Неуплата или неполная уплата суммы налога сбора пошлины таможенного платежа

Опубликовано: 10.05.2024

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что, поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 суд пришел к выводу, что ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.

На неправомерность взыскания с налогоплательщика штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу указано и в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Поскольку в статье 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 101, 106, 122, 176.1 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 81, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали оспоренное решение инспекции законным и обоснованным.

По эпизоду доначисления предприятию 764 199 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия законного судебного акта.

Регулярная и полная уплата установленных сумм налога и сбора входит в обязанности каждого налогоплательщика.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора)

В случае нарушения данных правил, действующее законодательство РФ предусматривает определенную ответственность. В роли субъектов ответственности при этом будут выступать: различные юридические лица – организации, предприятия и учреждения, физические лица, а также официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

В отношении тех налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, ответственность за неуплату, либо неполную уплату установленных сумм налога и сбора может представлять собой только штраф за неуплату налога на добавленную стоимость, если указанное лицо действительно является официальным плательщиком данного налога.

В том случае, если конкретный налогоплательщик не наделен обязанностью по уплате налога на добавленную стоимость, его привлечение к ответственности уполномоченным органом не будет являться правомерным.

Вторым важным нюансом для того, чтобы ответственность налогоплательщика за неуплату, либо неполную уплату сумм налога и сбора была установлена, является факт обязательного наличия недоимки по соответствующему налогу. При этом факт недоимки должен быть подтвержден документально.

Обязанность по представлению соответствующих доказательств для установления вины ложится на представителя налогового органа.

Объектом правонарушения, которое представляет собой неуплату, либо неполную уплату сумм налога и сбора, всегда будет являться часть бюджета государства, либо муниципальных образований, которая была образована путем совокупности налоговых доходов. Обязанность налогоплательщиков по уплате налогов и сборов всегда должна быть выражена в денежной форме.

Действующее налоговое законодательство РФ не допускает принятие нормативно-правовых актов уполномоченными органами, направленными на не денежную форму исполнения существующих налоговых обязательств.

Налоговые обязательства считаются совершенными с момента, указанного в существующем законодательстве о налогах и сборах. При этом зачисление денежных средств в соответствующий бюджет считается осуществленным с момента проведения необходимой операции банковской организацией.

Согласно установленным налоговым нормам, налогоплательщик наделен правом самостоятельного исчисления налоговой базы и точной суммы, подлежащей к уплате за определенный временной период, который брался в расчет.

В случае умышленных действий по занижению существующей налоговой базы, либо по снижению налоговых ставок и повышению налоговых льгот, налогоплательщик привлекается к ответственности, в соответствии со ст. 122 НК РФ.

Такое налоговое нарушение, как неуплата, либо неполная уплата установленных сумм налога и сбора, будет иметь свою объективную сторону. Она выражается в неправомерном деянии, либо проявлении бездействия со стороны налогоплательщика, которое в будущем и привело к нарушению норм действующего налогового законодательства. Ответственность к налогоплательщику за неуплату, либо неполную уплату предусмотренных сумм налога и сбора не может быть применена в случае отсутствия в правонарушении объективной стороны.

Что не признается правонарушением

Обязанность по регулярному внесению налоговых платежей установленного размера распространяется как физических, так и на юридических лиц. При этом подтвержденная неуплата, либо неполная уплата предусмотренных сумм налога и сбора, в большинстве случае, ведет к негативным последствиям для налогоплательщика, в чем и выражается ответственность.

Но в отдельных случаях, неуплата, либо неполная уплата установленных сумм налога и сбора не признается налоговым правонарушением и не ведет к дальнейшему назначению ответственности налогоплательщику.

Основные причины, по которым ответственность за неуплату или неполную уплату предусмотренных сумм налога и сбора не может быть установлена в отношении налогоплательщика, представляют собой следующие обстоятельства:

  • если неуплата либо неполная уплата сумм налога и сбора стала результатом особых форс-мажорных обстоятельств, в том числе экологических катастроф, произошедших стихийных бедствий и т.д.;
  • если налогоплательщик не выполнил свои обязательства по причине серьезной болезни или определенного недуга, результатом которого стала невозможность контроля своих действий;
  • если данные нарушения установленных норм налогового права стали результатом выполнения определенного предписания, установленного налоговым органом. Чаще всего данные предписания могут касаться установленного порядка налоговых расчетов, процедура налогообложения, исчисления и уплаты налогов и т.д.;
  • по причине появления иных обстоятельств и причин, которые сделали невозможным исполнение обязательства по уплате установленных сумм налогов и предусмотренных сборов.

Во всех вышеперечисленных случаях, установленная ответственность за проявленное нарушение будет считаться неправомерной. В такой ситуации налогоплательщик будет иметь полное право для обращения в вышестоящую инстанцию с целью защиты своих законных интересов.

При представлении необходимых доказательств, ответственность, ранее примененная к налогоплательщику, должна быть аннулирована и снята.

Помимо тех случаев, когда неуплата налогов не является правонарушением, действующее законодательство РФ устанавливает и дополнительные обстоятельства, при которых факт правонарушения признается, но ответственность за него смягчается по определенным причинам.

К таким причинам можно отнести: факт наличия сложных семейных обстоятельств в текущей жизни налогоплательщика, доказательства вмешательства третьих лиц, которые оказывали давление, либо применяли психологическое давление в отношении налогоплательщика.

Ответственность за совершенное правонарушение может быть смягчена и в иных случаях, если они действительно могли оказывать соответствующее влияние на процедуру уплаты налогов, и могли способствовать нарушению действующих законодательных норм.

Статья 80. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

ГАРАНТ:

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

Информация об изменениях:

Протоколом от 16 апреля 2010 г. в подпункт 4 пункта 2 статьи 80 настоящего Кодекса внесены изменения

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Информация об изменениях:

Протоколом от 16 апреля 2010 г. в пункт 4 статьи 80 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные платежи: порядок взыскания и обжалования

В ходе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности возникают платежные обязательства перед государством. Объем и порядок их реализации определяет таможенный кодекс. Существует специальная процедура взыскания и обжалования таможенных требований. Подробнее об обеих расскажут специалисты компании «Калипсо».

Когда возникает задолженность перед таможенными органами

При пересечении границы на товар налагаются таможенные пошлины. Их объем и порядок расчета зависит от типа груза. Выставленные счета обязательны к оплате, при этом они должны быть погашены в строго определенный срок. В противном случае наступают штрафные санкции за каждый день просрочки: дополнительно насчитывается пеня, которая также обязательна к погашению.

26107542b2391d96b95f11757829f4fc.jpg

Виды и особенности взыскания

Порядок разнится для физических и юридических лиц. В первом случаем сборы и пошлины начисляются на товары, которые входят в список разрешенных для личного применения. Если гражданин не уплатил налог, таможенный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Соответствующие документы направляют в суд. При положительном вердикте погашение задолженности физлица может осуществляться:

    за счет следующих средств:

от продажи личного имущества;

снятие требуемого платежа со счета или заморозка счетов.

Объемы платежей для юридических лиц, которые ведут ВЭД, значительно больше. Также таможенные органы имеют больше рычагов для взыскания задолженности. Погашение может происходить за счет следующих категорий материальных ценностей:

стоимость груза, пересекаемого границу;

финансовые средства, находящиеся на счетах предприятия.

Возможно погашение в судебном порядке.

В какие сроки должна быть оплачена таможенная задолженность

Стандартный срок уплаты таможенных начислений составляет 15 дней со дня предоставления декларации.

Можно ли просить о рассрочке или отсрочке платежа

Законом предусмотрено несколько оснований, на которых предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты на срок до шести месяцев (начинает отсчитываться со дня выпуска товара таможней). Основаниями для этого являются:

наступление у плательщика обстоятельств непреодолимой силы;

задержка выплат плательщику из бюджета государственного, федерального и республиканского значения;

задержка оплаты государственного заказа, который выполнял плательщик;

поставка выполнена в рамках международной договоренности, если одно из государств является членом ЕАЭС;

ввоз продукции сельскохозяйственного назначения (посадочный и посевной материал, техника, средства защиты, животные и т.д.)

Все факторы, являющиеся основаниями для отсрочки, должны быть подтверждены документально.

Важно знать! Решение о рассрочке или отсрочке принимает таможенный орган. В документе обязательно указывается срок, на который предоставляется льгота.

Подготовить пакет документов и составить заявление для оформления рассрочки помогут специалисты компании «Калипсо». При необходимости таможенный брокер разработает и утвердит график поэтапной оплаты пошлин.

Нормы и законы, регламентирующие вопросы взыскания задолженности

Статьи 72-81 Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Статья 59, ТК ЕАЭС.

708bbb151e20a1109838d6dbc04d7da1.jpg

Порядок процедуры таможенного взыскания

Существует утвержденный законом порядок взыскания. Первый этап – предъявление требования участнику внешнеэкономической операции. В бумаге освещается факт неуплаты, указана сумма пени и оговорено обязательное погашение. Юридически просрочка документируется соответствующим актом, он должен быть составлен не позднее 5 дня после истечения срока.

Важно знать! Требование составляется и направляется адресату в срок до 10 дней. Начало отсчета – первый день просрочки.

В документе указывается следующая информация:

отделение таможенного представительства;

информация о налогоплательщике;

объем платежа с учетом штрафа;

почему образовался долг (нарушение сроков или неполное погашение);

реквизиты таможенного представительства;

даты составления и вручения бумаги.

a5bb8fbf5cdd7101b40faa8c03770aa7.jpg

К принудительным способам погашения относится взыскание средств со счета плательщика. Для инициации этой процедуры инспектор высылает документ о взыскании в банк. Соответствующая сумма может взиматься из средств, представленных как в российской, так и в иностранной валюте.

Если задолженность погашена, то документ отзывают. Если оплата проведена частично, создается новое решение, где уточнена сумма долга. Данные операции проводятся в течение 3 дней после внесения средств.

Оплата пошлины может быть произведена за счет товара. Процедуру инициируют только в отношении тех грузов, за которые не были оплачены таможенные налоги. Для старта процедуры необходимо судебное разбирательство. В его ходе сторонние эксперты проводят оценку, устанавливая стоимость товара. Налогоплательщика обязательно уведомляют об этом извещением. После компетентные органы проводят изъятия груза в объеме, достаточном для погашения суммы задолженности. В данном случае налогоплательщик понесет расходы за накопленную пеню, а также затраты на судебные издержки.

Обжалование таможенного взыскания

Требование выплат можно обжаловать. Для этого соответствующий документ подается либо в суд, либо в вышестоящее таможенное представительство. При оформлении жалобы ей присваивается номер, а плательщику выдается уведомление. По желанию можно обратиться сразу в два органа.

Следует знать, что для обжалования должны быть причины. Ситуация возможна в следующих случаях:

несоблюдение таможней сроков выставления требований;

объем задолженности менее 150 рублей;

смерть физического лица (факт должен быть подтвержден соответствующим документом);

банкротство ИП или юрлица (устанавливается в судебном порядке, фиксируется документально);

Порядок и время обращения в вышестоящий таможенный орган регламентированы законом. Срок составляет 3 месяца после получения налогоплательщиком требования. Представлять ваши интересы перед фискальными органами или в суде готовые квалифицированные юристы компании «Калипсо». Большой опыт в работе с таможенными структурами и знание всех тонкостей законодательства поможет сэкономить деньги и избежать неправомерных выплат.

Выводы

Таможенные пошлины подлежат обязательной оплате. В случае их просрочки сумма выплат увеличивается на размер штрафа или пени, которые взимаются в обязательном порядке. Не стоит допускать подобных прецедентов, ведь своевременно и в полном объеме внося необходимые суммы вы обезопасите себя от лишних трат и разбирательств.

  • 17147 12
  • 08 февраля 2020, 13:12
  • законБеларусьденьгитаможняавтомобили
«Снизить растаможку не проблема, оформят все на льготника». Кто ответит в случае пригона автомобиля «под льготу», если по закону она не для всех

Последнее время потенциальных автовладельцев будоражит мысль: что, собственно говоря, будет, если пригнать авто "под льготу", воспользовавшись 50-процентной скидкой при растаможке? Вернее, что будет не в конкретный момент, а после? Рассказывает ABW.BY.

Дешевый сыр только в мышеловке?

В редакцию Автобизнеса подобные вопросы поступают регулярно, что неудивительно. В СМИ довольно активно обсуждается данная тема, многие специалисты высказывались о том, что использование Указа Президента РБ №140 не по назначению чревато проблемами. Пока о таких проблемах и лицах, с ними столкнувшихся, нам примеров не привели, но говорят о том, что рано или поздно порядок в этой сфере будет наведен.

Денис (читатель Автобизнеса): "Хочу пригнать из Литвы автомобиль, воспользовавшись льготой при растаможке, если оформлять его на инвалида. Нет, у меня со здоровьем все хорошо, у родственников тоже, просто знакомые подсказали, что можно провернуть такую схему.

В интернете подобных предложений пруд пруди. Я нашел такое предложение и созвонился с пригонщиком авто. Он сказал, что снизить растаможку в два раза не проблема, оформят просто все на льготника, а после автомобиль переоформят на меня. Экономия в деньгах для меня существенная.

Но недавно по телевидению шла какая-то пресс-конференция, посвященная автомобильному бизнесу в Беларуси, и на ней высказались о том, что такое использование указа - "серая" схема, которая подрывает рынок продаж новых автомобилей в стране. "Серая" она или нет, не мне судить, я не юрист, но мне кажется, что юридически тут нарушений нет. Однако я все равно напрягся. А что будет, если за эту схему возьмутся реально? Чем это грозит?"

"Серый" рынок

Нашего читателя, по всей видимости, взбудоражила пресс-конференция 16 января, на которой председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич высказал свое мнение по поводу влияния на автомобильный рынок "льготного" президентского указа:

"Это "серый" импорт и не совсем законный. Существуют риски для покупателей, потому что в этом канале продаж появляются мошеннические схемы. Цифры большие, но они требуют проверки. В бюджете заложены достаточно существенные поступления по статье растаможки автомобилей, ввезенных по 140-му указу. Раз в год каждый человек, который попадает под льготную норму, может опять ввезти автомобиль, снова продать и что-то на этом заработать. На этом "греют руки" перегонщики, не платя налоги"

Для личного пользования?


Допустим, закон не запрещает сегодня купить автомобиль, а завтра его продать. Будет ли это личным пользованием для льготника? "А почему бы и нет? - скажут многие. - Хочу - куплю, хочу - продам. Ограничивать это право - значит ограничивать право собственности, которое гарантирует гражданам свободу распоряжения своим имуществом".

Но тут есть одно но. При оформлении ввоза автомобиля на гражданина, имеющего льготу, этот гражданин сам автомобиль в глаза не видит. Как правило, льготник выдает доверенность "перекупу", тот по документу действует от его имени, начиная с таможни и до оформления необходимых документов при постановке автомобиля на учет в ГАИ.

Льготник получил свое "вознаграждение" и этим обстоятельством очень доволен. Доволен и выгодоприобретатель, то есть тот, кто фактически пригонял машину для себя, используя льготу, непосредственно к нему не имеющую никакого отношения, - он существенно сэкономил. В этой части по отношению к льготнику, который "снабдил" правом 50-процентной скидки при растаможке неизвестных ему людей, применить понятие "личное пользование" сложно. Напомним: он не видит автомобиль, но юридически у него с момента регистрации тот в собственности есть. Тогда какое это личное пользование?

Многие юристы говорят о том, что личного, а тем более пользования, тут никакого нет. Но это все мнения, их достаточно много, однако ни указ, ни другой документ не раскрывают сущности и не ограничивают понятие "личное пользование". Поэтому каждый понимает его как пожелает. Не запрещено - значит, разрешено.

ГТК Беларуси: "Ничто не уйдет от нашего внимания"

Будут ли вычислять и наказывать деятелей, использующих указ №140 не по назначению, - вопрос, на который могут ответить только те, кто в силу закона наделен правом вычислять и наказывать. После принятия льготного указа редакция Автобизнеса задавала этот вопрос представителям ГТК Беларуси во время прямой телефонной линии.

На звонки отвечали начальник Главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Геннадий Даниленко и заместитель начальника отдела методологии таможенных платежей ГТК Виктор Лезов.

Вот их ответы на вопросы нашей редакции.

- Будете ли вы отслеживать деятельность таких граждан?

- ГТК будет осуществлять полный контроль при оформлении ввоза на территорию Республики Беларусь автомобилей, оформляемых на льготную категорию граждан. Причем такой контроль мы можем осуществлять как при выпуске в обращение таких транспортных средств, так и после такого выпуска, поэтому функции таможни после таможенного оформления автомобиля не заканчиваются. Инспектор таможни наделен такими полномочиями.

- То есть вы будете фиксировать лиц, регулярно фигурирующих в пунктах таможенного оформления при оформлении автомобилей?

- Конечно. Ничто не уйдет от нашего внимания. В том числе мы будем принимать сообщения о "предприимчивых" гражданах, оформляющих автомобили на льготную категорию граждан. Все такие сообщения будут проверяться. Мы также будем и сами задавать вопросы таким лицам. Будут приняты все меры по недопущению формального оформления транспорта на лиц, имеющих льготу.

Кто ответит?

Фактически речь идет о том, что лица, оформляющие растаможку автомобиля с использованием граждан из льготной категории, подпадающих под действие 140-го указа, уклоняются от уплаты 50% таможенных платежей, которые они бы заплатили в полном объеме, если бы льготник в "схеме" не присутствовал.

В соответствии с общей частью Налогового кодекса Беларуси:

Статья 14. Плательщики налогов, сборов (пошлин)

1. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым или таможенным законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Поскольку льготник юридически оформляет растаможку с применением льготы, то он и есть плательщик налогов и пошлин. Если чиновники посчитают, что использование льготы в обсуждаемой ситуации произошло не для тех целей, для которых она в принципе указом предназначена, то есть не для личного использования, а для удешевления автомобиля для третьих лиц путем уклонения от части таможенных платежей, то с большой долей вероятности попросят доплатить оставшуюся часть. Кого? Самого льготника.

И в этом сложность ситуации. Есть различные способы исполнения налоговых обязательств (ст.54 Налогового кодекса), в том числе и арест имущества, и пени. И получается, что инвалид или член многодетной семьи, получив свою "премию" в подобной сделке, может получить в довесок серьезные финансовые обязательства и штрафы, которые эту самую "премию" в итоге превышают в разы, - все зависит от характеристик автомобиля, оформленного под льготу. А тот, кто фактически использует "удешевленный" для своего кармана автомобиль, может оказаться в стороне.

Статья 13.6 КоАП РБ. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

8. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, - влекут наложение штрафа в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Организаторам подобных схем может "повезти" еще больше, да и автовладельцам "удешевленных" авто тоже может "прилететь", если их умышленное участие в уходе от таможенных платежей будет доказано, в том числе в составе группы лиц. Все зависит от размера сумм, не уплаченных в бюджет.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 231. Уклонение от уплаты таможенных платежей

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Пока гонять машины по льготной растаможке никто не запрещает. И все же перед использованием данной схемы нужно оценивать все риски.

Читайте также: