Налог на прибыль автоваз

Опубликовано: 23.04.2024

Бухгалтерская отчетность за 2011-2020 гг.

Ключевые отчетные формы организации, представленные ей в официальные органы РФ (ФНС и Росстат), приведены ниже. На графиках мы дополнительно отобразили динамику некоторых показателей отчетности.

В бухгалтерской отчетности организации содержатся сведения о том, что она была проверена аудиторской фирмой ООО "МАЗАР АУДИТ" (ИНН 7707835399, ОГРН 1147746603124). Результаты проверки уточняйте в аудиторском заключении. Проверить статус аудиторской фирмы и получить о ней дополнительную информацию можно в реестре аудиторских фирм.

Бухгалтерский баланс

Краткий анализ баланса

Динамика показателей капитала, внеоборотных активов (итог первого раздела баланса) и общей величины активов (сальдо баланса) изображена на следующем графике:

Динамика трех ключевых показателей, характеризующих структуру баланса организации, приведена на следующем графике.

Финансовый показатель 31.12.202031.12.201931.12.201831.12.201731.12.201631.12.201531.12.201431.12.201331.12.201231.12.2011
Чистые активы 13652821117124635592-63637669 594000259800003273300032404000
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) 0.010.010-0.44-0.33-0.27-00.170.230.24
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) 1.20.80.90.50.50.40.611.41.5

Чтобы иметь полную оценку качества баланса АО "АВТОВАЗ", рекомендуем получить подробный отчет в программе "Ваш финансовый аналитик".

Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках)

Перечень доходов, расходов и финансовые результаты приведен в соответствии с официально утвержденной Минфином формой (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н). Если в отчетности цифры за соответствующий год отличались от представленных ранее, мы отдаем приоритет более поздним данным.

Краткий анализ финансовых результатов

Принятые в российской и международной практике основные показатели результатов деятельности организации, включая показатель прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT) приведены ниже:

Провести подробный анализ финансовых результатов, рентабельности и деловой активности АО "АВТОВАЗ" в программе "Ваш финансовый аналитик".

Отчет о движении денежных средств

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала за год

Наименование показателя Код Уставный капитал Собственные акции,
выкупленные у акционеров
Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
Итого
Величина капитала на 3200
За
Увеличение капитала — всего:
3310
в том числе:
чистая прибыль
3311 х х х х
переоценка имущества 3312 х х х
доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала 3313 х х х
дополнительный выпуск акций 3314 х х
увеличение номинальной стоимости акций 3315 х х
реорганизация юридического лица 3316
вписываемый показатель (по увеличению капитала) 3319
Уменьшение капитала — всего: 3320
в том числе:
убыток
3321 х х х х
переоценка имущества 3322 х х х
расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала 3323 х х х
уменьшение номинальной стоимости акций 3324 х
уменьшение количества акций 3325 х
реорганизация юридического лица 3326
дивиденды 3327 х х х х
вписываемый показатель (по движению капитала за год) 3329
Изменение добавочного капитала 3330 х х х
Изменение резервного капитала 3340 х х х х
Величина капитала на 3300

Дополнительные проверки

Дополнительные данные и подробный финансовый анализ, включая сравнение показателей организации со среднеотраслевыми, можно получить по следующим ссылкам:

* Звездочкой отмечены показатели, которые скорректированы по сравнению с данными ФНС и Росстата. Корректировка необходима, чтобы устранить явные формальные несоответствия показателей отчетности (расхождение суммы строк с итоговым значением, опечатки) и проводится по специально разработанному нами алгоритму.

Справка: Бухгалтерская отчетности представлена по данным ФНС и Росстата, раскрываемым в соответствии с законодательством РФ. Точность приведенных данных зависит от точности представления данных в ФНС и Росстат и обработки этих данных статистическим ведомством. При использовании этой отчетности настоятельно рекомендуем сверять цифры с данными бумажной (электронной) копии отчетности, размещенной на официальном сайте организации или полученной у самой организации. Финансовый анализ представленных данных не являются частью информации ФНС и Росстата и выполнен с использованием специализированного сервиса финансового анализа.

В 2016 году «Автоваз» начал публиковать финансовую отчетность поквартально, а по итогам 1 квартала 2018 впервые показал квартальную прибыль. Порадуемся за ребят!

Раз в Тольятти такое дело, то мы решили разобраться, стоит ли инвестировать в компанию.

Продажи

Количество проданных машин выросло на 29% по сравнению с 1 кварталом 2017: с 61 до 79 тысяч автомобилей. Компания показывает стабильный рост продаж по месяцам.

В 2016 году председатель совета директоров «Автоваза» сказал, что компании нужно продавать от 400 тысяч автомобилей каждый год, чтобы выйти на безубыточность. За 2017 год продали 312 тысяч — этого не хватило, чтобы получить годовую прибыль. В этом году, чтобы продать 400 тысяч, нужно увеличивать продажи на 29% каждый квартал.

Данные по продажам публикуют раньше отчетности — в начале каждого месяца на официальном сайте «Автоваза». Из этих данных мы можем примерно представить, что компания покажет в отчетности: перемножить количество проданных машин на среднюю выручку от продажи автомобиля (500—600 тысяч рублей). Больше результат — больше шансов, что компания покажет квартальную прибыль.

Выручка

Выручка выросла на 40% по сравнению с 1 кварталом 2017 года: с 45,9 до 64,7 млрд рублей. «Автоваз» для меня уникален: редко встретишь компанию с выручкой меньше себестоимости продукции. В 2016 году «Автоваз» был таким, но за последние два года они сократили издержки на закупаемые материалы.

Уоррен Баффетт любит считать валовую маржу, чтобы оценить конкурентоспособность продукта. Валовая маржа — отношение валовой прибыли к выручке, которое показывает, сколько денег остается у компании от продаж за вычетом себестоимости. Меньше 20% — нет конкурентного преимущества, меньше 40% — преимущество неустойчивое, больше 40% — у продукта компании долгосрочное конкурентное преимущество.

У «Автоваза» все так себе с конкурентным преимуществом: из-за роста курса валют придется поднять цены на автомобили на 2%. Для сравнения: валовая маржа ГАЗа — 17,8%, Камаза — 16,3%, «Соллерс» (владелец УАЗа) — 21,5%.

Валовая маржа «Автоваза»

Показатель 1 квартал 2017 1 квартал 2018
Валовая прибыль 2196 млн Р 5456 млн Р
Выручка 45 983 млн Р 64 756 млн Р
Валовая маржа 5% 8%

Прибыль и дивиденды

«Автоваз» получил прибыль за 1 квартал 2018 года — 609 млн рублей. Годом ранее в первом квартале был убыток 2,8 млрд рублей. Гендиректор материнской компании «Автоваза» заявил, что у «Автоваза» есть все шансы получить чистую прибыль за 2018 год.

Долги

У «Автоваза» 118 млрд рублей долгов. Из них 61,4 млрд рублей компании простят в обмен на акции — «Ростех» и «Рено» увеличат свою долю в «Автовазе» с 64,6 до 83,5%.

Плюсы: теперь компании не нужно платить часть процентов по кредитам и займам. Если бы у «Автоваза» не было крупных процентных расходов, он мог раньше стать прибыльным.

Возможные плюсы: владельцы заинтересованы в развитии бизнеса и возврате инвестиций. Варианта два: продать долю другим инвесторам или получить дивиденды.

Мультипликаторы — производные финансовые показатели. Они помогают сравнить компанию с конкурентами и понять, дорого или дешево продают акции на фондовом рынке.

Чтобы не получить искаженные мультипликаторы, берем годовые показатели — суммируем данные из отчетов за последние 4 квартала. Я покажу на примере отчета за 1 квартал 2018 года, какие данные нам нужны.

Рыночную капитализацию можно брать с Investfunds.ru. В нашей таблице с расчетами рыночная капитализация автоматически загружается из «Гугл-финансов». Мультипликаторы будут актуальны до следующего квартального отчета «Автоваз».

Результаты «Автоваза» за 12 месяцев

Показатель Сумма, млн Р
Выручка 244 421
Валовая прибыль 19 503
Прибыль до налогов −6944
Проценты полученные 1470
Проценты уплаченные −8420
Чистая прибыль −6244
Денежные средства и их эквиваленты 11 759
Краткосрочные кредиты и займы 46 296
Долгосрочные кредиты и займы 55 939
Капитал −60 417
Амортизация 3369
Капитализация 150 515

Я посчитал мультипликаторы. Расчеты можно посмотреть в таблице. Объясняю, что и зачем считал.

Мультипликаторы «Автоваза»

Мультипликатор Значение
P/E −21,7
P/BV −2,5
EV 185 052
EBITDA −5045
EV/EBITDA −36,7
Долг/ EBITDA −20,3
ROE −0,5%
Gross Margin 8%

P/E , или Price to Earning, — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Для российского рынка хороший результат — от 0 до 5.

P/BV , или Price to Book Value, — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Показывает, хватит ли компании денег, чтобы рассчитаться с инвесторами в случае банкротства. От 0 до 1 — хороший результат; больше единицы или отрицательный результат — всем инвесторам денег не хватит. У «Автоваза» отрицательный капитал: если компания обанкротится, она не сможет раздать все долги.

EV , или Enterprise Value, — стоимость компании, учитывающая рыночную капитализацию и долг компании.

EBITDA — идеальная прибыль компании, не учитывающая расходы на проценты кредиторам, уплату налогов и амортизацию.

Долг — сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов. В абсолютном значении показатель нам не интересен, важен в сравнении.

EV/EBITDA — аналог P/E , но учитывает больше данных. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 5 — возможно, компания недооценена.

Долг/ EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У компании все печально: владельцам приходится списывать долги.

ROE — рентабельность капитала, отношение прибыли к капиталу компании. Показывает, сколько бизнес приносит на 1 рубль собственных денег. Больше — лучше. У «Автоваза» отрицательный капитал и нет прибыли, поэтому мультипликатор сейчас не имеет смысла. Но «Автоваз» увеличит капитал за счет покупки «Ростехом» и «Рено» дополнительных акций, а 2018 год может закончить с прибылью — тогда ROE будет иметь смысл.

Gross margin — валовая маржа, отношение валовой прибыли к выручке. Показывает, сколько денег остается у компании после вычета себестоимости производства или покупки товара.

Что дальше

Следите за продажами «Автоваза», если готовы добавить акции компании в свой шортлист. «Автоваз» — градообразующее предприятие, поэтому компанию будут тянуть из долгов как можно дольше. Другое дело, что инвесторов интересует способность компании приносить прибыль: нет прибыли — нет дивидендов.

Но в инвестициях не все так грустно. У этих компаний все гораздо лучше:

  1. Материнская компания Гугла заработала 9,4 млрд долларов за квартал.
  2. «Нетфликс» продолжает получать бумажную прибыль, а с денежной — проблемы.
  3. У российской «Северстали» все так хорошо, что они готовы платить еще больше дивидендов.

Сравнительный анализ по данным ФНС

Финансовое состояние АО "АВТОВАЗ"

Ключевые финансовые показатели

* Сравнение проведено с организациями отрасли 29.10 "Производство автотранспортных средств", т.к. для отрасли 29.10.2 "Производство легковых автомобилей" в базе ФНС нет данных.

Сравнительный финансовый анализ показателей АО "АВТОВАЗ" за 2019 год

1. Сравнение со среднеотраслевыми показателями

Ниже приведено сравнение ключевых финансовых показателей АО "АВТОВАЗ" за 2019 год с аналогичными среднеотраслевыми показателями за 2019 год. В качестве среднеотраслевых показателей взяты показатели 64 организации с выручкой свыше 2 млрд. руб., занимающиеся видом деятельности "Производство легковых автомобилей" (код по ОКВЭД2 29.10.2). В качестве среднего показателя использовано медианное значение, смысл которого в следующем: половина (50%) всех организаций имеют показатель выше медианного, другая половина – ниже.

1.1. Финансовая устойчивость организации

Показатели АО "АВТОВАЗ", 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Коэффициент автономии 0,01 ≤0,12 0,29 ≥0,48
Значение коэффициента автономии намного ниже среднеотраслевого, как минимум ¾ аналогичных организаций имеют бо́льшую долю собственных средств в капитале. Сильная зависимость от заемного капитала снижает финансовую устойчивость. Рекомендуем увеличить собственный капитал на 53380473 тыс. руб., чтобы он составил 29% от общего капитала организации.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2,32 ≤-0,12 0,12 ≥0,38
Отрицательное значение коэффициента вызвано тем, что величина внеоборотных активов организации превышает собственный капитал. Соответственно, часть внеоборотных и все оборотные активы профинансированы за счет заемного капитала.
Коэффициент обеспеченности запасов -6,07 ≤-0,28 0,16 ≥0,86
Коэффициент обеспеченности запасов показывает степень покрытия имеющихся у организации материально-производственных запасов собственными средствами.Как и в случае с коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, отрицательное значение обусловлено тем, что внеоборотные активы больше собственного капитала.
Коэффициент покрытия инвестиций 0,61 ≤0,14 0,41 ≥0,61
Высокая доля собственного и долгосрочного заемного капитала в общем капитале организации обеспечила значение коэффициента покрытия инвестиций, значительно превосходящее среднеотраслевое.

1.2. Платежеспособность АО "АВТОВАЗ"

Показатели АО "АВТОВАЗ", 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Коэффициент текущей ликвидности 0,78 ≤1 1,25 ≥1,72
Соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств значительно хуже, чем у подавляющего большинства (не менее 75%) аналогичных организаций. Это угрожает платежеспособности организации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Коэффициент быстрой ликвидности 0,47 ≤0,4 0,68 ≥1,02
Меньший, по сравнению со среднеотраслевым, коэффициент допускает риск утраты платежеспособности в среднесрочной перспективе.
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1 ≤0,04 0,12 ≥0,41
Краткосрочные обязательства обеспечены высоколиквидными активами хуже, чему у большинства аналогичных предприятий. Это несет риски непрерывности погашения наиболее срочных обязательств.

1.3. Рентабельность деятельности

Показатели АО "АВТОВАЗ", 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Рентабельность продаж 1,41% ≤-0,32% 1,77% ≥6,97%
Прибыль от продаж в каждом рубле выручки ниже, чем у большинства аналогичных организаций.
Рентабельность продаж по EBIT 1,94% ≤1,2% 4,1% ≥8,12%
Ниже среднего.
Норма чистой прибыли 0,13% ≤0,15% 1,74% ≥5,57%
Норма чистой прибыли показывает, сколько копеек чистой прибыли получает организация в каждом рубле выручки.У АО "АВТОВАЗ" этот показатель хуже, чем у основного числа (как минимум 75%) аналогичных организаций.
Коэффициент покрытия процентов к уплате 0,99 ≤0,99 2,79 ≥15,1
Нагрузка по обслуживанию заемных средств организацией в 2019 году была существенно выше среднеотраслевой.
Рентабельность активов 0,27% ≤0,28% 3,12% ≥9,25%
Отдача от использования всех активов значительно ниже, чем у подавляющего большинства сопоставимых предприятий.
Рентабельность собственного капитала 66,5% ≤6,61% 19,6% ≥38%
Отрицательная среднегодовая величина собственного капитала в 2019 году не позволяет рассчитать его рентабельность.
Фондоотдача 4,16 ≤6,56 16,4 ≥91,6
Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на каждый рубль стоимости основных фондов организации. Для фондоемких отраслей этот показатель ниже, чем для материалоемких. Фондоотдача организации существенно ниже среднеотраслевой. На это повлияла в том числе повышенная доля внеоборотных активов.

1.4. Показатели деловой активности (оборачиваемости)

Показатели АО "АВТОВАЗ", 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Оборачиваемость оборотных активов, в днях 61,5 ≥199 136 ≤91,6
Организации требуется значительно меньше дней для получения выручки равной величине оборотных активов, чем сопоставимым предприятиям. Этому способствовала невысокая, по сравнению с конкурентами, доля оборотных активов.
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в днях 33 ≥76,1 44,4 ≤27,8
Управление дебиторской задолженностью поставлено лучше, чем в аналогичных организациях.
Оборачиваемость активов, в днях 178 ≥274 190 ≤118
Организация распоряжается всеми имеющимися активами эффективней, чем большинство других сопоставимых предприятий.

2. Сравнение с общероссийскими показателями

В дополнение к сравнительному анализу в рамках отрасли ниже приведено сравнение финансовых показателей АО "АВТОВАЗ" со всеми российскими предприятиями аналогичного масштаба деятельности. В сравнении использованы 11 тыс. российских организаций с выручкой свыше 2 млрд. руб.

Показатели АО "АВТОВАЗ", 2019 г. Общероссийские показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднее значение (медиана) Существенно лучше** среднего
Коэффициент автономии 0,01 ≤0,08 0,26 ≥0,54
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2,32 ≤-0,12 0,08 ≥0,34
Коэффициент обеспеченности запасов -6,07 ≤-0,47 0,32 ≥1,66
Коэффициент покрытия инвестиций 0,61 ≤0,17 0,44 ≥0,73
Коэффициент текущей ликвидности 0,78 ≤1,03 1,32 ≥2,15
Коэффициент быстрой ликвидности 0,47 ≤0,59 0,95 ≥1,45
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1 ≤0,02 0,1 ≥0,4
Рентабельность продаж 1,41% ≤0,96% 3,74% ≥9,72%
Рентабельность продаж по EBIT 1,94% ≤1,18% 3,78% ≥9,88%
Норма чистой прибыли 0,13% ≤0,36% 1,94% ≥6,61%
Коэффициент покрытия процентов к уплате 0,99 ≤1,58 4,17 ≥19,4
Рентабельность активов 0,27% ≤0,98% 4,98% ≥13,8%
Рентабельность собственного капитала 66,5% ≤7,71% 23,5% ≥58,6%
Фондоотдача 4,16 ≤5,57 37,3 ≥323
Оборачиваемость оборотных активов, в днях 61,5 ≥196 119 ≤68,4
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в днях 33 ≥97,9 52,8 ≤26,5
Оборачиваемость активов, в днях 178 ≥322 170 ≤88,5

3. Итоги сравнительного анализа

Формируя выводы по результатам сравнительного анализа, мы рассмотрели девять наиболее важных показателей:

  • три показателя финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами и покрытия инвестиций);
  • три показатели платежеспособности (коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности);
  • три показателя эффективности деятельности (рентабельность продаж, норма чистой прибыли, рентабельность активов).

В зависимости от попадания каждого значения в квартиль, показателям присвоен балл от -2 до +2 (-2 – 1-й квартиль, -1 – 2-й квартиль, +1 – 3-й квартиль; +2 – 4-й квартиль; 0 – значение отклоняется от медианы не более чем на 5% разницы между медианой и квартилем, в который попало значение показателя). Для формирования вывода баллы обобщены с равным весом каждого показателя (найдено среднее арифметическое баллов). Полученное значение интерпретировано следующим образом

  • от +1 до +2 включительно – финансовое состояние значительно лучше среднего;
  • от 0.11 до +1 включительно – финансовое состояние лучше среднего;
  • от -0.11 вкл до +0.11вкл – примерно соответствует среднему;
  • от -1 вкл до -0.11) – хуже среднего;
  • от -2 включительно до -1 – значительно хуже среднего.

Результат расчета итогового балла для АО "АВТОВАЗ" представлен в следующей таблице:

Показатель Результат сравнения показателей АО "АВТОВАЗ"
с отраслевыми с общероссийскими
1. Финансовая устойчивость
1.1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) -2 -2
1.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2 -2
1.3. Коэффициент покрытия инвестиций +2 +1
2. Платежеспособность
2.1. Коэффициент текущей ликвидности -2 -2
2.2. Коэффициент быстрой ликвидности -1 -2
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности -1 -1
3. Эффективность деятельности
3.1. Рентабельность продаж -1 -1
3.2. Норма чистой прибыли -2 -2
3.3. Рентабельность активов -2 -2
Итоговый балл -1.2

Финансовое состояние организации значительно хуже среднего по отрасли.

-1.4

Финансовое состояние организации значительно хуже среднего по РФ.

* Существенно хуже среднего – 1-я квартиль значений, то есть наихудшие значения 25% предприятий отрасли.

** Существенно лучше среднего – 4-я квартиль значений, то есть наилучшие значения 25% предприятий отрасли.

Выводы аудитора

Мы провели сравнительный анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах АО "АВТОВАЗ" (далее – Организация) за 2019 год, содержащихся в базе данных ФНС. Основным видом деятельности Организации является производство легковых автомобилей (код по ОКВЭД 29.10.2). В ходе анализа мы сравнили ключевые финансовые показатели Организации со средними (медианными) значениями данных показателей конкретной отрасли (вида деятельности) и всех отраслей Российской Федерации. Среднеотраслевые и среднероссийские значения показателей рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год, представленной ФНС. При расчете среднеотраслевых данных учитывались организации, величина активов которых составляет более 10 тыс. рублей и выручка за год превышает 100 тыс. рублей. Из расчета также исключались организации, отчетность которых имела существенные арифметические отклонения от правил составления бухгалтерской отчетности. Поскольку вид деятельности производство легковых автомобилей (код по ОКВЭД 29.10.2). представлен в базе ФНС отчетностью менее чем 20 организаций, удовлетворяющей указанным выше критериям, сравнение финансовых показателей Организации проведено с показателями вида деятельности производство автотранспортных средств (код по ОКВЭД 29.10) При сравнении использованы среднеотраслевые показатели организаций сопоставимого масштаба деятельности - крупные предприятия (выручка более 2 млрд рублей в год). По результатам сравнения каждого из девяти ключевых показателей с медианным значением нами сделан обобщенный вывод о качестве финансового состояния Организации.

В результате анализа ключевых финансовых показателей Организации нами установлено следующее. Финансовое состояние АО "АВТОВАЗ" на 31.12.2019 значительно хуже финансового состояния половины всех крупных предприятий, занимающихся видом деятельности производство автотранспортных средств (код по ОКВЭД 29.10). При этом в 2019 году финансовое состояние Организации существенно не изменилось.

Такой же вывод можно сделать и при сравнении показателей Организации со средними показателями для всех отраслей Российской Федерации. Финансовое положение АО "АВТОВАЗ" значительно хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе ФНС и удовлетворяет указанным выше критериям.

Когда-то проблемный АвтоВАЗ по итогам 2018 года показал прибыль по МСФО 5,86 млрд руб. против убытка годом ранее. Выручка компании выросла сразу на 25,5%, до 283,1 млрд руб. Компания рефинансировала большинство своих краткосрочных финансовых обязательств долгосрочными, однако фактором риска остается тот факт, что чистые активы компании по итогам года были отрицательными. Впрочем, отмечают аналитики, при имеющейся поддержке основных акционеров риски для компании минимальны, особенно в свете улучшения операционных показателей.

Чистая прибыль АвтоВАЗа за 2018 год составила 5,86 млрд руб. против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее, сообщается в отчетности компании по МСФО. Выручка выросла на 25,5%, до 283,13 млрд руб., операционная маржа — в 9,15 раза, до 14,65 млрд руб. Концерн уже показывал прибыль в отчетности за шесть и девять месяцев 2018 года, и аналитики ожидали, что улучшение финансовых показателей автоконцерна продолжится. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году АвтоВАЗ нарастил продажи Lada на 16%, до 360,2 тыс. автомобилей при росте рынка на 12,8%, до 1,8 млн машин.

Согласно отчетности, долгосрочные обязательства компании в 2018 году составили 64,5 млрд руб. против 62 млрд руб. в 2017 году. Краткосрочные обязательства сократились в 1,7 раза, до 70,6 млрд руб., торговая кредиторская задолженность — на 27,5%, до 50,55 млрд руб. Оборотные активы АвтоВАЗа составили 61,4 млрд руб. Превышение краткосрочными обязательствами оборотных активов в компании называют фактором неопределенности. Чистые активы на конец года были отрицательными. При этом среди положительных тенденций отмечается, что АвтоВАЗ рефинансировал большинство своих краткосрочных финансовых обязательств долгосрочными, а новые соглашения о привлечении финансирования не содержат условий, которые могут дать кредиторам право потребовать досрочного погашения задолженности.

Факторами неопределенности продолжения непрерывной деятельности в компании также называют существенную зависимость от поддержки акционеров, финансовые и рыночные условия и изменения в госпрограммах для автопрома. Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что операционный результат компании намного лучше, чем несколько лет назад, и поддержка основных акционеров сводит к минимуму какие-либо риски прекращения деятельности, даже если в долговых ковентантах это прописано.

Финансовое оздоровление АвтоВАЗа в 2016 году решили провести основные акционеры завода Renault—Nissan (в сентябре 2017 года Nissan вышел из альянса) и «Ростех». В рамках первого этапа в декабре 2016 года АвтоВАЗ провел допэмиссию на 26,1 млрд руб., акции выкупили Alliance Rostec Auto (нидерландское СП Renault—Nissan и «Ростеха»), Renaissance Securities и другие миноритарии. В ходе второго этапа весной 2018 года автоконцерн конвертировал в акции долги на 61,4 млрд руб., которые по закрытой подписке приобрело СП. При этом «Ростех» и Renault переуступили в пользу Alliance Rostec Auto права требования по долгам АвтоВАЗа — по 30,7 млрд руб.

Почему собственника АвтоВАЗа переводят в российскую юрисдикцию

СП в октябре выставило миноритариям АвтоВАЗа принудительную оферту на выкуп их акций, увеличив ранее свою долю в концерне до 96,64%. Как следует из списка аффилированных лиц АвтоВАЗа по состоянию на 31 декабря, Alliance Rostec Auto B.V. стало единственным акционером компании, доведя свою долю в капитале автопроизводителя до 100%. Согласно материалам Renault, СП завершило принудительный выкуп акций 26 декабря, приобретя 375,07 млн акций (259,8 млн обыкновенных и 115,25 млн привилегированных), что составило 3,36% уставного капитала АвтоВАЗа. При этом доли в Alliance Rostec Auto были перераспределены: теперь у Renault — 67,61% (ранее — 66,2%), у «Ростеха» — 32,39% (ранее 33,8%). В начале апреля АвтоВАЗ завершил делистинг акций по решению Alliance Rostec Auto.

Как следует из отчетности, Минпромторг подписал специнвестконтракт (СПИК, дает налоговые льготы в обмен на инвестиции) с АвтоВАЗом и регионами, его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi по контракту выступят в качестве привлеченных сторон. Проект предполагает развитие модельного ряда автомобилей Lada, Nissan, Datsun, Renault и Mitsubishi, модернизацию мощностей для их производства, а также локализацию производства коробок передач совместно с японскими партнерами и дальнейшее развитие производства двигателей.

На конец 2018 года АвтоВАЗ не начал инвестировать в проект. Также в отчетности отмечается, что в налоговое законодательство не были внесены изменения, поэтому компания приняла решение продолжать применять действующую ставку 20% для расчета отложенного налога. Как сообщал “Ъ” от 25 марта, сейчас в рамках СПИК есть сложность с применением льготной ставки по налогу на прибыль. Инвесторы жаловались, что действующая редакция Налогового кодекса предполагает, что такая льгота действует только в случае получения 90% доходов от реализации СПИК, что делает невозможным ее применение для проектов по модернизации существующих производств. Сейчас проект нового инвестрежима предполагает, что будет предусмотрена возможность раздельного учета налоговой базы, что должно позволить допустить к праву на льготу инвесторов, которые не создают новые производства в рамках СПИК.

Читайте также: