Стимулирование экономики посредством сокращения налоговых ставок широко применялось

Опубликовано: 04.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 23.04.2021).

Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения привлекательности ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности [3].

Основным законом, определяющим общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:

1) Упрощенная система ведения бухгалтерского учета

2) Льготные налоговые режимы

3) Налоговые каникулы

4) Рассрочка или отсрочка по уплате налога

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета позволяет предприятию сэкономить на таком специалисте как бухгалтер, поскольку налогоплательщику не обязательно обладать углубленными знаниями бухгалтерского учета, а это существенно облегчает условия ведения бизнеса.

Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия[6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:

1) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%

2) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.

При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [7].

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на прибыль организаций;
  2. Налог на имущество организаций;
  3. Налог на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
  2. Налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
  3. Налога на добавленную стоимость.

Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более50 кв. м;

- парикмахерские и косметические услуги;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4; 5].

Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.

Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности × К1 × К2 × Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:

К1 – коэффициент-дефлятор – отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.

К2 – коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.

Физический показатель – количественный, характеризует деятельность налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов. [1]

Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул – освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [2; 3]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявление в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику.

Таким образом, при выборе того или иного специального налогового режима, предприятие освобождается от уплаты различных налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС и другие, вместо них, оно платит один единственный налог, что определенно снижает налоговую нагрузку малого бизнеса и упрощает его ведение. Все вышеперечисленные государственные налоговые льготы существенно стимулируют развитие бизнеса на территории Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
  2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-2. – С. 78-80.
  3. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-3. – С. 479-483.
  4. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
  5. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.
  6. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 7.
  7. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую мировую державу, входящую в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. Эта цель может быть достигнута путем переориентации российской экономики в сторону инновационного сектора.

Работа содержит 1 файл

реферат налоговое стимулирование.docx

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую мировую державу, входящую в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. Эта цель может быть достигнута путем переориентации российской экономики в сторону инновационного сектора. В указанной Концепции предполагается решить эту задачу, в первую очередь, за счет формирования мощного научно- технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции.
Достаточно ясно, что исключительно рыночным путем эти задачи решить практически невозможно, поэтому со стороны государства потребуется некоторое изменение правовых инструментов управления экономикой. В первую очередь, по моему мнению, будут востребованы меры по стимулированию государством инновационной деятельности частных компаний и обеспечению устойчивого спроса на инновации.
Скрытые резервы стимулирующего воздействия по этим направлениям имеются, прежде всего, в сфере налоговых отношений. В этой связи налоговая политика и налоговое законодательство Российской Федерации должны быть сориентированы на стимулирование инноваций.

  1. Налоговое стимулирование: понятие, виды, методы.

Налоговое стимулирование – это целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности.

Методы налогового стимулирования – это определенные приемы и способы, используемые в нормотворческой деятельности при установлении налоговых льгот и иных мер налогового характера, направленных на предоставление имущественных или иных экономических приоритетов отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов.

К числу основных методов налогового стимулирования относятся:

- уменьшение или обнуление налоговых ставок (освобождения);

- перенос убытков на будущее;

- инвестиционный налоговый кредит;

- выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятия);

- специальные налоговые режимы, предусматривающие льготное или упрощенное налогообложение;

- введение моратория на изменение (ухудшение) условий налогообложения;

- налоговые вычеты (скидки) из налогооблагаемой базы по определенным видам затрат налогоплательщика

2.Проблемы налогового стимулирования

В настоящее время налоговое стимулирование недостаточно развито в РФ. Первый критерий неразвитости является отсутствие и в налоговом законодательстве, и в науке налогового права раскрытия такого понятия как «налоговое стимулирование».

Вторым: не сформированность целостного представления о правовой природе и сущности этого явления. Отсутствуют и необходимые теоретические разработки, связанные с классификацией инструментов налогового стимулирования, направлениями стимулирующего воздействия в налоговой сфере.

Следует отметить, что в общем виде задачи в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности нашли отражение в некоторых концептуальных документах органов государственной власти, в частности, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Однако конкретные меры и инструменты налогового стимулирования инновационной сферы в указанных документах не обозначены. К сожалению, не были они предложены и в Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации в 2008 году.

Исходя из практики, можно сделать вывод, что те меры которые предпринимает правительство, в рамках налогового стимулирования не достаточны или вовсе не правильны. Например рассмотрим стандартные вычеты по НДФЛ: пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось в 2009 году с 20000 до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

А что же сделано сегодня для стимулирования инвестиционной деятельности?

Значительной реформации подверглась глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», в которой помимо снижения налоговой ставки, были внесены следующие изменения.

1. Сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль; отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата (ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль); введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено.

2. Пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации. Также в соответствии с Законом N 229-ФЗ с 01.01.2011г. первоначальная стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, увеличится до 40 000 руб.

Такая амортизационная политика направлена на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства. Организации смогут быстрее списывать и заменять изношенные и морально устаревшие основные средства, в связи с этим налогоплательщики также смогут приобретать новое и высокотехнологичное оборудование, обладающее большей производительностью, что приведет к повышению качества и объема выпускаемой продукции и скажется на росте ВВП.

При этом указанная реформа начисления амортизации не завершена так, как предусматривалось в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Необходимо пересмотреть оценку сроков службы основных средств, ведь с момента последней оценки прошло около 30 лет, поэтому полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого оборудования. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском Союзе, с корректировкой, выполненной по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям. Например, для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние на процесс начисления амортизации - в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства до истечения физического срока их службы. В результате, Правительство Российской Федерации вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными

Александр Лосев

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент Путин поручил правительству и деловому сообществу в кратчайшие сроки разработать план действий по повышению темпов экономического роста и провести настройку налоговой системы с целью стимулирования деловой активности и обеспечения устойчивости бюджета. Тема налоговой нагрузки и ее влияния на экономический рост актуальна не только для России. Миллиардер и финансист Билл Гросс, нынешний министр финансов США Джейкоб Лью и его британский коллега Филип Хэммонд, а также целый ряд политиков и экспертов призывают правительства по всему миру меньше полагаться на меры денежно-кредитной политики и использовать для поддержки экономики фискальные стимулы. С этим согласны и руководители ряда ведущих центробанков мира, поскольку становится очевидным, что предпринимаемые до недавнего времени монетарные меры сегодня достигли пределов своей эффективности.

После победы Дональда Трампа стимулирующая фискальная политика становится темой №1 в США. Снижение налогов на прибыль корпораций с 35% до 15%, уменьшение ставок подоходного налога, рост бюджетных расходов на инфраструктуру до $1 трлн — циничный Уолл-стрит, оставив в стороне идеологические предпочтения, отреагировал на эту программу ростом фондовых индексов, признавая, что озвученные меры должны дать новый импульс развитию американской экономики, поддержать реиндустриализацию и обеспечить выход на темпы роста 4-5% в год.

По другую сторону Атлантики в Западной Европе на протяжении последнего десятилетия прослеживалась тенденция к сокращению ставок налога на прибыль корпораций при одновременном росте косвенных налогов и фискальной нагрузки на население. Нечто подобное предлагают российскому правительству наши экономисты и Минфин. Звучат призывы к Банку России смягчить денежно-кредитную политику и активнее снижать ставки. Но европейской экономике подобные меры мало помогают, поэтому руководство Евросоюза уже почти год обсуждает необходимость перехода от монетарного стимулирования ЕЦБ к фискальным мерам в основных экономиках ЕС при соответствующей корректировке «Пакта Стабильности и Роста», устанавливающего предельные уровни бюджетных дефицитов и госдолга. По предложению Еврокомиссии стратегические инвестиции в инфраструктуру и в образование будут исключены из расчетов дефицита бюджета и допустимого соотношения долга в ВВП. Для каждой из стран Евросоюза будут действовать свои фискальные корректировки в зависимости от ожидаемых темпов роста, при этом дополнительные госрасходы помогут вывести еврозону из дефляции и простимулируют экономику ЕС.

А ведь еще совсем недавно экономисты критиковали избыточные бюджетные траты и их неэффективность, а рост долговой нагрузки считался главной угрозой для стабильности экономики. Так в чем же причина возросшей популярности идей активной фискальной политики в мире?

Дело в том, что управляя доходами и расходами бюджета, можно сглаживать колебания экономических циклов и увеличивать совокупный спрос. Делать это можно как напрямую, через госзаказы и инфраструктурные проекты, так и косвенно, с помощью увеличения располагаемых доходов компаний и домохозяйств, отбирая меньше денег у бизнеса и оставляя людям больше средств, которыми они смогут распоряжаться по своему усмотрению. Субсидии производителям позволяют увеличивать объемы выпускаемой продукции, а снижение налоговой нагрузки на население повышает его платежеспособность, и соответствующий спрос на производимые товары, что при одновременном применении формирует необходимые условия для роста ВВП. Более того, фискальные меры обладают мультипликативным эффектом: последующий рост экономики приводит к увеличению налоговой базы, а значит и будущих поступлений в бюджет.

Для любой страны существует оптимальный уровень налогов, поскольку фискальные стимулы подразумевают не только снижение налоговой нагрузки, но и рост государственных расходов, средства на которые в бюджете должны откуда-то появиться.

Вернемся к российским реалиям. Сегодня звучит много инициатив: ввести налог на депозиты и установить прогрессивную шкалу подоходного налога, повысить НДС и ставки по социальному страхованию, увеличить акцизы и сборы с грузовиков, установить плату за въезд в города, расширить зоны платной парковки. Но все они приведут к еще большему снижению реальных располагаемых доходов населения и не дадут российской экономике дополнительных объемов платежеспособного спроса. Изъятие половины прибыли у научных организаций и ФГУПов снизит их возможности по финансированию исследований и вряд ли будет способствовать модернизации экономики.

В текущей ситуации очень важно снизить инфляционные ожидания и обеспечить стабильный уровня цен и валютный курс. Эту работу сейчас успешно выполняет Банк России, и скорее всего, денежно-кредитная политика останется в 2017 году умеренно жесткой и никаких монетарных мер, как это было в ЕС, США и Японии, для стимулирования экономического роста в России в ближайшем будущем не предвидится. Не помогут и коммерческие банки. Лишь 3% банковских кредитов идет на инвестиции, а 97% вложений в основные средства осуществляются либо из прибыли, либо за счет собственников компаний. Население уже закредитовано en masse и не стремится брать новые кредиты, а ведь именно это еще несколько лет назад обеспечивало большую часть потребительского бума в нашей стране.

Глава Минфина Антон Силуанов, представляя на парламентских слушаниях в Госдуме «Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы», заявил, что «Налоговая нагрузка в РФ сегодня составляет около 36 % ВВП. Налоговая нагрузка в РФ несколько выше, чем в странах БРИКС и некоторых странах ЕАЭС, но ниже, чем в Европейском союзе». Однако, согласно данным последнего доклада Всемирного банка и PwC, общий уровень налоговой нагрузки (Total Tax Rate) в России составляет 47,4%, а Евросоюзе в среднем всего 40,3%, в США - 44%. Российский показатель сравним с богатой Германией, где эта налоговая нагрузка составляет 48,9%, притом что среднемировое значение в 2016 году было 40,6%. Получается, что общая налоговая нагрузка в России почти на 7% превышает среднемировой уровень. Для развивающейся экономики, стремящейся выйти из кризиса, это очень и очень много. Высокие налоги и сборы (включая коррупционную составляющую) уменьшают доходы, сокращают совокупный спрос и объемы инвестиций внутри страны.

Таким образом, повышение налоговой нагрузки сейчас России противопоказано. Необходимо искать ресурсы для фискального стимулирования, чтобы появилось больше возможностей для расширения производства и создания новых рабочих мест.

Численность экономически активного населения России превышает 76 млн человек. Если у каждого будет ежемесячно оставаться на руках хотя бы по лишняя тысяча рублей, то за год это составит почти триллион дополнительного спроса и расходов на покупку в основном отечественных товаров (детям — книжки, футболки, игрушки, билеты в кино, себе — пива, женам и подругам — цветы и т.д.). Это реально оживит сферу малого бизнеса, который кормит миллионы людей. Крупные компании и госкорпорации в том числе станут главными бенефициарами стимулирующей фискальной политики, потому что получат дополнительные госзаказы и сохранят часть прибыли для инвестиций и расширения производства, а следовательно, будут способны создавать новые рабочие места.

Бюджетный дефицит считается основным минусом фискальной политики, но в то же время он не является существенной проблемой, если не превышает 5% ВВП и сохраняется непродолжительное время. Сегодняшняя российская планка дефицита в 3% от ВВП является невероятно жесткой даже для ведущих стран Евросоюза, и достижима, по подсчетам европейских экономистов, лишь при ежегодном росте экономики в 5%. По мнению большинства экспертов, в России есть пространство для повышения эффективности расходовании средств бюджета.

Если российские банки по ряду причин сейчас не могут увеличить кредитование экономики, то помочь Минфину они вполне в состоянии. Делеверидж уже обеспечил профицит ликвидности банковской системы. Банки сократили кредитование из-за экономических рисков и накапливают избыточные средства на корсчетах, которые могут быть направлены на покупку безрисковых ОФЗ и тем самым профинансируют дефицит бюджета.

И если всерьез включаться в гонку экономик, то не стоит игнорировать то, что делают лидеры. Опыт разных стран показывает, что разумная фискальная политика, небольшое снижение налогов и применение определенного набора бюджетных стимулов способны достаточно быстро помочь любой экономике преодолеть циклический спад и выйти на устойчивую траекторию роста.

Налоговое стимулирование выражается в частности, в предоставлении налоговых льгот, снижении ставки, налоговых соглашениях с другими странами, снятии налогов на реинвестирование и беспошлинный импорт оборудования и т. д., и конечно, налоговыми кредитами.

Необходимость развивать и поддерживать достаточный уровень налогового стимулирования в экономике, а также оказывать поддержку инноваций объясняется тем, что для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены в случае снижения уровня налоговой нагрузки.

Предоставление налоговых льгот(определенные преимущества и скидки, предоставляемые отдельным категориям граждан, уплачивающих налоги) является одним из важнейших методов налогового стимулирования, ведь осуществляя влияние на величину поступлений налогов в стране, можно отрегулировать различные экономические ситуации. Также налоговые льготы призваны помочь государству определять соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную части основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, направляет инвестиции фирм в приоритетные направления, влияет на региональное размещение промышленных инвестиций.

Так, налоговые льготы предоставляются с целью увеличения предприятиями своих расходов на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы, являющиеся основным показателем инновационной активности. Государством могут быть установлены льготы для различных организаций, осуществляющих новаторскую деятельность

Современное состояние налоговой политики государства ориентированно с большим преимуществом на сторону фискальной функции. Сбор налогов как аккумулирование необходимых финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности государства безусловно главная задача налогообложения и налоговых органов любого государства. Однако нельзя пренебрегать и недооценивать регулирующую (стимулирующую) функцию налоговой политики. Так как при практическом применении и постоянном усовершенствования ее методов, она становится необходимым гибким инструментом, оказывающим влияние на экономико-социальную сферу жизни общества. На данном этапе экономического развития страны величина изъятия налоговых поступлений велика, а предусмотренные законодательством налоговые льготы на практике малоэффективны и требуют корректировок.

Невзирая на многие критические оценки методов налогового регулирования, убеждений о неэффективности и ложности положительного эффекта от использования данного инструмента многие страны либо активно развивают, внедряя эти методы на практике, либо формируют необходимую законодательную базу.

Преимущественно с помощью налогов государство стремится стимулировать долгосрочные и дорогостоящие исследования, поддерживать потенциал малого и среднего бизнеса, укрепить научно-техническую базу приоритетных секторов экономики.

На текущий год, а также на плановые 2017–2018 гг. в основном документе (Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017–2018 гг.), очерчивающий приоритетные направления развития налоговой политики вводится ограничение на увеличение налоговой нагрузки. Данная мера призвана обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвестиций.

Ближайшие три года призваны обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования .

Одним из перспективных методов налогового регулирования выступает инвестиционный налоговый кредит. Суть его заключена в изменении срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Ярким примером налогового регулирования на экономику страны становится ИНК. Потому как в отличии от массы безвозвратных налоговых льгот государство при помощи ИНК, увеличивает налоговые поступления в бюджет страны и стимулирует компании на увеличение капитала.

Еще одним методом налогового стимулирования выступает налоговая амнистия. Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. Налоговой амнистии характерны следующие признаки: одномоментность, предоставление право государством легализовать свои доходы едино разово и за определённый промежуток времени.

Одним из важнейших факторов развития экономики страны является объём привлеченных инвестиций. Экономическая безопасность связана с объёмами реального инвестирования, повышением инвестиционной активности и увеличением эффективности инвестиционных проектов.

Актуальность рассматриваемых вопросов на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как экономическая безопасность развивается под влиянием инвестиционных процессов. Обеспечение инвестиционной привлекательности проекта является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности, так как при ее повышении происходит развитие экономических показателей государства, следовательно, рост экономической безопасности.

Несмотря на особое внимание, которое уделяется вопросам обеспечения экономической безопасности, исследования данной проблемы широкого распространения не получили.

Доктор экономических наук В.Л. Василенок и доктор технических наук В.Н. Быков считают, что обеспечение экономической безопасности предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и инновационного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам [1].

Соглашаясь с позицией данных авторов, в качестве аргументации своего мнения приведем определение экономической безопасности. Экономическая безопасность – это совокупность факторов, которые обеспечивают независимость, стабильность и устойчивость экономики страны на национальном и международном уровнях.

В целом можно утверждать, что экономическая безопасность зависит от большого количества различных факторов. Однако практика показывает, что существенное значение в обеспечении экономической безопасности приобретает ее инвестиционная составляющая.

Огромный вклад в научное осмысление инвестиций внесен такими зарубежными учеными, как Дж.М. Кейнс, М. Портер, П. Фишер, и др., а в отечественной экономической науке В.В. Ковалев, A.C. Волков, Н.В. Бакирова и др. Однако, проблемы реализации инвестиционной деятельности исследованы недостаточно и нуждаются в изучении [4].

По мнению специалиста в области финансов А.В. Герасименко, инвестиционный проект – это проект, основывающийся на инвестициях, в котором обосновываются экономическая целесообразность проекта, объемы и сроки осуществления вложений. Также для оценки инвестиционных проектов рассматриваются такие основные факторы, как рискованность проекта, денежные потоки и их распределение во времени [3].

Соглашаясь с А.В. Герасименко, предполагаем, что инвестиционный проект – это набор мероприятий, имеющих определенную цель, которые требуют вложения денег и должны в конечном итоге принести доход в кратчайшие сроки.

В современном мире обеспечение роста инвестиций в реальный сектор экономики является одной из актуальных задач государства. Экономика любого государства не может функционировать без инвестиций. Во многих странах опробованы различные методы для создания и регулирования благоприятного инвестиционного климата. Но среди всех инструментов стимулирования инвестиционного процесса самую важную роль занимают налоговые.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выделяет следующие налоговые инструменты, используемые для стимулирования инвестиций [6]:

– уменьшение налоговых ставок;

– перенос убытков на будущее;

– налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений;

– инвестиционный налоговый кредит;

– льготный режим налогообложения при выплате дивидендов;

– льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;

– прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли;

– снижение либо отсутствие пошлин;

– налоговые кредиты при увеличении добавленной стоимости;

– налоговые льготы, основанные на численности занятых.

Рассмотрим более подробно некоторые налоговые методы стимулирования инвестиций: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, амортизационная политика, пониженные налоговые ставки.

Налоговые льготы – это важнейший инструмент налогового стимулирования инвестиций. Государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность страны через механизм предоставления или отмены льгот. На основе пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [7].

На основании статьи 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит (далее ИНК) «представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК представляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет и на срок до десяти лет» [8]. Минусы ИНК: сложная процедура взаимодействия сторон, наличие большого перечня документов, согласование с налоговыми органами договора поручительства на сумму более 20 млн рублей, малый срок предоставления и др.

В зарубежных странах льготы по налогообложению хозяйствующих субъектов связаны также с использованием налоговых каникул. Налоговые каникулы – это временная отмена налоговых платежей в бюджет (например, скидка на истощение недр, то есть из налогообложения исключается прибыль, используемая на НИОКР, капитальные вложения и т. д.) [9].

Налоговое стимулирование инвестиций связано с амортизационной политикой. Использование механизма ускоренной амортизации снижает налог на прибыль (применяется только для оборудования, используемого для научно-технической деятельности) и является одной из форм косвенного бюджетного субсидирования экономики. Результат ускоренной амортизации – трансформация недополученных поступлений в бюджет от налога на прибыль в инвестиции [5].

Наиболее распространенная из инвестиционных льгот в России – понижение ставки налогов по налогу на прибыль и налогу на имущество. По налогу на прибыль региональные органы власти могут снизить ставку в бюджет субъекта РФ до 13,5 %. В некоторых регионах РФ предусмотрено снижение ставки по налогу на имущество в 2 раза [9].

Коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности можно рассчитать по формуле (*). То есть, в числителе необходимо указать сумму, которая осталась фактически, а в знаменателе – первоначальную сумму, если бы не уплачивались налоги.

naziful01.wmf
(*)

На основе анализа приведенной формулы делаем вывод, что чем коэффициент:

1) выше – тем более привлекательны налоговые условия;

2) ниже – тем больше налоговая нагрузка [5].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности способствует инновационному развитию налогоплательщика, а также созданию благоприятных условий роста экономической безопасности страны.

Отметим, что для оценки налоговых льгот можно применить коэффициент налогового стимулирования инвестиций, формула расчета представлена выше. Можно добавить, что ИНК не пользуется популярностью, так как в налоговом законодательстве условия его предоставления не доработаны. У большинства предприятий низкая вероятность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. А следствием начисления амортизации нелинейным способом и амортизационной премии должно стать формирование амортизационного фонда, в который целесообразно включать как сэкономленные денежные средства по налогу на прибыль организаций, так и суммы начисленной амортизации. Таким образом, перспективной формой налоговых льгот являются налоговые каникулы, эффективность которых связана со сроком их использования налогоплательщиком.

Подводя общую черту, хочется отметить, что в современной экономической литературе недостаточно публикаций, посвященных обоснованию роли инвестиционной деятельности в системе экономической безопасности.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность инвестиционных проектов – это состояние эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования инвестиционных проектов [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект является важнейшим фактором, определяющим темпы экономического роста, а, следовательно, и повышения экономической безопасности. Развитию инвестиционной деятельности способствуют использование некоторых инструментов налогового стимулирования. За последние годы статистические данные о темпах роста совокупных инвестиций свидетельствуют о повышении активности экономических субъектов в данной области. Следовательно, развитие инвестиционной деятельности становится необходимым условием реализации национальных интересов в системе экономической безопасности государства.

Читайте также: