Оэз дубна налоговые льготы

Опубликовано: 13.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Офшоры и ОЭЗ

Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»

Однако «инвестиционного бума» в оффшорах не случилось. За редким исключением фирмы использовали их только как средство минимизации налогообложения. А при проверках работы местных властных структур контролеры обнаруживали все больше случаев, когда бюджетные средства расходовались не по назначению. Последний факт стал основным аргументом противников появления новых российских оффшоров.

Но законодатели не отказались от планов создания успешно работающих льготных зон. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) они постарались детально прописать работу фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее. По мысли государственных служащих, такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен и подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ.

В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о создании шести особых экономических зон. Технико-внедренческие ОЭЗ появятся в Санкт-Петербурге, Томске, подмосковных Дубне и Зеленограде. Промышленно-производственные – в городах Елабуга (Татарстан) и Липецк. В дальнейшем правительство предполагает создавать также туристско-рекреационные и портовые зоны с льготным режимом налогообложения. Оно уже готовит соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ.

Реалии «старых» оффшоров

Легальность российских «свободных экономических зон» (СЭЗ) 90-х годов до сих пор под вопросом. Причина в том, что соответствующего федерального закона попросту не существовало. Как правило, оффшоры создавались решением властных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных оффшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокая инфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗ компании должны были платить бюджету в твердой валюте – как правило, в долларах США.

Особой популярностью у бизнесменов пользовались «закрытые административно-территориальные образования» (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75-99 процентов от начисляемых к уплате сумм налогов.

Федеральное правительство планировало, что СЭЗ будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионах и помогут предприятиям пережить отмену государственного заказа. Кроме того, власть предполагала, что налоговые платежи резидентов оффшоров устранят дефицит бюджетов регионов. Помогать СЭЗ деньгами федеральное правительство не собиралось.

Администрации налоговых «оазисов» всеми силами призывали предпринимателей открывать у них новые фирмы. В результате в СЭЗ приходило действительно много компаний. Но на деле они не переводили свой бизнес в оффшор. До 40 процентов льготников фактически находились в Москве. Большинство из них занимались строительством, торговали нефтепродуктами или работали в сфере финансовых услуг. Льготные зоны были популярным местом для регистрации холдингов и групп компаний. Кроме этого, их широко использовали для построения сложных финансовых и налоговых схем. Например, всю прибыль холдинга переводили на компанию-резидента оффшорной зоны. Реальное производство находилось за тысячи километров от нее. Его «сдавали в аренду» льготной фирме. В результате холдинг существенно экономил на платежах в бюджет.

Выход найден – «закрутить гайки»

Разумеется, правительство вскоре осознало, что работа оффшорных зон не имеет ничего общего с целями их создания. Поэтому в 1999 году оно ввело правило «70-90-70». Суть новой нормы состояла в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. Наконец, в СЭЗ должны были постоянно проживать как минимум 70 процентов работников организации. При этом доля их зарплаты в общем фонде оплаты труда по фирме должна была составлять те же 70 процентов.

Как и следовало ожидать, компании нашли легальный способ обойти эти требования. Имущество, которое находилось за пределами оффшора, они сдавали в аренду постоянным жителям СЭЗ и зарегистрированным в них компаниям.

В итоге потери бюджета из-за использования оффшоров для минимизации налогов значительно перевешивали их пользу для экономики. Это противоречие до последнего времени оставалось нерешенным.

Льготные зоны 90-х годов

В то время существовало несколько категорий оффшоров:

1. СЭЗ Федерального уровня, которыевключали:

  • внешнеторговые зоны («Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево»);
  • свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта "Внуково"), «Франко-Порт Терминал»;
  • научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);
  • туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).
Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены.

2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».

3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды – территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие (например, ядерное) и его компоненты.

4. СЭЗ оффшорного типа - территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском Крае, Бурятия, города Углич и Курск. Позже «внутренние оффшоры» были организованы в Московской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской и Калужской областей.

Компании-резиденты современных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки почти на 30 процентов. Только отмена административных барьеров уменьшит расходы фирм на 5-7 процентов в промышленно-производственных ОЭЗ и на 3-5 процентов - в технико-внедренческих. Так, взаимоотношения инвестора и властных структур будут строиться по принципу «одного окна». Его реализуют при помощи концентрации основных полномочий в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

На создание инфраструктуры ОЭЗ в бюджете 2006 года предусмотрены 8 миллиардов рублей. Государственное финансирование снизит издержки резидентов еще на 8-12 процентов. Концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7 процентов от стоимости инвестиционных проектов. Кроме этого, резиденты каждой из четырех технико-внедренческих зон получат по 100 миллионов рублей из государственного Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

В будущем федеральное правительство намерено расширять льготы и финансирование для резидентов ОЭЗ. Разумеется, оно установит и контроль за целевым использованием денег. При этом бюджетные средства можно будет тратить только на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры оффшоров.

Скорее всего, контроль за деятельностью ОЭЗ не будет слишком жестким. Иначе их создание потеряет всякий смысл. За примером чрезмерного «закручивания гаек» далеко ходить не надо – в Белоруссии «свободные экономические зоны» существуют в течение последних десяти лет. За время своей работы они привлекли инвестиций на общую сумму всего в 159 миллионов долларов. При этом среди инвесторов нет ни одной крупной компании с мировым именем, которая могла бы создать репутацию белорусским СЭЗ.

Кто управляет ОЭЗ

В договоре о создании льготной зоны будет указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:

  • Федерального агентства по управлению ОЭЗ;
  • отделений Торгово-промышленной палаты;
  • Российского союза промышленников и предпринимателей;
  • фирм-резидентов зоны;
  • муниципалитета и областной администрации.
Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет.

Льготы туристических и портовых ОЭЗ

Резидентов туристическо-рекреационных зон планируют освобождать на пять лет от земельного и «имущественного» налогов. Также для таких фирм установят пониженную ставку ЕСН – всего 14 процентов с зарплаты до 280 тысяч рублей в год. Вдобавок регионы смогут предоставить им дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль.

Однако снижение сумм платежей в бюджет – не главное, что должно привлечь фирмы в оффшоры. Наиболее значимой помощью государства станут инвестиции в инфраструктуру отдыха – дороги, энергоснабжение и аэропорты. На статус туристических ОЭЗ претендуют прилегающая к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область.

Хорошие шансы стать портовыми ОЭЗ имеют Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Наиболее вероятные кандидаты среди аэропортов – Красноярский и Домодедовский. «Портовые» резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зону стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме этого, их освободят от акцизов на топливо и ГСМ.

Закон может быть принят в ближайшее время, но реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон, скорее всего, начнутся не раньше 2007 года. В государственном бюджете на текущий год средства на них не предусмотрены.

Плюсы производственных и внедренческих зон

Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие – лишь 2. Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 миллионов евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

Для технико-внедренческих зон законодатели планируют снизить ставку ЕСН с 26 до 14 процентов. А за пользование земельными участками фирмы будут платить не больше двух процентов от их кадастровой стоимости в год.

Резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от местных налогов на пять лет. Кроме этого, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Так компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. А российские – с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин.

Кроме этого, субъекты Федерации и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ, вправе устанавливать дополнительные льготы для их резидентов.

Агентство по управлению ОЭЗ заявило о намерении добиться для компаний, которые будут работать в ОЭЗ, отмены большинства федеральных налогов.

Резидентов ОЭЗ уже освободили от налога на имущество на пять лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока им не придется платить и земельный налог. Однако надеяться на то, что для льготных зон полностью отменят единый социальный налог, не стоит – это почти нереально. Невелика и вероятность, что резидентов ОЭЗ полностью освободят от какого-либо налогообложения. Таким образом, по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире.

В ОЭЗ строго запрещено:

  • добывать полезные ископаемые и открывать металлургическое производство;
  • перерабатывать полезные ископаемые, лом черных и цветных металлов;
  • производить и перерабатывать подакцизные товары за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты ОЭЗ, определяет Правительство при создании зоны.

Таблица

Новые российские оффшоры

Место расположения ОЭЗ

Территория зоны

Специализация ОЭЗ

Государственные

инвестиции в инфраструктуру зоны

Два земельных участка общей площадью 200 гектаров

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов

Около 1,5 миллиарда рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

г. Дубна, Московская область

Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии

2,5 миллиарда рублей, из них 65 процентов – за счет федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров

Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

Около 5 миллиардов рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью 197 гектаров

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 миллиарда рублей, из них 70 процентов – за счет федерального бюджета

10,3 квадратных километра

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

Около 1,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 процента

г. Елабуга, Татарстан

20 квадратных километров

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство

1,6 миллиарда рублей, из них 49 процентов за счет федерального бюджета

Гаврилова С. В., ведущий юрист Компании «РосКо»

Особая экономическая зона «Дубна» (далее по тексту – ОЭЗ «Дубна») создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 21.12.2005 г.

Общая территория ОЭЗ «Дубна» – 187,7 га. Эта территория делится на три участка:

- Участок № 1 – 135,7 га.

- Городок программистов – 330 га.

- Участок №2 – 52 га – в составе площадки ядерно-физических и нанотехнологий.

Резидентами данной зоны являются такие компании как ООО «Агава-Дубна», ООО «АйДиСистемс», ЗАО «АКВАНОВА РУС», ЗАО «ОКБ «Аэрокосмические системы» и другие крупные компании.

На территории ОЭЗ «Дубна» зарегистрирован нанотехнологический центр «Дубна». Инвесторами данного проекта являются: ОАО «Роснано», Объединенный институт ядерных исследований, ОАО «Особые экономические зоны», «Концерн «РТИ Системы» и ЗАО «Фирма «АйТи. Наноцентр создан для коммерциализации нанотехнологических разработок в России и для их интеграции в глобальную инновационную систему.

Виды деятельности на территории ОЭЗ «Дубна»

ОЭЗ «Дубна» по своему типу – технико – внедренческая особая экономическая зона. Как указано на официальном портале ОЭЗ «Дубна», данная зона создана в целях развития высокотехнологичных отраслей экономики, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Ее приоритетными видами деятельности являются:

- Ядерно-физические и нанотехнологии

- Био- и медицинские технологии

- Проектирование сложных технических систем

Технико – внедренчиский тип ОЭЗ «Дубна» определяет тот вид деятельности, которым вправе заниматься резиденты данной зоны.

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе вести на ее территории только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных Соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Производство научно-технической продукции допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

Кто может стать резидентом ОЭЗ «Дубна»?

Резидентом ОЭЗ «Дубна» может стать –

- индивидуальный предприниматель,

- коммерческая организация (кроме унитарных предприятий и иностранных организаций).

Для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна» необходимо:

- зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;

- заключить с органами управления соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Организация или индивидуальный предприниматель признается резидентом только:

- после заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности;

- внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ;

- получения свидетельства, удостоверяющего регистрацию индивидуального предпринимателя в качестве резидента ОЭЗ.

По информации официального портала ОЭЗ «Дубна» для заключения Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности:

- В уполномоченный орган подаются соответствующие документы.

- Проект выносится на рассмотрение Наблюдательного совета.

- Претендент на получение статуса резидента представляет инвестиционный проект на Наблюдательном совете. Наблюдательный совет дает рекомендацию о заключении соглашения о ведении деятельности.

- После проведения Наблюдательного совета копии всех документов, а также решение Наблюдательного совета передаются для организации рассмотрения на Экспертном Совете при Министерстве экономического развития Российской Федерации.

- Претендент на получение статуса резидента представляет инвестиционный проект в Экспертном совете. Экспертный совет рассматривает проект инвестора и выносит решение об одобрении или об отказе в одобрении проекта.

- В случае одобрения инвестиционного проекта Экспертным Советом, Минэкономразвития России заключает соглашение о ведении технико-внедренческой, деятельности с претендентом на получение статуса резидента в течение 30 дней.

Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности

Соглашение о ведении технико-внедренчиской деятельности заключается по типовой письменной форме и составляется в одном экземпляре.

Соглашение носит срочный характер. Его срок не должен превышать срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны. Досрочно Соглашение может быть расторгнуто по обоюдному согласию сторон. В то же время, закон устанавливает случаи, когда Соглашение может быть расторгнуто не по обоюдному согласию, а судом по требованию одной из сторон. Основанием для судебного расторжения Соглашения является существенное нарушение его условий другой стороной. К существенным нарушениям резидентом условий Соглашения закон относит:

- осуществление предпринимательской деятельности, не предусмотренной Соглашением;

- неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления факта неосуществления деятельности;

- непредставление в срок, установленный Соглашением, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий в установленных случаях;

- неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента и (или) органов управления, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ «Дубна»

Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены льготы в отношении некоторых налогов для резидентов ОЭЗ.

В частности, в отношении:

- НДС – при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ).

При реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяется налоговая ставка 0% при условии предоставления установленного пакета документов (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

- Налог на прибыль – ставка 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Данная ставка применяется до 1 января 2018 г. (п. 1.2. ст. 284 НК РФ, Закон г. Москвы № 31 от 05.07.2006 г.)

и ставка 13,5% по налогу в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ. Данная ставка применяется при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. Данная ставка применяется до 1 января 2016 г. (п. 1 ст. 284 НК РФ, Закон г. Москвы № 31 от 05.07.2006)

- Платежи во внебюджетные фонды – ставка 14% (подп. 2 п. 2 ст. 57 ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования в РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования в РФ» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.)

- Освобождение от уплаты земельного налога – в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ). Срок освобождения – 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

- Освобождение от уплаты налога на имущество – в отношении имущества учитываемого на балансе организации, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ (п.17 ст. 381 НК РФ). Срок освобождения – 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

- Освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, зарегистрированным на резидента с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны освобождение от уплаты транспортного налога (кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств) (Закон Московской области от № 151/2004-ОЗ 24.11.2004 г.). Срок освобождения – 5 лет начиная с месяца регистрации транспортного средства.

Другие виды поддержки резидентов ОЭЗ (по информации http://dubna-oez.ru/)

- Льготная аренда земельных участков (подведение дороги и инженерные сети) 20-30 тыс. руб. за 1 га в год;

- Присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения — бесплатно;

- Аренда помещений — 454 руб./кв.м в месяц включая коммунальные расходы (40 тыс.кв.м);

- Ускоренное оформление земельных участков;

- Высокоскоростные каналы передачи данных;

- Режим свободной таможенной зоны – включая определение страны происхождения по глубине переработки.

Таможенные льготы

На территории технико-внедренческой ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В связи с этим, ввоз товаров на территорию ОЭЗ «Дубна» осуществляется с учетом следующих особенностей:

В отношении иностранных товаров не уплачивается ввозная таможенная пошлина.

В отношении российских товаров НДС подлежит возврату продавцу товаров; вывозная таможенная пошлина не уплачивается.

Вывоз товаров с территории ОЭЗ «Дубна» осуществляется в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г.

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон


Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Технико-внедренческие ОЭЗ

(ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

16

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

Общий объем взносов – 34%

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

ч. 4, 5 ст. 8,
п. 5 ч. 1, ч. 3

ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
от 24.07.2009 г.

п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
от 15.12.2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

14 %

21%

28 %

2

Налог на прибыль организаций

2.1

В части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая
ставка- 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской области
от 13.03.2006
№ 30-ОЗ

до 1 января 2016 года

Закон г. Москвы
от 05.07.2006
№ 31

5 лет с момента регистрации в качестве
резидента ОЭЗ

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

На весь период существования ОЭЗ

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ
    в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
на территории которого создана ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской обл. от 04.10.2002
№ 77-ОЗ

Освобождение от уплаты транспортного налога

5 лет с момента регистрации ТС

Закон г. Москвы
от 09.07.2008 № 33

Освобождение от уплаты транспортного налога

(кроме автомобилей легковых, водных
и воздушных транспортных средств)

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

5.

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ

(ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Моглино»)

1.

Налог на прибыль организаций

(в части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая ставка –

2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

ОЭЗ «Дубна»

Источник: © , Дубненское информационное агентство, Игорь Немучинский

В Московской области успешно развиваются особые экономические зоны. По мнению властей Подмосковья, проект эффективен и позволяет вернуть вложенные средства. Как устроены подмосковные ОЭЗ, какие преференции получают их резиденты и какие планы по расширению производства на их территории будут реализованы в ближайшее время, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое ОЭЗ


Особая экономическая зона – это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия для российских или иностранных предпринимателей.

ОЭЗ в России начали формировать после принятия в июле 2005 года Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Целью их создания является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Особая экономическая зона создается на 49 лет, при этом срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Согласно закону, в России можно создавать ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Сегодня в Московской области три ОЭЗ, две из которых технико-внедренческого типа – «Дубна» и «Исток», и одна – «Ступино Квадрат» – промышленно-производственного типа. В 2017 году в Подмосковье планируют создать еще одну ОЭЗ в Домодедове, в настоящее время региональные власти активно прорабатывают ее концепцию.

По мнению инвесторов, в особых экономических зонах Подмосковья создаются хорошие условия для их работы. В частности, резидентам предоставляют различные преференции в виде налоговых, таможенных льгот, а также особых арендных ставок на земли, помещения и тарифов на ресурсы.

ОЭЗ «Дубна»


Первая особо-экономическая зона в Московской области была создана в 2006 году. Как у ОЭЗ технико-внедренческого типа основная цель технопарка «Дубна» – разработка высокотехнологичной продукции: информационных, ядерно-физических, нано-, био- и медицинских технологий, композиционных материалов, и продвижение ее на российском и международном рынках.

Сегодня технопарк является одной из самых динамично развивающихся инновационных площадок региона. Статус резидентов ОЭЗ «Дубна» имеют более 120 высокотехнологичных компании: фармзаводы, исследовательские институты, лаборатории.

На территории ОЭЗ открываются новые производства. В планах резидентов – создание и внедрение инновационных технологий для изготовления материалов из нержавеющей стали и алюминия. Завод могут ввести в строй уже в этом году. Еще один резидент – компания «ПСК Фарма» – начал строительство предприятия по выпуску систем взятия, хранения и транспортировки биоматериалов для клинической лабораторной диагностики, в том числе вакуумных пробирок для взятия крови. Также на ОЭЗ строят новый научно-производственный центр «ФорМат». Основной сферой деятельности предприятия станет производство фидстоков – прочных и экономичных порошковых композитов для авиакосмической отрасли, медицины и машиностроения.

В планах на 2017 год запланировано строительство 17 новых предприятий, до конца года семь инвесторов намерены сдать объекты в эксплуатацию. Так, «Промтех-Дубна» введет в эксплуатацию сразу два корпуса и начнет новое строительство. Приступят к работе на новых предприятиях специалисты компаний «Паскаль Медикал», «ОЦЭТ», «Рэмос» и «МЛТ». Также сдадут новые корпуса на правобережной площадке ОЭЗ «Дубна» компании биомедицинского направления «Фрерус».

Кроме того, в текущем году региональные власти планируют увеличить территорию технопарка «Дубна» на 30 гектаров.

ОЭЗ «Исток» во Фрязино


Особая экономическая зона во Фрязине была создана в 2015 году на базе ведущего российского предприятия в области СВЧ-электроники АО «НПП «Исток» им. Шокина» (30% российского рынка).

На территории ОЭЗ осуществляют свою деятельность порядка 10 компании. С начала 2017 года статус резидента технопарка получили еще 4 компании. Они планируют запустить производство со следующего года.

В частности, ООО НПО «Борей» планирует реализовать проект по разработке и производству фотокаталитических очистителей воздуха, ООО «Руссибконтроль» займется разработкой и внедрением программно-аппаратного комплекса для бесконтактной магнитометрической диагностики производственных объектов, ООО «Фотоэлектронные приборы» организует производство фотоприемных устройств, чувствительных в инфракрасной части спектра, ООО «КЕКО Р» специализируется на производстве высокотехнологичных материалов для СВЧ-электроники.

До конца года резидентами технопарка могут стать еще две компании, работающие в сфере электротехнической промышленности.

ОЭЗ «Ступино Квадрат»


Особая экономическая зона «Ступино Квадрат» – это первый и пока единственный проект в стране, реализуемый по инициативе частных инвесторов и не имеющий в своей основе государственного участия. Решение о его создании правительство РФ приняло в 2015 году.

Уникальный проект расположен в 73 километрах к югу от Москвы. Общая площадь ОЭЗ составляет 1,2 тысячи гектаров, на которых располагается особая экономическая зона, жилая зона, профильные кластеры.

Сегодня резидентами ступинского ОЭЗ являются более 10 компаний – производителей приборо- и машиностроительных механизмов, фармацевтических и биотехнологических аппаратов, продуктов питания, строительных материалов. Так, на территории ОЭЗ изготавливаются хлебобулочные и кондитерские ингредиенты (австрийская компания ООО «Арвалус»), мексиканские лепешки и чипсы из кукурузы (ООО «Мишн фудс Ступино»), лакокрасочные материалы (ООО «НПО КРАСКО»), ковры (ООО «Авалон – Ступино Квадрат») и косметика (ООО «Делогро»).

В 2017 году статус резидента ОЭЗ может получить еще одна компания, работающая в пищевой промышленности.

Какие преимущества имеют подмосковные ОЭЗ

ОЭЗ Московской области предоставляет компаниям полностью подготовленную инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы.

Компании на 10 лет освобождаются от имущественного налога и на 5 лет от налогов на землю и транспорт. Налоговые каникулы начинаются с момента появления налоговой базы. Для резидентов действуют льготные налоговые ставки на прибыль. С учетом федерального налога они составляют:

– 0% – первые 8 лет;

– 5% – в период с 9 по 14 лет;

– 13,5% – по истечении 14 лет, вместо 20%.

Также резиденты получают торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) – сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции.

Кроме того, их обеспечивают высокопрофессиональными рабочими кадрами, которые в свою очередь также получают преференции в виде жилья и различных льгот и могут стать участниками региональных соцпрограмм.

В 2017 года список преференций для резидентов ОЭЗ в Подмосковье может расшириться. По словам заместителя председателя правительства Подмосковья, министра инвестиций и инноваций области Дениса Буцаева, власти Московской области готовят для компаний новые преференции. Какие именно, пока не называется.

Читайте также: