Эластичность и структура налогообложения

Опубликовано: 13.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Как показывают приведенные ниже примеры, концепция ценовой эластичности спроса имеет важное практическое значение.

    Небывалый урожай.Спрос на большинство продуктов сельскохозяйственного производства неэластичен (не более 0,20-0,25). Поэтому увеличение объема производства сельскохозяйственных продуктов, приводит как к снижению цен на фермерскую продукцию, так и к сокращению общей выручки фермеров. Для фермеров, как группы, неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что щедрый урожай может быть весьма нежелательным. А для государственных органов управления это означает, что увеличение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

    Автоматизация.Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического процесса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование и это приводит к технологической безработице 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученная благодаря данному технологическому новшеству, передается потребителям через снижение цен. Воздействие снижения цен на объем продаж фирмы будет зависеть от эластичности спроса на товар. Если спрос эластичен, то продажи могут возрасти на столько, что фирма вновь возьмет на роботу большую часть, если не всех, из 500 уволенных ранее рабочих. Если спрос неэластичен, то снижение цен приведет лишь к незначительному росту объема продаж и лишь немногие (либо вообще никто) из рабочих будут снова приняты на работу.

    Дерегулирование воздушного транспорта.Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибылей многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что отмена государственного регулирования привела к усилению конкуренции между авиакомпаниями и, таким образом, к снижению платы за воздушные перевозки. Более низкие транспортные тарифы в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия вызвали рост доходов авиакомпаний. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, рост доходов опережал рост издержек и прибыли увеличивались. Высокие доходы авиакомпаний продержалась недолго по трем причинам: конкурентная борьба за новые маршруты привела к снижению прибылей; рост цен на топливо увеличил эксплуатационные издержки; длительная война тарифов также отрицательно сказалась на прибылях.

    Акцизный налог.Выбирая, на какие товары и услуги установить акциз, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой уменьшение налоговых поступлений. Это заставляет законодателей, вводя акцизные налоги, искать такие товары, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки, бензин, сигареты. В 1991 г., пытаясь сократить бюджетный дефицит, федеральное правительство США повысило налог именно на эти три категории товаров.

    Однако, в том же 1991 г. Конгресс ввел 10%-ный акциз на яхты. Конгресс рассчитывал, что эта мера не окажет сколько-нибудь серьезного воздействия на объем продаж, и надеялся получить за пять лет прирост налоговых поступлений в размере 1,5 млрд дол. Но спрос оказался более эластичным, чем ожидалось. В ответ на повышение налога многие владельцы прогулочных судов решили сохранить свои старые яхты на более длительный срок, а некоторые потенциальные первичные покупатели отказались от их приобретения. В Южной Флориде объем продаж сократился почти на 90%, поскольку многие потенциальные покупатели предпочли уйти от налога, приобретая яхты на Багамах. Кроме того, налоговые поступления правительства сократились и под воздействием экономического спада 1990-1991 гг., в результате которого спрос на большинство товаров длительного пользования, включая яхты, сместился влево. В 1991 г. 10%-ный акциз на яхты принес всего 30 млн. дол. налоговых поступлений.

    Введение этого налога в совокупности с экономическим спадом нанесло серьезный удар по производителям яхт. В первый год введения акциза треть яхтостроительных компаний США свернула свое производство и более 20 тыс. рабочих остались без работы. В 1993 г. Конгресс отменил этот налог.

    Эластичность и структура налогообложения. Налог на бензин: распределение и структура.S1 и D - кривые предложения и спроса до введения налога (T). Первоначально равновесная цена спроса и предложения составляет 1 доллар за галлон бензина. Введенный налог перемещает кривую предложения из положения S1 в положение S2. Теперь цена на бензин должна вырасти до 1,5 долларов за галлон, обеспечивая поставку бензина на рынок в том же объеме. Однако по мере повышения цены на бензин, потенциальные потребители сокращают потребление (графически это интерпретируется сдвигом влево вверх вдоль кривой спроса D). В положении нового равновесия Е2 цена бензина поднимается лишь до 1,4 доллара за галлон. Таким образом, продавцы бензина после выплаты налога получают только 0,9 доллара за

    галлон бензина, т.е. налоговое бремя распределиться в следующем соотношении: 0,4 доллара за галлон бензина на покупателей ,0,1 доллара - на продавцов. Покупатели в данном случае страдают больше продавцов, так как спрос в данном случае менее эластичен, чем предложение.

    4. Ценовая эластичность налогов в управлении налоговыми потоками

    Государственный налоговый менеджмент предполагает использование рыночных методов ценообразования. Действие закона ценности порождает понятие «эластичность спроса и предложения». Свойство эластичности спроса и предложения присуще любому ценовому понятию. Знание и умелое использование теории ценовой эластичности также важно для управления налоговыми потоками и построения рациональной налоговой системы.

    Степень эластичности (неэластичности) спроса и предложения делает зависимости формирования цены услуг государства более сложными и многогранными. Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности К э» 1, и неэластичным, если К э «1. Эластичность (неэластичность) предложения аналогична свойствам эластичности спроса, то есть, если предложение чувствительно к изменениям цены, то оно эластично. И наоборот.

    Для оценки изменения налоговых поступлений в зависимости от изменения показателей экономического роста (ВВП, валовой добавленной стоимости, национального дохода и т. д.) также можно использовать показатель эластичности спроса, который называется коэффициентом эластичности налогов (К э1).

    В мировой практике его обычно рассчитывают по следующей формуле:


    где: НП – начальный (базовый) уровень налоговых поступлений (всех налогов, отдельных их групп или видов);

    ?НП – прирост названных налоговых поступлений;

    ЭП – начальный (базовый) уровень определяющего экономического показателя (ВВП, валовой добавленной стоимости, национального дохода и т. д.);

    ?ЭП – прирост названных показателей.

    Коэффициент эластичности налогов показывает, как изменились налоговые поступления при изменении определяющего экономического показателя на один пункт. Если коэффициент эластичности налогов (К э1) равен единице, то доля налоговых поступлений в определяющем показателе не меняется. Когда К э1 больше единицы, налоговые поступления увеличиваются более быстрыми темпами, по сравнению с ростом значений этого показателя, а доля налогов в нем тоже возрастает. Если К э1 меньше единицы, удельный вес налоговых поступлений снижается. Предпочтительным для экономики считается состояние К э1 ?1.

    Используя аналогичный подход, можно построить коэффициент эластичности предложения государственных услуг (К п э1). Поскольку такие специфические услуги можно количественно выразить только через объем государственных расходов, поскольку коэффициент эластичности предложения примет следующий вид:


    где: ГР – начальный (базовый) объем совокупных государственных расходов;

    ?ГР – прирост государственных расходов;

    НП и ?НП – начальный (базовый) уровень всех налоговых поступлений и их прирост.

    Предпочтительным для общества является положение, когда К п э1?1, при условии, что рост государственных расходов влечет за собой адекватное увлечение массы общественных благ, то есть расходы приносят реальный экономический, социальный, или иной эффект.

    Применение абсолютных показателей не всегда может дать точное представление о специфических ценовых взаимосвязях в цепочке: государственные услуги (расходы) налоги. Поэтому имеет смысл также использовать для анализа эластичности относительный ценовой показатель доли налогов в источнике их уплаты (в ВВП, ВДС или НД) и систему следующих коэффициентов:

    1. Коэффициент эластичности спроса государства на централизованные финансовые ресурсы (К э2):


    2. Коэффициент эластичности предложения источников уплаты налогов (К п э2):


    3. Коэффициент эластичности спроса на налоги по отношению к государственным расходам (К э3):


    4. Коэффициент эластичности предложения государственных услуг (К п э3):


    где: ?НП д – изменение (прирост, снижение) доли налоговых поступлений в определяющем экономическом показателе (ВВП, ВДС, НД); ?НП д – сумма значений доли налоговых поступлений в определяющем экономическом показателе на начало и конец периода времени; ?ЭП – изменение (прирост, снижение) определяющего экономического показателя (ВВП, ВДС, НД); ?ЭП – сумма определяющего экономического показателя на начало и конец периода времени; ?ГР – изменение (прирост, снижение) объема государственных расходов; ?ГР – сумма государственных расходов на начало и конец периода времени.

    Использование при анализе эластичности спроса и предложения показателя налогового бремени позволит более точно определить приоритеты налоговой политики. Наиболее полно интересы субъектов налогообложения (государства, юридических и физических лиц) совпадают при единичной эластичности спроса на налоги и предложения источников для налогообложения. Во всех прочих значениях названных коэффициентов происходит в большей или меньшей степени ущемление интересов одного из субъектов налогообложения в пользу интересов другого – или происходит изъятие все большей части доходов налогоплательщиков за счет усиления налогового бремени, или государство недополучает налоговых поступлений даже при росте ВВП и ВДС в результате массового уклонения плательщиков от налогов.

    Позитивным для экономики можно считать положение, когда длительное время удерживается относительно низкая неэластичность спроса (растут и налоговые поступления, и определяющий экономический показатель, но последний более высокими темпами), или относительно низкая эластичность предложения (увеличение доли налогов в источнике их уплаты не препятствует достаточному росту ВВП и ВДС). И наоборот, негативным можно признать положение, при котором длительное время сохраняются значения коэффициентов эластичности спроса существенно больше 1 и коэффициентов эластичности предложения существенно меньше 1, означающие непродуктивный рост налогового бремени, неспособность действующей налоговой системы мобилизовать в бюджет достаточного объема налоговых поступлений даже при росте экономических показателей в силу высокого уровня налогового бремени и уклонения от налогов. Естественной реакцией государства на названные негативные тенденции в экономике должно быть принятие соответствующих мер по снижению налогового бремени, улучшению структуры налоговой системы, пересмотру налоговых льгот, увеличению степени собираемости налогов и по другим направлениям повышения эффективности действующей системы налогообложения.

    Согласно общей теории эластичности, факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются: заменяемость, удельный вес в доходе потребителя, вид товара (предметы роскоши и предметы первой необходимости), фактор времени. Все эти факторы в какой-то мере влияют и на эластичность рассматриваемого нами спроса.

    1. Большая часть видов общественных благ (услуг) является абсолютно незаменима другими в натуральном своем виде. Однако их денежная оценка через конкретные суммы государственных расходов позволяет производить частичные структурные замены (увеличение или уменьшение одних расходов за счет соответствующего изменения других в рамках совокупных расходов). Поэтому остается в силе действие фактора заменяемости – чем больше заменителей (альтернатив данному виду расходов), тем эластичнее спрос.

    2. Чем выше доля налогов в ВВП (ВДС), тем выше, при прочих равных условиях, эластичность спроса государства на финансовые ресурсы, а следовательно:

    – во-первых, выше налоговое бремя со всеми вытекающими негативными последствиями, если оно больше предела налоговых изъятий;

    – во-вторых, выше вероятность уменьшения темпов роста и абсолютных размеров налоговых поступлений не только с точки зрения увеличения массовых попыток уклонения от налогов, но и с позиции Влияния основного правила эластичного спроса – снижения налоговой выручки при повышении относительной цены услуг (доли налогов в ВВП или ВДС).

    Таким образом, названный фактор эластичности спроса следует в обязательном порядке учитывать при установлении режима налогообложения и уровня налогового бремени.

    3. В составе государственных расходов можно условно выделить и «предметы роскоши» (дополнительные расходы на управление, милитаризацию и прочие подобные расходы сверх общественной потребности, то есть от которых общество могло бы отказаться на данный момент без ущерба общественным экономическим, политическим и социальным интересам), и «предметы первой необходимости» (все расходы производительного характера, а также первоочередные экологические, социальные и другие расходы в пределах общественно-необходимого уровня). Общая направленность действия этого фактора известна – спрос на «предметы первой необходимости» обычно является неэластичным, а на «предметы роскоши» – эластичным. Поэтому, чем больше в структуре государственных расходов затрат, относящихся к типу «первой необходимости», тем менее эластичным (или более неэластичным) будет спрос на совокупные государственные расходы, и наоборот, с вытекающими, соответственно, позитивными и негативными из этого последствиями для экономики.

    4. И последний фактор – чем длиннее период времени для принятия решения, тем обычно эластичнее спрос. Особенно большое влияние фактор времени оказывает на эластичность предложения (преимущественно в долговременном периоде). Обязательность исполнения в полном объеме и в срок доходной и расходной частей государственного бюджета и внебюджетных фондов (при заданном на весь финансовый год режиме налогообложения и финансирования) не позволяет государству (правительству) своевременно и адекватно реагировать на изменения экономической и рыночной ситуации в ходе исполнения бюджетов. Учесть эти изменения можно в лучшем случае в следующем финансовом году, а в худшем – по истечении нескольких лет, если требуется серьезное налоговое и бюджетное реформирование.

    Таким образом, эластичность (неэластичность) спроса и предложения следует с большей пользой и в полном объеме учитывать еще на стадии планирования и прогнозирования основных разделов и статей доходов и расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

    Свойство степени эластичности спроса товаров, реализация которых подлежит акцизному налогообложению, оказывает обратно пропорциональное действие на налоговую выручку (налоговые поступления). Если спрос на подакцизный товар эластичен, то повышение акцизного налога может повлечь за собой уменьшение его поступлений в бюджет, поскольку вызванный этой мерой рост цены товара должен привести к сокращению объемов его потребления и производства. При неэластичном спросе, повышение акцизов до определенного уровня обычно сопровождается соответствующим увеличением налоговых поступлений, так как объем потребления такого подакцизного товара либо останется на том же уровне, либо сократиться незначительно.

    Итак, в практике управления налогами на проблему эластичности следует обращать самое серьезное внимание.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Ценовая эластичность спроса

    Ценовая эластичность спроса В первом примере любители пива Heineken были готовы купить пиво Duff по запрашиваемой цене. После снижения цены спрос вырос. Если бы цена возросла, то спрос, напротив, упал бы. Реакцию, или чувствительность покупателей к изменению цен, называют

    20. Понятия налогов. Элементы налогов

    20. Понятия налогов. Элементы налогов Чтение — вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу,

    102. Порядок исчисления, удержания и уплаты налога налоговыми агентами

    102. Порядок исчисления, удержания и уплаты налога налоговыми агентами Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми

    Муниципальные облигации – не делитесь своим доходом с налоговыми органами

    Муниципальные облигации – не делитесь своим доходом с налоговыми органами До сих пор мы говорили об облигациях, выпущенных федеральным правительством и компаниями, нуждающимися в заемных средствах. Правительствам штатов и местным органам власти, равно как и

    Исчисление налога налоговыми агентами – работодателями

    Исчисление налога налоговыми агентами – работодателями Налоговый агент – работодатель исчисляет НДФЛ с доходов налогоплательщиков – своих работников и выплачивает им заработную плату уже за вычетом НДФЛ. То есть НДФЛ исчисляется и уплачивается без участия

    7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения

    7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

    8. Лица, привлекаемые налоговыми органами для проведения контрольных мероприятий. Общие положения

    8. Лица, привлекаемые налоговыми органами для проведения контрольных мероприятий. Общие положения В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов,

    Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

    Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами 1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а

    3.3. Оптимизация налоговыми агентами исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц

    3.3. Оптимизация налоговыми агентами исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц Организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства

    4.3. Оптимизация НДС налоговыми агентами

    4.3. Оптимизация НДС налоговыми агентами Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), поименованных в ст. 161 настоящего Кодекса, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК

    56. Взаимодействие аудитора с налоговыми органами

    1. Возникновение аудита Примерно в 200 г. до н. э. квесторы, т. е. должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались

    104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов

    104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

    Работа с потоками

    Работа с потоками Для создания ценности при работе с каждым из потоков необходимы три последовательных шага: создание теории, выбор и план действий. Первым шагом является создание теории HR, основанной на связи конкретной практики и той ценности, которую она должна

    Опции, связанные с информационными потоками

    Опции, связанные с информационными потоками Сфера информационных потоков включает две составляющие – стратегию коммуникации и передачу информации, обусловленные мировоззрением компании. Сформировать такое мировоззрение – очень непростая задача. Однако ее можно

    Управление информационными потоками

    Управление информационными потоками Первая задача при реализации преимуществ сети – позаботиться о внутренних коммуникациях вашей компании. Даже если мы на своих рисунках изображаем организацию одним кружком, такие фирмы, как Philips, Intel, Samsung, Sony и другие компании,

    51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл)

    51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл) ИнструментНа Малайском полуострове на вопрос о лучшем времени сбора дуриана, фрукта «с адским запахом, но с божественным вкусом», отвечают так: «Когда его плоды падают с ветки, у мужчин саронги задираются»[4].

    date image
    2014-02-09 views image
    15096

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    Распределение налогового бремени

    Повышение налогов, избыточное налоговое бремя

    Покажем, как распределяется бремя акцизного сбора, или налога с продаж, в зависимости от эластичности спроса и предложения. В дальнейшем этот анализ послужит логическим мостом к рассмотрению других аспектов общего налогового бремени.

    Используя понятия предложения и спроса, а также эластичности, можно определить, кто платит налог с оборота, или акцизный налог.

    Предположим, что на рисунке 5.5 показан рынок определенного сорта отечественного вина и что равновесная цена без вычета налога составляет 4 дол. за бутылку, а равновесное количество – 15 млн. бутылок. Теперь допустим, что правительство вводит специальный акцизный налог, или налог с продаж, равный 1 дол. в расчете на бутылку такого вина. Кто в действительности платит этот налог – производители или потребители? Или, используя специальную терминологию, как распределяется налоговое бремя?

    Рис. 5.5. Распределение налога с продаж

    Введение налога с продаж величиной, например, в 1 дол. смещает кривую предложения вверх на величину налога. Это приводит к повышению цены для потребителя (до 4,5 дол.) и к снижению цены после вычета налогов для производителя (до 3,5 дол.). В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между потребителями и производителями.

    Разделение бремени. Допустим, правительство облагает налогом продавцов (поставщиков), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Таким образом, если продавцы хотели предложить, например, 5 млн. бутылок не облагаемого налогом вина по 2 дол. за штуку, то теперь они должны получить по 3 дол. (2 дол. за бутылку плюс 1 дол. налога) за те же самые 5 млн. бутылок. Продавцы должны теперь заработать на 1 дол. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рисунке 5.5, где кривая предложения "без налога" обозначена буквой S, а кривая предложения "после введения налога" – St.

    Тщательное сравнение соотношения между спросом и предложением после введения налога с доналоговым равновесием между ними показывает, что если цена до введения налога была равна 4 дол. за бутылку, то новая равновесная цена составляет 4,5 дол. В данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налога. Потребители платят за бутылку на 50 центов больше, а производители, заплатив государству 1 дол. налога на единицу продукции, получат 3,5 дол., то есть на 50 центов меньше той цены в 4 дол., которая была установлена до введения налога. В этом случае потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

    Эластичность. Если бы эластичность спроса и предложения отличалась от той, что показана на рисунке 5.5, то и распределение налогового бремени было иным. Здесь действуют два правила (рис.5.6, 5.7).

    Рис. 5.6. Эластичность спроса и распределение налога с продаж

    На рисунке 5.6-а мы видим, что если спрос эластичен в соответствующем диапазоне цен, то при введении налога с продаж цена поднимется незначительно (от Р до Ре). Следовательно, большую часть налогового бремени будет нести производитель. Но если спрос неэластичен, как на рисунке 5.6-б, то цена для покупателя существенно повысится (от Р до Рi) и большая часть налогового бремени будет перенесена на потребителей.

    Рис. 5.7. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

    Рисунок 5.7-а показывает, что при эластичном предложении налог с продаж приводит к большому повышению цен (от Р до Ре) и поэтому налог оплачивается главным образом потребителями. Но если предложение неэластично, как на рисунке 5.7-б, цена повысится незначительно (от Р до Рi) и большая часть налога ляжет на плечи продавцов.




    1. Чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей при условии, что предложение является постоянным. Легче всего это можно проверить, составив графики экстремальных случаев – когда спрос либо абсолютно эластичен, либо абсолютно неэластичен. В первом случае налог полностью выплачивается продавцами, а во втором – потребителями. На рисунке 5.6 сравниваются более вероятные случаи – когда спрос относительно эластичен (Dе) и относительно неэластичен (Di) в соответствующем диапазоне цен. В случае, показанном на рисунке 5.6-а, когда спрос эластичен, небольшая часть налога (РРе) возлагается на потребителя, а большая часть (РРа) – на производителя. В случае, показанном на рисунке 5.6-б, когда спрос неэластичен, большая часть налога (РРi) возлагается на потребителей и только небольшая часть (PPb) выплачивается производителями.

    2. Чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос является постоянным. Кривая предложения эластична на рисунке 5.7-а и неэластична на рисунке 5.7-б, а кривые спроса идентичны. Для кривой эластичного предложения находим, что большая часть налога (PPе) перекладывается на покупателей и только небольшая доля (РРа) – на производителей или продавцов. Но когда предложение неэластично, наблюдается обратная картина. Основная часть налога (РРb) приходится на продавцов, а относительно малая доля перекладывается на покупателей (РРi). Кроме того, при неэластичном предложении количество товара сокращается меньше, чем при эластичном.

    Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото, поэтому бремя акцизного налога на него несут главным образом производители. С другой стороны, предложение бейсбольных мячей эластично, поэтому большая часть акцизного налога на них скорее всего ляжет на покупателей.

    Логическая схема построения параграфа.

    А. Определение ценовой политики фирмы с учетом эластичности спроса по цене.

    2.Механизм распределения налогового бремени в зависимости от ценовой эластичности спроса и предложения.

    Теория эластичности играет важную роль в определении экономической политики фирм и правительства, широко используется как в микро-, так и в макроэкономических моделях. В рамках макроэкономического подхода данная теория применяется для анализа совокупного спроса и совокупного предложения, состояния финансовых и товарных рынков, при выработке мероприятий по государственному регулированию экономики и др. На микроуровне использование теории эластичности является основой прогнозирования поведения потребителей, определения тактики и стратегии производителей на рынке.

    Рассмотрим пример, связанный с определением ценовой политики фирмы с учетом эластичности спроса на реализуемые ею товары. Для принятия решения относительно повышения либо понижения цены фирме необходимо знать, как данный шаг отразится на размерах ее общей выручки (TR ), которая равна произведению количества проданного товара (Q) и цены за его единицу (Р). Ранее были приведены примеры, иллюстрирующие последствия понижения цены с точки зрения динамики выручки в случаях с эластичным и неэластичным спросом, а также спросом с единичной эластичностью ( рис. 6 и рис. ). Из них следует, что при Edp >1 снижение цены за единицу товара приводит к росту выручки, повышение цены – к ее падению. При Edp

    Приведем пример практической значимости теории эластичности, связанный с налоговой политикой государства. Налогообложение в реальной действительности не всегда совпадает с юридическими аспектами данной проблемы. Юридически плательщиками налога выступают конкретные субъекты хозяйствования (индивиды, домохозяйства, фирмы), однако, на практике между ними повсеместно имеет место перераспределение налогового бремени. Причем структура налогообложения и ее изменение, как показывает опыт, непосредственно зависят от эластичности спроса и предложения товара, облагаемого налогом.

    Предположим, что государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара в виде налога с продаж. Очевидно, что продавцы данного товара прибавят сумму налога к первоначальной цене. С точки зрения графической это выразится в смещении кривой предложения S вверх на величину налога и в возникновении ситуации нового равновесия.

    Рис. 6.10.Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями.

    Общая сумма налога будет состоять из трех слагаемых: суммы налога, которую выплатят потребители, суммы налога, которую выплатят производители и избыточного налогового бремени или чистых потерь общества (рис. 6.4.1). Избыточное налоговое бремя - это стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело дополнительный налог. Чистые потери общества возникают в связи с тем, что после введения налога и, соответственно, подорожания товара определенная часть потребителей не может его купить, а определенная часть производителей не может его произвести.

    Что же касается структуры налога, то она будет зависеть от относительной эластичности спроса и предложения.Бремя налогов в большей степени ляжет на потребителя, если спрос на данный товар менее эластичен, чем его предложение, и, наоборот, на производителя, если предложение данного товара менее эластично, чем спрос на него.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем различие между дуговой и точечной эластичностью?
    2. Почему для многих товаров эластичность спроса по цене в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном?
    3. Как повышение цены на товар отразится на величине совокупной выручки в случае эластичного спроса?
    4. Какой знак имеет коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене для товаров-субститутов и товаров-комплементов?
    5. Как называются товары, для которых коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене равен нулю?
    6. Как будет изменяться величина индивидуального спроса на предметы первой необходимости и предметы роскоши в случае увеличения дохода потребителя?
    7. Почему избыточное налоговое бремя называют чистыми потерями общества?

    Тесты и задачи

    1.Если цена товара возросла с 1 до 3 долл., а величина спроса на него сократилась с 1000 до 600 единиц, то коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен:

    2. В каком из перечисленных ниже случаев уменьшится совокупная выручка продавца:

    а) цена растет и спрос неэластичен;




    б) цена растет и спрос эластичен;

    в) цена падает и спрос эластичен;

    г) цена растет и предложение эластично.

    3. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности спроса по доходу относится к товарам первой необходимости:

    б) больше 0, но меньше 1;

    4. Если предложение товара абсолютно неэластично, то при росте спроса на него:

    а) цена товара уменьшится, а его количество возрастет;

    б) и цена, и количество товара уменьшится;

    в) и цена, и количество товара возрастут;

    г) цена возрастет, а количество товара останется неизменным.

    5. Эластичность предложения по цене выше:

    а) в краткосрочном периоде;

    б) в долгосрочном периоде;

    в) в кратчайшем периоде;

    г) нет данных для ответа;

    6. Спрос абсолютно неэластичен по цене, если:

    а) коэффициент ценовой эластичности равен 1;

    б) коэффициент ценовой эластичности больше 1;

    в) коэффициент ценовой эластичности меньше 1;

    г) коэффициент ценовой эластичности равен 0.

    7. Спрос на какой товар будет наиболее эластичен по цене:

    8. Графическая иллюстрация неэластичного предложения – это:

    а) горизонтальная прямая;

    б) вертикальная прямая;

    в) линия с отрицательным наклоном;

    г) линия с положительным наклоном.

    9. Для товаров-субститутов коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене:

    г) равен бесконечности.

    10. Если коэффициент эластичности спроса по доходу равен -1, то это товар:

    а) первой необходимости;

    б) предмет роскоши;

    в) общественное благо;

    г) некачественный товар.

    11.Какое влияние окажет повышение цен на автомобили (товар x) на 20% на спрос на бензин (товар y), если известно, что Edy(px) = -0.28

    12.Функция спроса от цены является линейной и задается как Qd=200-4P. Рассчитайте Ed(p) при цене за ед. товара 20$.

    13.При цене 30 тыс. руб. за 1 кг ветчины величина спроса на нее составляла 100 кг в день. После снижения цены до 20 тыс. руб. за кг она составила 150 кг в день. Чему равна дуговая эластичность спроса по цене на ветчину?

    14. Если цена за ед. за товара уменьшилась со 120 до 80 рублей, то на сколько процентов должна возрасти величина спроса, чтобы спрос на товар остался неэластичным

    15. Эластичность спроса на по доходу на товар Х равна 1,4, а по цене – 0,6. На сколько процентов изменится спрос на данный товар, если доход потребителя вырастет на 8%, а цена товара увеличится на 12%? К какой группе относится данный товар?

    Рекомендуемая учебная литература:

    1. Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика: в 2-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.1. Гл. 2, 4.

    2. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. – СПб., 1992. – Гл. 2–4.

    3. Курс экономической теории. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А.В. Сидоровича.– М.: Дело и сервис, 2001. – Гл. 4–6.

    4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Дело и сервис, 2007. Гл. 4.

    5. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: в 2 т./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: Республика, 1992. – Т.2. Гл. 22.

    6. Пиндайк, Р., Рубинфельд, Д. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Дело, 2001. – Гл. 2.

    7. Райхлин, Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции / Э. Райхлин. – М.: Наука, 1995. – Гл. 8.

    8. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник для экон. спец. вузов / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2006. – Гл. 2.

    9. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 3, 5, 9.

    10. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р.Х. Франк. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 2, 5.

    11. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. / Д.Н. Хайман. – М., 1992. – Т. 2. Гл. 2, 5.

    12. Экономическая теория: учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под обш. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011.– Гл.6.

    Читайте также: