Таможенная пошлина с провозимых товаров в средние века на руси называлась

Опубликовано: 03.05.2024

Таможенные пошлины IX – XVIII вв.

Первые таможенные пошлины на Руси взимались посредством «откупа» и «верным» способом.

Пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу.

Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались. Впоследствии таможенная пошлина носила объективный характер и требовала систематического учета. Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям.

Стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело не только положительную сторону (когда за счет таможенных пошлин пополняется казна), но и отрицательную, – появлялась контрабанда, ослабляющая экономику государства. Чем выше были пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары и одновременно контрабандным путем проникали товары по более низким ценам.

От проникновения на рынок более дешевых товаров государство проигрывало, так как казна недополучала свои денежные поступления.

Основные цели таможенных пошлин: 1) экономическая цель; 2) финансовая (фискальная) цель, которая непосредственно связана с пополнением государственной казны.

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV как-то пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Дальнейшее развитие таможенная политика России получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фискальные цели таможенного законодательства, самодержавие закрепило в нем идеи монетаризма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед прежним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланникам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, русским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки пропускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефимках не возьмут, то ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось лицо, ввозившее вино, «бить кнутом нещадно».

Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

47. Судебный процесс в XVIII в.

47. Судебный процесс в XVIII в. К особенностям судопроизводства XVIII в. нужно отнести тот факт, что благодаря указу 1697 г. состязательная форма процесса практически угасла. С конца XVII в. в области судебного процесса стала доминировать розыскная (инквизиционная) форма процесса.

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы Таможенные пошлины занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в

Основные таможенные тарифы XVIII в.

Основные таможенные тарифы XVIII в. Таможенный тариф 1724 г. 31 января 1724 г. механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в.

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в. Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются 1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:1) при ввозе

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.2. Органы

СТАТЬЯ 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

СТАТЬЯ 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

СТАТЬЯ 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

СТАТЬЯ 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются 1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:1) при ввозе

СТАТЬЯ 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

СТАТЬЯ 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

37. Таможенные пошлины и таможенный тариф

37. Таможенные пошлины и таможенный тариф Таможенная пошлина – обязательный платеж за перемещение товаров через границу. Согласно гл. 28 Таможенного кодекса РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.Налоговой

Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и таможенных пошлин. Таможенные пошлины представляют собой вид косвенных налогов на импортные, экспортные и транзитные товары, которые взимаются таможенными органами данной страны при поступлении товаров на ее таможенную территорию или при вывозе товаров за рубеж. Величины ставок таможенных пошлин устанавливаются законодательными и нормативно-правовыми актами. Взимание обязательных таможенных платежей, установленных государством, возлагается на таможенную службу.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .
История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям .
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. Товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

Ставки таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин определяются по нескольким признакам. Например, в зависимости от страны происхождения товаров. Для стран слабо развитых в экономическом отношении или стран-политических союзников, может быть установлен льготный таможенный режим (режим наибольшего благоприятствования), а для государств недружественных, осуществляющих террористические действия или военные экспансии — режим эмбарго, или введения повышенных таможенных пошлин.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:



  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные (льготные) ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

В зависимости от направления движения облагаемых товаров различают:

- экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей — например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке.

Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;

  • импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
  • транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.

В международной практике используется несколько основных видов таможенных пошлин, в числе которых:

  • Адвалорные — (от латинского ad valoren — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости (см. рис.2.2). Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
  • Прогрессивные - ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке. В РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,5 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм.

В древней Руси торговые пошлины представляли вид косвенных налогов. Их было большое множество: замыт - платился при въезде купца в город, где он рассчитывал продавать товар; явка - мелкий сор, взимавшийся при заявке купцом привезенного товара на таможне; гостиное - сбор при найме купцом лавки для продажи товара; амбарное - сбор, идентичный гостиному; свальное - мелкий сбор за складирование товаров; весче (пудовое) - сбор при взвешивании товара; померное - сбор при мере сыпучих товаров; задние калачи - мелкий сор с торговых людей, возвращающихся после продажи товара; мостовщина (перевоз) - сбор за право провоза товара через мосты; пятно - сбор при клеймении продаваемых лошадей; писчее - сбор за запись товара в книгу; тамга и осмничее - сборы за право купли-продажи.*(22)

Князь Олег и его успешная налоговая политика

В период объединения Руси, невысокий уровень налогообложения служил своеобразным стимулом для добровольного присоединения к Киевской Руси других народов. Согласно описанию великого русского историка С.М. Соловьева*(23) в 883 г. Князь Олег покорил древлян и наложил на них дань - по черной кунице с жилья. Победив днепровских северян, он наложил на них дань легкую, но при этом запретил давать дань хазарам. Для северян, плативших прежде дань хазарам, бремя обложения оказалось значительно меньше. Узнав об этом, радимичи добровольно присоединились к Киевской Руси уплачивая дань в обмен на защиту от хазар. Причем хазарам они платили по два шеляга*(24) от рала,*(25) а киевскому князю стали платить только по одному.

Погост и урок

Погост - старинное русское слово, обозначающее обычно кладбище с церковью. Однако первоначальное значение слова "погост" обозначало установленное место сбора дани, податный округ, сборный пункт сельских жителей известного округа. Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки.

Причем слово урок в Древней Руси - это отнюдь не форма организации учебного процесса в средней школе, как это понимается сейчас. Урок - это фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Погост, тем самым, ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем.*(26)

Объект налога - "кто что мога".

В правовых актах Руси XII века можно увидеть закрепление размера дани с определенных территорий. Он неоднозначен и базируется на принципе "кто что мога".*(27)

Бобыли и налоги

В современном русском языке бобылем называют одинокого, бессемейного человека. Однако мало кто знает, что первоначальное значение этого слова имело налоговый характер. Бобыль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела и не попадающий таким образом в категорию плательщиков посошной подати. Бобылей еще называли бестягольными, нетяглыми. С 1631-32 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. Согласно словарю Даля бобылем также называли подать, взимаемую в свое время с бобылей "около четвертака в год". По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 гг. бобыли слились с крестьянами.

Много-много налоговых инспекций

Период правления русского царя Федора Иоанновича (1557-1598), завершившего многовековое царствование династии Рюриковичей, характерен формированием основ управления государственными финансами. Вместе с тем практика налогообложения и соответствующая ей финансовая система оставались чрезвычайно сложными и запутанными. Ярким примером тому служит устройство многочисленных приказов (Большого Прихода, стрелецкого, Иноземного, Ямского, Пушкарского и др.), обособленно друг от друга собирающих различные налоги.*(28)

Налоги Минина и Пожарского

Каждый россиянин хорошо знает фамилии Минина и Пожарского, памятник которым установлен в сердце России, на Красной площади. Эти два национальных героя являются организаторами и руководителями Земского ополчения 1611-1612 гг. в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Однако мало кто знает, что формирование вооруженного ополчения Минина и Пожарского в финансовом плане непосредственно опиралось на введение особого 30%-ного чрезвычайного налога на имущество граждан.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

«Пошлины взяты, а товар утонул»
Владимир Даль. Пословицы русского народа

Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.

Но каким образом появились государственные пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

Постепенно государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали собираться в пользу государственной казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

Наглядной иллюстрацией этой закономерности служит такое явление как «мыт», от которого пошло название «мытарей», то есть сборщиков налогов (кстати, в христианстве считающихся обреченными на преисподнюю грешниками). Так вот, мыт - это древнерусский аналог таможенных пошлин, изначально являвшийся всего лишь местом, где останавливались возы и лодки. Но уже с XII века мыт описывается в летописях и других документах как государственный фискальный механизм, а с XVI века он был переименован в «замыт» («вместо мыта») и практиковался для взимания сборов при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Позже он был упразднён Торговым уставом 1653 года, но ещё сто лет так называлась пятипроцентная пошлина, вжимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых мытных дворах. То есть, государство использовало в целях наполнения казны явление, сложившееся ранее как механизм предоставления услуг торговым людям. В этом контексте очень показательна также этимология слова «таможня», происходящего от тюркского слова «тамъга», означавшего «клеймо», «печать». Буквально таможня появилась как «место, где ставили печать» (при сборе пошлины для провоза товара) — бюрократическая инстанция, учрежденная в Золотой Орде и перенятая русскими князьями — ордынскими вассалами. И она, конечно, не имеет ничего общего с рыночными отношениями.

Практика взимания таможенных пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов прекрасно это понимали. Еще недавно по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве европейских и российских городов и крупных сёл, на основных трактах вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда и торговли. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

С другой стороны, столь же интересна история беспошлинной свободной торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический рост наблюдался в так называемых «свободных городах» - Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в городах, заключивших договор, а также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что предоставлял псковским купцам право розничной и гостевой торговли в Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

Господин Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и стал одним из последних русских городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

Московские же цари пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода (к этому времени уже включенного в состав централизованного государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от монопольной международной торговли.

Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

Становление централизованного национального государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил конец взаимоотношением Руси и Ганзейского союза, закрыв их конторы и арестовав купцов. Все последующие цари и императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма и протекционизма. Екатерина II активно повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

Однако история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически во всех странах мира. Очень колоритна в этом отношении Австрийская империя (позже Австро-Венгрия), чья таможенная политика задерживала экономический прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных для пополнения казны, лишал фабрикантов необходимого заграничного сырья и способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

Не менее интересна судьба Ганзейского союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивая протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное влияние на мировую экономическую и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование.


Материал предоставлен специально для АВО Центром Философии Свободы

Взимавшиеся пошлины можно условно разделить на четыре группы: торговые; проезжие; пошлины за обслуживание; штрафные.
Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) поддужное – сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое – сбор с количества саней в обозе;
5) побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов с их размеров;
6) головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки – налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи – разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка – пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга;
12) перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596 г., «который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины».
Торговые пошлины:
1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;
4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;
5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;
9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

Пошлины за обслуживание:
1) амбарное (анбарное) – плата за наем амбара;
2) гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбар были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать;
3) полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок;
4) свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара;
5) подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей;
6) померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями;
7) весовое (весчее) – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика, взималась откупщиком;
8) контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда);
9) припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

Читайте также: