Единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог

Опубликовано: 14.05.2024

Советские власти вводят срочный чрезвычайный налог в 10 миллиардов рублей, который должны будут внести все жители, относящиеся к имущему классу или получающие более 1,5 тысячи рублей в месяц. Местные советы должны решить, кто обладает большими денежными запасами, а кто может заплатить лишь малую сумму и сами распределить индивидуальный размер налога для каждого гражданина. Собранные 10 миллиардов власти планируют пустить на финансирование Красной Армии.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 2 ноября 1918 года*.

Декрет о единовременном чрезвычайном налоге

Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Республика создает мощную Красную Армию.

Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы.

Между тем городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом – огромные денежные средства.

Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитирующих и контр-революционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы.

Вследствие этого Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет: обложить имущие группы городского и деревенского населения повсеместным единовременным налогом в сумме 10.000.000.000 (десять миллиардов) рублей, взимаемых на следующих основаниях:

1. Единовременный чрезвычайный налог взимается с лиц, принадлежащих к имущим группам городского и сельского населения.

2. Лица, имеющие единственным источником своего существования заработную плату – жалование или пенсию, не более 1.500 руб. в мес., и не имеющие денежных запасов, обложению единовременным чрезвычайным налогом не подлежат.

3. Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун.

4. Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящей статье распределению.

Примечание: По представлениям подлежащих Губисполкомов, основанным на точных данных, Нар. Ком. по Фин. Делам, по соглашению с Нар. Ком. Внутр. Дел. Предоставляется право изменять общую сумму единовременного чрезвычайного налога, назначенную по распределению на данную губернию.

5. Назначенная на основании предыдущей (4) статьи на губернию сумма единовременного чрезвычайного налога распределяется Губернским Исполнительным Комитетом между уездами и городами, участвующими в губернских Съездах Советов. (Конституция Р. С. Ф. С. Р. ст. 53 б).

Уездный Исполнительный Комитет распределяет назначенную Губернским Исполнительным Комитетом сумму единовременного налога между волостями уезда, а волостные Совдепы – между селениями и поселками. (Конституция, ст. 57 б).

6. Комитеты бедноты, сельские, волостные и городские советы составляют списки лиц, которые подлежат обложению единовременным чрезвычайным налогом и производят раскладку причитающихся населению (поселок) или города сумм налога между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Раскладка эта производится таким образом, чтобы городская и деревенская беднота были совершенно освобождены от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян.

7. Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов.

8. Ответственность за невзнос единовременного налога устанавливается личная и имущественная.

9. Единовременный чрезвычайный налог зачисляется в общегосударственные средства по сметам Департамента Окладных Сборов Нар. Ком. Финансов.

10. Настоящее положение вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с. г.

11. Нар. Ком. Финансов поручается общее инструктирование местных Советов по проведению в жизнь настоящего декрета и наблюдение за неуклонным соблюдением указанных в ст. 10 сроков.

Председатель В. Ц. И. К. Я. Свердлов.

Председатель Совета Нар. Ком. В. Ленин.

Автомобильная опасность

Некоторые автомобили имеют настолько слабые гудки, что их совсем не слышно среди общего шума улиц. Если такой автомобиль, к тому же, не издает при езде сильного шума, он может легко раздавить пешехода.

Между прочим, третьего дня, на Арбатской площади была задавлена девочка-гимназистка 12 лет, а на днях, красноармеец на Смоленском рынке. Уже наблюдались случаи, когда такой автомобиль налетал на пересекающих площади и несчастье было предотвращено только потому, что пешеход успевал отскакивать назад.

Следовало бы поставить на всех автомобилях отчетливо слышные сигнальные аппараты.

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены

Статья № 841.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге.

Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе па защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию.

Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы.

Между тем, городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать — преимущественно, путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом — огромные денежные средства.

Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы.

Вследствие этого Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет: обложить имущие группы городского и деревенского населения повсеместным единовременным налогом в сумме 10.000.000.000 (десяти миллиардов) рублей, взимаемых на следующих основаниях:

§ 1. Единовременный чрезвычайный налог взимается с лиц, принадлежащих к имущим группам городского и сельского населения.

§ 2. Лица, имеющие единственным источником своего существования заработную плату — жалованье или пенсию не более 1.500 руб. в месяц и не имеющие денежных запасов, обложению единовременным чрезвычайным налогом не подлежат.

§ 3. Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься с национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун.

§ 4. Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящему декрету расписанию.

Примечание. По представлениям подлежащих Губернских Исполнительных Комитетов Советов Депутатов, основанным на точных данных, Народному Комиссариату по Финансовым Делам, по соглашению с Народным Комиссариатом по Внутренним Делам, предоставляется право изменять общую сумму единовременного чрезвычайного налога, назначенную по распределению на данную губернию.

§ 5. Назначенная на основании предыдущего (4) параграфа на губернию сумма единовременного чрезвычайного налога распределяется Губернским Исполнительным Комитетом Совета Депутатов между уездами и между городами, участвующими в губернских Съездах Советов Депутатов (Конституция Р. С. Ф. С. Р., ст. 53‑6).

Уездный Исполнительный Комитет Совета Депутатов распределяет назначенную Губернским Исполнительным Комитетом Совета Депутатов сумму единовременного налога между волостями уезда, а Волостные Советы Депутатов — между селениями и поселками (Конституция, ст. 57‑6).

§ 6. Комитеты бедноты, сельские, волостные и городские Советы Депутатов составляют списки лиц, которые подлежат обложению единовременным налогом, и производят раскладку причитающихся на селение (поселок) или город сумм налога между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Раскладка эта производится таким образом, чтобы городская и деревенская беднота были совершенно освобождены от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян.

§ 7. Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов.

§ 8. Ответственность за невзнос единовременного налога устанавливается личная и имущественная.

§ 9. Единовременный чрезвычайный налог зачисляется в общегосударственные средства по сметам Департамента Окладных Сборов Народного Комиссариата по Финансовым Делам.

§ 10. Настоящий декрет вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с. г.

§ 11. Народному Комиссариату по Финансовым Делам поручается общее инструктирование местных Советов Депутатов по проведению в жизнь настоящего декрета и наблюдение за неуклонным соблюдением указанных в § 10 сроков.

Приложение к ст. 841

Расписание окладов единовременного чрезвычайного революционного налога по губерниям

Распубликован в № 240 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 2 ноября 1913 года.

Пятница, 2 ноября. Казалось бы, ничем не примечательная дата, ничего особенного, день как день. Не 7/4 ноября. И даже не "пятница, тринадцатое". А между тем в этот день ровно сто лет назад – 2 ноября 1918 года – был распубликован Декрет ВЦИК «О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге. Он вводил обложение основных плательщиков - имущих групп городского и деревенского населения - повсеместным разовым налогом в сумме 10 млрд рублей.

В Декрете этом бросается в глаза масса сходств с продолжающимися ныне в органах власти изысканиями способов изъятия сверхприбыли у некоторых компаний и отраслей. А вот отличия сыскать ой как трудно!

Сами посудите, люди добрые.

«Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию. Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы». Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика… И даже гибридные войны нам не в диковинку, вот только Персидская советская республика, так нуждающася в аэропланах и броневиках, живой силе и деньгах из России, долго не продержалась.

«Между тем, городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать – преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом – огромные денежные средства. Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы». И это знакомая песня, не правда ли?

«Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься с национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун». Иммунитеты и преференции для классово близких госкомпаний – этим сегодня никого не удивишь. А бюджетным организациям скоро можно будет даже не платить за загрязнение окружающей среды, судя по законопроекту об экологическом налоге, подготовленному Минфином. Загрязнять можно, а платить обществу за вред окружающей среде не надо. А как же принципы платности природопользования и равенства налогообложения? Дай ответ. Не дает ответа.

«Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящему декрету расписанию». У знающих-то людей это называется раскладочные налоги: сумма, которую надо собрать, распределяется по губерниям, в губерниях - между уездами и городами, в уездах – между волостями, в волостях – между селениями и поселками, а в поселениях – по спискам между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Эка невидаль! Региональные да местные власти и поныне так затыкают бюджетные дыры: глянут вокруг, с кого еще можно взять, с каких-таких предприятий, да и назначат. А ответственность налогоплательщиков за пропавших контрагентов не из той же серии случаем? – спросите вы. Ан нет, это еще поглубже надо посмотреть, потому как это про круговую поруку в крестьянской общине, отвечающей перед властями за грехи своих непутевых.

"Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов». Но отменяет инвестиции, добавим мы.

«Ответственность за невзнос устанавливается личная и имущественная». А то как же, и личная, и имущественная, и личная имущественная.

За невзнос - в нос!

За недоимку - заимку!

Штрафом - по уклонистам!

В кутузку их! Не окажись там!

Как сказал бы, может быть, Владимир Владимирович (сами знаете какой, надеюсь).

"Настоящий декрет вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с.г.». И этим нашего брата не удивишь. Вспомнить хотя бы, как во втором чтении в конце ноября 2016 года уполовинили со следующего года размер учитываемых убытков. Просто потому, что у правительства доходы с расходами не сходились. И правильно, правильно: надо так производство развивать, чтоб расходов при этом не несть. А разговоры про то, что налоговые законы надо принимать не позднее июля, так что ж с того. Дума-то наша боярская - царь своего слова, известное дело. Слово дала в ст. 53 БК - слово возвернула в другом законе. И так уж почитай десять годков.

«Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Ну а коли вспомнили наше все такое, то вот еще из школьного, неистребимого:

«Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил».

Что же это получается, господа хорошие? Отказалось правительство от мысли взимать оброк со сверхдоходов, да заменило его барщины ярмом, по-нынешнему – участием в нацпроектах, а люди и возрадовались. Ужели Александр Сергеич был неправ, и барщина легче оброка?

Он не читал Адама Смита?

Не был глубокой эконом?

И не умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет?

Да только думается мне, что и ЕЧДРН, и поборы местных и региональных властей с предприятий, и моделируемый сегодня очередной налог на сверхприбыль - это не налог вовсе, а конфискация. Налоги объявляются заранее и задолго, а не взимаются по факту или опосля. И мы это узнали много раньше, чем в Европе.

Княгиня Ольга сделала правильные выводы из печальной кончины своего мужа Игоря и установила прогрессивные для того времени правила налогообложения - место ("погосты"), сроки ("уроки") и размер сбора полюдья. И за то была прозвана в народе мудрой. А коли явился за платой в неурочный час, так пеняй на себя.

До опубликования Исследования о природе и причинах богатства народов оставался 831 год.

0.4 K 18:57 - 12/Апр/16 sasha 77
(6 лет 4 месяца)

Аватар пользователя sasha 77

Статья № 841.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге.

Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе па защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию.

Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы.

Между тем, городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать — преимущественно, путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом — огромные денежные средства.

Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы.

Вследствие этого Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет: обложить имущие группы городского и деревенского населения повсеместным единовременным налогом в сумме 10.000.000.000 (десяти миллиардов) рублей, взимаемых на следующих основаниях:

§ 1. Единовременный чрезвычайный налог взимается с лиц, принадлежащих к имущим группам городского и сельского населения.

§ 2. Лица, имеющие единственным источником своего существования заработную плату — жалованье или пенсию не более 1.500 руб. в месяц и не имеющие денежных запасов, обложению единовременным чрезвычайным налогом не подлежат.

§ 3. Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься с национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун.

§ 4. Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящему декрету расписанию.

Примечание. По представлениям подлежащих Губернских Исполнительных Комитетов Советов Депутатов, основанным на точных данных, Народному Комиссариату по Финансовым Делам, по соглашению с Народным Комиссариатом по Внутренним Делам, предоставляется право изменять общую сумму единовременного чрезвычайного налога, назначенную по распределению на данную губернию.

§ 5. Назначенная на основании предыдущего (4) параграфа на губернию сумма единовременного чрезвычайного налога распределяется Губернским Исполнительным Комитетом Совета Депутатов между уездами и между городами, участвующими в губернских Съездах Советов Депутатов (Конституция Р. С. Ф. С. Р., ст. 53‑6).

Уездный Исполнительный Комитет Совета Депутатов распределяет назначенную Губернским Исполнительным Комитетом Совета Депутатов сумму единовременного налога между волостями уезда, а Волостные Советы Депутатов — между селениями и поселками (Конституция, ст. 57‑6).

§ 6. Комитеты бедноты, сельские, волостные и городские Советы Депутатов составляют списки лиц, которые подлежат обложению единовременным налогом, и производят раскладку причитающихся на селение (поселок) или город сумм налога между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Раскладка эта производится таким образом, чтобы городская и деревенская беднота были совершенно освобождены от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян.

§ 7. Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов.

§ 8. Ответственность за невзнос единовременного налога устанавливается личная и имущественная.

§ 9. Единовременный чрезвычайный налог зачисляется в общегосударственные средства по сметам Департамента Окладных Сборов Народного Комиссариата по Финансовым Делам.

§ 10. Настоящий декрет вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с. г.

§ 11. Народному Комиссариату по Финансовым Делам поручается общее инструктирование местных Советов Депутатов по проведению в жизнь настоящего декрета и наблюдение за неуклонным соблюдением указанных в § 10 сроков.

Подписали: Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета СоветовЯ. Свердлов.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов А. Енукидзе.

Приложение к ст. 841

Расписание окладов единовременного чрезвычайного революционного налога по губерниям

Распубликован в № 240 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 2 ноября 1913 года.


Продолжаем материал по истории налогообложения в России. На очереди: эпоха СССР и становление современной системы, с которой мы имеем дело сегодня.

О десятимиллиардном чрезвычайном налоге периода «военного коммунизма» и налогах на сверхприбыль во времена НЭП

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

Одно из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции – это принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов». Документ устанавливал налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов».

Декрет предусматривал твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

Чуть позже Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».

Этот налог взимали по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам.

Раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась.

Кстати, экономический и политический эффект получился почти в 10 раз меньше планируемого — вместо 10 млрд. руб. было собрали всего 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г.

На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местные Советы взимали в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

Переход к нэпу с 1921 года привёл к восстановлению в общих чертах налоговой системы дореволюционной России. В этот период снова взимались:

  • промысловый налог,
  • подворный налог,
  • военный налог,
  • квартирный налог,
  • налог с наследств и дарений,
  • акцизы,
  • пошлины,
  • гербовый сбор.

Ввели и новые налоги:

  • единый натуральный,
  • сельскохозяйственный,
  • подоходно-поимущественный,
  • налог на сверхприбыль,
  • сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог.

Налоговая реформа 1930—1932 гг.

2 сентября 1930 г. в СССР провели кардинальную налоговую реформу. Упразднили систему акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) унифицировали в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Некоторые налоги с населения объединили, значительное их число отменили.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымали в государственную казну.

Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

Налог на холостяков и другие налоги в поствоенный период

Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения:

  • налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР;
  • военный налог;
  • сбор с владельцев скота;
  • сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — ввели для мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. По задумке авторов налог должен был способствовать росту населения страны. Аналогов этот налог не имеет. Кроме СССР, он был установлен только в Монголии.

Налог на холостяков вводили как временную меру. Но, как водится, всё временное – постоянно. И налог просуществовал до начала 1990-х годов.

Какие еще изменения внесли в акты налогового законодательства? Существенным переменам подверглись:

  • подоходное и поимущественное налогообложение физических лиц;
  • сельскохозяйственный налог;
  • единая государственная пошлина;
  • порядок сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В СССР стали взимать налог с доходов от демонстрации кинофильмов. Любопытно, что налог ввели еще при царе как отклик на бурный успех первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период больше внимания стали уделять неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.

Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР гражданам разрешили индивидуальную трудовую деятельность. Положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами. Их размер определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.

Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установили налог с владельцев транспортных средств.

В последующие годы появилось несколько законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Все их позже систематизировали в Закон СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог с оборота;
  • налог на экспорт и импорт.

Изменился и порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги.

На территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим.

Это стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба).

В 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

Становление налоговой системы современной России

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законы Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. установили земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

В 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР. Через год оно преобразовалось в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Теперь выработкой стратегии развития государственной политики и ведомственным нормотворчеством в налоговой сфере занимается Министерство финансов Российской Федерации.

Надзор и контроль в сфере налогообложения осуществляет Федеральная налоговая служба, деятельность которой курирует Минфин России.

Читайте также: