Налоговая реформа генриха 2

Опубликовано: 14.05.2024


Король Генрих 2 вошел в историю Англии как один из могущественных монархов и первый представитель династии Плантагенетов, взошедший на трон. Корона досталась ему нелегко, однако власть удержать ему удавалось более 30 лет. Рассмотрим основные вехи его правления и подробнее остановимся на преобразованиях, которые провел монарх.

генрих 2 реформы

Страна в годы правления

Прежде чем рассматривать сами реформы Генриха 2, коротко опишем ту историческую обстановку, которая сложилась в Англии к началу его царствования. Смерть Генриха 1 стала причиной ослабления монархической власти и вызвала династическую смуту. Крупные богатые феодалы устраивали мятежи и захватывали земли короны. Всю Англию охватила анархия, поэтому нужна была сильная рука, которая сумела бы возобновить порядок. И Генриху 2 это удалось с успехом: опираясь на рыцарство и население городов, он сумел укрепить централизацию государства и осуществить ряд важнейших преобразований.

Первые шаги

Придя к власти, Генрих Второй приступил к решению проблем, вызванных смутой. В этом направлении было сделано следующее:

  • Возвращены королевские земли.
  • Сровняли с землей огромное число замков.

Все это помогло восстановить порядок в стране. Следующее направление реформ Генриха 2 – укрепление власти и ее централизация. Известно, что немалую помощь во внутренней политике оказала супруга монарха, королева Алиенора.

судебная реформа генриха 2

Основные направления

Рассмотрим ключевые направления реформ Генриха 2:

  • Централизация судопроизводства. Теперь все свободные люди могли обратиться в Королевскую курию для решения уголовного или гражданского дела. Услуги оказывались за плату. Это стало важнейшим шагом на пути к появлению общего права.
  • Изменения в церкви, которая стала в большей степени зависима от монарха.
  • Преобразование налоговой системы. Были введены «щитовые деньги», вносить которые были обязаны все свободные граждане. За счет этих средств собиралось и содержалось войско.
  • Изменения в армии, развитие наемничества и системы ополчения.

Таковы основные направления реформаторской деятельности Генриха 2. Далее основные изменения будут рассмотрены подробнее.

реформы генриха 2 в англии

Преобразования в суде

Важнейшая заслуга Генриха 2 – централизация судебной власти. Теперь бароны не имели права судить, а законы короля признавались более значимыми по сравнению с местными. Как проходил королевский суд?

  • Прежде всего проводилось расследование, именуемое инквизиционным судопроизводством.
  • Только после этого выносилось решение.

Это стало важнейшим шагом в преобразовании судебной системы, которая раньше носила характер божественного суда и испытаний.

Очень интересно, что в рамках реформ Генриха 2 в Англии был создан суд присяжных – опытных людей, которые давали показания по убийствам, разбоям и иным нарушениям закона. В отличие от современных присяжных, решения они принимать не могли, а лишь помогали разоблачить преступников. Многие из присяжных впоследствии становились судьями и наделялись полномочиями по составлению приговора.

Чтобы ограничить власть феодалов на местах, был создан институт разъездных судов, который принимал решения по наиболее важным делам. Постепенно обязанности судей были делегированы 3 различным органам:

  • Суд королевской скамьи занимался решением уголовных дел.
  • Суд общих тяжб рассматривал земельные споры.
  • Суд казначейства ведал финансовыми вопросами.

Все это помогло сделать судебную систему Англии более совершенной и справедливой.

Следующая особенность судебной реформы Генриха 2 – платная основа судопроизводства. Вырученные средства были одним из источников пополнения казны.

что изменили реформы генриха 2

Значение и особенности реформы суда

Рассмотрим, что изменили реформы Генриха 2 в устройстве судопроизводства. Государственная юрисдикция была укреплена благодаря ограничению судебной власти феодальных собственников. Однако важно отметить и ограниченность преобразования – оно касалось исключительно свободного населения и никак не облегчило участь зависимых слоев, например, крестьян. То есть для большей части населения страны все оставалось как прежде.

Феодальные собственники, согласно ассизам Генриха 2 (судебным распоряжениям короля), более не могли заниматься уголовными делами и тяжбами, связанными с землей и ленными владениями.

Судебная власть имела по большей части светский характер. Ее высший орган, Королевскую курию, представляли 5 юристов, трое из которых не принадлежали духовенству. Обращение именно в курию обязательным не было, при желании каждый мог воспользоваться услугами судов графств, сотен, но воспринималось оно как благо для свободных граждан.

Церковные реформы

В области церкви реформы Генриха 2 в Англии касались следующих моментов:

  • Последней инстанцией признавался король.
  • Решающее слово оставалось за монархом и при назначении высших церковных чинов.
  • Архиепископы и епископы без его позволения не могли покидать страну.
  • Часть доходов церковных кафедр направлялась в казну.

Но церковь оставалась еще очень сильной – даже избрание на пост архиепископа доверенного лица Генриха 2, Томаса Бекета, не смогло изменить ситуацию.

Преобразования в военной сфере

Очень многое сделал монарх для укрепления армии. Так, по его приказу каждый свободный гражданин был обязан владеть оружием, которое передавалось по наследству. Феодалам вместо военной службы был установлен уже упомянутый налог, «щитовые деньги», который они обязаны были платить при каждой военной кампании. Вырученные средства позволили содержать сильное войско, а королевская зависимость от феодалов ослабевала. Эта мера помогла в борьбе с уклонением от военной службы и сделала армию более сильной.

Еще одно направление – возобновление системы ополчения, в которое входили свободные люди – крестьяне и ремесленники.

что изменили в стране реформы генриха 2

Значение

Рассмотрим, что изменили в стране реформы Генриха 2. Прежде всего, они позволили укрепить королевскую власть, ограничив влияние крупнейших феодальных собственников. Монарх стал в меньшей степени зависеть от феодалов, что позволило усилить централизацию власти.

Опора на широкие народные массы и соответствие политики их интересам позволили королю добиться прочной централизованной власти, которая по тем временам не была присуща ни одному континентальному государству. При этом не стоит забывать, что на трон он взошел в атмосфере полной анархии, а уходя, оставил порядок.

понедельник, 2 февраля 2009 г.

36. Реформы Генриха II.

36. Реформы Генриха II.

В правление этого короля (1154-1189) проведены три реформы — судебная, военная и административная.

Судебная реформа проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Во всех этих случаях речь идет о земле, это земельные иски. Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму. Ассизами Генриха II из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по иммунитетным привилегиям феодальных магнатов. Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по прежнему и в обычные сотенные манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела) в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалий .В королевский суд обращались охотнее, и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась. Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале XIII в. королевская курия разделилась. Суд королевской скамьи, ведал уголовными делами и разбором апелляций. Суд общих тяжб, ведал делами общего характера. Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. С 1176г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны ("тяжбы короны"). Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления. Был введен институт присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.

Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти "щитовые деньги" содержалось наемное рыцарское войско. С другой стороны, Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение. В соответствии с Ассизой о вооружении 1181г. все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам. В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации государства.

Административные преобразования затронули несколько областей. В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права). Следующее направление перемен составило утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства. Неудачными оказались попытки короля подчинить себе духовенство и церковные суды, а также присвоить право замещения высших церковных должностей (Кларендонские конституции 1164 г.). Тем не менее королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.

Реформы Генриха II

Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154–1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы.

В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междуусобицы магнатов; были распущены многие отряды крупных землевладельцев, срыты их замки. Король сместил большинство шерифов, принадлежавших местной знати, назначив собственных выдвиженцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Призывать в ополчение несвободных, а значит и иметь им оружие, категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружение; обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству «рыцарских феодов» в его владениях. Нежелавшие лично служить могли откупаться особым налогом — «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем.

В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларендонских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей (см. § 35), область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало захвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.

Правление Генриха III

Правление Генриха III Переход власти к Генриху III (1039-1056) осуществился спокойно. В состав королевского домена входили Франкония, Швабия, Бавария, Каринтия; лотарингский и саксонский герцоги, фландрский и голландский графы приносили вассальную присягу. Казалось, никогда

Административные реформы Генриха I

Административные реформы Генриха I Власть короля при Генрихе I фактически была неограниченной, хотя он издавал законы, взимал налоги, решал дела с согласия Великого совета. В Великом совете преобладали крупные феодалы, светские и церковные. Собирался Великий совет трижды

Реформы Генриха II Король и церковь

Реформы Генриха II Король и церковь Преобразования второй половины XII в. начинаются с церковной реформы. Английская церковь имела свой особый кодекс права. Привилегии церковников значительно расширились в правление Стефана. Клирики-преступники приговаривались в

Глава 16 МИРНАЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА В ГЕРМАНИИ. МЯТЕЖ ГЕНРИХА V. СМЕРТЬ ГЕНРИХА IV

Глава 16 МИРНАЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА В ГЕРМАНИИ. МЯТЕЖ ГЕНРИХА V. СМЕРТЬ ГЕНРИХА IV В то время когда войска крестоносцев продвигались на восток, Генрих IV был временно лишен всякого политического влияния. Однако в последующие годы его положение постепенно стало улучшаться.

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения обоих противников друг к дру

4. Разрыв между Григорием и Генрихом. — Король созывает собор в Вормсе, на котором папа объявляется низложенным. — Письмо Генриха к Григорию. — Григории объявляет Генриха отлученным от церкви и лишенным престола. — Общая тревога, вызванная этим решением папы. — Отношения

4. Отношение Генриха IV к Первому Крестовому походу. — Папа становится во главе общемирового движения. — Вельф V разводится с Матильдой. – Вельфы переходят в лагерь Генриха. — Генрих IV возвращается в Германию (1097 г.). — Конец его трагической борьбы. –Смерть Урбана II (1099 г.). — Смерть короля Ко

4. Отношение Генриха IV к Первому Крестовому походу. — Папа становится во главе общемирового движения. — Вельф V разводится с Матильдой. – Вельфы переходят в лагерь Генриха. — Генрих IV возвращается в Германию (1097 г.). — Конец его трагической борьбы. –Смерть Урбана II (1099 г.). —

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый государственный переворот, произведенны

2. Приезд Генриха V в Рим. — Беспомощное положение Пасхалия II. — Затруднения в разрешении спора об инвеституре. — Папа решает принудить епископов возвратить короне полученные от нее владения. — Переговоры и соглашения. — Вступление Генриха V в Леонину; смелый

Дипломатия Генриха IV.

Дипломатия Генриха IV. Опыт долгих и разорительных войн XVI века, которые закончились гражданской войной во Франции, не прошел даром. Всякое стре­мление нового государства к расширению встречало сопротив­ление со стороны других таких же государств; всякое притяза­ние

УБИЙСТВО ГЕНРИХА IV

УБИЙСТВО ГЕНРИХА IV Убийство Генриха IVПолитическое лавирование, большим мастером которого был Генрих Бурбон, позволило ему прийти к власти, провести ряд важнейших реформ, укрепить власть короля. И все-таки и оно не спасло его от кинжала убийцы. Слишком многие

Правление Генриха III

Правление Генриха III Переход власти к Генриху III (1039—1056) осуществился спокойно. В состав королевского домена входили Франкония, Швабия, Бавария, Каринтия; лотарингский и саксонский герцоги, фландрский и голландский графы приносили вассальную присягу. Казалось, никогда

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.

Образование государства в Англии, особенности и этапы его развития

Английское государство образовалось в VII в. путем завоевания острова племенами англов и саксов.

Характерные особенности английского государства:

  • островное положение;
  • слабое влияние римской государственности и права;
  • более высокая степень централизации государства, по сравнению с европейскими;
  • сильное сельское самоуправление;
  • отсутствие постоянной армии, разветвленного бюрократического государства, полиции, налоговой и судебной системы;
  • основным источником права являлся судебный прецедент;
  • преобладание королевской юрисдикции.

  1. Раннефеодальная (англо-саксонская) монархия (IX-XI вв.): а) разложение развитых отношений; б) сильная королевская власть; в) развитое сельское самоуправление.
  2. Сеньориальная монархия (XI-XII вв.). В этот период наблюдается ослабление центральной королевской власти.
  3. Сословно-представительная монархия (XIII-XVI вв.). Появление парламента.
  4. Абсолютная монархия (начало XVI — середина XVII вв.).

Нормандское завоевание, его последствия

В 1066 г. на территорию острова вторглись французские рыцари из Нормандии (северо-восточной провинции Франции) во главе с Вильгельмом Завоевателем, англо-саксонская королевская династия прервалась, королем был провозглашен Вильгельм Завоеватель.

Мероприятия Вильгельма Завоевателя:

  • король объявил себя верховным собственником земли (сеньором);
  • все землевладельцы, независимо от ранга подчинения, приносили королю присягу верности;
  • была осуществлена конфискация земли англо-саксонской знати, за счет которой образовался обширный королевский домен, земля раздавалась приближенным короля при условии выполнения королевской повинности;
  • проведена перепись населения.

Последствия завоевания: укрепление королевской власти; завершилось формирование феодального строя и социальной структуры.

Особенности социальной структуры Англии:

  • рыцарство было открытым сословием;
  • не получило широкое распространение крепостное право;
  • сохранялся слой свободных землевладельцев.

Реформы Генриха II Плантагенета

Во второй половине XII в. в Англии начался процесс усиления общегосударственных начал в управлении. Это совпало с периодом правления Генриха II (1154 — 1189 гг.), который провел ряд преобразований.

Основной целью реформ было укрепление основ королевской власти и подрыв политических позиций феодалов.

  • ограничение судебной власти феодалов на местах;
  • определение исключительной компетенции королевских судов (тяжкие уголовные преступления, крупные имущественные тяжбы);
  • ограничение юрисдикция церковных судов;
  • введение системы разъездных судов — выездных сессий королевских судей;
  • образование суда присяжных (первоначально присяжные в количестве 12 человек давали свидетельские показания, затем стали выносить вердикт);
  • военная реформа: замена личной воинской повинности феодалов уплатой «щитовых денег» (налог на содержание армии; введена воинская повинность для всего свободного населения стран);
  • создание высших административных органов — канцелярия, палата шахматной доски (финансовое ведомство).

Результаты проведенных реформ:

  • усиление королевской власти, центральных государственных начал в управлении;
  • ограничение произвола феодалов.

Сословно-представительная монархия (XIII-XVI вв.)

Тенденции социального и политического развития Англии в этот период:

  1. развитие товарно-денежных отношений;
  2. ограничение прав крупных феодалов, отмирание вотчинной юрисдикции;
  3. исчезновение крепостного права (все крестьяне могли обращаться в суды);
  4. государственная централизация, встречавшая сопротивление со стороны церкви, феодалов, а иногда и всего населения.

Великая хартия вольностей 1215 г. была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного.

В современной научной литературе сложились две точки зрения по вопросу о значении хартии:

  • хартия положила начало развитию конституционного, правового государства в Англии;
  • хартия установила контроль феодалов (баронов) над королем, закрепила баронскую олигархию.

Содержание Великой хартии вольностей:

  1. ограничивались феодальные права короля как верховного сеньора и верховного собственника земли в области налогов и юрисдикции;
  2. запрещалось расширение королевской юрисдикции;
  3. предусматривалось создание комитета 25 баронов для контроля над королем;
  4. за городами и купцами подтверждались их древние вольности и обычаи, запрещались незаконные сборы и пошлины;
  5. упорядочивалась деятельность судебно-административного аппарата;
  6. запрещались арест, изгнание, конфискация имущества, иначе как по решению суда присяжных.

Великая хартия вольностей, отразив компромисс короля и баронов, в целом имела прогрессивное значение для дальнейшего развития страны и до настоящего времени является действующим нормативно-правовым актом.

Во второй половине XIII в. (1265 г.) в Англии возникает сословнопредставительный орган (парламент) — яркое свидетельство дальнейшего укрепления королевской власти, ее союза с населением страны.

  1. совещательная функция;
  2. право на участие в издании законов (статутов);
  3. давал соглашение на сбор налогов (субсидии);
  4. судебные функции (импичмент);
  5. контроль над высшими должностными лицами.

Механизм государственного управления в Англии в XIII-XVI вв.

был представлен органами центрального и местного управления.

Органы центрального управления.

  • король;
  • Тайный совет;
  • парламент;
  • канцелярия;
  • казначейство;
  • суды — суд общих тяжб; суд королевской скамьи; суд казначейства.

  • общинные собрания;
  • суды графств;
  • мировые судьи (обладали судебными и полицейскими полномочиями);
  • органы расследования и дознания.

Особенности государственного управления в Англии в период сословно-представительной монархии: смешение административных и судебных функций; сочетание государственных и общественных начал, особенно на местах.

Абсолютная монархия в Англии (XVI-XVII вв.)

Английский абсолютизм характеризуется как «незавершенный». Он обладает следующими особенностями:

  1. наряду с сильной королевской властью сохранялся парламент;
  2. местное и городское самоуправление;
  3. слабая бюрократизация государственного аппарата;
  4. отсутствие постоянной армии, компенсировавшееся наличием сильного флота, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики;
  5. король являлся главой церкви (в 1529-1536 гг. в Англии при Генрихе VIII утвердилась протестантская форма вероисповедания).

Особый характер абсолютизма объясняется появлением в конце XV-начале XVI в. в Англии нового английского дворянства (старая феодальная знать была почти вся истреблена в междоусобной войне Алой и Белой розы). «Новое дворянство» — джентри, пополнявшееся выходцами из городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских

и духовных феодалов. Интересы джентри были близки интересам буржуазии. Молодое дворянство не сторонилось торговой деятельности и охотно покупало дворянские титулы. Интересы новых дворян и горожан совпадали, поскольку и те и другие занимались предпринимательством. Это обстоятельство не позволило королю разогнать парламент. Отказывая ему в средствах на содержание армии, парламент, таким образом, мешал усилению королевской власти. Однако Англия, в отличие от других стран Европы, в меньшей степени нуждалась в многочисленной армии из-за своего островного положения.

Центральным органом власти и управления в этот период в Англии становится Тайный совет короля, в который входили представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Тайный совет фактически сосредоточил в своих руках всю реальную власть.

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался королем, в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции.

Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них — под контроль органов управления графствами и центральных органов.

Феодальное право Англии

Существенные особенности феодального права Англии: слабое влияние римского права; основной источник права прецедент — судебное решение; преобладание состязательного процесса; использование в судопроизводстве суда присяжных.

Источники феодального права:

  • прецеденты общего права и права справедливости
  • статуты — акты, принятые парламентом и королем;
  • королевская прокламация;
  • местные обычаи;
  • трактаты видных юристов (Брактона, Кока, Блэкстоуна);
  • церковные законы (до 1529 г.).

Правовая система Англии вплоть до середины XVI в. была дуалистической и включала в себя две подсистемы:

  • прецеденты, выработанные в судах общего права, начиная с XIII в., в которых правосудие отличалось формальностью;
  • прецеденты, выработанные в судах лорда-канцлера («суд справедливости»), который возник в XVI в. в связи с тем, что суды общего права отказывались принимать к рассмотрению дела при отсутствии установленной формы иска (приказа).

  1. измена — государственное преступление, наказывалось смертной казнью, конфискацией имущества в пользу короля;
  2. фелония — тяжкое уголовное преступление, основное наказание дополнялось конфискацией имущества в пользу потерпевшего;
  3. мисдиминор — мелкое преступление, не повлекшее конфискации имущества.

Характерные особенности английского судопроизводства:

  • не получил развития розыскной (инквизиционный) процесс; пытки применялись только при расследовании политических преступлений;
  • правосудие осуществлялось на коллегиальных началах: присяжные вносили решения о привлечении к суду и вердикт о виновности потерпевшего;
  • вердикт признавался действительным при отсутствии разногласий среди присяжных.

date image
2015-05-23 views image
8222

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Главное направление реформаторской деятельности Генриха II было связано с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Во всех этих случаях речь идет о земле, это земельные иски. Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в Королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму.

Ассизами Генриха II из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по иммунитетным привилегиям феодальных магнатов. Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по-прежнему и в обычные сотенные и манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела), в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалии (испытаний).

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов — трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале XIII в. Королевская курия разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера. Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны. Кроме того, они осуществляли, ревизию местного управления.

Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II — это не судьи, это просто сведущие люди, дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они или были свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам. Принцип расследования через присяжных был применен Генрихом II и к уголовным и к гражданским делам.

Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги» содержалось наемное рыцарское войско. В то же время Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение. В соответствии с ассизой о вооружении все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам. В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации государства.




В 1164 г. Генрих II предпринял попытку упразднить привилегию духовенства в сфере юрисдикции. Кларендонские постановления ограничивали прерогативы церковных судов и усиливали зависимость церкви от государства. Несмотря на то, что эти постановления не были проведены в жизнь из-за оппозиции высшего духовенства, королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.

Читайте также: