Ставка акциза средние дистилляты в июне 20

Опубликовано: 29.04.2024

Налоговый период по акцизам составляет календарный месяц. Это время, за которое налогоплательщик отчитывается по количеству изготовленной или проданной продукции и платит налог. Категории акцизного товара влияют на то, какая ставка акциза применяется при расчете платежа. Налоговым Кодексом принято три вида ставок акцизов, которые разработаны для определения налогов по алкоголю и табачным изделиям, по топливу и спирту. Налоговая база акциза исходит из ставки и влияет на то, какая величина (объем или стоимость товара) будет использована в расчете налога.

Ставки акцизов

Востребованные у граждан страны товары государство облагает дополнительным налогом. Усиление налоговой нагрузки ведет к росту конечной цены подакцизной продукции. Большими темпами пополняют бюджет дорогие автомобили, крепкий алкоголь, табак и бензин. Акцизные ставки на перечисленные категории продуктов увеличиваются раз в 2-3 года, а по некоторым – ежегодно. Изготовитель каждый год платит за одинаковое изделие большее отчисление в государственный бюджет. Поэтому и рыночная стоимость акцизного товарного ряда растет вместе с налогами.

Ставки акцизов устанавливаются Правительством РФ

Ставки акцизов устанавливаются Правительством страны. Принятые ценовые корректировки начинают действие с 1 января следующего года. Обновленные акцизные условия публикуют в 193 статье Налогового Кодекса. Затем бизнесмены и организации ежемесячно отчитываются в налоговый орган о количестве проданных подакцизных изделий. Категории продуктов, попадающих под действие закона, зафиксированы в 181 статье.

В налоговых операциях участвуют три типа налогоплательщиков. Бизнесмены, чье предпринимательство связано с подакцизной продукцией. Фирмы, которые изготавливают или продают акцизный продукт. Люди, участвующие в вывозе и ввозе изделий с акцизом через таможню. Предприниматель, частное лицо и изготовитель платят акцизный сбор по единой налоговой ставке.

Виды ставок акцизов

В налоговом законодательстве действуют тарифы, которые установлены на конкретные категории изделий. По трем типам ставок плательщики рассчитывают налог для уплаты в бюджет. Важно использовать принятые Правительством официальные виды ставок акцизов.

Твердые

Твердые ставки акцизов исчисляются в абсолютной сумме – это точное число в рублях и копейках на единицу продукта. Такая ставка фиксирована и для расчета налога плательщик умножает объем изготовленной за 1 месяц продукции на ставку. Применяется в отношении этилового спирта и алкогольных напитков, нефтепродуктов, сигарет и других товаров.

Бюджетный взнос = Объем продукции * Твердая ставка

Допустим, пивоварня изготовила за месяц 85 литров пива с алкогольностью 4%. Твердая ставка за литр напитка установлена в 21 р. Чтобы узнать стоимость сбора, умножаем 85 литров на 21 рубль. Налоговый платеж составит 1 785 рублей.

Адвалорные

Адвалорные ставки акцизов рассчитываются из процентной доли от стоимости товара. Процентная ставка действует на природный газ. Сбор на газ составляет – 30% от стоимости произведенного объема в месяц. Налогом облагается сумма, из которой вычли расходы на транспортировку газа за пределы РФ и таможенные платежи.

Платеж = Стоимость товара * Адвалорная ставка %

Предположим, цена за 1 кубический метр природного газа 23 рубля, к финансовой сделке подготовлено 25 млн. кубов. Бюджетный платеж по адвалорной ставке составит 30% от произведения 25 млн.* 23 рубля. Отчисление в бюджет по приведенному примеру равно 172 500 000 руб.

Комбинированные

Комбинированные ставки акциза сочетают твердую и адвалорную ставки. Чтобы вычислить бюджетную нагрузку в расчете применяются обе ставки одновременно, их сумма и подлежит уплате государству. Этот тип косвенного налога применяют к табачным изделиям.

Вычет в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость товара * Адвалорная ставка %)

Табачный концерн выпустил 3 500 пачек сигарет, в одной пачке 20 штук. Стоимость пачки 120 рублей. Торговая сеть единовременно выкупила полную партию. А концерн вносит за нее акцизные отчисления.

Стоимость партии вышла на 420 тысяч рублей. Количество сигарет 70 тысяч штук. Твердая тарификация в 2019 году на 1 тысячу сигарет равна 1890 р., адвалорная – 14,5%.
Бюджетное отчисление = (70 000 * 1890 / 1000) + (420 000 * 14,5%)
Налоговая нагрузка за партию составила 193 200 руб.

Налоговый период по акцизам соответствует календарному месяцу

Таблица ставок акцизов на 2018-2019 год

По каждому виду подакцизных продуктов действует собственная налоговая тарификация. С 1 января 2019 года по ряду продукции произошли изменения. Приводим ставки акцизов на 2018 год. Таблица показывает увеличение тарифа или прежний уровень налоговой нагрузки.

Ставки акциза зависят от вида товаров

Алкогольная продукция

Государственный сбор на спиртные напитки в 2019 году не отличается от тарифов прошедшего года. Изменения произошли не в ценах, а в способе подсчета алкогольной продукции. До 1 января 2019 налогоплательщики закупали акцизные марки на партию спиртного, теперь государство учитывает каждую бутылку отдельно. Марка в наступившем году приобрела статус отчетного документа.

Наименование спиртного

Стоимость в рублях за 1 литр

Этиловый спирт

По этиловому спирту тарификация осталась на прежних позициях. Фирмы используют спирт для изготовления продуктов массового потребления без вреда для здоровья. Поэтому цены на сырье не высокие и растут постепенно.

Категория продукции

Цена в рублях за литр

Бензин

Поправки в топливном налогообложении в наступившем году коснулись трех категорий горючего. Но тарифы на бензин продолжат рост и в 2020.

Тип горючего

Налог в рублях за 1 тонну

2018

2019

Сигареты

Государственный сбор на изделия с никотином самый быстрорастущий косвенный налог. Он повышается в среднем на 10% ежегодно и за 5 лет вырос вдвое. Стремительное увеличение рыночной цены на никотин позволяет сделать его менее доступным продуктом для широких слоев населения. Так страна борется с зависимостью людей от сигарет.

Разновидность табачных изделий

Платеж в рублях

2 671 за 1000 шт.

2 938 за 1000 шт.

1 718 за 1000 штук + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 335 рублей за 1000 шт.

1 890 за 1000 шт. + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 568 рублей за 1000 шт.

Налоговая база по акцизам

Принятые государством тарифы на товары массового потребления формируют действующие акцизы. Налоговая база разрабатывается Налоговыми Органами и принимается Правительством страны. База зависит от введенных ставок и разработана в четырех видах:

  1. Объем акцизного товара в натуральном выражении с применением твердой ставки.
  2. Объем произведенных изделий при расчете твердой и адвалорной ставок одновременно. Работает для продукции с комбинированной акцизной ставкой.
  3. Стоимость продуктов, на которые установлена цена в 40 статье Налогового Кодекса и действует адвалорный процент.
  4. Стоимость товаров, высчитанная из средних торговых цен по предыдущему налоговому периоду или по рыночным ценам. По ним работает адвалорный тариф.

От того, с какой продукцией работает компания, будет зависеть, какой налоговой базой будет пользоваться налогоплательщик при расчете бюджетного платежа. Если фирма изготавливает разные категории продуктов, использует 2 или три вида налоговых расчетов. То есть ведет раздельный учет и определяет платежи по каждому товару отдельно, в соответствии с налоговой базой. Однако если плательщик не применяет подсчет по отдельным категориям продуктов, он платит налог по большей ставке из подходящих ему изделий. Разумно учитывать и считать акциз по отдельным видам изделий.

Акцизы налоговая база принимается Правительством страны

Налоговый период по акцизам

Налоговым периодом по акцизам признается только 30 дней одного месяца практически для всех налогоплательщиков. Специальным сроком на оплату акцизного обязательства пользуются компании, работающие по трем категориям продукции:

  • перерабатывающие прямогонный бензин, денатурат и средний дистиллят. Вносят платеж до 25 числа третьего месяца следующего периода налогообложения;
  • реализующие средние дистилляты иностранным фирмам на территории РФ. Срок выплаты до 25 числа шестого месяца, следующего налогового периода;
  • реализующие средние дистилляты за пределами страны иностранным организациям. Также, до 25 числа шестого месяца.

Остальные компании сдают финансовую декларацию и выплачивают акцизные оплаты до 25 числа следующего месяца. Сдав отчет 25 февраля, внести платеж нужно до 25 марта. Процедура повторяется ежемесячно. За несоблюдение сроков налогового периода нарушителя ждут штрафные санкции.

Налоговым периодом по акцизам признается период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Организации, которые изготавливают крепкие спиртные напитки, платят акциз в два этапа. Сначала за объем сырья, из которого планируют произвести алкоголь. За него выплачивают авансовый акцизный платеж до 15 числа месяца, в котором данные напитки будут проданы. И финальный платеж вносят в бюджет до 25 числа следующего месяца.

1878

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

Пиво — подакцизный товар или нет

Если вы задаетесь вопросом: пиво подакцизный товар или нет, ответ — да! Пенный напиток с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% и выше облагается акцизом. Безалкогольное не попадает под действие налога. Это постановление сформулировано в 22 главе Налогового Кодекса. В разделе «Акциз на алкоголь» пиво отсутствует. Государство берет налог на слабоалкогольный напиток как на самостоятельный товар.

Налог на пиво введен для того, чтобы повысить цену напитка и сделать его менее доступным. Акциз напрямую влияет на итоговую цену продукта, поступающего на прилавки. Разумеется, налог платит не покупатель, но эта издержка производителя или продавца уже включена в цену на товар розничного магазина или питейного заведения. Слишком дешевое пенное доступно разным сегментам потребителей. Предполагается, что повышение цены на товар подействует на спрос. А значит, меньший процент покупателей позволит себе данную покупку. Таким образом, Правительство минимизирует проблему алкогольной зависимости граждан.

Расширено право на повышенный вычет акциза

С 1 апреля 2021 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Законодатели определили перечень документов, которые необходимы для подтверждения вычета. Среди них:

  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;
  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;
  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Эти изменения ввели подп. «б», «в» п. 11, подп. «а» п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Кто платит акциз на пиво

Плательщиками акциза на пиво выступают организации, предприниматели или частные лица. В каких случаях возникает обязательство оплаты налога? Во-первых, если работа компании связана с подакцизным товаром. Это любые действия, совершаемые с пивом. К ним относятся: дарение, покупка, перемещение, продажа, производство и разлив.

Во-вторых, при изготовлении и сбыте напитка частная пивоварня и пивоваренный завод обязаны платить акциз на напиток. И предприниматель, купивший готовые солодовые сорта для дальнейшей реализации, покупает акциз. Разлив пива в тару признан законом частью производственного процесса, поэтому продавец обязан платить налог. В третьих, акцизное обязательство возникает при таможенных операциях с пивом. Импорт и экспорт хмельного напитка облагается налогом.

Расширено право на вычет акциза

С 1 апреля 2021 года применить вычет акциза получили право организации, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов.

Они могут получить свидетельство на совершение операций со средними дистиллятами и при его наличии заявить вычет при получении таких дистиллятов в качестве топлива.

Также законодатели расширили состав технологических процессов переработки средних дистиллятов. С 2021 года к ним относят:

  • замедленное коксование;
  • гидроконверсию тяжелых остатков;
  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;
  • производство битума путем окисления гудрона.

Таким образом, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут делать вычет по акцизу.

Кроме того, в НК РФ уточнены характеристики средних дистиллятов.

Всё это ввели в НК РФ ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Ставки акциза на пиво

акциз на пиво

Ставка акциза на пиво подвержена ежегодным изменениям. Акциз распространяется и на алкогольные напитки, изготовленные на основе пива: медовуха, сидр и пуаре. Величина ставки принимается на заседаниях Правительства и публикуется как поправка к Налоговому Кодексу. Ставка выражена в твердой денежной форме за 1 литр. Причем, цена варьируется от степени содержания алкоголя в пенном напитке. Налоговая база — это объем проданных или переданных подакцизных товаров. Ставка и налоговая база определяют, какую сумму акциза будет оплачивать налогоплательщик.

Пивоваренная компания, которая приобрела сырье и произвела напиток в течение месяца, сталкивается с двойным акцизом. Она платит налог при покупке сырья для пивоварения и при передаче готового товара на продажу. Закон предусматривает для налогоплательщика снижение нагрузки платежей, что позволяет высчитать разницу акцизов и оплатить ее в следующем месяце, после отчетного.

В 2018-2019 году

Ставка акциза на пиво в 2021 году никак не менялась. Она была принята еще 2021 году и просуществовала вплоть до 2021. Акциз на пиво в 2021 году не отличается от акциза на пиво в 2021 году в России. Он установлен по следующим ставкам:

  1. На безалкогольное — 0 рублей за литр.
  2. На пиво с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  3. На напитки из пива с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  4. На пиво с содержанием алкоголя выше 8,6% — 39 рублей за литр.

При ввозе импортного пенного налогоплательщик платит ставку, соответствующую проценту содержания алкоголя в напитке. Российская Таможня при расчете обращается к ставке, принятой Налоговым Кодексом.

В 2021 году

Акциз на производство пива изменится в январе следующего года. Он составит:

  • 22 рубля на пиво и напитки из него с содержанием алкоголя 0,5%-8,6%;
  • 41 рубль на напиток с содержанием алкоголя выше 8,6%.

Неизменной останется нулевая ставка в декларации на безалкогольное пиво. На ввозимые пивные напитки и пиво распространяются аналогичные ставки.

акцизы в России https://grosh-blog.ru
сколько акцизов12 https://grosh-blog.ru
структура сбора акцизов в 2017 году https://grosh-blog.ru

Общие правила учета акцизов

Бухгалтерский и налоговый учет акцизов ведут прежде всего фирмы, связанные с производством подакцизных товаров, а также переработчики подакцизного сырья и импортеры подобных товаров.

Таким образом, подавляющее большинство налогоплательщиков использует подакцизные товары (например, приобретают бензин), но отдельный учет их не ведут. Акциз попадает сразу в стоимость приобретенного товара и отражается в общей сумме.

Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?

К примеру, изготовитель определенного НК РФ товара рассчитывает акциз при продаже партии деловому партнеру. Если затем покупатель сам станет продавцом и перепродаст товар, необходимость начисления акциза отпадает.

Обратите внимание! Фирмы-производители подакцизных товаров не могут применять ЕСХН, кроме производителей винной продукции из собственного винограда (ст. 346.2-6 п. 2). Также под запретом и применение УСН (ст. 346.12-3 п. 8), кроме собственной винной продукции. Налогоплательщики на «вмененке» уплачивают акцизы на общих основаниях (ст. 346.26 п. 4).

Порядок учета акцизов на счетах БУ уточнил Минфин в письме №96 12/11/96 (р. 2):

  1. Для учета акцизов бухгалтер применяет счет 19 с открытием на нем с/счета «Акцизы по оплаченным МЦ» и счет 68, используя с/счет «Расчеты по акцизам».
  2. Фирма обязана организовать раздельный учет акцизных сумм по ТМЦ оприходованным и оплаченным и по ТМЦ, которые не оприходованы и не оплачены.
  3. В учетных регистрах БУ акцизы должны выделяться отдельной графой.
  4. Учет акцизов должен быть построен так, чтобы обеспечить получение корректной информации для составления налоговых деклараций.

Как уплачиваются акцизы на средние дистилляты?

Порядок и срок уплаты

Оплатить акциз на пиво можно после его расчета и внесения в налоговую декларацию. Она формируется и оплачивается ежемесячно. Безалкогольное тоже декларируется, но проходит по нулевой ставке. Оставить его без учета нельзя. Чтобы рассчитать акциз на производство пива, налогоплательщик пользуется формулой:

Акциз = Ставка акциза * Налоговая база

Допустим, пивоваренная компания произвела за один месяц 200 литров безалкогольного, 350 литров пива с содержанием алкоголя 4%, 330 литров напитка с содержанием алкоголя 6% и 150 литров с содержанием алкоголя 9%. Определим сумму акциза компании:

  1. 21 * (350 + 330) = 7 280 рублей
  2. 39 * 150 = 5 850 рублей
  3. 7 280 + 5 850 = 13 130 рублей

Компания оплатит акциз в 13 130 рублей и обязательно укажет 200 литров безалкогольного напитка с нулевой ставкой. Учет ведется по каждому виду пива отдельно.

Сдать декларацию в Налоговый орган плательщик должен до 25 числа каждого месяца. Оплата акциза перечисляется в 2 этапа: до 25 числа следующего месяца и 15 числа второго месяца. Платеж и аванс вносят все изготовители, кроме отдельной категории — пивовары. Им разрешено внести косвенный налог один раз: при реализации или передаче пива. Обычное хранение хмельных напитков акцизом не облагается. Передача с производства на хранение пива не является подакцизной операцией. День отгрузки пива изготовителем продавцу — это дата реализации.

Налоговая инспекция штрафует за подачу декларации позже установленного срока, за занижение налоговой базы и незаконные действия или бездействия. Неуплата акциза на пивные напитки в срок предполагает штраф в 20% от стоимости недоимки. А за факт умышленной невыплаты — 40% от недоимки. Уголовная ответственность применяется за факт неуплаты акциза на пиво в крупном размере. Налог необходимо платить вовремя.

Стандартные проводки по акцизам

Продажа

В случае продажи подакцизного товара могут быть два варианта проводок: Дт 90/4 (или 91/2) Кт 68 и Дт 19 Кт 68 – отражен акциз при продаже подакцизного товара. Счет 91/2 применяют при безвозмездной передаче соответствующего товара, например, при проведении рекламной акции.

Как заполнить декларацию по акцизам на дизельное топливо?

Первая проводка актуальна, если акциз предъявляется покупателю. Счет 68 здесь корреспондирует со счетом выручки от реализации соответствующего товара. Если покупателю акциз не выставляют, применяется вторая проводка.

Поясним на условном примере. Фирма-производитель алкогольной продукции реализовала оптовику партию на сумму 30000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 5125 руб. 30000/1,2 = 25000 руб. 30000 – 25000 = 5000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 30000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 5000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 90/4 Кт 68/расчеты по акцизам 5125 руб. – начислен акциз при продаже алкоголя.

Акцизы, предъявленные покупателю к оплате, в целях налогообложения прибыли в расчет не берутся (письмо Минфина №03-07-06/59 от 9/03/11).

Другой пример. Продавец, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, реализует его в переработку другой фирме, также имеющей свидетельство на переработку. Реализовано товара на 960 000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 588800 руб.960000/1,2 = 800000 руб. 960000 – 800000 = 160000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 960000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 160000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 19/акцизы Кт 68/расчеты по акцизам 588800 руб. – начислен акциз при продаже сырья.
  • Дт 68/расчеты по акцизам Кт 19/акцизы 588800 руб. – акциз принят к вычету продавцом согласно счетам-фактурам.

Акциз всегда начисляется в день отгрузки, даже если в договоре право собственности покупатель приобретает в момент оплаты. По общему правилу (такое применяется, к примеру, в отношении НДС) днем отгрузки считается день оформления первого из документов на покупателя. Акциз по неоплаченной, но отгруженной продукции можно фиксировать проводкой Дт 76 Кт 68/расчеты по акцизам, с открытием на 76 счете отдельного с/счета. После перехода права собственности кредитуют 76 счет: Дт 90/4 Кт 76.

Единая государственная автоматизированная информационная система

Последним нововведением есть обязательное подключение к единой информационной ЕГАИС всем, кто желает продавать крепкие напитки. И не имеет значения в розницу или на разлив. Именно благодаря этой системе стало возможным осуществлять строгий контроль каждой из единиц товара. Поэтому, начиная с 2021 года, запрещено продавать акцизный продукт без подключения к этой базе данных. Пойманные на таком нарушении будут обязаны оплатить немалые суммы в виде штрафов.



Как работает ЕГАИС

Эта система контроля позволяет также молниеносно определять данные ввезенного поступления: когда и кем был ввезен в страну, показатели состава, крепости и место реализации. С помощью ЕГАИС стало возможным избегать контрабандного товара. Чтобы алкогольный бизнес процветал нужно:

  • приобрести новые акцизы на алкоголь;
  • подключится к ЕГАИС;
  • получить лицензию. И не имеет значения, каким видом занимается предприниматель. Лицензионное разрешение есть обязательным для всех без исключения.

Для выдачи последней существует Федеральная служба по регулированию алкогольных продуктов. У нее есть филиалы в Москве и других крупных городах страны. Это наделяет ее преимуществом, поскольку дает контроль над изготовителями и покупателями даже на местных рынках. Прежде чем обращаться в службу за разрешением, всем юридическим особам нужно собрать соответствующие документы и заполнить заявление на ее приобретение.

Исключение: частные предприниматели, продающие пиво и напитки могут делать это без разрешения, при условии имеющегося постоянного торгового места.

Эксперты федеральной службы рассматривают запрос на протяжении месяца. После чего, вправе и отказать в лицензии, если на это есть причины. Если же было принято положительное решение, то документ выдается максимум на пять лет.

Исчисление и уплата акцизов

В этой части нашего разговора приведем пример того, как рассчитывается акциз, например, по фиксированной ставке.

Для этого применяется такая формула расчета:

А = Нб * Тс, гдеА – это начисляемая сумма акциза, Нб – база налога (количество реализованных товаров), Тс – твердая ставка.

Итак, компания С. произвела и продала 700 литров пива, которое является крепким. Значит, оплатить ей придется: 700 * 21 = 14 700 рублей.

Расчет по комбинированной ставке производится по следующей формуле:

А = Нб * Тс + О + Ас /100%, где А – сумма акциза, Нб – база налога, Тс – твердая ставка, О – сумма, которая будет получена при реализации Нб, Ас – ставка в процентах.

Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен

Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя. Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.

Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.

Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.

Негативные стороны:

  • Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
  • Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.

Плательщики и объекты

Объектами налогообложения акцизом принято считать операции:

  • реализация по территории государства изготовленной подакцизной продукции, в том числе и предмета залога;
  • передача продукции в пределах РФ для дальнейшего личного использования;
  • передача по территории РФ изготовленного подакцизного товара в уставной капитал компании, паевое соглашение кооператива и так далее;
  • передача изготовленного товара участникам, если они выбыли из общества либо компании, в пределах государства, что касается также и товара, изготовленного по условиям соглашения, который был передан участникам в качестве долевого имущества;
  • реализация юридическими лицами подакцизной продукции, которая была конфискована либо является бесхозной согласно решению судебного органа.

Статья №79 Налогового кодекса РФ включает в себя перечень следующих плательщиков акциза.

ПлательщикТолкование
ОрганизацияОсуществляет деятельность с подакцизным товаром
Индивидуальные предпринимателиОсуществляющие операции, связанные с изготовлением либо реализацией пива
ГражданеОсуществляющие операции, связанные с транспортировкой товара через таможню

Принятый ГОСТ приравнивает процесс разлива пивной продукции к изготовлению, поэтому на это устанавливаются акцизы.

Кроме того, согласно ст. 182 Налогового кодекса РФ, разлив пива на территории РФ приравнивается к его изготовлению, поскольку это относится к производственному процессу согласно принятым нормативно-правовым документам Правительством РФ.

Организация, которая осуществляет свою трудовую деятельность, связанную с разливом пивной продукции, относится к обычным плательщикам акциза.

Фирма закупила пиво в пивных бочках, а после приступило к разливу по тарам. В дальнейшем оно перепродается в магазины, значит, в обязательном порядке должен быть начислен акциз.

В соответствии со статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3118; 2010, N 48, ст. 6247; 2011, N 49 (ч. 1), ст. 7016; 2013, N 40 (ч. 3), ст. 5039; 2014, N 48, ст. 6647; 2015, N 48 (ч. 1), ст. 6689; 2016, N 49, ст. 6844), приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 2 августа 2013 г. N 01/69992-ЮЛ) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 16 декабря 2013 г. N 121н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 5 февраля 2014 г. N 01/8616-ЮЛ), от 20 февраля 2014 г. N 11н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 27 марта 2014 г. N 01/26058-ЕБ), от 14 мая 2014 г. N 34н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 6 июня 2014 г. N 01/49827-ЮЛ), от 26 мая 2014 г. N 38н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 17 июня 2014 г. N 01/52726-ЮЛ), от 11 июня 2014 г. N 47н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 7 июля 2014 г. N 01/59405-ЮЛ), от 30 июля 2014 г. N 67н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 18 августа 2014 г. N 01/73695-АС), от 29 августа 2014 г. N 88н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 15 сентября 2014 г. N 82907-ЮЛ), от 26 сентября 2014 г. N 109н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 15 октября 2014 г. N 01/93196-ЮЛ), от 21 ноября 2014 г. N 134н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 5 декабря 2014 г. N 01/112455-ЮЛ), от 16 декабря 2014 г. N 150н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 29 декабря 2014 г. N 01/123069-ЮЛ), от 29 декабря 2014 г. N 176н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 21 января 2015 г. N 01/4413-ЮЛ), от 12 марта 2015 г. N 36н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 1 апреля 2015 г. N 01/36232-ЮЛ), от 17 апреля 2015 г. N 66н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 6 мая 2015 г. N 01/51909-ЮЛ), от 2 июня 2015 г. N 86н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 11 июня 2015 г. N 01/66975-ЮЛ), от 8 июня 2015 г. N 90н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 1 июля 2015 г. N 01/75631-ЮЛ), от 21 июля 2015 г. N 114н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 14 августа 2015 г. N 01/95503-ДА), от 5 октября 2015 г. N 156н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 22 октября 2015 г. N 01/121825-ЮЛ), от 1 декабря 2015 г. N 190н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 29 декабря 2015 г. N 01/155154-ЮЛ), от 25 декабря 2015 г. N 215н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 8 февраля 2016 г. N 01/12171-ЮЛ), от 16 февраля 2016 г. N 9н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 21 марта 2016 г. N 01/30625-ЮЛ), от 1 апреля 2016 г. N 38н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 10 мая 2016 г. N 01/51689-МТ), от 20 июня 2016 г. N 89н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 15 июля 2016 г. N 01/80799-ЮЛ), от 20 июня 2016 г. N 90н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 21 июля 2016 г. N 01/83580-ЮЛ), от 12 октября 2016 г. N 180н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 2 ноября 2016 г. N 01/125762-ЮЛ), от 7 декабря 2016 г. N 230н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 9 января 2017 г. N 01/350-МГ), от 29 декабря 2016 г. N 246н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 26 января 2017 г. N 01/8953-ЮЛ), от 13 февраля 2017 г. N 23н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 10 марта 2017 г. N 01/28390-МГ), от 1 марта 2017 г. N 27н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 27 марта 2017 г. N 01/35493-МГ), от 6 июня 2017 г. N 84н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 29 июня 2017 г. N 01/77450-ЮЛ), от 16 июня 2017 г. N 95н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 13 июля 2017 г. N 01/83159-ЮЛ), приказом ФТС России от 31 марта 2017 г. N 480 “Об утверждении Перечня соответствия классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации” приказываю:

1. Таможенным органам Российской Федерации применять установленные статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, согласно приложению к настоящему приказу, руководствуясь наименованием товара и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2. Начальникам таможенных органов обеспечить учет акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета, в соответствии с кодами вида платежа и кодами бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

3. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (Д.В. Терещенко) обеспечить внесение необходимых изменений в базы данных нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

4. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 1 июля 2016 г. N 1311 “О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета”;

2) приказ ФТС России от 5 мая 2017 г. N 736 “О внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 1 июля 2016 г. N 1311”.

5. Признать недействующими:

1) письмо ФТС России от 30 декабря 2016 г. N 01-11/68307 “О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета”;

2) письмо ФТС России от 5 мая 2017 г. N 01-11/23553 “О внесении изменений в письмо ФТС России”.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.И. Максимова.

генерал-полковник таможенной службы

В целях реализации Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 34-ФЗ “О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 9, ст. 1169) в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 2 августа 2013 г. N 01/69992-ЮЛ) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 16 декабря 2013 г. N 121н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 5 февраля 2014 г. N 01/8616-ЮЛ), от 20 февраля 2014 г. N 11н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 27 марта 2014 г. N 01/26058-ЕБ), от 14 мая 2014 г. N 34н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 6 июня 2014 г. N 01/49827-ЮЛ), от 26 мая 2014 г. N 38н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 17 июня 2014 г. N 01/52726-ЮЛ), от 11 июня 2014 г. N 47н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 7 июля 2014 г. N 01/59405-ЮЛ), от 30 июля 2014 г. N 67н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 18 августа 2014 г. N 01/73695-АС), от 29 августа 2014 г. N 88н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 15 сентября 2014 г. N 01/82907-ЮЛ), от 26 сентября 2014 г. N 109н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 15 октября 2014 г. N 01/93196-ЮЛ), от 21 ноября 2014 г. N 134н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 5 декабря 2014 г. N 01/112455-ЮЛ), от 16 декабря 2014 г. N 150н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 29 декабря 2014 г. N 01/123069-ЮЛ), от 29 декабря 2014 г. N 176н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 21 января 2015 г. N 01/4413-ЮЛ), от 12 марта 2015 г. N 36н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 1 апреля 2015 г. N 01/36232-ЮЛ), от 17 апреля 2015 г. N 66н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 6 мая 2015 г. N 01/51909-ЮЛ), от 2 июня 2015 г. N 86н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 11 июня 2015 г. N 01/66975-ЮЛ), от 8 июня 2015 г. N 90н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 1 июля 2015 г. N 01/75631-ЮЛ), от 21 июля 2015 г. N 114н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 14 августа 2015 г. N 01/95503-ДА), от 5 октября 2015 г. N 156н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 22 октября 2015 г. N 01/121825-ЮЛ), от 1 декабря 2015 г. N 190н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 29 декабря 2015 г. N 01/155154-ЮЛ), от 25 декабря 2015 г. N 215н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 8 февраля 2016 г. N 01/12171-ЮЛ), от 16 февраля 2016 г. N 9н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 21 марта 2016 г. N 01/30625-ЮЛ), от 1 апреля 2016 г. N 38н (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 10 мая 2016 г. N 01/51689-МТ), приказом ФТС России от 18 мая 2016 г. N 973 “Об утверждении Перечня соответствия классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации” ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Применять ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам таможенных органов обеспечить учет акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета, в соответствии с кодами вида платежа и кодами бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

3. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) обеспечить внесение необходимых изменений в базы данных нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

4. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 20 июля 2015 г. N 1446 “О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета”.

5. Признать недействующими:

1) письмо ФТС России от 30 декабря 2015 г. N 01-11/65912 “О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета”;

2) письмо ФТС России от 29 марта 2016 г. N 01-11/14183 “О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета”.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

24 апреля 2019 г. 20:33

Потери нефтяников компенсируют за счет увеличения для них налоговой нагрузки

Правительство определило источники корректировки демпфирующего механизма в новых параметрах. Дополнительные субсидии нефтяным компаниям будут выделены за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введения ставки акциза на средние дистилляты, мазут и газойль на уровне ставки акциза на дизельное топливо. Соответствующее решение, принятое на совещании с участием министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего топливно-энергетический комплекс, опубликовано на сайте Правительства в среду, 24-го апреля.

Таким образом корректировка демпфирующего механизма, предполагающего компенсации нефтяникам потерь из-за приоритетных поставок топлива на менее выгодный для них внутренний рынок, будет осуществлена за счет усиления налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.

В соответствии с принятым решением при цене на нефть от 55 до 80 долларов за баррель нефтяные компании должны будут с каждой тонны добытой нефти выплачивать дополнительно 75 рублей по НДПИ. Если цена на нефть поднимется выше 80 долларов, дополнительные выплаты по НДПИ будут линейно увеличиваться до 204 рублей с тонны. По подсчетам Министерства финансов, в таком случае при дешевой нефти (от 55 до 80 долларов за баррель) бюджет получит порядка 37 млрд. рублей, при ее подорожании — вплоть до 100 млрд. рублей.

Во время совещания, кроме того, было решено установить ставку акциза на неподакцизные сейчас жидкие нефтепродукты — средние дистилляты, мазут и вакуумный газойль — на уровне ставки акциза на дизельное топливо. Считается, что таким образом в бюджет дополнительно поступит около 60 млрд. рублей.

Вместе с тем ранее Министерство финансов оценивало расходы бюджета на корректировку демпфирующего механизма вплоть до 190 млрд. рублей. В качестве источника покрытия выпадающих доходов рассматривались не только увеличение НДПИ и акциза на средние дистилляты, но и средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Демпфирующий механизм

Напомним: демпфирующий механизм, разработанный в рамках «налогового маневра», был введен с 1-го января 2019-го года. Он заключается в том, что государство выплачивает нефтяным компаниям разницу (в этом году — 60% разницы, в последующем — 50%) между экспортной ценой и внутренней условной. Однако такой механизм работает только при высоких ценах на международном рынке, при низких нефтяники, соответственно, ничего не получают.

Считается, что таким образом нефтяные компании стимулируют к тому, чтобы осуществлять приоритетные поставки топлива на внутренний рынок и только потом отправлять нефтепродукты на экспорт.

Отметим, что очередной виток топливного кризиса, начавшийся весной прошлого года, как раз таки и был связан с тем, что на фоне подорожания нефти и снижения экспортных пошлин (предусмотрено «налоговым маневром») нефтяники усилили внешние продажи, «оголив» тем самым внутренний рынок и спровоцировав на нем дефицит.

Однако первые месяцы 2019-го года показали, что по бензину демпфирующий механизм не работает (то есть не обеспечивает компенсации нефтяникам). Глава «Лукойла» Вагит Алекперов оценил тогда общие потери компаний приблизительно в 15 млрд. рублей.

При этом с 1-го апреля 2019-го года должен был истечь срок «заморозки» мелкооптовых цен на топливо. В таких условиях (при неработающем компенсационном механизме) можно было ожидать, что компании попытаются самостоятельно компенсировать свои потери — путем повышения цены и усиления поставок на экспорт.

Поэтому в конце марта в Правительстве было принято решение зафиксировать цены еще на три месяца, до 1-го июля, и пойти навстречу нефтяным компаниям, изменив для них параметра демпфера. Так, условная внутренняя цена по бензину была снижена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну, по дизельному топливу — с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну. Однако уменьшение этого параметра потребовало дополнительные средства из бюджета, источник которых 24-го апреля и согласовали в Правительстве.

Во время прошедшего совещания также закрепили обязанность нефтяных компаний обеспечить переход с зимнего на летний сорт дизельного топлива, снизив его цену до уровня октября прошлого года (то есть «отминусовав» повышение ставки НДС и накопившуюся с начала года инфляцию).

Вместе с тем сейчас готовится дополнительный механизм — лицензирование экспорта: нефтяные компании получат право на внешние поставки нефти и нефтепродуктов только после того, как в полной мере обеспечат внутренние продажи. Считается, что этот механизм, который, предположительно, будет запущен с 1-го июля, как только истечет срок «заморозки», должен сам по себе стабилизировать ситуацию на внутреннем топливном рынке и не допустить образования на нем дефицита. Однако, по всей видимости, одновременно будет продолжать действовать и демпфер, который, по сути, выполняет те же функции.

Читайте также: