Понятие налогов для школьников

Опубликовано: 23.04.2024

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  4. Соответствие Конституции РФ. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.
  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).
  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).
  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения. Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.
  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога. Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.
  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога. Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.
  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.
  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию. Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.
  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

Виды налогов

По способу изъятия: прямые и косвенные (табл.).

налоги

По виду бюджета, в который поступают налоги: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Разделы: Экономика

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Учитель: А теперь сравним с первоисточником. (Демонстрация слайда 2)

Налоги периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5), и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2), мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель, обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6.

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1) У каждой группы свои примеры.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос классу: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2). (Приложение 2). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6). Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

В упражнении 3 (Приложение 3) вам дан список налогов. Попробуйте определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным. Обоснуйте, почему вы так решили.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В перечень местных налогов включены такие, которых в нашем городе нет. Дело в том, что местная власть сама может решать вводить или не вводить тот или иной налог.

А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку – 1 минута.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

Давайте сами попробуем сформулировать основные функции налогов, для этого выполним упражнение 4. (Приложение 4)

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9)

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги голосования.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10).

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Ахмадеева Елена Васильевна

ВложениеРазмер
Тема занятия: «Что такое налоги и зачем их платить» Тип занятия: деловая игра Цель игры: обобщение знаний учащихся по теме «Что 319.23 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Региональный методический центр в Нижегородской области

Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»

Методическая разработка внеурочного занятия по теме:

Что такое налоги и зачем их платить

список слушателей, разработавших проект:

Алипов Михаил Дмитриевич МБОУ «Школа-интернат № 1» ЗАТО Саров, учитель технологии

Ахмадеева Елена Васильевна МАОУ "СШ №1 г. Перевоза", учитель экономики и обществознания

Губанищева Татьяна Николаевна МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского МР, учитель истории

Полякова Елена Алексеевна МБОУ Газопроводская СШ Починковского МР, учитель начальных классов

Проект допущен к защите

старший методист РМЦ ________Н.А. Мартынова

г. Нижний Новгород, 2016

Налоговое регулирование – это одно из самых эффективных средств управления экономикой. Важно отметить, что налоги имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а, следовательно, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

Тематика изучения налогов всегда и во всех странах была актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране. В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человеке, работнике, но и с тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами. Исходя из этого, финансовая грамотность в сфере налогообложения должна воспитываться в детях, начиная со среднего школьного возраста.

Для решения проблемы развития финансовых знаний основная роль отводится именно школе. Школе доверено воспитание нового поколения нашей страны (успешных людей, которые будут понимать своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, способных к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только заинтересованный ребёнок сможет успешно научиться основам финансовой грамотности, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.

Учеников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры – состязания, деловые игры. Для учеников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 8-9 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил.

На внеурочном мероприятии по данному разделу у учащихся должно сформироваться понимание неотвратимости взаимодействия с налоговыми органами и необходимости грамотного подхода к этому взаимодействию, с тем, чтобы исключить негативные финансовые последствия из-за неуплаты налогов.

Общая характеристика деловой игры «Что такое налоги и зачем их платить»

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.

Деловая игра обладает существенным преимуществом в том, что ее можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при внеурочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике. Нами выбрана деловая игра для закрепления изученного материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений и знаний. Деловая игра даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников.

Игра рассчитана на 1 час (60 минут) и проводится во внеурочное время (на предметной неделе, может быть приурочена к Дню финансиста или налоговой службы и т.д.) форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению.

1. Общая характеристика внеклассного мероприятия

Характеристика условий реализации проекта:

Объект: учащиеся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений

Место: г. Перевоз, р.п.Арья, с. Починки г. Саров

Название образовательной организации: МАОУ "СШ №1 г. Перевоза", МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района, МРМБОУ Газопроводская СШ Починковского муниципального района, МБОУ «Школа-интернат № 1» ЗАТО Саров.

  • Ахмадеева Елена Васильевна, учитель экономики и обществознания высшей категории;
  • Губанищева Татьяна Николаевна, учитель обществознания первой категории;
  • Полякова Елена Алексеевна, учитель начальных классов высшей категории;
  • Алипов Михаил Дмитриевич, учитель технологии.

Учащиеся: 8-9 класс

Название направления Финансовой грамотности : Налоги

Место занятия в логике реализации предмета: Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (3 ч). Тема: «Что такое налоги и зачем их платить», внеклассное мероприятие

Вид деятельности учащихся : внеклассное занятие

Количество занятий по теме / порядковый номер в теме: 3 / 4

Тип занятия : деловая игра

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийный проектор, ноутбук, ТСО – калькулятор, карточки-задания, дидактические карточки, буклеты

  1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.
  2. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  3. Финансовая грамотность: материалы для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с., ил.
  4. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с., ил.

2. Педагогическая характеристика внеклассного мероприятия

Тема занятия : «Что такое налоги и зачем их платить»

Тип занятия: деловая игра

Цели игры: достижение не менее 85% учащимися следующих образовательных результатов:

Предметные образовательные результаты:

знание базовых понятий: налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пени по налогам

налоговые льготы; общественные блага

  • понимание необходимости уплаты налогов;
  • понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
  • понимание различий налогов, пошлин и сборов;
  • понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве.

  • развитие творческих коммуникативных навыков;
  • умение беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;
  • быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять свое поведение в соответствии с изменениями.
  • знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России;
  • общие принципы работы налоговой службы;
  • знание случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию;
  • знание способа получения ИНН;
  • знание случаев и способов получения налогового вычета

Образовательные: обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Воспитательные: формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Описание учебного процесса

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1. Организационный момент

Настрой на учебную деятельность, Определяют тему, цель, задачи урока под руководством учителя

2. Актуализация знаний.

Выполнение задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.

Работают в группах, выбирают по одной задаче и решают ее. Пишут на листочках налоговые термины. Формируют конкретную цель своих будущих, учебных действий. Генерация идей, их обсуждение, выбор наиболее эффективных средств для приема «Мозговой штурм»

Анализируют, сравнивают, делают выводы, обогащают словарный запас.

Получают позитивный настрой от игры.

Отвечают на вопросы учителя «Верно/неверно».

Описывают свои эмоции с помощью незаконченных предложений.

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный момент. Мотивация

Настрой на успешную деятельность, знание правил игры.

Знание базовых понятий: налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; личностные:

понимание необходимости уплаты налогов;

развитие творческих коммуникативных навыков;умение беспроблемно;

быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять свое поведение в соответствии с изменениями. ---умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

Задание на соотношение

Решение задач на расчёт налогов (правильность выполнения заданий)

Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка со педагога, гостей.

Приём «Верно-неверно» (сравнение с правильными ответами на доске)

3. Методическая характеристика занятия

Перечень методик, технологий, методических приемов

  • Методика оценки педагогической эффективности занятия

Вопросы для педагогической рефлексии:

1. Налоги взимаются только с физических лиц (неверно);

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (верно);

3. НДС – налог на добавленную стоимость (верно)

4. Акцизами облагаются товары роскоши (неверно)

5. Налоги идут на создание общественных благ (верно)

6. Налоги – основной источник формирования бюджета (верно)

Задание «Закончи предложение»

Игра мне понравилась (не понравилась) потому, что…

Самым интересным было…

Наиболее трудным мне показалось…

Я думаю это потому, что…

Степень реализации цели занятия

Цель реализована частично

Цель не реализована

Рациональность используемого времени на различных этапах

Оптимальность объема материала

Рациональность и эффективность использования методов и форм работы

Практическая значимость занятия для учащихся

  1. Технология проблемно-диалогическая
  2. Технология учебного сотрудничества
  3. Интерактивная технология
  1. Игровая технология

  1. Групповая
  2. Фронтальная

Методы и приемы:

  1. Мозговой штурм
  2. Создание проблемной ситуации

Данный раздел содержит краткое обобщение содержания работы.

Деловая игра в 8-9 классе по теме «Что такое налоги и зачем их платить» является внеклассным мероприятием для обобщения знаний. Деловая игра даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

При планировании внеклассного мероприятия были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации работы на деловой игре важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по финансовой грамотности в 8 - 9 классе, ФГОС второго поколения.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах игры способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, мы ставили перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На этапах игры использовались раздаточные материалы, ИКТ, что позволило не только эффективно и полезно использовать время во время проведения игры, но и прививать интерес к предмету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс РФ. Последнее издание.
  2. Комментарии к Налоговому Кодексу РФ. Последний вариант.
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.
  4. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  5. Финансовая грамотность: материалы для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с., ил.
  6. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с., ил.
  7. Пособие для учителя: налоги и налогообложение, сост. Опарина Е. В. и др., Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015.
  8. Пособие для учащихся: налоги и налогообложение, сост. Опарина Е. В. и др., Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015.

  1. www.minfin.ru- сайт Министерства финансов РФ
  2. www.gov.ru- сайт Правительства РФ
  3. www.ekonomy.gov.ru/minec/ma- сайт Министерства экономического развития РФ
  4. www.cdr.ru- сайт Центрального банка РФ
  5. www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы РФ
  6. www.iloveecjnomics.ru- сайт «Экономика для школьника»
  7. www.nes.ru- сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
  8. www.economicus.ru- образовательно - справочный портал по экономике
  9. www.stat.hce.ru- статистический портал Высшей школы экономики

Приложение 1. Жетоны для деления класса на группы

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Классный час в рамках программы воспитательной работы

раздела «Первые шаги в мире финансовой грамотности»

« Налоги. Налоговая система РФ»

Тип урока: Урок изучения нового материала

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Основные понятия: налог, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, налоговая система в РФ.

Планируемые результаты:

предметные: умение дать определение понятию «налог»

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

метапредметные: самостоятельное формулирование и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сейчас нам предстоит выяснить тему сегодняшнего урока. Перед вами на слайде высказывание Шарль Л. Монтескье:

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Как вы думаете о чём идёт речь? Если у Вас возникли затруднения, то мы можем воспользоваться подсказкой.

(если требуется подсказка, то на слайде кликнем по кнопке «подсказка» и разгадываем появившийся ребус)

- Все верно налог. И тема сегодняшнего занятия: « Налоги. Налоговая система РФ».

Высказываются, делают предположения

Если воспользовались подсказкой то разгадывают ребус.

- Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

- предлагаю обратиться к истории к просмотреть какие интересные налоги существовали в мире.

(просмотр слайдов 5,6 с казусными примерами налогообложения)

- как видно из наглядных примеров истории возникла необходимость наведения порядка в налоговой системе.

- так Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- исходя из этих принципов мы можем говорить что, Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства. И налоговая система РФ подразделяется на 3 вида налогов: Федеральные, региональные и муниципальные налоги и сборы.

- предлагаю более подробно разобраться с теми налогами, которые мы платим:

1. Один из самых распространённых налогов — подоходный. По большей части случаев ставка — 13%.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– акций, долей, паёв.

Исключением из этого правила является получение указанных подарков от членов семьи или близких родственников. А вот с пенсий и социальных пособий (например, по болезни, беременности или инвалидности) налоги не взимаются.

2. Налог на имущество . Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

3. Налог на транспортное средство . Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя. Так, в 2014 году для машин, зарегистрированных в Москве, с мощностью двигателя 70–100 л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с мощностью 100—125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.

4. Земельный налог . Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога в зависимости от региона различаются.

5. Налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный, земельный налог являются прямыми налогами , они взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества. Но есть ещё налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара. Их уплачивает продавец. Такие налоги называют косвенными .

6. Кроме того, налогом являются те государственные пошлины , которые человек платит за определённые виды нужных ему услуг, оказываемых государством или частными лицами по соглашению с государством.

7. Как происходит уплата налогов ?

Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

Сегодня многие налоги можно уплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги». Здесь же можно узнать и о налоговой задолженности.

8. Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Высказываются, делают предположения

Просматривают слайды, слушают учителя.

А теперь потренируемся в расчете налогов в различных жизненных ситуациях. Предлагаю решить следующие задачи:

Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 8750 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки?

Иванова Елена, проживающая в вашем городе, купила новый автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с. Какую сумму налога она будет уплачивать ежегодно? (за 1 литр при мощности 150 л.с – 14,5р. если автомобилю менее 7 лет иначе 30 р)

Кузин Виктор купил земельный участок. Его кадастровая стоимость — 300 тыс. р. Какую сумму налога он будет уплачивать, если земельный участок находится в вашем регионе (0,3%)?

Червова Алла купила квартиру в вашем городе. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 500 тыс. р. Сколько рублей составит сумма налога?

- Куда же поступают уплаченные нами налоги? Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений.

Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Чем больше государство соберёт налогов, тем больше сможет потратить на образование, медицину, армию и т.д. Значит много налогов это хорошо?

Предлагаю каждой группе посовещаться над задание буквально 3 минуты и дать ответ.

Задание 1 группе «Оптимисты»: придумайте доводы за увеличение налогов;

Задание 2 группе «Реалисты»: придумайте доводы за увеличение и снижение налогов.

Задание 3 группе «Пессимисты»: придумайте доводы против увеличения налогов.

Просматривают слайды, слушают учителя.

Работают в группах. Представляют свои доводы согласно заданию

Спасибо группам за работу.

Подведем итог: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.

Перед вами лежит три карточки. С их помощью предлагаю вашим группам выразить своё отношение к налогам:

Красный: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Синий: нужно платить только справедливые налоги.

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить.

Домашнее задание : не смотря на стремление государства воплотить в налоговой системе все принципы справедливости, о которых говорил еще Адам Смитт, существуют казусы и перегибы.

Посмотрите внимательно на слайд. Для вас я нашла забавную иллюстраций к теме налоги. Предлагаю вам дома в сети интернет найти еще картинки и на их основе заделать шуточное видео о налогах и налоговой системе.

Читайте также: