Срок отзыва инкассового поручения налоговым органом

Опубликовано: 12.05.2024

Существуют различные обстоятельства для исполнения данных банками поручений.

Обстоятельства для исполнения банками налоговой обязанности

Задерживать исполнение предоставленного налогоплательщиком платежного поручения, а также поручения переданного налоговым органом банки не вправе.

В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик обязан самостоятельно производить уплату всех налогов и сборов. Обязанностью банка является исполнение поручения налогоплательщика или налогового агента и своевременное перечисление суммы налогового обязательства, указанного в поручении, в соответствующий бюджет, списав их со счета налогоплательщика.

Для налогоплательщиков, не исполняющих добровольно свои обязанности по уплате налогов, налоговое законодательство устанавливает возможность принудительного взыскания. Статья 46 НК РФ подробно описывает данную процедуру.

Бесспорное взыскание денег со счета клиента производится банком на основании решения налогового органа и направления в банк в виде инкассового поручения, предписывающего списать и перечислить денежные средства клиента в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Одновременно с этим налоговым органом может быть вынесено решение приостановить все расходные операции по счету налогоплательщика. Такое решение в порядке ст. 76 НК РФ является обеспечительной мерой.

Оно является безусловным для банка и действует с момента вынесения до отмены его налоговым органом.

Не должно производиться взыскание налогового долга с депозитного счета налогоплательщика, если депозитный договор еще действует.

После его окончания налоговый орган может требовать списания депозитных средств в счет погашения налоговых обязательств.

Если средств, находящихся на счете налогоплательщика, достаточно для удовлетворения, направленного клиентом или налоговым органом поручения, то банк списывает их исходя из календарной очередности.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять:

  • поручения налогоплательщика или налогового органа, предписывающие произвести списание денег со счета плательщика и перечислить их в соответствующий бюджет;
  • решение налогового органа, которым предписано взыскать недоимку по налогам. Исполнение такого решения производится банком в порядке очередности, которую устанавливает гражданское законодательство. В соответствии с установленным порядком удовлетворения требований кредиторов бюджетные платежи имеет третью очередь. То есть списание средств может быть произведено только после того, как будут удовлетворены первые две очереди.

Сроки исполнения банком поручений на перечисление налогов и сборов

В соответствии с требованиями ст. 60 НК РФ в обязанности банка входит исполнение поручения, переданного налогоплательщиком или налоговым органом на протяжении одного операционного дня, который следует за днем, когда было получено данное поручение.

Если поручение предъявляется налогоплательщиком физ. лицом в обособленное подразделение банка, которое не имеет собственного корсчета (субсчет) срок выполнения поручения должен быть продлен на время, в течении которого будет производиться доставка поручения в обособленное подразделение, имеющее корсчет.

Ответственность за доставку лежит на организациях федеральной почтовой связи.

Однако срок доставки не может превышать пять операционных дней.

Невозможность исполнения банком поручения налогоплательщика в срок

При недостаточности средств на счете налогоплательщика для выполнения поручения банк может допустить неисполнение поручения. Допустить не исполнение поручения банк может по причине недостаточности средств на корреспондирующем счету банку. Эти две ситуации регулируются по-разному, поскольку отличаются друг от друга.

В обоих случаях банк обязан уведомить налогоплательщика и налоговый орган о невозможности исполнить поручение. Форму такого уведомления устанавливает Центробанк.

Формальное списание средств со счета плательщика, при котором соответствующая сумма не поступает в бюджет из-за отсутствия средств на счета не допустимо.

Банк, который допустил нарушение правил проведения расчетных операций на своей вине обязан:

  • вернуть клиенту денежную сумму по невыполненному банковскому поручению;
  • возместить все убытки, связанные с данным нарушением;
  • уплатить проценты, которые будут начислены на сумму невыполненного поручения.

Ответственность банков за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей

Ответственность за нарушение обязательств, взятых на себя банком, предусматривает гл 25 ГК РФ. Приняв платежное поручение у своего клиента, банк фактически выступает должником по обязательству, которое возникает из этого поручения, и закон обязывает его возместить клиенту все убытки, вызванные не своевременным исполнением обязательства. Убытки определяются по правилам ст. 15, 393 ГК РФ.

Если неисполнение (ненадлежащее исполнение) произошло по вине банка, обслуживающего получателя средств, в результате несвоевременного их зачисления на банковский счет клиента, он также будет нести ответственность, и обязан будет погасить возникшие убытки (ст. 866 ГК РФ).

В этом случае ответственность банка, который принял платежное поручение, будет ограничиваться моментом поступления денег на счет обслуживающего банка (ст. 302 ГК РФ).

Относительно ответственности банков, которые привлекаются к проведению банковских переводов, в случае если они нарушают порядок осуществления расчетных операций, что приводит к неправомерному удержанию денег, у них возникают обязательства уплатить проценты за использование чужих денег, которые они обязаны уплатить плательщику средств (ст. 395 ГК РФ).

Таким образом, закон четко разделяет момент наступления ответственности для каждого банка, участвующего в расчетной цепочке.

Говоря об ответственности банка необходимо упомянуть и ст. 404 ГК РФ, которая предполагает возможность уменьшить размер ответственности банка с учетом степени вины его клиента. Данная правовая позиция высказана в Постановлении ФАС по делу N А09-5514/99-10.

Финансовая ответственность банка (штраф) в данном случае устанавливается и налоговым законодательством ст.ст. 133, 135 НК РФ. Поимо этого, к административной ответственности должны быть привлечены и должностные лица виновного банка в порядке ст.ст. 15.8, 15.10 КоАП РФ.

Неоднократное нарушение банком своих обязанностей на протяжении календарного года может стать основанием для направления налоговым органом в Центробанк ходатайства с требованием отозвать лицензию у банка-нарушителя.


  • Для чего используют инкассовое поручение
  • Инкассовые списания по акцепту
  • Инкассовое поручение от налогового органа
  • Итоги

Для чего используют инкассовое поручение

Согласно положению «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П в качестве одного из платежных документов выступает инкассовое поручение (п. 4.6). Это безналичный путь проведения платежей. Инкассовые поручения нужны для изъятия денежных средств у плательщика в бесспорном порядке.

Их используют, если:

  • бесспорный характер списания предусмотрен на законодательном уровне;
  • нужно произвести оплату задолженности по исполнительным документам;
  • заключен договор о выполнении контрагентом определенных условий поставки с оплатой со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение оформляют (форма 0401071):

  • контрагенты при наличии договора поставки;
  • налоговые службы и внебюджетные фонды для взимания недоимки, штрафов и пени;
  • судебные приставы.

В нем в зависимости от ситуации должны быть ссылки:

  • на нормативный акт с указанием его номера, даты и номера применяемой статьи;
  • договор поставки с указанием его реквизитов и ссылки на пункт, который предусматривает право поставщика на списание средств;
  • исполнительный лист с указанием его номера, даты выдачи, названия организации и номера дела в судопроизводстве; к инкассовому поручению обязательно прилагается подлинник или дубликат исполнительного листа.

Неисполнение этих требований будет основанием для неоплаты поручения банком. При использовании исполнительного документа, который будет предъявлен позднее оговоренного законом срока, поручение банком также исполнено не будет.

Все операции с инкассовыми поручениями оговорены в гл. 7 положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

Инкассовые списания по акцепту

Акцепт — это согласие одной стороны сделки на заключение договора, предложенного другой стороной. Акцепт в банковских операциях подразумевает, что плательщик подтвердил свое согласие на оплату:

  • по переводному векселю;
  • счету;
  • банковскому чеку;
  • платежному документу.

Расчеты с поставщиками на основе акцепта позволяют проверять исполнение договора покупателем:

  • по срокам его выполнения;
  • ценам;
  • соблюдению условий поставки.

Такие договоры, например, могут заключать граждане на оплату коммунальных услуг. Если в договоре выбрана безакцептная форма оплаты, банк вправе выставлять инкассовые поручения на списание денег со счета гражданина для их оплаты. За предоставление таких услуг банк взимает комиссию.

Подробнее о безакцептном списании денежных средств читайте здесь.

Инкассовое поручение от налогового органа

Этот вид оплаты предусмотрен для организаций, осуществляющих контрольные функции по отношению к плательщикам налогов. К ним относится и ФНС России. Эта обязанность предусмотрена в ст. 46 НК РФ. ФНС направляет требование (приказ ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@) об уплате недоимки по налогу его плательщику. При игнорировании требования инспекция принимает решение о принудительной оплате недоимки после завершения планового срока оплаты, но не позже 2 месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поступающие в банк должника инкассовые поручения подлежат безусловному выполнению. Оформление и предъявление инкассовых поручений осуществляется в соответствии со ст. 874–876 ГК РФ. При этом расчеты производятся с учетом положения № 384-П.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе выставлять инкассо до окончания срока добровольной уплаты недоимки налогоплательщиком (постановления АС Центрального округа от 30.10.2019 по делу № А83-7823/2018, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2012 № А78-10449/2011 и Московского округа от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24).

Отстоять свои права в спорах с налоговиками по вопросам, связанным с взысканием налогов, вам поможет сборник важнейшей судебной практики от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к правовой системе и переходите в этот полезный материал.

В этом документе устанавливается также очередность оплаты недоимки по налогам или штрафов и пени. Поля инкассового поручения заполняются с учетом положений приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н. По каждому налогу, имеющему различные КБК, выставляется свое инкассовое поручение. В случае образования переплаты по налогу возможен ее возврат.

О признании судом инкассовых поручений ошибочными см. статью «Ст. 78 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Инкассовое поручение используется для взыскания денежных средств с хозсубъекта в бесспорном порядке. Списание средств с помощью инкассо возможно как между хозсубъектами, так и со стороны государственных органов.



Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику направлено не было, налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов).

Порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств установлен нормами ст. 46 НК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога (сбора, пеней, штрафов) производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов) (п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ).

Требование должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Таким образом, направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных НК РФ, требования является обязанностью налогового органа, что прямо следует в том числе из подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Направление требования преследует цель добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).

Из изложенного следует, что право налогового органа обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах в целях принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) возникает только в том случае, когда налоговый орган в порядке, установленном НК РФ, направил в адрес налогоплательщика требование, а налогоплательщик не исполнил его в установленные сроки. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Обратим внимание, что требование предъявляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 69 НК РФ. Пунктами 5 и 6 этой статьи предусмотрено, что требование по установленной форме направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Оно может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) под личную подпись, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Данный подход находит поддержку и в арбитражных судах. При разрешении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами суды исходят из наличия доказательств отправки налоговым органом требования. Из имеющихся материалов судебной практики можно сделать вывод о том, что суды не признают несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению требования формальным нарушением процедуры обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, которое не может повлиять на обоснованность взыскания при бесспорном наличии недоимки по налогам. В частности, суды отмечают, что, поскольку вручение налогоплательщику требования не доказано, налогоплательщик был лишен возможности уплатить налог в добровольном порядке, в связи с чем решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика должно быть признано недействительным как вынесенное с нарушением норм законодательства о налогах и сборах (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 26.07.2011 № Ф10-2159/11, ФАС Московского округа от 11.07.2011 № Ф05-2905/11 и от 04.05.2010 № КА-А41/3946-10, ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2009 № Ф03-2221/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2007 № А69-699/07-6-Ф02-9332/2007, ФАС Уральского округа от 06.05.2008 № Ф09-3099/08-С3, Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 № 10АП-6458/11).

К выводу о неправомерности взыскания налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств налогоплательщика на его банковских счетах суды приходят и в той ситуации, когда требование налоговым органом было направлено, однако не по надлежащему адресу налогоплательщика (указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и совпадающему с его фактическим адресом) либо по адресу обособленного подразделения налогоплательщика, но не самой организации (постановления ФАС Московского округа от 03.06.2010 № КА-А40/4585-10-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2006 № Ф04-2840/2006(22466-А67-15), ФАС Поволжского округа от 07.08.2007 по делу № А57-13173/06-33).

Обратим внимание, что в соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221) при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция, в которой указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления.

При рассмотрении споров суды, как правило, признают надлежащими доказательствами направления налогоплательщику заказным письмом требования: реестр заказных писем и почтовую квитанцию с соответствующими отметками оператора почтовой связи, а также (если заказное письмо было получено налогоплательщиком) уведомление о вручении почтового отправления (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.06.2011 № Ф05-5099/11, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 № 18АП-5807/09 и от 08.07.2008 № 18АП-3891/2008).

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 14

О мерах принудительного взыскания недоимки налогоплательщика

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, именуется недоимкой.

Как следует из положений п. п. 1, 2 ст. 45, п. 1 ст. 69 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем сделать это в срок, установленный налоговым законодательством. В случае если обязанность по уплате налога окажется неисполненной или ненадлежаще исполненной, налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога, которое представляет собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить недоимку в установленный срок.

На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование передается налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения . При этом согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. Оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога по результатам налоговой проверки.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ по общему правилу требование должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты его получения (если в этом требовании не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).

Итак, после того как в результате налоговой проверки выявлена недоимка по налогам, хронология дальнейших событий будет следующей:

  1. налоговый орган выносит соответствующее решение (о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении);
  2. в течение пяти рабочих дней решение вручается налогоплательщику;
  3. по истечении десяти рабочих дней решение вступает в силу;
  4. в течение десяти рабочих дней налогоплательщику направляется требование об уплате налога;
  5. налогоплательщик должен уплатить налог (пени, штраф), указанный в требовании, в установленный этим документом срок.

Имейте в виду, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке) и ст. 47 НК РФ (путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика).

Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ принудительное взыскание налога за счет денежных средств на банковских счетах производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения .

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Отметим, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Исходя из п. 1 ст. 47 НК РФ в этом случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика, в том числе за счет наличных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится в определенной последовательности, и первыми на очереди идут наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Обратите внимание! В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

О повторном инкассовом поручении

Теперь перейдем к ситуации, которую рассматривал Президиум ВАС РФ в Постановлении N 13114/13.

Суть дела заключалась в следующем. Налоговая инспекция провела проверку правильности исчисления и уплаты НДФЛ. Далее события развивались следующим образом:

  • 27.02.2012 - акт налоговой проверки;
  • 30.03.2012 - решение о привлечении к ответственности;
  • 20.04.2012 - требование об уплате налогов, пеней и штрафов;
  • 14.05.2012 - срок уплаты налогов, пеней и штрафов;
  • 16.05.2012 - решение о взыскании налогов, пеней и штрафов из денежных средств на счетах налогоплательщика.

Однако неисполненные инкассовые поручения 23.05.2012 были возвращены банком налоговому органу в связи с закрытием налогоплательщиком расчетного счета и 18.07.2012 были перенаправлены для исполнения в другой банк.

Организация, считая действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 18.07.2012 незаконными (по ее мнению, такие поручения должны были быть направлены не позднее 16.07.2012), обратилась в арбитражный суд.

Суды первых трех инстанции поддержали организацию (см., например, Постановление ФАС УО от 14.05.2013 N Ф09-2728/13). Они исходили из пропуска налоговым органом срока на направление инкассовых поручений в рамках принудительного взыскания за счет денежных средств налогоплательщика.

Арбитры ФАС УО так мотивировали свое решение. В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому, посчитали судьи ФАС УО, шестидесятидневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.

Суды исходили из правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 N 8922/07, согласно которой указанный в п. 3 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) шестидесятидневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает в себя и срок направления инкассовых поручений в банк.

Учитывая, что действующая редакция Налогового кодекса также не устанавливает специальный срок для направления в банк инкассовых поручений, суды пришли к выводу, что данные действия инспекция должна была совершить в двухмесячный срок и в том случае, если выставленные в названный срок инкассовые поручения были возвращены банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета.

Однако налоговая инспекция не согласилась с подобным решением и обратилась в Высший Арбитражный Суд.

Мнение Президиума ВАС

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 13114/13 отменил решения нижестоящих судов и поддержал требования налоговой инспекции.

Он указал, что позиция судов о необходимости совершения налоговым органом в двухмесячный срок действий, направленных на инициирование взыскания, не подлежит применению к ситуациям, когда выставленное в указанный срок инкассовое поручение было возвращено банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета.

В Налоговом кодексе отсутствуют положения, содержащие запрет или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика в случае их возврата по причине закрытия расчетного счета либо регламентирующие сроки совершения таких действий.

Выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8922/07 правовая позиция о недопустимости направления за пределами шестидесятидневного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, повторных инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов касалась толкования соответствующих положений Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007. Данная позиция основывалась на подходе, согласно которому в отсутствие в Налоговом кодексе срока на принятие решения об обращении взыскания за счет иного имущества указанный шестидесятидневный срок подлежит применению ко всей процедуре внесудебного взыскания, в силу чего в этот срок налоговым органом должно быть реализовано взыскание за счет денежных средств и принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества.

С 01.01.2007 вступили в силу изменения, внесенные в п. 1 ст. 47 НК РФ, установившие годичный срок, исчисляемый с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, в течение которого должно быть принято решение о взыскании за счет иного имущества. Принимая во внимание указанное изменение законодательства, Президиум ВАС пришел к следующему выводу.

Вывод. Выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ), производится налоговым органом в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика .

Следовательно, инспекцией при выставлении повторных инкассовых поручений по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета не было допущено нарушений положений ст. ст. 46 и 47 НК РФ.

«…Мы не уплатили вовремя налог на имущество за 2008 год. Налоговики вынесли решение о взыскании. Датировано оно 16 апреля 2009 года. А 21 мая в банк пришло инкассовое поручение. Банк почему-то исполнил его, хотя ИФНС отправила его с опозданием, на штемпеле стояло 20 мая. Прав ли банк? Ведь налоговикам дан только месяц на отправку поручения со дня вынесения решения – пункт 4 статьи 46 НК РФ…»
Из письма главного бухгалтера Анны Федорчук, г. Смоленск

Ульяна Жаворонкова, эксперт «УНП»

К сожалению, Анна, не только банкиры, но все, кого мы опросили, сошлись во мнении, что банк обязан исполнить поступившее пусть и с опозданием инкассовое поручение инспекции. Но в суде есть шансы признать списание незаконным.

ФНС России: банк не вправе отказаться от исполнения поручений инспекции

Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела методологии налогового контроля Управления контрольной работы ФНС России, отмечает, что банки формально проверяют заполнение поручения инспекции и на дату отправки, как правило, не обращают внимания:
– Банк, согласно статье 46 НК РФ, обязан выполнять поручения инспекции, даже если она пропустила месячный срок для его отправки. У налогоплательщика один выход – обратиться в суд и потребовать от инспекции отозвать инкассовое поручение и вернуть деньги.

Независимые эксперты: банк обязан был исполнить поручение

Александр Лемчик, управляющий партнер ООО «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг», считает, что как раз с формальной точки зрения банк мог не исполнять требование налоговиков из-за нарушения ими срока, установленного пунктом 4 статьи 46 НК РФ. Однако вменить что-либо в вину банку, который исполнил просроченное требование, практически невозможно:
– Над банком всегда висит груз ответственности за несвое­временное исполнение банком поручения налогового органа по пункту 1 статьи 135 НК РФ. Кроме того, статья 46 кодекса не предусматривает право банков не исполнять поручение налогового органа в случае пропуска им срока, установленного пунктом 4 статьи 46 НК РФ. Такое мнение высказал Минфин в письме от 27.04.09 № 03-02-07/1-202. Поэтому можно сделать вывод, что банк исполнил свою обязанность правомерно и компании, со счета которой были списаны денежные средства, будет затруднительно доказать обратное.

Полина Земскова, юрисконсульт «Что делать Консалт», согласна с коллегой и полагает, что предъявлять претензии банку в данном случае лишено юридического смысла:
– Пункт 4 статьи 46 НК РФ, а также пункт 12.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.02 № 2-П. – Примеч. ред.) предполагают бесспорный порядок списания денежных средств со счета в ситуациях подобного рода. В том случае, если инкассовое поручение оформлено надлежащим образом, банк не вправе не принять его к исполнению. Обязанность банка проверять соблюдение налоговой инспекцией сроков не предусмотрена действующим законодательством. В вашей ситуации можно лишь порекомендовать оспорить действия непосредственно налогового органа, а не банка.

Банкиры: банк был прав, но компания может обратиться в суд

Никита Шестаков, руководитель юридического отдела КБ «Единственный», также уверен, что у банка не было другой возможности, как только исполнить поручение налоговиков:
– В данном случае компания не может предъявлять претензии банку. Он действует в соответствии с законодательством. Пока деньги со счета еще не были сняты, организация могла обратиться в суд и попросить принять в отношении ее имущества обеспечительные меры. Основанием для этого как раз и будет просрочка отправки налоговиками поручения.

Наше мнение: у компании есть все шансы в суде

Мы также считаем, что нет оснований требовать от банка не исполнять инкассовые поручения. Но есть смысл обратиться в суд с требованием признать незаконными сами эти поручения. Шансы на победу хорошие – существуют решения, в которых арбитражные судьи приходили к выводу, что инкассовые поручения, отправленные с нарушением месячного срока, являются незаконными (см. постановления Девятого арбит­ражного апелляционного суда от 13.02.09 № 09АП-692/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.09 № А50-3450/2008).

На будущее, если компания узнает о направлении в банк поручения с нарушением требований пункта 4 статьи 46 НК РФ, можно сразу обратиться в суд и одновременно с заявлением о признании инкассовых поручений недействительными подать ходатайство о приостановлении взыскания по ним.

Читайте также: