Бюджетный учет в налоговых органах

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Инструкция о порядке ведения бюджетного учета доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой (утв. Федеральной налоговой службой 18 октября 2007 г.)

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения в территориальных органах ФНС России бюджетного учета доходов, администрируемых ФНС России (далее - администрируемые доходы)

2. Бюджетный учет администрируемых доходов ведется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 52, ст. 5278), Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6, N 2, ст. 160, N 27 (часть I), ст. 2700), Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 8 декабря 2006 года N 168н, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года N 25н, а также иными нормативными актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей Инструкцией.

3. Бюджетный учет администрируемых доходов осуществляется в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации финансовыми отделами на основании реестров, представляемых отделами, осуществляющими функции ввода данных, учета и отчетности по информации оперативного учета начисленных и поступивших доходов.

4. Оперативный учет начисленных и поступивших доходов по каждому налогоплательщику ведется отделами, осуществляющими функции ввода данных, учета и отчетности территориальных органов ФНС России, в порядке, установленном ФНС России.

5. Операции по администрированию доходов отражаются в бюджетном учете на основании первичных документов - реестров, утвержденных соответствующими руководящими документами ФНС России, в рублях, с точностью до второго десятичного знака после запятой.

6. Бюджетный учет администрируемых доходов ведется раздельно по каждому коду элемента в 12-13 разрядах кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации с ведением отдельных главных книг по каждому бюджету.

2. Порядок ведения бюджетного учета администрируемых доходов в территориальных органах ФНС России

2.1. Учет операций по начислению администрируемых доходов.

Начисление администрируемых доходов осуществляется ежемесячно на первое число месяца, следующего за отчетным, на основании данных «Реестра начисленных сумм налогов, сборов, пеней, процентов и налоговых санкций» и «Реестра сумм налогов, сборов, пеней, процентов и налоговых санкций, начисленных на основании объемов кассовых поступлений» и оформляется бухгалтерской записью по дебету соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» и кредиту соответствующих счетов счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».

Учет расчетов по начисленным администрируемым доходам осуществляется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на счете 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», который включает следующие аналитические счета:

1 205 01 000 «Расчеты с дебиторами по налоговым доходам» (КОСГУ 110);

1 205 02 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности» (КОСГУ 120);

1 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» (КОСГУ 130);

1 205 04 000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного взыскания» (КОСГУ 140);

1 205 08 000 «Расчеты с дебиторами по взносам, отчислениям на социальные нужды» (КОСГУ 160);

1 205 09 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов» (КОСГУ 172);

1 205 10 000 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам” (КОСГУ 180).

В 1-17 разрядах соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

2.2. Учет операций по отражению поступлений в бюджеты, администрируемых ФНС России.

Отражение поступлений администрируемых доходов осуществляется ежемесячно на первое число месяца, следующего за отчетным, на основании Реестра о поступлении в бюджеты.

На сумму зачисленных платежей на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальным органам Федерального казначейства для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оформляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета» и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам».

Учет расчетов по поступившим доходам осуществляется на соответствующих счетах счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления:

1 210 02 110 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет налоговым доходам»;

1210 02 120 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»;

1210 02 130 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»;

1 210 02 140 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»;

1 210 02 160 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет взносам, отчислениям на социальные нужды»;

1 210 02 180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам»;

1 210 02 400 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нефинансовых активов».

В 1-17 разрядах соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

На суммы поступлений, перечисленных после распределения в доходы бюджетов, отличных от уровня бюджета, установившего ставку налога, оформляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета».

2.3. Инвентаризация активов и обязательств по администрируемым доходам.

Инвентаризация активов и обязательств по администрируемым доходам проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49, с учетом особенностей, установленных настоящей Инструкцией.

Основной целью инвентаризации активов и обязательств по администрируемым доходам является проверка соответствия данных, отраженных финансовыми отделами территориальных налоговых органов в бюджетном учете, данным оперативного учета отделов, осуществляющим функции ввода данных, учета и отчетности.

Инвентаризация производится по каждому бюджету в разрезе кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

По результатам инвентаризации составляется Инвентаризационная опись расчетов по доходам (ф. 0504091), которая подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.

В случае наличия расхождений по результатам инвентаризации составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835)

2.4. Переходные положения.

При переходе на настоящую Инструкцию осуществить бюджетный учет дебиторской задолженности прошлых лет по администрируемым доходам по состоянию на 31 декабря 2007 года.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

18 октября 2007

Директор Департамента
бюджетной политики Министерства финансов
Российской Федерации
А.М. Лавров

Инструкция о порядке ведения бюджетного учета доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой (утв. Федеральной налоговой службой 18 октября 2007 г.)

Текст инструкции официально опубликован не был

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Содержание статьи

    1. Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
    2. Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении
    3. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений


Бухгалтерский учет в бюджетных организациях различается с тем, что используют коммерческие организации. План счетов бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно, опираясь на законодательные критерии.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Согласно нормам Федерального закона “О некоммерческих организациях” №7-ФЗ, под учреждениями бюджетной сферы понимают организации некоммерческого типа, открытые в Российской Федерации с целью оказания государственных и муниципальных услуг, реализации госпрограмм.

Существует три вида учреждений, финансируемых из бюджета:

  • казённые;
  • автономные;
  • бюджетные.

Бухгалтерский учет в них осуществляется согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ.

Рассмотрим сравнительную характеристику регулирования деятельности каждого из трех видов:

Сравнительный критерий

Бюджетное

Автономное

Казённое

Какой закон регулирует бухгалтерский учет

Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ

Бюджетный Кодекс РФ

Чем занимается

Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

Оказывает государственные услуги и выполняет определенные функции

Может ли использовать доход от деятельности в своих целях

Нет, все деньги перечисляются в бюджет

Источники финансирования

Средства из бюджета

Документ-основание расходования средств

План финансово-хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности

Где открыт расчетный счет

В Федеральном казначействе

В казначействе и в банке

В Федеральном казначействе

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Автономные, бюджетные и казенные учреждения ведут финансово-хозяйственную деятельность согласно следующим правилам:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходного и расходного раздела планового документа - сметы или ПФХД;
  • распределение расходов на кассовые и фактические.

Учреждения бюджетной сферы сдают отчетность в вышестоящие инстанции. Периодичность предоставления документов разная: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

Инструкции по формированию и подаче отчетности, ее формы и правила их заполнения описаны в:

  • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” от 28 декабря 2010 г. №191н.
  • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений” от 25 марта 2011 г. №33н.

Отличается от коммерческих организаций и бухгалтерский баланс учреждений бюджетной сферы. Различие заключается в структуре активов и пассивов.

Основные правила осуществления бухгалтерского учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях:

  1. Учет ведется исключительно в рублях.
  2. Он осуществляется непрерывно, начиная с даты государственной регистрации организации.
  3. Используется бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти. ” от 1 декабря 2010 г. №157н.
  4. Операция регистрируется в форме двойной записи по корреспондирующим счетам.
  5. Аналитические данные должны быть идентичны оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  6. Каждая операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.

Учетную политику учреждения бюджетной сферы разрабатывают самостоятельно.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Организации используют бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина №157.

Указанный регистр актуален для государственных органов и для учреждений бюджетной сферы. Но в едином плане имеется отметка, что государственные организации разных типов должны использовать свой план счетов:

  • автономные — согласно Приказу № 183н от 23.12.2010;
  • бюджетные — в соответствии с Приказом № 174н от 16.12.2010;
  • казенные — Приказ № 162н от 06.12.2010.

Бюджетный план счетов состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета делятся на 5 типов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый итог
  5. Санкционирование расходов.

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе


История развивается по спирали. И вот на очередном ее витке Минфин России и Федеральное казначейство воссоздают нормативно-правовые основания для централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере.

Это было недавно.

В конце 90-х годов прошлого века ситуация резко изменилась. Под знаменами самостоятельности, повышения эффективности и ответственности начальствующих лиц в каждом небольшом учреждении появился свой главбух, он же кадровик, плановик и так далее. Финансово-хозяйственная деятельность учреждений стала более разнообразной, руководители самостоятельно принимали разные управленческие решения, а в результате совершаемые хозяйственные операции перестали быть типовыми. В итоге очень скоро многие ЦБ были ликвидированы.

Тем не менее, ЦБ сохранилось в некоторых регионах и муниципальных образованиях. Как правило, чем дальше от крупных городов, тем острее ощущается дефицит квалифицированных бухгалтеров-бюджетников. Поэтому опытные специалисты, работающие в ЦБ, позволяют сохранять на плаву сеть обслуживаемых учреждений.

Попытки воссоздать ЦБ в бюджетной сфере начались уже с конца нулевых XXI века. Особенно большой резонанс вызвали события в Санкт-Петербурге, где под разными предлогами руководители городских финансовых служб стремились в короткие сроки перевести большинство городских учреждений в районные ЦБ.

Однако развитию ЦБ до недавнего времени мешало отсутствие соответствующей нормативной базы. При централизованном обслуживании у учреждений возникали проблемы с налоговой инспекцией, с контролирующими органами в части установления ответственности за нарушения, с организацией документооборота и так далее. Но постепенно ситуация начала меняться.

Цели Минфина

Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин сказал: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях. А за прошедшее десятилетие органами власти разных уровней был накоплен опыт централизации бухгалтерского учета учреждений бюджетной сферы в условиях рыночной экономики.

По мере накопления органами власти опыта возникла и необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций. Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Так особенности исполнения федерального бюджета в 2018 году были установлены Федеральным законом от 14.11.2017 № 315-ФЗ. Тогда в БК РФ была введена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством.

Затем в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год было указано, что финансовое ведомство нацелено, в частности, на:

— создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;

— выработку предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.

Другими словами Минфин и Федеральное казначейство последовательно и уверенно идут к намеченным целям.

Настройка нормативной базы

Эти положения статьи 7 Закона о бухучете несколько перекликаются с изменениями в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н), внесенные приказом Минфина от 10.06.2019 № 94н. Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией, в случае передачи учреждениями ей полномочий по ведению бухучета и составлению отчетности. Очевидно, что ЦБ будет самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, которая станет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. А руководитель учреждения вынужден будет принять условия ЦБ и вряд ли сможет как-то влиять на ее единую учетную политику.

В январе и феврале 2020 года вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Большинство таких изменений носят технический характер. Однако почти в каждый стандарт дополнен поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Такие изменения внесены в стандарты:

— «Непроизведенные активы» приказом Минфина России от 10.12.2019 № 218н;

— «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности)» приказом Минфина России от 13.12.2019 года № 231н;

— «Долгосрочные договоры» приказом Минфина России от 16.12.2019 № 235н;

— «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» приказомМинфина России от 19.12.2019 № 243н;

— «Основные средства» приказом Минфина России от 25.12.2019 № 253н;

— «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» приказом Минфина России от 25.12.2019 № 251н.

«Вишенкой на торте» стали приказы Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года:

— № 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета»;

— № 49н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения».

В настоящий момент оба приказа Федерального казначейства применяются для ведения бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти, обслуживаемых ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». При этом График документооборота состоит из 365 страниц и охватывает практически все возможные хозяйственные операции.

Скорее всего, формирование нормативной основы для централизации бухучета в бюджетной сфере в 2020 году будет продолжено.

Не унывать!

Но не стоит предаваться этим мрачным мыслям!

Ведь в случае передачи учреждением полномочий по бухучету в централизованную бухгалтерию руководитель останется перед выбором:

а) приобретать специальные знания самому и вникать во все изменения законодательства;

б) во всем довериться специалистам ЦБ.

Вряд ли руководитель решится разобраться в хитросплетениях законодательства — у него и других дел хватает. Довериться «чужому» бухгалтеру — тоже решение непростое.

Однако есть и другой вариант! Руководитель может организовать в учреждении управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру.

Так как финансовое состояние учреждения теперь во многом зависит от данных бухгалтерской отчетности, то его руководителю необходимо трезво и обдуманно подходить к подписанию форм отчетности. Желательно проверить основные показатели отчетности, подготовленной специалистами ЦБ, до ее подписания и при необходимости потребовать корректировки отдельных показателей. Таким образом, при правильной организации управленческого учета опытному бухгалтеру будет, куда приложить свои умения и навыки в случае, когда часть полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности будет передана в централизованную бухгалтерию или в казначейство.

Читайте также: