Тарифная льгота предоставляется в виде снижения ставки пошлины или освобождения от уплаты пошлины

Опубликовано: 05.05.2024

Изменения и поправки

в редакции от 06.12.2011 N 409-ФЗ

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Статья 2. Утратила силу.

Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

1. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

3. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые определяются Правительством Российской Федерации.

4. Настоящий пункт определяет порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Правительство Российской Федерации осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.

Периодом мониторинга цен на нефть сырую на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно начиная с 15 октября 2008 года. Средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), определенная по результатам мониторинга, ежемесячно в срок не позднее 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга, доводится через официальные источники информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Абзац утратил силу.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом:

при сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере 0 процентов;

при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем 35 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США;

при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 доллара США за 1 тонну и 45 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 146 долларами США;

при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 29,2 доллара США за 1 тонну и 65 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются на срок один календарный месяц.

Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.

Статья 4. Виды ставок пошлин

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона основные понятия используются в следующих значениях:

1) таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации;

2) - 6) утратили силу.

3. Иные понятия используются в настоящем Законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, иным законодательством Российской Федерации.


Раздел II. Сезонные и особые пошлины

Статья 6. Сезонные пошлины

Для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе товаров, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, не могут превышать установленные указанной статьей размеры.

Статья 7. Утратила силу.

Статьи 8 - 11. Утратили силу с 1 июля 2006 года.


Раздел III. Таможенная стоимость товаров

Статья 12. Утратила силу.

Статья 13. Дополнительные положения, относящиеся к таможенной стоимости ввозимых товаров

2. Правительство Российской Федерации устанавливает:

2) порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного ввоза товаров в Российскую Федерацию.

3. Утратил силу.

Статья 14. Утратила силу.

Статьи 15 - 17. Утратили силу с 1 июля 2006 года.


Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

Утратил силу.

Раздел V. Определение страны происхождения товара

Утратил силу с 1 июля 2006 года.


Раздел VI. Тарифные льготы

Статья 34. Тарифные льготы

1. Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.

2. Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуальный характер.

3. Для целей настоящего Закона под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

4. Порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 35. Предоставление тарифных льгот

1. От таможенных пошлин освобождаются:

1) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;

2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами - членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;

4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции.

2. По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:

1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статья 36. Тарифные преференции и тарифные квоты

1. Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

2. Для целей настоящей статьи в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

К товарам, ввозимым в Российскую Федерацию свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

3. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Комиссией Таможенного союза либо по решению Комиссии Таможенного союза Правительством Российской Федерации.
В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию Российской Федерации в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации.

4. Для целей настоящей статьи в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.

К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.

5. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Утратила силу.


Раздел VII. Заключительные положения

Статья 38. Международные соглашения

Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин


Вопросы в сфере таможенной политики регулируются договорами, соглашениями, конвенциями и внутригосударственными правовыми актами.

Поводом для предоставления таможенных льгот служит факт транспортировки некоторого вида продукции, а также наличия у лица установленного законом статуса либо наступления события, которые позволяют воспользоваться таможенными послаблениями.

Льготные преференции предоставляются по спецакту, составленному органами в таможенной сфере.

Виды льгот

Согласно законодательству, льготы по уплате таможенных сборов предоставляются по нескольким направлениям:

  • при таможенном оформлении;
  • во время осуществления таможенного контроля;
  • при уплате специальных платежей.


В первых двух случаях представляет интерес возможность сократить временные затраты, в последнем — получить послабление финансового характера.

Различные виды таможенных льгот по своему субъектному составу предоставляются:

  • физлицам;
  • гражданам, признанным вынужденными переселенцами;
  • беженцам;
  • главам дипломатического представительства иностранного государства и членам, относящимся к числу дипперсонала;
  • лицам, использующим спецпроцедуры оформления, в т. ч. упрощенные;
  • государствам.

Для получения преимуществ в ряде случаев достаточно простого подтверждения статуса физлица. Так, преференции могут быть предоставлены Георям России, полным кавалерам ордена Славы и др, к этой категории льгот для установления баланса между интересами отдельных граждан и компаний введена возможность применения упрощенных процедур оформления товаров.

Согласно ТК РФ, к таким лицам относятся люди, соответствующие следующим признакам:


  • отсутствие на момент обращения непогашенных постановлений об административных правонарушениях в сфере таможенного дела;
  • наличие систем учета, которые позволят таможенным органам сопоставить информацию из коммерческой документации с данными, которые предоставляются таможне при оформлении продукции;
  • проведение внешней экономической деятельности на протяжении 3 и более лет.

Также преференции подразделяются на те, что устанавливаются международными правовыми актами, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.

Исходя из временных отрезков, на протяжении которых могут действовать льготы, они делятся на бессрочные и временные. Физлица, перемещающие свои личные вещи (если это происходит в пределах установленных норм), могут рассчитывать на референции на постоянной основе.

Установка льготных послаблений на некоторые временной отрезок часто применятся вместе с использованием особых режимов, которые используются, например, в отношении продукции, хранящейся на таможенных складах, и пр.

Льготы при оформлении и контроле


Наиболее понятным примером льготных преференций, предоставление которых происходит при перевозке продукции, можно считать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в т. ч. освобождение от применения определенных форм таможенного контроля.

Перечень льготных процедур включает:

  • предварительное декларирование продукции;
  • ограниченное по времени хранение товаров, находящихся под контролем таможни;
  • выпуск продукции до подачи декларации (если декларантом представлены сведения, позволяющие идентифицировать товар).

Таким образом, все эти меры позволяют уменьшить издержки, возникающие из-за простоя товара, сократить документооборот, т. к., например, составление одной декларации на все перевозимые грузы происходит быстрее.

Однако следует понимать, что для получения возможности пройти льготную упрощенную процедуру оформления декларантам придется соблюдать ряд условий, в т. ч. предоставлять сведения, содержащиеся в бухгалтерском и налоговом учете, для сверки с данными, отправленными в адрес таможни.

Льготы по уплате таможенных платежей

Законодательство о таможенном деле допускает применение финансовых льгот следующего характера:


  • тарифные скидки (для пошлин на ввоз);
  • льготы на вывозные пошлины;
  • льготная оплата налоговых сборов;
  • льготы по уплате таможенных сборов, в т. ч. и освобождение от них.

Также на государственном уровне приняты списки продуктов, не подлежащих акцизному обложению и НДС. К ним относятся некоторые медицинские изделия, техника для обслуживания инвалидов, печатные издания, ввозимые музеями и библиотеками, спецоборудование и пр.

Не уплачивают НДС и на товары безвозмездной помощи и поддержки государства. Решение о принадлежности продукции к такому типу принимается спецкомиссией, которая выдает удостоверение соответствующей формы.

Оформление гуманитарной помощи осуществляется в первоочередном порядке.

Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин

В соответствии с действующим законодательством ставки по пошлинам признаются едиными. Они не подлежат изменению (как при вывозе продукции, так и при ввозе в страну).

Для освобождения от уплаты пошлин продукция должна ввозиться на территорию страны с одной из следующих целей:


  • гуманитарная помощь;
  • содействие (техническая помощь);
  • обмен знаниями и идеями.

Отдельную нишу занимают льготы на товары, произведенные на территории развивающихся стран (с тем учетом, что закупаются они на территории этих государств). Система льгот для них включает 3 блока:

  • список развивающихся стран, пользующихся льготами РФ;
  • аналогичный список наименее развитых стран;
  • товары, льготы на которые не распространяются.

Если по каким-то причинам страна происхождения товара не может быть установлена, будут применены ввозные таможенные пошлины.

Отдельно установлен порядок применения ставок таможенных пошлин и установления пошлин на вывозную продукцию нефтяной промышленности. Правительство РФ оставляет за собой право на создание особых формул расчета ставок.

Специальные нормативы ввоза и вывоза товаров приняты для глав и сотрудников консульских учреждений. Они, как и члены их семей, вправе ввозить беспрепятственно и беспошлинно различные товары: автомобили, предметы быта, если они предназначены для личного пользования.

Другие льготы


В соответствии с положениями того или иного режима льготы по уплате таможенных сборов могут затрагивать возврат пошлин или налогов, использование ограничивающих мероприятий и запретов, которые установлены законодательством.

Эти преференции являются основой большинства таможенных режимов: беспошлинная торговля, перемещение припасов, реэкспорт и реимпорт, временный ввоз, международный транзит и пр.

Международными правовыми нормами установлены ситуации, при которых происходит освобождение от уплаты пошлин в отношениях с рядом стран: Францией, Китаем, Норвегией и пр.

Таможенные льготы при добровольном переселении в РФ соотечественников, проживающих за рубежом


На территории РФ действует госпрограмма по оказанию содействия переселению в Россию соотечественников, проживающих на постоянной основе за рубежом.

Согласно действующему законодательству, для данной категории граждан могут быть предоставлены льготы по оплате таможенных платежей. Они распространяются на транспортные средства и товары личного пользования.

Для их получения гражданам необходимо обладать статусом вынужденных переселенцев либо беженцев. Ввозимая продукция должна относиться к категории товаров, бывших в употреблении. Ее вес и размер значения иметь не будут. При этом получить скидку возможно при соблюдении двух условий: ввоза товаров не позднее 18 месяцев с даты прибытия гражданина в страну и подтверждения приобретения ввозимых вещей до момента получения статуса вынужденного переселенца или беженца.

Льготы и преференции Таможенного Союза

На протяжении нескольких лет на территории РФ применяются льготы Таможенного союза, которые, помимо освобождения от налогов и сборов, предполагают и наличие упрощенной процедуры пересечения государственной границы.

Льготы в рамках союза применяются согласно международным договорам и соглашениям, т. к. ряд стран выразили желание создать зону свободной торговли совместно с РФ.

С целью упростить процесс торговли на территории союза действует специальная процедура, которая распространяется на товары, вывозимые с территории союза, на товары, предназначенные для консульств и диппредставительств, на военную технику, на различные средства для научной работы и пр.

Льготы по уплате таможенных платежей — освобождение от уплаты таможенных платежей или снижение размера таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию и вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» [1] содержит определение понятия тарифные льготы: под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Таможенный кодекс ЕАЭС [2] устанавливает перечень применяемых льгот.

Договором о ЕАЭС [3] закреплены случаи применения тарифных льгот.

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин определяется Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» [4] .

Содержание

  • 1 Применяемые льготы
  • 2 Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин
  • 3 Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин
  • 4 Льготы по уплате налогов
  • 5 Льготы по уплате таможенных сборов
  • 6 Примечания

Применяемые льготы

Таможенным кодексом ЕАЭС закреплены:

  • Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);
  • льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
  • льготы по уплате налогов;
  • льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.

Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию из третьих стран:

  • Товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд);
  • товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства;
  • продукции морского промысла судов государств-членов;
  • валюты государств-членов, валюты третьих стран, а также ценных бумаг;
  • товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф;
  • товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» содержит перечень вывозимых товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы:

  • Товары (продукция), вывозимые из РФ, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции;
  • товары, вывозимые из РФ и полученные при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая, газовый конденсат природный, газ природный сжиженный;
  • топливо, вывозимое из РФ для обеспечения деятельности судов, используемых на континентальном шельфе РФ и другие.

Льготы по уплате налогов

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС данный вопрос регулируется законодательством государств-членов ЕАЭС.

Налоговый кодекс РФ [5] устанавливает перечень ввозимых на территорию РФ товаров, не подлежащих налогообложению (освобождение от налогообложения):

  • Товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи;
  • культурные ценности, приобретенные или полученные в дар государственными или муниципальными учреждениями;
  • технологическое оборудование;
  • необработанные природные алмазы;
  • товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств;
  • незарегистрированные лекарственные средства, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов;
  • расходных материалов для научных исследований и другие.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» [6] содержит перечень товаров, в отношении которых применяется льгота по уплате налога.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» [7] содержит перечень товаров для детей, в отношении которых применяется льгота по уплате налога.

Наиболее распространённые среди них:

  • Одежда;
  • обувь;
  • игрушки;
  • подгузники;
  • товары для учебы;
  • продукты питания и другие.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» [8] и Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» [9] содержат перечни медицинских товаров, в отношении которых применяется льгота по уплате налога.

Льготы по уплате таможенных сборов

Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] содержит перечни случаев, когда не взимаются таможенные сборы.

Среди таких случаев таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении:

  • Ввозимых и вывозимых товаров, относящихся к безвозмездной помощи (содействию);
  • товаров, ввозимых и вывозимых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств;
  • культурных ценностей при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными и муниципальными музеями и т.д.;
  • акцизных марок;
  • товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • транспортных средств международных перевозок и другие.

Таможенные сборы за таможенные операции не уплачиваются в отношении товаров общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро.

Таможенные сборы за хранение не взимаются при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа.

date image
2015-10-16 views image
1663

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.

Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, коим принято считать режим наибольшего благоприятствования.

В свою очередь, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (англ. - Most Favoured Nation treatment (MFN) – основополагающий международно-правовой режим, в соответствии с которым товары и услуги одной страны при их ввозе на таможенную территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, услуги, происходящие из любой третьей страны. Иными словами, режим наибольшего благоприятствования в межстрановых торгово-экономических отношениях представляет собой принцип недискриминации.

Таможенные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Тарифные льготы - разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

Таким образом, преференциальные ставки таможенных пошлин (англ. - Preferential duty rates) - ставки пошлин, более низкие, чем базовые ставки, распространяемые на страны, пользующиеся режимом РНБ.

Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот.

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

- статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»

- пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»




Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

· Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

· Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

· Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

· Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»

Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Тарифные льготы при ввозе товаров

Еще одним инструментом таможенно-тарифного регулирования выступают тарифные льготы. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Полномочия по установлению случаев и условий предоставления тарифных льгот, а также по определению порядка применения тарифных льгот предоставлены государствами – членами Союза Евразийской экономической комиссии.

В приложении № 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе приведены категории товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, к таким товарам относятся:

  • товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда). В этом случае тарифная льгота предоставляется в отношении товаров не являющихся подакцизными, и относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).

В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению;

  • товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комиссией.

Такие товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган подтверждения органа государственной власти государства — члена Союза, уполномоченного в области космической деятельности, о целевом назначении товаров в рамках международного сотрудничества государства — члена Союза в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов.

При реализации или передаче в иной форме указанных товаров лицам, не участвующим в международном сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, таможенные пошлины подлежат уплате (взысканию);

  • продукция морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов.

Такая продукция освобождается от ввозной таможенной пошлины при представлении следующих документов:

а) документ, подтверждающий право собственности или аренду (фрахтование) судна;

б) разрешительный документ органа государства — члена Союза, уполномоченного в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла (в случае ввоза продукции морского промысла судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов);

  • валюта государств-членов, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств-членов;
  • товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф.

Под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).

Гуманитарная помощь (содействие) может оказываться иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями иностранными физическими лицами.

Гуманитарная помощь (содействие) может предоставляться Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.

Не могут относиться к гуманитарной помощи (содействию) подакцизные товары (продукция) за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций автомобилей специального назначения для оказания медицинской скорой помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобилей легковых, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов, мясо и мясопродукты, которые по условиям ввоза предназначены только для промышленной переработки, полуфабрикаты, мясной и рыбный фарш, мясо механической обвалки, а также бывшие в употреблении одежда, обувь и постельные принадлежности, за исключением одежды, обуви и постельных принадлежностей, направляемых в адрес государственных и муниципальных организаций и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;

  • товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

При этом безвозмездная помощь (содействие) – это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Под технической помощью понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Союза в качестве гуманитарной помощи, безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия) с освобождением от уплаты таможенных пошлин, могут использоваться исключительно конкретными получателями и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проекта, программы оказания помощи, или не включенным в план целевого использования (распределения), проданы или переданы в аренду.

Иные случаи и условия предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, определены в Решении Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728.

Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе, международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии.

Так, для Республики Армения Договором от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе и для Кыргызской Республики Протоколом от 8 мая 2015 г. об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе также установлены отдельные случаи предоставления тарифных льгот, составляющие условия и переходные положения присоединения этих государств к Союзу.

Кроме того, тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Перечень категорий товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы при их ввозе в Российскую Федерацию приведен в ст. 35 указанного Закона.

Читайте также: