Налогообложение недропользователей в рк

Опубликовано: 14.05.2024

Законодательная база

Основные нормативные акты, которые регулируют деятельность в области недропользования:

1) Кодекс РК «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года № 125-VI;

2) Закон РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

3) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Общая информация

По своему экономическому значению и в целях установления соответствующих условий недропользования полезные ископаемые подразделяются на следующие группы:

1) подземные воды;

2) углеводородные полезные ископаемые (углеводороды);

3) твердые полезные ископаемые.

В статье будет рассмотрен порядок учета операций и налогообложение по недропользованию твердых полезных ископаемых.

Твердыми полезными ископаемыми признаются природные минеральные образования, органические вещества и их смеси, находящиеся в твердом состоянии в недрах или на земной поверхности.

Твердые полезные ископаемые подразделяются на рудные и нерудные. Рудными твердыми полезными ископаемыми признаются самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов. Остальные твердые полезные ископаемые признаются нерудными.

Извлекаемые в ходе добычи твердые полезные ископаемые (полезные компоненты) являются собственностью недропользователя.

Положения бухгалтерского учета

Описание порядка ведения финансового учета в отношении разведки и оценки запасов полезных ископаемых описывается в МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».

– ограниченного усовершенствования применяемых методов бухгалтерского учета в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой;

– от предприятий, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на обесценение в соответствии с настоящим МСФО (IFRS) и измерения любого обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;

– раскрытия информации, которая определяет и объясняет показатели финансовой отчетности предприятия, возникающие в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и вероятность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

Предприятие должно применять МСФО (IFRS) 6 при учете понесенных им затрат, связанных с разведкой и оценкой.

Настоящий МСФО (IFRS) 6 не рассматривает прочие аспекты учета, который ведут предприятия, занимающиеся разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых. Предприятие не должно применять МСФО (IFRS) 6 при учете затрат, понесенных им:

– до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, таких как затраты, понесенные до получения предприятием юридических прав на производство разведочных работ на определенной территории;

– после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых.

Оценка при признании

Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по себестоимости.

Предприятие разрабатывает политику, определяющую состав затрат, которые признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и последовательно применяет эту политику. При определении такой политики предприятие должно учитывать, до какой степени затраты могут быть связаны с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой:

– приобретение прав на производство разведочных работ;

– топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования;

– отбор проб и образцов; и

– деятельность, относящаяся к оценке технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не должны признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. «Концепция» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» определяют методологические принципы признания активов, возникающих в результате разработки.

В соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» предприятие признает любые обязательства по удалению объектов основных средств и восстановлению природных ресурсов на соответствующей территории, возникшие в течение определенного периода вследствие ведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

Следовательно, МСФО (IFRS) 6 применим к недропользователям, которые осуществляют изучение недр. При учете операций по недропользованию прежде всего необходимо понимать экономическую сущность таких операций, другими словами – содержание должно иметь приоритет над его формой.

При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом организациям может потребоваться удалить пустые породы («вскрышные породы»), чтобы получить доступ к запасам полезных ископаемых. Данная деятельность по удалению пустых пород известна как «вскрышные работы». Когда и каким образом следует отдельно учитывать две выгоды, получаемые от проведения вскрышных работ – в качестве запасов или в качестве активов рассматривает КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения».

Специализированный порядок учета операций по недропользованию

Разведка запасов и их добыча включают в себя следующие этапы:

1) ведение разведочных работ (до получения лицензии) – понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования;

2) приобретение прав на разработку полезных ископаемых;

3) работы, связанные с освоением природных ресурсов;

4) вскрышные работы;

5) добыча запасов;

6) восстановительные работы.

Рассмотрим, каким образом отражаются расходы на каждом этапе разведки запасов и их добычи.

Ведение разведочных работ

Лицензия на добычу твердых полезных ископаемых выдается по территориям, определяемым программой управления государственным фондом недр.

Понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования включают следующие расходы:

· поисковые и поисково-оценочные работы, связанные с конкретным месторождением (проектом), такие как:

– подготовка документации по проведению геологоразведочных работ, приобретение геологической и геофизической информации;

– проведение научно-исследовательских работ;

– технико-экономическое обоснование проекта, подготовка проектов контрактов;

· общие и административные расходы, связанные с конкретным месторождением (проектом), такие как:

– оплата труда и командировочные расходы работников, связанные с исполнением проекта;

– расходы, связанные с привлечением и обучением работников в связи с исполнением проекта;

· другие аналогичные расходы, связанные с конкретным месторождением (проектом).

Предусматриваются два метода определения затрат:

1) Метод результативных затрат – согласно данному методу, затраты капитализируются, если имеется доля результативности 50 % и выше. Если доля результативности меньше 50 %, затраты списываются на расходы текущего периода на этапе работ по месторождению до получения права недропользования.

2) Метод полных затрат – согласно данному методу, все затраты капитализируются на этапе работ по месторождению до получения права недропользования.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом. За 9 месяцев 2019 года предприятие понесло расходы на этапе работ по месторождению до получения права недропользования в размере 15 000 000 тенге:

предварительная геологическая информация об участке недр – 8 000 000;

– юридические услуги – 2 000 000;

– расходы по обучению работников – 2 500 000;

– прочие расходы, связанные с консультационными услугами по месторождению, – 2 500 000.

Вероятность эффективности на этапе разведочных работ составила 43 %.

Предприятие может отражать такие расходы на следующих счетах бухгалтерского учета:

Компании необходимо в учетной политике определить, по какому методу будет учитывать понесенные затраты по месторождению до получения права недропользования, а также закрепить определение уровня результативности в зависимости от данных по месторождению, так как важным вопросом является первоначальное признание затрат и учет затрат, который влияет на финансовую отчетность недропользователя.

Приобретение прав на разработку полезных ископаемых

Следующим шагом является получение права недропользования. Права недропользования могут получить физические и юридические лица, включая иностранных лиц, которые первоначально получают участок недр на проведение разведки, и в случае успешного коммерческого обнаружения получает исключительное право на добычу полезных ископаемых.

Согласно пункту 16 МСФО (IFRS) 6 , некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, рассматриваются как нематериальные, в то время как другие активы являются материальными. В той мере, в которой потребление материального актива происходит при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть первоначальной стоимости нематериального актива. Тем не менее использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный.

Следовательно, приобретение прав на разработку полезных ископаемых и заключение контрактов будет учитываться как актив и отражаться на счете 2730 «Прочие нематериальные активы». В случае отсутствия полезных ископаемых на территории приобретенное право на разработку полезных ископаемых будет списано на текущие расходы периода.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, приняло решение отказаться от дальнейшей разведки на добычу полезных ископаемых.

Понесенные затраты на разработку полезных ископаемых составила 112 000 000.

Корреспонденция счетов:

Работы, связанные с освоением природных ресурсов

К работам, связанным с освоением природных ресурсов, относятся:

– работы, связанные с разведкой полезных ископаемых, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией;

– работы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– разработка технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения, а также другие работы, имеющие отношение к освоению природных ресурсов.

Выявление и изучение месторождений твердых полезных ископаемых осуществляется в 3 этапа:

1) работы регионального геологического изучения недр и прогнозирования полезных ископаемых, конечным результатом которой является определение потенциала и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

2) поиски и оценка месторождений включает две стадии:

· поисковые – на поисковой стадии определяются ресурсы по показателям месторождений-аналогов;

· оценочные работы – на стадии оценочных работ выявляются запасы. Геолого-экономическая оценка объектов проводится по укрупненным показателям и временным разведочным кондициям;

3) разведка и освоение месторождений – состоит из двух стадий – разведки и эксплуатационной разведки.

Разведка предполагает определение и исследование контрактной территории, которая может содержать запасы минеральных ресурсов.

К затратам на разведку относятся:

1) амортизация основных средств, используемых в процессе ведения разведочных работ, расходы на топографические, геологические и геофизические исследования, заработная плата геологам, геофизическим группам и другим лицам, проводящим исследования, затраты по транспортировке грузов и персонала к месту работ и обратно, постройка временных зданий и сооружений, оплата камеральных, тематических работ и другие;

2) бурение скважин, заряжание их взрывчатым веществом, взрывание для выявления наличия или отсутствия полезных ископаемых и выявления новых залежей на разрабатываемых месторождениях.

Такие расходы называют геологическими и геофизическими расходами. Затраты, понесенные недропользователем на геологические и геофизические работы, относятся на расходы того периода, когда они фактически были понесены. На практике порядок учета затрат на геологические и геофизические расходы зависит от вида приобретенного права.

Если право приобретается только на осуществление разведки, понесенные затраты до момента установления коммерческого обнаружения капитализируются.

Капитализация затрат на геологоразведочные работы производится на само право как нематериальный актив 2730 «Прочие нематериальные активы» либо на счет 2610 «Разведочные и оценочные активы».

Если недропользователь выбирает метод полных затрат, расходы текущего периода на этом этапе не признаются. При этом активы недропользователя могут быть завышены. Поэтому, в соответствии с требованиями МСФО 36 (IAS) «Обесценение активов», необходимо в конце каждого периода тестировать все активы на обесценение.

Если по окончании срока действия лицензии в результате разведки не открыто коммерческое обнаружение, все ранее капитализированные затраты признаются расходами периода.

Капитализированные затраты на бурение скважин, заряжание их взрывчатым веществом будут учитываться как незавершенное строительство до тех пор, пока не будет завершено бурение и взрывание.

Если в процессе испытания обнаружены полезные ископаемые, запасы которых на данной площади квалифицируются как доказанные, скважины переводятся в основные средства, но до организации добычи на этом месторождении, в соответствии с производственным методом амортизации, по этим скважинам амортизация не начисляется.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, понесло затраты при бурении и взрывании скважин на сумму 150 000 000 тенге, при этом на месторождении были обнаружены полезные ископаемы.

По окончании бурения скважина будет переведена в состав основных средств.

Затраты на бурение скважины, на которой обнаружены полезные ископаемые, признаются расходами, если в течение ближайшего будущего не планируется организация добычи на данном месторождении в связи с тем, что установленные запасы ископаемых не оправдывают необходимые инвестиции на обустройство.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом, понесло затраты при бурении и взрывании скважин на сумму 150 000 000 тенге, при этом на месторождении были обнаружены полезные ископаемы, но было установлено, что стоимость обнаруженных ископаемых ниже вложенных инвестиций.

Вскрышные работы

Вскрышные работы – один из технологических процессов открытых горных работ по выемке и перемещению пород (вскрыши), покрывающих и вмещающих полезное ископаемое, с целью подготовки запасов полезного ископаемого к выемке.

IFRIC 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» применяется в отношении затрат на удаление пустых пород, которые возникают при открытых разработках на этапе эксплуатации месторождения («затраты на вскрышные работы на этапе добычи»).

На этапе освоения месторождения (до начала добычи) затраты на вскрышные работы, как правило, капитализируются в составе амортизируемой первоначальной стоимости относящихся к месторождению строительных, подготовительных и горно-капитальных работ. После начала эксплуатации месторождения данные капитализированные затраты амортизируются на систематической основе, обычно используя способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Порода, удаленная при проведении вскрышных работ на этапе добычи, не обязательно представляет собой только шлаковые породы; зачастую это сочетание руды и пустых пород. Соотношение руды к пустой породе может варьироваться от настолько низкого, что добыча руды экономически нецелесообразна, до настолько высокого, что добыча будет прибыльной. Удаление пород с низким соотношением руды к пустым породам может дать некоторое количество пригодного материала, который может быть использован для производства запасов. При удалении этих пород также может быть получен доступ к более глубоким пластам пород, в которых соотношение руды к пустым породам выше. Таким образом, организация может извлечь двойную выгоду из проведения вскрышных работ: добыча пригодной к использованию руды, которая может быть использована для производства запасов, и улучшенный доступ к дополнительным объемам полезных ископаемых, которые могут быть добыты в будущих периодах.

Пример

Предприятие – субъект крупного бизнеса, резидент РК, ведет учет по МСФО, занимается добычей полезных ископаемых открытым способом.

В июне 2019 года предприятие начало разработку месторождения открытым способом. Породы, полученные при проведении горно-капитальных вскрышных работ, содержали глину и песок. Эти породы были направлены на переработку на строительные смеси.

После переработки глина и песок вернутся в предприятие в качестве запасов. Затраты на вскрышные работы, связанные с произведенными запасами, учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 2«Запасы». Положения МСФО (IAS) 2 «Запасы» определяют порядок учета затрат на удаление пустых пород (затрат на вскрышные работы), понесенных в процессе добычи открытым способом в той мере, в какой они относятся к добыче текущего отчетного периода. Следовательно, в данном случае по вскрышным работам нужно включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты (включая погрузку и транспортировку вскрышных пород).

Добыча запасов

Добычными считаются работы по извлечению из недр и подъему на поверхность полезных ископаемых. Затраты на проведение добычных работ относятся полностью на себестоимость добытого полезного ископаемого. На подземных горных работах различают добычу из очистных выработок (очистных камер, блоков, панелей, участков), а также из нарезных выработок и попутную добычу руды при проведении горно-подготовительных работ. Себестоимость добычи из нарезных выработок планируется и учитывается вместе с добычей руды из очистных выработок.

Затраты на добычу включают как производственные расходы, связанные с извлечением ископаемых на поверхность, поддержанием рабочего процесса в эксплуатационных скважинах, со сбором, внутрипромысловой транспортировкой и подготовкой ископаемых, так и амортизацию стоимости права на запасы, разведочных и эксплуатационных скважин, соответствующего оборудования, сооружений и других основных средств, включая вспомогательное оборудование и сооружения.

1. Недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебитного или выработанного месторождения (группы месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) в случае исчисления по такому месторождению (группе месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) налогов и платежей в бюджет в порядке и по ставкам, которые отличаются от установленных настоящим Кодексом.

2. Положения настоящей статьи о ведении раздельного налогового учета не распространяются на контракты по разведке и (или) добыче общераспространенных полезных ископаемых, нерудных твердых полезных ископаемых, указанных в строке 13 таблицы статьи 746 настоящего Кодекса, подземных вод, лечебных грязей, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, за исключением требований по ведению раздельного налогового учета по исчислению и исполнению налогового обязательства по налогу на добычу полезных ископаемых по данным контрактам.

Операции по контрактам на недропользование, указанным в части первой настоящего пункта, являющиеся частью деятельности по контрактам на разведку и (или) добычу углеводородов или твердых полезных ископаемых, подлежат отражению в налоговом учете по соответствующему контракту на разведку и (или) добычу углеводородов или твердых полезных ископаемых с учетом раздельного налогового учета недропользователя. При этом недропользователь обязан отразить в налоговой учетной политике порядок распределения расходов по таким операциям на соответствующие контракты и (или) на внеконтрактную деятельность.

3. Раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, ведется недропользователем на основании данных учетной документации в соответствии с утвержденной налоговой учетной политикой и с учетом положений, установленных настоящей статьей.

Порядок ведения раздельного налогового учета разрабатывается недропользователем самостоятельно и утверждается в налоговой учетной политике (разделе учетной политики).

В случае отсутствия в налоговой учетной политике порядка ведения раздельного налогового учета и (или) несоответствия такого порядка принципам налогообложения налоговые органы в ходе осуществления налогового контроля определяют налоговые обязательства налогоплательщика в соответствии с подпунктом 1) пункта 11 настоящей статьи.

Положения настоящего пункта применяются также в отношении уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета в соответствии с пунктом 2 статьи 200 настоящего Кодекса.

4. По контрактной деятельности раздельный налоговый учет ведется по следующим налогам и платежам в бюджет:

1) корпоративному подоходному налогу;

2) подписному бонусу;

3) платежу по возмещению исторических затрат;

4) налогу на добычу полезных ископаемых;

5) налогу на сверхприбыль;

6) альтернативному налогу на недропользование;

7) иным налогам и платежам в бюджет, которые исчисляются в порядке, отличающемся от установленного настоящим Кодексом, на основании налогового режима контрактов на недропользование, определенных пунктом 1 статьи 722 настоящего Кодекса.

5. При ведении раздельного налогового учета для исчисления налогового обязательства недропользователь обязан обеспечить:

1) отражение в налоговом учете объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налогов и платежей в бюджет, указанных в пункте 4 настоящей статьи, – по каждому контракту на недропользование отдельно от внеконтрактной деятельности;

2) исчисление налогов и платежей в бюджет, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, а также корпоративного подоходного налога – в целом по всей деятельности недропользователя;

3) представление налоговой отчетности по налогам и платежам в бюджет, указанным в пункте 4 настоящей статьи, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу, – по каждому контракту на недропользование;

4) представление единой декларации по корпоративному подоходному налогу в целом по деятельности недропользователя и соответствующих приложений к ней – по каждому контракту на недропользование;

5) представление налоговой отчетности по налогам и платежам в бюджет, не указанным в пункте 4 настоящей статьи, – в целом по всей деятельности недропользователя.

6. При исчислении корпоративного подоходного налога в целом по деятельности недропользователя не учитываются убытки, понесенные по конкретному контракту на недропользование, которые недропользователь имеет право компенсировать только за счет доходов, полученных от деятельности по такому конкретному контракту на недропользование, в последующие налоговые периоды с учетом положений статьи 300 настоящего Кодекса.

7. В целях ведения раздельного налогового учета доходом по контрактной деятельности является в том числе доход от списания стратегическим партнером обязательства национальной компании по недропользованию или юридического лица, акции (доли участия) которого прямо или косвенно принадлежат такой национальной компании по недропользованию, по инвестиционному финансированию (в том числе по вознаграждению) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

8. Для целей настоящего раздела следующие понятия означают:

1) прямые доходы и расходы – доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с конкретным контрактом на недропользование или внеконтрактной деятельностью;

2) косвенные доходы и расходы – доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с несколькими контрактами на недропользование и подлежат распределению только между такими контрактами на недропользование по соответствующей доле;

3) общие доходы и расходы – доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые связаны с осуществлением контрактной и внеконтрактной деятельности и не имеют прямой причинно-следственной связи с конкретным контрактом на недропользование и (или) внеконтрактной деятельностью и требуют распределения между ними по соответствующей доле;

4) общие фиксированные активы – фиксированные активы, которые связаны с осуществлением контрактной и внеконтрактной деятельности и в силу специфики их использования не имеют прямой причинно-следственной связи с конкретным контрактом на недропользование и (или) внеконтрактной деятельностью;

5) косвенные фиксированные активы – фиксированные активы, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь только с контрактами на недропользование;

6) производственная себестоимость добычи, первичной переработки минерального сырья, подготовки углеводородов – затраты на производство, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, непосредственно связанные с добычей, первичной переработкой минерального сырья, подготовкой углеводородов, за исключением:

затрат по хранению, транспортировке, реализации полезных ископаемых;

прочих затрат, не связанных непосредственно с добычей, первичной переработкой минерального сырья, подготовкой углеводородов;

общеадминистративных расходов, не подлежащих включению в себестоимость запасов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

затрат по займам.

9. В целях ведения раздельного налогового учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, все доходы и расходы недропользователя распределяются на прямые, косвенные и общие.

Классификация доходов и расходов на прямые, косвенные и общие осуществляется недропользователем самостоятельно исходя из специфики деятельности.

Прямые доходы и расходы должны быть отнесены в полном объеме только к той контрактной или внеконтрактной деятельности, с которой они имеют прямую причинно-следственную связь.

Общие доходы и расходы подлежат распределению между контрактной и внеконтрактной деятельностью и в соответствующей доле относятся к доходам и расходам того контракта и внеконтрактной деятельности, с которыми они имеют причинно-следственную связь.

Косвенные доходы и расходы подлежат распределению только между контрактами на недропользование и в соответствующей доле относятся к доходам и расходам того контракта, с которым они имеют причинно-следственную связь.

Распределение общих и косвенных доходов и расходов осуществляется в соответствии с методами, установленными пунктом 11 настоящей статьи, и с учетом положений пункта 10 настоящей статьи.

10. По общим и косвенным фиксированным активам распределению между контрактом (контрактами) на недропользование и внеконтрактной деятельностью подлежат расходы, понесенные недропользователем по данным фиксированным активам, в том числе расходы по амортизации и последующие расходы.

По общим и косвенным расходам по вознаграждениям распределению подлежит общая сумма вычета по таким вознаграждениям, определенная в соответствии со статьей 246 настоящего Кодекса.

Если курсовая разница не может быть отнесена по прямой причинно-следственной связи к контрактной и (или) внеконтрактной деятельности недропользователя, по курсовой разнице распределению подлежит полученный за налоговый период итоговый (сальдированный) результат в виде превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы или превышения суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы.

Налоги, подлежащие отнесению на вычеты по общим и косвенным объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, подлежат распределению в соответствии с методами, установленными пунктом 11 настоящей статьи, без соответствующего распределения самих объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

11. Распределение общих и косвенных доходов и расходов для каждой контрактной деятельности производится недропользователем самостоятельно с учетом специфики деятельности или проведения операций по недропользованию на основании принятых недропользователем в налоговой учетной политике одного или нескольких методов ведения раздельного налогового учета, в том числе:

1) по удельному весу прямых доходов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме прямых доходов, полученных недропользователем за налоговый период;

2) по удельному весу объемов добычи полезных ископаемых по каждому конкретному контракту на недропользование в общем объеме добычи полезных ископаемых по всем контрактам на недропользование налогоплательщика;

3) по удельному весу прямых расходов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме прямых расходов, произведенных недропользователем за налоговый период;

4) по удельному весу расходов, понесенных по одной из следующих статей: прямые производственные расходы, фонд оплаты труда или стоимость фиксированных активов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме расходов по данной статье, произведенных недропользователем за налоговый период;

5) по удельному весу среднесписочной численности работников, участвующих в контрактной деятельности, к общей среднесписочной численности работников недропользователя;

В отношении разных видов общих и косвенных доходов и расходов могут применяться различные методы их распределения, установленные настоящим пунктом.

По окончании соответствующего налогового периода примененные методы распределения общих и косвенных доходов и расходов не подлежат изменению за указанный налоговый период.

Для более точного распределения общих и (или) косвенных доходов и расходов значение удельного веса, полученное в результате применения одного из вышеуказанных методов, определяется недропользователем в процентах до одной сотой доли (0,01%).

12. Если иное не установлено настоящим пунктом, для целей ведения раздельного налогового учета при исчислении корпоративного подоходного налога недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование доход от реализации добытых углеводородов и (или) минерального сырья, прошедшего только первичную переработку (обогащение), определяется исходя из цены их реализации с учетом соблюдения законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, но не ниже производственной себестоимости добытых углеводородов (включая подготовку углеводородов), минерального сырья и (или) товарной продукции, полученной в результате подготовки углеводородов или первичной переработки (обогащения) минерального сырья, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае если в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении сырой газ, в том числе прошедший переработку, приобретается национальным оператором в рамках преимущественного права государства, то доход от реализации такого сырого газа, в том числе прошедшего переработку, определяется недропользователем в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса.

При реализации недропользователем добытой нефти на экспорт в случае если мировая цена нефти на дату реализации такой нефти ниже производственной себестоимости добычи такой нефти, то доход от реализации такой нефти определяется в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса.

В случае передачи добытых углеводородов и (или) минерального сырья, прошедшего первичную переработку (обогащение), для последующей переработки другому юридическому лицу (без перехода права собственности) и (или) структурному или иному технологическому подразделению в рамках одного юридического лица или использования на собственные производственные нужды недропользователь определяет доход по такой операции по фактической производственной себестоимости добычи, включая подготовку углеводородов или первичную переработку (обогащение) минерального сырья, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.

Если сырой газ добывается попутно с нефтью, производственная себестоимость добычи такого сырого газа определяется по следующей формуле:

CP – производственная себестоимость добычи сырого газа, добываемого попутно с нефтью, в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде в тенге за тысячу кубических метров;

СF – производственная себестоимость добычи углеводородов, определяемая в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде в тенге;

GP1 – объем добычи сырого газа, добываемого попутно с нефтью, в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде, по которому международные стандарты финансовой отчетности и требования законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности предусматривают определение себестоимости в тысячах кубических метрах;

OP – объем добычи нефти в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде в тоннах;

0,857 – коэффициент перевода тысячи кубических метров сырого газа, добываемого попутно с нефтью, в тонны;

r – стоимостный коэффициент, определяемый по формуле:

GP2 – объем добычи сырого газа, добываемого попутно с нефтью, в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде в тысячах кубических метрах;

OP – объем добычи нефти в рамках контракта на недропользование в текущем налоговом периоде в тоннах;

AEPG – средневзвешенная экспортная цена товарного газа на границе Республики Казахстан за соответствующий налоговый период, рассчитываемая по данным уполномоченных органов по ведению таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, за вычетом расходов по транспортировке товарного газа от недропользователя до границы Республики Казахстан, определяемых на основании тарифов в тенге за тысячу кубических метров;

AEPO – средневзвешенная экспортная цена нефти на границе Республики Казахстан за соответствующий налоговый период, рассчитываемая по данным уполномоченных органов по ведению таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, за вычетом расходов по транспортировке нефти от недропользователя до границы Республики Казахстан, определяемых на основании тарифов в тенге за тонну.

При этом в совокупный годовой доход по внеконтрактной деятельности недропользователя подлежит включению сумма, равная разнице между фактически полученным доходом от реализации продукции, полученной в результате такой последующей переработки, и суммой дохода, включаемого в совокупный годовой доход по контрактной деятельности недропользователя, исчисленной в соответствии с настоящим пунктом.

Для целей настоящего раздела иным технологическим подразделением юридического лица признается обогатительная фабрика, перерабатывающий, производственный или металлургический цех (завод).

Сноска. Статья 723 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2019 № 241-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

На текущий момент деятельность по недропользованию в Республике Казахстан регулируется Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года № 125-VI (далее – «Кодекс о недрах»), который вступил в силу 29 июня 2018 года.

Режимы недропользования в Республике Казахстан

В Республике Казахстан действуют лицензионный и контрактный режимы недропользования.

В рамках лицензионного режима право недропользования возникает на основании лицензии, выдаваемой соответствующим компетентным органом. На сегодняшний день выдаются следующие виды лицензий:

Вид лицензии на недропользование:

Срок, на который выдается лицензия:

1.

Лицензия на геологическое изучение недр

2.

Лицензия на разведку твердых полезных ископаемых (далее – «ТПИ»)

шесть последовательных лет

3.

Лицензия на добычу ТПИ

не более двадцати пяти последовательных лет

4.

Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых

не более двадцати пяти последовательных лет

5.

Лицензия на использование пространства недр

не более двадцати пяти последовательных лет

6.

Лицензия на старательство

В рамках контрактного режима право недропользования возникает на основании контракта на недропользование между компетентным органом в сфере недропользования по углеводородам (далее – «Министерство энергетики Республики Казахстан» или «МЭ РК») и недропользователем. В настоящее время заключаются следующие виды контрактов:

Вид контракта на недропользование:

Срок, на который заключается контракт на недропользование:

1.

Контракт на разведку и добычу углеводородов (далее – «УВС»)

Срок действия указанного контракта определяется последовательно закрепленными в нем:

· периодом разведки длительностью не более шести последовательных лет, а на участке недр на море либо по сложным проектам разведки углеводородов - не более девяти лет;

· подготовительным периодом (при необходимости) длительностью не более трех лет; и

· периодом добычи продолжительностью не более двадцати пяти лет, а на крупных и уникальных месторождениях - не более сорока пяти лет.

2.

Контракт на добычу УВС

Срок действия данного контракта определяется последовательно закрепленными в нем подготовительным периодом (при необходимости) и периодом добычи, продолжительность которых аналогична соответствующим периодам контракта на разведку и добычу УВС.

3.

Контракт на добычу урана

Срок действия такого контракта определяется последовательно закрепленными в нем:

· периодом опытно-промышленной добычи, продолжительность которого составляет не более четырех лет, с соответствующим сокращением максимальной продолжительности периода добычи урана; и

· периодом добычи, максимальная продолжительность которого при заключении контракта составляет не более двадцати пяти лет, включая период опытно-промышленной добычи.

Получение права недропользования

Право недропользования может быть получено физическим либо юридическим лицом следующими способами:

  • получение права недропользования у государства (получение лицензии или заключение контракта на недропользование);
  • приобретение права недропользования у действующего недропользователя или приобретение долей участия/акций в недропользователе или его материнской компании.

Получение права недропользования у государства

Получение права недропользования по лицензии

Для получения права недропользования по лицензии заинтересованное физическое или юридическое лицо подает заявление в соответствующий компетентный орган. Компетентный орган рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней и по результатам рассмотрения либо выдает лицензию, либо отказывает в ее выдаче.

После выдачи лицензии недропользователь обязан уплатить подписной бонус размере, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан для соответствующего вида лицензии.

Авторы: Максим Бурак, Партнер; Руслан Бюрабеков, Юрист

GRATA International Казахстан, Нур-Султан.

Недропользователями в Казахстане в основном являются нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которые заключают контракты на недропользование для получения прав на разработку запасов полезных ископаемых.

В данном обзоре описывается налоговое законодательство с учетом изменений от 22 июля 2011 года. Нужно отметить, что в текущем законодательстве остается много неясных вопросов, а с введением 1 января 2009 года нового Налогового кодекса 1 их количество увеличилось.

1. Закон РК № 99-IV от 10 декабря 2008 года.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что до построения модели налогового режима или заключения на его основании договоров необходимо получить консультации специалистов.

Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП) и контракт, включающий в себя положение о налоге на сверхприбыль (НСП контракты). В Казахстане действует ограниченное количество СРП, заключенных еще до 2009 года. Все контракты, заключаемые в настоящее время и которые будут заключены в дальнейшем, будут являться НСП контрактами.

Законодательство о недропользовании

Экономические условия, определяемые контрактами на недропользование, регулируются двумя основными законами. Они включают Закон «О недрах и недропользовании 2 и Налоговый кодекс.

2 . Закон РК № 291-IV «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года. Действовавший ранее Закон РК № 2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года утратил силу в 2010 году.

Закон «О недрах и недропользовании» содержит законодательную базу по предоставлению, использованию, переуступке или прекращению прав недропользователя. Налоговый кодекс более детально будет рассмотрен далее.

Для небольшого количества СРП, действующих на 1 января 2009 года, сохраняется стабильность налогового режима при условии, что они прошли обязательную налоговую экспертизу. По существу, такая экспертиза представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие налоговых положений соглашения законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП. Контракты, утвержденные Президентом Республики Казахстан, также сохраняют стабильность налогового режима.

Налоговый режим НСП контрактов не стабилизируется, за исключением случаев утверждения таких контрактов Президентом РК. Контракты со стабильным налоговым режимом могут быть изменены по взаимному соглашению сторон.

Раздельный налоговый учет или «налоговые границы»

Налоговый режим контракта на недропользование применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках этого контракта и отвечающей понятию «недропользование» в Законе «О недрах и недропользовании». Можно предположить, что положения Налогового кодекса подразумевают, что деятельность вплоть до окончания добычи и первичной переработки (т.е. первичной стабилизации) входит в рамки налоговой границы контракта.

В консорциуме каждый недропользователь отвечает за свои налоговые вопросы, включая налоговый учет, налоговую отчетность и расчет по налоговым обязательствам. Тем не менее некоторые аспекты могут быть делегированы оператору консорциума при условии соблюдения установленных для этого требований. Особые административные положения, например исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, действуют в отношении некоторых консорциумов, ведущих деятельность по СРП.

Налоговый кодекс содержит детальные требования в отношении налоговой политики и налоговых регистров, которые обеспечивают отражение данных бухгалтерского учета в налоговой отчетности.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому некоторые компании обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Согласно Налоговому кодексу, условия уплаты налогов и других обязательных платежей, связанных с операциями недропользования в Республике Казахстан, могут устанавливаться только Налоговым кодексом. Такие условия налогообложения не могут определяться отдельными соглашениями с правительством.

Налоги, применимые к недропользователям

Налоговый режим. Данный раздел описывает режим налогообложения для большинства действующих и всех новых контрактов с 1 января 2009 года. Этот режим применяется ко всем контрактам, за исключением СРП, которые вступили в силу до 1 января 2009 года, и контрактов, специально утвержденных Президентом Республики Казахстан.

Общеприменимый режим налогообложения, который применяется для контрактов по разведке и добыче в нефтяной отрасли Казахстана, состоит из комбинации корпоративного подоходного налога, рентного налога на экспортируемую нефть, бонусов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Деятельность в рамках контракта должна облагаться налогом отдельно от внеконтрактной деятельности (например, переработка и сбыт нефтепродуктов), а также по каждому контракту в отдельности.

Налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является налогом типа роялти, основанным на объеме добычи, и применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Ставки увеличиваются в зависимости от объема. Различные ставки и налогооблагаемые базы применяются в зависимости от того, что добывается, отправляется ли продукция на экспорт или реализуется на внутреннем рынке.

Бонусы. Недропользователи платят подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Ставка корпоративного подоходного налога (КПН). В 2011 году ко всем компаниям применяется ставка КПН в размере 20 %.

Рентный налог на экспортируемую нефть. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти и газового конденсата, которая используется для расчета НДПИ при экспорте. Налоговая ставка варьируется от 7 % до 32 % и применяется когда мировые цены на сырую нефть и газовый конденсат превышают $40 за баррель.

Налог на сверхприбыль. НСП исчисляется на ежегодной основе. Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок, применяемой к части чистого дохода, превышающей 25 % от суммы вычетов. Чистый доход распределяется по шкале ставок путем применения коэффициента к вычетам.

Перенос налоговых убытков. Налоговые убытки по контрактам на недропользование могут быть перенесены на срок до 10 лет.

Таможенная пошлина на экспорт сырой нефти. С 1 января 2011 года экспортная пошлина установлена в размере $40 за тонну сырой нефти.

Режим налогообложения

Налоги, применяемые к недропользователям, представлены в таблице 1.

НСП исчисляется на ежегодной основе. Объектом обложения является часть чистого дохода, которая превышает 25% от суммы «вычетов». Чистый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, вычетами, КПН и налогом на чистый доход (если он применим). Для целей расчета НСП «вычетами» являются расходы, относимые на вычет в целях КПН, а также дополнительные вычеты, такие как ускоренная амортизация основных средств. Налог исчисляется путем применения ставок к облагаемой части дохода. Каждая облагаемая часть дохода определяется путем применения процента к вычетам и исключения из нее предыдущих облагаемых частей дохода до тех пор, пока весь налогооблагаемый доход не будет распределен (cм. табл. 2).

Для определения объекта налогообложения применяются специальные правила в тех случаях, когда углеводородная продукция проходит переработку до продажи (например, сырая нефть перерабатывается в бензин или дизельное топливо). В таких случаях вероятность возникновения обязательств по НСП фактически очень мала.

Платежи по возмещению исторических затрат . Начиная с 2009 года платеж по возмещению исторических затрат включен в список обязательных платежей в государственный бюджет. Это установленный платеж, предназначенный для того, чтобы возместить расходы государства на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории, понесенные до заключения контракта на недропользование.

Обязательство в отношении платежа по возмещению исторических затрат возникает с даты заключения соглашения о конфиденциальности между недропользователем и уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр.

Налог на добычу полезных ископаемых применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Налоговой базой является стоимость добытой продукции. При экспорте стоимость основана на ценах на мировом рынке (без корректировок).

Цена на мировом рынке на сырую нефть и газовый конденсат определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Urals Mediterannean (Urals Med) и Dated Brent (Brent Dtd) в налоговом периоде, на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s Crude Oil Marketwir 3 . При отсутствии в нем информации по ценам на указанные сорта используется источник Argus Crude 4 .

3. Издательство The McGraw-Hill Companies Inc.

4. Издательство Argus Media Ltd.

Цена на мировом рынке на природный газ определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Zeebrugge Day-Ahead в налоговом периоде на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s European Gas Daily. При отсутствии в нем информации используется источник Argus European Natural Gas.

Налоговые ставки определяются на основе годового объема производства. Налоговые ставки по экспортируемой нефти, включая газовый конденсат, представлены в таблице 3. Данные ставки снижаются на 50 %, если переработка продукции проводится производителем или покупателем на внутреннем рынке Казахстана. В таких случаях также предусмотрены специальные правила для определения налогооблагаемой базы.

В отношении экспортируемого природного газа применяется единая ставка в размере 10 %. Если газ реализуется на внутреннем рынке Казахстана, то применимая ставка составляет 0,5–1,5 %, в зависимости от годового объема добычи.

Бонусы. Недропользователи выплачивают два вида бонусов: подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Подписной бонус является разовым платежом за право осуществления деятельности по недропользованию. Для контрактов по разведке нефти, по которым запасы утверждены, бонус устанавливается в размере 2 800 МРП 5 (для нефтяных контрактов), что составляет приблизительно 4 233 600 тенге.

5. Месячный расчетный показатель с 1 января 2011 года установлен в размере 1 512 тенге Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы».

Для контрактов на добычу нефти, по которым запасы еще не были утверждены, бонус устанавливается в размере 3000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге. Если резервы были утверждены, бонус рассчитывается по формуле с применением ставки 0,04 % к утвержденным резервам и 0,01 % к предварительно утвержденным резервам, но не менее 3 000 МРП, что составляет приблизительно 4 536 000 тенге.

Бонус коммерческого обнаружения является разовым платежом недропользователя за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории.Базой для его исчисления является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, утвержденных уполномоченным государственным органом. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже по данным источника Platts Crude Oil Marketwire. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 % от стоимости подтвержденных извлекаемых запасов.

КПН исчисляется всеми компаниями по ставке 20 % от налогооблагаемого дохода. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом (с учетом корректировок) и вычетами, предусмотренными законодательством.

Вычеты. Вычету подлежат все расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Список некоторых видов расходов, подлежащих вычету, приведен ниже:

1. Вознаграждения (в пределах норм).

2. Расходы на ликвидацию последствий разработки месторождений и суммы отчислений в ликвидационные фонды. Порядок и размер таких отчислений устанавливаются контрактом на недропользование.

3. Расходы на геологическое изучение и подготовительные работы для добычи природных ресурсов.

4. Расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы.

5. Расходы по договору о совместной деятельности (консорциум), которые относятся на вычет на основании информации, предоставленной оператором.

6. Командировочные и представительские расходы (суточные относятся на вычет полностью на основании внутренней политики налогоплательщика, тогда как представительские расходы относятся на вычет в размере 1 % от расходов по заработной плате).

7. Отрицательная курсовая разница (превышение отрицательной курсовой разницы над положительной курсовой разницей).

8. Страховые премии, за исключением премий по договорам накопительного страхования.

9. Выплаты по погашению сомнительных требований, ранее признанных доходами.

10. Вычет по сомнительным требованиям, не удовлетворенным в течение трех лет.

11. Налоги в пределах уплаченных (кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода, КПН и налогов на доходы, уплаченных на территории Казахстана и в других государствах, а также НСП).

12. Штрафы и пени, за исключением тех, которые подлежат уплате в государственный бюджет.

13. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт.

14. Расходы на капитальный ремонт (в пределах норм, установленных законодательством).

15. Расходы на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов, фактически понесенные недропользователем (в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование).

К расходам недропользователя на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы для добычи полезных ископаемых относятся затраты на оценку и подготовительные работы, общие и административные расходы, понесенные до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, а также расходы по уплате бонусов. Такие расходы наряду с затратами на приобретение основных средств и нематериальных активов (расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением права на геологическую разведку, разработку или добычу полезных ископаемых) подлежат амортизации по отдельной группе. Эти расходы могут вычитаться из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений, исчисляемых по методу уменьшающегося остатка по норме, не превышающей 25 % после начала добычи при коммерческом обнаружении. Расходы, понесенные после начала добычи при коммерческом обнаружении, включаются в эту же группу, увеличивая ее остаточную стоимость, если такие расходы капитализируются в стоимость активов по МСФО, которые уже были включены в группу.

В случае заключения договора о приобретении доли участия недропользователь капитализирует стоимость приобретения права на недропользование. При продаже доли участия недропользователю необходимо уплатить корпоративный налог на доход от прироста стоимости.

Налоговый кодекс также предусматривает уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму определенных расходов (таких как спонсорская помощь и благотворительные вклады) в размере 3 % от налогооблагаемого дохода.

Порядок амортизации основных средств приводится ниже в разделе «Амортизационные отчисления».

Дивиденды . Дивиденды, распределенные в Казахстане (т.е. от местной дочерней организации к местной материнской компании), не подлежат налогообложению. Дивиденды, распределяемые за пределами Казахстана, подлежат обложению налогом у источника по ставке 15 %, которая обычно снижается до 5 % в соответствии с международными соглашениями. Филиалы иностранных юридических лиц подлежат обложению налогом на чистый доход филиала по аналогичным ставкам. Чистым доходом филиала признается налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму КПН.

Рентный налог на экспорт. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат и уголь. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти на основе, аналогичной для НДПИ. Налоговой базой для рентного налога на экспорт угля является фактический объем экспортируемого угля, при этом ставка налога составляет 2,1 %. Ставки налога, применимые к экспортируемой нефти и газовому конденсату, варьируются так, как представлено в таблице 4.

Налоговым периодом для рентного налога на экспорт является календарный квартал.

В целях налоговой амортизации основные средства разделяются на четыре группы. Активы амортизируются по ставкам, которые не превышают предельные нормы, указанные в таблице 5.

Основные средства, помимо прочего, включают в себя:

· основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные активы и биологические активы, учитываемые в соответствии с МСФО и казахстанскими стандартами бухгалтер

Налогообложение недропользователей: порядок установления специальных
налогов и платежей недропользователей

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере недропользования уплачивают все налоги и платежи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также дополнительно несут обязательства по уплате специальных налогов и платежей недропользователей.

К специальным налогам и платежам, уплачиваемым недропользователями, относятся:

1. налог на сверхприбыль;

б) коммерческого обнаружения;

4. доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя и выплачиваются в денежной форме в размерах и порядке, установленном в контракте на недропользование.

Исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачиваются следующие виды бонусов:

1) подписной бонус;

2. 2) бонус коммерческого обнаружения.

В соответствии с условиями и технико-экономическими расчетами заключаемого контракта, могут применяться один или оба вида бонусов.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта.

При этом стартовый размер подписного бонуса определяется Правительством Республики Казахстан, а окончательный размер устанавливается в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений, но не ниже стартовых.

Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее тридцати календарных дней с даты его вступления в силу, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Бонус коммерческого обнаружения устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящее к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается.

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:

- объектом налогообложения является объем утвержденных, уполномоченным для этих целей государственным органом, извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении;

- налоговой базой является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов определяется исходя из биржевой цены данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа;

- налоговая ставка устанавливается в процентах к стоимости утвержденных извлекаемых запасов по соответствующему коммерческому обнаружению, исходя из индивидуальных условий осуществления недропользования, в каждом контракте на недропользование, но не менее 0.1 процента.

Срок уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается контрактом, а налоговая декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая их извлечение полезных из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.

Роялти уплачивается в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды.

Роялти, установленные в контракте на недропользование, уплачиваются в денежной форме. Однако в ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти, может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом. При этом натуральная форма выплаты роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции должна быть эквивалентна установленной в контракте для данных платежей денежной форме выплаты.

За нарушение сроков и полноты перечисления в бюджет средств за полученную продукцию получатель несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе к нему применяются штрафы, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера роялти:

- объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

- налоговой базой является стоимость полезных ископаемых, определенная в соответствии с Кодексом;

- налоговая ставка по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, устанавливается в контракте исходя из экономики проекта. При этом минимальная ставка роялти не должна быть менее 0,5 процентов.

Ставки роялти по углеводородам устанавливаются по скользящей шкале как определенный процент, в зависимости от объемов добычи. При этом используется один из двух следующих методов:

от объема накопленной добычи углеводородов за весь период деятельности, предусмотренный контрактом;

от уровня накопленной добычи за каждый отдельный год деятельности по контракту.

Ставки роялти по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и камни устанавливаются в фиксированном процентном выражении на весь период действия контракта.

По общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются фиксированные ставки роялти.

Объектом обложения роялти по всем видам полезных ископаемых является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

В целях исчисления роялти стоимость добытых недропользователем за отчетный период полезных ископаемых, за исключением золота, серебра и платины, определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за отчетный период первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов и сумм фактических расходов на их транспортировку до пункта продажи (отгрузки).

Стоимость добытых недропользователем за отчетный период золота, серебра и платины определяется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за отчетный период на Лондонской бирже металлов.

Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются для всех недропользователей, в том числе осуществляющих деятельность по контрактам на добычу других видов полезных ископаемых независимо от того, реализованы ли они потребителям или использованы для собственных нужд.

Роялти не уплачивается:

- физическими лицами по подземным водам, добываемым на земельных участках, принадлежащим им на праве личной собственности, при условии, что данные воды не реализуются на сторону и не используются на производство и технологические нужды при осуществлении предпринимательской деятельности;

- государственными учреждениями, осуществляющими добычу подземных вод для собственных хозяйственных нужд;

- недропользователями при обратной закачке попутно добытых подземных вод для поддержания пластового давления.

Роялти по всем видам полезным ископаемых уплачивается не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом по уплате роялти является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

В случае отсутствия реализации первого товарного продукта в отчетном периоде, за средневзвешенную цену реализации принимается средневзвешенная цена реализации первого товарного продукта того периода, в котором имела место последняя реализация.

При полном отсутствии реализации первого товарного продукта для исчисления объекта обложения роялти за отчетный период за средневзвешенную цену реализации принимаются фактически сложившиеся затраты на добычу полезных ископаемых.

При этом недропользователь обязан произвести последующую корректировку сумм начисленных роялти в том отчетном периоде, когда имела место первая реализация исходя из фактической цены реализации первого товарного продукта.

При отсутствии реализации общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в отчетном периоде или в случае их полного использования для собственных нужд, за средневзвешенную цену реализации первого товарного продукта принимается фактически сложившаяся сумма затрат недропользователя на их добычу и первичную обработку, увеличенная на фактически сложившуюся в данном отчетном периоде норму рентабельности.

Декларация по роялти представляется недропользователем в налоговый орган по месту налоговой регистрации до десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам (соглашениям) о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный год, по которому недропользователем получена внутренняя норма прибыли (ВНП) выше двадцати процентов.

Налог на сверхприбыль исчисляется по установленным ставкам, исходя из достигнутого уровня ВНП на конец отчетного года.

ВНП исчисляется на основе откорректированных, на индекс инфляции годовых денежных потоков недропользователя:

Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу за отчетный год.

Налоговым периодом по налогу на сверхприбыль является календарный год.

Налог на сверхприбыль уплачивается до пятнадцатого апреля года, следующего за отчетным, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до десятого апреля года, следующего за отчетным.

Читайте также: