Статистика государственных финансов и налогов
Опубликовано: 13.05.2024
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 05:49, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является ознакомление с теорией и практикой статистики государственных финансов.
Задача данной курсовой работы: во первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в третьих, - рассчитать статистические показатели государственных финансов, основываясь на приведенных данных.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Характеристика статистики государственных финансов…………………………………………………………………………. 5
2 Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов………………………………………………………. 7
3 Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета ……………………………………………………. ..9
4 Статистика государственных внебюджетных фондов………………………15
5 Статистика налогообложения и анализ ее показателей……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………. 20
Приложения …………………………………………………………………. 22
Файлы: 1 файл
Статисика государственных финансов.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Филиал в г. Находке
Ослопова Ирина Владимировна
СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
Направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Студент гр. Б20301 ______________
___________________ А.Ю. Ралин
« _____» __________________ 2013 г.
«_____» ________________ 2013 г.
г. Находка
Оглавление
Введение………………………………………………………… ………………. 3
1 Характеристика статистики государственных финансов……………… …………………………………………………………. 5
2 Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов………………………………………………………. . 7
3 Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета ……………………………………………………. ..9
4 Статистика государственных внебюджетных фондов………………………15
5 Статистика налогообложения и анализ ее показателей……………………..18
Заключение…………………………………………………… ………………….19
Список использованной литературы…………………………………………. 20
Приложения …………………………………………………………………. .22
Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.
Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансов государства и государственных предприятий. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:
1) предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета;
2)данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Актуальность темы обусловлена тем, что посредством финансов, государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, решать отраслевые и территориальные проблем.
Целью данной работы является ознакомление с теорией и практикой статистики государственных финансов.
Задача данной курсовой работы: во первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в третьих, - рассчитать статистические показатели государственных финансов, основываясь на приведенных данных.
Объектом исследования является система государственных финансов. Предметом исследования являются количественные показатели государственных финансов.
В качестве информационной базы были использованы различные учебники, законодательные и нормативные документы, статистические данные, опубликованные Министерством финансов.
Как известно, финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства. Финансы являются неотъемлемой частью рыночных отношений с одной стороны и инструментом государственного регулирования – с другой.
«Статистика финансов» является одним из основных разделов экономической статистики и включает в себя статистику государственных финансов и финансов предприятий, статистику денежного обращения, цен и инфляции, статистику банковской деятельности, страхования и ценных бумаг.
Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения, возникающие по поводу формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства.
Статистика государственных финансов изучает процесс формирования доходов и расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Поскольку в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – налоговые поступления, то в данном разделе следует также рассматривать статистику налогов и налогообложения.
Рассмотрим применение статистических показателей состояния и динамики государственных финансов, а также анализ влияния факторов на финансовые показатели при решении задач.
Примеры решения задач по теме «Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения»
Задача 1. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +5%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,3 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 1800 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 20%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.
Решение
Для решения составим таблицу:
Показатель | Обозначение (формула) | Базисный период | Отчетный период |
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. | НБ | 1800 | 1800*1,3 =2340 |
Ставка по налогу на прибыль, % | С | 20 | 20+5=25 |
Налоговые отчисления, тыс. руб. | НО=НБ*С/100 | 1800*0,2 =360 | 2340*0,25 =585 |
Абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде найдем по формуле:
∆НО = НО1-НО0 = 585-360 = 225 тыс. руб. - произошло увеличение объема налоговых отчислений.
Изменение объема налоговых отчислений по факторам найдем по формулам:
∆ С НО = (С1-С0)НБ1 = (0,25-0,20)*2340 = 117 тыс. руб. – увеличение за счет изменения ставки налога;
∆ НБ НО = (НБ1-НБ0)С0 = (2340-1800)*0,2 = 108 тыс. руб. - увеличение за счет изменения налогооблагаемой прибыли.
Задача 2. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:
№ группы | Число налогоплательщиков (n) | Средняя налоговая база (Б), млн. р. | Ставка налога (с), % | |||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
1 | 80 | 90 | 1,6 | 1,9 | 30 | 32 |
2 | 150 | 160 | 2,4 | 2,5 | 34 | 36 |
Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов.
Решение
1) На изменение объема налоговых доходов влияет изменение количества налогоплательщиков (n), величины налоговой базы (Б) и налоговых ставок (с): Н=n*Б*с.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в базисном периоде:
∑Н0 = ∑n0*Б0*с0 =80*1,6*0,30+150*2,4*0,34 =160,8 млн. р.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде:
∑Н1 = ∑n1*Б1*с1 = 90*1,9*0,32+160*2,5*0,36 = 198,72 млн. р.
2) Найдем абсолютное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
∆Н = ∑Н1-∑Н0=198,72-160,8=37,92млн. р.
Найдем относительное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
IН = ∑Н1/∑Н0 = 198,72/160,8 = 1,2358 = 123,58%.
Как видим сумма налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 23,58%, что в абсолютном выражении составляет 37,92 млн. р.
3) Найдем изменение суммы налоговых отчислений (доходов) по факторам:
- за счет изменения числа налогоплательщиков:
∆Нn=∑n1*Б0*с0-∑n0*Б0*с0= (90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)-160,8= 173,76-160,8=12,96 млн. р.
IНn==∑n1*Б0*с0/∑n0*Б0*с0 = 173,76/160,8=1,0806=108,06%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения числа налогоплательщиков произошло на 8,06%, что соответствует 12,96 млн. р.
- за счет изменения налоговой базы:
∆НБ=∑n1*Б1*с0-∑n1*Б0*с0= (90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)-(90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)=187,3-173,76 =13,54млн. р.
IНБ==∑n1*Б1*с0/∑n1*Б0*с0 = 187,3/173,76=1,0780=107,80%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет увеличения налоговой базы произошло на 7,8%, что соответствует 13,54 млн. р.
- за счет изменения налоговой ставки:
∆Нс=∑n1*Б1*с1-∑n1*Б1*с0= 198,72-(90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)=198,72-187,3=11,42 млн. р.
IНс=∑n1*Б1*с1/∑n1*Б1*с0= 198,72/187,3=1,0610=106,10%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения налоговой ставки произошло на 6,1%, что соответствует 11,42 млн. р.
4) Взаимосвязь абсолютных и относительных изменений налоговых доходов:
IН= IНn *IНБ* IНс = 1,0806*1,078*1,061=1,2359
∆Н=∆Нn+∆НБ+∆Нс=12,96+13,54+11,42=37,92 млн. р.
Данные значения совпадают со значениями, полученными в п.2, следовательно расчеты выполнены верно.
Другие статьи по данной теме:
- назад:Статистика рынка труда и занятости населения: примеры решения задач
- далее:Статисика финансов предприятия (организации)
- Бюджет как основное звено системы финансов государства
- Налоги в системе финансовых отношений. Основные принципы налогообложения. Функции и элементы налога
Список использованных источников
Статистика государственных финансов и налогов. Статистика государственных финансов учитывает доходы и расходы сектора государственного управления на основе данных МФ РФ.
Формой образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения государства и местного самоуправления является бюджет. Годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году (с 1.01 по 31.12).
Бюджетная система РФ включает бюджеты различных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет утверждается в виде федеральных законов.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) относится к предметам ведения субъекта РФ. Этот бюджет и свод бюджетов муниципальных образований субъекта РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) относится к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Главная задача статистики государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.
Конкретными задачами являются:
1. Определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
2. Анализ структуры доходов государственного бюджета;
3. Анализ структуры расходов государственного бюджета;
4. Определение источников финансирования бюджетного дефицита;
5. Расчет размеров государственного внутреннего долга;
6. Характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
7. Анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:
1) Бюджеты органов государственного бюджета и финансового планирования:
- статистика бюджетного хозяйства;
- статистика финансов ВУЗ;
- статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений;
- статистика государственных служащих.
2) Налоговая статистика:
- статистика налоговых поступлений;
- статистика налогооблагаемой суммы доходов.
Абсолютные показатели статистики государственного бюджета
Абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются:
1) Доходы – обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.
2) Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, , единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений.
3) Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования;
4) Чистое кредитование – кредитование минус погашение;
5) Превышение расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит).
Дефицит = Заимствование – Погашение долга + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Финансовое положение страны является нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %.
Профицит = Погашение – Заимствование + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.
Результтом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.
Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переоформлена в бессрочный долг.
В государственный долг не включаются:
1) Внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;
2) Обязательства органов денежно-кредитного регулирования;
3) Необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;
4) Любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
1. В статистике государственных финансов метод, при котором потоки отражаются на момент получения или выплаты денежных средств, называется …
кассовым | |
методом учета на основе поступления срока платежа | |
методом начисления | |
методом учета на основе обязательств |
2. Формула доли расходов сектора государственного управления имеет вид …
| |
| |
| |
|
3. К основной задаче статистики налогов относят …
создание информационной базы для принятия управленческих решений | |
анализ налогового бремени | |
анализ системы социальной защиты | |
анализ тарифного протекционизма |
4. Основным источником дохода единиц сектора «Государственное управление» является(-ются) …
налоги и другие обязательные трансферты | |
прибыль от реализации товаров и услуг | |
оплата труда | |
страховая премия |
5. Уровень налогоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) определяется как …
отношение величины налоговых поступлений к уровню ВВП | |
отношение величины прямых налогов к косвенным | |
отношение среднедушевой налоговой квоты к уровню ВВП на душу населения | |
величина налоговых поступлений |
6. В информационную базу статистики государственных финансов не включается …
баланс страховой организации | |
отчет об операциях органов государственного управления | |
отчет об источниках и использовании денежных средств | |
отчет об экономических потоках |
7. К основным задачам статистического исследования государственных финансов не относят …
статистический анализ деятельности эмитентов | |
анализ налогового бремени | |
анализ системы социальной защиты | |
анализ тарифного протекционизма |
8. Классификация функций органов государственного управления (КФОГУ) является функциональной классификацией и включает в себя расходы …
на оборону, образование, охрану окружающей среды и т.д. | |
на оплату труда работников, субсидии, гранты и т.д. | |
министерств в соответствии со сметой | |
капитальные и текущие |
9. Абсолютное изменение объема налоговых поступлений (НП) за счет изменения величины налоговой ставки (НС) рассчитывается по формуле …
| |
| |
| |
|
10. К основной задаче статистики налогов относят …
создание информационной базы для принятия управленческих решений | |
анализ налогового бремени | |
анализ системы социальной защиты | |
анализ тарифного протекционизма |
11. В состав доходов бюджета в соответствии с системой международной статистики государственных финансов входит(-ят) …
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Финансы, в широком смысле, представляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при формировании, распределении и использовании денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода страны. Основными задачами финансовой политики являются:
1) Обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.
2) дальнейшее развитие сложившихся экономических отношений в стране.
Одним из важнейших направлений статистики финансов является изучение государственных финансов (бюджетов различных уровней, предприятий и организаций).
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет составляется на 1 финансовый год, который длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетная система РФ состоит их 3-ёх уровней:
1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2) Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3) Местные бюджеты.
Каждый из уровней бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально экономического развития. Основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты является бюджетная классификация. Современная бюджетная классификация введена в РФ с 1995 г. и представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней бюджетной системы. Доходы бюджета представляют собою часть централизованных ресурсов государства, которые необходимы для осуществления его функций. Они представляют собой обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет. Основным средством привлечения национального дохода в бюджет являются налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной и утверждаются законодательной властью. Доходы подразделяются на налоговые и не налоговые. Налоговые доходы формируются за счет обязательных платежей в бюджет, поступающих в строго установленном размере в строго установленные сроки. К ним относятся:
· налог, взимаемый в зависимости от фонда оплаты труда;
· лицензионные и регистрационные сборы;
· налог на собственность;
· налог на товары и услуги;
· отчисления на социальное страхование;
· налог на имущество;
· платежи за пользование природными ресурсами;
· налог на внешнюю торговлю, включая таможенные пошлины;
· специальный налог с предприятий и организаций для поддержания важнейших отраслей экономики.
Не налоговые доходы представляют собой совокупность не возвратных, безвозмездных поступлений. К ним относятся:
· доходы от аренды и продажи государственной собственности, в том числе и от приватизации;
· доходы от реализации государственных запасов;
· доходы от продажи земли;
· безвозмездные поступления от различных внебюджетных фондов и правительств других стран.
В отличие от международной классификации, доходы от продажи государственных запасов и земли, включаются в российской классификации в показатель неналоговых поступлений. Добровольные поступления от различных международных организаций внебюджетных фондов в российской классификации не выделяются отдельным пунктом.
Расходы бюджета представляют собой затраты, связанные с выполнением государством своих функций. В настоящее время существует следующая классификация расходов бюджета:
1) Расходы на национальную оборону, которые подразделяются на прямые и косвенные. К прямым военным расходам относятся затраты на производство новейших стратегических вооружений, на содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны, участие в международных военных блоках, научные исследования военного характера. Косвенные военные расходы формируются за счет части процентов, выплачиваемых по государственному долгу, а также за счет пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.
2) Вмешательство в экономику означает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развития производительных сил страны и предусматривает участие государства в развитии отдельных отраслей экономики. К ним относятся:
· затраты на научно исследовательские разработки;
· на развитие экономики и социальной инфраструктуры;
· на поддержку сельского хозяйства и других секторов экономики;
· затраты на обеспечение занятости в некоторых отраслях экономики и регионах страны;
· затраты на стимулирование экспорта;
· затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий.
3) Содержание государственного аппарата управления, включая расходы на содержание органов государственной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, отдельных министерств и ведомств.
4) Расходы на осуществление международной деятельности.
5) Расходы на социальную сферу – расход на образование и здравоохранение, культуру и искусство, социальное страхование и социальное обеспечение.
6) Предоставление субсидий развивающимся странам.
Определяют сальдо доходной и расходной частей бюджета. Анализ исполнения государственного бюджета производится путем вычисления относительной величины плана и выполнения плана по отдельным статьям доходов и расходов бюджета, изучения структуры доходной и расходной частей, а также путем вычисления аналитических показателей динамики.
Читайте также: