Средневзвешенный уровень импортных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582 (дата обращения: 12.04.2021).

Влияние внешнеэкономических связей на экономику страны может быть оценено в определенных количественных и качественных показателях. Особое влияние на торговлю оказывает таможенный тариф. Таможенный тариф – это собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [1].

Импортный таможенный тариф выполняет ряд функций. Во-первых, он является инструментом протекционистской политики. Импортные пошлины, которые оплачивает импортер, приводят к повышению цен на импортные товары, что обеспечивает определенные преимущества национальным производителям в процессе реализации их товаров на внутреннем рынке.

Во-вторых, влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенного момента может содействовать развитию национального производства и экспорта. Увеличение цен на импортные товары приводит к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако к этому следует относиться весьма осторожно, поскольку такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В-третьих, таможенный тариф многими странами используется в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Это может выразиться во встречном снижении пошлин.

В-четвертых, он может применяться в интересах развития экспорта посредством одностороннего освобождения от пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт. Такая практика применяется при импорте давальческого сырья.

В-пятых, на основе таможенного тарифа осуществляется строгий контроль государства за прохождением грузов через границу.

В-шестых, посредством таможенного тарифа, облагая пошлинами товары, государство реализует фискальные цели, т.е. обеспечивает поступление денежных средств в госбюджет [2].

Таможенные тарифы влияют на экономику страны в зависимости от ее экономической ситуации. Страны можно разделить на две группы: страны, чей спрос на импортные товары не изменяет мировые цены и страны, спрос которых изменяет мировые цены.

Рисунок 1 иллюстрирует уровень таможенного тарифа в странах мира, а таблица 1 отображает мировых лидеров и аутсайдеров по таможенному тарифу.



Рисунок 1 – Уровень таможенного тарифа в странах мира

Таблица 1 – Тарифные ставки, 2012



Рисунок 2 – Рейтинг 20 самых высоких тарифных ставок в мире

В развивающихся странах высокие тарифы по причине больших национальных затрат на производство товаров и желания защитить свой рынок от конкуренции, защиты молодых отраслей промышленности. В таких государствах таможенная пошлина составляет от 50% и выше, а в ряде стран и вовсе выше 100%. Самая высокая ставка, по данным 2012 года у Бангладеш. Самая маленькая ставка у США. Высокие тарифы в развитых странах будут оказывать отрицательное влияние на экономику страны, потому что они снижают уровень благосостояния страны и увеличивают торговое бремя на потребителей.

Проведем анализ влияния тарифов и средневзвешенной тарифной ставки на импорт страны (в % от ВВП) при помощи построения регрессионного уравнения.

Таблица 2 – Коэффициенты регрессии (2012) a

a. Зависимая переменная: Y1
Источник: Расчёты автора

Нормированные коэффициенты (Beta) оцениваются по нормированным данным, имеющим выборочное среднее, равное 0, и стандартное отклонение, равное 1. Величина Beta позволяет сравнить вклады каждого предиктора в предсказание отклика. Отрицательный знак коэффициентов при переменных X2, X3 означает, что зависимость между предиктором и откликом обратная. Из таблицы 2 выведем коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат (свободный член). Таким образом, общее уравнение множественной регрессии для всех стран выглядит следующим образом:

Y=32,920 + 2,063 * Х1 – 1,711 * Х2 + 0 ,163 * Х5

Для интерпретации направления связи между переменными учитывают знаки (плюс или минус) регрессионных коэффициентов. Если регрессионный коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой переменной положительна; если регрессионный коэффициент отрицателен, то и связь носит отрицательный характер. Если регрессионный коэффициент равен 0, то линейная связь между переменными отсутствует.

Полученное уравнение означает, что при изменении Х1 на единицу, показатель Y увеличится на 2,063; при изменении показателя Х2 на единицу, Y уменьшится на 1,711, при изменении показателя Х5 на единицу, Y увеличится на 0,163. Т.е. при изменении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно меняется показатель импорта в % от ВВП.

Проведенные анализ показал, что выбранные показатели имеют прямую зависимость друг от друга. Во всех странах при повышении или снижении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно и изменяется размер импорта.

Для определения факторов, позволяющих определить зависимость тарифной ставки от размера импорта страны, проведем анализ на основе нескольких показателей, признаки кластеризации выявляются по 183 странам. Кластерный анализ предназначен для объединения некоторых объектов в классы, чтобы в один класс попадали максимально схожие, а объекты различных классов максимально отличались друг от друга. Количественный показатель сходства рассчитывается заданным способом на основании данных, характеризующих объекты.

Принято решение использовать метод k-средних, который заключается в следующем: вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений (в нашем случае k=4), которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (k+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого, минимальна.

Когда результаты классификации получены, можно рассчитать среднее значение показателей по каждому кластеру, чтобы оценить, насколько они различаются между собой.

В качестве факторов для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели за 2012 год:

По нашему мнению, данные показатели наиболее полно отражают развитие внешнеэкономических связей стран.

Кластерный анализ проводился с использованием статистического программного продукта SPSS 18.0.

В результате проведенного анализа страны были объединены в группы со схожими характеристиками, как это указано в табл. 2.

Таблица 3 – Классификация стран на 2012 год

Кластер 1 – Страны со средними показателями импорта и низкими тарифными ставками

Австралия, Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Корея (Южная), Литва, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Оман, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония

Кластер 2 – Страны с высокими показателями импорта и невысокими тарифными ставками

Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Кластер 3 – Страны лидеры по показателям импорта и низкими тарифами

Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур

Кластер 4 – Страны с неинтенсивным импортом и высокими тарифами

Азербайджан, Ангола, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Болгария, Ботсвана, Венесуэла, Габон, Гайана, Гренада, Греция, Иордания, Ирак, Казахстан, Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Македония, Мексика, Монголия, Намибия, Палау, Республика Конго, Россия, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сербия, Суринам, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Хорватия, ЮАР

Багамы, Белоруссия, Испания, Кипр, Латвия, Ливия, Панама, Польша, Португалия, Сейшельские острова, Сент-Киттс и Невис, США, Таиланд, Чили, Япония

Албания, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Грузия, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизстан, Кирибати, Китай, Колумбия, Коморские острова, Конго, Корея (Северная), Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские о-ва, Марокко, Мозамбик, Молдова, Мьянма, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Соломоновы острова, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, о-ва Тонго, Уганда, Узбекистан, Филиппины, ЦАР, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, Ямайка

Источник данных: Расчёты автора

В результате в 1-ый кластер вошло 30 стран, во 2-ой – 5 стран, в 3-ий кластер – 4 страны и в 4-ый кластер -143 страна. Т.к. в последнем кластере оказалось большое количество стран с низкими показателями, было принято решение разделить его еще на 3 подкластера – 38,15 и 90 стран соответственно. Все 183 страны приняли участие в анализе, но т.к. Лихтенштейн выбился в отдельную группу, в данной таблице представлена группировка 182 стран.

Согласно таблице 3, в 3 кластере оказались страны с самыми высокими показателями импорта на душу населения, к ним относятся Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Страны, принадлежащие ко 2-ому кластеру, также имеют высокие показатели импорта на душу населения, также как и страны 3 кластера, являются открытыми, но уже в меньшей мере, к ним отнеслись Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Страны, принадлежащие к 1 кластеру, обладают средними показателями импорта и низкими тарифными ставками. Большинство этих стран являются членами ЕС, соответственно они имеют одинаковые тарифные ставки. В 4 кластере в преобладающем большинстве оказались развивающиеся страны, средний уровень обложения пошлинами товаров которых намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Также сюда отнесли и развитые страны экспорт и импорт, которых приблизительно равен.

По результатам проведенного анализа, Россия заняла место в 4 кластере. Она относится к странам с неинтенсивным импортом. Экспортируемых товаров в стране больше, чем импортируемых. Объяснением этому как раз таки и могут послужить достаточно высокие тарифы и средневзвешенная тарифная ставка. Однако в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию ожидается снижение тарифной ставки примерно на 4% по всем видам продукции.

Библиографический список

  1. Горбачева М. Анализ тенденций развития международной торговли // Современные научные исследования и инновации – 2013. – №10 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456
  2. Гундина Ю.Р. Классификация стран мира на рынке нефти // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3566 (дата обращения: 27.12.2013).
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  4. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/
  5. Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 26.12.2013).
  6. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе // ОЛМАРПРЕСС. – 2011. – 224+8c/
  7. Фаминский И.И. Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.- 416с.
  8. World Tariff Profiles 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles12_e.pdf

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

22 августа Россия стала 156-м по счету членом ВТО и первым по продолжительности процесса вступления в организацию — условия присоединения России к ВТО обсуждались почти 18 лет. Результаты многолетних переговоров зафиксированы в Протоколе о присоединении России к ВТО.

Обязательства России в ВТО зафиксированы в следующих документах:

1) Доклад рабочей группы — содержит результаты переговоров Рабочей Группы по отдельным элементам экономической системы и торгового режима России и его соответствия нормам и правилам ВТО, на основе текстов нормативных правовых актов и других документов, представленных российской стороной.

2) Перечень тарифных уступок — консолидированные результаты двусторонних и многосторонних переговоров по доступу товаров на внутренний рынок России

3) Перечень специфических обязательств по услугам — фиксирует обязательства, гарантирующие иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа и национальный режим

Присоединение России к ВТО означает принятие обязательств по исполнению правил ВТО с даты присоединения.Однако, в соответствии с условиями присоединения России, можно выделить следующие сферы регулирования, которые частично или полностью выведены из-под обязательств ВТО:

— Ценообразование (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, дискриминирующих импортные товары);

— Особые экономические зоны (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ);

— Техническое регулирование (возможность сохранения в силе до принятия новых технических регламентов обязательных ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО);

— Сельское хозяйство (возможность существенно повысить уровень искажающей торговлю поддержки сельского хозяйства после присоединения к ВТО);

— ТРИМс (связанные с торговлей инвестиционные меры) в части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности — возможность временного сохранения противоречащих ВТО мер.

ВТО и Таможенный Союз

В процессе присоединения была проведена работа по приведению соответствующего российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения значительных изменений в российское законодательство или нормативную базу Таможенного союза.

В связи с тем, что после начала функционирования Таможенного союза часть полномочий по регулированию торговли перешла на наднациональный уровень, Россия принимает на себя обязательства об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза. Реализация таких обязательств будет возможна благодаря подписанию Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, в соответствии с которым обязательства принимаемые государством-членом ТС при присоединении к ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза.

О результатах переговоров по доступу на рынок товаров

Перечень уступок и обязательств России по товарам (далее — Перечень) представляет собой консолидацию результатов двусторонних (с 57 членами ВТО включая ЕС, который выступает в ВТО как один член) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, основная часть из которых прошла в период с 1998 по 2008 гг.

1. Импортные пошлины

Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров проводились на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 1996 года (ГС 1996). Как следствие, результаты таких переговоров фиксировались в ГС 1996. Однако Перечень оформляется на базе товарной номенклатуры, применяемой на момент завершения работы Рабочей группы по присоединению России к ВТО, то есть на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 2007 года (ГС 2007). Перевод обязательств из номенклатуры ГС 1996 в ГС 2007 осуществлен при помощи переходных таблиц, разработанных с участием ФТС России.

По каждой тарифной линии Перечня фиксируются уровни связывания (предельные уровни ставок) — начальный и конечный (в случае его отличия от начального) и переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки.

Следует особо подчеркнуть, что заметное влияние на ход переговоров по тарифам и формирование обязательств России в этой сфере оказали мероприятия, осуществленные в рамках тарифной реформы в 2000—2001 гг., когда были существенно снижены тарифные пики и осуществлена унификация тарифов в рамках групп товаров со сходными характеристиками. Данная реформа привела к снижению средневзвешенной ставки на сельскохозяйственные товары примерно на 5%, на промышленные товары — примерно на 3%.

В соответствии со сложившейся в ВТО практикой, основой для тарифных переговоров является действующий тариф присоединяющейся страны. В этой связи, после проведенной реформы запросы по доступу на российский рынок были существенным образом ужесточены.

Результаты переговоров, в процессе которых обсуждались условия присоединения России к ВТО, не учитывают решения о повышении ставок пошлин, принятые в период после завершения переговоров с основными торговыми партнерами до настоящего времени (в частности, изменения, осуществленные в рамках формирования ЕТТ).

В результате, с даты присоединения России к ВТО ставки ввозных таможенных пошлин на ряд товаров должны быть снижены (возвращены на уровень тарифа, действовавшего в России в период 2004—2006 гг.). В ряде случаев это предусматривает переход от комбинированной к адвалорной ставке или специфической, снижение специфической составляющей комбинированной ставки.

В основном, это касается таких товаров, как:

  • Живые свиньи
  • Баранина
  • Субпродукты мясные
  • Прочее мясо
  • Молоко и сливки сухие и сгущенные, сливочное масло
  • Рис и изделия из него
  • Пальмовое масло
  • Маргарин
  • Сахар-сырец и сахар прочий (кроме сахара белого)
  • Некоторые готовые изделия из мяса
  • Некоторые изделия из шоколада
  • Некоторые виды соков
  • Дрожжи
  • Минеральные воды и др. напитки
  • Тара из пластмасс
  • Некоторые виды изделий из бумаги и картона
  • Некоторые виды одежды и обуви
  • Изделия из стали (прокат)
  • Трубы
  • Банки для консервирования
  • Отдельные товары из цветных металлов
  • Холодильники
  • Комбайны
  • Асинхронные электродвигатели переменного тока
  • Автомобили (грузовые, легковые, автобусы и спецтехника)
  • Полуприцепы автомобильные
  • Некоторые виды часов

По более чем 90% адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин с даты присоединения России к ВТО ставки могут быть установлены на уровне выше или равном уровню ставок действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

По истечении всех переходных периодов около 50% предельных адвалорных пошлин и адвалорных частей комбинированных пошлин останется на уровне не ниже действующего ЕТТ.

Снижению более чем на 5 процентных пунктов подвергнутся ставки в основном на те же товары, о которых речь шла выше (ставки пошлин повышены после завершения переговоров, в рамках антикризисных мер, при формировании ЕТТ, в рамках текущих корректировок уровня тарифной защиты).

Отмена ставок пошлин предполагается в значительном количестве случаев по тем позициям, где уже сейчас действуют нулевые ставки. Иные случаи в основном сводятся к так называемым товарам информационных технологий и элементной базы для их производства (в отношении которых с США была достигнута договоренность о либерализации через трехлетний переходный период).

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом приведены в таблицах. Расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из Дальнего зарубежья в 2008—2010 гг.

Таким образом, в целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину — порядка 4,4 процентных пункта.

Необходимо отметить, что в связи с присоединением к ВТО Республики Казахстан потребуется осуществить гармонизацию ее тарифных обязательств с обязательствами России для дальнейшего исполнения сформированных таким образом единых тарифных обязательств в ЕТТ.

2. Тарифные квоты

С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса КРС (крупного рогатого скота) (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202), свинины (код ТН ВЭД ТС 0203) и мяса птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) с сохранением отдельных страновых квот по мясу КРС и мясу птицы.

Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса КРС и мяса птицы — не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину — 31.12.2019 г.

В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202) на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН ВЭД ТС 0203) на уровне не выше 25%.

3. Обязательства по поддержке сельского хозяйства

Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю).

Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее — АМС). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика» (меры поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).

Обязательства по АМС, согласно условиям присоединения России к ВТО, предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках «янтарного ящика») до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 годы. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США, что соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства за 2006—2008 гг.

При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).

Следует отметить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна связывает общий объем поддержки АМС на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязательство о сокращении его в течение базового периода.

Россия принимает обязательство о связывании объема АМС на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует базовому периоду 2006—2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд. долл, который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд. долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).

Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксировать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «янтарной корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки (т. е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%.

Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».

4. Экспортные пошлины

Условия присоединения России к ВТО предполагают обязательства в области таможенных пошлин, которые включают договоренности по ставкам экспортных пошлин, достигнутые, главным образом, в переговорах с ЕС.

Обязательства, согласованные с ЕС предусматривают «связывание» ставок пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий). В данный список вошли все товары, в отношении которых действовали экспортные пошлины на май 2004 г.

На нефть и нефтепродукты (по действовавшему на тот период перечню товаров, на которые распространялись экспортные пошлины) предусмотрено применение особой формулы расчета ставок. При этом формула расчета предельных ставок на нефть зафиксирована в соответствии с действовавшим законодательством. Формулы ставок на нефтепродукты соответствуют действующим на настоящий момент. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок. Предельная ставка на природный сжиженный газ установлена на уровне 21%, но не более 40 евро/1000 кг без обязательств по снижению.

5. Доступ на рынок услуг

В переговорах по доступу на российский рынок услуг было заинтересовано 30 членов ВТО.

В рамках процесса присоединения к ВТО Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа и национальный режим, в объеме и на условиях, зафиксированных в соответствующем документе, который Россия согласовывает со всеми заинтересованными членами ВТО (Перечне специфических обязательств по услугам — далее — Перечень). Перечень составляется по методологии ВТО, в его основу ложится Классификатор услуг ВТО, который насчитывает 155 секторов услуг.

С момента присоединения к ВТО, Россия принимает на себя обязательства по 116 секторам услуг. Этот показатель сопоставим с показателями недавно присоединившихся стран (Китай, Саудовская Аравия), однако, уровень либерализации российского рынка услуг ниже, чем уровень либерализации рынка услуг этих стран.

В 39 секторах услуг (например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области НИР и др.) Россия не связывает себя обязательствами. Это означает, что в будущем в этих секторах можно будет вводить любые ограничения для иностранцев, вплоть до полного закрытия рынка. Однако такие ограничения должны применяться на основе принципа РНБ.

Обязательства без ограничений принимаются по 30 секторам (например, услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, услуги консультационные, услуги в сфере управления и т. д.). Однако принятие присоединяющейся страной «обязательств без ограничений» не означает полное дерегулирование соответствующих секторов услуг. После присоединения к ВТО Россия (как и любой другой член этой организации) сохранит за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.

Фактически, ограничено будет только право применять ограничения, изменяющие условия конкуренции между иностранными и национальными поставщиками услуг в пользу последних. К таким ограничениям, в соответствии с методологией ВТО, относятся:

1. Ограничения количества поставщиков;

2. Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуги;

3. Ограничения на общее число операций или количества предоставленных услуг;

4. Ограничения на общее число иностранных физических лиц;

5. Требования к определенной организационно-правовой форме;

6. Ограничения доли иностранного участия в секторе или в капитале отдельной компании;

7. Дискриминационные требования к иностранным услугам/поставщикам услуг.

Использование перечисленных типов ограничений после присоединения к ВТО будет возможно только в том случае, если право их применения зафиксировано в российских обязательствах по услугам. Это правило справедливо только для тех секторов, по которым Россия примет обязательства.

Кроме действующих в российском законодательстве ограничений, в Перечне российских обязательств учитывалась также необходимость сохранения права введения новых ограничений в наиболее чувствительных областях, таких как, услуги в сфере энергетики, телекоммуникации, образование. В таких секторах режим доступа и деятельности в России иностранных поставщиков услуг, предусмотренный будущими российскими обязательствами в ВТО, является даже более жестким по сравнению с действующим режимом.

В Перечне российских обязательств зафиксированы также меры «горизонтального» характера, то есть распространяющихся на все сектора услуг (ограничения в отношении собственности иностранцев на землю; требования к иностранным инвесторам, участвующим в реализации соглашений о разделе продукции, основные требования по перемещению физических лиц- поставщиков услуг).

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг:

1) запрет на деятельность филиалов иностранных банков («прямых» филиалов) в России;

2) допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости;

3) сохранение 50% квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.

Однако нашими обязательствами не предусмотрено каких-либо ограничений на отдельные виды банковских операций. То есть в случае получения необходимых лицензий банки с иностранными инвестициями смогут работать на всех сегментах российского банковского рынка без ограничений.

Международные перевозки товаров требуют соблюдения ряда документальных формальностей, в том числе и осуществления ряда обязательных платежей - например, таможенного сбора. Определяют данный вид тарифа с помощью нескольких разных методов, следовательно, выделяют несколько видов пошлиy: адвалорная, специфическая и комбинированная.

Определение понятия

ставка адвалорная

Адвалорная пошлина – это платеж, сумма которого определяется с помощью вычисления установленного актуальным законодательством процента от таможенной стоимости ввозимого товара. Адвалорные таможенные пошлины исчисляются на базе общей суммы стоимости партии продукции. Данная ставка - это процент, рассчитываемый от стоимости продукции. Этот вид налога может быть установлен в промежутке от нуля до 30% общей таможенной стоимости груза.

Только ряд товаров имеет один фиксированный уровень адвалорной ставки таможенной пошлины. К нему относятся все спиртные напитки, автомобили и автобусы, бывшие в активном использовании не более пяти лет$ икра, сахар$ а также мебель, стоимость которой не превышает 1.8 евро за килограмм.

ставки адвалорные
Особенности расчета

Данная пошлина предполагает оплату суммы установленной законодательством РФ для определенной товарной группы. Тарифы исчисляются с помощью умножения текущей ставки на общую таможенную стоимость груза. Актуальные адвалорные ставки – это тарифы, действующие в день оформления таможенной декларации.

В исключительных случаях это правило не действует:

  • в случае, если продукция была выпущена до момента подачи декларации;
  • если товары транспортируются с помощью трубопровода;
  • если груз незаконно пересекает границу;
  • если продукция была произведена с нарушением принятых стандартов.

Эти пошлины, в отличие от специфических, являются наиболее востребованными в международных экономических отношениях. Таким образом, во всех странах мира, кроме Швейцарии, адвалорная пошлина взимается согласно принятым стандартам.

адвалорные таможенные пошлины исчисляются

Исчисляются платежи следующим образом: цена товара умножается на адвалорную ставку. Если необходимо рассчитать комбинированную ставку, то находят и ставку адвалорную, и специфическую ставку таможенной пошлины. Далее следует либо определить размер платежа по сумме тарифов, либо же выбрать больший из двух.

Преимущества и недостатки

Хотя специфические таможенные пошлины – это платежи, рассчитанные по не менее эффективным методам, чем адвалорные, именно последние в наибольшей мере распространены в международных экономических отношениях.

адвалорная ставка таможенной пошлины

Преимущества:

  • Используется для определения суммы налогов на оборудование и автомобили. Широкое распространение таких платежей связано с тем, что их довольно-таки просто рассчитать.
  • Защищает внутренний рынок от ввоза в страну низкокачественных товаров.
  • В полной мере соответствует всем актуальным международным стандартам.
  • Значительным образом помогает снизить убытки от недоплаченных платежей.
  • Поддерживает принятые позиции справедливой конкуренции.
  • Удобна для обложения налогом товаров различной оценочной стоимости и самостоятельно подстраивается под актуальные цены.
  • Определяет уровень защищенности внутреннего рынка.

адвалорные ставки таможенных пошлин
Тем не менее, расчет таможенных платежей с помощью адвалорных ставок имеет некоторые недостатки. Так, например, на данную ставку могут оказывать влияние множество факторов, что неизбежно ее изменяет; она довольно-таки субъективна, существенно влияет на возрастание уровня таможенных сборов. специфическая пошлина
Специфические пошлины и адвалорные всегда рассчитываются в национальной валюте конкретной страны. Эти методы исчисления имеют некоторые недостатки, однако оба вида расчёта платежей – абсолютно законные и равноправные . Учитывая все детали, именно адвалорные платежи являются более предпочтительными, приняты во всем мире и рекомендованы Всемирной торговой организацией.

Видео

Данный видео материал расскажет вам о способах расчёта таможенных платежей.

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

date image
2014-02-24 views image
2926

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина -особая форма налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются, соответственно, импортными, экспортными или транзитными.

Импортная пошлина -пошлина на ввозимые в страну товары с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Реже используются экспортные пошлины. Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны.

Экспортные пошлины - пошлины, удорожающие стоимость ввозимых товаров на международном рынке, применяются, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимает экспортные пошлины с вывозимых неокорённых балансов.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обла­дающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины- пошлины на товары, пересекающие национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Специфическая пошлина -пошлина, устанавливаемая с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.) в виде фиксированной суммы.

Специфические пошлины используются для налогообложения сырьевых товаров, т.е. стандартных, больших по объему товарных масс.

Исчисление пошлины с веса производится с веса брутто или нетто. Таможенный вес брутто, в отличие от общепринятого понятия, может исключать внешнюю транспортную упаковку. В то же время вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. в периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более подробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.




Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Преимущество специфических пошлин заключается в том, что при их применении для исчисления размеров таможенного сбора не требуется перевода иностранной валюты в национальную.

Адвалорные пошлины -пошлины, взимаемые в процентах от цены товара.

Использование адвалорных пошлин требует проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости.

Возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену СИФ(включающую стоимость страхования и фрахта) или цену ФОБ(свободно на борту). Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС(свободно вдоль борта), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

В развитых странах процедура определения стоимости товара основыва­ется на положениях заключенного в рамках ГАТТ соглашения по таможенной оценке. В большинстве случаев за базу для взимания пошлины принимается цена товара, указанная в счете-фактуре. Таможенная стоимость товара-стоимость, включающая в себя цену товара плюс расходы по его транспортировке и страхованию.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственны высокая подвижность цен и значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен в условиях “плавающих” курсов валют или в случае обесценивания национальной валюты, оставляя уровень таможенной защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины. Сейчас 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

Альтернативная пошлина -пошлина, взимаемая по усмотрению таможенных властей в виде адвалорной или специфической пошлины, в зависимости от того, какая из них дает наибольшую величину таможенного сбора.

В некоторых случаях в таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям взимаются одновременно обе пошлины: и адвалорная, и специфическая.

Как уже отмечалось, в настоящее время таможенное обложение в странах Запада находится на относительно низком уровне. Так, среднеарифметический уровень пошлин, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Канады и Финляндии, составляет 6,4% а средневзвешенный – 4,7%. Среднеарифме­тический уровеньпошлин для США, Японии и ЕС колеблется в пределах 1-6%, а средневзвешенныйсоставляет соответственно 4,4, 2,8 и 4,7%.

Уровень пошлин по первой категории товаров увеличивается прогрессивно в зависимости от степени обработки, так тарифная эскалация направлена на защиту промышленности, выпускающей готовые резинотехнические изделия. По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или даже превышающие пошлины на готовые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в рассматриваемых странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренций (табл.4).

Особенно неблагоприятно тарифная эскалация в развитых капиталистичес­ких странах отражается на экспорте развивающихся и ряда восточноевропейских стран. Это связано с тем, что существенная доля в их вызове приходится на товары традиционных отраслей промышленности, которые в наибольшей мере подвергаются тарифной эскалации.

В Швеции, Швейцарии, Норвегии уровень таможенного обложения несколько ниже средневзвешенного показателя для развитых капиталистических стран и составляет (%, в скобках – среднеарифметический) 4,1 (4,8), 3,2 (6,7) и 2,3 (2,9) соответственно. В Австрии и Канаде таможенное обложение, наоборот, значительно превышает средний уровень, и аналогичные показатели составляют 7,8 (8,1) и 7,9 (7,3).

Среднеарифметический уровень рассчитывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления суммы на число облагаемых пошлинами тарифных позиций. Средневзвешенный уровень учитывает объем импорта, проходящего по каждой тарифной позиции.

Ограничительная функция таможенных тарифов реализуется в основном посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции. Например, существенный разрыв между средневзвешенным и среднеарифметическим показателем для Финляндии свидетельствует о наличии в этой стране значительного числа высоких ставок пошлин, которые являются практически запретительными для ввоза соответствующих товаров.

Читайте также: