Таможенные пошлины законодательное закрепление форм предпринимательской деятельности операции

Опубликовано: 03.05.2024

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

При перемещении груза через границу на пунктах таможенного контроля в числе прочих платежей взимается обязательный взнос – пошлина. Этот вид государственных сборов практикуется во всем мире. Взносы, в зависимости от характера и направления перемещения, разделяются на три типа: ввозные (при импорте), вывозные (при экспорте) и транзитные.

Рассчитываем ввозную пошлину

Что такое ввозная (импортная) таможенная пошлина?

Ввозная таможенная пошлина, по-другому называемая импортной, – это тип обязательного платежа, взимаемого таможенными органами России, когда товар ввозится на территорию страны. Этот вид сборов взимается во всем мире и, несмотря на существенные различия в цифрах и процентах, есть общая тенденция, которой следует каждая страна при формировании платежей: минимальные пошлина на импорт сырья для своих производителей и максимальные – на продукцию, конкурирующую с отечественной. Документом, регулирующим процедуру оплаты импортных пошлин на территории РФ, как и других стран Таможенного Союза (ТС), является Таможенный Кодекс ТС.

Ввозная пошлина – основной вид сборов, взимаемых с импортера товара. Однако кроме этого существуют и так называемые косвенные ввозные платежи, которые также необходимо внести при растаможке товара, импортируемого на территорию стран Таможенного Союза. С юридической и экономической точки зрения все платежи можно классифицировать как формирующиеся на основе ТК – сборы и пошлины, и на основе Налогового Кодекса РФ – НДС, акцизы.

Пример оплаты таможенной пошлины

  • НДС (налог на добавленную стоимость). Порядок оплаты регламентируется налоговым законодательством РФ и ТК ТС.
  • Акцизные сборы, регулируемые теми же документами, что и НДС. Применяются только в отношении импорта подакцизных товаров: табачных изделий, алкоголя, ГСМ, автотранспорт и т.п. Подробный перечень – в Налоговом Кодексе РФ.
  • Таможенные сборы (платежи за таможенное оформление). Эти сборы взимаются таможенным органом за действия по ввозу товара на территорию страны.

Виды ставок таможенных пошлин

Методика исчисления таможенной ввозной пошлины зависит от вида ставки, применяемой в расчете. Классификация ставок платежей отображена в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза. Они различаются в зависимости от способа взимания и особенностей импортируемой продукции. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», для расчета таможенных пошлин предусмотрено три основных вида ставок: адвалорная (стоимостная), специфическая, комбинированная.

Адвалорная ставка

Адвалорная ставка – это метод расчета пошлины в процентном отношении к таможенной стоимости. Взимается с продукции одного класса, обладающей разными характеристиками, и рассчитывается, исходя из стоимости товара. На каждое наименование продукта есть своя адвалорная ставка, которая может составлять от 0 до 30%. Показатель ставки динамичный: он может меняться в большую или меньшую сторону, если необходимо защитить интересы производителя. Обычно повышение/снижение вводится на ограниченный временной период. На ввоз алкоголя, сахара, икры, автомобилей и автобусов (более 5 лет эксплуатации) и еще некоторые категории товаров ставки фиксированные.

Формула расчета стоимости пошлины по адвалорной ставке будет выглядеть так: СТП= ТС х АС, где СТП – это сумма пошлины, ТС – таможенная стоимость, АС – адвалорная ставка. Для вычисления используют ставки, действующие на момент составления таможенной декларации.

Адвалорная ставка имеет плюсы и минусы. Преимущества – минимизация убытков в случае неуплаты платежа и препятствование импортированию товаров низкого качества. Недостаток в том, что налог, уплаченный на таможне, отразится на итоговой цене продукции, а это в итоге ляжет на плечи потребителя.

Увеличение цены продукции за счёт адвалорной ставки

Специфическая ставка

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в евро или долларах за каждую единицу импортируемого товара – массы, веса, количества, объема, мощности (например, для двигателей) и не зависят от его цены. Показатели специфических ставок четко фиксированы, не зависят от уровня инфляции, экономической и ценовой политики. Например, специфическая ставка на 1000 штук сигарет, содержащих гвоздику, 2 €, 0,07 € за 1 кг посевного риса.

Расчет таможенной пошлины осуществляется по формуле ТП= СС х КТ х КИВ, где ТП – сумма пошлины, СС – специфическая ставка, КТ – количество товара, КИВ – курс иностранной валюты по курсу Цетробанка РФ на момент вычисления.

Комбинированная ставка

Этот альтернативный вид ставок, как видно из названия, включает в себя и адвалорную (процентную), и специфическую (фиксированную) составляющие. Исчисление такой ставки происходит в три этапа:

  • расчет пошлины по формуле адвалорной ставки;
  • расчет по формуле специфической ставки;
  • в зависимости от вида комбинированной ставки формируется либо кумулятивная пошлина (результаты вычислений складываются), либо альтернативная (оплате подлежит большая из величин).

В документах комбинированная ставка фиксируется, например, так: 15% от стоимости товара, но не менее 2 € за килограмм.

Как рассчитать размер таможенной пошлины?

Размер ставок пошлины зависит от показателей хозяйственно-экономической ситуации в РФ. Их разрабатывает специальная комиссия Минфина России, затем на законодательном уровне ставки утверждаются Кабмином и фиксируются в Таможенном тарифе РФ. В зависимости от страны происхождения устанавливается базовый тариф 100% – для стран с действующим режимом благоприятствования; максимальный – 200% для стран без такого режима и для отдельных стран – тарифные преференции, о которых будет сказано подробнее позже.

Для того, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину, нужно располагать актуальной на данный момент информацией следующего содержания:

Рассчёт таможенной пошлины на основе курса валют и другой информации

  • код ТН ВЭД импортируемого товара и базовую ставку, которая закрепляется за каждым видом товара;
  • страна происхождения груза (для определения коэффициента тарифа);
  • ввозная таможенная стоимость товара;
  • количество продукции в единицах;
  • действия особых ставок пошлин;
  • курс валют, действующий на данный момент.

Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей

Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.

Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:

  • развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
  • менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:

Рассчёт таможеных льгот

  • для личного пользования;
  • импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
  • безвозмездная и благотворительная помощь;
  • все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Ввозные таможенные пошлины для физических лиц

Физические лица имеют право ввозить в Россию без уплаты таможенной пошлины товары, попадающие под категорию «для личного пользования», не подлежащие декларированию. Стоимость груза не должна превышать 1500 € при ввозе наземным транспортом или 10000 € при авиаперелете, вес – не более 50 кг. Беспошлинно разрешается ввозить 2 блока сигарет, 250 г табака, до 50 сигар, а также до 3 литров алкоголя.

При превышении любой из этих норм физическое лицо обязано задекларировать груз и оплатить пошлины на ту часть товара, которая превышает установленные квоты. Пройти таможенный контроль физическое лицо может через «красный коридор» – для импортеров товара, обязательного к декларированию и оплате пошлины, или «зеленый» – для туристов или других лиц, не ввозящих груз для декларирования. Однако в любом случае сотрудник таможни имеет право проверить багаж пассажира.

Пошлины на ввоз автомобилей в Россию

Размер таможенной пошлины, оплачиваемой за ввоз автомобиля в РФ, зависит от следующих показателей:

  • статуса ввозящего лица (юридическое или физическое);
  • цели ввоза;
  • стоимости ТС;
  • года выпуска машины;
  • типа автомобиля;
  • объема и мощности двигателя.

Еще важные моменты, касающиеся растаможки ввозимых автомобилей, которые стоит учесть:

  • таможенные ставки на ввоз авто не зависят от страны производства, за исключением российских;
  • платежи проводятся в рублях или иной валюте;
  • для личного пользования можно ввозить не более 1 авто в год;
  • растаможка обязательна для любых авто, независимо от способа пересечения границы.

При растаможке автомобилей следует оплатить сбор за таможенное оформление, таможенную пошлину, утилизационный сбор, НДС, акцизы. Последние два налога платят только юридические лица.

Оформление таможенником импортируемых автомобилей

Сумма сбора за оформление зависит от стоимости машины и составляет от 500 до 100000 рублей. Утилизационный сбор рассчитывают так: базовую ставку умножают на коэффициент. Базовая ставка для авто коммерческого использования – 150000 рублей. Коэффициент зависит от возраста авто и объема двигателей: от 1,3 до 9,08 – для машин младше 3-х лет, от 6,1 до 35,01 – для авто старше 3-х лет выпуска.

Акциз зависит от мощности двигателя авто: до 90 л.с. – не оплачивается, свыше – от 45 рублей за 1 л.с. (с мощностью 91- 150 л.с.) до 1302 рубля за 1 л.с. (мощностью более 500 л.с.).

Таможенные импортные пошлины для юридических лиц рассчитываются, исходя из типа и объема двигателя и возраста авто: 23% - 25% стоимости для авто до 7 лет с даты выпуска; от 1,4 €/куб. см до 3,2 €/куб. см – для авто старше 7 лет.

НДС – 18% от суммы каталожной стоимости авто, таможенной пошлины и акциза.

Сроки и порядок уплаты импортных пошлин

Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.

В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.

Пример оплаты пени по таможенной пошлине

Оплата НДС и акцизов

Оплату НДС регулирует Таможенный Кодекс РФ. База, облагаемая налогом сумма таможенной стоимости, пошлины и акциза. Ставки НДС бывают только 10% или 18% и применяются зависимости от вида товаров – их можно найти в перечне ЕТТ по коду ТН ВЭД. Некоторые виды грузов полностью освобождаются от уплаты НДС:

  • медицинская продукция и сырье для ее изготовления;
  • объекты культуры и национального российского наследия;
  • книги для музеев и библиотек;
  • природные необработанные алмазы;
  • оборудование, не производимое в России;
  • другие категории по ст. 150 Налогового Кодекса РФ.

С перечнем товаров, подлежащих акцизному сбору, можно ознакомиться в Приказе ФТС от 24.08.2017 № 1358.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (Закон РФ "О таможенном тарифе"). Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и опреде­ляют собой импортный и экспортный тарифы. В настоящее время в России импортный тариф достаточно высокий по сравнению со странами ЕС и дру­гими промышленно развитыми государствами. Объясняется это тем, что та­моженные платежи являются на сегодняшний день одним из основных источ­ников пополнения государственного бюджета, а также необходимостью при­менения протекционистской политики в отношении отечественных товароп­роизводителей. Что касается экспортного тарифа, то сейчас ставки вы­возных таможенных пошлин установлены в основном только на стратегичес­кие товары, остальные вывозятся беспошлинно. Для активизации российских экспортеров в перспективе планируется полная отмена экспортного тарифа.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотрен­ных Законом РФ "О таможенном тарифе".

В России применяются три основных вида ставок пошлин: адвалор­ные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида та­моженного обложения.

Ставки импортного тарифа используются как базовые и применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров, т.е. страны, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Критерии достаточной переработки выработаны международной практикой и нашли свое отображение в Законе РФ "О тамо­женном тарифе".

Импортные таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обло­жения:

1) колонку минимальных базовых пошлин, действующих в отношении товаров, ввозимых и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБН) (перечень в прил. 2 к Импортному тарифу).

2) колонку максимальных (генеральных) пошлин, применяемых в отношении товаров, ввозимых и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятс­твуемой нации, либо товаров, страна происхождения которых не установлена. В данном случае ставка увеличивается в 2 раза по отношению к базовой ставке.

3) колонку преференциальных (льготных) пошлин. Этими пошлинами облага­ется импорт товаров из развивающихся стран, по списку ООН (перечень в прил. 3 к Импортному тарифу). Пошлина уменьшается в 2 раза (от базовой).

Выделяется группа наименее развитых стран. Товары из них пошлина­ми не облагаются (перечень в прил. 4 к Импортному тарифу).

Ставки импортных таможенных пошлин, предусмотренных для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, применяются только в случае выполнения следующих условий:

- непосредственной за­купки (импортер должен закупить товар у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространя­ется преференциальный режим;

- прямой отгрузки из страны, которой предоставляются тарифные префе­ренции в Россию;

- предоставления сертификата происхождения формы "А" (стандартная фор­ма сертификата для развивающихся и наименее развитых стран).

В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий тамо­женная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет дос­товерно установлено, что страна, из которой товар происходит, входит в перечень стран, пользующихся в России РНБН.

Существует также перечень товаров (прил. 5 к Импортному та­рифу), на которые преференциальный режим не распространяется в РФ. По­рядок применения ставок импортного таможенного тарифа РФ в зависимости от страны происхождения товара показан на рисунке.

Расчет импортной таможенной пошлины в отношении товаров, облагае­мых специфическими таможенными ставками, т.е. в ЭКЮ за единицу товара, производится по формуле

где - количество товара;

.- ставка импортной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара;

- курс ЭКЮ к российскому рублю, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

Определение импортной таможенной пошлины в отношении товаров, об­лагаемых адвалорными ставками, т.е. в процентах от таможенной стоимос­ти товара, производится по формуле

где - таможенная стоимость товара;

- ставка импортной таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Порядок применения ставок импортного таможенного тарифа РФ.

Определение импортной таможенной пошлины в отношении товаров, об­лагаемых комбинированными ставками, производится в три этапа: 1) расс­читывается величина импортной таможенной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу товара; 2) определяется размер импортной таможенной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости; 3) большая из рассчитанных величин подлежит уплате в виде таможенной пошлины. Аналогичным образом определяется величина экспортной тамо­женной пошлины.

В настоящее время таможенные органы руководствуются Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" и Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ", "О налоге на добавленную стоимость" от 25.04.95 № 63-ФЗ. В соответствии с этими законами НДС взимается тамо­женными органами только при ввозе товаров на территорию РФ. Ставки НДС установлены в следующих размерах: 1) 10 % - по продовольственным това­рам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по соответствующим перечням, утвержденным Прави­тельством РФ; 2) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещаю­щих товары через таможенную границу, видов сделок, страны происхожде­ния товаров и других факторов.

Согласно действующему налоговому законодательству ряд товаров, ввозимых на территорию России, освобождаются от уплаты НДС. Сюда отно­сятся: 1) товары для официального пользования дипломатических лиц; 2) российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законным средством платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценные бумаги; 3) товары, являющиеся гуманитарной помощью; 4) оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; 5) технические средства и транспорт, которые не могут быть использованы иначе как для реабилитации инвалидов; 6) лекарство, медтехника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства; 7) конфискованные, бесхозные ценности, а также цен­ности, перешедшие по праву наследования государству; 8) технологическое оборудование, запасные части к нему; 9) транспорт общественного пользования и запасные части к нему; 10)специализированный транспорт для нужд медицины, пожарной охраны, органов внутренних дел. Начисление НДС производится в той же валю­те, в которой заявлена таможенная стоимость, а уплата может производиться в любой валюте, ко­тируемой ЦБ РФ. Основой для начисления НДС является таможенная стои­мость товара, к которой добавляется импортная таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.

Расчет НДС производится по следующей формуле:

где Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

.- размер им­портной таможенной пошлины;

- ставка НДС в процентах.

Для товаров, облагаемых импортными таможенными пошлинами и не об­лагаемых акцизами, формула приобретает вид:

В отношении товаров, происходящих из стран СНГ, существует порядок условного начисления НДС, т.е. он рассчитывается, указывается в декла­рации, но не взимается. Это необходимо для правильного отображения внешнеторгового оборота страны в статистической отчетности.

Акцизы - это косвенные налоги, устанавливаемые на следующие това­ры: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, та­бачные изделия, шины, легковые автомобили, грузовые автомобили грузо­подъемностью до 1.25 тонны, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

С точки зрения таможенного законодательства и в соответствии с Законом РФ "Об акцизах" и Законом РФ "О внесении изменений в Закон РФ "Об акцизах", акцизами облагаются только ввозимые товары. Перечень по­дакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются Правительством РФ. По аналогии с таможенными пошлинами ставки акцизов устанавливаются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (адвалорные); в ЭКЮ за единицу товара (специфические); в комбинированном виде, сочета­ющем в себе оба названных вида таможенного обложения. Определение акциза в отношении товаров, облагаемых адвалорной ставкой, производится по формуле

где Ст- таможенная стоимость товара;

- ставка акциза в процен­тах к таможенной стоимости товара.

Исчисление акцизов в отношении товаров, облагаемых по ставкам в ЭКЮ за единицу товара, производится по формуле

где - количество товара;

- ставка акциза в ЭКЮ за единицу товара;

Кэ- курс ЭКЮ, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации;

- курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

Определение акциза в отношении товаров, облагаемых по комбиниро­ванным ставкам, производится аналогично определению таможенной пош­лины, а именно в три этапа : 1) определяется сумма акциза по ставке в ЭКЮ за единицу товара; 2) определяется сумма акциза по ставке в про­центах к таможенной стоимости товара; 3) эти величины сравниваются, и большая из величин подлежит уплате в виде акциза. Порядок взимания акцизов определяется ГТК. Этот поря­док предполагает выполнение некоторых дополнительных предварительных операций прежде, чем подакцизные товары пересекут границу РФ, в том числе вне­сение на депозит таможенного органа сумм обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении этих подакцизных товаров.

Порядок взимания таможенных платежей при их отсрочке или рассрочке

В исключительных случаях по решению таможенного органа плательщи­ку может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам. Отсрочка и рассрочка не пре­доставляется только на таможенные сборы за таможенное оформление.

Для оформления отсрочки или рассрочки необходимо письменное заяв­ление плательщика, составленное в произвольной форме. Заявление пре­доставляется в таможенный орган одновременно с ГТД.

В соответствии с ТК РФ отсрочка может быть предоставлена на срок, не превышающий 2 месяца. За предоставление таможенными органами отс­рочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым этим банкам кредитам. Проценты, взимаемые за предоставление отсрочки, уплачиваются плательщиком одновременно с уп­латой суммы таможенных платежей, на которые предоставлялась отсрочка.

Как уже было сказано выше, отсрочка или рассрочка предоставляется либо под гарантию банка, либо под залог товара, либо внесением на де­позит таможенного органа причитающихся сумм.

Проценты за предоставляемую отсрочку уплаты таможенных платежей исчисляются в валюте РФ по следующей формуле:

где - общая сумма таможенных платежей, по уплате которой была пре­доставлена отсрочка, пересчитанная в валюту РФ по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации;

- фактическое количество дней, на которые предоставлена отсроч­ка уплаты таможенных платежей;

- ставка, установленная ЦБ РФ по предоставляемым этим банком рублевым кредитам, на день принятия таможенной декларации.

Аналогичный вид имеет формула по расчету процентов за предостав­ление рассрочки уплаты таможенных платежей.

Следует отметить, что лицам, ранее предпринимавшим попытку укло­нения от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018



Аннотация. В статье затронуты проблемы перемещения товаров через таможенную границу РФ, а именно – существующие на сегодняшний день административные нарушения в данной сфере. Количество данных нарушений за последние годы стремительно возросло: этому способствовали в некоторой степени усилившиеся темпы внешнего товарооборота, а также активная внешнеэкономическая деятельность, ставшая гораздо более свободной, чем раньше.

Поскольку речь идет о нарушениях в таможенной сфере, связанных с порядком перемещения товаров через границу, то, прежде всего, необходимо раскрыть понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Указанное действие включает в себя ввоз или вывоз с территории конкретного государства товаров, транспортных средств, осуществляемые любым способом.

Каков же порядок, установленный законом, для вывоза товаров за пределы России? Рассмотрим более подробно особенности вывоза товаров из РФ. Важным этапом вывоза является их обязательное отражение в таможенной декларации. Что же касается незаконного вывоза товаров и ТС, то такое понятие получило законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, как основной источник правового регулирования в рассматриваемой сфере международных экономических отношений.

Но для того, чтобы правильно и точно квалифицировать действия, связанные с перемещением товаров и ТС через границу, важно понимать, какие именно действия подпадают под категорию незаконных. Так, незаконным перемещением будет считаться, если какие-либо товары были сокрыты от таможенного декларирования, а равно пересечение границы происходит в неустановленном месте. Но данными видами нарушений перечень незаконных деяний не ограничивается: так, например, если таможенная декларация содержит заведомо недостоверные сведения о перемещаемом через границу товаре, что повлекло оплату пошлины в недостоверном размере (неполном), то такое деяние также будет являться незаконным перемещением.

В КоАП РФ понятие незаконного перемещения товаров и ТС включает в себя сразу несколько действий:
- если при ввозе товаров на территорию РФ был нарушен порядок ввоза, а именно: ввоз в неустановленных для этого пунктах, минуя таможенные посты, в их нерабочее время, без соответствующего разрешения, выдаваемого таможенным органом;
- если при ввозе или вывозе товары были сокрыты от таможенного контроля (в тайниках либо иными способами, которые затруднили их обнаружение), а также перевозка одних товаров под видом других;
- если при ввозе товаров или ТС таможенному органы были сообщены ложные сведения о перевозимых товарах, количестве грузовых мест в транспортном средстве, их наименовании, а также в случаях, когда товары помещаются на временный склад для хранения на основании недействительных документов, либо использовании поддельного средства идентификации, и пр. [1]

Осуществляя вывоз товаров и ТС с территории государства, необходимо строго соблюдать следующие правила, установленные законом:
- своевременно подавать достоверную таможенную декларацию;
- любое лицо, пересекающее границу РФ путем входа, въезда, а также любое транспортное средство, перемещаемое через границу, обязательное должно находиться в зоне таможенного контроля (выше упоминалось, что пересечение государственной границы в неустановленных местах является нарушением).

Пропускные пункты, расположенные вдоль таможенной границы РФ, являются местами пересечения государственной таможенного границы. Создание данных пунктов регулирует Таможенный кодекс РФ [2].

Так, Таможенный кодекс устанавливает обязательный таможенный контроль для всех товаров или ТС, которые перемещаются через границу РФ. Исключения составляют лишь те случаи, которые прямо оговорены в указанном нормативном акте. Что же представляет собой таможенный контроль, какова его основная задача? Это – комплекс правовых мер, которые обязаны осуществлять таможенные органы РФ, направленный на соблюдение таможенного законодательства.

Таможенный кодекс РФ устанавливает также период нахождения товаров и ТС, которые перемещаются через границу РФ (ввоз), под таможенным контролем. Данный период исчисляется с того момента, когда товары или транспортные средства пересекли границу РФ, и заканчивается временем их прибытия на территорию Российской Федерации, до того ,как данные товары, либо ТС будут уничтожены, выпущены в свободное обращение, либо обратятся в федеральную собственность, произойдет отказ от них в пользу государства, либо фактически такие товары и транспортные средства будут вывезены с территории РФ.

Но перечень административных нарушений таможенных правил не ограничивается лишь пересечением границы в неустановленных пунктах, минуя таможенный контроль. Товары и транспортные средства могут ввозиться на территорию РФ и в местах таможенного контроля, однако для их ввоза могут быть использованы поддельные документы. Раскроем далее, в чем же заключаются действия, направленные на подделку таких документов:
1) действия, выражающиеся в любых исправлениях текста (подчистки, поправки), намеренное его искажение, добавление дополнительной информации, которой быть не должно, а также использование поддельных печатей и штампов;
2) действия, сопряженные с подлогом документов: если лицо использует при ввозе товаров или ТС документы, полученные незаконным путем, например, при злоупотреблении служебным положением, в результате допущенной халатности при оформлении и выдаче документа;
3) использование подлинных документов, в которых содержатся недостоверные сведения (текстовые или числовые данные – например, о количестве товаров и т.д.);
4) умышленное использование документов, содержащих сведения о совершенно иных видах товаров, а также документов, утративших юридическую силу, или не имеющих ее изначально. [3]

Все вышеперечисленные способы перемещения товаров и ТС через границу РФ причиняют существенный ущерб общественным и государственным интересам. Среди всех нарушений таможенных правил незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу получило наибольшее распространение в РФ на сегодняшний день. В данной статье мы затронули лишь один из видов таких нарушений – административные – они хоть и причиняют существенный вред государству, однако самый существенный урон, безусловно, наносится преступлениями в таможенной сфере, такими, как контрабанда. За данный вид деяний законом предусмотрена уже более серьезная ответственность – уголовная.

Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019)
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ).
3. Калинин М.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2008. - № 5. - С.38-42.
4. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. - 2007. - № 7. - С.34-36.

Читайте также: