Сущность посошной системы налогообложения

Опубликовано: 14.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    В удельные века на Руси сложилась посошная система налогообложения.Соха – самая крупная податная единица, подразделявшаяся на более мелкиеобжи иливыти. Обжей назывался участок от 10 до 15 десятин 3 в трех полях, в зависимости от качества почвы. Выть была единицей несколько более крупной и также изменчивой: нормальный, или казенный, размер выти составлял обычно от 18 до 24 десятин в трех полях. Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей, взимавшихся с сохи, называласьтяглом. Люди, подлежащие таким платежам, а также главные предметы тяглового обложения – земли и дворы – называлисьтяглыми.Тяглосостояло изданей, или податей, выплачиваемых князю, икормов, которые шли управителям князя. Кормы с каждой сохи приносили управителям князя при вступлении в должность и в другие установленные дни.

    Основанием податного обложения служили писцовые книги, илисошное письмо, описывающее преимущественно хозяйственные средства (земли, угодья, промыслы), по которым население облагалось податью. Писцовые книги представляли собой расписание на сохи тяглых земель в селах и деревнях, занимавшихся хлебопашеством, и посадских дворов в промышленных поселениях, городах и слободах таким образом, чтобы они могли обеспечить определенный оклад дани.

    Размер промышленной (посадской) сохив разных местах и в разное время был неодинаков по количеству и составу, в нее входили дворы зажиточные, средние по достатку и бедные. Размерсельской пашенной сохитакже изменялся в зависимости от качества земли и состояния землепашцев. Земли подразделяли на добрые, средние и худые, причем качество определялось их доходностью, а не свойством самой почвы.

    Следствия удельного порядка княжеского владения

    Результатом установления на Руси удельного порядка княжеского владения, который проявился уже в XIII и особенно в XIV в., было усиливающееся политическое дробление северной Руси. Князей становилось все больше, в каждом поколении земля делилась между все возраставшим числом наследников, следовательно, уделы постепенно измельчались. Происходило обеднение большей части удельных князей северной Руси. Взаимное разобщение сделало их неспособными к каким-либо союзам. Княжеские родственные съезды, обычные в XII в., в XIV практически прекратились. В результате упало и политическое значение князей. Служилые люди – наемные слуги князя и черные люди-съемщики земли князя, жившие в его уделе, были вольны расторгнуть договор и уйти в другой княжеский удел. Только холопы были привязаны к территории удельного княжества. Таким образом, у населения удела, не связанного ничем, кроме соседства, отсутствовал общий объединяющий интерес, и князь, переставая быть государем, становился только землевладельцем, частным сельским хозяином – собственником территории с ее хозяйственными угодьями. Последствия удельного порядка подготовили благоприятные условия для политического объединения Руси.

    Объединение Руси вокруг Москвы

    В удельные века с 1228 по 1462 г. Северная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, множество неурожаев и пожаров. 4 Возникла потребность в твердом государственном порядке, политическом объединении сформировавшегося великорусского племени. В роли собирателя Древней Руси выступило Московское княжество. Этому послужило несколько причин. Во-первых, выгодное географическое положение удельного княжества. Город Москва возник на пересечении трех больших дорог, что давало городу и его краю значительные экономические выгоды. Кроме того, Москва была удалена от тогдашних окраин Русского государства, а значит реже подвергалась набегам внешних врагов. Во-вторых, Москва как новый и окраинный город была младшим уделом. Младшие князья не могли рассчитывать на высокое положение и, выступая врагами старшинства, расширяли границы своего удела за счет соседних княжеств. Московские князья захватывали земли с помощью оружия; имея свободные деньги, скупали земли у обедневших удельных князей, у монастырей и частных лиц; кроме того, владельцы слабых и бедных уделов сами искали московской службы и отдавали свои вотчины, получая их назад уже в виде служебного пожалования. Еще одним источником расширения Московского княжества было заселение Заволжья. Монахи центральных монастырей осваивали глухие прежде территории, в которые вслед за ними переселялись крестьяне-выходцы из московских владений. Приобретая новые земли, московские князья заселяли их людьми, которых, переманивая из чужих княжеств и выкупая из плена, на льготных условиях сажали на своей земле.

    Основы политического и экономического могущества Москвы заложил Иван Калита(с 1325 г. – московский князь, а с 1328 г. – великий князь владимирский). Он сумел получить великокняжеский престол, обеспечить порядок и безопасность в своем княжестве, в то время еще очень незначительном. Ему же приписывают введение в действиеЗемледельческого закона – византийского земско-полицейского и уголовного устава свободной деревни, составленного в VIII в. Калита образовал княжеский союз вокруг Москвы. В период правления Ивана Калиты митрополичья кафедра из Владимира была перенесена в Москву, ставшую благодаря этому церковной столицей Руси. Сын КалитыДмитрий Донскойподчинил себе давних соперников – тверских князей. Под его руководством Северная Русь в 1380 г. на Куликовом поле одержала победу над татаро-монголами. Таким образом, полуторавековые усилия московских князей по собиранию чужих земель завершились образованиемМосковской Руси.

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


    Наименование:

    Информация:

    Описание (план):

    Введение
    Глава 1. Становление русского централизованного государства
    1.1 Экономическое становление
    1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
    1.3 Положение крестьян
    1.4 Финансовая система на Руси
    Глава 2. Налогообложение на Руси
    2.1 Исторические тенденции
    2.2 Вехи истории налогообложения на Руси
    Глава 3. Модернизация поземельных налогов
    3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов
    3.2 Посошное обложение
    3.3 Подворное обложение
    Заключение
    Список использованной литературы

    Введение

    Налоги — результат развития человеческого общества и пред­ставляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фис­кальная политика оказывает регулирующее воздействие па эконо­мику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой ак­тивности, следовательно, на уровень объема производства, на уро­вень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так с инфляцией.
    Налогообложение - более древний институт, чем деньги. Социально-экономическое содержание дани, подати, налога заключается в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта тем, кто живет за счет этого. Современные либеральные институционалисты разрабатывают поведенческие модели торга между налогоплательщиками и административными органами. Эти модели имеют абстрактный характер. Возможно, они полезны для их идеологов как инструменты оболванивания общества, но "торг здесь неуместен".
    Современные либеральные налоговые "мыслители" выдают за ноу-хау обложение земли налогом с целью повысить эффективность землепользования. Не беремся описывать западный опыт, но на Руси посошный поземельный налог был установлен еще властями Золотой Орды. Однако ни при Золотой Орде, ни после свержения татаро-монгольского ига никакой связи между поземельным налогообложением и эффективностью использования земли не наблюдалось. Допустимо ли сравнивать либеральную идею поземельного налогообложения, рассчитанную на современных фермеров, с практикой взыскания податей с русских крестьян? Вполне допустимо. При переходе на "рыночные" отношения в современной России мы имеем сотни тысяч абсолютно свободных фермеров. Но лишь единицы из них эффективно используют землю. Значительная же часть фермерских земель заросла кустарниками и выбыла из сельскохозяйственного оборота, остальная часть обрабатывается с большим трудом. Помимо поземельного налога, в феодальной системе изымались и другие прямые и косвенные налоги. Особо выделялись правительственные регалии, то есть исключительное право верховной власти на получение доходов от казенной собственности и от государственных привилегий на денежную эмиссию и другие виды деятельности. В число правительственных регалий России входили горный доход, монетный, почтовый, винный и другие.
    Всем вышесказанным обусловлена актуальность темы курсовой работы.
    Целью работы является изучение структуры изменения податного налогообложения в эпоху становления русского централизованного государства.
    Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
    1) Анализ основных этапов становления русского централизованного государства в 15-16 веках;
    2) Изучение основных налоговых процедур в указанный период;
    3) Выявление причин и последствий модернизации посошного и подворного обложения.
    Объектом курсовой работы являются процессы налогообложения в 15-16 веках..
    Предмет исследования составляет модернизация поземельного обложения.

    Глава 1. Становление русского централизованного государства

    1.1 Экономическое становление

    1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве. Феодальная собственность на землю

    XIV—XVI века — это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV—XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.
    При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV—XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами») (рис.1), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство.
    Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Из промыслов были распространены охота и рыболовство. Кроме бортничества — промысла по добыче мёда от диких пчёл, водившихся в лесах, в XIV—XV вв. развивалось и пасечное пчеловодство.

    Рис 1. Сельскохозяйственные орудия: серп, плужный лемех и сошник двузубой сохи. XIII-XV вв.
    В XIV—XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.
    Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам — дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. — времени образования Русского централизованного государства — практика раздачи условных владений военным слугам — дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.[2]

    1.3 Положение крестьян

    1.4 Финансовая система на Руси

    Глава 2. Налогообложение на Руси

    2.1 Исторические тенденции

    2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

    26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.
    На протяжении XIV—XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.
    В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).
    В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».
    Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.
    Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.
    Судебная пошлина — «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.
    В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.
    В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:
    • ямские;
    • пищальные — для производства пушек;
    • сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.
    Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).
    Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.
    Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
    В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.
    Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных .людей — поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей — закладничество — стремление .людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.[4]

    Глава 3. Модернизация поземельных налогов

    3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

    3.2 Посошное обложение

    После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

    Рис. 2. Взимание налога «с сохи»
    Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.
    Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

    Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения
    Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.
    Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.
    При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений — писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха — определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.
    Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть — это часть мыта.
    Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населения, стремилось всегда к одной цели — пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слишком обременять население, чтобы оно было налогоплатёжным. С другой стороны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.
    Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль.[6]

    3.3 Подворное обложение

    Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.
    Сменило посошное обложение. Правительс тво определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть гос ударственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.
    Подворное обложение – распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть н
    и т.д.

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    ПОСОШНОЕ (посошное обложение) — поземельный налог в Русском государстве, утвердившийся в середине XVI в.; при исчислении П. за единицу обложения бралась соха. В 1679 г. П. было заменено подворным обложением.

    Смотреть что такое ПОСОШНОЕ в других словарях:

    ПОСОШНОЕ

    посошное обложение, сошное, государственный поземельный налог в России 16—17 вв., утвердившийся в середине 16 в.; при исчислении П. за единицу . смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ, посошное обложение, сошное, гос. поземельный налог в России 16-17 вв., утвердившийся в сер. 16 в.; при исчислении П. за единицу обложения б. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ, посошное обложение, сошное, в середине 16-17 вв. название государственного поземельного налога с сохи, а также ямских, пя-тинных, полоняничн. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    посошное обложение, сошное, - гос. позем. налог в России 16-17 вв., при исчислении к-рого за единицу обложения бралась соха (см. также Писцовые книги). смотреть

    ПОСОШНОЕ

    Посошное в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным о. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    (посошное обложение) - поземельный налог в Русском государстве, утвердившийся в середине XVI в.; при исчислении П. за единицу обложения бралась соха. В. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ (посошное обложение) - поземельный налог в Русском государстве, утвердившийся в середине XVI в.; при исчислении П. за единицу обложения бралась соха. В 1679 г. П. было заменено подворным обложением.
    . смотреть

    ПОСОШНОЕ

    посошное обложение, сошное, в середине 16-17 вв. название государственного поземельного налога с сохи, а также ямских, пятинных, полоняничных денег и др. сборов. В 1679 П. заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    посошное обложение, сошное, в середине 16-17 вв. название государственного поземельного налога с сохи, а также ямских, пятинных, полоняничных денег и др. сборов. В 1679 П. заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ, в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным обложением.

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ - в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным обложением.
    . смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ , в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    ПОСОШНОЕ, в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    в Русском государстве XVI-XVII вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные деньги и другие сборы. Заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    в Русском государстве XVI - XVII вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные деньги и др. сборы. Заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    - в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельныйналог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Замененоподворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    в Русском государстве 16-17 вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные и другие сборы. Заменено подворным обложением. смотреть

    ПОСОШНОЕ

    прым. у знач. наз.зямельны падатак з сялян

    ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

    форма поземельного обложения в России в XVI- XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.

    ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

    форма поземельного обложения в РОССИИ в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в ХУЛ в. подворным налогом.

    ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

    - форма поземельного обложения в РОССИИ в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в ХУЛ в. подворным налогом.

    ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

    ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом. смотреть

    ПОСОШНОЕ (ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ)

    - поземельный налог в Русском государстве, утвердившийся в середине XVI в.; при исчислении П. за единицу обложения бралась соха. В 1679 г. П. было заменено подворным обложением.

    После регистрации бизнеса у вас есть месяц, чтобы выбрать систему налогообложения. От нее зависит, сколько своих денег вы подарите государству.

    Налоговая автоматически назначает всем новым предпринимателям и организациям общую систему налогообложения. Для малого бизнеса она не подходит — сложно и дорого. Поэтому лучше выбрать одну из четырех льготных систем: упрощенку, патент, единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог.

    Рассказываем, в каких сферах применяют каждую из систем налогообложения, какие налоги и как часто вам придется платить. Информация актуальна на июнь 2019 года.

    Общая система налогообложения

    В чем особенности. Общая система налогообложения (ОСНО) — самая дорогая и сложная из всех существующих. Например, ИП без сотрудников платят до 20% по налогу на добавленную стоимость, еще 13% составляет налог на доходы физических лиц. Плюс страховые взносы, за весь 2019 год — 36 238 ₽. Для малого бизнеса, особенно на старте, это слишком много.

    Кому подходит. Юридически — всем организациям и ИП, на общей системе налогообложения нет ограничений по видам деятельности, доходу и количеству сотрудников. Но из-за дороговизны ОСНО обычно выбирают крупные организации и те, кому нужен НДС. Например, их контрагенты сотрудничают только с плательщиками НДС, потому что так они могут получать налоговый вычет.

    Что и когда платить. И юридические лица, и индивидуальные предприниматели платят налог на добавленную стоимость (НДС). Дополнительно юрлица перечисляют налог на прибыль, а ИП — налог на доходы физических лиц. У каждого налога своя система расчета, сроки уплаты и подачи декларации.

    Производители и продавцы товаров могут платить налог на добавленную стоимость по частям. В России три ставки НДС: 0%, 10% и 20%. В большинстве случаев платят 20%, льготные ставки действуют только для отдельных видов бизнеса. Например, 0% платят экспортеры, а 10% продавцы детской одежды и обуви.

    Налог на прибыль организации рассчитывают так: из доходов вычитают расходы на ведение бизнеса. Стандартная ставка — 20%, но в некоторых регионах она пониженная. Индивидуальные предприниматели вместо налога на прибыль платят налог на доходы физических лиц, ставка по нему — 13%.

    Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль сложно посчитать самостоятельно, вам потребуется помощь бухгалтера.

    Налог Когда платить Когда сдавать декларацию Налог на добавленную стоимость Сумму за квартал делят на три части и платят помесячно в следующем квартале. Деньги вносят до 25 числа. До 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Налог на прибыль (платят юрлица) Платят помесячно или поквартально. Деньги перечисляют до 28 числа месяца, который следует за отчетным.Налог по итогам года платят до 28 марта. Сроки совпадают с графиком платежей. Налог на доходы физических лиц (платят ИП) Первый платеж — до 15 июля, второй — до 15 октября, третий — до 15 января следующего года. Раз в год, до 30 апреля. Когда платить налоги и сдавать декларации на общей системе налогообложения

    Упрощенная система налогообложения

    В чем особенности. Простая система с минимальным налогом, которая подходит почти всем малым и средним предприятиям. На упрощенке вы раз в квартал платите один налог и раз в год сдаете одну декларацию.

    Чтобы сэкономить, можно вычитать из налогов уплаченные страховые взносы. Индивидуальному предпринимателю без сотрудников государство разрешает компенсировать всю сумму, ИП с работниками и ООО — только половину.

    Кому точно не подходит. Банкам, страховым компаниям, ломбардам, инвестиционным фондам и другим бизнесам из списка.

    Организациям и ИП с выручкой, превышающей 150 млн рублей в год, бухгалтерской остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов свыше 100 млн рублей. Компаниям, в которых трудоустроены более 100 человек.

    Еще упрощенка не подходит юрлицам, если у них есть филиал или более 25% уставного капитала принадлежит другой компании.

    Как платить. Упрощенка бывает двух видов. На УСН «Доходы» вы рассчитываете налог со всех заработанных денег. В большинстве регионов России платят 6%, но в некоторых действуют льготные условия.

    На УСН «Доходы минус расходы» вы вычитаете из всех заработанных денег расходы на ведение бизнеса. Получившаяся разница — сумма, с которой рассчитывают налог. Стандартная ставка — 15%, но в некоторых регионах она ниже.

    Обычно УСН «Доходы минус расходы» выгодна, если на ведение бизнеса вы тратите 70–80% заработанных денег. Например, закупаете товары, платите зарплаты сотрудникам, арендуете офис или склад. Но на каждый расход нужны чеки и квитанции, а налоговая задает больше вопросов во время проверок.

    Юрлица и ИП платят налоги раз в три месяца вне зависимости от вида упрощенки. Платеж за первый квартал перечисляют до 25 апреля, за полугодие — до 25 июля, за девять месяцев — до 25 октября.

    Но отчитываются по итогам года предприниматели и компании в разные сроки. ИП платят налог и подают декларацию до 30 апреля следующего года, юрлица — до 31 марта.

    Единый сельскохозяйственный налог

    В чем особенности. Единый сельскохозяйственный налог — аналог упрощенки, только для сельхозпроизводителей. Рассматривайте этот вариант, если планируете разводить животных, засеивать поля или ловить рыбу.

    Кому подходит. Крестьянским хозяйствам, юрлицам и предпринимателям, которые занимаются растениеводством, животноводством или рыбным хозяйством. Они производят, перерабатывают и продают сельхозпродукцию или оказывают услуги в этой сфере.

    Систему не могут применять организации и ИП, которые ничего не производят, а только перерабатывают. Например, она не подходит молокозаводам, если они покупают молоко у фермеров и не держат своих коров.

    Еще одно обязательное условие — не менее 70% выручки поступает от продажи сельхозпродукции. Для организаций и ИП, которые занимаются рыболовством, есть дополнительные требования в пункте 2.1 статьи 346.2 НК РФ.

    Как платить. На этой системе налогообложения платят единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на добавленную стоимость (НДС).

    От уплаты НДС можно отказаться, если вы только что перешли на эту систему налогообложения. Для этого нужно подать уведомление об освобождении от налога в том же календарном году.

    Еще от НДС освобождают, если вы зарабатываете меньше определенной суммы — ежегодно она меняется. Например, в 2020 году НДС не платят те, кто в 2019 году заработал не более 90 млн рублей.

    Если же вашим контрагентам важно, чтобы вы платили НДС, наймите бухгалтера. В расчете налога много нюансов, есть риск ошибиться.

    Для оплаты налога сумму за квартал делят на три части и платят в следующие три месяца, деньги вносят до 25 числа. Например, НДС за первый квартал перечисляют до 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Налоговую декларацию подают до 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. В приведенном примере — до 25 апреля.

    С единым сельскохозяйственным налогом все проще, для расчета вы вычитаете из доходов расходы на ведение бизнеса. Получившаяся разница — сумма, с которой начисляют налог. Стандартная ставка — 6%, у регионов есть право ее понизить.

    Налог платите раз в шесть месяцев. Платеж за полугодие вносите до 25 июля. А до 31 марта следующего года перечисляете налог за год и подаете декларацию.

    Единый налог на вмененный доход

    В чем особенности. На этом режиме налог зависит не от дохода, а от размера бизнеса, например, площади магазина или количества сотрудников. Вы сможете посчитать сумму еще до открытия компании.

    ЕНВД можно использовать только для определенных видов деятельности. Если параллельно вы занимаетесь бизнесом, который не попадает под режим, то дополнительно используете общую систему или упрощенку.

    Кому подходит. Юрлицам и ИП, которые занимаются определенными видами деятельности. Например, магазинам, столовым и кафе площадью до 150 кв. м, ателье, автомойкам и автостоянкам. Точный перечень зависит от региона — режим действует по всей России, кроме Москвы.

    Вы можете применять ЕНВД, если у вас до 100 сотрудников, вы не используете договор простого товарищества или доверительного управления имуществом, не сдаете в аренду автозаправки. Для юридических лиц есть дополнительные требования.

    Как платить. Сумма налога зависит от установленных государством параметров и особенностей вашего бизнеса, например, площади помещения или количества сотрудников. Вы рассчитываете предполагаемый доход по формуле, и из него высчитываете 15%.

    Чтобы экономить, из единого налога на вмененный доход можно вычитать страховые взносы. ИП без работников компенсируют всю сумму, ИП с сотрудниками и ООО — только половину.

    На ЕНВД вы платите налоги раз в квартал. Деньги перечисляете до 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом, а декларацию сдаете до 20-го. Например, платеж за первый квартал вносите до 25 апреля, а декларацию подаете до 20 апреля.

    Патентная система налогообложения

    В чем особенности. Патент — это своего рода разрешение на работу. Вы покупаете его на срок от одного месяца до года, и в этот период не платите налоги и не сдаете декларацию.

    Патент распространяется только на определенный вид деятельности. Если параллельно вы занимаетесь чем-то еще, то покупаете отдельный патент, применяете общую или упрощенную систему налогообложения.

    Кому подходит. Индивидуальным предпринимателям, которые занимаются определенными видами деятельности. Например, ремонтируют автомобили, шьют обувь, проводят спортивные занятия, делают маникюр, печатают фотографии. Список видов деятельности зависит от региона.

    Работать на патенте могут предприниматели, у которых не более 15 сотрудников, а годовой доход не превышает 60 млн рублей.

    Как платить. За десять дней до начала работы вы подаете в налоговую заявление на получение патента. Документ выдадут в течение пяти дней.

    Теперь за него нужно заплатить. Если патент действует менее полугода, то вы вносите всю сумму одним платежом. Самый поздний срок — последний день действия документа.

    Если же вы оформили патент на 6–12 месяцев, то отправляйте двумя платежами. Треть стоимости перечисляете в первые 90 календарных дней, еще две трети — до конца действия патента.

    Читайте также: