Таможенная служба налоговая служба

Опубликовано: 30.04.2024

Взаимодействие налоговых органов с таможенными органами

Правовой основой взаимодействия налоговых органов с органами МВД и таможенными органами является Закон «О налоговых органах РФ», ст. 4 которого определяет, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи, сотрудничая с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной масти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Необходимость взаимодействия определяется тем, что налоговые органы не являются правоохранительными органами и не вправе силовыми методами принудить налогоплательщиков действовать в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах. Правовой аспект взаимодействия налоговых органов с таможенными органами нашел отражение в п. 3 ст. 82 НК РФ.

В нем сказано: «Налоговые органы, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды и органы внутренних дел в порядке. определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач».

В соответствии с законодательством Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями.

Таможенные органы, являясь правоохранительными органами, образуют единую систему таможенного контроля, в которую входят: Федеральная таможенная служба, территориальные таможенные управления, таможни, посты.

С 2004 г. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции: участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику; обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ; применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и реализуют эти меры; ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу; осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; обеспечивают выполнение международных договоров и обязательств РФ; осуществляют другие функции в соответствии с законом.

Однако Федеральная таможенная служба, как и Федеральная налоговая служба, не правомочна осуществлять нормативно-правовое регулирование. Это компетенция Министерства финансов РФ.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений; складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.

Федеральная таможенная служба к налоговым органам не относится. Однако ФТС и ее территориальные органы наделены полномочиями налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ, в том числе за правильным исчислением и уплатой налогов (сборов) в связи с указанным перемещением товаров.

Полномочия Федеральной таможенной службы в сфере налогового администрирования состоят в следующем:

  • контроль за исчислением и уплатой налогов (НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ);
  • контроль за исчислением и своевременностью уплаты таможенных пошлин, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;
  • контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты вышеуказанных пошлин, налогов и сборов, осуществление мер по их принудительному взысканию;
  • ведение реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  • выдача лицензий на учреждение свободного склада;
  • информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
  • оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

При этом, несмотря на то, что Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба находятся в ведении разных министерств, они обязаны обеспечивать тесное взаимодействие.

Это взаимодействие осуществляется на основе двусторонних соглашений.

В целях создания эффективного механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов по вопросам обеспечения полноты поступления в бюджет налогов, сборов и таможенных платежей, их взыскания и наложения штрафных санкций, а также исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службой стороны договорились о совместных действиях.

Двустороннее соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы с Федеральной таможенной службой от 14 июня 2005 г. предусматривает следующие совместные мероприятия налогового и таможенного контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности:

  • выработка согласованных позиций при подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов и организации системы контроля за его соблюдением;
  • обмен информацией для целей контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства (в частности, сведений об осуществлении экспортно-импортных операций налогоплательщиками, сдающим «нулевую» налоговую и бухгалтерскую отчетность или не представляющими ее в налоговый орган);
  • разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и валютного законодательства, а также направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в этих сферах;
  • разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области таможенного дела, а также лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;
  • разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС.

Формы взаимодействия таковы:

  • плановый и оперативный обмен информацией;
  • издание совместных приказов, соглашений, инструкций;
  • организация совместных рабочих групп, совместных аналитических материалов, предложений по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов;
  • согласование и утверждение планов совместной работы и др.

На федеральном уровне плановый обмен информацией заключается в:

  • своевременном информировании изменений таможенного и налогового законодательства;
  • ознакомлении с новыми методиками налогового и таможенного контроля;
  • передаче сводных данных таможенной статистики об объемах экспорта и импорта товаров в количественном и стоимостном выражениях (по основным вилам товаров);
  • выявлении новых тенденций или видов, схем таможенных и налоговых правонарушений и преступлений;
  • ведении единой базы организаций — участников внешнеэкономической деятельности, имеющих задолженность по уплате налогов, сборов и таможенных платежей.

Доминирующей формой является информационное взаимодействие таможенных и налоговых органов, осуществляемое на безвозмездной основе. Обмен информацией ведется в плановом и оперативном порядке. Обмен оперативной информацией осуществляется по мотивированным запросам налоговых и таможенных органов. Информация и сведения, а также порядок их обмена должны способствовать надлежащему выполнению сторонами возложенных на них функций, задачи организации взаимодействия и координации деятельности подчиненных налоговых и таможенных органов по предупреждению и пресечению правонарушений в области таможенного, налогового и валютного законодательства.

Приказом ГТК РФ от 11 июня 2004 г. № 663 утвержден Порядок организации и проведения таможенной ревизии.

Таможенная ревизия является формой таможенного контроля и представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведении, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном, оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц согласно ст. 376 Таможенного кодекса.

В ходе ревизии осуществляются:

  • проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений;
  • выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;
  • выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
  • определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
  • создание информационно-аналитической базы результатов ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для своевременного воздействия на эти процессы;
  • получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля.

Таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции в общей и специальной формах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основаниями для назначения общей таможенной ревизии являются:

  • план таможенных ревизий на полугодие, квартал, составляемый с использованием методов анализа рисков, с учетом прогнозирования возникновения правонарушений;
  • материалы, полученные от таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;
  • поручение вышестоящего таможенного органа.

Решение о проведении таможенной ревизии принимает начальник таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение подлежит учету в журнале регистрации актов таможенных ревизий, который ведется в подразделении таможенной инспекции. Срок хранения журнала пять лет, после чего журнал уничтожается.

Общая таможенная ревизия не может продолжаться более трех рабочих дней. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Проверка документов при общей таможенной ревизии может проводиться по согласованию с проверяемым лицом в его помещении или по местонахождению таможенного органа.

Специальная таможенная ревизия не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить срок проведения таможенной ревизии еще на один месяц. В срок проведения ревизии не включается период между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. Осмотр помещений и территории, осмотр, досмотр и инвентаризация товаров могут проводиться с момента предъявления проверяемому липу решения независимо от течения срока, установленного для представления документов и сведении.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении ревизии руководитель ревизионной комиссии имеет право требовать представления документов и сведении в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Требование о представлении документов и сведении и акт приема-передачи документов составляются в двух экземплярах, первые экземпляры приобщаются к материалам ревизии, вторые вручаются под подпись проверяемому липу. В случае отказа проверяемого лица от получения требования о представлении документов и сведений руководитель ревизионной комиссии делает об этом соответствующую запись в требовании.

При отказе проверяемого лица от получения решения или требования о представлении документов и сведений либо в случае непредставления документов в установленный срок при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления в рамках проведения общей ревизии рассматривается вопрос о назначении специальной ревизии или о наложении ареста на товары.

При обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших данные товары на таможенной территории России в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на указанные товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение согласно ст. 377 ТК РФ. При желании указанных выше лиц уплатить таможенные платежи в соответствии со ст. 391 ТК РФ не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечить их уплату и выполнить иные требования и условия таможенной) оформления товаров в упрошенном порядке, определяемом ПК РФ, товары не изымаются. В этом случае проводится таможенный досмотр указанных товаров в соответствии с установленным порядком. Акт таможенного досмотра (осмотра) товаров составляется в двух экземплярах, первый экземпляр приобщается к материалам таможенной ревизии, второй экземпляр вручается проверяемому лицу.

При обнаружении признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проверка в отношении установленных объектов правонарушения завершается.

При этом незамедлительно составляется отдельный акт о результатах ревизии в части установленных объектов, в котором производится предварительный расчет суммы таможенных платежей, подлежащих уплате. Дальнейшие действия совершает таможенный орган в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В случае выявления неполной уплаты таможенных платежей вследствие допущенных при декларировании ошибок методологического или технического характера при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления копия акта таможенной ревизии направляется руководителю таможни, производившей таможенное оформление, для принятия решения о проведении окончательного расчета и взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей.

При выявлении признаков правонарушений или преступлении, возбуждение дел по которым входит в компетенцию иных органов, указанная информация и копии имеющихся материалов направляются в соответствующие органы.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляют актом, который составляется при проведении: общей ревизии — в день, следующий за днем ее окончания; специальной ревизии в течение 10 календарных дней после ее окончания.

Акт по результатам проведения таможенной ревизии должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выпуска товаров, подтверждение достоверности сведении, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, признаки правонарушении, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения об устранении выявленных нарушений.

В целях объективного отражения фактов хозяйственной деятельности проверяемого лица, учета его мотивированных возражений и пояснений допускается перед подписанием акта знакомить с ним руководителя проверяемого лица. Акт составляют в двух экземплярах, подписывают все члены ревизионной комиссии. Первый экземпляр акта приобщается к материалам ревизии, второй вручается руководителю проверяемого лица под подпись или передается иным способом с указанием даты его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт его направления проверяемому лицу.

Акты регистрируются в специальном журнале.

Материалы ревизии подлежат хранению в деле в течении пяти лет, после чего уничтожаются.

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Правовая база: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Центральный аппарат (Руководитель Федеральной налоговой службы->Заместители ->Структурные подразделения ФНС РФ(управления)

Межрегиональные инспекции. На федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих отраслях экономики:
­- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;
­- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;
­- основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;
­- производства и реализации электрической энергии;
­- производства и реализации продукции металлургической промышленности;
- оказания транспортных услуг;
­- реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;
­- машиностроения;
- финансово-кредитной сферы. +8 межрегиональных комиссий по федеральным округам +МК по централизованной обработке данных

Управлений федеральной налоговой службы по федеральным округам

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы РФ

Таможня - учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взимающее пошлины и сборы.

Правовая база: Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. N° 1147 «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» Их правоохранительный статус был закреплен Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации»Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов государственным военизированным организациям»

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные органы выполняют следующие функции:

· • участвуют в разработке таможенной политики РФ и, реализуя эту политику, обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

· обеспечивают в пределах своей компетенции экономическуюбезопасность РФ путем таможенного оформления и контроля за перемещением товаров и транспорта через таможеннуюграницу, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

· ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконныйоборот через таможенную границу РФ наркотических средств,оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие вборьбе с международным терроризмом;

· обеспечивают выполнение международных обязательств РФ. в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организация ми, занимающимися вопросами таможенного дела; .

· содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка», нравственности населения, жизни и здоровья, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

· осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

· осущесгвляют в пределах своей компетенции валютный контроль и защиту интеллектуальной собственности;

· ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику научно-исследовательские работы в области таможенного дела, а также выполняют некоторые другие функции в соответствии с федеральным законодательством.

Руководство таможенным делом осуществляет Федеральная таможенная служба РФ под руководством Правительства РФ

Система таможенных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:

1)Федеральная таможенная служба РФ (далее - ФТС России);

2)региональные таможенные управления;

3)таможни Российской Федерации;

Основными полномочиями ФТС России являются:

-обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

-осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

-производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

-осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;

-ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

-обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

-осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;

-обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность, можно разделить на три группы.

Нарушения порядка перемещения товаров и грузов через таможенную границу и таможенного режима.

Нарушения порядка таможенного контроля и таможенного оформления, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле, и процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный контроль и завершение таможенного оформления.

Неуплата таможенных платежей, которые включают таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, влечет меры ответственности за следующие нарушения:

· непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15);

· нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу (16.22);

· приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21) и в некоторых других случаях.

В связи с дознанием таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные действия. Решение о производстве дознания принимается руководителем регионального таможенного управления или таможни и исполняется уполномоченными на то лицами. Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют .Президент РФ и Правительство РФ. Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы управления системы ФТС России.

При рассмотрении жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов осуществляется судебный, контроль. Надзор за исполнением законов таможенными органами поручен Генеральному прокурору РФ и уполномоченным им прокурорам.

48. Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

Правовая база В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., № 4462-1, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальный акт - это процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специального субъекта по применению норм права к конкретным физическим и юридическим лицам. Придавая свободному соглашению частных и юридических лиц характер достоверности, присущей публично-правовому документу, нотариус защищает их законные права, интересы и безопасность в обществе, управляемом правом, а не силой

Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства, что" проявляется в разных аспектах

Во-первых, в формировании нотариата по воле государства, так как правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства РФ о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, организациями и гражданами.

Подотчетная Министерству юстиции РФ Федеральная регистрационная служба РФ и ее органы на местах осуществляют правоприменительные функции, а также функции контроля и надзора в сфере нотариата.

Во-вторых, публичность' деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет их недействительность.

И наконец, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами и устанавливает ответственность (в том числе материальную) за ненадлежащее исполнение нотариальных функций.

Частноправовой аспект деятельности нотариата проявляется в том, что нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.

Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

49. Адвокатура - это добровольное, профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
Правовая база: С 1 июля 2002 года вступил с силу новый закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2007 N 320-ФЗ)

Адвокат - это человек, который защищает права и интересы граждан и организаций в судах, государственных и негосударственных учреждениях. Адвокаты - независимые люди. В своей деятельности они руководствуются только интересами клиентов. Для того чтобы обеспечить эту независимость, законодательство устанавливает гарантии деятельности адвоката, в частности закрепляет право на адвокатскую тайну (не допускается официальное негативное реагирование со стороны органов дознания, следствия, суда на правовую позицию адвоката в деле, запрещается какое-либо вмешательство в адвокатскую деятельность).
Право на адвокатскую тайну означает, что адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам, которые стали ему известны в результате осуществления профессиональной деятельности. В офисе адвоката не может быть произведен обыск для обнаружения документов, имеющих отношение к делу, которым занимается адвокат. За нарушение адвокатской тайны адвокат может быть исключен из коллегии адвокатов.
Коллегия адвокатов - это общественная организация, являющаяся добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Все адвокаты принадлежат к одной из действующих коллегий. Чтобы стать адвокатом юристу, кроме высшего юридического образования необходимо иметь двухлетний стаж работы по специальности, а также пройти семимесячную стажировку в коллегии. Только после этого юрист становится адвокатом. Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, её исполнительным органом - президиум коллегии, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.
В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии

адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов. С 1 июля 2002 года вступил с силу новый закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
50. Органы предварительного следствия и дознания:

Полиция, органы ФСБ, органы службы судебн.приставов, командиры воинских частей, органы гос.пожар. надзора,Таможенные органы, Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.-органы дознания.

МВД, ФСБ, ГНК, Следственный коммитет- органы предварит.следств.

Правовая база: самостоят закона контролир следствие нет, контролируется Федеральными Законами : Об МВД, О ГНК, О ФСБ, руководствуются нормами УПК и УК итд.

Деятельность ОПС начинается с поступления следователю соотв органа заявления от гражданина, которое следователь обязан рассмотреть обратить внимание(подследсьвенное дело)

Если есть состав преступления-> возбуждает уголовное дело

Если нет состава преступления-> проводит предварительную следственную проверку->если не обнаруживает состав преступлен->отказывает в возбуждении уголовного дела, если обнаруживает, то назначает предварительное следствие по уголовному делу(не более 2 месяцев, но срок может продляться органами надзора)

1)составляет состав обвинения

2)отправляет на утверждение в прокуратуру, если дело по существу , то прокуратура утверждает и дело направляется в суд, если не утверждает возвращают на доработку следователю.

Требования к следователю: 1)ВЫСШЕЕ юридическое образование 2)Возрастного ценза нет 3)Знать уголовное право, УП право, гражданский кодекс (возмещение материального или иного ущерба)

Следственный комитет- его начальник по организац форме не подчиняется начальнику МВД. РАССМАТРИВАЮТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШЕННЫЕ В СИСТЕМЕ П.О.

Форма предварительного следствия.

Правовая база та же

Органы дознания неотъемлимая часть органов МВД, ФСБ, СЛЕДСТВЕННЫЙ КОММИТЕТ НЕ ОБЛАДАЕТ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ, ОН ДАЕТ ИМ ПОРУЧЕНИЯ.

(Положение о следственном комитете) Возрастного ценза в органах дознания нет, не урегулированы требования по образованию.

(Полиция, органы ФСБ, органы службы судебн.приставов, командиры воинских частей, органы гос.пожар. надзора,Таможенные органы, Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.-органы дознания.)

*пожарная служба обладает функциями дознания, устанавливает ответственность за пожар (НО при наличии жертв передает дело в прокуратуру)

УП закон предусматривает некоторые преступления к сокращенному сроку предварительного следствия: минимум 1 , максимум 6 месяцев

Органы дознания получившие заявление проводят проверку на состав преступления и отправляет дело по подследовательности.

N/B! Следователь имеет право поручать органам дознания , чего не могут органы дознания, следовательно и поручение о проведении следств. действий. Дознаватель выполняет предписаное и письменно подтверждает выполнение. При наличии фактов неподследственных ему- сообщает соответствующему следователю. При обнаружении достаточной основы следователь составляет обвинительный акт, дело направляется в прокуратуру , затем в суд.

ПРОКУРОР По новым правилам НЕ возбуждает уголовное дело, он поручает провести дознание. Прокурор имеет право выступить в суде с комментарием к действиям дознавателя.Дознаватель может назначать ответственного.

[1] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г.// Российская газета 1997 № 3.

Список литературы

  1. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Состояние и перспективы развития межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов России // Экономикика. Социология. Право. 2020. №1 (9). С. 9-14.
  2. Данченко В.И. Взаимодействие налоговых органов и таможенной системы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-nalogovyh-organov-i-tamozhennoy-sistemy. (Дата обращения: 16.11.2019).
  3. Деточка А.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов в системе контроля таможенной стоимости в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2008. №4. С.109-113.
  4. Министерства финансов РФ: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru. (Дата обращения: 19.11.2019).
  5. Министерства экономического развития РФ: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.ru. (Дата обращения: 18.11.2019).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9016874. (Дата обращения: 16.11.2019).
  7. Совета Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://council.gov.ru/events/news/96164/ (Дата обращения: 18.11.2019).
  8. Федеральная налоговая служба: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77//. (Дата обращения: 19.11.2019).
  9. Федеральная таможенная служба: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// https://customs.ru/. (Дата обращения: 19.11.2019).
  10. Центр развития перспективных технологий: ЦРПТ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crpt.ru. (Дата обращения: 19.11.2019).

Какие вопросы для ведомств являются едиными

В своем докладе глава налоговой службы Мишустин обозначил общую деятельность ведомств в трех направлениях:

  • обмен актуальной информацией, что является очень важным моментом для точечного выявления проблемных налогоплательщиков;
  • взаимодействие в ходе совершения проверок. Тут вы узнаете, каких типов бывают налоговые проверки и как они проводятся;
  • упрощение процедуры подтверждения экспорта.

Важно: в настоящее время таможенная и налоговые службы расширяют обмен информационной базой и увеличивают объем передаваемых данных различного направления.

Такое взаимодействие в первую очередь обеспечивает возможность контролировать правомерность совершаемых налоговых вычетов при проведении на таможне продукции и обозначения ее объемов в декларации.

В свою очередь министр финансов Силуанов обозначил что в выполнении поставленной Президентом РФ в 2020 году задачи перед ведомствами относительно администрирования особо важных вопросов, был сделан акцент на развитии цифровой информации. Как можно теперь обратиться в ФНС России с помощью новой функции на сайте – читайте по ссылке.

Благодаря этому ведомства с успехом на данный момент обмениваются данными, а также посредством наработанных инструментов исполняют обязанность перед государством и налогоплательщиками.

Что говорит Михаил Мишустин о взаимодействии ФТС и ФНС России вы можете посмотреть в этом видео:

Такое систематизирование обеспечило возможность моментально получать важную информацию и быть в курсе дела относительно происходящих правонарушений, что значительно увеличило наполняемость федеральной казны в 2020 году.

Кроме этого, прилагая общие усилия ведомства достигли:

  • оптимизации отчетности для налогоплательщиков. Здесь вы узнаете, что такое оптимизация налогов и налоговой нагрузки, а также когда она возможна;
  • сокращения количества отделов контролирующего органа;
  • рациональное распределение административной нагрузки, что снизило ее давление на местах.

Важно: такое построение рабочего процесса увеличило доверие со стороны налогоплательщиков и сократило количество административной отчетности.

Дальнейшим шагом во взаимодействии ведомств станет формирование единой информационной базы относительно контроля передвижения товаров.

Также на заседании была презентована мобильная версия для самозанятых, которые с 2020 года получат специальный налоговый режим в тестовой версии в 4 регионах – Москва и область, Калужская область и Татарстан.

Общие задачи ведомств

Формируя общие рабочий процесс, ведомства решают многие поставленные перед ними задачи и уже достигли в некоторых из них оптимального развития

Обмен информацией относительно рисков

Построение единой информационной системы обеспечивает возможность отслеживать и контролировать правонарушителей в сфере взаимодействия между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономического рынка.

Это обеспечивает возможность:

  • обоим ведомствам совершать проверки только по необходимости, что существенно экономит ресурсы;
  • получать от подобных лиц развернутую информацию относительно деятельности и перемещения ими продукции, а также ее объемов;
  • точечно контролировать правонарушителей благодаря отчетности таможни.



Что говорят по поводу объединения в Министерстве финансов?

Контроль передвижения продукции

Этот момент является основным для обоих ведомств – контроль передвижения каждой единицы продукции обеспечивает возможность контролировать такие важные товары как спиртосодержащие или медикаменты. Для этой цели уже функционируют:

  • Правила ЕГАИС;
  • маркировка меховых и прочих изделий;
  • финальное подписание соглашения евразийского сегмента относительно контроля товаров, поступающих из третьих стран мира.

Все это в целом обеспечит равные конкурентоспособные условия для многих участников рынка, а также обелит наиболее проблемные зоны торгово-экономических отношений.

Такс фри

Подключение к системе Такс фри обеспечивает увеличение товарооборота на достаточно большом уровне даже в тех точках, где его оборот предполагался на небольшом уровне.

На данный момент система работает в 12 регионах, но в ближайшее время планируется ее активное развитие.

Администрирование с учетом всех составляющих

Данный момент наравне с другими также имеет большое значение, так как построение правильной административной системы с равномерным распределением нагрузки на районные органы обеспечит легкость применения новых технологий и свободу уплаты налогов для добросовестных пользователей.

Они смогут в онлайн-режиме решать все свои вопросы, не теряя на это личное время. С этой целью перед ФНС стоит задача в ближайшее время повысить количество пользователей единого лицевого счета в 2 раза с уплатой ими налогов в системе до 50%.

Новшества торговли посредством интернета

С 1 ноября нынешнего года таможенная структура должна запустить новую технологию, согласно которой покупатель будет осуществлять в момент приобретения товара уплату наложенных платежей.

Это даст возможность:

  • пройти покупателем беспроблемное преодоление порога беспошлинного ввоза;
  • сделать ровными конкурентные условия интернет-продаж, которые ежегодно увеличивают количество оборота продукции, ввозимой без уплаты сборов, налогов и таможенных платежей.

Таможня в электронном варианте

На сегодня идет полномасштабное внедрение электронных таможен, которые снизят до предела общение сотрудников с участниками рынка. Даст возможность решать многие вопросы в режиме онлайн, а также обеспечит применение раздельного таможенного контроля и оформления.


Как ЦСР предложил реформировать сбор пошлин
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Что думаю чиновники.

Приказ имеет три главных пункта.

Первый — это разрешение передавать информацию органами таможни налоговой инспекции.

Второй — приказ раскрывает принцип рассекречивания государственной тайны.

Третий — отчет налоговой о том, что та использовала информацию от таможни.

Для людей, которые имеют бизнес такое нововведение достаточно опасно. Ввиду того, что вся информация с таможни будет поступать напрямую в налоговую.

Данный приказ немного ужесточает налоговую структуру. Важно знать, что существуют и иные приказы, которые гарантируют взаимодействие с налоговой инстанцией и других органов, способные осуществлять оперативные действия. Поэтому ничего нового приказ не принесет.

Чем опасен приказ для компаний.

Данный приказ не нужно воспринимать, как новую и агрессивную политику. Для тех компаний, которые осуществляют импорт и экспорт необходимо внимательно относится к своей деятельности.

Теперь данные, которые имеются у таможни автоматически становятся основанием для проверок и принятия решений налоговой инстанцией. Прежде чем давать какую-то информацию органам таможни, важно понимать всю суть дела.

Однако, существуют и плюсы такого приказа. Теперь налогоплательщикам не нужно лишний раз доказывать данные, которые предоставляет таможня. Такая ситуация может возникнуть с оценкой таможенной стоимости, которая связана с выплатами НДС. Но не все проблемы можно разрешить только лишь передачей таких данных.

По какой причине приказ вышел о взаимосвязи таможни и ФНС.

Данный приказ не нужно воспринимать, как новую и агрессивную политику. Для тех компаний, которые осуществляют импорт и экспорт необходимо внимательно относится к своей деятельности.

Взаимодействие ФТС, ФНС и ЦБ РФ

Теперь данные, которые имеются у таможни автоматически становятся основанием для проверок и принятия решений налоговой инстанцией. Прежде чем давать какую-то информацию органам таможни, важно понимать всю суть дела.

Однако, существуют и плюсы такого приказа. Теперь налогоплательщикам не нужно лишний раз доказывать данные, которые предоставляет таможня. Такая ситуация может возникнуть с оценкой таможенной стоимости, которая связана с выплатами НДС. Но не все проблемы можно разрешить только лишь передачей таких данных.

Связано это с тем, что именно орган таможни вправе осуществлять оперативные мероприятия на территории России. При этом в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 No 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», подп. 8 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 No 311-ФЗ «О таможенном регулировании» указано, что таможня может принимать участие в следственных действиях по уголовному производству. В результате своих правовых действий именно таможня владеет большой информацией о товаре.

Основные направления взаимодействия ФТС и ФНС России.

«Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016)

Сотрудничество Сторон основывается на взаимном представлении необходимых сведений из баз данных и оперативной информации. Каждая Сторона принимает необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ей другой Стороной в соответствии с настоящим Соглашением, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к коммерческой и налоговой тайне.

Стороны осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:

обмен информацией

для целей контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;

разработка и реализация предложений

по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах и направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой, таможенной и иных сферах, представляющих взаимный интерес;

обеспечение контроля за деятельностью участников ВЭД

путем оперативного информационного обмена и координации проведения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в РФ;

разработка совместных ведомственных правовых актов по проведению проверок

организаций — участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в РФ;

унификация информации

, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;

разработка новых информационных технологий

, направленных на интеграцию информационных ресурсов Сторон.

Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на безвозмездной основе.

Плановый обмен информацией в электронном виде осуществляется Сторонами на федеральном уровне через Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России) и Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России).

Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией осуществляется Сторонами на федеральном, региональном и территориальном уровнях взаимодействия.

Каким образом происходит передача данных. Какие сроки установлены.

По вышеуказанному приказу орган таможни имеет право передать результаты своих мероприятий в налоговую для того, чтобы последняя использовала их в своей деятельности. Сроки передачи информации заключаются в десять рабочих дней.
Результаты оперативных мероприятий таможни предаются по справке, без разглашения методов и тактики. Так же передача информации возможна только в том случае, когда не существует угроза деятельности органа таможни. При этом, если информация имеет государственную тайну, то в приказе есть пункт об ее рассекречивании.

Налоговая инспекция обязана отчитываться о применении информации от таможни не позднее чем 20-ого января и 20-ого июля каждого года. Но при этом, если налоговая не осуществляет данное действие, то на данный момент она не несет никакой ответственности за это.

от 21 января 2010 года N 01-69/1/ММ-27-2/1@

(с изменениями на 25 декабря 2012 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная таможенная служба, действующая на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 "О Федеральной таможенной службе", в лице руководителя ФТС России Андрея Юрьевича Бельянинова, и Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", в лице руководителя ФНС России Михаила Павловича Мокрецова, именуемые в дальнейшем Стороны, в целях обеспечения координации и эффективного взаимодействия заключили настоящее Соглашение и договорились о следующем. *1)

I. Общие положения

Статья 1

Сотрудничество Сторон основывается на взаимном представлении необходимых сведений из баз данных и оперативной информации. Каждая Сторона принимает необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ей другой Стороной в соответствии с настоящим Соглашением, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к коммерческой и налоговой тайне.

Стороны вырабатывают в рамках настоящего Соглашения согласованную позицию при подготовке проектов законодательных, межведомственных правовых актов, касающихся совершенствования организации системы контроля за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 2

Стороны осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:

обмен информацией для целей контроля за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;

разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой, таможенной и иных сферах, представляющих взаимный интерес;

обеспечение контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) путем оперативного информационного обмена и координации проведения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию;

разработка совместных ведомственных правовых актов по проведению проверок организаций - участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию;

унификация информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;

разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов Сторон.

В целях оперативного обмена информацией допускается ее передача между ФТС России и ФНС России, их территориальными органами и структурными подразделениями в электронном виде по защищенным каналам связи, в случае передачи данных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи дублирование их на бумажном носителе не допускается.

II. Взаимодействие Сторон

Статья 3

Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на безвозмездной основе.

Стороны в целях сокращения объема взаимной переписки могут устанавливать условия и порядок направления запросов путем подписания Сторонами соответствующего протокола, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Вопросы информационного взаимодействия Сторон по согласованию могут быть изменены и дополнены в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Соглашения.

Статья 4

Плановый обмен информацией в электронном виде осуществляется Сторонами на федеральном уровне через Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России) и Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). Стороны обеспечивают доведение плановой информации до региональных органов по ведомственной принадлежности.

Порядок и сроки представления информации, структура и форматы показателей, а также структурные подразделения Сторон, ответственные за подготовку, передачу и получение информации, отражаются в Протоколе информационного взаимодействия Сторон, который после подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Обмен информацией осуществляется по каналам связи с применением средств защиты информации или на магнитных носителях, а также путем предоставления взаимного доступа к информации из баз данных Сторон.

Статья 5

Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией осуществляется Сторонами на федеральном, региональном и территориальном уровнях взаимодействия.

Статья 6

Информация, предоставляемая Федеральной таможенной службой в Федеральную налоговую службу на плановой основе:

информация из базы данных электронных копий деклараций на товары ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

информация из базы данных по таможенному транзиту ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

данные таможенных приходных ордеров (по согласованным позициям);

данные паспортов сделок (по согласованным позициям);

данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (по согласованным позициям);

бюллетени "Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации";

данные о задолженностях по обязательным платежам должников, числящихся в соответствующем таможенном органе (по согласованной форме);

сведения о дате вывоза, количестве и стоимости (при наличии) фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза через российский участок таможенной границы Таможенного союза (по согласованным позициям);

сведения о дате вывоза, количестве и стоимости (при наличии) фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступившие от таможенных органов государств - членов Таможенного союза (по согласованным позициям и при наличии технической возможности);

сведения о дате ввоза и количестве фактически ввезенных товаров на таможенную территорию Таможенного союза (по согласованным позициям);

сведения о возбужденных таможенными органами делах об административных правонарушениях по выявленным нарушениям актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

нормативно-справочная информация ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

сведения, представляемые таможенному органу в соответствии со статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза при прибытии (убытии) товаров (по согласованным позициям).

Если предоставляемая информация содержит сведения, составляющие государственную тайну, передача информации осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1.

Статья 7

Таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены места убытия товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (места прибытия товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящиеся под ее юрисдикцией), предоставляют по запросам налоговых органов на всех уровнях сведения, предусмотренные в абзацах 10, 11, 14 статьи 6 настоящего Соглашения (за исключением случаев вывоза товаров через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен), при наличии в запросе следующих оснований:

обнаружение несоответствия сведений, полученных в электронном виде на плановой основе из таможенных органов, в том числе в случае их отсутствия, сведениям, указанным в представленных налогоплательщиком документах (с указанием выявленных несоответствий);

наличие у налогоплательщика, заявившего налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров, работ, услуг, либо у поставщика экспортируемого товара неисполнения вступивших в силу постановлений по делам об административных, налоговых правонарушениях или принятия компетентными органами решения о возбуждении уголовных дел, связанных с уплатой (возмещением) налога на добавленную стоимость;

необходимость представления в судебные и иные органы власти письменных доказательств, содержащих сведения, предусмотренные в абзацах 10, 11, 14 статьи 6 настоящего Соглашения.

Таможенные органы, в которых производилось декларирование товаров, предоставляют по запросам налоговых органов на всех уровнях, сведения, предусмотренные в абзацах 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 14 статьи 6 настоящего Соглашения, при наличии в запросе следующих оснований:

обнаружение несоответствия сведений, полученных в электронном виде на плановой основе из ФТС России, в том числе в случаях их отсутствия, сведениям, указанным в представленных налогоплательщиком документах (с указанием выявленных несоответствий);

наличие у налогоплательщика, заявившего налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров, работ, услуг либо у поставщика экспортируемого товара неисполнения вступившего в силу постановления по делам об административных, налоговых правонарушениях или принятия компетентными органами решения о возбуждении уголовных дел, связанных с уплатой (возмещением) налога на добавленную стоимость;

необходимость представления в судебные и иные органы власти письменных доказательств, содержащих сведения, предусмотренные в абзацах 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 14 статьи 6 настоящего Соглашения.

Таможенные органы, в которых производилось декларирование товаров, предоставляют по запросам налоговых органов на всех уровнях следующие, необходимые для мероприятий налогового контроля сведения:

о результатах проверок правильности заявленной таможенной стоимости товаров по конкретным участникам ВЭД;

о факте декларирования товаров с приложением копий деклараций на товары и иных документов, представленных при декларировании товаров, для документального подтверждения фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе налоговых проверок и проверок соблюдения валютного законодательства;

о наличии излишне уплаченных таможенных платежей, неизрасходованных авансовых платежей на дату поступления запроса, о суммах возвратов участниками ВЭД уплаченных ранее таможенных платежей, в том числе НДС и акцизов.

Таможенные органы всех уровней предоставляют по запросам налоговых органов при наличии в запросе основания необходимости представления в судебные и иные органы власти письменных доказательств по сведениям, предусмотренным абзацем 12 статьи 6 настоящего Соглашения.

Статья 8

Таможенные органы предоставляют в налоговые органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:

данные о возврате плательщикам денежных средств (по согласованной форме) - направляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет лица, которому производился возврат (в случае возврата денежных средств по поручению плательщика иному лицу, данные направляются как в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет плательщика, так и в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет иного лица);

информация о результатах проверочных мероприятий, проведенных таможенными органами по сведениям, переданным налоговыми органами (по согласованным позициям).

Статья 9

Информация, предоставляемая Федеральной налоговой службой в Федеральную таможенную службу на плановой основе:

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в полном объеме, включая сведения ограниченного распространения;

сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в полном объеме, включая сведения ограниченного распространения;

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

C:\Users\Вова\Desktop\БУХГУРУ\сентябрь 2018\ВЕБ Объединение ФНС и ФТС России уже состоялось\FNS-i-FTS.jpg

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Её распространение дальше на регионы, на торговые точки дает возможность повышать товарооборот и, соответственно, увеличивать платежи.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Источник: сайт Минфина (выступление Министра финансов Антона Силуанова в совместном заседании коллегий ФНС России и ФТС России).

Читайте также: