Ставки акцизов в странах еаэс

Опубликовано: 16.05.2024

Члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) с 2024 г. должны начать устанавливать ставки акциза на сигареты, исходя из индикативной ставки 35 евро за 1000 сигарет с отклонением не более 20% в большую или меньшую сторону, сообщает РБК.

табачный акциз

Государства — члены Евразийского экономического союза договорились уравнять принципы ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Ожидается, что это поможет в борьбе с нелегальными поставками сигарет в страны, где акциз выше.

К соглашению о гармонизации ставок акцизов государства — участницы ЕАЭС пытаются прийти с 2012 года. Как сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в конце ноября 2018 года члены союза достигли договоренностей по этому вопросу впервые.

Планируется, что с 2024 года при расчете локальных ставок акциза на сигареты участницы ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тысячу сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. В Минфине РФ пояснили, что сейчас идет внутригосударственное согласование.

Разница в налогах с соседними странами — драйвер роста серого рынка в России: доля контрафакта и контрабанды табака за год удвоилась. Например, в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

Дело в том, что из-за более высоких акцизов сигареты в РФ стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу. Так в России пачка сигарет стоит в среднем 105 рублей, в Белоруссии — 32 рубля, в Армении — 50 рублей, а в Киргизии — 53 рубля. Именно поэтому самый быстрый рост доли нелегальных сигарет замечен на территориях, примыкающих к границам с Белоруссией и Казахстаном. Почти треть всего контрафакта табака в России — это белорусские сигареты.

Ранее сообщалось о том, что Минздрав поддерживает одинаковое регулирование для обычных и электронных сигарет и хочет запретить сигареты к 2050 году.

Члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) с 2024 г. должны начать устанавливать ставки акциза на сигареты, исходя из индикативной ставки 35 евро за 1000 сигарет с отклонением не более 20% в большую или меньшую сторону, сообщает РБК.

табачный акциз

Государства — члены Евразийского экономического союза договорились уравнять принципы ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Ожидается, что это поможет в борьбе с нелегальными поставками сигарет в страны, где акциз выше.

К соглашению о гармонизации ставок акцизов государства — участницы ЕАЭС пытаются прийти с 2012 года. Как сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в конце ноября 2018 года члены союза достигли договоренностей по этому вопросу впервые.

Планируется, что с 2024 года при расчете локальных ставок акциза на сигареты участницы ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тысячу сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. В Минфине РФ пояснили, что сейчас идет внутригосударственное согласование.

Разница в налогах с соседними странами — драйвер роста серого рынка в России: доля контрафакта и контрабанды табака за год удвоилась. Например, в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

Дело в том, что из-за более высоких акцизов сигареты в РФ стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу. Так в России пачка сигарет стоит в среднем 105 рублей, в Белоруссии — 32 рубля, в Армении — 50 рублей, а в Киргизии — 53 рубля. Именно поэтому самый быстрый рост доли нелегальных сигарет замечен на территориях, примыкающих к границам с Белоруссией и Казахстаном. Почти треть всего контрафакта табака в России — это белорусские сигареты.

Ранее сообщалось о том, что Минздрав поддерживает одинаковое регулирование для обычных и электронных сигарет и хочет запретить сигареты к 2050 году.

В статье рассмотрены особенности обложения косвенными налогами товаров (работ, услуг), импортируемых и экспортируемых на территории ЕАЭС.

С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, который ориентирован на безбумажный документооборот и использование современных программно-технических средств на всех этапах – от подачи декларации до выпуска товаров.

В настоящее время в рамках ЕАЭС обеспечиваются «четыре свободы рынков»:

– свобода движения услуг;

– свобода движения товаров;

– свобода движения трудовых ресурсов;

– свобода движения капитала.

Именно свобода движения товаров и услуг дала огромный толчок развитию ЕАЭС и интеграции законодательных норм союзных стран, благодаря чему уже достигнуты такие цели:

– упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних границах государств – членов ЕАЭС и осуществлен их перенос на внешний периметр;

– определен единый регламент налогового администрирования взаимной торговли государств – членов ЕАЭС;

– организована работа по устранению налоговых барьеров, ограничений и изъятий во внутренней торговле;

– налажен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования, обеспечивающий контроль над своевременностью и полнотой уплаты косвенных налогов в бюджеты государств – членов ЕАЭС.

Принципы

Статьей 72 Договора о ЕАЭС установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Регулирующие НПА

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг установлены приложением 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), а также главой 50 Налогового кодекса.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

– по импорту – все импортеры товаров на территорию РК из стран – участниц ЕАЭС, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет;

– по работам, услугам – плательщики НДС по работам, услугам, местом реализации которых признана территория РК;

– по экспорту – плательщики НДС (применяют нулевую ставку налога) и неплательщики НДС (не уплачивают налог).

Особенности обложения НДС по импорту из стран ЕАЭС

Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортеры товаров в целях исчисления НДС должны:

– определить дату оборота по импорту;

– определить размер облагаемого импорта;

– исчислить налоговую базу по НДС;

– исчислить и уплатить НДС;

– представить в налоговые органы налоговую отчетность.

Определение даты оборота по импорту

Датой совершения облагаемого импорта согласно пункту 2 статьи 442 Налогового кодекса является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса, для целей главы 50 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию РК.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для указанных целей датой ввоза товаров на территорию РК является:

– при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенные на территории РК;

– при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения Государственной границы РК.

При этом дата пересечения Государственной границы РК определяется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, форма и порядок представления которого устанавливаются совместно уполномоченным органом и Комитетом национальной безопасности РК.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию РК датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса.

ПРИМЕР 1

ТОО «А» импортирует товар ООО «А» (РФ).

Договором предусмотрены условия поставки по Инкотермс 2010 DDP, права собственности от продавца к покупателю переходят в момент получения товара на складе покупателя. Известно, что:

– поставщик товара передал перевозчику товар 25 февраля 2020 года;

– пересечение Государственной границы РК, согласно талону о прохождении государственного контроля, произошло 29 .

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Согласно распоряжению по итогам Евразийского межправительственного совета, который состоялся в конце ноября 2018 года (копия документа есть в распоряжении РБК), члены союза должны предусмотреть, что с 2024-го при расчете локальных ставок акциза на сигареты они исходят из индикативной ставки €35 за 1 тыс. сигарет (cреднее значение, от которого может отталкиваться страна при определении своего акциза) с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. Как сообщили РБК в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), члены союза достигли такого соглашения впервые.

Какова вероятность гармонизации акциза на территории союза и как это скажется на нелегальной торговле табаком, разбирался РБК.

Участники союза достигли согласия

Переговорный процесс по вопросу гармонизации ставок акцизов начался еще в 2012 году: данный пункт был включен в статью 71 Договора об ЕАЭС, после чего страны приступили к разработке проектов соглашений. Но все эти годы оставался нерешенным вопрос про диапазон отклонений от индикативной ставки, особенно для категории самых дешевых сигарет.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Государства ЕАЭС впервые пришли к компромиссу по соглашению о налоговой политике в области акцизов, подчеркивают в ЕЭК. До ноябрьского межправительственного совета в Минске между странами оставалось одно разногласие, заключавшееся в предложении выделить сигареты низкоценовой группы в отдельную категорию, но оно было устранено. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Жаксылыкова, проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию одобрены и направлены для проведения внутригосударственного согласования до 1 февраля 2019 года. Далее в первом квартале 2019 года доработанные проекты соглашений планируются к внесению на совет комиссии для внутригосударственных процедур и дальнейшего подписания, уточнил он.

«Сейчас идет внутригосударственное согласование, — подтвердили РБК в пресс-службе Минфина. — Министерство направило соглашение во все заинтересованные ведомства на рассмотрение, поэтому пока преждевременно говорить о позиции российской стороны по данному соглашению. Вопрос прорабатывается».

Какая сейчас разница в акцизах

В России с 1 января 2019 года ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,01% и составила 1,89 тыс. руб. за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,568 тыс. руб. за тысячу штук). Для сравнения: в Белоруссии — это примерно €3–23 за тысячу штук (в зависимости от ценовой категории сигарет), Казахстане — €21, Киргизии — €16, Армении — €15. Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу: если в Белоруссии пачка стоит в среднем 32 руб., в Армении — 50 руб., а в Киргизии — 53 руб., то в России — 105 руб., поясняет директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова.

Как разница в акцизах влияет на нелегальный рынок

Гармонизация ставок акциза на табачную продукцию несколько лет обсуждается правительствами ЕАЭС, и то, что премьер-министры пяти стран достигли договоренности по принципиальным положениям проекта соглашения, является важнейшим шагом в этом направлении, считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.

Основным противником гармонизации ставки акциза на территории ЕАЭС была Белоруссия, рассказывает главный редактор агентства «Русский табак» Максим Королев: в стране сигареты делятся на три ценовые категории, для каждой из которых действует своя акцизная ставка. По словам эксперта, более 80% производства в стране приходится именно на низкоценовой сегмент, для которого действует незначительная ставка акциза, что позволяет Белоруссии поставлять свою продукцию в Россию и Европу по самым конкурентным ценам, поэтому белорусская сторона настаивала на выделении сигарет первой ценовой группы. Крупнейшая в стране табачная фабрика «Неман» в Гродно является государственной, поэтому гармонизация акцизов Белоруссии невыгодна, напомнил Королев.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Сигареты, нелегально ввезенные из ЕАЭС, составляют значительную часть табачной продукции, которая продается в России без уплаты налогов в государственный бюджет, говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» Илона Миртова. Разрыв в стоимости пачки сигарет, легально произведенной в России, и пачки, нелегально ввезенной из стран Таможенного союза, настолько велик, что стал одним из основных драйверов нелегальной торговли табачными изделиями в России, пояснила она.

​Это подтверждают и данные последнего ежегодного отчета о росте нелегального рынка сигарет, который в этом году подготовила компания Nielsen. Доля контрафакта и контрабанды за год удвоилась: в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

«Двукратный рост нелегального рынка обусловлен растущим притоком более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана) и дальнего зарубежья, а также стремительным распространением нелегальной продукции, находящейся в обороте без акцизной марки или с подозрительной акцизной маркой, включая сигареты, на которых не указан ни адрес производства, ни наименование производителя. Доля таких сигарет за год выросла практически в три раза», — отмечается в исследовании Nielsen. Аналитики заметили быстрый рост доли нелегальных сигарет на территориях, примыкающих к границам с Белоруссией и Казахстаном, где цены на табачную продукцию значительно ниже российских. Почти треть всей нелегальной продукции в России — это белорусские сигареты, напоминает Гуськова, и пока разница в акцизах со странами ЕАЭС остается высокой, серый сектор будет продолжать расти.

date image
2020-07-12 views image
282

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗА НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС.. 6

1.1. Анализ опыта применения акциза в странах ЕАЭС.. 6

1.2. Гармонизация акцизов в РФ в 2019 году. 14

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАВОК АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС В ПРЕДДВЕРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТАБАЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ.. 18

2.1. Анализ урегулирования акцизов на сигареты в странах ЕАЭС.. 18

2.2. Евразийское табачное урегулирование. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в современном правовом регулировании взимания акциза на табачную продукцию при ввозе в Россию.

По оценкам российских участников рынка, уровень нелегальной торговли составляет 2%, но в приграничных областях РФ это значение достигает 30%.

Россия остро нуждалась в выравнивании табачных налогов в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), чтобы устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в РФ — разницу в ценах с соседними странами. В Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) разработали проект соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС.

Для всех стран разработан диапазон отклонений фактических ставок от индикативной. Для Беларуси, Казахстана и Российской Федерации размер отклонения должны быть не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую. Для Армении, Кыргызстана и Беларуси в отношении сигарет первой ценовой группы (дешевый ассортимент) — не более чем на 30% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

Теоретической основой исследования стали труды таких ученых, как Н.Г. Бекяшева, В.Е. Моисеев, А.Е. Давыдова, Н. А. Косаренкова, Е.М. Кочергин, Е.Н. Назаренкова.

Цель работы – изучить ставки акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

¾ изучить опыт применения акциза в странах ЕАЭС;

¾ гармонизировать акцизы в РФ в 2019 году;

¾ анализ уравнивания акцизов на сигареты в странах ЕАЭС;

¾ сравнительный анализ ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС в преддверии Евразийского табачного урегулирования.

Предмет работы – сравнительный анализ размеров акцизов в государствах-членах ЕАЭС

Объект работы – ставки акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

Методология. Поставленные задачи решаются общими и специальными методами исследования. Широко используются логические методы, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование, сравнительный анализ.

Научная новизна определяется:

1. Отсутствием комплексных системных работ, рассматривающих теорию и практику таможенного контроля ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

2. При наличии большого количества научных работ, связанных с таможенным делом РФ, которые исследуют различные аспекты данного вопроса, можно говорить о становлении и разработке теории системы контроля ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗА
НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС

Анализ опыта применения акциза в странах ЕАЭС

Согласно п.1 ст. 34 НК РФ (ч.1), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенные платежи в современных условиях имеют ряд особенностей. Связь национальных экономик между собой в части договорных отношений в рамках международной торговли сокращает эффективность таможенно-тарифных мер государства, например, по установлению таможенных ставок. В условиях интеграции членство стран в различных союзах, предполагающих создание зон свободной торговли существенно ограничивает экономический суверенитет.




Таким образом, в современных условиях таможенные платежи необходимы для усиления экономической роли страны во внешнеэкономической деятельности.

В частности, таможенные пошлины являются одним из важнейших регуляторов внешнеэкономической деятельности, используя которые государство может, как способствовать экспорту или импорту соответствующих товаров, так и ограничивать их, создавать различные конкурентные условия для производителей. Экономическую сущность таможенных платежей определяют функции, которые они выполняют.

В государствах-участниках Евразийского экономического союза действуют ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории государства, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию государства и (или) реализуемых на территории государства.

С точки зрения таможенного дела под акцизом при ввозе понимается косвенный налог, который взимается при перемещении определенных категорий товара через таможенную границу в направлении импорта, то есть ввоза, на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Многолетняя практика применения акциза странами мирового сообщества обусловлена большой эффективностью главным образом в выполнении основных функций налога, таких как фискальная и регулирующая.

Исторически сложившаяся тенденция преобладания фискальной функции налога, как в экономической, так и во внешнеэкономической сфере государственной деятельности оправдывает применение акциза в современном налогообложении. Средства оплаты акциза с импортера поступают в федеральный бюджет, которые в дальнейшем направляются на нужды общества.

Налогам свойственна также регулирующая функция, и, конечно же, акциз не исключение. Как правило, акциз устанавливается на товары, пользующиеся наибольшим спросом, то есть акциз можно считать регулятором спроса и предложения на ту или иную продукцию. Несмотря на высокий уровень акциза на некоторые категории товаров (табачная продукция, алкогольные напитки, автомобильный бензин, авиационный керосин и т. д.), спрос населения на них никогда не бывает низким.

Также, в подтверждение регулирующей функции акциза примером может служить автомобильный бензин, на который установлен акциз при ввозе на территорию государства. Так как в Российской Федерации преобладает сырьевая экономика, на большую долю экспорта приходится, в том числе нефть сырая, то есть необработанный продукт. Применяя акциз на данную категорию товара при ввозе, государство тем самым стимулирует развитие отечественного производства конечной продукции.

Определение налоговой базы при расчете акциза может осуществляться на основе объема, количества, иных показателей ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены специфические ставки акцизов, либо на основе стоимости ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо на основе объема ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении специфической налоговой ставки и расчетной стоимости ввозимых подакцизных товаров, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из специфической и адвалорной ставок.

Рассмотрим мировой опыт применения акцизов на примере стран-участниц Евразийского экономического союза.

Налоговое законодательство Республики Беларусь предполагает невысокие ставки акциза в виде установленной суммы в белорусских рублях на физическую единицу товара, то есть твердые (специфические) ставки.

Приложение 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает дифференциацию ставок акцизов (белорусских рублей за единицу налогообложения) в зависимости от даты взимания налога. Например, акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января по 30 июня составляет 312,50, а с 1 июля по 31 декабря - 327,50 белорусских рублей.

Основные категории товаров, облагаемых акцизом, схожи с категориями подакцизных товаров, установленных законодательством Российской Федерации.

От обложения акцизами освобождаются:

¾ экспортируемые подакцизные товары;

¾ реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства;

¾ спирт, отпущенный для производства лекарственных средств.

Законодательство Республики Казахстан устанавливает акциз на все виды спирта, алкогольную продукцию, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процентов, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырую нефть, газовый конденсат.

Взимание акциза осуществляется с помощью применения специфических ставок в виде установленной суммы в национальной валюте Республики Казахстан (тенге) за единицу измерения товара.

На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.

В зависимости от целей реализации спирта и виноматериала может применяться ставка ниже установленной базовой, если они будут использоваться не для производства алкогольной продукции.

Закон Республики Армении об акцизном налоге в качестве налогооблагаемой базы устанавливает количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных настоящим Законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по ставкам и в порядке, установленным законом.

Подакцизные товары, представленные Законом Республики Армения включают в себя следующие категории:

¾ алкогольные напитки (пиво, виноградные и прочие вина, вермут);

¾ спиртные напитки (водка, ликеры);

¾ нефть и нефтепродукты;

¾ нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды;

К перечню подакцизных товаров законодательством Кыргызской Республики относят следующие товары:

¾ пиво солодовое, вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное; ликёры;

¾ сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары) и сигареты из табака или его заменителей;

¾ прочие изделия, содержащие табак;

¾ нефть сырая и нефтепродукты сырые.

Освобождаются от уплаты акциза следующие импортируемые товары:

¾ товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, являющимися транспортами средствами международной перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки;

¾ товары, освобождаемые от уплаты акциза в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Кыргызской Республики;

¾ конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

Самый высокий акцизный налог, составляющий 5000 сомов за тонну, установлен на бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в рамках Евразийского экономического союза странами-участницами установлены схожие категории товаров, облагаемых акцизом. Сведение категорий подакцизных товаров к единому перечню осуществлено в рамках унификации и гармонизации налогообложения государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках существования единого экономического пространства необходимо создать равные конкурентные условия для участников экономической деятельности государств-членов ЕАЭС.

Однако стоит отметить, что некоторые категории товаров, которые облагаются акцизом в Российской Федерации, так и не вошли в перечни подакцизных товаров стран-участниц ЕАЭС. К таким товарам относятся легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Схожие подакцизные товары содержит в себе только налоговое законодательство Республики Казахстан, а именно автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства.

Отсутствие вышеупомянутых товаров в перечнях товаров, облагаемых акцизом, установленных национальным законодательством государств-членов ЕАЭС связано с тем, что автомобильная промышленность в данных странах отсутствует.

Однако уровень ставок на подакцизные товары разнится. В планах государств-членов ЕАЭС рассматривается сведение ставок акциза на табачные изделия ввозимой и производимой продукции к единому уровню. Достижение этой цели датируется 2020 годом.

Динамика ставок акцизного налога в государствах-членах ЕАЭС [8]

Страна/год 2015 2016 2017 2018
Россия (сигареты, папиросы) 800 руб. за 1000 штук + 8,5 %, но не менее 1040 руб. за 1000 шт. 960 руб. за 1000 шт. + 9%, но не менее 1 250 руб. за 1000 шт. 1250 руб. за 1000 шт. + 8,5 %, но не менее 1040 руб. за 1000 шт. 1420руб. за 1000 шт. + 9,5 %, но не менее 1600 руб. за 1000 шт.
Беларусь (табак трубочный, курительный) 339000 бел. руб. за 1 кг 386300 бел. руб. за 1 кг 482700 бел. руб. за 1 кг 386300 бел. руб. за 1 кг
Казахстан (сигареты с фильтром) 3000 тенге за 1000 шт. 3900 тенге за 1000 шт. 5000 тенге за 1000 шт. 6200 тенге за 1000 шт.
Армения (сигареты, содержащие табак, с фильтром) 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт.
Кыргызстан (сигареты с фильтром) 280 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 360 сомов за 1000 шт. 350 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 450 сомов за 1000 шт. 580 сомов за 1000 шт. 1000 сомов за 1000 шт.

Анализируя ставки акциза за последние 4 года, можно отметить тенденцию их возрастания. Например, ставка акцизного налога на сигареты, папиросы в 2015 г. составляла 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2016 г. - 960 руб. за 1 000 шт. + 9 %, но не менее 1 250 руб. за 1 000 шт., в 2017 г. - 1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2018 г. ставка составляет 1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт. [10]

В данном случае рост ставок акциза можно связать с высоким потребительским спросом на данный товар, что позволяет государству повысить поступления средств в федеральный бюджет.

Также можно отметить ежегодное изменение ставки акцизного налога на автомобильный бензин. Например, в 2015 году ставка акциза составляла 11 110 рублей за 1 тонну, в 2016 году - 7 300 рубля за 1 тонну, в 2017 году - 10 500 рублей за 1 тонну, в 2018 году ставка составляет 12 300 рубля за 1 тонну [12, c. 16].

Ежегодное изменение ставок акциза на автомобильный бензин связано с нестабильностью мировой цены на нефть.

Таким образом, за время существования Евразийского экономического союза все государства-члены Союза пришли к формированию единого перечня табачных изделий, облагаемых акцизом, а в дальнейшем планируется установление единого уровня ставок акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию.


Страны — участницы ЕАЭС уже через полгода могут подписать соглашение о единой ставке акциза на табачные изделия. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), заметив, что проект документа (есть у «Известий») разослан странам-участницам. Соглашение предполагает, что с 2024 года ставка акциза на сигареты в союзе должна составить €35 на 1000 штук, хотя каждая страна может отклоняться от этой суммы на 20% в сторону уменьшения или увеличения. Россия же уже достигла акциза в €35 за 1000 сигарет. А это значит, наша страна в дальнейшем не сможет активно его повышать.

Гармония в союзе

К концу года страны — участницы ЕАЭС могут подписать соглашение, которое предусматривает единую акцизную политику в отношении табачной продукции. Об этом «Известиям» сообщили в ЕЭК. Проект соглашения был подготовлен 21 июня, в нем указаны принципы ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию для стран — участниц Евразийского экономического союза. «Известия» ознакомились с документом, который уже одобрен советом ЕЭК и разослан государствам-участникам.


Из проекта соглашения следует, что в ЕАЭС должна произойти гармонизация налоговой политики на табачную продукцию. В документе указано, что на 2024 год страны должны установить единую ставку в €35 на 1000 сигарет. При этом фактический размер акциза может отклоняться в большую или меньшую сторону лишь на 20%. В пресс-службе ЕЭК отметили, что в перспективе страны союза на площадке комиссии будут каждые пять лет вырабатывать единую индикативную ставку и диапазоны отклонений.

— Нам важно сформировать в ЕАЭС цивилизованный рынок алкоголя и табака, минимизировать нелегальный трансграничный переток продукции, сохранить здоровье населения, а для бизнеса –– создать равные конкурентные условия, — добавили в ЕЭК.

Согласно Налоговому кодексу РФ, сейчас в нашей стране ставка акциза составляет не менее 2568 рублей за 1000 сигарет (или €36,5), она высчитывается по сложной формуле, в которой есть две составные части. Но итоговое значение не должно быть ниже указанной величины. В 2021 году акциз увеличится до не менее 2778 рублей за 1000 штук.

Внутри ЕАЭС размеры акцизов могут различаться в разы. Например, в России ставки в четыре раза больше, чем в Белоруссии. В нашей стране размер акциза вообще самый высокий в союзе — более низкие ставки в других государствах провоцируют приток в РФ нелегальных табачных изделий. По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством Kantar TNS, в I квартале 2019 года доля нелегального рынка сигарет в РФ достигла 10,3%, в то время как годом ранее она оценивалась в 7,7%.

Догнать Россию

Заключение соглашения практически замораживает ставки акцизов на сигареты в России на ближайшие пять лет, сказал «Известиям» исполнительный директор Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Виктор Зыков.


— Мы уже в этом году достигли того уровня, который указан как ориентир для 2024 года, –– €35 за 1000 штук. Как указано в соглашении, превысить этот уровень страна может только на 20%. Это минимальное ежегодное повышение рассчитано, видимо, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, — сказал он. — Однако именно за счет повышения акцизов можно привлечь в бюджет дополнительно сотни миллиардов рублей и одновременно снизить распространенность потребления табака, получить двойную выгоду.

Подписание соглашения лишит Россию этой возможности, отметил эксперт.

Он сказал, что необходимость подписания документа обосновывают возможным ростом контрабанды, но в России в этом году внедрена система отслеживания табачной продукции, цель которой решить проблему «теневой» торговли. То есть теперь каждую пачку сигарет можно будет проверить на подлинность. Получается, что для нашей страны нет выгод от подписания соглашения.

В Минздраве на запрос «Известий» не ответили. Но в 2017 году ведомство уже выступало против гармонизации ставок акцизов на сигареты. Как говорили в министерстве, этот механизм является ограничением для страны, устанавливая потолок роста акцизов. Как ранее отмечали эксперты, в Евросоюзе, например, нет подобной практики устанавливать минимальные ставки, ограничения и запреты в плане акцизов. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от табачной продукции.

Директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок «Филип Моррис Ижора» в России Александр Мироненко сказал «Известиям», что компания всегда поддерживала идею постепенной гармонизации акцизных ставок на сигареты в странах союза.

— Текущий разрыв в ставках является основной причиной растущего перетока нелегальной табачной продукции в РФ. Впервые все стороны пришли к соглашению по индикативной ставке акциза и допустимым отклонениям, и это хорошая предпосылка для закрепления этой договоренности в соглашении, — отметил он.

По его словам, страны ЕАЭС — источник 45% всего объема нелегальных сигарет, продающихся в России. По результатам исследования Каntar TNS, табачная продукция, поступающая с территории стран союза и продаваемая без уплаты акциза и других налогов в российский бюджет, составляет 6,2% российского табачного рынка, или более 14 млрд сигарет. Значительный прирост доли поддельной продукции наблюдается в регионах, граничащих с Украиной, а также на Северном Кавказе и в Сибири.

Читайте также: