаи, когда по предыдущему месту работы доход работника был значительно выше, а также несоответствие между уровнем зарплаты и внешним видом работников;
  • расхождение между официальным и заявленным в объявлении о вакансии уровнями заработной платы;
  • расхождения между информацией из справки, выданной работодателем работнику для получения кредита, и официальной зарплатой, а также разница между фондом заработной платы и доходами организации (например, если обороты компании составляют несколько миллионов в месяц, а зарплаты при этом остаются на минимальном уровне);
  • свидетельские показания как бывших, так и еще работающих сотрудников организаций, а также неофициальные ведомости по учету выплат зарплаты работникам, полученные от самих работников либо в ходе контрольных мероприятий.

Обратная сторона медали, когда в официальной документации идёт завышение заработной платы, делается это с целью получения сотрудниками различного рода кредитов в «своих» же банках с последующим обналичиванием денежных средств.

Также признаками по снижению налоговой базы (как по заработной плате, так и по налогу на прибыль и НДС) могут выступать наличие договоров по аренде персонала (аутстаффинг) у организаций, имеющих льготы по зарплатным налогам (например, когда 50 процентов учредителей организации-«поставщика» являются инвалидами, при этом не исключается применение фиктивных документов об инвалидности), а также гражданско-правовых договоров с предпринимателями, применяющими спецрежимы, которые одновременно являются сотрудниками этих же организаций.

Другими признаками, свидетельствующими о возможном занижении налога на прибыль и НДС, являются:

  • непредставление организацией декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представление "нулевых" деклараций) при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций о продаже ею транспортных средств;
  • регулярное представление организацией декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу); а также значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога;
  • уменьшение налоговой нагрузки компании на фоне роста выручки;
  • сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности;
  • суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки;
  • организация пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание» при отсутствующей деятельности;
  • организация проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД;
  • компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение, услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов.

В качестве примера типичного способа уклонения от уплаты НДС, можно привести схему, часто применяемую в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для "обналичивания" денежных средств. На расчетный счет этого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам. Полученные неучтенные наличные деньги используются для приобретения стройматериалов, а работы, указанные в договоре субподряда, выполняются фирмой-подрядчиком. При этом уплачивается только часть НДС как разница между суммой поступившего и уплаченного за якобы выполненные работы и поставленные стройматериалы.

Кроме того, в ходе проверок непосредственно на предприятии контролирующие органы обращают внимание на следующие признаки, в результате подтверждающих наличие «черной бухгалтерии»:

  • родственные или близкие отношения между бухгалтером (кассиром) и руководством (учредителями) организации – как правило, работа с «черной» кассой поручается опытному и проверенному сотруднику, которому доверяет руководство предприятия, поэтому зачастую этот сотрудник состоит в близких либо родственных отношениях с кем-либо из руководителей либо учредителей предприятия;
  • наличие тревожных кнопок при отсутствии договоров на предоставление услуг вневедомственной охраны; дополнительной компьютерной техники, программ и приборов для уничтожения всей информации с жесткого диска и бумаг.

Последнее слово - за судом

В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. При рассмотрении подобных дел служители Фемиды оперируют всем известным Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53, в котором определены свои признаки необоснованной налоговой выгоды:

  • налогоплательщик не мог реально осуществить операцию с учетом времени, местонахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • у налогоплательщика отсутствуют необходимые для выполнения операции управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспорт;
  • для целей налогообложения учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
  • сделка предусматривает особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций;
  • организация создана незадолго до совершения хозяйственных операций;
  • участники сделок взаимозависимы;
  • хозяйственные операции выполняются неритмично;
  • нарушено налоговое законодательство в прошлом;
  • операция носит разовый характер;
  • операции выполнены не по местонахождению налогоплательщика;
  • расчеты осуществлены с использованием одного банка;
  • произведены транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • при осуществлении хозяйственных операций использованы посредники.

Необходимо помнить, что ни один из этих признаков в отдельности не доказывает получения необоснованной выгоды и применения схем «черной бухгалтерии», для этого нужна их совокупность, однако количество и их так же нигде не оговорено. То есть, при одновременном наличии нескольких признаков, сделка все может быть признана судом недействительной, а в бюджет будет взыскана сумма необоснованно заниженного налога, а также штраф и пени.

В настоящее время культура ведения предпринимательской деятельности начинает меняться в лучшую сторону, как во взаимоотношениях между контрагентами, так в отношениях предпринимателей и государства. Четко прослеживается современная тенденция - от того, как организация исчисляет и уплачивает налоги, зависит успешность взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Предприниматели стали более грамотными и осмотрительными в вопросах выбора контрагентов. Очевидным становиться тот факт, что компании стараются «обеляться», хотя бы по отдельным участкам ведения бизнеса.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Читайте также: