Ставки налога бывают твердые процентные кумулятивные твердые скользящие комбикормовые

Опубликовано: 13.05.2024

Акцизное налогообложение является важным средством пополнения бюджета государства и учёта его интересов. Основными проблемами такого налогообложения являются сложность механизмов начисления акцизов и их уплаты, а также постоянное изменение нормативных актов и различные нововведения.

Применение разных видов ставок по разным категориям подакцизной продукции служит для того, чтобы облегчить определение налоговой базы, расчёт размеров налога и оптимизацию методики расчётов.

Нормативные акты по налоговым ставкам по акцизам

Ставки налогообложения акцизом фиксируются федеральными законодательными актами, в частности Налоговым кодексом РФ (статья 193). Ставки акцизов по всем видам подакцизной продукции, кроме некоторых разновидностей минерального сырья, являются едиными на всей территории РФ. Сюда также относятся товары, ввозимые на территорию России. При установлении ставок в этом случае учитываются интересы отечественных производителей подобной продукции.

Акцизным налогом облагаются продукты, которые не являются товарами первой необходимости, а во многих случаях считаются предметами роскоши. В некоторых случаях государство облагает акцизным налогом с высокой ставкой товары, потребление которых следует ограничить ввиду их опасности для жизни и здоровья граждан: например, сигареты и алкоголь. Самые распространенные подакцизные товары:

  • Алкогольные напитки, этиловый спирт.
  • Сигареты и другие табачные изделия. С 2017 года в этот пункт введены электронные сигареты и табак для электронных сигарет.
  • Бензин и авиационное топливо.
  • Автомобили.
  • Нефтепродукты и природный газ.
  • Драгоценности.

Виды налоговых ставок

Кто их устанавливает

Ставки устанавливаются Правительством России.

  • Ставки акцизов и порядок их применения по некоторым видам минерального сырья, за исключением нефти, определяется Правительством отдельно для каждого месторождения. Это зависит от горно-геологических, географических, экономических условий при их добыче.
  • Для нефти ставки утверждаются также дифференцированно в зависимости от условий в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза.

Ставки акцизов пересматриваются ежегодно в сторону увеличения, потому что подакцизные товары являются существенной статьёй дохода государственной казны. Установление ставки зависит от видов или подвидов продукции, в отношение которой применяется ставка.

Проводится индексация твёрдых ставок в зависимости от ожидаемых индексов цен на товары потребления.

Виды ставок

Установление налоговых ставок необходимо для расчёта общего размера налога для уплаты в государственный бюджет. Определены несколько видов ставок по акцизам:

  • твёрдая (специфическая) в абсолютной сумме (руб. и коп.) на единицу измерения;
  • комбинированная, которая складывается из твёрдой и адвалорной ставок;
  • адвалорная (в процентах);
  • ставка авансового платежа в виде покупки акцизных марок акцизного сбора по некоторым видам подакцизных продуктов.

Кроме этого для исчисления общего размера налога требуется определить налоговую базу. Она устанавливается в зависимости от ставок.

Про виды налоговых ставок расскажет данное видео:

Твердая

Твёрдые (специфические) ставки подразумевают установление абсолютных величин на единицу налоговой базы: на 1 тонну нефтепродуктов, на 1 литр этилового спирта, на 1000 штук сигарет и так далее. Размер налога при использовании такой ставки – это произведение налоговой базы и ставки. Налоговая база равна количеству реализованной или переданной продукции в натуральном выражении.

Пример. Пивзавод реализовал 100 000 банок пива объёмом 0.5 л с долей этилового спирта 4 % Установленная ставка акциза по такому виду пива – 21 рубль.

  • Общее количество реализованного пива: 100 000 х 0.5 = 50 000;
  • Размер акциза на пиво к выплате: 50 000 х 21 = 1 050 000 руб.

Адвалорная

Сумма акциза по продуктам, по отношению к которым применяется данный вид ставок, определяется как исчисленная процентная доля от налоговой базы. Такая ставка используется при операциях с ювелирными изделиями и газом.

В этом случае в налоговую базу согласно ст. 189 вводятся величины:

  • полученные при реализации товара в качестве материальной помощи,
  • авансовые или другие платежи, произведённые в счёт будущих поставок подакцизной продукции;
  • средств на расширение размера активов особого назначения;
  • в счёт наращивания доходов организации;
  • в форме дисконтов (процента) по вексельным бумагам;
  • процентов по товарным кредитам.

База налогообложения по подакцизным продуктам с установленной для них адвалорной ставкой определяется как общая стоимость реализованной или переданной продукции, рассчитанная исходя из цен, установленных ст. 40 НК РФ без акциза и НДС. Адвалорные ставки настоящим Налоговым кодексом не установлены. Но недавно в список подакцизных продуктов введён природный газ. Это привело к тому, что возобновлено активное применение адвалорных ставок при расчёте акциза.

Комбинированная

Если продукт подлежит обложению комбинированными акцизными ставками (это обычно сигареты и папиросы), то размер налога начисляется в виде суммы, полученной путём сложения двух полученных сумм акциза:

  • Результат умножения твёрдой ставки и общего количества реализованных (переданных, ввезённых) подакцизных продуктов в натуральном выражении.
  • Процентная доля наивысшей розничной стоимости этих продуктов (адвалорная ставка).

Налоговая база для продуктов, облагаемых комбинированной ставкой, равна количеству реализованной или переданной продукции в натуральном выражении для начисления акциза по продуктам, для которых предусмотрена твердая ставка, и как расчётная стоимость реализованных продуктов, рассчитанная исходя из наибольших розничных цен для исчисления продукции по адвалорной ставке.

При использовании комбинированной ставки предусмотрено понятие расчётной стоимости. Она рассчитывается следующим образом: максимальная розничная стоимость, указанная на упаковке товара (обычно это относится к сигаретам) умножается на количество реализованных в прошедшем налоговом периоде единиц данной продукции.

Максимальная цена – эта цифра, выше которой цена увеличена быть не может. Максимальную цену устанавливает налогоплательщик отдельно по каждому виду продукции, но не выше максимальной, установленной НК.

Пример. Табачная фабрика выпустила 10 000 ящиков сигарет с фильтром. В пачке – 20 штук сигарет. Предельно допустимая цена в розницу – 82 руб.

  • Определение общего количества сигарет: в одном ящике содержится 50 блоков по 10 пачек. Следовательно, в одном ящике: 50 х 10 х 20 = 10 000 сигарет. В 10 000 ящиках: 10 000 х 10 000 = 100 000 000 сигарет.
  • Определение расчётной стоимости: МРЦ (минимальная расчётная цена) умножается на количество реализованных пачек: 82 х (10 000 х 50 х 10) = 410 000 000 руб.
  • Определение суммы налога по адвалорной ставке. Установленный процент на 2017 год — 13 % от расчетной стоимости: 13 % х 410 000 000 = 53 300 000 руб.
  • Размер по твёрдой ставке (на 2017 год она составляет 1562 руб. на 1000 штук): 1562 х 100 000 000/ 1000 = 156 200 000 руб.
  • Сложение полученных величин по адвалорной и твёрдой ставкам: 53 300 000 + 156 200 000 = 209 500 000 руб.
  • Исчисление по минимальной ставке: 2 123 руб. х 100 000 000 / 1000 = 212 300 000 руб.

Следовательно, фабрика должна уплатить в бюджет 212 300 000 рублей.

Налоговый кодекс требует ведения раздельного учета по продуктам, облагаемым разными ставками по акцизу. При отсутствии на предприятии раздельного учета сумма акциза определяется из максимальной из всех используемых налогоплательщиком акцизных налоговых ставок от единой налоговой базы, рассчитанной по всем сделкам, подлежащим обложению акцизным налогом.

Порядок применения

Применение ставок зависит от того, какие цели преследует государство, облагая акцизом тот или иной товар.

  • При высокой инфляции наиболее выгодна адвалорная ставка, так как с увеличением стоимости продукта возрастает и размер налога.
  • Со снижением темпов инфляции становится более выгодной специфическая ставка с ежегодной индексацией. При применении этой ставки облегчается контроль за уплатой налогов, так как необходимо определять количество реализованной или произведённой продукции в отличие от контроля за динамикой цен. Кроме того, такой вид ставки используется в целях снижения потребления того или иного продукта.

  • Для повышения прогрессивности в РФ принято применение многоуровневых специфических (твёрдых) ставок или их дифференциация в зависимости от некоторых параметров.

Воздействие разных видов ставок на прибыль, цену, качество и ассортимент товаров, распределение прибыли и администрирование различно. Достоинство той или иной ставки варьируется в зависимости от того, с какой стороны оценивать их эффективность. Государство заинтересовано в увеличении количества изымаемых сумм налогов, эффективности налогообложения, простоте администрирования, увеличении благосостояния потребителя. Потребителю важны цены, разнообразие и качество отдельного продукта.

Предельные и средние налоговые ставки описаны в видео ниже:

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления капитализма и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.

На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.

Установленным налог считается в том случае, когда определены как налогоплательщики, так и элементы налогообложения,которыми являются:

Схема ставок

  • объект налогообложения;
  • нал-я база;
  • нал-я ставка;
  • нал-й период;
  • порядок исчисления нал.;
  • порядок и сроки уплаты нал..

Налоговая ставка — один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По способу установления различают следующие виды налоговых ставок:

  • твердые (специфические) ставки;
  • процентные (адвалорные) ставки — в % от единицы нал-жения.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от размера дохода, получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.

В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

  • Транспортный — ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
  • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов — налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
  • На игорный бизнес — налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.

Из чего состоит налог

Из чего состоит налог


Целым рядом экономистов высказывается мнение о том, что твердые ставки представляют собой одну из форм льготного налогообложения. И действительно, для плательщиков, эффективно использующих объект налогообложения, такой вид ставки существенно уменьшает налоговые расходы. Однако, верно также и то, что в период инфляции и экономического спада, которые имеют отрицательное влияние на реальные доходы субъектов экономики, использование твердых ставок может стать одной из причин банкротства и разорения плательщиков.

Налоги — основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых — определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

Что такое ставка налога?

Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок — один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

Понятие и виды налоговых ставок

Классификация ставок

Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

  • равные налоговые ставки;
  • тождественные или твердые показатели;
  • процентные или долевые ставки.

Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Равные ставки

Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы — вне зависимости от наличия у них дохода.

Твердые ставки

Следующий тип ставок — те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых — величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива — мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

Процентные ставки

Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например — если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых — главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей — в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

Виды налогов налоговые ставки

Пропорциональные ставки

Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным — что рассмотрены нами выше. Главный их признак — фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок — имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ — разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек — гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

Виды налоговых ставок по НДФЛ

Ставки и вычеты

Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов — тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него — гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

Основные виды налоговых ставок

Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья — для имущественного вычета, с оплатой учебы — для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

Прогрессивные ставки

Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились — платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой — как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

Регрессивные ставки

Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

Маргинальные ставки

Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

Фактические и экономические ставки

Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, — фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

Относительные и абсолютные ставки

Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым — тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

В рамках данной категории исследователи выделяют:

  • процентные ставки — соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
  • кратные — предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
  • денежные ставки — устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов — в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

Ставки и законодательство

В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки — НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных — характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

Резюме

Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

  • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
  • степенью централизации экономической модели;
  • политическими факторами — коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
  • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Ставки налога бывают
адвалорные, специфические, комбинированные
твердые, скользящие
кумулятивные
твердые, процентные

2. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является
Карл Маркс
Самуэль Паркинсон
Адам Смит
Джон Мейнард Кейнс

3. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам
федеральным
региональным
смешанным
местным

4. Предмет налогообложения — это
размер налога, приходящегося на единицу налогообложения
юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств
количественное выражение объекта налогообложения

5. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из
Законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах
Налогового кодекса РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах и Конституции РФ

6. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются
целевыми
закрепленными
косвенными
регулирующими

7. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они
находятся на территории РФ
созданы на территории России по российскому законодательству
имеют имущество на территории РФ
были созданы на территории РФ

8. Масштаб налога — это
отношение размера налога к размеру бюджета, в который он поступает, измеряемое в процентах
установленный государством размер налога
размер налога, приходящийся на одного налогоплательщика
определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

9. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время
с капитала
с церковных верований
подушный
на содержание армии

10. Основными функциями налогов являются
фискальная, правоохранительная, контрольная
контрольная, аналитическая, регулирующая
фискальная, регулирующая, контрольная
статистическая, правоохранительная, фискальная

11. Уплата налогов носит характер
не только добровольный, но и принудительный
исключительно добровольный
принудительный
в основном добровольный

12. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются
высокая доля подоходного налога с физических лиц и низкая доля налога на прибыль предприятий
низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий
высокие доли налога с оборота и налога с продаж и низкая доля подоходного налога с физических лиц
примерно равные доли подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий

13. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог
подушный
поземельный
подоходный
с оборота

14. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются
прямыми
региональными
федеральными
закрепленными

15. Самой крупной статьей доходов в США является
подоходный налог с населения
налог на прибыль корпораций
налоги на социальное страхование
акцизы и таможенные пошлины

Читайте также: