Статистика налоговой грамотности населения

Опубликовано: 03.05.2024


Современный мир стоит на пороге больших перемен, вызванных стремительным развитием информационных технологий. Лидером применения новых технологий сегодня, безусловно, является финансовый сектор. И именно здесь наиболее заметны перемены, которые, так или иначе, касаются каждого из нас. Федеральная налоговая служба является амбассадором этих изменений и идет по пути развития диалога с налогоплательщиком.

Сегодня всем уже ясно, что публичное обсуждение планов государства в сфере налогообложения, является фундаментом для формирования жизнеспособной, взвешенной и прогнозируемой налоговой политики, обеспечивающей, как рост экономики, так и успешность самих налогоплательщиков. Об этом поговорим с руководителем Управления ФНС России по Красноярскому краю Дмитрием Бураковым.

- Дмитрий Сергеевич, все больше мы понимаем, как важно уметь правильно ориентироваться в мире финансов, ведь от этого напрямую зависит наш семейный бюджет. Считаем доходы, следим за расходами, таким образом, становимся финансово грамотными людьми. Как главные «добытчики» бюджета, налоговые органы, наверняка, непосредственно участвуют в данной работе?


- Действительно, если говорить о финансовой грамотности в масштабах государства, то надо понимать, что в глобальном смысле существует большой огромный многомиллиардный бюджет, над пополнением которого и трудятся налоговые инспекции, в том числе, нашего региона. От того насколько финансово грамотными будут налогоплательщики и как вовремя они заплатят налоги, а налоговики соберут данные платежи, зависит без преувеличения многое: это и реализация социальных программ в крае, и строительство новых детских садов, школ, больниц. Ведь мы все являемся налогоплательщиками и соответственно наш общий бюджет – это в том числе уплаченные налоги.

- Наверняка многие заметили, что в последнее время налоговая служба кардинально изменилась. Инновационные проекты, удобные интернет-сервисы на сайте nalog.ru, а также передовые технологии во всем, что касается налогов. Кроме внешней формы изменилось и содержание?

Комфортные налоговые инспекции – это «визитные карточки» ФНС: светлые, просторные, оборудованные по последнему слову техники залы по приему налогоплательщиков, где работает электронная очередь.

Кроме того, мы активно проводим открытую информационную политику. Это и открытые уроки с учащимися общеобразовательных школ, студентами средних профессиональных и высших учебных заведений, направленные на формирование у молодежи налогового правосознания, а также профессиональной ориентации на работу в налоговых и финансовых органах.

На открытых уроках в школах проводятся викторины и квэсты на знание основ налогового законодательства среди учащихся образовательных учреждений. Эти конкурсы проводятся для детей, чтобы с самого раннего детства заложить налоговую культуру, которая не укоренится в сознании человека одними распоряжениями или законами сверху, она воспитывается «с пеленок».

Сегодня именно молодежь должна способствовать развитию этих навыков у своих близких и знакомых с помощью консультаций и советов, способствующих повышению эффективности использования личных сбережений и инвестиций, своевременно рассчитываться с бюджетом, правильно и грамотно использовать налоговые льготы и преференции, знать права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Еще одним направлением работы в повышении налоговой грамотности является ежегодное участие представителей налоговых органов в различных открытых форумах, конференциях, семинарах, где созданы все условия для того, чтобы представители бизнес-сообщества и налоговые инспекторы смогли обменяться мнениями по актуальным в современном бизнесе вопросам, таким, как налогообложение и финансы.

К тому же не реже, чем один раз в квартал для налогоплательщиков организуются публичные слушания. Скажу честно, что поначалу представителям краевых организаций было удивительно, что налоговики делятся с ними своими успехами в открытом диалоге. Конечно, бизнесу интересно, пользуясь случаем, задать первоисточнику и свои наболевшие вопросы, при этом и узнать о новшествах, которые уже внедрены или будут внедряться в работу ФНС России с налогоплательщиками. А таких моментов уже много. Например, так называемый риск-ориентированный подход при проведении налоговых проверок. Теперь нет, во многом бездумного, плана проверок наугад, налоговики выезжают только к заранее выявленным нарушителям и другие не менее актуальные вопросы администрирования налогов.

- В настоящее время ФНС России позиционирует себя сервисной компанией, которая продолжает осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, но в тоже время оказывает содействие в том, чтобы налоги были своевременно и добровольно уплачены потенциальными налогоплательщиками. В чем секрет такого эффективного взаимодействия?

Поясню - сегодня весь технологический процесс от начисления до уплаты налогов полностью компьютеризирован. В корне изменилась система проверок, если раньше, раз в три года обязательно проверяли предпринимателя, невзирая на то, нарушает он законодательство или нет, сегодня применяется риск-ориентированный предпроверочный контроль, и в поле зрения налоговой попадают лишь налогоплательщики с высокой степенью риска.

Тут тоже, как ни странно на первый взгляд, помогает работа по повышению финансовой грамотности независимо от возрастного состава, будь это молодежь или старшее поколение, работает ли гражданин по найму или занимается предпринимательской деятельностью самостоятельно, является формирование четкого представления о налоговой системе РФ; привитие населению, прежде всего молодежи, умение находить необходимую информацию о налогообложении, о налоговых рисках, благоприятных налоговых режимах, налоговых льготах и преференция.

Сегодня мы понимаем, что необходимо подробно и доступно отвечать на все вопросы налогоплательщиков, используя все возможные информационные каналы, обеспечивая качественные услуги, потому что основная наша задача – активная помощь налогоплательщикам в исполнении их гражданского долга по уплате налогов.

Подготовила Ольга Юркова
пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю

Интервью размещено в рамках рубрики «Финансовая грамотность»

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)


By Олег Last updated Фев 6, 2020

Налоговая статистика

Поступления от налогов являются основой государственного бюджета. Налоговая статистика позволяет отслеживать, как собираются налоги и сборы по регионам, сравнивать данные с показателями прошлых периодов и вовремя реагировать на возникшие проблемы. Сбор и анализ информации способствует выработке решений по улучшению финансовой дисциплины и, при необходимости, изменению законодательства.

Налоговая статистика
Налоговая статистика это

Налоговая статистика – это учет реализации нормативного обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, полноты и своевременности внесения налогов. Это отдельная отрасль социально-экономической статистики.

Она собирает и анализирует виды и объекты обложения (суммы налогов, ставки, сроки и способы их уплаты).

Кому и зачем нужна статистика

Задача статистики – отслеживание процесса пополнения бюджетов разных уровней. Но она не только фиксирует размер фактических поступлений налогов и их динамику. В ФНС поступают сведения о недоимках налогов и бюджетных платежей от организаций и населения.

Анализ задолженности по налогам и сборам позволяет оценить положение дел в налоговой сфере, выявить резервы для пополнения казны, организовать работу с неплательщиками. Прокуратура вправе привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Государству статистика позволяет судить о налоговом бремени предприятий, а при необходимости законодательно его регулировать.

Виды и функции налоговой статистики

Вопрос налогообложения в России регулируется Налоговым законодательством. Статистика налоговых поступлений свидетельствует о соблюдении принципов, которые в XVIII веке сформулировал английский экономист Адам Смит:

  • справедливость;
  • определенность;
  • удобство;
  • экономия.

Налоговая статистика РФ полностью соответствует опыту стран с федеративным устройством. Она является экономическим рычагом, позволяющим влиять на производство продукции в стране. В условиях недофинансирования госбюджета налоговая система должна в первую очередь стимулировать развитие экономики. Функции статистики налоговой системы:

  1. Сбор информации о процессах, происходящих в региональной экономике.
  2. Анализ и обработка собранных сведений.
  3. Выявление закономерностей в происходящих процессах.
  4. Изучение влияния внешних факторов на доходность бюджетов всех уровней.

Налоговая статистика России подразделяет налоги на:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Сущность налогов раскрывают их функции – фискальная, регулирующая и контрольная. Фискальная функция позволяет покрывать расходную часть бюджета. Если возникает перевес в сторону регулирующей функции, то статистика налоговых поступлений может зафиксировать уменьшение их собираемости.

функции налоговой статистики

Регулирующая функция влияет на ослабление или усиление роста капиталов, темпы развития производственной деятельности, увеличение или уменьшение платежеспособности населения. Статистика налоговой отчетности отмечает так называемый «Эффект запаздывания» у регулирующей функции. Его суть заключается в непрямом воздействии на происходящие процессы и необходимости определенного времени для их реализации. За собираемость налогов отвечает контрольная функция. Ее задачи:

  • требовать соблюдение фискальной дисциплины;
  • определять порядок налоговых проверок;
  • предотвращать налоговые преступления.

Для реализации контрольной функции привлекается прокуратура РФ и органы МВД.

Статистика налоговой системы РФ

Для наполнения бюджета и решения общегосударственных вопросов используются общие и специальные налоги, а также сборы. ФНС относит к таким налогам:

  • транспортные;
  • сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Федеральная налоговая статистика распределяет соотношение общих налогов следующим образом:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Остальные налоги – 9%.

Статистика налоговых доходов за 2014–2016 год зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Транспортные налоги относятся к региональным сборам. Их размер во многом зависит от решений региональных властей. Им предоставлено право:

  • устанавливать региональные льготы;
  • изменять ставку транспортного налога по регионам, но не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ);
  • определять сроки и порядок уплаты транспортного налога для юридических лиц.

Самые большие ставки транспортного налога Росстат зафиксировал в Москве и Санкт-Петербурге.

Размеры сборов по воспроизводству минерально-сырьевой базы определяется правительство РФ. Как правило, это доля от стоимости фактической добычи. Часть их идет на нужды федеральных проектов, остаток распределяется по регионам.

Налоги для малого бизнеса

Правительство всячески старается облегчить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса. Налоговая статистика помогла разработать несколько налоговых режимов.

№1. Общая система налогообложения (ОСНО). Почти не применяется в малом бизнесе. Требует выплаты всех налогов на общих основаниях. Чтобы вести отчетность обычно необходимо содержать штат бухгалтеров. ОСНО включает:

  1. Налог на прибыль для организаций.
  2. НДС.
  3. НДФЛ.
  4. Имущественный налог.
  5. Транспортный сбор.

№2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Малый бизнес обычно предпочитает этот налоговый режим. Переход на УСН доброволен и не содержит каких-либо условий. Закон предусматривает два способа исчисления налога:

  • 6% от всех доходов;
  • 15% от всех доходов, за вычетом издержек.

№3. Единый сельхозналог (ЕСХН). Предназначен для малого бизнеса, который специализируется на производстве с/х продукции. Если предприятие совмещает в своей деятельности производство и переработку, то оно может пользоваться ЕСХН. При одной лишь переработке – нет. Для перехода на ЕСХН необходимо получать доходы от продажи собственной продукции. Объем – не менее 70%. Ставка налога составляет 6%. Хозяйствующий субъект освобождается от уплаты:

  1. Налога на прибыль.
  2. НДС.
  3. Имущественного сбора.
  4. Страховых взносов.

№4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Предусмотрен как добровольный, так и принудительный переход. Налог вводится по решению местных властей. Чтобы узнать о возможности применения ЕНВД, необходимо обращаться в налоговый орган по месту регистрации бизнеса.

№5. Патентная система. Устанавливается только для отдельных видов деятельности. Покупая патент, предприниматель уплачивает необходимый платеж и освобождается от НДС, подоходного налога, имущественного сбора. При этом необязательно платить полную стоимость патента сразу. Допускается рассрочка на весь срок использования.

Налоговые режимы


Статистика налоговых нарушений и задолженности

Отличительной чертой правонарушений в сфере налогообложения является их замаскированность. Статистика налоговых проверок показывает, что их надо проводить вовремя. Иначе результат оперативно-розыскных действий может оказаться отрицательным. Статистика налоговых нарушений:

  • занижение объемов реализации – 41 %;
  • сокрытие выручки – 18 %;
  • завышение себестоимости продукции – 17 %;
  • мелкие налоговые правонарушения – 24%.

Количество преступлений в 2016 году выросло на 2,7% по сравнению с 2015. Налоговые правонарушения выявлены в 9283 случаях. Статистика налоговых преступлений, которую предоставил Верховный суд, указывает на рост количества приговоров за отмывание средств:

  • 2012 год – осуждено 123 человека;
  • 2015 год – осуждено 311 человек;
  • 2016 год – осуждено 417 человек.


Статистика выездных налоговых проверок разделяется на два вида:

  • сплошная;
  • выборочная.

Чаще применяется сплошной метод, чтобы исключить признание проверки недействительной. Проводится ревизия на основании решения начальника налоговой инспекции. Судебная статистика по рассмотрению налоговых преступлений выявила снижение их раскрываемости. В 2016 году нераскрытыми остались 4900 налоговых преступлений, что на 18,9% больше, чем в 2015. Ниже представлена статистика налоговой задолженности (2013–2015 гг.):

статистика налоговой задолженности

Статистика «зависших» налоговых платежей указывает на учащение случаев из-за отзыва лицензий у банков. Подобная задержка налоговых отчислений не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. Взыскание недоимки должно проводиться с банка.


Статистика налоговых споров показывает, что только тщательная подготовка документов о характере услуг, их объеме и стоимости может гарантировать победу в суде. Аналогичная ситуация наблюдается в Украине.

Налоговые системы разных стран мира

Налоговая система США представлена в таблице:

Налоговая система США

Одним из самых наказуемых преступлений в Америке считается неуплата налогов. На графике видно, сколько денег поступает в бюджет США:

Бюджет США

Налоговая система Германии очень похожа на Российскую. Ее принцип – количество собранных налогов должно соответствовать уровню услуг, предоставляемых государством. Однако уклонение от уплаты налогов в ФРГ не так сильно преследуется законом. Взыскания с организаций, которые уклоняются от уплаты налогов, осуществляются редко. Закон предусматривает особую разновидность деятельного раскаяния, исключающего наказуемость субъекта. Структура сбора налогов в Германии:

Структура сбора налогов

Около 80% всех доходов бюджет Германии получает от налогов. Правительство использует ресурсы для решения задач по развитию экономики. Таким способом удалось решить проблему с охраной окружающей среды. Например, снизив налог на автомобили с катализаторами и понизив акциз на бензин, правительство смогло сломить сопротивление промышленников. В Германии применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов, чего, к сожалению, не видно в России.

Д.э.н., профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения

Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова

Повышение налоговой грамотности как основа успешного развития общества .

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке . Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке . В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания . Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека [1].

Финансовая грамотность более сложное понятие и подразумевает под собой совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия [2].

В 2010 более 1200 европейцев приняли участие в исследовании об отношении к финансовой грамотности. Выяснилось, что термин «финансовая грамотность» означает: деньги, знание, планирование, ответственность, достаток, понимание, стабильность, инвестиции, заработок, бюджет. При этом, более 65% опрошенных на вопросы о сущности финансов и как начать зарабатывать деньги обращаются за советом и помощью к членам семьи. При этом подрастающее поколение предпочитает обучение финансам проходить с родителями (68%), педагогами (71%), в банках (29%) и в государственных программах (14%).

Сегодня весьма актуально исследование одного из направлений финансовой грамотности - налоговой грамотности, так все чаще и чаще на практике приходится сталкиваться с серьезными налоговыми правонарушениями возникшими не по злому умыслу и даже не в связи с недостаточным знанием российского налогового законодательства, а в силу банального непонимания элементарных основ налогообложения.

Сегодня роль налогов в существовании и развитии государства не только не уменьшается, но и растет стремительными темпами. Россия, сейчас динамично развивающаяся страна, но при этом, большая часть населения живет бедно, да многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики, но в тоже время наметилась устойчивая тенденция увеличения доли так называемого экономически активного населения. При этом именно налоговая составляющая играет существенную роль в развитии экономических субъектов.

Маленький пример: повышение ставок страховых взносов по обязательному социальному страхованию в 2013 году привело к повальному закрытию предприятий малого бизнеса! С 1 января 2013 года размер отчислений в страховые фонды для индивидуальных предпринимателей увеличился с 13 до 32 тысяч рублей. Одновременно малые предприятия оказались перед необходимостью вести полноценный бухгалтерский учет (вместо практиковавшихся на них ранее упрощенных схем). Поправки к закону о бухгалтерском деле, которые бы установили градацию для предпринимателей и предприятий с разным уровнем дохода, были разработаны еще осенью 2012. Однако процесс их принятия затянулся, а закон тем временем вступил в силу. В результате за январь-февраль 2013 года, по различным данным, ликвидировали свой бизнес от 140 до 200 тысяч индивидуальных предпринимателей страны и этот процесс продолжается. Таким образом, вместо предполагавшегося увеличения поступлений в Пенсионный фонд произошло сокращение налогооблагаемой базы.

Повышение взносов стало проблемой прежде всего для начинающих предпринимателей, пока не имеющих стабильных оборотов. Особенно пострадали предприниматели из небольших городов, не обладающих достаточным спросом на товары и услуги, чтобы сделать необходимую выручку. В связи с этим в малых городах в налоговых службах стоят очереди на закрытие ИП, что создает риск роста теневого сектора в экономике России. Это один, но не единственный пример, демонстрирующий, что в современных условиях знание основ налоговой грамотности населения действительно приобретает особое значение.

Отсутствие элементарных налоговых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

На макроэкономическом уровне низкая налоговая грамотность провоцирует развитие теневой экономики, подрывает доверие к государственным институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает низкий уровень поступления доходов в бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста, способствует росту социальной напряженности .

Повышение налоговой грамотности и культуры научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе. Помните известную рекламу со слоганом "Заплати налоги и спи спокойно!"? Правильные слова - только вот налоговая грамотность до сих пор оставляет желать лучшего.

Налоговая служба в начале этого, 2013 года провела опрос для выявления уровня налоговой грамотности населения.

Были опрошены работники сферы торговли и общественного питания в возрасте до 30 лет. Оказалось, что большинство опрошенных ничего не знают о своих налоговых правах и обязанностях: о декларировании доходов, обязательствах по уплате налогов, налоговых вычетах, постановке на учет.

При этом 25% респондентов выразили неуверенность в официальном трудоустройстве, 30% работают более 8 часов в день, 50% получают зарплату ниже минимальной и только раз в месяц. Некоторые собственники запретили своим сотрудникам общаться с интервьюерами. В налоговой связывают это с наличием нарушений трудового законодательства.

Мало кто может похвастаться четкими знаниями российского налогового законодательства и пониманием, сколько и за что он должен заплатить. Но если раньше поход в налоговую инспекцию воспринимался как кошмар - огромные очереди, злые инспекторы, бесконечные бланки, написанные будто на иностранном языке, - то сейчас ситуация меняется

В тоже время ФНС запустило множество электронных сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. В 2010 году Федеральная налоговая служба (ФНС) создала сайт, помогающий решать многие вопросы дистанционно. Сейчас это солидный портал, освоив который, можно забыть о личном посещении налоговой http://nalog.ru/) и два самых востребованных его сервиса: “Узнай свой ИНН” и “Задолженность по налогам”. Задолженность, кстати, можно сразу же и оплатить по банковской карте, либо распечатать платежный документ.

Налоговые органы создали еще один интересный сервис - личный кабинет налогоплательщика. К сожалению, пока ещё не все регионы полностью запустили в работу этот сервис. Но частично, в раках услуги «узнай свою задолженность» он апробирован повсеместно. Для физического лица достаточно ввести свой ИНН и фамилию, имя, отчество и на экране появится информация либо об отсутствии задолженности, либо о её размерах и основаниях возникновения. Кроме того, современные технологии позволяют одним нажатием на клавиатуру сформировать платежный документ. А если налогоплательщик пользуется электронным кошельком, то он может очень просто и моментально погасить свою задолженность перед бюджетом. Однако недостатком такого сетевого ресурса является то, что налогоплательщик может видеть только информацию по имеющейся у него задолженности и только тогда, когда она уже образовалась фактически.

Более того, сегодня существует много интересных, неофициальных сайтов, позволяющих разобраться в вопросах налогов и налогообложения не только профессионалам: налоговикам, бухгалтерам и аудиторам, но и людям, не имеющим отношения к налогам. В частности, форум налоговиков (fiscali.ru/index.php), сайт палаты налоговых консультантов (www.palata-nk.ru) или сайт «налоговая неделя в России» ( www.taxweek.ru ).

Быть юридически подкованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку просто необходимо. Поэтому налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для простых граждан. Ведь не повышая налоговую грамотность, сложно побороть правовой нигилизм, который, к сожалению, сегодня присущ россиянам.

В последние десятилетия очень в различных странах активизировалась работа по повышению финансовой и налоговой грамотности населения. Так, например, в США правительство создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию ( Financial Literacy and Education Commission) и специализированный интернет-ресурс , а также Консультативный Совет по финансовой грамотности при Президенте США. В докладе Консультативного совета по финансовой грамотности финансовая грамотность определена как "умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия." Отмечается, что «финансовая грамотность» должна рассматриваться как динамическое понятие, так как грамотность предполагает возможность "каждому человеку эффективно реагировать на постоянно меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства [2]."

Количество людей, которые интересуются финансами и налогами, по сравнению с 2008 годом увеличилось практически в два раза. Это связано с населения вследствие финансовых кризисов, финансовыми потерями населения и громкими делами, связанными с налоговыми правонарушениями. Все каналы комментировали падение покупательной способности рубля, были проведены десятки передач, посвященных делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, появилась социальная реклама со сроками уплаты транспортного налога и подачи деклараций по налогу на доходы физических лиц. На текущий момент какое-то приедание информационной составляющей происходит. Невозможно не финансисту жить постоянно в биржевых сводках. Кризисы негативно отражаются на бюджетах граждан и положительно на их финансовой грамотности. И в этот момент роль государства должна быть более ведущей. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости системной политики, направленной на повышение налоговой и финансовой грамотности населения.

Первоочередной задачей становится также выработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения. Реализация данной стратегии предполагает создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, поддержку региональных инициатив по повышению финансовой грамотности, укрепление системы защиты потребителей финансовых услуг и построение системы оценки уровня финансовой грамотности и оценки эффективности мероприятий, направленных на ее увеличение. Формирование высокого уровня налоговой и финансовой грамотности является основой формирования успешного государства и общества.

1. Свободная энциклопедия Википедия Код доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%ED%E0%ED%F1%EE%E2%E0%FF_

2. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М. Кнорус 2012.


Индекс финансовой грамотности россиян вырос: Минфин представил исследование знаний, навыков и установок населения в финансовой сфере
20 Мая 2020

Большинство российских регионов (71 из 85) продемонстрировали рост уровня финансовой грамотности в 2019 году по сравнению с 2018 годом*. Результаты масштабного исследования в рамках Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» представили 20 мая в ходе онлайн-конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня». В ходе презентации результатов исследования эксперты также обсудили значение финансового просвещения в период преодоления экономических последствий пандемии COVID-19.

Оператором уникального по своим масштабам исследования, в котором приняли участие 85 000 респондентов по всей России, выступил аналитический центр НАФИ.

Для оценки уровня финансовых знаний, навыков и установок населения согласно методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использовался Индекс финансовой грамотности, отражающий способность человека к разумному управлению личными финансами. Этот показатель измеряется в диапазоне от 1 до 21 балла. В 2019 году Индекс финансовой грамотности россиян вырос на 2% до 12,37 балла (в 2018 году –12,12 балла).

имаева.jpg

Увеличилось и число россиян с высоким уровнем финансовой грамотности – до 12,4% (рост почти на 3 п.п. по сравнению с 2018 годом – тогда эта доля составляла 9,7%). Средний уровень финансовой грамотности – у 46,8% населения, низкий – у 40,8%.

Наиболее финансово грамотные жители России – это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, люди с высшим образованием, квалифицированные специалисты и руководители, люди в браке, воспитывающие 1-2 детей. Низкий уровень финансовой грамотности характерна для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.

«Самооценка финансовой грамотности не всегда совпадает с Индексом финграмотности. Особенно часто это несовпадение проявляется в старших возрастных группах: россияне после 55 лет чаще других уверены в своей способности грамотно распоряжаться деньгами, хотя их Индекс финансовой грамотности существенно ниже, чем у среднего возраста. Такая самоуверенность создает определенные риски для людей старшего возраста. Вероятность стать жертвой мошенничества в этой группе выше», – подчеркивается в исследовании.

Исследование также показало, что женщины в целом более финансово грамотны, чем мужчины (значения Индекса финансовой грамотности у женщин – 12,46 балла, у мужчин – 12,27 баллов). Примерно до 40 лет гендерные различия в Индексе почти незаметны, но после 40 лет превосходство женщин становится явно выраженным. При этом мужчины лучше женщин понимают базовые свойства финансовых продуктов (например, вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности.

Полные результаты исследования доступны по ссылке: https://karta.vashifinancy.ru.

Лидерами по уровню финансовых знаний стали Кировская область, Республика Коми, Калининградская область.

Директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева отметила, что регионы, системно реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, в целом демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской. «Кризисы показывают, что финансово грамотные люди подходят к ним более подготовленными, что позволяет уберечь себя и свою семью от рискованных и чреватых потерями финансовых решений. По данным исследования НАФИ, такой индикатор как «Понимание важности наличия некоторой суммы денег на непредвиденные расходы» в 2018-2019 гг. продемонстрировал в целом по России серьезное падение. То есть для населения необходимость делать сбережения становилась менее очевидной в условиях сокращения финансовой базы. В то же время в регионах Проекта Минфина России (не самых богатых) этот индикатор даже несколько вырос по сравнению с данными 2015 г. Мы это связываем с тем, что в данных регионах население в большей степени понимает важность сбережений.

Кроме того, в пилотных регионах Проекта Минфина России также лучше понимают соотношение «риск-доходность», чаще сравнивают условия в разных финансовых организациях перед оформлением кредитной услуги, лучше знают, в какие государственные структуры обращаться, если права потребителя финансовых услуг были нарушены», - подчеркнула Гузелия Имаева.

моисеев.jpg

Замминистра финансов Алексей Моисеев подчеркнул, что в условиях пандемии необходимость повышения финансовой грамотности россиян становится еще более актуальной. «Правительство ведет активную работу по проработке социально-экономических мер поддержки населения в условиях распространения пандемии. Мы столкнулись с тем, что многие не знают о действующих мерах. Поэтому требуется эффективное информирование и разъяснение, чтобы каждый, кому полагается поддержка, знал, как ей воспользоваться. Поэтому в рамках Проекта Минфина России мы активизировали разъяснительную работу.

Я очень рад, что регионы уделяют такое значительное внимание финансовой грамотности. В нынешнее непростое время люди очень заинтересованы в изучении вопросов оптимизации кредитной нагрузки, правил получения социальных льгот, получении информации о действенных способах сохранения семейного бюджета. Мы будем и дальше продолжать нашу работу, как в направлении государственных мер поддержки, так и финансового просвещения».

Алексей Моисеев также отметил, что вопрос повышения финансовой грамотности особенно актуален в эпоху цифровизации, так как она несет не только плюсы, но и большое количество рисков. Он напомнил, что сейчас рассматривается законопроект о категоризации инвесторов. «В условиях цифровизации нам необходимо жестче определять, какими инструментами могут пользоваться различные категории инвесторов. Сейчас также высоки риски навязывания ненужных услуг пользователям, для нас важно избежать этого». Такой подход, по его мнению, оправдан, так как снижается риск для граждан стать жертвами мошенников. «Необходимо защитить людей от финансовых потерь, поэтому значение программ по повышению уровня финансовой грамотности в текущих условиях нельзя переоценить» - сказал замминистра.

Схожую оценку значению повышения уровня финансовой грамотности дал председатель Комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Анатолий Аксаков. По его словам, очень важен закон по категоризации инвесторов. Неквалифицированные инвесторы, позарившись на рекламу, вкладываются в рискованные инструменты, обещающую высокие доходы, и теряют деньги.

«Необходимо очень четко в законе прописать возможности задействования неквалифицированного инвестора – ограничить его в тратах. Этот закон мы собираемся принять в июне. Там будет норма об обязательном тестировании неквалифицированных инвесторов. По результатам этого теста, человек будет понимать необходимость повышения своего уровня финансовой грамотность для того, чтобы активно работать на финансовом рынке. Также будут устанавливаться ограничения о приобретении им, во-первых, рискованных инструментов и, во-вторых, – по сумме, которую он может потратить», - рассказал парламентарий.

В онлайн-конференции также приняли участие: заместитель Председателя Правительства Республики Коми — министр финансов Республики Коми Галина Рубцова; заместитель губернатора Томской области, начальник Департамента финансов Томской области Александр Феденёв; заместитель министра финансов Калининградской области Анатолий Горкин.

* Регионы, улучившие в 2019 году (по сравнению с 2018 годом) показатели индекса финансовой грамотности более чем на 0.3 п.п.

Читайте также: