Основоположником научной теории налогообложения является

Опубликовано: 14.05.2024

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Она должна основываться на научной теории налогов. Без этого налоговая политика становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Теория налогов, в свою очередь, развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций.

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов бюджета.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А.Смита, который дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство оплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д.Рикардо, Дж.Милля и других.

Впоследствии появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М.Кейнс (1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге "Общая теория занятости, процента и денег". Дж.М.Кейнс обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж.М.Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массовости потребления. Дж.М.Кейнс обосновал важную роль предприимчивости в достижении национального богатства. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. По Кейнсу, чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать для инвестиций. Исходя из этого, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения.

Экономическая теория Дж.М.Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия.

В противоположность кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж.Мутом, А.Лаффером, Дж.Гилдером, Р.Лукасом, неоклассическая теория по иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Указанная теория отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Согласно теории, налоги должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. Высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и приведет к спаду в экономике.

Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, установивший количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, в дальнейшем названную "кривой Лаффера".











Рис.1.1. Кривая Лаффера

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в подъеме экономики многих стран. Вместе с тем, налоговую политику необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе, увязывая налоговую теорию с практикой проведения экономической и финансовой политики.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 717 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные тео­рии налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налого­обложения. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до настоящего времени.

Теория обмена — характеризуется возмездным характером налого­обложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обяза­тельная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит об­мен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является доб­ровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и на­слаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сис- монд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким об­разом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жи­рарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налого­плательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, со­гласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, кото­рые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на под­держание достоинства верховной власти». При этом какая-либо дру­гая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селиг- ман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Тео­рия жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в.

Кейнсиансая теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбере­жения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как ин­струмента макроэкономической стабилизации позволяет связать на­логи с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на коли­чественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории нало­ги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейн- сианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и ре­гулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гне­та приводит к бурному росту предпринимательской и инвестицион­ной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:

• теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос, каково влияние пря­мого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему мож­но, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобла­данием его прямых форм;

• теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов.

• теория пропорционального налогообложения базируется на ослаб­лении налогового нажима по мере увеличения объекта налогооб­ложения (налогооблагаемых сумм). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

• теория прогрессивного налогообложения основана на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного со­стояния плательщика.[2] Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относи­тельно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорци­ональным, а прогрессивным;

• теория переложения налогов изучает справедливость распределе­ния налогового бремени в зависимости от форм налогообложе­ния, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Суще­ствует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимис­тическая, пессимистическая и др.

date image
2015-05-27 views image
10765

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России.

3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период.Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.




В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

В-четвертых, согласно теории налогообложения Смита, пропорциональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоставимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых). Не случайно реализованная в Налоговом кодексе РФ идея единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% подвергается обоснованной критике. Практически во всех странах мира налоги являются либо прогрессивными (тяжесть обложения растет для более крупных доходов и состояний за счет увеличения ставки), либо регрессивными. Кроме того, вводится определенная дифференциация, в частности путем установления не облагаемого налогом минимума доходов, выведения из налогооблагаемой базы некоторых видов имущества, например имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др. [c.137]


Длительное время преобладай классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства. [c.41]

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита. В своей монографии Исследование о природе и причинах богатства народов , вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших за- [c.41]

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883— 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге Общая теория занятости, процента и денег . Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях. [c.42]


Автор ломает сложившиеся стереотипы о налоге как об общественном зле. Таковым налог становится в реальной практике, когда утеряны экономические рычаги управления и господствуют властно-распределительные отношения. Налог — экономическая категория, а стало быть, экономический метод управления воспроизводством. Эту мысль автор проводит через всю книгу, глубоко обосновывает ее с теоретических и практических позиций. Рекомендации данной книги позволяют шаг за шагом проследить процесс развития отечественного и зарубежного налогообложения. Ценным является наличие наглядных блок-схем, позволяющих не только разобраться в системе российского налогообложения, но и усвоить налоговую теорию, положения налогового права. Способность автора строить логические схемы даже по теории налогообложения вызывает уважение. [c.3]

Международно значимые научные теории налогообложения, актуальные [c.12]

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Прогресс научной мысли, намного опередивший практику налогообложения не только тех лет, но и современное ее состояние, отображен на рис. 2, указатель 1. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей свое объективное содержание на практике в конкретных формах. [c.16]

Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория — это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, и позволяет использовать это с максимальной отдачей в той или иной сфере бытия. [c.20]


Теория налогообложения — составная часть теории о финансах. Исследование налогообложения не требует каких-либо особых информационных научных сведений, кроме тех, которые имеются в арсенале политической экономии. Весь вопрос в том, каким образом преломить эти знания в плоскости постижения экономической природы налоговых отношений. Одного знания о том, что эти отношения выражают [c.30]

Данные положения являются обшей принципиальной установкой теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика. Теория налогообложения конкретизировала эти обшие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений. На основе классических (идеальных) и организационно-правовых принципов современная наука должна конструировать концепции налогообложения, определить состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и с внешней средой. [c.31]

Во многих промышленно развитых, демократических государствах эта проблема решена достаточно успешно. Этому способствовала ориентация законодателей на прогрессивные научные теории налогообложения. Большое влияние на формирование зарубежных налоговых систем оказало кейнсианское учение о предельной полезности [49]. Окончательно методология налогообложения стран Запада сформировалась в конце XIX в., когда появление теории цены А. Маршалла [c.54]

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название универсального акциза . Взимание НДС построено на территориальном принципе налогообложению подлежат как резиденты так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения. Правовой основой исчисления и взимания НДС является глава 23 НК РФ1. [c.289]

Большой вклад в развитие теории налогообложения внес английский [c.69]

Некоторые страны в периоды перехода к новым фискальным режимам используют сразу несколько различных форм. Бывает, что одновременно применяются и концессионные соглашения, и сервисные контракты (контракты на оказание услуг), и соглашения о разделе продукции. Такова, к примеру, ситуация в Перу. Но независимо от используемой правовой схемы ведущими остаются финансовые аспекты соглашения — как возмещаются расходы и как делится прибыль. Поэтому мы начнем с рассмотрения теории налогообложения и концепции экономической ренты. [c.21]

Проблема заключается в том, что девять из десяти поисковых проектов оканчиваются неудачей. В нефтедобыче уровень прибыли должен быть достаточно высоким, чтобы иметь возможность платить по неудачным проектам. И этот риск нужно учитывать при выработке экономических условий соглашений. Разработчики таких условий опираются на теорию текущей стоимости, теорию ожидаемой стоимости и теорию налогообложения. Доходы нефтяной [c.22]

Рентная теория всегда была одной из важнейших составляющих экономической теории. Налогообложение в нефтяном комплексе основывается на теории ренты. [c.16]

Через несколько лет после плана финансов появился в России первый крупный труд в области налогообложения Н. Тургенева (1789— 1871) Опыт теории налогов (1818 г). А некоторое время спустя в Казани вышла книга И. Горелова Теория финансов (1845 г.), посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту. [c.21]

В теории налогообложения имеется извечный вопрос. Что целесообразнее обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы [c.29]

Талоны по месту торговли 165 Таможенная пошлина 276 Теория налогообложения 16 Территориальность 192 Территориальный дорожный [c.424]

В теории налогообложения выделяют несколько методов определения размера Н.б. прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный. Прямой метод расчета Н.б. в российском законодательстве является основным, по нему определяются реальные и документированно подтвержденные показатели налогоплательщика. Косвенный метод используется, например, в случа- [c.90]

Основу научной теории налогообложения как важнейшей прикладной отрасли экономической науки заложили труды шотландского экономиста и философа Адама Смита. В книге Исследование о природе и причинах богатства народов (1776) он писал Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства . Сформулированные А. Смитом 4 основных принципа создания Н.с., определенным образом модернизированных, используются до настоящего времени принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику принцип удобности — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика принцип экономии, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. [c.98]

ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - научно обоснованные концептуальные модели налоговых систем, определяющие принципы их построения, состав и структуру, определяющие роль, значение и функции налогов в экономике. Н.т. менялись в зависимости от конкретных исторических и общественно-политических условий, уровня развития экономических отношений, национальных традиций. Поскольку в рамках словаря-справочника не представляется возможным достаточно полно изложить суть всех Т.н., то мы предлагаем лишь краткую характеристику самых важных из них. [c.196]

Какие отличительные черты характеризуют кейнсианс-кую теорию налогообложения [c.46]

Первичное распределение стоимости порождает такие элементы, как капитал, рента, зарплата. Именно на базе этих элементов, по определению классиков-налоговедов, формируются перераспределительные отношения, относимые к налоговым [32 71 75]. Поэтому современные теории налогообложения должны базироваться на фундаментальных исследованиях факторов воспроизводства капитала, земли и труда. Затем на базе этого создаются методические положения, определяющие практику использования конкретных налоговых форм и налоговых методов управления воспроизводством. [c.30]

Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод философия налога — это мировоззренческое учение о восприятии налога как осознанной общественной необходимости. Теория налогообложения формирует методологические основы налоговых отношений, исходя из положений экономической теории о воспроизводстве, теории о государстве и его функциях. Философия налога и теория налогообложения в своем единстве образуют особую отрасль науки — налоговедение. [c.32]

XVI вв.), учение которых положило начало процветанию торгового капитала [33 35]. Переход от абсолютизма к представительским формам государственного управления дал новый толчок развитию учений о регулировании финансового хозяйства через институт государственных уполномоченных. Несмотря на то, что на заре раннего капитализма господствовала теория невмешательства государства в экономику [75], с его развитием фискальная (индивидуалистическая) теория налогообложения постепенно стала рассматривать потребности финансового хозяйства с позиций социально-экономических потребностей. Таким образом, налоговедение определяет две налоговые функции фискальную и регулирующую, а исходя из них и соответствующую роль налогообложения в реальной экономической жизни общества. [c.85]

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли труды Д. Риккардо и А. Смита. Они положили начало формированию классической теории налогообложения, которая выдвинула основные фундаментальные принципы налоговой системы. Налоговая система — совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых, реализуются принципы налогообложения. [c.269]

Рамсей (Ramsey) Фрэнк Пламтон (1903— 1930), английский философ и математик, лектор Колумбийского университета (1924—1930). Рано умер, но внес существенный вклад в математическую логику, теорию вероятностей, макроэкономическое моделирование. Ему, в частности, принадлежит одна из первых моделей экономического роста, учитывающих фактор технологического прогресса, разработка математической теории сбережения, теории налогообложения. [c.447]

В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Ф. Смит (1723—1790). Кстати, [c.16]

Уильям Викри скончался в 1996 г., всего через три дня после объявления о присуждении ему Нобелевской премии, оставив множество работ в области экономики общественного сектора, теории налогообложения, экономики города, экономики транспорта и некоторых других. [c.382]

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы всеобщность (охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом) обязательность (юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом) равнонапря-женность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения) однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза) стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться) простота и доступность для восприятия гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики) справедливость. В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. [c.115]

Под влиянием Великой французской революции и технического прогресса возник новый этап научных воззрений на налоги, связанный со школой физиократов (Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго). Впервые были поставлены вопросы о справедливости обложения, о переложении налогов, об источниках дохода и другие проблемы теории налогов. Все это оказало благотворное влияние на формирование классической теории налогообложения. [c.196]

Читайте также: