Опердень в налоговой это

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Количество просмотров 48889

За годы работы налоговых органов у налоговиков и налогоплательщиков выработалась куча различных сокращений и сленговых обозначений, поэтому я все собираю в одном месте все налоговые термины (понятия) и их сленговые обозначения. Надеюсь многим этот словарь будет полезен.

Выездник (документальщик, проверяющий) – сотрудник отдела выездных проверок

Камеральщик (камерал, проверяющий) – сотрудник отдела камеральных проверок

ОВП (выездной отдел) – отдел выездных проверок

ОКП (камеральный отдел) – отдел камеральных проверок. Налогоплательщики камеральный отдел называют помиральный отдел, а вот сами камеральщики предпочитают называть себя отделом кошмарных проверок или отделом криминальных проверок

ОРН (отдел по борьбе с налогоплательщиками) – отдел работы с налогоплательщиками

ОУЗ (недоимка, стеб — недодоимка) – отдел урегулирования задолженности

НДС (налог на достойный секс) – налог на добавленную стоимость

ННП – налог на прибыль организаций

НДФЛ – налог на доходы физических лиц

ЕСН – единый социальный налог (отменен)

ЕСХН – единый сельско-хозяйственный налог

ЕНВД (вмененка) – единый налог на вмененный доход

УСН (УСНО, упрощенка) – упрощенная система налогообложения

ОСН – общая система налогообложения

Голубой дракон – тупой сотрудник налоговой инспекции, в основном обладающий закоренелыми взглядами и не секущий в сегодняшней ситуации. Термин зародился в среде выездников и им обозначали коллег по цеху, которые не понимали, что происходит вокруг. Сегодня этот термин используется многими налоговиками и используется как заменитель слова «тупой» в разрезе рабочих вопросов.

Боги – вышестоящее руководство или вышестоящий налоговый орган

СМС – средства материального стимулирования

ФНС России – Федеральная налоговая служба

ИФНС России – Инспекция Федеральной налоговой службы

Межрегионалка – Межрегиональная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

Территория – инспекции ФНС России администрирующие определенную территорию

Встречка (встречная проверка) – данный термин остался в лексиконе налоговиков после его исключения из НК РФ. Встречная проверка являлась видом мероприятий налогового контроля. Сейчас она представлена в НК РФ в виде ст. 93.1 «истребование документов (информации)»

Служебка — служебная записка

Оперативники — сотрудники оперативного отдела (отдела ККТ)

Документальная проверка – старое название, сегодня согласно ст.ст. 87, 89 НК РФ называется выездной налоговой проверкой

Юрики (юр.лица) – юридические лица

Физики (физ.лица, физ.рыла) – физические лица

ИПэшки (ИП) – индивидуальные предприниматели

Сливать налогоплательщика — объединять лицевые счета

«Выходим на допы«- выносим решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (МНК)

Опердень — технологический процесс по обновлению данных по налогоплательщику

Пикать — сканировать истребованные документы

Посадить в карточку — перенести данные в карточку расчетов с бюджетом

«У Вас висит?» — у Вас висит ЭОД (программа налоговиков) ?

ФИРА – федеральный информационный ресурс, проще говоря база данных

Обособка – обособленное подразделение

Залезть на Q — зайти на диск Q (обмен информацией между отделами)

«У судьи была задержка, но потом я ее возбудил» — судебное заседание в арбитраже началось с сильным опозданием из-за смещения графика, но дело все-таки возбуждено (введена процедура банкротства)

«Кэлээска» (КЛС) — карточка лицевого счета

«Я тебе в папку кинул» — файл размещен в соответствующей папке общего сетевого диска

«Шлепни гербарий» — поставь гербовую печать на документ

«У Вас приостановка» — в банк направлено решение о приостановлении операций по счету

Отлогинься — смени пользователя или перезагрузись

ЧИПсы — Индивидуальные предприниматели (Частные предприниматели)

Ай-нэ-нэ – ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

«Введи возбуждалки» — введи в ЭОД постановления о возбуждении исполнительных производств

ОНА (ОДА) – отдел налогового (досудебного) аудита

возбудились (про ССП) — вынесли постановление о возбуждении исполнительного производства

начепятать – напечатать

доступ к телу — доступ к руководителю

попка — обратная сторона приказа или какого-либо документа
моська — монитор компьютера

ОВД (отдел ввода и обработки бананов) — отдел ввода и обработки данных

«Приемка» и «передачка» — прием и передача налогоплательщиков

«ксерануть» — снять копию

«подписучить» — отнести на подпись руководству

ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Платёжное поручение на бумажном носителе вы можете принести в банк в течение 10 календарных дней со следующего дня после составления документа.

Если вы оформляете платёжное поручение в СберБизнес, между его созданием в системе и отправкой в банк должно пройти не больше 10 календарных дней.

В рабочие дни

  • • для внутрибанковских переводов рублёвые платёжные поручения принимаются круглосуточно, а исполняются с 01:00 до 24:00 по московскому времени.
  • • для переводов в другие банки платёжные поручения принимаются круглосуточно, а исполняются с 01:00 до 19:30 по московскому времени.

В отделениях банка

  • • для корпоративных клиентов рублёвые платёжные поручения на бумажном носителе принимаются в режиме работы отделений.

В выходные и праздничные дни платежи исполняются, если вы подключили расширенный режима счёта. В него входят:

  • • переводы на счета корпоративных клиентов и физических лиц внутри ПАО Сбербанк;
  • • переводы в пользу контрагентов в других банках 1 (в том числе в бюджет и на счета физических лиц);
  • • переводы на основании документов 2 , ранее помещённых в очередь не исполненных в срок распоряжений (картотека №2) к банковскому счёту клиента в пользу контрагентов (корпоративных клиентов и физических лиц) внутри ПАО Сбербанк (в том числе оплата задолженности, возникшей по комиссиям Банка), а также в другие банки.

Инструкция по подключению и отключению расширенного режима счёта на странице помощи СберБизнес.

При отключении сервиса, списание и зачисление средств по счёту клиента в выходные и праздничные дни не осуществляется.

Проведение операций по счёту в выходные и праздничные дни недоступно для:

  • • перечислений, требующих осуществления банком функций агента валютного контроля;
  • • операций по счёту, в отношении которых действует договор овердрафта и/или целевого кредитования, включая переводы в счёт погашения задолженности перед банком;
  • • платежей, требующих банковского контроля целевого использования денежных средств в соответствии с требованиями законодательства РФ 3 ;
  • • перечисления средств на депозитные счета, открытые в Сбербанке;
  • • реестровых перечислений физическим лицам по зарплатным и социальным проектам;
  • • переводов со специальных счетов;
  • • переводов, отнесённых к категории рискованных (в СберБизнес статус платежа будет На проверке у специалиста банка).

Проверьте, что в правом верхнем углу сайта банка отображается ваш регион и при необходимости измените его.

  • • перечисление требует осуществления банком функций агента валютного контроля или проверки целевого использования денежных средств в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  • • по расчётному счёту действует договор овердрафта или целевого кредитования, включая переводы в счёт погашения задолженности перед банком;
  • • платёж является перечислением средств на депозитные счета в Сбере;
  • • реестровое перечисление физическим лицам по зарплатным и социальным проектам;
  • • перевод со специального счёта;
  • • у плательщика и/или у получателя платежа (юридического лица или индивидуального предпринимателя со счётом в Сбере) нет согласия на проведение операций по счёту в выходные дни.

Как проверить согласие на проведение расчётов в выходные и праздничные дни:

1. Выберите Меню — Счета и платежи — Счета. Кликните по строке счёта, с которого хотите провести платёж. Далее выберите Другие действия — Изменить режим работы со счётом. Появится окно с подключением расширенного режима счёта. Если режим не подключён, подтвердите.

2. Убедитесь, что режим счёта изменился на Расширенный.

Если появилось окно Отключение расширенного режима счёта, значит расширенный режим к этому счёту уже подключён, нажмите кнопку Отмена.

3. Уточните у вашего контрагента наличие согласия на проведение операций по счёту в выходные дни.

4. Расширенный режим счета распространяется только на платежи, направленные после его подключения.

Если плательщик и получатель средств — клиенты Сбербанка, то зачисление происходит при переходе платежа в СберБизнес в статус Исполнен.

Зачисление клиентам других банков по закону может занимать до трёх рабочих дней с момента исполнения платежного поручения Сбербанком. При ошибке в реквизитах может начаться дополнительная переписка с банком получателя. Это может занять до 5 рабочих дней. Соблюдение сроков зачисления денег и уточнения реквизитов зависит от банка, в который переводятся деньги.

При ошибочном указании реквизитов получателя при внутрибанковском переводе платёж не осуществится, деньги останутся на счёте плательщика.

При переводе в другой банк можно уточнить реквизиты в течение пяти дней с момента поступления платежа в банк получателя. Если реквизиты не уточнены, возврат средств из банка получателя происходит на шестой рабочий день.

Если ошибка в реквизитах допущена при формировании платёжного поручения для перечисления средств в налоговую службу, вернуть деньги нельзя. Нужно обратиться в налоговый орган для урегулирования учёта средств.

В первую очередь нужно узнать статус платёжного поручения в СберБизнес. Для этого выберите в меню пункт Счета и платежи. На вкладке Платежи найдите нужный платёж.

Если платёж находится в статусе Принят, Принят АБС, Картотека №2, Доставлен или Выгружен, банк ещё не успел его исполнить. Такой платёж можно отозвать. Откройте детали документа, нажмите кнопку Отозвать, а затем подтвердите действие с помощью СМС-кода. Пошаговая инструкция — в Помощи по СберБизнес.

Если платёж находится в статусе Исполнен, отозвать его нельзя, рекомендуем уточнить порядок внесения изменений в информацию о НДС в своей налоговой инспекции.

Если на счёте достаточно денег для оплаты всех предъявленных требований, списание производится в порядке поступления документов в банк. Если же денег недостаточно, списания происходят в порядке очерёдности в соответствии со статьёй 855 Гражданского кодекса.

• В первую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда для жизни и здоровья, а также взыскание алиментов.

• Во вторую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим расчёты по выплате выходных пособий, оплате труда лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту) и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

• В третью очередь — по платёжным документам, предусматривающим перечисление средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

• Четвёртая очередь — для оплаты исполнительных документов, предполагающих исполнение иных финансовых требований.

• Наконец, пятая нужна для проведения финансовых операций по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Подробнее про каждую очередь — в тексте закона. Внутри каждой очереди списание производится в порядке календарной очерёдности поступления документов.

Очерёдность списания денег на уплату налогов зависит от того, добровольная она или принудительная. Если средства перечисляются в добровольном порядке, это пятая очередь. Если же налоговый орган направил в банк инкассовое поручение для списания средств в принудительном порядке, это третья очередь.

Узнать о состоянии счёта можно в СберБизнес. Выберите в меню пункт Счета и платежи и перейдите на вкладку Счета. Вы увидите, какая сумма есть на всех ваших рублёвых счетах. Кроме того, на открывшейся странице будет список всех ваших счетов с информацией об остатках на каждом из них. Остаток по бизнес-картам можно проверить в разделе Бизнес-карты.

Налог может уплачивать и налогоплательщик, и третье лицо. Это зафиксировано в Налоговом кодексе (четвёртый абзац пункта 1 статьи 45). Это должно быть фактическое перечисление суммы задолженности в бюджет.

Что касается неналоговых платежей (например, арендной платы или штрафов), возможность их уплаты третьими лицами в законодательстве России не установлена. Об этом говорится в письме Минфина от 21.05.2018 под номером 23-01-06/34205).

Таким образом, штраф должен уплачивать тот, кого привлекли к ответственности. Если к ответственности привлекли организацию, платит именно она. Если оштрафован руководитель организации или другое должностное лицо — уплатить штраф нужно ему.

Размер комиссии за платёж виден в СберБизнес в момент создания платёжного документа.

В случаях выплат физическим лицам за счет бюджетных средств РФ согласно закону №161-ФЗ. Более подробную информацию можно получить здесь

Сейчас у вас есть возможность ознакомиться с предварительным расчётом суммы комиссии в детальной форме платёжного поручения в разделе Лента событий после создания платёжного поручения.

Комиссия с учётом исполненных ранее платежей. В её расчёт не входят сформированные, но не отправленные в банк платежи.

1 Переводы со счёта клиента осуществляются в день поступления соответствующего распоряжения клиента при достаточности средств на счёте и отсутствии ограничений. При этом списание средств по переводу с корреспондентского счёта Банка осуществляется в первый рабочий день, следующий за днём исполнения перевода со счёта Клиента.

2 Из Картотеки 2 (при поступлении денежных средств на счёт) осуществляется оплата по платёжным поручениям клиентов, инкассовым поручениям и платёжным требованиям взыскателей, банковским ордерам в уплату комиссий банка и платёжным ордерам на частичную оплату в соответствии с очерёдностью исполнения документов, опредёленной ст. 855 ГК РФ.

3 Требования Федеральных законов № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и № 188-ФЗ от 29.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

СберБанк защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Контактная информация

Коммуникации с клиентами

  • sberbank.com
  • О банке
  • Пресс-центр
  • Закупки
  • Инсайдерам банка
  • Меры безопасности
  • Вакансии
  • Связаться с банком

Сбербанк в социальных сетях

  • Instagram
  • Facebook
  • Youtube
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Приложения

© 1997—2021 ПАО Сбербанк.

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2018 г. № ГД-4-19/17226@ О временном порядке организации работы структурных подразделений территориальных налоговых органов по приему формализованных обращений в операционных залах и их обработке

Федеральная налоговая служба в связи с массовым направлением налоговых уведомлений в 2018 году сообщает следующее.

С целью оптимизации работы с обращениями налогоплательщиков в территориальных налоговых органах (далее - ТНО) разработано специальное программное обеспечение (далее - Сервис) в части возможности направления формализованных обращений по основным типовым «жизненным ситуациям» (ЖС).

В целях повышения качества личного приема налогоплательщиков в ТНО ФНС России направляет Временный порядок организации работы структурных подразделений ТНО по приему формализованных обращений в операционных залах и их обработке и поручает:

1. В срок не позднее 10.09.2018 организовать проведение инструктажа всех сотрудников ТНО, осуществляющих личный прием и обслуживание налогоплательщиков, с работой Сервиса в соответствии с указанным Временным порядком.

2. Руководителям (и.о. руководителей) Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации взять под личный контроль качество организации личного приема налогоплательщиков в период проведения кампании по уплате имущественных налогов физических лиц.

1. Временный порядок организации работы структурных подразделений территориальных налоговых органов по приему формализованных обращений в операционных залах и их обработке на 6 л. в 1 экз.;

2. Пошаговая инструкция по приему формализованных интернет-обращений с помощью Сервиса на 4 л. в 1 экз.;

3. Рекомендуемая форма для заполнения обращения на 1 л. в 1 экз.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.Ю. Григоренко

Временный порядок
организации работы структурных подразделений территориальных налоговых органов по приему формализованных обращений в операционных залах и их обработке

1. Общие положения

1.1. Настоящий Временный порядок организации работы структурных подразделений налоговых органов по приему формализованных обращений в операционных залах и их обработке (далее - Временный порядок) описывает алгоритм взаимодействия сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками по приему формализованных обращений по вопросам, касающимся содержания налогового уведомления и уплаты имущественных налогов по основным типовым «жизненным ситуациям» (далее - ЖС) и дальнейшей их обработке.

1.2. Специальное программное обеспечение, позволяющее формировать формализованные обращения налогоплательщиков по вопросам, касающимся содержания налогового уведомления и уплаты имущественных налогов (далее - Сервис), доступно для сотрудников территориальных налоговых органов, осуществляющих личный прием налогоплательщиков в операционных залах из внутренней сети ФНС России по ссылке http://portal.tax.nalog.ru/obr_fts/

Пошаговая инструкция по приему формализованных обращений с помощью Сервиса изложена в Приложении № 1 к данному Временному порядку.

1.3. Сервис позволяет направлять формализованные обращения по следующим типовым ЖС:

- Указан неактуальный адрес доставки уведомления;

- Указана неактуальная фамилия (имя или отчество);

- Указан неверный ИНН;

- Налог начислен на чужой объект;

- Нет моего объекта в налоговом уведомлении;

- В расчете неверно указана налоговая база;

- В расчете неверно указана налоговая ставка;

- Указано неверное количество месяцев владения в году;

- Налог рассчитан на весь объект (без учёта доли в праве владения);

- Налог рассчитан на доход, который не был получен;

- Налог начислен на объект, который уже принадлежит другому собственнику;

- Информация о моём объекте неточная (содержит опечатки);

- В фамилии (имени или отчестве) допущена опечатка;

- Налог начислен без учёта льготы для индивидуальных предпринимателей (УСН, ЕНВД, ПСН);

- Налог начислен без учёта льготы для граждан (пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий);

- Не учтен выбор объекта для применения льготы;

- Не применен вычет по земельному налогу на «6 соток»;

- Не применен вычет по налогу на имущество.

1.4. Все формализованные обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

1.5. Ответственность за полное и всестороннее рассмотрение поставленных в формализованных обращениях вопросов с соблюдением контрольных сроков исполнения несет руководитель территориального органа ФНС России (далее - ТНО).

2. Порядок действий должностных лиц, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков

2.1. Должностное лицо ТНО, осуществляющее личный прием и обслуживание налогоплательщиков:

2.1.1. Осуществляет идентификацию налогоплательщика (налогоплательщик предъявляет документ, удостоверяющий личность (подтверждающий в установленном порядке полномочия представителя заявителя на получение соответствующей информации)).

2.1.2. Информирует по существу вопроса налогоплательщика в устной форме в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Указание в формализованном обращении способа получения ответа на адрес электронной почты является приоритетным.

В целях исключения некорректного заполнения адреса электронной почты налогоплательщику предлагается самостоятельно записать адрес электронной почты на бумаге для последующего занесения должностным лицом ТНО в Сервис.

2.3. После заполнения необходимых полей в Сервисе должностное лицо ТНО информирует налогоплательщика:

- о максимальном сроке рассмотрения обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ;

- о направлении уточненного налогового уведомления (в случае необходимости проведения перерасчета) по почте на актуальный адрес налогоплательщика или в Личный кабинет налогоплательщика (при наличии);

- о преимуществах подключения к Личному кабинету налогоплательщика (при отсутствии Личного кабинета налогоплательщика).

2.4. В случае недоступности Сервиса из внутренней сети ФНС России, должностное лицо ТНО:

2.4.2. Заполняет формализованное обращение на бумаге по форме согласно Приложению № 2 к настоящему Временному порядку.

2.4.2.1. В указанной форме заполняются поля, необходимые для решения конкретной ЖС, в остальных полях ставится прочерк.

2.4.2.1. После заполнения формализованного обращения должностное лицо ТНО предлагает налогоплательщику подписать и указать дату подачи формализованного обращения.

2.4.2.2. Должностное лицо ТНО, осуществившее прием формализованного обращения, в срок не позднее следующего рабочего дня вводит его в Сервис.

2.4.2.3. Формализованное обращение на бумаге после введения информации в Сервис подшивается в дело.

2.5. В случае если налогоплательщик обратился не по типовой ЖС, должностное лицо ТНО информирует налогоплательщика о возможности направления в ТНО обращения любым удобным для него способом.

3. Первичная обработка формализованных обращений

3.1. Все формализованные обращения автоматически загружаются и регистрируются в установленном порядке в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД.

В целях осуществления визуального контроля при регистрации в РК формализованного обращения в поле «Краткое содержание» автоматически проставляется текст: ЖС. Обращение от «Дата регистрации», «Время регистрации».

3.2. Уведомление о регистрации формализованного обращения с указанием регистрационного номера, даты регистрации, а также информации о том, что оно поступило на рассмотрение в ТНО, автоматически направляется на адрес электронной почты налогоплательщика (в случае ее наличия).

3.3. Первичную обработку формализованного обращения осуществляют работники структурного подразделения ТНО, в функции которого входит документационное обеспечение управления (далее - подразделение ДОУ).

3.4. Формализованные обращения в течение не более двух часов с момента регистрации в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД (или начала рабочего дня - в случае поступления обращения в нерабочие часы) сотрудником подразделения ДОУ перенаправляются для организации рассмотрения и ответа налогоплательщику в структурное подразделение, ответственное за рассмотрение формализованного обращения, согласно типовой ЖС, описанной налогоплательщиком.

Для этого в РК формализованного обращения сотрудником подразделения ДОУ формируется соответствующая резолюция за подписью начальника подразделения ДОУ, с указанием конкретной даты исполнения формализованного обращения.

3.5. Срок рассмотрения формализованного обращения исчисляется с даты его регистрации в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД и не превышает 5 рабочих дней.

3.6. Контроль за своевременным рассмотрением формализованных обращений осуществляется подразделением ДОУ.

4. Организации работы с формализованными обращениями в структурных подразделениях ТНО

4.1. Начальник структурного подразделения, получив поручение о рассмотрении формализованного обращения, в срок не более одного часа с момента поступления РК формализованного обращения в БД «Канцелярия отдела» направляет его сотруднику структурного подразделения для рассмотрения по существу поставленных вопросов и подготовки ответа налогоплательщику.

4.2. В ходе подготовки ответа налогоплательщику структурное подразделение - ответственный исполнитель может направлять запросы о предоставлении информации как в другие отделы ТНО, так и в иные органы (организации, должностным лицам).

Если вопросы, поставленные в формализованном обращении, затрагивают сферы деятельности нескольких отделов, то начальник структурного подразделения направляет запросы в отделы - соисполнители, которые обязаны предоставить заключение не позднее 3 рабочих дней с момента регистрации формализованного обращения в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД.

РК запросов должны быть связаны с РК формализованного обращения, при этом переключатель «Списать в дело связанные входящие документы» выключен.

4.5. Если в течение 5 рабочих дней на формализованное обращение подготовлен полный и исчерпывающий ответ за подписью должностного лица ТНО по существу поставленных вопросов, в БД «Канцелярия отдела» СЭД создается РК ответа, которая должна быть связана с РК Формализованного интернет-обращения, при этом переключатель «Списать в дело связанные входящие документы» включен (помечен символом « »).

После заполнения всех необходимых полей, РК ответа направляется в БД «Исходящие» на регистрацию и отправку. В появившемся окне «Результат рассмотрения» исполнителю необходимо выбрать нужное значение.

4.7. Ответ заявителю направляется способом, указанным в формализованном обращении (в форме сканированного документа, содержащего регистрационные номер и дату ответа, в формате «TIF» или «PDF», либо в бумажном виде на актуальный адрес, имеющийся в ТНО).

4.8. Если подготовленный ответственным исполнителем ответ содержит сведения о заявителе, составляющие охраняемую законом тайну, то заявителю направляются два ответа:

- на электронный адрес заявителя (при наличии) направляется уведомление о том, что ответ по существу поставленного в обращении вопроса, содержит сведения, содержащие охраняемую законом тайну (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. ст. 32, 102 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»)» и ответ по существу вопроса направлен на бумажном носителе по почтовому адресу;

- на почтовый адрес направляется ответ по существу вопросов, указанных заявителем в формализованном обращении.

5. Продление сроков исполнения формализованных обращений

5.1. Если для исполнения формализованного обращения необходимо получение дополнительных материалов или информации (в том числе информации от иного структурного подразделения ТНО и (или) от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, или иного органа (организации), срок исполнения формализованного обращения может быть увеличен сотрудником подразделения ДОУ при наличии мотивированного обоснования, в том числе направления налогоплательщику экспресс-ответа, на срок, не превышающий 30 календарных дней с момента регистрации формализованного обращения в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД. В этом случае уведомление о продлении срока рассмотрения формализованного обращения налогоплательщику не направляется.

5.2. В исключительных случаях, если для исполнения формализованного обращения необходимо проведение проверки изложенных в нем фактов, истребование дополнительных материалов, направление запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения формализованного обращения документов и материалов в ТНО, другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в чью компетенцию входит поставленный в формализованном обращении вопрос (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), срок исполнения формализованного обращения может быть продлен должностным лицом ТНО, но не более чем на 30 календарных дней, с уведомлением налогоплательщика о продлении срока рассмотрения его обращения.

5.3. Для продления срока исполнения формализованного обращения отдел - ответственный исполнитель не позднее чем за 3 дня до истечения срока исполнения формализованного обращения представляет должностному лицу ТНО, курирующему структурное подразделение, в котором находится на рассмотрении данное обращение, мотивированную служебную записку о продлении срока исполнения с указанием конкретных причин.

5.4. При положительном решении должностного лица ТНО уведомление о продлении срока исполнения обращения с указанием срока представления окончательного ответа направляется в адрес налогоплательщика.

5.5. Для направления налогоплательщику уведомления о продлении срока исполнения в БД «Канцелярии отдела» СЭД создается РК, которая в обязательном порядке должна быть связана с РК формализованного обращения, переключатель «Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения» включен (помечен символом « »).

5.6. В РК формализованного обращения в БД «Канцелярия ЗГ» СЭД сотрудником подразделения ДОУ в поле «Ход исполнения» вносится соответствующая запись «Сл. записка на имя ФИО начальника (заместителя начальника) ТНО от __ № __ о продлении срока до ___. Уведомление заявителю о продлении срока от ___№ ___», а срок исполнения документа изменяется в соответствии с датой, указанной в служебной записке или установленной начальником (заместителем начальника) ТНО.

Читайте также: