Льготы по налогу на имущество для малых предприятий

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июня 2020 г. № БС-4-21/9576@ “О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)”

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций[1].

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации[2] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации[3] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации[4] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

[1] Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

[2] Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный 44966) с последующими изменениями.

[3] Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2017, регистрационный № 46926) с последующими изменениями.

[4] Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2019, регистрационный № 56085).

Приложение
к письму ФНС России
от 10 июня 2020 г.
№ БС-4-21/9576@

Коды налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Транспортный налог Земельный налог Налог на имущество организаций Категории налогоплательщиков
10201 3021501 2010501 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
10202 3021502 2010502 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10203 3021503 2010503 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
10204 3021504 2010504 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
10205 3021505 2010505 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10206 3021506 2010506 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10207 3021507 2010507 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10208 3021508 2010508 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Обзор документа

Организации освобождены от транспортного, земельного налога и авансовых платежей за период владения используемыми для бизнеса и (или) уставной деятельности объектами с 1 апреля по 30 июня 2020 г. Также применяется льгота по налогу на имущество за этот же период.

ФНС указала коды введенных налоговых льгот и разъяснила порядок заполнения деклараций.

Еще ряд организаций – субъектов МСП могут претендовать на получение освобождения от налогов в качестве меры поддержки в связи с распространением коронавируса. Это право им дает Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ.

Какие субъекты МСП были освобождены от налогов

От уплаты налогов за II квартал 2020 года были освобождены организации:

  • чья деятельность относилась к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • и которые были включены в реестр СМП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Эти условия устанавливал Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

В реестр субъектов МСП включали организации на основании налоговой отчетности за 2018 год.

Кого еще коснется освобождение от уплаты налогов

При освобождении организаций от обязанности уплачивать налоги не были учтены интересы тех, которые были созданы в конце 2018 года.

Поскольку обязанность представить налоговую декларацию у организации, созданной в период с 1 декабря по 31 декабря, возникла по итогам 2019 года (абз. 3 п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

В таком случае они не могли выполнить условие, установленное законодательством для включения в реестр СМП.

С принятием Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ организациям, которые были созданы в декабре 2018 года, спишут налоги за II квартал 2020 года.

Этот Закон изменил условие о том, что для получения освобождения от налогов организация должна была сдавать декларации за 2018 год, и распространил право на получение льготы на организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года.

Таким образом, теперь на освобождение от уплаты налогов могут претендовать субъекты МСП, включенные в соответствующий реестр в связи с:

  • их созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года;
  • либо представлением деклараций за 2018 год.

Условие о том, что субъекты МСП должны вести деятельность, относящуюся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики, осталось неизменным.

От уплаты каких налогов предоставляется освобождение

На организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года, распространяется освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года, в том числе:

  • налога на прибыль. Освобождение предоставляется в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года; авансовых платежей за отчетные периоды 4, 5, 6 месяца 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за 3 месяца; авансовых платежей за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за I квартал;
  • налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, - в части авансового платежа полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за I квартал 2020 года;
  • ЕНВД - в части налога за II квартал 2020 года;
  • транспортного налога - в части налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налога на имущество - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  • земельного налога - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • НДФЛ - в части авансового платежа за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за II квартал 2020 года. Это освобождение распространяется на ИП;
  • торгового сбора - в части сбора, исчисленного за II квартал 2020 года.

Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам поможет специальный сервис на сайте ФНС.

Для проверки своего права на освобождение организации достаточно ввести свой ИНН.

Для освобождения от уплаты налогов делать ничего не нужно.

Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.

Последствия для организаций, получивших освобождение

Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года было предоставлено после того, как ряд налогов был уплачен, а отчетность по ним сдана.

В связи с этим возникнет необходимость представить уточненные декларации.

Кроме того, у организации появится переплата по налогам, которую она имеет право зачесть или вернуть в установленном порядке.

При этом напомним, что с 1 октября 2020 года действует новый порядок зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов: он не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

При этом налоговики вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов, излишне уплаченных до 1 октября 2020 года (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Алена

Дата публикации: 15.04.2021

Актуально на Май 2021 года

2021 год принес с собой серьезные изменения в налоговом законодательстве. В этой статье мы расскажем о льготах по налогам для малого бизнеса, которые будут актуальны для предпринимателей в этом году. Подробнее затронем тему налоговых каникул для ИП и льготах для разработчиков программного обеспечения.

Под льготами следует понимать некоторые послабления в оплате налогов, оформлении документов и облегченного ведения учета. Данные меры уменьшают поступления в бюджет, но положительно влияют на появление новых проектов и развитие уже действующих предпринимателей.

Государство акцентирует свое внимание на развитии следующих сфер деятельности:

  • экологический туризм;
  • производство продуктов, товаров массового потребления;
  • переработка мусора;
  • IT-сфера;
  • коммунальная сфера;
  • предоставление рекламных и маркетинговых услуг;
  • сельскохозяйственная деятельность и переработка продукции;
  • предоставление услуг гражданам.

Кто попадает под определение «малый бизнес»

Согласно российскому законодательству, к малому бизнесу относятся компании, имеющие следующие данные:

  • количество сотрудников — не более ста человек (или не более пятнадцати для микроорганизаций);
  • общая выручка, рассчитанная на основе налоговой декларации, не более 800 000 000 рублей за 12 месяцев (для микроорганизаций — 120 000 000 рублей);
  • доля других компаний, которые могут владеть организацией, не должна быть более 49%;
  • Доля участия государственных образований, религиозных, общественных организаций, фондов не должна быть более 25%.

Налоговые каникулы для ИП

С 1 января 2021 года некоторые предприниматели могут уйти на налоговые каникулы и не платить налоги в бюджет. Отметим, что налоговые каникулы существуют уже более пяти лет. В планах они должны были действовать всего 3 года — до 2017. Однако периодически государство увеличивало срок по разным экономическим причинам. В 2020 году этой причиной стала коронавирусная инфекция и связанный с нею кризис.

Налоговые каникулы — это конкретный период, в течение которого ИП на упрощенке или патенте, прошедшие регистрацию впервые, могут не применять нулевую налоговую ставку и не уплачивать налог на протяжении 2-х лет.

В этом году налоговые каникулы доступны для предпринимателей, которые соответствуют сразу ряду требований:

  • гражданин прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя первый раз;
  • ИП применяет одну из 2-х систем налогообложения — УСН или ПСН. При использовании иной системы налогообложения организация имеет возможность перейти на УСН или ПСН в течение 2-х лет;
  • деятельность индивидуального предпринимателя с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами;
  • доля доходов от льготного вида деятельности составляет не менее семидесяти процентов.

Также налоговые каникулы могут взять компании, которые предоставляют места для временного проживания, т.е. отели и гостиницы.

Для начинающих предпринимателей действуют региональные ограничения. Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать их по видам деятельности, подпадающим под каникулы, по количеству сотрудников; по длительности налоговых каникул; по периоду действия регионального закона о налоговых каникулах. Кроме этого, регионы могут и не вводить нулевую ставку на своей территории. Тогда ИП вовсе лишаться возможности уйти на налоговые каникулы. Поэтому перед тем, как обратиться за возможностью в предоставлении налоговых каникул, необходимо узнать, действует в конкретном регионе закон или нет.

Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, новым ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо во время регистрации или после нее в течение тридцати дней подать заявление в налоговый орган о применении УСН по форме 26.2-1.

Новые ИП на патентной системе налогообложения на этапе регистрации оформляют заявление по форме 26.5-1, указывают в нем налоговую ставку ноль процентов и региональный закон о налоговых каникулах.

Отсрочка по применению онлайн-касс

Федеральный закон от 06 июня 2019 № 129-ФЗ продлил отсрочку по неиспользованию онлайн-касс для некоторых предпринимателей до 01.07.21 года.

Льгота предоставляется не всем индивидуальным предпринимателям. Вести деятельность без онлайн-кассы могут ИП без сотрудников, реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги своими силами. Закон применим для всех систем налогообложения.

Налоговые льготы для IT–компаний

Для IT-сферы государство создало льготные условия работы: были снижены налоги и страховые взносы. Налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль затрагивает только компании, применяющие общую систему налогообложения. Размер процентной ставки теперь составляет 3% вместо 20, как было ранее.

Размер страховых взносов снижен для налогоплательщиков на любой системе налогообложения — с 14 до 7,6%.

Страховые взносы в процентах по конкретным видам:

  • пенсионное страхование — до 6%;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5%;
  • медицинское страхование — до 0,1%.

Налоговыми льготами могут воспользоваться IT–компании, который выполняет ряд условий:

  1. Количество сотрудников за отчетный период — не менее семи человек;
  2. Доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере — не менее 90% от общего объема доходов.
  3. Наличие аккредитации Минкомсвязи.

Патентная система

В новом году также усовершенствована патентная система налогообложения. В частности, введены следующие изменения:

  • увеличен список видов деятельности, при котором можно применять данную систему;
  • региональные власти получили право решать, по каким видам деятельности можно использовать ПСН;
  • индивидуальные предприниматели на ПСН смогут уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов;
  • увеличена площадь торгового зала до 150 кв. м, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общественного питания;
  • регионы могут самостоятельно устанавливать стоимость патента по каждому виду деятельности;
  • индивидуальные предприниматели с сотрудниками могут уменьшать стоимость патента не более чем на 50%.


Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Важно!

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту - ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Плательщики налога на имущество, согласно НК РФ, – организации и граждане, обладающие имущественными правами на объекты налогообложения. От обязанности уплаты налога некоторые из них освобождены. О том, какие организации и граждане могут налог на имущество не платить, рассказываем ниже.

Какие льготы применяются и кто их устанавливает

В НК РФ налогу на имущество посвящены две главы: гл. 30 (для юрлиц) и гл. 32 (для граждан), которые устанавливают в том числе и льготы при уплате налогов. Льгота может выражаться в полном или частичном освобождении от налога (ст. 56 абз. 1 НК РФ).

Освобождение от обложения налогами возможно как на федеральном, так и на региональном уровне:

  • для физлиц — согласно ст. 399, 407 НК РФ и законодательным актам местного самоуправления;
  • для юрлиц — ст. 372, 381 НК РФ и законодательным актам субъектов РФ.

На заметку! Обширная нормативная база по налогу на имущество субъектов РФ, о льготах по нему, содержится на сайте налоговой службы. Сервис называется «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». В нем возможен поиск по субъектам РФ, муниципальным образованиям, а также по реквизитам нормативного акта, если они известны.

Особый порядок уплаты налога на имущество и освобождения от уплаты установлен для организаций и ИП, применяющих спецрежимы. Здесь играет роль, относится ли имущество к указанному в ст. 378.2 НК РФ.

Льготы для граждан

Перечень лиц, имеющих право не платить налог на имущество, приведен ниже:

  1. Герои Советского Союза и РФ, награжденные Орденом Славы трех степеней.
  2. Инвалиды: 1, 2 групп, детства, дети-инвалиды.
  3. Участвовавшие в ВОВ, Гражд. войне, иных боевых действиях времен СССР, добровольцы ВОВ, служащие органов внутренних дел, госбезопасности, работающие непосредственно на фронте.
  4. «Чернобыльцы» и приравненные к ним категории граждан.
  5. Военнослужащие с 20-летней выслугой, уволенные со службы.
  6. «Ликвидаторы» аварий на ядерных военных установках, испытатели, граждане с лучевой болезнью.
  7. Члены семей умершего военного, для которых он считался кормильцем.
  8. Пенсионеры и приравненные к ним по возрасту граждане, в том числе и получающие прижизненное содержание.
  9. Служащие в Афганистане и в схожих условиях боевых действий.
  10. Члены семьи военных и госслужащих, погибших на службе.
  11. Творческие деятели, использующие помещения, квартиры под мастерские, музеи, библиотеки.
  12. Владельцы сооружений и строений малой площади (не более 50 кв. м.), расположенных на личных земельных наделах.

Эти основания содержатся в федеральных законодательных нормах НК РФ. Местные льготы дополнительно устанавливают власти местного самоуправления. Как получить информацию о льготах по налогу в конкретном регионе, муниципальном образовании, через сайт налоговой, мы уже говорили. Можно также обратиться с запросом в ИФНС.

Льготы для организаций

Перечень федеральных льгот, освобождающий от уплаты, по этому налогу для организаций весьма обширен. Так, указанный налог могут не платить:

  • общественные организации инвалидов и налогоплательщик, составивший уставный капитал из вкладов таких организаций (играет роль численность сотрудников на инвалидности, их должно быть не менее половины в штате); учреждения, собственниками имущества которых являются организации инвалидов;
  • фармацевтические фирмы-производители;
  • протезные, ортопедические предприятия;
  • судостроительные компании в особых экономических зонах;
  • учреждения исправительной системы страны и др.

При необходимости ознакомиться с полным, детальным перечнем случаев, когда закон позволяет не платить налог, нюансами применения льготы можно в ст. 381 НК РФ.

Аналогично налогу на имущество юрлиц, можно запросить сведения и о дополнениях по льготам в отношении налога на имущество организаций.

Дополнительные льготы могут устанавливаться властями регионов. Пример: Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» устанавливает 100% льготу по налогу для организаций городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме такси, «маршруток» и метро, организаций, имеющих многоэтажные гаражи-стоянки.

Налог на имущество и спецрежимы

Юридические лица и предприниматели, использующие спецрежимы (упрощёнку, вменёнку, единый сельхозналог, патент) освобождены от уплаты налога на имущество. Эта льгота есть в ряде статей НК РФ: 346.1-3; 346.11-2,3; 346.26-4; 346.43-10.

Сельхозпроизводители освобождаются от уплаты имущественного налога в части имущества, используемого для нужд сельхозпроизводства и продажи продукции, т.е. в предпринимательских целях. В отношении других налогов действует то же правило. Исключения – нормы ст. 378.2 НК РФ. В ней говорится об административных и торговых имущественных объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По ним льгота не применяется.

Чтобы работающему на спецрежиме налогоплательщику определиться, имеет ли он право на льготу, нужно учесть два момента:

  1. Принят ли региональными властями законодательный акт о кадастровой оценке имущества, упомянуты ли эти объекты в ст. 378.2-1 НК РФ, утверждены ли правила исчисления налога в связи с оценкой объектов по кадастровой стоимости, проведена ли фактическая оценка кадастровой стоимости на начало периода (года).
  2. Имеются ли у налогоплательщика здания, в которых размещаются офисы, помещения, предназначенные для торговли, оказания услуг.

Читайте также: