Налоговое право зарубежных стран учебник

Опубликовано: 19.09.2024


CC BY

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Четвернина А. В.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 047. Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран: курс лекций. - М. : центр ЮрИнфоР, 2003. - 374 с»

В учебнике автор обозначает некоторые направления развития законодательства об адвокатуре. Речь идет об укреплении статуса адвокатуры как института гражданского общества и ее позиций в системе правоохранительных органов; активизации участия адвокатов и органов адвокатского самоуправления в законодательном процессе; претворении в жизнь уже закрепленных законодательно принципов адвокатуры - независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов; совершенствовании законодательства об адвокатуре.

Особое внимание в работе уделено понятию, содержанию и значению адвокатской этики, которая представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально-нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок.

В содержание адвокатской этики входят: 1) моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности (честность, разумность, добросовестность, справедливость, гуманизм, ответственность, уважение чести и достоинства и др.); 2) нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, складывающихся и действующих в различных сферах профессиональной деятельности адвокатов, и наполняющих принципы адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их; 3) оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов; методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.

2005.02.047. КУЧЕРОВ И.И. НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: Курс лекций. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. - 374 с.

В работе освещаются исторический опыт и современное состояние налогообложения. Даются понятия зарубежного налогового права, его источников, приводится анализ устройства налоговых систем в федеративных конфедеративных и унитарных государствах. Особое внимание уделено правовому положению налогоплательщиков в различных странах, а также их налоговому консультированию.

Отмечается, что общее состояние налоговой политики иностранных государств можно охарактеризовать как совокупность мер, направленных на стимулирование роста экономики и достижение высоких финансовых результатов при одновременном соблюдении интересов организаций и граждан- налогоплательщиков.

В большинстве стран налоговая политика осуществляется органами специальной компетенции, в качестве которых определены финансовые ведомства (Канада, Финляндия). Основной целью налоговых реформ является усовершенствование системы налогообложения, однако наряду с этим могут преследоваться и иные цели. Например, в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая бы стимулировала экономический рост, позволила бы стабилизировать бюджетные доходы и привела национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами Европейского союза.

Общей тенденцией для многих зарубежных стран в последние годы стало снижение уровня налогообложения. В таких странах, как Бельгия, Германия, Болгария и Исландия, происходит снижение налогов на корпорации, в Канаде - снижается налогообложение капитала. Радикальной мерой, достаточно редко встречающейся в мировой практике, является отмена налогов и сборов. Такой опыт прослеживается на примере Италии, Малайзии, Южной Кореи. Описываются и иные способы снижения налогообложения: предоставление налоговых льгот различным категориям налогоплательщиков, сокращение ставок налогообложения, предоставление отсрочек по уплате налогов, и др.

В таких странах, как Таиланд, Колумбия, Индия и Филиппины, проводится политика повышения уровня налогообложения. В некоторых из них она обусловлена чрезвычайными обстоятельствами. Например, в Германии - увеличением расходов на борьбу с международным терроризмом, в Индии - увеличением расходов на преодоление последствий землетрясения.

Делается вывод о том, что к настоящему времени в большинстве стран налоговые реформы завершились. Их результатом стали позитивные изменения как в экономике, так и в социальной сфере. Вместе с тем подчеркивается, что налоговое законодательство зарубежных стран является излишне сложным и нестабильным из-за частых изменений и дополнений.

Дается определение налогового права зарубежных стран, понимаемого как «совокупность установленных законодательствами ино-

странных государств правовых норм, регулирующих отношения по установлению и взиманию налогов на их территориях» (с. 55). Специальное внимание уделяется соотношению норм национального и международного налогового права. Под источниками налогового права понимаются нормативные акты, принимаемые соответствующими органами власти и содержащие нормы, определяющие поведение участников отношений в сфере налогового обложения.

Налоги и сборы в большинстве стран устанавливаются законом. Однако существуют и другие акты налогового законодательства, которые, исходя из направлений налогового регулирования, условно подразделяются на пять групп. К первой группе относятся законы, определяющие состав налогов и сборов, принципы и основные условия налогообложения (например, Федеральное Положение о налогах и сборах Австрии, Общие налоговые законы Испании). Ко второй группе относятся законодательные акты, непосредственно определяющие порядок исчисления и уплаты того или иного налога: Законодательный акт Великобритании (в отношении подоходного налога с населения и корпораций); Закон ФРГ «О подоходном налоге»; Закон Испании «О налоге на доходы граждан». Третья группа включает акты законодательства, определяющие организацию системы налогового администрирования, компетенцию и полномочия налоговых органов. Например, Акт Австралии о налоговом администрировании и Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине». К четвертой группе авторы относят все иные законодательные акты, регулирующие налоговые отношения: Закон Испании «О порядке уступки государственных налогов автономным областям»; Закон Швеции «О налоговых преступлениях». Пятая группа объединяет законодательные акты, предметом правового регулирования которых не являются налоговые отношения, но которые содержат отдельные нормы, относящиеся к налоговому праву.

Особое внимание уделено рассмотрению кодифицированных актов налогового законодательства, а также таким источникам налогового права, как судебный прецедент и подзаконные акты.

Многообразие принципов налогообложения классифицируется по уровню актов, в которых они закреплены, - в конституции и законах. Одним из наиболее распространенных конституционных принципов является всеобщность налогообложения. Подчеркивается, что до недавнего времени обязанность платить налоги находила отражение не во всех конституциях зарубежных стран (например, социалистические конституции).

Принцип установления налогов и сборов только законом нашел отражение в текстах практически всех зарубежных конституций, но наиболее просто он сформулирован в Конституции Японии: «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом». В конституциях Киргизии и Таджикистана установлен принцип отрицания обратной силы налогового закона, ухудшающего положение налогоплательщика. Принцип справедливости отражен в конституциях Лихтенштейна и Республики Молдова. В Конституции Бразилии закреплен целый ряд принципов общего и специального характера, определяется, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и распределяться в соответствии с экономической способностью налогоплательщика. Для обеспечения этих принципов налоговая администрация Бразилии, в соответствии с предписаниями закона, может выяснять состояние дохода налогоплательщика. Специальные принципы налогообложения чаще находят свое закрепление не в конституционных актах, а в налоговых кодексах и законах.

Специальный раздел посвящен экономическим понятиям и видам налогов и сборов, а также типам и моделям налоговых систем в различных странах.

Форма государственного устройства во многом определяет правовое положение составных частей страны, а также разграничение полномочий центральных и местных органов власти в формировании бюджетов посредством налогообложения. По этому основанию выделяются и анализируются системы и сборы налогов трех типов государств - федеративных, конфедеративных и унитарных. Системы первого типа существуют в Австралии, Бразилии, Германии, Испании, Канаде и США. Конфедеративные черты имеет система налогов Швейцарии. В Великобритании, Италии, Франции, Швеции, Японии, Китае сложились налоговые системы третьего типа.

В основе построения систем налогообложения федеративных государств заложен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разграничения компетенции центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций. Один из них, нашедший применение в ФРГ, основан на предоставлении широких полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, при этом земли ограничены в установлении налогов, аналогичных федеральным.

Другой подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своего законодательства. В Швейцарии кантоны, являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в отношении взимания налогов. Налоговые системы унитарных государств в большинстве стран являются двухуровневыми и включают лишь центральные и местные налоги.

Выявление и пресечение налоговых преступлений всегда является одной из важнейших составляющих правоохранительной деятельности государств в сфере налогообложения. Отмечается, что в государствах с развитой системой налогового администрирования количество налоговых преступлений сравнительно невелико. Например, в Великобритании численность налогоплательщиков, приговоренных к тюремному заключению за подобные преступления, составляет 50-80 человек в год на протяжении ряда последних лет. В случае умышленного уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов с использованием незаконных приемов и способов методы налогового администрирования, как правило, оказываются малоэффективными. Поэтому в ряде стран выполнение правоохранительной функции в сфере налогообложения возлагается на специальные органы налоговых расследований.

В отличие от налоговых администраций выполнение возложенных на органы налоговых расследований задач осуществляется путем проведения ими оперативно-розыскных мероприятий (обследование, наблюдение, опрос, просмотр почтовой корреспонденции), включая негласные, а также следственные действия (осмотр, обыск, выемка предметов и документов). Подробно рассматриваются четыре основных варианта организации системы налоговых расследований. Первый из них предполагает наделение отдельных подразделений налоговых органов правом расследования дел об уклонении от уплаты налогов (Болгария, Израиль, Швейцария, Япония). Второй вариант - создание специальных правоохранительных органов налоговой полиции или милиции (Германия, США, Таджикистан, Украина). Третий вариант предполагает наделение полномочиями по расследованию таких преступлений органов финансовых расследований - финансовые гвардии, полицию или милицию (Италия, Латвия, Румыния, Грузия, Хорватия). Четвертый вариант предполагает использование иных правоохранительных органов, например, экономической или криминальной полиции (Франция, Финляндия, Греция, Швеция). Последний вариант практически не предполагает организационного

обособления налоговых преступлений от иной правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Налогоплательщик привлекается к ответственности в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на него обязанностей, т. е. нарушения налогового законодательства. В зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения и с учетом воли законодателя виновный может быть привлечен к налоговой, административной или уголовной ответственности. Первая предполагает применение преимущественно права восстановительных финансовых санкций (например, взыскание дополнительного налога или процентов), вторая - применение карательных санкций в виде денежных штрафов, а третья - более суровых наказаний вплоть до конфискации имущества, ареста или тюремного заключения. Как типичные санкции за нарушения налогового законодательства, не содержащие признаков преступлений, применяются дополнительные налоги, пени и штрафы, размер которых может повышаться (например, в случае длительного неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей). Повышение наказания предусматривается за умышленное неисполнение обязанностей, выражающееся в сокрытии или занижении объектов налогообложения, а также за повторные правонарушения в течение года.

Например, в Австралии с нарушителей налогового законодательства взыскивается дополнительный налог (за неподачу или отказ от подачи декларации, за предоставление недостоверной или искаженной информации о налогах, а также за неуплату или уклонение от уплаты налога). Размер санкции определяется должностным лицом налогового органа, исходя из обстоятельств совершенного налогового правонарушения. Повторное нарушение не влечет увеличения размера дополнительного налога. В Азербайджане налогоплательщики освобождены от обязанности доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, а бремя доказывания возложено на налоговые органы. В Бразилии основанием для взыскания налоговых санкций является налоговый дефицит, т. е. недоплаченная сумма налога. В этом случае взыскивается штраф в размере 50% от суммы налога, подлежащего уплате, а при умышленном занижении суммы налога или налоговом мошенничестве -150%.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена в ряде стран не в нормах уголовных законов (кодексов), а нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства о

налогах (США, Германия, Япония). Существует и такой вариант, при котором нормы об ответственности за налоговые преступления содержатся, наряду с актами уголовного законодательства, и в иных законах, например, как в Индии, - в актах, регулирующих финансовую сферу.

Подчеркивается, что в европейских странах и США основной критерий сводится к тому, что если санкции за правонарушение предусмотрены в уголовном законе, то это означает наличие уголовной ответственности. Если санкции предусмотрены иными законодательными актами (например, специальными налоговыми законами), то разграничение осуществляется посредством сопоставления суровости санкции за то или иное правонарушение. Если санкция, предусмотренная налоговым законом, является более мягкой по сравнению с той, которая соответствует нижнему пределу уголовной санкции, то это свидетельствует о налоговом правонарушении, а не преступлении.

На основе анализа зарубежного законодательства выделяются два основных подхода к установлению наказаний. Первый подход отличают достаточно умеренные санкции и даже полная декриминализация налоговых преступлений. Второй характеризуется исключительно жесткими санкциями, включая лишение свободы на продолжительный срок. Например, в США максимальное наказание в виде лишения свободы составляет пять лет, в Швеции - до шести лет, в Германии, Канаде и Франции - до десяти лет.

Налоговая амнистия определяется как устанавливаемое государством в целях профилактики налоговых правонарушений временное освобождение лиц, виновных в совершении противоправных действий, от привлечения к налоговой ответственности при условии полного или частичного декларирования сокрытых доходов и добровольной уплаты налогов. Амнистирование может осуществляться как на общегосударственном, так и на местном уровнях в отношении различных категорий налогоплательщиков и в отношении отдельных видов налогов. Условия проведения амнистий различаются по странам. Например, в США в 2001 г. была объявлена налоговая амнистия, условия которой сводились к освобождению от наказания корпораций, которые до мая 2002 г. признались в использовании схем, позволяющих отклоняться от уплаты налогов, доплатили налоги и выразили таким образом раскаяние. В Швейцарии в 1969 г. была проведена всеобщая амнистия, согласно условиям которой, любой гражданин имел возможность заявить о ранее скрытых от налогообложения доходах.

В заключении книги специальное внимание уделяется экономической или финансовой амнистии, целью которой является легализация ранее незаконно полученных или утаенных доходов, их репатриация и использование в интересах национальной экономики.

2005.02.048. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ. Части Общая и Особенная: Учебник / Журавлев М.П., Наумов А.В., Никулин С.И. и др.; Под ред. Рарога А.И. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 696 с.

Настоящий учебник написан известными учеными-специалистами в области уголовного права и рекомендован Министерством образования и науки РФ для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Книга объединяет ранее неоднократно переиздававшиеся учебники по Общей и Особенной частям уголовного права. Однако учебный материал был существенно обновлен и дополнен с учетом изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в 2004 г., а также законов и подзаконных нормативных актов, с помощью которых раскрывается содержание его бланкетных норм. Были приняты во внимание постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного законодательства, обновлены данные уголовной статистики и результаты эмпирических исследований.

Как это характерно для любого учебника по конкретной отрасли права, прежде всего авторы раскрывают понятие данной отрасли права -уголовного, его предмет, метод и систему. Предметом уголовно-правового регулирования выступают охранительные и регулятивные уголовно-правовые отношения. К первым относятся отношения, возникающие между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Их суть в реализации уголовной ответственности и наказания, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания. Ко вторым - правоотношения, складывающиеся на основе управомочи-вающих норм, определяющих права участников этих отношений. Так, осуществляя свое право, например, на необходимую оборону, гражданин вступает в отношения как с лицом, совершившим общественно опасное посягательство, так и с государством. Если методом охранительного уголовно-правового отношения является установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания, то для регулятивных уголовно-правовых отношений характе-

Принципы налогового права зарубежных стран

Налоговое право зиждется на основных принципах — как закрепленных в важнейших источниках права (конституциях, конституционных, органических, некоторых специальных налоговых законах, судебных прецедентах и др.), так и существующих в виде норм традиционного характера участвующих в формировании правосознания населения.

Важнейшие принципы налогового права можно подразделить следующим образом:

  • юридические, которые составляют основу процессуальной части налогового права;
  • социально-экономические, определяющие характер материальных норм;
  • технические, которые устанавливают основы технического исполнения налоговых операций.

1. Юридические принципы. Одним из постулатов налогового права является требование обязательного законодательного оформления всех учреждаемых налогов. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом — этот юридический принцип налогового права закрепляется в тексте большинства конституций зарубежных стран.

Согласно п. 1 ст. 133 Конституции Испании «изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона».

Как гласит ст. 30 Конституции Японии, «население подлежит обложению налогами в соответствии с законом».

В соответствии с п. 1 ст. 78 Конституции Греции «ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего крут лиц. подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение».

Статьей 1 Основного закона Израиля «О государственной экономике» (1975) предусмотрено, что «налоги, обязательные займы и другие обязательные платежи устанавливаются, а их размеры изменяются только на основании закона».

Декретом № 380 о Совете министров Саудовской Аравии (1958 г.) установлено, что установление налогов и других финансовых обязанностей возможно исключительно на основе закона.

Следует отметить, что в последнее время участилась практика передачи парламентом части своих налоговых прерогатив центральным органам исполнительной власти.

Другие юридические принципы налогового права производны от принципа законодательного оформления налоговых решений. Среди них в первую очередь следует выделить требование регулярности пересмотра налоговых законов. Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, по французскому праву учрежденный однажды налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. Аналогичная норма содержится и в законах ряда других стран (Конституции Люксембурга, Дании и др.). В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента.

Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом.

2. Социально-экономические принципы. Среди них центральное место занимает принцип справедливого налогообложения. Он закрепляется законодательством многих зарубежных стран и даже выносится в название самих налоговых законов. В частности, в 1982 г. в США был принят Закон о справедливом налогообложении и фискальной ответственности.

Многие послевоенные конституции Запада, развивая принцип справедливости, делают акцент на прогрессивном характере обложения.

В частности, ст. 53 Конституции Италии предусмотрено, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами, а налоговая система основывается на прогрессивном обложении.

Конституцией земли Гессен (Германия) в ст. 47 установлено, что имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и особым учетом семейных нужд. В связи с налогообложением особое внимание должно быть обращено на трудовой характер дохода и имущества.

3. Технические принципы. Они производны от соответствующих норм бюджетного права. Важнейшими из них являются принцип запрета специализации (индивидуализации) налога. в соответствии с которым налоговые доходы не должны предназначаться для конкретных государственных расходов, и принцип единого налогового фонда как разновидность общего правила казначейства — принцип единства кассы: все расходы государства, из какого бы источника они не исходили, составляют единый фонд (Конституция Ирландии, ст. II).

Вопросы лекции

Москва 2011

Фондовая лекция

Тема № 8: «Налоговое право зарубежных стран»

Доцент кафедры административного права,

кандидат юридических наук

майор милиции Е.О. Бондарь

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«___» ________________ г., протокол № ____

1. Общая характеристика налогового права зарубежных стран

2. Налоговая политика и налоговое право

3. Система источников зарубежного налогового права

4. Принципы налогового права

5. Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Диверсификация предмета финансового права привела к появлению в рамках этой отрасли налогового права. Особенность изучения налогового права состоит в том, что оно предполагает уяснение как социально-экономической сущности налогового механизма, так и целого ряда формальных моментов, связанных с правовым оформлением его функционирования.

Определяя налоговое право, следует отметить, что оно представляет сово­купность юридических норм, устанавливающих налоговую систему государ­ства, порядок взимания налогов, а также ответственность за нарушение предписаний налоговых властей. В настоящее время выделяют три важнейшие части науки налогового права зарубежных стран:

· Материальная (налог и налоговая система);

· Процессуальная (налоговое законодательство);

· Правоохранительная (налоговый контроль, налоговые деликты).

Знание налогового права зарубежных стран позволяет уяснить общие закономерности развития и функционирования налогового механизма, получить представление о теории налогового права. Этих целей нельзя добиться, изучая практику налогового регулирования только в нашей стране.

Налоговому праву довелось пережить нелегкое испытание. Будучи напрямую связанной с наукой о государстве, эта отрасль права испытала жесткий идеологический прессинг. Следы идеологизации, доведенной до крайности, до сих пор можно отыскать в ряде «социалистических» конституций. Так, например, основной закон Северной Кореи торжественно закрепляет (ст.33): «Государство полностью ликвидирует систему налогов, являющуюся наследием старого общества».

Исследование налогового механизма привлекало многих талантливых экономистов, юристов, политиков. Одни из них (Дж.М.Кейнс и его последователи) определяли налог прежде всего как регулятор экономики. Другие (Дж.Гэлбрейт, С.Кузнец и др.) видели основную задачу налогов в выравнивании уровня доходов населения.

Налоги, их сущность и функции находятся в состоянии постоянного развития. Эволюция налога сопряжена с развитием функций государства. Сегодня в демократических экономически развитых странах на первое место среди государственных приоритетов, выходят социальная политика, развитие духовных начал общественной жизни, поддержание мира и правопорядка, борьба с обострением глобальных проблем (экология, демографическая ситуация и др.). Налоги, питая бюджет, являются одним из основных источников финансирования всех направлений государственной деятельности.

Усложнение и разнообразие государственных функций, усиление социального вектора в государственной политике ставят новые проблемы в отношении регулирования общественного воспроизводства. В этих условиях первичное распределение, базирующееся на отношениях собственности, не может быть эффективным регулятором разнообразных аспектов общественного развития.

Противоречия между общими и частными интересами разрешается через развитие различных перераспределительных систем, которые постоянно и эффективно взаимодействуя между сосбой, образуют перераспределительный комплекс современного государства.

Каждая перераспределительная ситема выполняет задачу регулирования различных сфер общественной жизни с помощью специфических форм и методов.

Кредит аккумулирует и перераспределяет временно свободные капиталы и сбережения. Через нарушение соответствия между наличной денежной массой в обращении и действительными потребностями в деньгах участвует в перерапределительном блоке денежное обращение. Регулирование в рамках ценового механизма происходит путем отклонения цен отдельных товаров и услуг от их стоимости с целью реализации того или иного направления государственной политики (социального, аграрного и т.д.). Через внешнеторговые цены, ограничительную деловую практику и др перераспределительные функции могут осуществляться и в сфере международных расчетов. Но центральное место в перераспределительном комплексе занимают государственные финансы, через чьи каналы проходит значительная часть создаваемого чистого, или конечного продукта. Свои перераспределительные задачи публичные финансы реализуют прежде всего путем создания централизованных финансовых фондов, крупнейшим из которых является бюджет.

Среди инструментов перераспределения налоги занимают особое место. Статистика утверждает, что через налоговую систему в государственный бюджет во Франции поступает 95% всех доходов, в США- свыше 90%, около 80% в Германии и 75% в Японии. Обеспечиваемый государством принудительный характер обложения делает налог основным средством мобилизации государственных финансов.

Определить предмет налогового права невозможно, не уяснив функцию налогообложения. Традиционно принято выделять фискальную и регулирующую функции налога.

Суть фискальной функции заключается в мобилизации финансовых ресурсов с целью материального обеспечения государственной деятельности. Именно так определяли основную задачу налогообложения «старые» конституции. Американская конституция, регулируя объем полномочий Конгресса, закрепляет за ним право «устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов…»(ст.1, раздел 8).

«Налоговое бремя» (доля суммарных налоговых поступлений в валовом национальном продукте) под воздействием целого ряда национальных особенностей может значительно различаться в зависимости от страны. В Европе она тяжелее (40% в странах-членах ЕЭС), чем в США и Японии (около 30%). Самые большие налоги в Европе взимаются в Скандинавских странах и государствах Бенилюкса. Рекорд здесь удерживает Швеция- 55%. В странах Южной Европы налоговое бремя значительно легче - менее 35% в Испании и Португалии. В развивающихся государствах доля налогов в ВНП в среднем превысила 15% и значительно различаются по странам: около 5% в Непале и свыше 30% в Иране.




Налогообложение является не только средством покрытия государственных расходов (фискальная задача налога), но и выступает самостоятельным направлением и инструментом политики. Во втором случае речь идет о регулирующей функции налога. Осуществляя её, государство координирует многосложный процесс общественного воспроизводства.

Следует отметить нецелесообразность разделения и тем более противопоставления фискальной и регулирующей функций. Их единство можно проиллюстрировать на примере таможенных пошлин. Первоначально ввозные пошлины так и назывались «фискальными», поскольку за их счет государство действительно пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на регулирование внешнеторгового оборота и защиту интересов национального рынка. Закрепление протекционистских задач таможенного обложения можно встретить в некоторых «старых» конституциях. Основной закон Швейцарии, например, в ст.29 закрепляет три важных принципа таможенной политики- государственное содействие экспорту, дифференциация импортных пошлин в зависимости от потребностей национальной экономики и принцип оперативного регулирования таможенного законодательства в условиях значительных конъюнктурных колебаний: «Взимание союзных пошлин регулируется в соответствии со следующими правилами: 1. Пошлины на предметы ввоза: а) материалы, необходимые для промышленности и земледелия страны, должны быть обложены по возможно более низкому тарифу; в) тот же принцип применяется к предметам первой необходимости; с)предметы роскоши подлежат обложению по самому высокому тарифу. Указанные выше принципы должны также соблюдаться при заключении торговых договоров с иностранными государствами, если только не встретятся серьезные препятствия. 2. Пошлины на предметы вывоза будут по возможности умеренными. 3. Таможенное законодательство будет содержать постановления, обеспечивающие пограничную торговлю и торговлю на рынках. Вышеизложенные предписания не препятствуют Союзу временно осуществлять исключительные мероприятия с целью преодоления ненормального положения».

Сама классификация таможенных пошлин на фискальные и протекционистские в известной степени условна.

Второе замечание в связи с регулирующей функцией налога касается непосредственно объекта регулирования. Им является не только сфера экономики, но и социальная политика, духовное развитие общества, экология и другие вопросы, ставшие приоритетными направлениями государственной политики.

Налоговый регулятор широко применяется для поощрения развития культуры, искусства, благотворительности. Конституция штата Нью-Йорк (США) предусматривает (ст.16, п.1) полное освобождение от преимущественного налога для объектов собственности религиозного, образовательного, благотворительного характера. В дальнейшем в законодательство вносились дополнения относительно полного освобождения от налогов земель, используемых различными общественными организациями в целях «морального и интеллектуального усовершенствования». Кодекс о внутренних доходах США предусматривает предоставление 25%-ного налогового кредита для проведения реставрационных работ и охраны культурных ценностей, внесенных в Национальный реестр исторических мест или признанных специальным муниципальным ордонансом местной достопримечательностью.

С расширением социальных функций государства связано появление в налоговом законодательстве понятия «парафискалитета». Под парафискалитетомобычно понимают обязательные сборы, устанавливаемые в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и публичной администрации.

Парафискалитеты появились в финансовой политике Запада с наступлением кризиса 1929 г. Широкое распространение они получили после 2-й мировой войны.

Сходство парафискалитета с классическим налогом проявляется прежде всего в принудительном характере взыскания. Сущность и специфику этой относительно новой финансовой категории следует искать в отличиях парафискалитета от налога. Прежде всего отметим, что парафискалитет устанавливается со строго заданными целями экономического или социального характера, тогда как налоговые поступления могут быть использованы для финансирования любого публичного расхода, предусмотренного финансовым законом. В этой связи само собой напрашивается сравнение парафискалитета с целевым налогом. Взыскиваемый парафискалитет предназначается для промышленных, коммерческих и социальных предприятий и учреждений, технических или профессиональных организаций. А налог уплачивается в пользу государства или местных органов власти. И, наконец, в отличие от налога парафискалитет устанавливается чаще всего актом исполнительной власти (например, декретом министра финансов). Хотя в ряде стран предусмотрен законодательный порядок введения парафискалитета. Французский органический закон о финансах 1959 г. устанавливает (ст.4): «Парафискалитет … устанавливается декретом Государственного совета на основании доклада министра финансов и другого заинтересованного министра. Взимание парафискальных сборов позже подтверждено финансовым законом».

В настоящее время во Франции существует свыше ста видов парафискальных платежей, которые в совокупности дают около 2,2% объема поступлений в государственный бюджет[1].

Парафискалитетами являются, например, разнообразные таксы, взимаемые на покрытие расходов деятельности торгово-промышленных палат, экономических офисов, бюро и т.п.; сборы в Фонд жертв автомобильных катастроф, в Центральную кассу сельскохозяйственной взаимопомощи; взносы за право пользования радио- и телеприемниками; взносы в многочисленные фонды социально-экономической ориентации- Национальный фонд по улучшению жилья, Фонд гарантий от чрезвычайных обстоятельств в сельском хозяйстве, Национальное бюро навигации.

Активно начали использовать налоги и в экологических целях. В Финляндии правительство, введя новый налог на промышленные предприятия, деятельность или производимые продукты которых могут отрицательно влиять на окружающую среду, преследовало преимущественно природоохранные цели. Экологическую ориентацию чаще всего имеют надбавки к поземельному налогу (Франция, Германия).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

специальность 036401.65 «Таможенное дело»

Ростов - на - Дону

А.А. Калинченко, доцент кафедры экономической теории

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук

Ответственный за выпуск

В.И. Панченко, доцент кафедры экономической теории

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук, доцент

З.В. Удалова, заведующий кафедрой управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор экономических наук, профессор;

А.А. Гильяно, доцент кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2014

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Модуль 1. Общая характеристика налоговых систем развитых стран

Тема 1.1. Место налогов в современной финансовой политики зарубежных стран

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: налоги, налоговые платежи, субъекты и объекты налогообложения, функции налоговых органов, принципы функции налогов, прямые и косвенные налоги, существенные, дополнительные и факультативные элементы налогов, налоговая политика, экономическая и бюджетная эффективность налогов.

Подготовить доклады на темы: «Понятие, виды и принципы организации налоговых систем зарубежных государств» и «Семейное налогообложение по законодательству зарубежных стран». 1

3. Принять участие в дискуссии на тему: «Факторы, влияющие на уровень налогообложения»/

4. Составить классификационную таблицу видов налогов.

5. Составить классификационную таблицу налоговых органов

6. Составить классификационную таблицу объектов налогообложения.

7. Дайте ответы на тестовые задания:

1. Назовите авторов документа «Основы мирового Налогового кодекса»:

1) У. Хасси, Д. Любик;

2) Т. Гоббс, О. Мирабо;

3) А. Смит, Д. Рикардо.

2. По какому показателю выделяют четыре известные модели налоговых систем, получивших названия англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной?

1) уровень налогообложения;

2) метод обложения;

3) соотношение прямых и косвенных налогов.

3. Показатель эффективной налоговой ставки рассчитывается как:

1) отношение доли налога к суммарно облагаемому доходу налогоплательщика;

2) отношение суммарно облагаемого дохода налогоплательщика к доле налога;

3) отношение доли налога к ВВП.

4. Налоговая юрисдикция – это:

1) территория, внутри которой действуют соответствующие налоговые законы;

2) территория исключительной экономической зоны, характеризующаяся льготным налогообложением;

3) право государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов.

5. Международный опыт показывает, что инвестирование в производство становится невыгодным, если полная ставка налогообложения (ПСН) превышает:

6. Налог на прибыль (доходы) корпораций в странах с развитой рыночной экономикой взимается, как правило:

1) по пропорциональным ставкам, средний уровень которых составляет около 30 – 40%;

2) по прогрессивным ставкам, средний уровень которых составляет порядка 40 – 50%;

3) по пропорциональным единым ставкам, средний уровень которых составляет порядка 20 – 30%.

7. Назовите страны, в которых в настоящий момент применяется налог с продаж и не используется НДС:

2) страны Бенилюкса;

3) США, Австралия.

8. В англосаксонской системе налогового регулирования экономики главенствующую роль играют:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) прямые налоги с физических лиц.

9. Назовите страны, в которых действует классическая система налогообложения прибыли (доходов) корпораций?

1) США, Швейцария, страны Бенилюкса;

2) Германия, Австрия, Япония;

10. Налогообложение капитала и собственности в развитых странах осуществляется с помощью:

1) налогов на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала;

2) налогов на личное состояние, на наследство и дарение;

3) налогов на прирост капитала и на конкретные виды имущества.

II. План практического занятия (4часа)

1. Экономическая, финансовая и налоговая системы государства.

2. Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем..

3. Налоговые системы унитарных государств.

4. Налоговые системы федеративных государств.

5. Основные модели налогообложения.

I1I. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящиеся к изучаемой теме, составьте их глоссарий, подумайте над тем, как данные понятия между собой соотносятся;

- при построении классификационных таблиц определите, в первую очередь, основание классификации (классификационный признак).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (тек. ред. 01.01.2014 г.);

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (тек. ред. 01.01.2014 г.).

Электронная библиотечная система

1. Алиев, Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20975

2. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие[Электронный ресурс] / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин.— М.: Издательство: Дашков и К, 2011 г. – Режим доступа:http://www.knigafund.ru/books/114394/read

3. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. – М. : Юрайт, 2014. – 503 с.

Дополнительная литература

Килинкарова, Е. В. Налоговое право зарубежных государств. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Килинкарова. – М. : Юрайт, 2014. – 354 с.

Тютюриков, Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник / Н. Н. Тютюриков. – М. : Дашков и К, 2010. – 176 с.

Zwi Bodi, Investments / Zwi Bodi, Alan J., Alex Kane –М.: Olymp-Business, 2012. – 994 c.

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы…….4

Глава 2. Налоговые системы зарубежных стран……………………………….8

2.2. Налоговая система Канады…………………………………………………12

2.3. Налоговая система Германии……………………………………………….15

2.4. Налоговая система Франции………………………………………………..18

2.5. Налоговая система Испании………………………………………………. 21

2.6. Налоговая система Японии………………………………………………….26

Глава 3. Сравнительный анализ современных систем налогообложения

промышленно развитых стран с налоговой системой России………………..30

Список используемой литературы………………………………………………35

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения.

Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

Объект исследования – налоговые системы зарубежных стран.

Предмет исследования – изучение особенностей налоговых систем зарубежных стран.

Цель работы – рассмотрение и сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран: США, Канады, Германии, Франции, Испании, КНР , Японии с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Рассмотрение понятия и определения налога;

Исследование структуры налоговой системы США, Канады, Германии, Франции, Испании, КНР , Японии;

Выявление сильных и слабых сторон налоговых систем данных зарубежных стран;

Определить пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке 1 . Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

2.1. Определение налога

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития.

Таким образом, можно сказать, что налоги будучи институтом, одновременно являются коллективным благом для общества, несмотря на тот очевидный убыток, который терпит каждый налогоплательщик, отдавая часть своего дохода государству 2 .

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами.

«Налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…» 3 .

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Глава 2. Налоговые системы зарубежных стран.

Читайте также: