Сторонники классической модели регулирования экономики критикуют бюджетно налоговую политику

Опубликовано: 18.05.2024

дующие экономические концепции:

а) экономический либерализм;

б) классическая школа;

д) правильно п.п. «а» и «б»;

е) правильно п.п. «а» и «г»;

41. Государственное регулирование экономики включает следующие направления:

а) создание частных товаров и услуг;

б) регулирование внешних (побочных) эффектов;

в) проведение фискальной политики;

г) предоставление общественных благ;

д) все верно кроме п. «а»;

е) все верно кроме п. «а» и «б».

42. Государственное программирование – это:

а) текущее регулирование экономики;

б) долговременное, целевое регулирование экономики;

в) планирование экономики на директивной основе;

г) внутрифирменное планирование.

Определите признаки фискальной экспансии.

а) увеличение налогов;

б) снижение государственных расходов;

в) увеличение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и увеличение государственных расходов.

Определите признаки фискальной рестрикции.

а) снижение налогов;

б) снижение государственных расходов;

в) увеличение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и увеличение государственных расходов.

45. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

а) бюджет субъекта РФ плюс федеральный бюджет;

б) сумму местных бюджетов;

в) бюджет субъекта РФ плюс сумма местных бюджетов;

г) только бюджет субъекта РФ.

46. Безвозмездное предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов – это:

г) бюджетный кредит.

Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Определите налоговый мультипликатор.

г) 5. д) 2; е) -3; ж) 4; з) -5.

48. Кривая Лаффера показывает:

а) зависимость величины налоговых поступлений от уровня дохода;

б) зависимость величины налоговых поступлений от уровня налоговой ставки;

в) зависимость уровня налоговой ставки от величины дохода;

г) зависимость величины дохода от величины налогового мультипликатора.

49. Встроенные стабилизаторы не характерны для:

а) дискреционной фискальной политики; б) автоматической фискальной политики; в) кредитной экспансии;

г) кредитной рестрикции.

Определите характерные признаки кредитной экспансии.

а) увеличение налогов;

б) снижение государственных расходов;

в) расширение предложения денег в экономике;

г) одновременное снижение налогов и увеличение государственных расходов.

д) рост государственных расходов;

е) уменьшение денежного предложения.

Определите средства кредитной рестрикции.

а) снижение ставки рефинансирования;

б) снижение ставки резервирования;

в) увеличение налогов;

г) продажа ЦБ ценных бумаг на открытом рынке.

52. К инструментам кредитно-денежной политики не относится:

а) увеличение государственных расходов;

б) изменение учетной ставки;

в) изменение нормы резервирования;

г) проведение операций на открытом рынке;

д) снижение налогов.

Определите основные направления жесткой монетарной политики.

а) поддержание на заданном уровне ставки процента;

б) поддержание на заданном уровне денежной массы;

в) поддержание на заданном уровне реального ВВП;

г) поддержание на заданном уровне темпа инфляции.

Сторонники кейнсианской модели регулирования экономики критикуют кре-

дитно-денежную политику за:

а) эффект вытеснения;

б) сложный передаточный механизм;

в) возникновение эффекта мультипликатора сбалансированного бюджета;

г) инфляционный рост ВВП.

55. Взаимосвязь рынка благ и денежного рынка отражена в модели:

При двойном сдвиге кривых IS–LM Q не изменяется. Определите условия, при которых ставка процента падает.

а) государственные расходы растут, предложение денег растет;

б) государственные расходы падают, предложение денег растет; в) государственные расходы растут, предложение денег падает; г) государственные расходы падают, предложение денег падает.

Чтобы лучше понять степень воздействия инструментов бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM, рассмотрим пример. Предположим, что реальные государственные расходы увеличиваются, а все другие бюджетные инструменты (включая налоги) при этом остаются неизменными. Тогда государство вынуждено финансировать увеличение государственных расходов за счет излишних средств бюджета или же, что более вероятно, путем увеличения уже существующего бюджетного дефицита. [c.547]


Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке ( г ) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода. Денежный мультипликатор был равен М — / [c.547]

Рис. 12.15. Бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM Рис. 12.15. Бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM
Что собой представляет график совокупных расходов Как смещение графика совокупных расходов приводит к многократным изменениям равновесного уровня национального дохода Какова роль бюджетно-налоговой политики в базовой модели доходов-расходов [c.492]


Заметим еще раз, что итоговое влияние бюджетно-налоговой политики в этой модели является комбинацией ее последствий для закрытой экономики и для малой открытой экономической системы. Как [c.275]

Рассмотрим один из примеров горизонтального разбиения глобальной модели (задачи). Предположим, что в глобальной модели рассматриваются результаты воздействия на развитие СЭС как денежно-кредитной политики (реализуемой через учетные ставки процента, нормы обязательных резервов, ограничений по займам и кредитам), так и бюджетно-налоговой политики. [c.108]

Германская модель бюджетного федерализма создала высокую степень однородности региональных общественно полезных услуг для населения. Использование ее позволило в короткие сроки за счет массивных трансфертов в земли Восточной Германии создать современную социальную инфраструктуру, продвинуть вперед предпринимательство и, что очень важно, стабилизировать общественную жизнь. Канадская модель бюджетного федерализма во многом похожа на американскую модель. Провинции вправе принимать законы по всем региональным и местным вопросам. Они самостоятельно определяют собственную налоговую политику. В Канаде есть как общие, так и индивидуальные налоги для каждого уровня власти. На федеральном уровне важнейшими налогами являются личный подоходный налог, налог с доходов корпораций, а также налог на добавленную стоимость. [c.237]

Рекомендация Дж. М. Кейнса об осуществлении антициклической бюджетно-налоговой политики вытекает из модели экономики в краткосрочный период, н которой при анализе рецессионных и инфляционных разрывов игнорируется роль корректировок уровня цен. Дж. М. Кейнс и его последователи утверждали тем не менее, что в долгосрочный период для экономики лучше всего время от времени применять дискреционную краткосрочную политику. Короче говоря, Дж. М. Кейнс и его последователи считали, что такая антициклическая политика лучше всего подходила для достижения оптимальных результатов в экономике в краткосрочный и долгосрочный периоды. [c.517]


Предположим, что реальный национальный доход (в ценах базового года) равен 600 млрд. долл., национальный доход при полной занятости — 500 млрд. долл. и предельная склонность к сбережению — 0,25. Каким единственным инструментом бюджетно-налоговой политики нужно воспользоваться в кейнсианской модели для достижения уровня национального дохода при полной занятости Рассчитайте стоимостный объем этого показателя. [c.522]

Каким образом с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики можно воздействовать на национальный доход и номинальную процентную ставку в модели IS-LM1 Могут ли органы, занимающиеся разработкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, координировать свои действия Следует ли им координировать свою политику [c.523]

Теперь мы имеем более полное представление о воздействии денежно-кредитной политики на экономическую активность в традиционной кейнсианской мод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность, цели и механизм фискальной политики 5
1.1. Понятие фискальной политики 5
1.2. Инструментарий фискальной политики 7
1.3. Налоги и государственные расходы 14
1.4. Достоинства и недостатки фискальной политики. Проблемы при проведении фискальной политики 23
Глава 2. Модели фискальной политики государства 26
2.1. Кейнсианская модель фискальной политики 26
2.2 Неоклассическая модель фискальной политики 29
2.3. Соотношение кейнсианской и неоклассической моделей 32
Глава 3. Бюджетно-налоговое регулирование российской экономики 37
3.1. Место и роль фискальной политики в регулирование российской экономики 37
3.2. Перспективы развития российской фискальной политики. 43
Заключение 49
Список использованной литературы 50

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПОЛНАЯ.doc

Кейнсианцы исходили из убеждения о принципиальной возможности так организовать процесс использования изъятых у налогоплательщиков средств, чтобы народохозяйственные выгоды от их направления на реализацию приоритетных инвестиционных и социальных проектов оказались выше тех потер от расширения теневой экономики, бегства капиталов за пределы страны, сжатия частного инвестиционного спроса и активности лиц наемного труда, которые становятся неизбежным следствием увеличения налогового пресса на национальную экономику.

Таким образом, кейнсианская модель ориентирована на совокупный спрос, предполагает сильное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь и как следствие сочетание масштабных государственных расходов с высокими налогами. Значительное место в структуре налоговой системы занимают прямые налоги. Ярким представителем кейнсианской модели фискальной политики являлась Швеция, где нормативная ставка налога на прибыль долгое время превышала 50%.

2.2. Неоклассическая модель фискальной политики.

Неоклассические сторонники свободной рыночной экономики берут начало от теоретиков маржинальной революции последней трети ХIХ века Л. Вальраса, А. Маршалла и др.

Неоклассики отстаивают необходимость формирования бюджета на весьма незначительном уровне, ниже ⅓ ВВП. Они и по сей день признают расходы частного сектора более результативными по сравнению с любыми государственными расходами. По их мнению, государственным расходам присущи недостатки их направления на заведомо неэффективные объекты, непроизводительного использования, а зачастую – прямого хищения определенными отраслевыми и региональными группировками, получившими доступ к общенациональным финансовым ресурсам через разнообразные коррупционные механизмы. Избыточные правительственные расходы расшатывают финансовую систему и провоцируют нарастание бюджетного неравновесия. Между тем дефицит бюджета способен ускорить инфляционные процессы, привести к попаданию страны в ловушку внешнего государственного долга, а в случае его покрытия правительственными ценными бумагами может спровоцировать через эффект вытеснения кардинальное ухудшение инвестиционного климата. Столь же бедственной может оказаться экономическая ситуация в стране и по причине выхода налоговой нагрузки за объективно очерченные верхние границы – в связи с необходимостью финансовой подпитки масштабных расходов властей. Поэтому сдержанная налоговая политика, направленная на поощрение предпринимательской и трудовой активности населения, рассматривается неоклассиками как залог устойчивого экономического роста.

Отдавая должное бюджетно-налоговому регулированию со стороны спроса, либералы все же признают ведущим направлением воздействия на нее со стороны предложения. Они склоняются к необходимости хозяйственного подстегивания деловой активности посредством выявления оптимальных налоговых ставок. «Не случайно ведущим направлением фискальных реформ за последние два-три десятилетия в мире стало заметное сокращение налоговой нагрузки на экономику, которое рассматривается не только в качестве инструмента ускорения экономического роста, гарантирования полной занятости ее экономически активного населения, но и как важное средство восстановления бюджетной сбалансированности и торможения на этой основе инфляционных процессов» 6 .

Главным приоритетом проводимой современными консерваторами экономической политики считается поддержание стабильности общего уровня цен. поэтому, признавая значимость воздействия на национальную экономику бюджетно-налоговыми инструментами, монетаристы как ведущая школа неоклассического направления подчеркивают все же его подчиненную роль по отношению к денежно-кредитному регулированию. Именно монетарная политика выводится ими на первое место в борьбе с инфляцией. Действительно, приводя к сжатию денежного предложения, ее ограничительная разновидность сыграла заметную роль в преодолении «Великой инфляции» 1970-х гг. Впрочем, заметный вклад в решение этой задачи внесло и сокращение налогов в русле неоклассической концепции экономики предложения. Фактором результативности подобного варианта налоговых реформ явилось резкое сокращение перечня налоговых льгот, означавшее переход от рекомендуемой кейнсианцами интервенционистской концепции налогообложения к концепции нейтралистской. Нейтралистский подход основан на стремление поставить всех налогоплательщиков в изначально равные условия. Данный подход рассматривается неоклассиками как способ решения целого ряда практических задач. С одной стороны, реализуется их желание в максимальной степени нейтрализовать искажающее воздействие налоговой системы на принятие хозяйственных решений фирм и домохозяйств, финансовый успех которых связывается уже не с нахождением благоприятных ниш в налоговой законодательстве, а с собственными предпринимательскими и трудовыми усилиями. С другой стороны, наносится мощный удар по коррупции в сфере государственного управления.

Делая вывод из всего вышесказанного можно заметить, что неоклассическая модель фискальной политики переносит акцент с регулирования совокупного спроса на стимулирование совокупного предложения, привлечения в страну дополнительных капиталов и рабочей силы и обеспечение на этой основе ускоренного роста ВВП и занятости. Ее рекомендации субъектам бюджетно-налогового регулирования заключаются в решительном сокращении государственного вмешательства путем замораживания инвестиционных и социальных расходов властей, а главное в уменьшении налоговой нагрузки на экономику. В рамках неоклассического подхода приоритетными становятся косвенные налоги, так как прямые не стимулируют рост трудовой и предпринимательской активности. Типичным примером данной модели можно считать США.

2.3. Соотношение кейнсианской и неоклассической моделей.

В первую очередь кейнсианская и неоклассическая модели фискального регулирован ия различаются в ответе на вопрос « бюджет для экономики или экономика для бюджета?». Соотношение данных типов фискальной политики на различных этапах развития общества динамично изменяется. Решающим фактором выбора той или иной модели бюджетно-налоговой политики, является нахождение национальной экономики на фазе подъема или спада.

Когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения на так называемом кейнсианском отрезке (пологий, почти горизонтальный отрезок) насущная потребность приближения объема ВВП к уровню полной занятости и преодоления вынужденной безработицы требует значительного уровня бюджетной несбалансированности и выхода за рамки лимита государственных заимствований, который требуется для финансовой системы, которая находится в условиях относительного равновесия. Сторонники кейнсианской доктрины основной акцент делают на накачивание совокупного спроса экспансионистскими приемами – сочетание мягкой налоговой политики с масштабными правительственными расходами. При этом они не принимают в расчет опасность некоторого ускорения инфляционных процессов и даже рассматривают его как весьма значимый симптом появляющихся позитивных перемен. Стимулирование потребительской активности субъектов экономической системы сочетается с введением дополнительных финансовых ограничений на их сберегательную активность. В случае нахождения оптимального сочетания государство оказывается способным не только добиться значительного антикризисного эффекта, но и приостановить дальнейшее разрастание инфляции, которая гасится самим фактом расширяющегося выпуска товаров и услуг.

Если национальная экономика переходит на классический отрезок кривой совокупного предложения (почти вертикальный), и избыточный спрос начинает существенно подрывать ценовую стабильность, то общественная потребность в использовании неоклассических подходов в бюджетно-налоговом регулировании должна выразиться в такой комбинации правительственных расходов и налогового пресса, которая расценивает в качестве категорического императива принципиальную невозможность нарушения бюджетного равновесия в пользу расходов, приветствуют появление в финансовой системе профицита. Достижение подобного эффекта достигается в большей мере не наращиванием налоговой нагрузки, а урезанием расходов государства и сокращением тем самым степени его присутствия в хозяйственной жизни. Эти шаги направлены на предотвращение угрозы ускорения инфляции, тем самым власти сознательно жертвуют темпами экономического роста в краткосрочном периоде. Однако открывается путь к устойчиво восходящей динамике ВВП в долгосрочном периоде. Если в ситуациях кризисных потрясений избиратели в развитых странах обычно выводят на политический пьедестал представителей социал-демократических партий «левого» толка, то в обстановке нарастающей инфляционной волны политический вес набирают «правые» неоконсерваторы, привлекающие для формирования проводимой ими экономической политики ученых-неоклассиков. Данную политическую закономерность можно обосновать путем анализа основных этапов эволюции мировой экономики на протяжении большей части ХХ века и первого десятилетия ХХI века.

«Золотой век» кейнсианской доктрины пришелся на период 40-х – первой половины 70-х гг. ХХ века. До этого в мировой науке господствовала либеральная концепция государственного бюджета, разработанная А.Смитом и Д.Рикардо, в соответствии с который чем меньше доля национального дохода, перераспределяемого через бюджетную систему, тем якобы выше оказываются темпы ее последующего роста. Однако развитие последующих событий привело к качественным переменам в возможностях фискальных властей оказывать активное воздействие на хозяйственную жизнь. Среди причин предопределивших резкое увеличение не только абсолютной, но и относительной величины государственных расходов (следовательно, и налогов) в мире за последние 100 лет, нельзя не выделять две мировые войны, достижение победы в которых потребовало серьезного расширения правительственных расходов на содержание вооруженных сил, производство средств уничтожения, финансирование соответствующей инфраструктуры. Немаловажным фактором стала развернувшаяся в мире «Великая депрессия» - глубочайший кризис, который побудил властей к реализации масштабных проектов организации общественных работ и других начинаний, требующих немалых финансовых ресурсов. Наиболее затратными для бюджета при этом оказались социальные расходы. Усвоение достижений развернувшейся в последние десятилетия научно-технической революции также потребовало интенсификации финансирования фундаментальной науки и техники в масштабах, принципиально невозможных в экономической системе с малым удельным весом государственного сектора. В результате либеральный тезис о недопустимости существенного увеличения государственных расходов был поставлен под сомнение кейнсианской теорией. «И в течение ХХ века благодаря практической реализации взглядов Дж. Кейнса и его сторонников соотношение бюджетных расходов и ВВП возросло от 10% до 30-60%». 7

Рост финансовых ресурсов, которыми стали распоряжаться правительства, привел к резкому повышению значимости бюджетно-налоговой политики. Сегодня уже трудно назвать макроэкономическую проблему, разрешение которой достигалось бы без использования многочисленных постоянно расширяющихся фискальных инструментов.

В послевоенный период мировая экономик оказалась способной вообще обходится без массовой безработицы сколько-нибудь заметных спадов производства. Она продолжала эффективно функционировать даже в обстановке неумолимо повышающихся ставок прямых и косвенных налогов и наращивания доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет. Увеличение расходов государства на инвестиционные и социальные цели, а также – в некоторых странах – и военных расходов в обстановке «холодной войны» в немалой степени содействовало высоки темпам экономического роста, которые оказались сильным антиинфляционным противовесом проявившейся на протяжении десятилетий тенденции к хронической несбалансированности финансовых систем. Формирование так называемого «государства всеобщего благоденствия» (протекавшее в США с президентства Г. Трумена вплоть до времен Дж. Картера), неуклонное повышение степени удовлетворения социально-культурных потребностей населения развитых стран за счет ресурсов государственного бюджета способствовали постепенному формированию у него высокой налоговой культуры.

Однако с середины 1970-х гг. в мировой экономики наступили тяжелые времена, связанные с ее прохождением через состояние нефтяного шока. Факт резкого всплеска мировых цен на энергоносители отделили восходящую ветвь длинноволнового цикла от ветви нисходящей, предопределив тем самым постепенный отказ большинства развитых стран от кейнсианской модели бюджетно-налоговой политики в пользу модели неоклассической. В обстановке скачкообразного роста издержек производства товаров и услуг, приведшего к росту цен и падению спроса на многие виды продукции, трудно было ожидать от правительства сохранения на прежнем уровне налоговой нагрузки на частный сектор. Стремление фискальных властей сдержать инфляцию спроса не могло не привести их к мысли о необходимости решительного сокращения своих инвестиционных программ и перечня трансфертных платеже. Это было обусловлено не только стремлением придать инфляционному процессу привычные количественные очертания. Аргументировалась она и необходимостью сократить размер накопившегося государственного долга, а также избавить общество от избыточной потребительской активности. В изменившихся условиях, когда расчеты домохозяйств на масштабную правительственную поддержку в трудный период становились безосновательными, они вынуждались властями к наращиванию своих сбережений, которые направлялись на финансирование дополнительных частных инвестиций фирм. Значение имел и тот к экономности правительств, который был связан с их попытками через урезание социальных программ расширить предложение трудовых ресурсов, сократив масштабы добровольной, институциональной безработицы, которая стала подлинным бичом индустриальных развитых стран в послевоенный период.

Говоря о моделях фискальной политики, нельзя однозначно сказать кака я модель лучше, эффективнее. В мире трудно встретить какую-либо страну, в бюджетно-налоговой политике которой бы в чистом виде была представлена кейнсианская или неоклассическая модель. «Современные смешанные экономические становятся настолько сложными и многообразными, что нередко без гибкого сочетания различных методолого-теоретических приемов трудно найти эффективные решения практических управленческих проблем». 8 Типичной является ситуация, когда бюджетно-налоговое регулирование экономики проводится правительством в рамках некоего весьма специфического синтеза элементов альтернативных теоретических доктрин. Подлинный успех на пути становления наилучшей модели фискальной политики может быть достигнут лишь в случае всестороннего учета специфических особенностей отечественной финансовой системы, нахождения форм разрешения тех глубинных противоречий во взаимодействии ее элементов, которые выступают двигателем ее закономерной эволюции во времени и пространстве.

Кейнсианская революция продолжала оказывать доминирующее влияние на экономическую мысль и в последующие годы. Конечно, основные аспекты критики классической экономической теории Дж. М. Кейнсом остаются главной темой дискуссий среди экономистов. Как утверждал Дж. М. Кейнс: 1. Классическая теория рынка труда и совокупного предложения в лучшем случае является промежуточным этапом в разработке общей теории; в классическом толковании предложения в экономике имеются фундаментальные упущения. 2. Классическая теория спроса на деньги слишком упрощена. Существует несколько мотивов хранения денег, а экономисты-классики придавали слишком большое значение трансакционному мотиву. 3. В трактовке сбережений и инвестиций в классической теории процентная ставка рассматривалась как экономическая переменная, которая гарантировала равенство спроса и предложения ссудного капитала, однако процентная ставка не выполняла своей роли. 4. Сторонники классической теории считали, что без государственного вмешательства в экономику отклонение занятости и объема производства от равновесного уровня будет временным. Дж. М. Кейнс оспорил точку зрения экономистов-классиков на краткосрочный период и поставил под сомнение соответствие реальности модели экономики даже в долгосрочный период.

5. И последнее, классическая теория совокупного спроса базировалась в основном на количественной теории денег. Дж. М. Кейнс считал подход, основанный на том, что совокупный спрос порождается предложением товаров, неправильным. Его подход заключался в том, чтобы развить отдельные теории ожидаемых расходов в различных секторах экономики и затем уже соединить их вместе в общей теории совокупного спроса.

34. Роль гос-го регулирования. Политика экспансии и сдерживания

Главной целью регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. В случае достижения данной цели национальная экономика в каждый данный момент в максимально возможности степени приближается к потенциальному уровню ВНП и полной занятости населения, а темпы инфляции (дефляции) оказываются стабильно низкими. У любого современного государства имеются немалые возможности для достижения указанной цели, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. Сглаживание циклических колебаний экономики достигается с помощью регулярного чередования политики экспансии (проводимой в условиях нисходящей и низкой конъюнктуры) и политики рестрикции, сдерживания (используемой государством в период восходящей и высокой конъюнктуры).

При достижении целей антициклического регулирования государство использует инструменты фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики.

Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращиванию склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и фирм.

увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств государственного бюджета), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов.

В результате проведения указанных бюджетно-налоговых мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита: в жертву экономическому равновесию приносится равновесие бюджетное. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице способны в дальнейшем ослабить остроту бюджетных проблем.

в условиях спада и депрессии также проводится денежно-кредитная экспансия. Оживление экономической жизни в стране достигается путем наращивания дополнительной денежной массы. Тем самым реализуется экспансионистская политика "дешевых денег", которая оказывает троякое позитивное влияние:

увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителей через некоторое время проявляется рефлекс инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки - сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку растущих в цене акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

реферат
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)–английский экономист, внес знaчительный вклaд в рaзвитие экономической мысли XX векa.
Возникшее под влиянием его идей экономическое течение получило название кейнсианство. Кейнс считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки.

Теория Кейнса (Keynesianism) –экономическая теория государственного регулирования экономики, возникла в тяжелый период острейшего экономического кризиса, потрясшего мировую экономику в 1929—1933 гг.

По мнению многих ученых, основной труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), стал поворотной вехой не только в развитии экономической теории, но и определила экономическую политику большинства стран.

  • Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
  • Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.
  • Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.
  • Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.
  • Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Таким образом, Кейнс сформулировал новый раздел в экономической теории — макроэкономику и ввел в качестве субъекта экономического регулирования государство.

Реферат Марии Загорской.

Джон Мейнард Кейнс (Keynes, John Maynard) родился 5 июня 1883 года в Великобритании в семье экономиста Джона Невилла Кейнса, преподававшего в Кембриджском университете экономику и логику и написавшего книгу о предмете экономической науки. Мать Кейнса была дочерью министра, успешной писательницей, а в 1932-1933 г.г. даже занимала пост мэра Кембриджа.

Кейнс поступил в престижную школу в Итон (Eton), во время обучения развилось одно из его увлечений, которое заметно сказалось на его научном творчестве, а именно – собирание редких книг. Так, Кейнс был владельцем многих оригинальных работ Исаака Ньютона.

Постепенно Кейнс стал одним из выдающихся учеников школы: ему удалось в течение двух лет подряд получать главный приз по математике, а в 1901 г. он был первым также по истории и литературе. Начиная с 1902 г. Кейнс учится в Кембридже, где предметом его основного интереса становится математика, философия и экономическая наука.

С 1906 по 1908 г. Кейнс работал клерком в министерстве по делам Индии, однако по прошествии непродолжительного времени перешел на преподавательскую работу, которой занимался почти до конца своей жизни –до 1942 г.

Два года работы в министерстве не прошли даром –Кейнс получил место члена Королевской комиссии по индийским финансам и денежному обращения, написал свою первую книгу «Денежное обращение и финансы Индии» («Indian Currency and Finance», 1913 г.), в это же время развился его интерес к денежной сфере и его влиянию на состояние экономики в целом.

В 1921 году Кейнс подготовил диссертацию, которую выпустил в виде монографии «Трактат о вероятности» («Treatise on Probability») –результат его юношеского увлечения математикой. В нем Кейнс изложил оригинальную теорию вероятностей, основанную на предположении, что вероятность является логическим, а не числовым отношением.

С 1911 по 1937 г. Кейнс является редактором журнала «Economic Journal». Во время Первой мировой войны, в 1914 году произошел банковский кризис, и Кейнс был назначен на работу в английское казначейство, где проработал до 1919 года. После ухода из казначейства, Кейнс вернулся в Кембридж на место казначея King’s College, где смог увеличить размеры вкладов в казну Кембриджа в 10 раз.

Своё состояние Кейнс нажил на биржевых спекуляциях, которые были одним из увлечений ученого. Наиболее интересные и революционные идеи Кейнса возникли в его голове на основе не только «кабинетных» размышлений, но и в результате накопления собственного делового опыта. С 1921 по 1938 гг. он был членом совета директоров не менее пяти инвестиционных и страховых компаний. В 1929 году Кейнс оказался на грани банкротства, но вскоре сумел восстановить своё богатство.

В то время в Англии обсуждался вопрос о том, стоит ли возвращать стерлинг к золотому стандарту с довоенным долларовым паритетом. Официальная политика Уинстона Черчилля сводилась к положительному ответу на этот вопрос. Кейнс был противником этой денежной реформы, это выразилось в его работе «Трактат о денежной реформе» («A Tract on Monetary Reform», 1923).

В 1925 году Кейнс женился на русской по происхождению балерине дягилевской антрепризы Лидии Лопуховой, с которой прожил счастливую жизнь, но у пары не было детей.

В 1926-1929 гг. Кейнс играл заметную роль при формировании политики Либеральной партии Ллойда Джорджа. Эта деятельность получила развитие в назначении в 1929 году на пост члена комитета по финансам и промышленности, а в 1930 г. Кейнс становится членом экономического консультационного совета при правительстве Великобритании.

В 1930 г. вышел «Трактат о деньгах» («A Treatise on Money»), в котором он пытался показать, как экономика, основанная на золотом стандарте, может попасть в ловушку низкой занятости, когда рыночный механизм оказывается неспособным вызволить экономическую систему из этого положения.

В 1936 году выходит знаменитая книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» («The General Theory of Employment, Interest and Money»). Главная мысль книги заключается в отсутствии у капиталистической экономики внутреннего механизма саморегуляции и в том, что нормальное функционирование рыночного хозяйства не обеспечивает достижения полной занятости.

Величайшее научное произведение Кейнса стало и последней его крупной работой: в 1937 г. он испытал тяжелый сердечный приступ. К научной и преподавательской деятельности Кейнс вернулся в 1939 году.

С началом Второй мировой войны, Кейнс становится членом консультативного комитета по военным проблемам при казначействе Великобритании. Кейнс работает над созданием Международного Валютного Фонда. Активная деятельность Кейнса обеспечила ему широкое признание, выразившееся в пожаловании ему в 1942 г. баронского титула.

Последним серьезным событием в жизни Кейнса была поездка в США для участия в открытии МВФ. Вскоре сердечная болезнь дала о себе знать, и 21 апреля 1946 г. Джон М.Кейс умер от инфаркта миокарда в возрасте 62 лет, и был похоронен в Вестминстере (Лондон).

Как талантливый экономист и бизнесмен, Кейнс оставил жене и родителям в наследство серьезное состояние – его инвестиционный портфель оценивался в 400 тыс. фунтов стерлингов (сегодня это 11,2 млн.), а стоимость коллекции книг и предметов искусства составила 80 тыс. фунтов стерлингов (2,2 млн.).

Основные научные труды Кейнса

Год Научный труд Основная идея
1913 Денежное обращение и финансы в Индии Автор попытался установить взаимосвязь между движением цен в Индии и притоком и оттоком золота.
1923 Трактат о денежной реформе (A Tract on Monetary Reform)

Кейнс анализирует причины и последствия изменения стоимости денег, при этом уделяет внимание таким важным моментам, как влияние инфляции на распределение доходов, роль ожиданий, зависимость между ожиданиями в изменении цен и процентными ставками и т. д.

Правильная денежно-кредитная политика должна исходить из приоритета поддержания стабильности внутренних цен, а не ставить целью поддержание завышенного курса валюты, как это делало в тот период правительство Великобритании.

Автор не соглашается с политикой Английского банка. С 1925 г., когда Великобритания перешла к золотому стандарту, Дж. М. Кейнс приходит к мысли о том, что ошибки политиков — результат ошибочных теоретических представлений.

(A Treatise of Money)

(General Theory of Employment, Interest and Money)

Впервые последовательно подвергнуты критике идеи Адама Смита.

Кейнс рассматривает нестабильность рыночной капиталистической экономики и впервые в экономической науке доказывает необходимость государственного вмешательства в экономику.

Кейнс был одновременно философом, экономистом и исследователем нравов. Он не переставал задаваться вопросом о конечных целях экономической деятельности. Кейнс считал, что тяга к богатству — «любовь к деньгам», по его выражению, — оправдана лишь постольку, поскольку она позволяет «жить хорошо».

А «жить хорошо» — это, по Кейнсу, не значит «жить богато», это значит «жить праведно»[1].

Для Кейнса единственным оправданием экономической активности человека является стремление к нравственному совершенствованию мира. Кейнс прогнозировал, что по мере роста производительности труда продолжительность рабочего дня будет сокращаться, что создаст условия, в которых жизнь людей станет «разумной, приятной и достойной». В этом и заключается ответ Кейнса на вопрос о том, зачем нужна экономическая наука.

Теория государственного регулирования экономики Дж. Кейнса возникла в тяжелый период острейшего экономического кризиса, потрясшего мировую экономику в 1929—1933 гг.

Экономический кризис показал, что саморегуляция рынка при помощи «невидимой руки», тезис, который утверждался со времен А. Смита, оказался в новых условиях интенсивного развития мировой экономики несостоятельным.

Предметом исследования Дж. Кейнса являются анализ процесса воспроизводства, капитальные вложения и национальный доход, инвестиции и занятость населения, денежное обращение, заработная плата, прибыль, процент и другие экономические категории на уровне макроэкономики.

Задачей исследования является обеспечение оптимального, бесперебойного функционирования экономики.

Фундаментальная работа Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) содержит ряд новых идей.

С первых страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категорий со стороны неоклассиков. Перестройка экономической теории на основе учения Дж. Кейнса была расценена как кейнсианская революция. В противовес принятым и устоявшимся постулатам и положениям в экономической теории, Дж. Кейнс в меновой концепции отдает предпочтение не производству, а сфере обращения. Если в австрийской (венской) экономической школе в основу учения положена индивидуальная психология — субъективное мнение «Homo economicus», то в кейнсианстве — психология массовая.

Рассмотрим основные понятия теории Кейнса.

Причина развития кризисов и безработицы.

Кейнс причину кризисов и безработицы и разрабатывает программу борьбы с ними. Тем самым Кейнс был первым, кто признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму.

Имеет место не нехватка ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под последней Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимой 3-х процентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.

Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объяснял недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин.

Теория Кейнса

Основной психологический закон общества.

Первой причиной он назвал «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, психология общества такова, что с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход.

Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни.

Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям.

Рис.1. Основной психологический закон: соотношение роста доходов населения и потребления.

Норма прибыли на капитал.

Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе.

Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги.

Рис.2 Замкнутый круг, связанный с падением спроса.

Кейнс делает следующий вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.

Рис.3. Причины возникновения кризисов и безработицы.

Макроэкономическая модель Кейнса.

Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству.

Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.

Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную (дополнительную) эффективность капитальных вложений, т.е. предельную рентабельность последней единицы капитала за счет дотаций, госзакупок и пр.

В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Главную ставку в увеличении совокупного спроса Кейнс делал на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагал компенсировать расширением производительного потребления.

Потребительский спрос нужно стимулировать через потребительский кредит.

Рис.4. Макроэкономическая модель.

Сущность, центральное звено в теории Дж. Кейнса — принцип эффективного спроса, который должен регулироваться и поддерживаться государством через платежеспособность и соответствующее расширение рынка.

В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций).

В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу (плата за заем), -вознаграждение за расставание с ликвидностью. Это «цена», которая уравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денег с находящимся в обращении количеством денег.

Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов.

По Кейнсу, психологическaя склонность человекa сберегaть определенную чaсть доходa сдерживaет увеличение доходa из-зa сокрaщения объемa кaпитaловложений, от которых зaвисит пермaнентное получение доходов. Что кaсaется предельной склонности человекa к потреблению, то онa, по мнению aвторa «Общей теории», якобы постояннa и может поэтому обусловливaть устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем доходa.

Составной частью теории эффективного спроса является концепция мультипликатора.

Мультипликационный процесс

Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории так называемого «мультипликационного процесса». В основу этой теории положен принцип мультипликатора.

Мультипликатор означает множитель, т.е. кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Кейнсианский «мультипликатор инвестиций» выражает отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Механизм «мультипликатора инвестиций» состоит в том, что инвестиции в какой-либо отрасли вызывают в ней увеличение производства и занятости. Результатом этого явится дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызовет расширение их производства в соответствующих отраслях, которые предъявят дополнительный спрос на средства производства.

По Кейнсу, мультипликатор инвестиций указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в R раз больше, чем прирост инвестиций.

Таким образом, теория мультипликатора обосновывает наличие прямой и пропорциональной связей между накоплением капитала и потреблением. Размер накопления капитала (инвестиций) обусловлен «склонностью к потреблению», а накопление вызывает множественное увеличение потребления.

Читайте также: