Структура нормы налогового права включает

Опубликовано: 24.07.2024

Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.

Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.

Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты.

Нормы налогового права обладают следующими признаками:

> нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;

> они возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

> эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

> налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, либо в постановлении Конституционного Суда РФ;

– налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов.

– нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни,

– нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью.

– нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права.

– среди норм налогового права имеются и управомочивающие,

– регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств,

– нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.

Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:

Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям – штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.

Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.

Их можно классифицировать:

1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.

К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:

– обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия;

– управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;

– запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.

К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы:

– общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений;

– оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.;

– коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);

– нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории;

– нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах.

3. По объему действия на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.

4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:

– всю территорию Российской Федерации;

– территорию соответствующего субъекта РФ;

– территорию соответствующего муниципального образования.

Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые – в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи – в нормативных правовых актах муниципальных образований.

Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.

Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.

К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.

В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.

Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:

– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.

– использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в НК РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.

Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

Традиционно считается, что налогово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это фактические условия действия налогово-правовой нормы. В гипотезе налогово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в налоговой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия налогово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым, посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным участникам налоговых отношений, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

Диспозиция - часть налогово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники налоговых отношений. Диспозиция – это стержень нормы налогового права, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает свое выражение представительно-обязывающий характер нормы налогового права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать необходимой юридической предпосылкой налоговых правоотношений.

Санкция представляет собой структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения налогово-правовой нормы, определяющий меры юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Санкция всегда выражает реакцию государства в лице соответствующих органов на противоправное противоправное поведение граждан и организаций в налоговой сфере. Именно санкция придает налогово-правовым нормам общеобязательный характер, вносит дополнительные штрихи в характеристику налогового права в целом как государственного регулятора налоговых отношений.

Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования. Классификация норм налогового права, которая может быть проведена по самым различным основаниям, позволяет глубже понять правовые аспекты процессов налогообложения.

В зависимости от способа воздействия на участников налоговых отношений нормы налогового права подразделяются на регулятивные и охранительные.

В регулятивных содержаться предписания, предоставляющие участникам налоговых отношений определенные права и возлагающие на них определенные обязанности, а также предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения. Большинство налогово-правовых норм являются регулятивными в силу предназначения налогового права в регулировании налоговых отношений посредством закрепления в налоговом законодательстве налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок по каждому налоговому платежу и т.д.

К охранительным относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, т.е. направленные на охрану публичного порядка в сфере налогообложения. Возможность включения в систему норм налогового права охранительных норм обусловлена научными выводами о существовании налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, что продолжает оставаться предметом острой дискуссии, в первую очередь, в российской налогово-правовой науки, во многом объясняющаяся включением российским законодателем (в отличие от белорусского) в Налоговый кодекс главы, посвященной налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение.

В свою очередь, регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие содержат предписания к участникам налоговых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные налоговым законодательством. Основная масса налогово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах налогового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний. Например, ст. 22 НК предусматривает ряд обязанностей налогоплательщиков, среди которых: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства и др.

Уполномочивающие предоставляют участникам налоговых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников налоговых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих налогово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников налоговых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Например, физическим лицам предоставляется право в течение календарного года производить уплату налога в виде авансовых платежей по совокупному годовому доходу. Следует отметить, что по мере становления и развития демократических основ налогообложения между государством и налогоплательщиками значение уполномочивающих норм будет возрастать, что позволит плательщикам налогов и сборов самостоятельно избирать пути исполнения налоговых обязательств.

Запрещающие содержат запрет на совершение определенных противоправных действий или регулируют пассивное поведение субъектов налоговых отношений. Например, п. 4 ст. 43 НК предусматривает, что предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Численность запрещающих норм незначительна, что объясняется преобладанием в регулировании налоговых отношений обязывающих норм, так как формирования денежных фондов государства возможно за счет активного поведения обязанных субъектов, т.е. за счет исполнения обязанности по уплате налога.




В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений налогово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы налогового права, закрепляя систему налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь, применительно к каждому налоговому платежу устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы, другие элементы налога, а также определяют комплекс прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Любая материальная норма будет являться регулятором общественных отношений только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний. Если материальные налогово-правовые нормы позволяют рассматривать особенности статики налоговых отношений, то процессуальные – анализировать их динамику в соответствии с потенциалом и закономерностями развития налогового права.

Процессуальные нормы налогового права по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами налогового права. Например, к предмету регулирования процессуальных налогово-правовых норм НК относит властные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

По территории действия различают налогово-правовые нормы, действующие на всей территории Республики Беларусь (республиканские налоги и сборы) и действующие на территории соответствующего административно-территориального образования (местные налоги и сборы).

Наука налогового права в настоящее время уделяет повышенное внимание таким налогово-правовым нормам, как нормы-дефиниции и нормы-принципы. Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий в налоговой сфере (например, налог, сбор). Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования налоговых отношений. Их отсутствие в системе налогового права лишило бы налоговое законодательство ясности, а процесс его применения стал бы крайне затруднительным или невозможным. Нормы-принципы являются разновидностью исходных норм права, которые занимают высшую ступень в законодательстве, имею наиболее общий характер (наиболее высокую степень абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования. Нормы-принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Несмотря на декларативную направленность нормы-принципы задают ориентиры развития для всего комплекса налоговых правоотношений и лежат в основе деятельности субъектов налогового права. Несмотря на достаточно абстрактный характер они имеют важное значение в правоприменительной практике. При всей важности приведенной классификации следует отметить, что ни один из критериев не следует абсолютизировать. Одна и та же норма в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач при комплексном ее рассмотрении может быть одновременно отнесена к нескольким видам.

3.1. Понятие и структура норм налогового права

В соответствии с положениями общей теории права норма права — это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях (гипотеза) действовать как субъекты определенных прав и обязанностей (диспозиция), под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий (санкция).

В свою очередь, норма налогового права (или налогово-правовые нормы) представляет собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Нормы налогового права устанавливают правовой режим взаимоотношений участников налоговых правоотношений, определяют права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов сфере налогообложения и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы о порядке осуществления налогового контроля, об ответственности за совершение налоговых правонарушений и защите прав налогоплательщиков.

Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права обычно понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

Как и любая другая норма права, норма налогового права по своей структуре включает в себя три элемента (части):

Гипотезой именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы, либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими налоговые правоотношения. Например, п. 2 ст. 107 НК РФ предусматривает, что налоговой ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения налогового правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает правоуполномоченным на то органам привлечь виновного к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Диспозиция — это центральная часть налогово-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.

Санкция — это часть нормы налогового права, в которой указывается на правовые последствия — поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.

3.2. Формы реализации норм налогового права

Большая часть норм налогового права носит императивный (властный) характер, поскольку в них выражается государственная воля. Их реализация, как и реализация норм других отраслей права, обеспечивается организационными и стимулирующими средствами, а также подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства — «законного насилия».

Реализация норм налогового права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований.

В литературе выделяют несколько способов (или, как их иначе называют, — форм) реализации норм права:

При этом исполнение норм налогового права представляет собой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

В отличие от исполнения, применение налогово-правовых норм осуществляется органами государственной власти (должностными лицами) и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий (например, проведение сотрудниками налогового органа выездной налоговой проверки является применением ст. 89 НК РФ), бездействие (например, непривлечение лица к ответственности ввиду отсутствия в его действиях состава налогового правонарушения), издании налоговым органом индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т.д.

При использовании норм налогового права участник налоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет каким-либо, предусмотренным налогово-правовыми нормами правом (например, правом на судебную защиты своих нарушенных действием либо бездействием налогового органа прав).

В свою очередь, соблюдение норм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника налоговых правоотношений (налогоплательщика или, например, налогового органа) от нарушения указанных норм.

Налоговое право Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее – это определенная отрасль права, которая представлена совокупностью властных отношений, взиманию и введению налогов и налоговых сборов на территории Российской Федерации. Кроме того, в налоговом праве появляются такие отношения, которые отражают процесс существования налогового контроля, и возможное обжалование полученных актов.

Структура российского налогового права формируется следующим образом: Общая часть. Это часть российского налогового права характеризуется закрепленными нормами, которые регулируют общие вопросы налогового обложения. Именно здесь определяется статус налогоплательщика, состав налоговой системы, налоговую ответственность, способы и варианты обеспечения налогового обязательства, а также участников налоговых правоотношений, и основные элементы налогового сбора и самого налога. Особая часть. Данная часть российского налогового права характеризуется определенными видами налоговых сборов и самих налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура налогового права 480 руб.
  • Реферат Структура налогового права 230 руб.
  • Контрольная работа Структура налогового права 230 руб.

Источники налогового права

В соответствии с Налоговым кодексом По данной теме мы уже выполнили решение задач Задачи. Налоговое право подробнее и Конституцией Российской Федерации выделены и установлены определенные источники современного налогового права:

международные договоры Российской Федерации.

Стоит отметить, что в результате международных договоров, которые определяют иные нормы и правила, будут приняты исключительные нормативные и правовые акты.

Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

  • Налоговых кодекс Российской Федерации. Именно Налоговый кодекс имеет возможность устанавливать всю систему налогообложения, налоговых сборов, и так далее.
  • возможность принимать какие – либо федеральные законы, которые устанавливают порядок и исключения в сборах и налогах.
  • нормативные и правовые акты, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
  • нормативные и правовые акты, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правительство Российской Федерации подробнее .
  • нормативные и правовые акты, которые установлены на федеральном (законодательном) уровне, который касается исполнительной власти.
  • законы и прочие акты, которые приняты на всей территории Российской Федерации. В-девятых, это нормативные акты, которые приняты органами местного самоуправления.
  • Нормы налогового права

    Российские нормы налогового права, точно также как и нормы права, являются системным образованием, то есть имеет определенную структуру. Стоит отметить, что под структурой нормы государственного права необходимо понимать внутреннее строение.

    По своей структуре нормы налогового права состоят их трех основных элементов:

    • гипотеза. Гипотеза должна содержать в себе не только содержание правила определенного поведения, но и фактические условия, которые созданы для реализации нормы или обстоятельства.
    • диспозиция. Диспозиция – это самая основная, то есть центральная, часть нормы налогового права. Именно она имеет возможность формировать содержание дозволяемого, рекомендуемого и предписываемого этой нормой права и всеми правилами поведения.
    • санкция. Здесь указываются карательные и поощрительные меры, которые могут наступить в результате нарушения или соблюдения установленной нормы налогового российского права.

    Характеристика налогового права отражена в статье второй Налогового кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Соотношение норм части первой Налогового кодекса РФ и гражданского законодательства подробнее . Это происходит в соответствии с законодательными актами, нормами и законами, которые применяются на территории Российской Федерации.

    В свою очередь, норма налогового права (или налогово- правовые нормы) представляет собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регу­лирование общественных отношений в сфере налогообло­жения, закрепляющее права и обязанности субъектов со­ответствующих налоговых правоотношений и являющее­ся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

    Норма налогового права выражает сущность регулируе­мого ею общественного отношения, являясь теми «атомами» из определенной совокупности которых и состоят конкрет­ные нормативно-правового акты о налогах и сборах (Нало­говый кодекс Российской Федерации, региональные законы о налогах или сборах, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

    Вообще, как отмечает С.С.Алексеев, право в целом, а тем более его составные части (отрасли, подотрасли, институты), может быть о характеризовано как «система норм» или «совокупность норм», т.е. правил, образцов, моделей поведе­ния, которые распространяются на все случаи данного рода и в соответствии с которым должно строится поведение всех лиц, попавших в нормативно регулируемую ситуа­цию 1 . Вообще норма права является одним из основопола­гающих понятий для всех доктрин права (вне зависимости от различий в типах правопонимания), которые трактуют право нормативно, т.е. понимают, признают и определяют, что право как таковое состоит из норм. При этом, как пи­шет В.С.Нерсесянц, само право в целом есть единая норма права и это составляет юридико-логическую основу пони­мания права как системы норм права.

    В настоящее время в системе российского права нормы налогового права занимают важное место. Это, в первую оче­редь, связано с тем, что нормы налогового права регулируют широкий круг общественных отношений, имеющих суще­ственное значение для функционирования органов государ­ства — отношения в сфере легитимизации, взимания нало­гов и сбора, а равно отношения, направленные на обеспече­ние эффективного законного взимания установленных и введенных налогов и сборов. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения лю­дей, порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также налоговых органов, органов налоговой полиции, орга­низаций и физических лиц в сфере налогообложения.

    Нормы налогового права устанавливают правовой ре­жим взаимоотношений участников налоговых правоотно­шений, определяют права и обязанности налогоплательщи­ков и налоговых органов сфере налогообложения и гаран­тии их реализации. Значительное место занимают нормы о порядке осуществления налогового контроля, об ответ­ственности за совершение налоговых правонарушений и защите прав налогоплательщиков.

    Нормы налогового права не только упорядочивают, за­крепляют и защищают новые общественные отношения воз­никающие в сфере налогообложения в условиях продолжа­ющейся экономической реформы, но и вытесняют из сферы государственного управления налоговой системой (налогово­го администрирования) неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права, зада­чам соблюдения баланса частных и публичных интересов. В том числе, явлений, противоречащих задачам соблюдения разумного баланса, с одной стороны, государственных бюд­жетных интересов, с другой — необходимости стимулирова­ния развития предпринимательской и в целом экономичес­кой активности организаций и индивидуальных предприни­мателей, развития национальной экономики.

    Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нор­мы права обычно понимается ее внутреннее строение, обус­ловленное связью элементов такой нормы.

    Как и любая другая норма права, норма налогового права по своей структуре включает в себя три элемента (части):

    Гипотезой именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведе­ния, фактические условия реализации нормы, либо обстоя­тельства, при наличии которых надо или можно действо­вать определенным образом. Обстоятельства, предусматри­ваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращаю­щими налоговые правоотношения. Например, п. 2 ст. 107 НК РФ предусматривает, что налоговой ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения налого­вого правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В дан­ном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

    Диспозиция — это центральная часть налогово-право- вой нормы, которая формулирует содержание самого пред­писываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.

    Санкция — это часть нормы налогового права, в кото­рой указывается на правовые последствия — поощритель­ные (благоприятные последствия) или карательные (небла­гоприятные последствия) меры, наступающие в случае над­лежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.

    Читайте также: