Срок хранения уведомлений ирс в фнс уфмс цзн

Опубликовано: 02.05.2024

Отчетность перед центрами занятости предусмотрена несколькими федеральными документами. В основном, ее сдают крупные и средние компании, которые находятся под пристальным вниманием служб занятости. Хотя, законодательство обязует отчитываться всех, и оштрафовать могут любую компанию, проигнорировавшую отчетность.

В период пандемии добавился отчет о переводе работников на временную удаленную работу. Отчет уже почти потерял смысл, но пока не отменен. До 31 марта 2021 года продлено действие временных правил представления работодателями информации в Общероссийскую базу вакансий "Работа в России", и бухгалтерам, во избежание проблем лучше отчитаться о количестве работников, которых компания оставит на удаленке.

Документы, установившие отчетность в центр занятости

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 «О внесении изменения в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 486» обязывает работодателей предоставлять сведения о:

  • ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП,
  • сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров,
  • занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России".

В обычном рабочем режиме работодатели должны сдавать в центр занятости несколько отчетов. В том числе, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; о количестве работающих инвалидов; о начале процедуры банкротства или полной ликвидации организации; о введении режима неполного рабочего времени или простоя; о сокращении.

Требования сдавать отчетность в центры занятости установлены в нескольких документах.

  1. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
    • сведения о применении процедуры банкротства,
    • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
    • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
  2. О сокращении персонала работодатели обязаны отчитываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" (с изменениями и дополнениями). Отчетность для работодателей предусмотрена пунктами 4 и 5 этого постановления.

Работодатели не менее чем за три месяца обязаны представить в службу занятости информацию о массовых увольнениях по форме, утвержденной в приложении №1 вышеуказанного постановления и за два месяца - сведения о сокращении по форме согласно приложению № 2.

Таблица. Отчетность в центры занятости для организаций и ИП с работниками
Виды отчетов в центр занятости Периодичность Основание Утверждённая форма
О наличии свободных мест и вакантных должностей Ежемесячно пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» Приложение № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90
По квотированию рабочих мест для инвалидов Ежемесячно пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» нет
О предстоящих сокращениях За 2 месяца, при массовом сокращении за 3 месяца Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401
Приложение № 1 и № 2 постановления Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99
О введении режима неполного рабочего времени В течение трех рабочих дней пункт 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» нет
О приостановке производства В течение трех рабочих дней пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» нет
О ликвидации организации или банкротстве За два месяца пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401
нет
О переводе на удаленку (до 31.03.2021) Ежемесячно или разово Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 по форме, утв. региональными властями

Единственный новый отчет, который появился в разгар эпидемии – отчет о переводе работников на удаленный режим работы. Этот отчет сдается на основании Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401.

Отчет сдается ежемесячно, если есть изменения или разово - если изменений нет.

Отчет по квоте для инвалидов

Квоты на прием инвалидов установлены статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. А, требование сдавать отчетность - пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Квоты установлены не для всех компаний. Они должны соблюдаться в компаниях с численностью не менее 35 работников.

Компании, в которых численность работников превышает 100 человек, обязаны соблюдать квоты по приему на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для компаний, где численность работников составляет не менее 35 и не более 100 человек, квота на прием инвалидов может устанавливаться местными властями в размере не выше 3 % от среднесписочной численности работников.

Таблица. Размер квот на прием инвалидов
Для кого установлена квота Среднесписочная численность Квота
Организации и ИП с работниками От 35 до 100 работников Не более 3%
Более 100 работников От 2 до 4%

Отчетность о приеме на работу инвалидов по квотам сдается в службу занятости ежемесячно.

Конкретные сроки отчетности устанавливают региональные власти. Единого для всех дня сдачи отчетности не установлено.

Единой для всех формы отчетности также нет. Поэтому форму, установленную в конкретном регионе нужно искать на сайте региональной службы занятости.

По общим правилам в отчете о квотировании рабочих мест для инвалидов указывают:

  • общее число сотрудников-инвалидов;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных в организации мест для инвалидов;
  • количество вакантных мест для людей с ограниченными возможностями;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения рабочих местах.

Отчет о незакрытых вакансиях в центр занятости

Отчитываться о наличии свободных вакансий должны все работодатели.

Требование предоставлять отчет в центр занятости установлено пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Этот отчет, как и отчет о по квотированию рабочих мест для инвалидов, сдается ежемесячно.

Форма отчетности о вакансиях утверждена в Приложении № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90н.

  • сведения о работодателе;
  • наименование вакантной должности;
  • условия, характер, режим работы;
  • размер зарплаты;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

Отчетность о сокращении персонала

Организация, планирующая сокращение, за два месяца до этого, одновременно с уведомлением работников, обязана подать в центр занятости уведомление о сокращении штата.

Если планируется массовое сокращения штата, сведения об этом нужно подать в центр занятости за три месяца до начала сокращений.

Форма сведений утверждена в дана в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.

Сведения заполняются о каждом работнике, нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество;
  • образование;
  • профессию или специальность;
  • квалификацию;
  • размер и условия оплаты труда.

Отчет о введении режима неполного рабочего времени, простоя

Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Единой для всех установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:

  • дату введения режима неполного рабочего времени;
  • период, на который он вводится;
  • причину;
  • численность работников, которых затронет этот режим.

К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.

Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок ­предоставления – ­не позднее 3-го числа после отчетного месяца.

Отчет в центр занятости по охране труда

Центры занятости регионов России вправе запрашивать у работодателей отчетность по охране труда.

Как правило, отчет предусматривает наличие сведений о:

  • наличии либо отсутствии производственного травматизма;
  • проведении инструктажа и обучения работников;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
  • наличии в организации санитарно-бытовых помещений;
  • иных сведений.

Ответственность за не сдачу отчетности в центр занятости

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в службу занятости сведений о введении режима неполного рабочего времени, а равно их представление в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.

За нарушение законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на основании ст. 5.42 КоАП РФ

Несданная отчетность может спровоцировать проверку со стороны трудовой инспекции. В итоге штрафы могут оказаться намного больше.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

В России Министерством внутренних дел утвержден новый бланк уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, который нужно заполнять с 2021 года при приеме на работу иностранцев.

Пандемия внесла свои изменения в порядок и сроки миграционного учета. Роль уведомления — отслеживание передвижений и действий иностранных лиц на территории страны.

Нужно ли в 2021 году уведомлять о приеме на работу иностранных граждан?

Обязательность уведомления органы внутренних дел о подписании трудового договора с иностранцем зафиксирована в п. 4.7 ст. 13 Закона №115-ФЗ от 25.07.2002 г.. Чтобы исполнить жту обянность у работодателей, принимающих на работу иностранных граждан, есть три дня.

При этом форма уведомления является типовой, с 2021 года бланк обновился, актуальная новая форма утверждена Приказом МВД №536-ФЗ от 30.07.2020 г.

Гражданам зарубежных государств разрешено как полноправно трудиться в России с точки зрения величины заработка, так и с определенными с ограничениями. Нормы миграционного законодательства определяют возможность использовать рабочую силу иностранных граждан исключительно на возмездной основе. Специалистов с иностранным гражданством можно оформить в штат на основании трудового договора или заключить с ними договор ГПХ на выполнение работ, услуг.

Привлекать иностранцев к труду и оплачивать вознаграждение могут любые категории экономических субъектов. На основании нового бланка уведомления о заключении трудового соглашения с иностранным гражданином к ним относятся:

  • юридические лица, зарегистрированные на территории РФ;
  • частные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы;
  • заграничные предприятия, филиалы.

Факт заключения или расторжения договора с иностранным специалистом в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений работодателем или заказчиком сообщается в отделение МВД РФ, которому подведомственна территория исполнения обязанностей нанятого работника. Под сообщением подразумевается направление бланка уведомления об оформлении трудового договора с иностранцем.

Форма заполняется на каждого заграничного гражданина, направляющегося в Россию на заработки вне зависимости от их статуса:

  • временно пребывающего визового или безвизового, работающего на патенте;
  • временно или постоянно проживающего;
  • гражданина стран членов ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан);
  • беженца или лица, которому предоставлено временное убежище.

Сам иностранный работник тоже направляет уведомление в отделение МВД по вопросам миграции в течение 2-х месяцев с момента получения им патента только при условии трудоустройства у юридического лица, в качестве подтверждения информации к бланку прикладывается копия трудового договора.

Новая форма уведомления в 2021 году — что изменилось?

Новый бланк претерпел незначительные изменения, удалены лишние сведения. Помимо самой формы, изменился порядок ее передачи.

Ранее действующий регламент имел возможность подачи документа в территориальный орган МВД на региональном или районном уровне. Новый порядок предусматривает направление уведомления лишь на уровне региона.

Также работодатели больше не заполняют сведения миграционной карты, адрес регистрации в РФ. Оформляя трудовой договор с иностранцем, больше нет необходимости требовать миграционную карту и отрывную часть уведомления о его прибытии.

Данные изменения устраняют разногласия между трудовым и миграционным законодательством. Раннее при трудоустройстве иностранного лица существовала необходимость предоставления вышеуказанных документов, что противоречит трудовому законодательству, где четко прописан перечень необходимых документов и запрет предоставления дополнительных бумаг.

Новый бланк уведомления содержит увеличенное количество знакомест для заполнения наименования органа, выдавшего иностранный паспорт. Если право на работу в РФ основано на 115-ФЗ, то в отдельных ячейках обозначается конкретный пункт нормативного акта.

Для привлечения иностранных работников предприятия должно полностью погасить долги по налогам и сборам. В противном случае заявка на квотируемые профессии не пройдет согласование в контролирующем органе.

Как заполнить при заключении трудового договора с иностранцем?

Структура бланка достаточно понятна и проста, она содержит все необходимые данные о предприятии и специалисте иностранного происхождения. Заполнить уведомление можно автоматизированным способом или вручную. Язык заполнения — русский, ошибки или исправления не допускаются.

Все нужные поля уведомления необходимо заполнить, пропуски не допустимы. Написание аббревиатур и сокращений разрешено при официальном их признании.

Документ разбит на 2 страницы, заполняется каждая их них, можно прикладывать дополнительные листы. Обязательно указываются порядковые номера и наименование полей бланка, к которым относится дополнительная информация. Здесь же прописывается ФИО иностранного лица, в отношении которого составляется уведомление. Листы нумеруются, прошиваются и заверяются, на последнем листе фиксируется общее их количество.

В новую форму вписывается адрес фактического местопребывания иностранца. Отрывная часть расположена на второй странице, она необходима при смене места пребывания иностранного гражданина.

Фактический адрес заполняется, если мигрант работает не на территории самого предприятия.

Одним из нововведений следует отметить возможность перевода иностранного лица на удаленную работу.

Предприятию, принявшему в штат иностранного работника, необходимо внести следующую информацию в уведомление:

  • ФИО и реквизиты иностранного паспорта гражданина;
  • цель прибытия в Россию;
  • информация о принимающей стороне;
  • дата рождения и пол иностранца, гражданство;
  • адрес и сроки пребывания в РФ.

Раздел «сведения о месте пребывания» дополнен графой «место пребывания», где детализируются данные о типе помещения: жилое, производственное, офисное.

В заявлении прописываются документы, являющиеся основанием для предоставления жилья иностранцу.

Вид экономической деятельности фиксируется только кодовым обозначением.

В поле «ЕГРЮЛ» вносится номер записи о регистрации компании в государственном реестре, а не реквизиты свидетельства о регистрации организации (как в предыдущем бланке). Новый бланк не требует обозначения профессии мигранта в соответствии с классификаторами РФ, указывается лишь наименование профессии иностранца.

Важные моменты оформления уведомления о заключении трудовых отношений:

  • контроль срока сдачи документа, не более 3-х дней после подписания контракта с мигрантом;
  • определение миграционного органа МВД для передачи отчетности: территориальный отдел по юридическому адресу фирмы или по месту работы иностранного специалиста (если юридический и фактические адреса трудоустройства различаются);
  • выбор наиболее удобного способа передачи отчета: личное посещение, почтовое отправление заказным письмом, портал Госуслуг при наличии соответствующей регистрации у предприятия.

Принятое уведомление будет проверятся сотрудником МВД на правильность заполнения всех полей, достоверность документов, удостоверяющих личность и полномочия уведомителя. При личной передаче документа, уведомителю выдается справка, а при отправке документа почтой доказательством передачи заявления является опись вложения.

Если будут выявлены ошибки, нарушения в порядке заполнения и предоставления, недостоверные данные, то должностным лицом направляется рапорт руководителю подразделения о найденных недочетах.

Выводы

Нелегальное устройство на работу иностранного гражданина влечет более значительные неприятности, чем ошибки в оформлении. Сведения о неоформленном иностранце может донести раздраженный покупатель, конкуренты, да и нередко проводятся рейды государственными структурами. На счастливый случай полагаться не стоит.

Если предприятие не оформит уведомление о приеме иностранного гражданина в штат компании или о его расторжении по утвержденному новому бланку (в соответствии с приказом МВД России от 30 июля 2020 № 536), ее привлекут к ответственности по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Величина штрафа для должностных лиц в этом случае варьируется от 35000 до 50000 рублей, а для юридического лица — от 400000 до 800000 рублей или приостановление деятельности фирмы на срок от 2-х недель до 90 дней.

Кроме этого, данный нормативный акт обязывает уведомлять контролирующие органы о выплате заработка высококвалифицированным специалистам каждый квартал. Срок представления сведений — не позднее рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Трудовое право


Нововведения в порядке приема на работу иностранцев в 2019

В оборот введены новые формы, адаптированные к изменениям в законодательстве. При этом обязанность уведомлять госорганы о заключении трудового договора с иностранцем осталась неизменной.

Любой работодатель (как юрлицо, так и физлицо), заключивший ТД с иностранцем, должен подать в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление:

  • о заключении ТД (или ГПД) при найме иностранного гражданина;
  • о расторжении ТД (ГПД) при увольнении (прекращении ГПД) иностранного гражданина.

Уведомлять о прекращении действия любого договора с иностранцем надо тоже всегда. Даже если отношения по договору прекратились по «естественным» причинам: например, истек срок срочного договора или у иностранного работника закончились сроки разрешительных документов на работу в РФ.

Сроки и ответственность

Во втором случае обязательно сохраняйте квитанцию и чек с датой отправки. Она будет считаться датой предоставления. При условии, что документ будет корректно заполнен и принят МВД (ФМС).

За неуведомление или несвоевременное уведомление госструктур о приеме на работу (увольнении) иностранного гражданина установлены штрафы. По нормам ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление приравнивается к незаконному привлечению иностранца к трудовой деятельности.

  • физические лица — штраф 2 000-5 000 руб.;
  • юридические лица — штраф 400 000-800 000 руб. либо приостановление деятельности до 90 суток;
  • должностные лица, ответственные по должности за уведомление, — штраф 35 000-50 000 руб.
Особый штрафной режим действует в Московском (Москва и область) и Санкт-Петербургском (СПб и Ленинградская область) регионах. Здесь за неохваченных уведомлениями гастарбайтеров оштрафуют:

  • физических лиц — на 5 000-7 000 руб.;
  • юридических лиц — на 400 000-1 000 000 руб.;
  • должностных лиц — на 35 000-70 000 руб.

Форма и образец уведомления о приеме на работу иностранца в 2019 году

Первая страница уведомления


Оборотная сторона уведомления


Образцы заполнения уведомлений

Первая страница уведомления заполняется для всех случаев стандартно (скачать образец).

Заполнение второй страницы зависит от того, откуда ваш иностранец прибыл и на каких основаниях к вам трудоустраивается. Ниже представляем самые распространенные варианты заполнения (для упрощения восприятия персональные данные работника пропущены, т. к. вписать их в поименованные ячейки документа обычно не составляет труда):

  • Уведомление о приеме на работу иностранца с разрешением на работу (по рабочей визе) — указываются реквизиты разрешения на работу (скачать образец).
  • Уведомление о приеме на работу иностранца с патентом — заполняется по аналогии с разрешением на работу (скачать образец). И таким же образом, в тот же раздел вписываются в уведомление данные о работнике, у которого есть РВП (разрешение на временное проживание).
  • Уведомление о приеме на работу иностранца из страны ЕАЭС — в данном случае заполняется специально предназначенный для этого раздел листа 2 уведомления. В нем указываются реквизиты международного договора (соглашения) о присоединении страны иностранца к ЕАЭС (скачать образец).
  • Уведомление о приеме на работу иностранца с видом на жительство — в этом случае тоже заполняется спецраздел (скачать образец).

При трудоустройстве иностранного гражданина руководство предприятия должно помнить, что процесс приема такого сотрудника на работу отличается от найма россиян. К требованиям, например, относится уведомление ГУВМ МВД (ФМС) России о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина. Давайте выясним, кто должен оформлять документ, куда и в каком порядке он подается, предусмотрена ли ответственность за игнорирование этой обязанности.

Как составить уведомление ГУВМ МВД (ФМС) России о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина

Особенности трудоустройства иностранцев в РФ

Чтобы защитить национальный рынок труда и обеспечить рабочими местами в первую очередь своих граждан, государство ограничивает доступ иностранцев к работе. Конечно, их можно трудоустраивать, но процесс найма имеет некоторые особенности.

Условия приема на работу зависят от правового статуса иностранного гражданина, в том числе от того:

  • успел ли он оформить временное проживание, ВНЖ или находится в режиме временного пребывания;
  • на основании какой визы он приехал в Россию или прибыл на территорию федерации в безвизовом порядке;
  • является ли иностранец выходцем из стран ЕАЭС;
  • является ли он беженцем, просителем убежища и так далее;
  • принадлежит ли он к категории высококвалифицированных работников.

Так, если кандидат прибыл в РФ без визы, его наем осуществляется по патенту, успел оформить РВП – на основании РВП, приехал из другой страны ЕАЭС – на тех же условиях, что и россияне.

Заключение с иностранцами трудового договора

Несмотря на некоторые особенности порядок приема остается тем же. Легально принять иностранца на работу можно лишь по трудовому договору. Но для его заключения работодатель обязан получить в миграционных органах разрешение на наем иностранной рабочей силы (ИРС) с учетом имеющихся квот.

Квотирование не распространяется на иностранцев с патентами.

В случае найма иностранца из ЕАЭС о привлечении мигранта необходимо сообщить в налоговый орган.

Трудовой контракт с иностранным гражданином заключается по тем же правилам и содержит те же пункты, что и договор с россиянином.

После заключения договора работодатель издает приказ о приеме. Но на этом его роль не заканчивается: в 2021 году работодатель, принимающий на работу иностранцев, должен уведомлять об этом миграционную службу.

Информирование УВМ о приеме иностранца

В связи с ростом интереса иностранных работников к российскому рынку труда государство стремится регулировать вопрос их трудоустройства. Власти как минимум хотят знать, сколько иностранцев работает в России и с какими организациями они имеют трудовые отношения. Поэтому работодатель обязан уведомлять государство о заключении трудового договора с иностранцем с ВНЖ, РВП, патентом или разрешением на трудоустройство, согласно п. 8 ст. 13 ФЗ № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранцев в РФ» (далее – ФЗ № 115).

Уведомление направляется при приеме любого иностранца, независимо от его правового статуса, гражданства и оснований трудоустройства.

Форма уведомления (Приложение № 13), а также порядок его подачи утверждены Приказом МВД № 11 от 10.01. 2021 (далее – Приказ МВД № 11). Бланком уведомления можно найти в приложениях к Приказу.

Ответ на вопрос, куда направлять уведомление о привлечении и использовании иностранных работников, также содержится в ст. 13 ФЗ № 115. Документ следует выслать в территориальный миграционный орган, то есть в районное/городское отделение по вопросам миграции УМВД РФ (ОВМ УМВД) в регионе, где иностранец осуществляет трудовую деятельность.

Уведомление Управления по Вопросам Миграции

С адресами управлений в регионах, а также с информацией о подразделениях, принимающих сведения о принятых на работу иностранцах, можно ознакомиться на официальном сайте МВД https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/региональные-увм.

Уведомление организацией о трудоустройстве иностранного гражданина направляется единожды. Дублировать его ежегодно не нужно, если речь не идет о подписании временных контрактов и перезаключении договоров на оказание услуг. В этом случае уведомление следует высылать при каждом очередном заключении соглашения.

После получения бланка миграционный орган проверяет наличие у работодателя регистрации в госреестрах и разрешений на привлечение ИРС, а затем передает информацию в другие ведомства.

Содержание уведомления

Уведомление должно соответствовать форме, установленной Приказом МВД № 11. В нем содержатся данные о работодателе (предприятии, физлице, ИП) и о самом иностранном гражданине.

Прежде чем остановиться на содержании подробнее. Перечислим, какие документы нужны для уведомления ГУВМ МВД:

  • удостоверение личности;
  • патент, разрешение на работу или иной документ, позволяющий мигранту работать в России;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП или юрлица;
  • доверенность от работодателя, если уведомление подает не руководитель, паспорт доверенного лица.

Содержание уведомления условно можно разделить на 2 части: информация о работодателе и сведения о работнике.

Информация о работодателе

В первой части бланка содержится наименование территориального отделения миграционной службы, в которую направляется бланк. Далее указываются:

  • статус нанимателя: юридические или физлицо, представительство или филиал иностранного юрлица, нотариус, адвокат;
  • род деятельности в соответствии с ОКВЭД;
  • наименование работодателя;

Уведомление ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранца страница 1

  • номера свидетельств о госрегистрации, о постановке на налоговый учет, КПП;
  • адрес регистрации работодателя или место проживания нанимателя-физлица;
  • номер телефона.

Уведомление ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранца страница 2

Информация о работнике

Остальная часть бланка содержит сведения о работнике, в том числе:

  • его анкетные данные: ФИО, гражданская принадлежность и так далее;
  • сведения о паспорте или ином удостоверении личности;
  • информацию из миграционной карты при наличии;

Информация о работнике в бланке

  • сведения о миграционном учете по месту пребывания или жительства;
  • данные из патента или разрешения при их наличии;

Уведомление ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранца страница 3

  • вид трудовой деятельности, осуществляемой иностранцем: профессию, должность, специальность;
  • реквизиты контракта и дата его заключения;
  • фактический адрес исполнения трудовых функций.

Уведомление ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранца страница 4

Правила заполнения бланка

О том, как правильно заполнить уведомление о приеме на работу иностранца, сказано в Приложении № 15 к Приказу МВД № 11.

  1. Документ следует заполнять печатными буквами от руки или на компьютере на русском языке, даже если сведения об иностранце в его удостоверении личности указаны лишь на его родном языке.
  2. В документе должны быть заполнены все поля, кроме тех, что не применимы к данному лицу.
  3. Запрещено указывать какие-либо сокращения – наименования, имена, адреса и прочие данные указываются полностью.
  4. Не допускаются зачеркивания, исправления, помарки и отметки, не предусмотренные бланком.

Если вкралась ошибка в уведомлении о приеме на работу иностранного гражданина, бланк придется заполнить еще раз. Правильность заполнения проверяется должностным лицом.

Поскольку бланк с ошибкой не примут и не зарегистрируют в ОВМ, к этому вопросу следует подходить ответственно.

Уведомление УВМ об увольнении иностранца

Государство следит не только за трудоустройством, но и за освобождением иностранцев от трудовой деятельности. Если работодатель увольняет иностранца либо срок действия трудового договора истекает, закон обязывает сообщать об этом.

Порядок уведомления ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника также предусмотрен Приказом МВД № 11. Форма уведомления утв. Приложением № 14 к Приказу № 11.

Документ направляется в тот же региональный миграционный орган, который принял уведомление о трудоустройстве. В зависимости от способа подачи документа уведомителю выдается справка либо направляется подтверждение.

Содержание бланка

Содержание предусмотренной Приказом МВД № 11 формы почти ничем не отличается от бланка, направляемого при трудоустройстве иностранца. Уведомление в миграционную службу о расторжении трудового договора с иностранным работником тоже содержит информацию о работодателе и уволенном им иностранном сотруднике.

Сведения о предприятии

Заполнение бланка уведомления

В верхней части бланка указывается наименование получателя – территориальный орган по вопросам миграции. Далее перечисляется:

  • статус нанимателя: юридические или физлицо, представительство или филиал иностранного юрлица, нотариус, адвокат;
  • род деятельности в соответствии с ОКВЭД;
  • наименование работодателя;
  • номера свидетельств о госрегистрации, постановке на налоговый учет, КПП;
  • адрес регистрации работодателя или место проживания, если нанимателем является физлицо;
  • номер телефона.

Информация о работнике

Уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином содержит следующие сведения о мигранте:

  • анкетные данные: ФИО, дату рождения и так далее;
  • информацию из удостоверения личности;
  • номер и дату выдачи миграционной карты при наличии;
  • адрес и дату прохождения миграционного учета по месту пребывания или жительства;
  • сведения о разрешительных документах (патент, разрешение);
  • вид работы, осуществляемой иностранцем: профессия, должность, специальность;
  • информацию о трудовом контракте;
  • дату увольнения;
  • данные о том, по чьей инициативе произошел разрыв контракта.

Правила заполнения уведомления

На заполнение бланка об увольнении иностранца распространяются те же правила, что и на внесение сведений в формуляр о приеме:

  • заполнение от руки печатными буквами, на пишущей машинке или ПК на русском языке;
  • отсутствие сокращений, исправлений, зачеркиваний и прочих ошибок.

На каждого работника следует заполнять отдельный бланк.

Порядок подачи уведомления

Правила подачи оговорены Порядком, утв. Приложением № 15 к Приказу МВД № 11. П. 6 Порядка предусматривает 3 возможных способа подачи документа:

  • лично;
  • почтовым отправлением;
  • в электронной форме.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Личная подача

Подача заявления в ОВМ УМВД

Проще всего подать уведомление о приеме или заявление на увольнение иностранного гражданина лично в территориальном ОВМ УМВД по месту расположения работодателя. Но в таком случае посетить отделение по вопросам миграции должен либо руководитель, который является единственным законным представителем компании, либо один из сотрудников с доверенностью от предприятия.

Во время приема документов сотрудник подразделения проверит правильность заполнения бланка, а также наличие у посетителя паспорта и других документов, удостоверяющих его полномочия.

Сведения о приеме вносятся в регистрационный журнал, а уведомителю выдается справка по форме, утв. Приложением № 2 к Порядку подачи.

Почтовое отправление

Отправка по почте уведомления о приеме на работу иностранного работника – второй вариант, допустимый лишь при условии заказа обратного уведомления о вручении и описи вложенных в письмо документов. В этом случае днем подачи уведомления считается не фактическая дата его получения сотрудниками ОВМ, а момент отправки. Сроки не будут нарушены, даже если письмо задержится в пути.

В случае подачи бланка на почте справка о приеме документа не выдается. Подтвердить факт может лишь уведомление о вручении, которое сотрудники почты передадут отправителю.

Использование электронной почты

Следует отправлять не бланк, заполненный в текстовом редакторе, а отсканированную копию заполненного уведомления с печатями предприятия и подписями должностных лиц.

Уполномоченный сотрудник распечатает полученный по электронной почте бланк, заверит его своей подписью и сделает на нем отметку о получении в электронной форме. Не позднее следующего дня уведомитель получит сообщение о приеме документа.

Подача через сайт Госуслуги

Многие работодатели хотели бы подать указанный документ через портал Госуслуг. В самом деле, согласно п. 6 Порядка подачи, утв. Приказом МВД № 11, такая возможность предусмотрена. Однако, ни на самом портале Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/, ни на официальном сайте МВД https://мвд.рф/сервисы-гувм нам не удалось найти соответствующей услуги.

Когда нужно подать уведомление

Срок подачи уведомления ГУВМ МВД о приеме на работу иностранного гражданина оговорен п. 2 Порядка, утв. Приказом МВД № 11. Согласно этому положению, работодатель обязан уведомить миграционную службу в течение 3 дней с момента заключения или разрыва трудовых отношений.

Фактическая дата начала/прекращения трудовой деятельности значения не имеет. Срок начинает исчисляться со дня, следующего за подписанием или разрывом контракта либо договора на оказание услуг.

Срок подачи уведомления ГУВМ МВД

Ответственность работодателя

Нарушителей указанных требований ждет ответственность. Штраф физлицу за неуведомление ГУВМ МВД о приеме на работу трудового мигранта предусмотрен ч. 3 ст. 18.15 КоАП. Если работодатель-физлицо не уведомит миграционные органы, пропустит срок его подачи или иным образом нарушит установленный порядок, ему угрожает штраф в размере 2-5 тыс. рублей.

Если лицо является должностным лицом предприятия, нанимающего иностранца, штраф существенно вырастет и составит уже 35-50 тыс. рублей.

Штраф за иностранного работника для юридических лиц составляет 400-800 тыс. рублей.

Неуведомление миграционной службы – не единственный промах, за который работодателя могут привлечь к ответственности при найме иностранца. Указанная ст. 18.15 КоАП также предусматривает:

  • ответственность за наем иностранцев без патентов/разрешений на работу, на должность, не указанную в разрешении, или в регионах, на которые не распространяется действие документа: штраф 2-5 тыс. для физлиц, 25-50 тыс. для должностных лиц, 250-800 тыс. для организаций;
  • ответственность за привлечение иностранной рабочей силы без разрешения, если оно является обязательным: штраф 2-5 тыс. для физлиц, 25-50 тыс. для должностных лиц, 250-800 тыс. для организаций.

Если указанные нарушения имеют место в Москве, МО, СПб и Ленобласти, сумма штрафа выше:

  • для физлиц – 5-7 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – 35-70 тыс. рублей;
  • для организаций – 0,4-1 млн рублей.

В сети можно найти информацию, что миграционные органы – не все, кого уведомлять о приеме на работу иностранного гражданина необходимо. Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Направление уведомления в налоговую службу и центр занятости

Сразу отметим, что на протяжении последних лет миграционное законодательство менялось настолько часто, что сотрудники отделов кадров не успевают следить за этими изменениями.

Так, ранее уведомление в налоговую о приеме на работу иностранного работника, а также в центр занятости подавались в обязательном порядке. Однако несколько лет назад в силу вступила новая редакция ФЗ № 115. Поправки порядком упростили административное бремя, возложенное на работодателей, которые были готовы сотрудничать с ИРС.

После внесения изменений работадатели обязаны уведомлять о найме и увольнении иностранцев лишь местные миграционные органы, никого другого ставить в известность не нужно.

Согласно абз. 5 п. 8 ст. 13 ФЗ № 115, уведомление в ИФНС о принятии на работу иностранного гражданина, как и документы в центр занятости, направляет миграционная служба в порядке межведомственного взаимодействия. Итак, теперь ОВМ УМВД ответственны за информирование других ведомств.

Заключение

Российский рынок труда ограничен для иностранцев. Чтобы контролировать соблюдение этого ограничения, государство обязывает работодателей уведомлять миграционные органы в случае привлечения/увольнения иностранной рабочей силы. В установленном порядке на специальных бланках передаются в местные ОВМ УМВД сведения об иностранном работнике, работодателе и особенностях заключенных между ними трудовых отношений. На это отводится 3 дня с момента подписания или разрыва договора с иностранцем. Игнорирование этой обязанности карается штрафом в размере от 2 тыс. (для физлиц) до 1 млн рублей (для предприятий).

Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы

Вопрос: Каков срок хранения справок, подтверждающих прием уведомлений о приеме на работу иностранных граждан? Если установлен срок хранения, какова ответственность за его нарушение? Может ли полиция или инспекция труда проверить наличие этих справок?

Ответ: Законодательством Российской Федерации напрямую не установлен срок хранения справок, подтверждающих прием уведомлений о приеме на работу иностранных граждан.
Вместе с тем полагаем возможным рекомендовать организациям обеспечить хранение вышеуказанных справок об уведомлении в течение пяти лет.
Данные справки могут быть запрошены сотрудниками полиции в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников.
Административная ответственность непосредственно за нарушение срока хранения справок не установлена, в то же время должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Обоснование: В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и Порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Приложением N 2 к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров о выполнении работ (оказании услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (Приложение N 21 к вышеуказанному Приказу), предусмотрен образец справки о приеме соответствующего уведомления (далее - справка об уведомлении).
При этом ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, наличие справки об уведомлении может быть использовано для подтверждения факта уведомления территориального органа МВД России о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником при возникновении споров в части соблюдения вышеуказанной части ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, в частности за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).
Одновременно согласно ст. 561 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень), срок хранения документов (информации, справок, сведений, списков, отчетов) о наличии, движении, комплектовании, использовании работников составляет пять лет с отметкой ЭПК.
Таким образом, полагаем возможным рекомендовать организациям с учетом отсутствия в законодательстве Российской Федерации положений, устанавливающих срок хранения в организациях справок об уведомлении, а также с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ и ст. 561 Перечня обеспечить хранение справок об уведомлении в течение пяти лет.
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников должностные лица вправе требовать всю необходимую информацию, подтверждающую цель и правомерность пребывания (проживания) на объекте проверки иностранных граждан, а также осуществление ими трудовой деятельности; документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства в отношении иностранных граждан, а также иные документы и сведения, относящиеся к предмету проверки и необходимые для целей проверки. Кроме того, они вправе запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (п. п. 9 - 12 Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденного Приказом ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015).
Таким образом, не исключено, что сотрудники полиции при проведении проверок могут затребовать указанные справки. Поскольку срок хранения в организации непосредственно указанных справок нормативно не установлен, ответственности за его нарушение нет.
Вместе с тем за нарушение Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526) виновное должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей.

Д.А. Мыльников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
25.01.2018

Читайте также: