Срок исполнения инкассового поручения банком от налогового органа

Опубликовано: 05.05.2024


  • Для чего используют инкассовое поручение
  • Инкассовые списания по акцепту
  • Инкассовое поручение от налогового органа
  • Итоги

Для чего используют инкассовое поручение

Согласно положению «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П в качестве одного из платежных документов выступает инкассовое поручение (п. 4.6). Это безналичный путь проведения платежей. Инкассовые поручения нужны для изъятия денежных средств у плательщика в бесспорном порядке.

Их используют, если:

  • бесспорный характер списания предусмотрен на законодательном уровне;
  • нужно произвести оплату задолженности по исполнительным документам;
  • заключен договор о выполнении контрагентом определенных условий поставки с оплатой со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение оформляют (форма 0401071):

  • контрагенты при наличии договора поставки;
  • налоговые службы и внебюджетные фонды для взимания недоимки, штрафов и пени;
  • судебные приставы.

В нем в зависимости от ситуации должны быть ссылки:

  • на нормативный акт с указанием его номера, даты и номера применяемой статьи;
  • договор поставки с указанием его реквизитов и ссылки на пункт, который предусматривает право поставщика на списание средств;
  • исполнительный лист с указанием его номера, даты выдачи, названия организации и номера дела в судопроизводстве; к инкассовому поручению обязательно прилагается подлинник или дубликат исполнительного листа.

Неисполнение этих требований будет основанием для неоплаты поручения банком. При использовании исполнительного документа, который будет предъявлен позднее оговоренного законом срока, поручение банком также исполнено не будет.

Все операции с инкассовыми поручениями оговорены в гл. 7 положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

Инкассовые списания по акцепту

Акцепт — это согласие одной стороны сделки на заключение договора, предложенного другой стороной. Акцепт в банковских операциях подразумевает, что плательщик подтвердил свое согласие на оплату:

  • по переводному векселю;
  • счету;
  • банковскому чеку;
  • платежному документу.

Расчеты с поставщиками на основе акцепта позволяют проверять исполнение договора покупателем:

  • по срокам его выполнения;
  • ценам;
  • соблюдению условий поставки.

Такие договоры, например, могут заключать граждане на оплату коммунальных услуг. Если в договоре выбрана безакцептная форма оплаты, банк вправе выставлять инкассовые поручения на списание денег со счета гражданина для их оплаты. За предоставление таких услуг банк взимает комиссию.

Подробнее о безакцептном списании денежных средств читайте здесь.

Инкассовое поручение от налогового органа

Этот вид оплаты предусмотрен для организаций, осуществляющих контрольные функции по отношению к плательщикам налогов. К ним относится и ФНС России. Эта обязанность предусмотрена в ст. 46 НК РФ. ФНС направляет требование (приказ ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@) об уплате недоимки по налогу его плательщику. При игнорировании требования инспекция принимает решение о принудительной оплате недоимки после завершения планового срока оплаты, но не позже 2 месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поступающие в банк должника инкассовые поручения подлежат безусловному выполнению. Оформление и предъявление инкассовых поручений осуществляется в соответствии со ст. 874–876 ГК РФ. При этом расчеты производятся с учетом положения № 384-П.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе выставлять инкассо до окончания срока добровольной уплаты недоимки налогоплательщиком (постановления АС Центрального округа от 30.10.2019 по делу № А83-7823/2018, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2012 № А78-10449/2011 и Московского округа от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24).

Отстоять свои права в спорах с налоговиками по вопросам, связанным с взысканием налогов, вам поможет сборник важнейшей судебной практики от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к правовой системе и переходите в этот полезный материал.

В этом документе устанавливается также очередность оплаты недоимки по налогам или штрафов и пени. Поля инкассового поручения заполняются с учетом положений приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н. По каждому налогу, имеющему различные КБК, выставляется свое инкассовое поручение. В случае образования переплаты по налогу возможен ее возврат.

О признании судом инкассовых поручений ошибочными см. статью «Ст. 78 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Инкассовое поручение используется для взыскания денежных средств с хозсубъекта в бесспорном порядке. Списание средств с помощью инкассо возможно как между хозсубъектами, так и со стороны государственных органов.

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов



Получить заключение эксперта по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов в два клика

Существуют различные обстоятельства для исполнения данных банками поручений.

Обстоятельства для исполнения банками налоговой обязанности

Задерживать исполнение предоставленного налогоплательщиком платежного поручения, а также поручения переданного налоговым органом банки не вправе.

В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик обязан самостоятельно производить уплату всех налогов и сборов. Обязанностью банка является исполнение поручения налогоплательщика или налогового агента и своевременное перечисление суммы налогового обязательства, указанного в поручении, в соответствующий бюджет, списав их со счета налогоплательщика.

Для налогоплательщиков, не исполняющих добровольно свои обязанности по уплате налогов, налоговое законодательство устанавливает возможность принудительного взыскания. Статья 46 НК РФ подробно описывает данную процедуру.

Бесспорное взыскание денег со счета клиента производится банком на основании решения налогового органа и направления в банк в виде инкассового поручения, предписывающего списать и перечислить денежные средства клиента в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Одновременно с этим налоговым органом может быть вынесено решение приостановить все расходные операции по счету налогоплательщика. Такое решение в порядке ст. 76 НК РФ является обеспечительной мерой.

Оно является безусловным для банка и действует с момента вынесения до отмены его налоговым органом.

Не должно производиться взыскание налогового долга с депозитного счета налогоплательщика, если депозитный договор еще действует.

После его окончания налоговый орган может требовать списания депозитных средств в счет погашения налоговых обязательств.

Если средств, находящихся на счете налогоплательщика, достаточно для удовлетворения, направленного клиентом или налоговым органом поручения, то банк списывает их исходя из календарной очередности.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять:

  • поручения налогоплательщика или налогового органа, предписывающие произвести списание денег со счета плательщика и перечислить их в соответствующий бюджет;
  • решение налогового органа, которым предписано взыскать недоимку по налогам. Исполнение такого решения производится банком в порядке очередности, которую устанавливает гражданское законодательство. В соответствии с установленным порядком удовлетворения требований кредиторов бюджетные платежи имеет третью очередь. То есть списание средств может быть произведено только после того, как будут удовлетворены первые две очереди.

Срок исполнения платежного поручения

Банковские учреждения устанавливают собственные правила приема и обработки платежей. Однако, если речь идет о защищенных статьях расходов, то их рассмотрение и обработка имеет четкие установленные сроки, также, как и платежи с пометкой «срочные».

Каждое представительство имеет свой график работы, соответственно центральное отделение сбербанка работает без выходных. Зайдя на сайт представительств можно ознакомиться конкретно с графиком работы каждого из них. Помимо этого, имеется информация, согласно которой можно узнать контактные телефоны в конкретном городе или подобрать максимально близко расположенный офис.

Согласно регламенту работы, Сбербанк обрабатывает платежи, которые были оформлены согласно установленным нормам. В частности, исполнения по платежам проводится в рабочие дни, кроме выходных и праздничных дней. Узнать, до скольки сбербанк проводит платежные поручения, можно непосредственно у того, с кем был заключен контракт на обслуживание или представителя банка.

Срок обработки платежных квитанций


Внутренними правилами банка установлен срок обработки платежных поручений

Таким образом, исполнение финансовых документов, полученных от клиента, производятся на основании поступающих документов в банк:

  • в бумажном виде – с 9:00 по 15:00;
  • в электронном варианте с 09:00 по 17:00, а по пятницам и предпраздничные дни обработка производится в период с 09:00 по 16:00.

Все инструкции по обработке платежей выполняются на протяжении двух дней, после поступления документов в банк.

Стоит отметить, что платежный день в Сбербанке — это период времени, на протяжении которого может функционировать учреждение. Момент открытия электронной платежной системы знаменует начало рабочего дня. Как только такие системы завершают свою деятельность, прекращается и банковский платежный рабочий день. В этот период времени могут происходить самые различные транзакции, которые входят в компетенцию Сбербанка.

Правила обработки срочных платежей

Они могут рассматриваться банком на протяжении определённого установленного периода. Платежи, которые имеют статус “неотложный платеж”, сбербанк рассматривает моментально. Они, как правило, имеют пометку “неотложный”, их могут проводить даже по завершении операционного времени, в соответствии с определенным перечнем валют и при наличии лимита суммы, установленных на счете клиента банка.

Стоит также отметить, что Сбербанк ввел новации для своих корпоративных клиентов, предложив им время обработки платежей (только для корпораций). Таким образом, те пользователи, которые обмениваются финансовыми документами через систему «Сбербанк Бизнес Онлайн» имеют все шансы использовать время с 07:00 по 23:00, также внедрена возможность использования времени как в выходные, так и в праздничные дни.

Таким образом, внедрение информационных технологий позволяет поставить свой бизнес на поток, тем самым расширяя границы и не завися от временных рамок.

Привилегии для корпоративных клиентов


Для корпоративных клиентов сроки рассмотрения платежных поручений уменьшаются

Сроки исполнения банком поручений на перечисление налогов и сборов

В соответствии с требованиями ст. 60 НК РФ в обязанности банка входит исполнение поручения, переданного налогоплательщиком или налоговым органом на протяжении одного операционного дня, который следует за днем, когда было получено данное поручение.

Если поручение предъявляется налогоплательщиком физ. лицом в обособленное подразделение банка, которое не имеет собственного корсчета (субсчет) срок выполнения поручения должен быть продлен на время, в течении которого будет производиться доставка поручения в обособленное подразделение, имеющее корсчет.

Ответственность за доставку лежит на организациях федеральной почтовой связи.

Однако срок доставки не может превышать пять операционных дней.

С 1 июня банки по-новому проводят платежные поручения. Будьте внимательны!

С 1 июня 2021 вступили в силу поправки в Гражданский Кодекс в части безналичных расчетов посредством платежных поручений. В частности, изменена ст.864 ГК.

По новым правилам при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан:

  • удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами;
  • проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям;
  • проверить достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения;
  • выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором.

При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк отказывает в приеме такого платежного поручения к исполнению с уведомлением об этом плательщика в срок не позднее дня, следующего за днем получения платежного поручения, если более короткий срок не установлен банковскими правилами и договором.

При недостаточности денежных средств, находящихся на банковском счете плательщика, для исполнения платежного поручения банк не принимает платежное поручение к исполнению, о чем уведомляет плательщика.

Напомним, ранее банк мог уточнить содержание платежного поручения, отправив запрос клиенту, и только не получив ответ, оставлял платежку без исполнения.

Теперь банк не может просить клиента уточнить платеж, и формально может отказать в проведении операции из-за любой ошибки в платежке.

При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк отказывает в приеме такого платежного поручения к исполнению с уведомлением об этом плательщика в срок не позднее дня, следующего за днем получения платежного поручения, если более короткий срок не установлен банковскими правилами и договором.

Новая редакция Ст. 60 НК РФ

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Другой комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 60 Кодекса установлена обязанность банков исполнять в порядке очередности, установленной гражданским законодательством:

поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды);

решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента.

Очередность платежей при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2 ст. 855 гл. 45 "Банковский счет" части второй ГК:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, согласно п. 2 ст. 855 ГК производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Постановлением КС России от 23 декабря 1997 г. N 21-П положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК (устанавливающего третью очередь списания) признано не соответствующим Конституции РФ, исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (устанавливающем четвертую очередь) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

В целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации впредь до внесения в соответствии с указанным Постановлением КС России изменений в п. 2 ст. 855 ГК федеральными законами о федеральном бюджете на каждый очередной год устанавливается, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК к первой и второй очереди.

2. По общему правилу, которое установлено п. 2 ст. 60 Кодекса, поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

Иное, как указано в п. 2 комментируемой статьи, может быть предусмотрено Кодексом. В частности, согласно п. 6 ст. 46 Кодекса инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 46 Кодекса).

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока для исполнения банком поручения на перечисление налога при предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета). Срок продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Следует отметить, что по общему правилу, закрепленному ст. 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи плата за исполнение поручения на перечисление налога или решения о взыскании налога не взимается.

Минфин России в письме от 25 февраля 2005 г. N 03-02-07/2-19 указал, что Кодексом не предусмотрена обязанность банков осуществлять перечисление пени и штрафа по платежным документам физических лиц без взимания платы за соответствующие операции. Поэтому для возложения на банки обязанности по совершению банковских операций в части пеней и штрафов, предусмотренных Кодексом, без взимания платы, требуется дополнительное законодательное регулирование.

--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

С учетом изложенного, по мнению Минфина России, Сбербанк России вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление пени и штрафов по платежным документам физических лиц.

3. В соответствии с п. 3 ст. 60 Кодекса банкам запрещено задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента.

4. Согласно п. 4 ст. 60 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных комментируемой статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную Кодексом.

Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора установлена ст. 133 Кодекса, за неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пени - ст. 135 Кодекса (см. комментарии к ст. 133 и 135 Кодекса).

Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, установленном ст. 47 Кодекса для взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, нежели денежные средства на счетах в банках (см. комментарий к ст. 47 Кодекса).

При применении указанной нормы Пленум ВАС России в п. 16 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам исходить из того, что под "соответствующими пенями" в данном случае следует понимать пени, начисленные на налогоплательщика по правилам ст. 75 Кодекса до того момента, когда в соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса его обязанность по уплате налога должна считаться исполненной.

Согласно п. 4 ст. 60 Кодекса неоднократное нарушение обязанностей, установленных указанным пунктом, в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Следует отметить, что приведенное положение не вполне согласуется с банковским законодательством. Пунктом 7 ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) предусмотрено, что основанием отзыва (но не аннулирования) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц.

--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

5. Правила ст. 60 Кодекса об обязанностях банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов согласно ее п. 5 применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление сборов и решений о взыскании сборов.

При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться требованиями пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее-Федеральный закон о НПС), согласно которому акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения, с учетом предъявляемых к содержанию акцепта требований, установленных пунктами 4, 8, 13 статьи 6 Федерального закона о НПС.

В соответствии с п. 2.9.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее-Положение № заранее данный акцепт плательщика может быть дан с указанием, в том числе, суммы акцепта или порядка ее определения. При этом требования к порядку определения суммы заранее данного акцепта Положением № не установлены. Плательщик вправе самостоятельно указать порядок определения суммы заранее данного акцепта. Стороны в договоре вправе указать на возможность предъявления любыми или указанными плательщиком получателями средств в банк платежных требований, как на конкретную сумму, так в сумме предъявленных требований.

При оформлении заранее данного акцепта следует учитывать нормы части 14 статьи 6 Федерального закона о НПС, согласно которым при невозможности проверки требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан возвратить требование получателя средств без исполнения, если договором не предусмотрена обязанность обслуживающего плательщика оператора по переводу денежных средств в указанном случае запросить акцепт плательщика.

Положение № не содержит требований к форме уведомления в электронном виде или на бумажном носителе, направляемом банком плательщика отправителю распоряжения при отказе от акцепта плательщика или неполучении акцепта плательщика по платежному требованию, при этом пунктом 2.9.2 Положения № предусмотрено обязательное указание в уведомлении даты и проставление на уведомлении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.

В соответствии с пунктом 1.11 Положения № кредитная организация может установить форму уведомления в электронном виде, на бумажном носителе или в качестве уведомления использовать экземпляр распоряжения на бумажном носителе, в котором указана дата, причина возврата, проставлен штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.

В соответствии со статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, которое принимается к исполнению и исполняется банком плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика или получении акцепта плательщика. При этом право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между банком плательщика и плательщиком.

Стороны в основном договоре вправе указать на возможность предъявления получателем средств в банк платежных требований с заранее данным акцептом плательщика. Условия заранее данного акцепта вытекают из основного договора между плательщиком и получателем средств.

Платежное требование используется, как правило, при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, установленных основным договором.

При осуществлении перевода денежных средств в форме расчетов инкассовыми поручениями применяется инкассовое поручение при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении им сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Инкассовые поручения применяются в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, а также могут применяться в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

При осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе использовать как платежные требования с заранее данным акцептом при наличии заранее данного акцепта плательщика в отношении данных требований получателя, так и инкассовые поручения при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

Читайте также: