Сравнительный анализ налоговой политики и налоговой системы в различных странах

Опубликовано: 13.05.2024

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8% 20 . Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны 21 .

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 – 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Список использованных источников

  1. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.
  2. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11
  3. Брызгалин А. И др. Комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Брызгалин А., Головкин А., Берник В.// Хозяйство и право. – 2001. – №1; №4; №5.
  4. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. –2001. – №11.
  5. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

Ссылки

20 Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

21 Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС // Партнер РЕГИОН 2001 №11.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77

Работа содержит 1 файл

к719 Курсовая работа Налоговая система США, Канады, РФ.docx

Тема: Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7

1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7

1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14

1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25

2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35

2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35

2.2 Налоговая система США 42

2.3 Налоговая система Канады 49

3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55

3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55

3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63

3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67

Список используемых источников 77

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они обеспечивают не только финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных проблем в экономике любой страны. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта, который подвергался бы такой серьезной критике и был бы предметом дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.

Налоговые органы практически всех стран вооружились современными IT-технологиями, содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

У мирового сообщества сегодня достаточно проблем в сфере экономики, финансов, экологии, которые требуют особого внимания, чтобы не растрачивать ресурсы столь малопроизводительным образом. Обе противостоящие стороны — налоговые органы и налогоплательщики — одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы нуждаются в резком и радикальном упрощении, а налоговые ставки — в уменьшении и упорядочении.

Актуальность работы подтверждается и тем, что происходящие преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных проблем международного уровня.

Между тем, в настоящее время отсутствует целостный (системный) взгляд на многие проблемы налоговых систем РФ и зарубежных стран.

Указанное обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значении изучения налоговых систем.

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.

Объектом исследования являются налоговые системы РФ и зарубежных стран

Предмет исследования – сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.

В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
  • показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
  • рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
  • дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
  • показать налоговую систему США;
  • показать налоговую систему Канады;
  • выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
  • сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
  • определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Степень разработанности темы: тема нашла свое отражение в работах таких ученых, как Черник Д.Г., Мещерякова О.В., Тихоцкая И.С., Булатов А.Ф., Романовский М.В., Колчин С.П., Горский И.В., Князев В.Г.

Теоретико-правовое исследование налоговых правоотношений в РФ и зарубежных странах осуществляли такие авторы, как Абрамчик Л.Я., Бондаренко Т.А., Горяченко О.Ю., Давыдова М.В., Казаков В.В., Карасева М.В., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Майбуров И.А., Пантелеев А.И., Скляренко З.А., Соколова Э.Д. и др. Однако многие проблемы так и остались нерешенными.

Ряд исследований посвящен проблемам несовершенства налоговых систем. Это работы Д.И. Аминова, А.П. Бембетова, А.А. Витвицкого, Б.В. Волженкина, Ю.А. Гладышевой, П.М. Годме, Л.И. Гончаренко, А.П. Зрелова, Ю.Ф. Кваши и других ученых, но характер этих работ, в большей своей массе, носит дискуссионный характер. Существующие труды российских ученых посвящены общим вопросам международного налогообложения, а публикации зарубежных экономистов не учитывают российской специфики.

Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных специалистов, раскрывающие сущность и основные аспекты функционирования налоговых систем в РФ и зарубежных странах. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы, широко применяемые в экономической науке. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объект и предмет во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна работы связана с анализом налоговых систем РФ и зарубежных стран на современном этапе 2010-2012 гг., определением путей использования опыта зарубежных стран в организации функционирования и правового регулирования налоговой системы в Российской Федерации.

Практическое значение исследования состоит в том, что методология, основные положения, аналитические выводы исследования могут быть использованы в работе представительных и исполнительных органов власти по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации, развитию отдельных видов налогов, повышению их собираемости, корректировке налогового законодательства, стабилизации финансового положения в стране и обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1 Теоретические основы налоговой системы РФ

1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ подробно исследовались в работах Е.П.Богдановой, О.А.Борзуновой, Н.Г. Дмитриевой, А.Ю. Рыманова , В.А. Скрипниченко и др. авторов. По мнению Е.П.Богдановой, налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу— изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований. Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов (рис.1) 1 .

Рисунок 1 - Налоговая система РФ

Н.Г. Дмитриева под налоговой системой понимает совокупность прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания 2 .

Рисунок 2 - Налоговая система РФ

Базис действующей сегодня налоговой системы РФ заложен в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными 3 .

Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

  1. Принцип всеобщности налогообложения 4 . Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.
  2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.
  3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
  6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации 5 , которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
  8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш. А. Магомадов, Х-М. Ш. Кадыров

В статье раскрывается суть налоговых систем России и США, основные принципы налогообложения и государственная политика в отношении развития систем. Проведен сравнительный анализ систем двух стран и базовых основ политики в налогообложении, а также проводится сравнительный анализ налоговой нагрузки на доходы граждан.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ш. А. Магомадов, Х-М. Ш. Кадыров

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX SYSTEMS AND TAX POLICY OF RUSSIA AND THE USA

The article reveals the essence of the tax systems of Russia and the United States, the basic principles of taxation and public policy in relation to the development of systems. A comparative analysis of the systems of the two countries and the basic policy framework in taxation, as well as a comparative analysis of the tax burden on the income of citizens.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ И НАЛОГОВОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИИ И США

Ш.А. Магомадов, канд. экон. наук, доцент Х-М.Ш. Кадыров, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

Аннотация. В статье раскрывается суть налоговых систем России и США, основные принципы налогообложения и государственная политика в отношении развития систем. Проведен сравнительный анализ систем двух стран и базовых основ политики в налогообложении, а также проводится сравнительный анализ налоговой нагрузки на доходы граждан.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, налоговая ставка, налоговый вычет, льготы, освобождение.

Эффективность налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность. Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

- федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);

- региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);

- местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Как мы видим, структура налоговой системы США аналогична российской, однако есть и очевидные отличия. Прежде всего, они касаются ставок налогообложения, которые в США по некоторым параметрам ниже российских, но эти параметры неоднозначны.

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России, можно сказать, что прямо и косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег. Сам по себе этот факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления - это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад [1].

Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

- 22% - взносы в Пенсионный фонд;

- 5,1% - взносы на медицинское страхование;

- 2,9% - взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

- 6,2% - социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);

- 1,45% - медицинский сбор (отчисления в ФОМС);

- 2,7% - взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель

удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях:

- 30% на доходы физических лиц - нерезидентов;

- 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает -тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов - от 9525 до 38700 долл. в месяц - 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525). И так далее, наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц [2].

Также как и в России - налог на доходы в США рассчитывается не от суммы дохода, а от налогооблагаемой базы. Это доход за вычетом суммы т.н. «освобождения» (налогового вычета). В США действует огромное количество освобождений от уплаты налога на доходы. Например:

- для одинокого (холостого) человека, налогооблагаемая база снижается на 7000 долл.;

- для супружеской пары - на 13000 долл.

Также существуют налоговые освобождения для родителей, опекунов, ухаживающих за инвалидами, выплачивающих ипотечные кредиты, военнослужащих и других категорий льготников. Таким образом, под налоговые освобождения в определенной сумме попадает фактически любой гражданин страны, разница лишь в сумме этого освобождения.

Самые массовые поступления в бюджет, как в России, так и в США приходятся на НДС. Он включается в стоимость то-

варов и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения [3].

Основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%. Там под эту категорию подпадают 2 налога: налог с продаж, который устанавливает штат, и "городской налог", который устанавливает город. Причем, в США эти налоги не закладываются в цену товара, а оплачиваются покупателем отдельно на кассе при совершении покупки. Для нас это было бы не совсем удобно - сложно заранее рассчитать стоимость покупки.

Если говорить о ставках - то они зависят, как мы уже сказали, от конкретного штата и города, вида продукции (в частности, имеет значение, сельскохозяйственный это товар или промышленный) и происхождения продукции (произведена в США или импортная).

Для примера, в штате Нью-Йорк налог с продаж составляет 4%, а городской налог еще 5-7%. Таким образом, совокупный НДС - 9-11%.

Подведем итоги, каковы основные налоги в США и в России:

- Налоги с ФОТ в России 30,2%, в США - 10,35%. С условных 70 тыс. рублей - это 21000 рублей в России и 7245 рублей в США.

- Налог на доходы в России 13%, в США - по шкале от 10 до 37%, причем, действует множество налоговых освобождений. С 70 тыс. рублей в России гражданин заплатит 9100 рублей налога, в США -не заплатит ничего.

- НДС в России с 2019 года - 20%, в США - от 0 до 15%. В России, потратив зарплату после уплаты НДФЛ, гражданин заплатит НДС 12180 рублей, в США, усреднено, 6364 рубля.

Итого, в целом с 70 тыс. рублей дохода человек в России прямо и косвенно заплатит только основных налогов - 42280 рублей. В США с такой же суммы - 13609 рублей, что более чем в 3 раза меньше [4].

1. Как делаются отчисления с заработной платы в 2019 году? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nalogiexpert.ru/ndfl/kak-delayutsya-otchisleniya-s-zarabotnoj-platy-v-2019-godu.htm1/

2. Кто платит НДФЛ работник или работодатель — теория и практика [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://blognalog.com/nalogi/kto-platit-ndfl-rabotnik-ili-rabotodatel-teoriya-i-praktika.html/

3. Налоги в России и США [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fingeniy.com/nalogi-v-rossii-i-ssha/

4. Какие налоги на Западе, в частности, в США и сколько их платят американцы? [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://201day.wordpress.com/2019/01/18/какие-налоги-на-западе-в-частности-в-с/

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX SYSTEMS AND TAX POLICY

OF RUSSIA AND THE USA

Sh.A. Magomadov, candidate of economic sciences, associate professor H-M.Sh. Kadyrov, graduate student Chechen state university (Russia, Grozny)

Abstract. The article reveals the essence of the tax systems of Russia and the United States, the basic principles of taxation and public policy in relation to the development of systems. A comparative analysis of the systems of the two countries and the basic policy framework in taxation, as well as a comparative analysis of the tax burden on the income of citizens

Keywords: tax system, tax policy, tax rate, tax deduction, benefits, exemption.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой РФ.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему РФ;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения 4
1.3. Функции налоговых систем 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 4
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран 4
2.2. Характеристика налоговой системы РФ 4
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Однако одновременная реализация всех названных выше составляющих экономического (регулирующего) потенциала налоговой системы сопровождается определенными противоречиями, основа которых находится в области взаимозависимости и взаимовлияния инвестиционного, регионального, отраслевого и конкурентного развитий с ярко выраженными сильными обратными связями, объективно требующими выделения его приоритетных направлений.

Исторически первая (и основная) фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна определяться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения. В соответствии с этим положением можно предположить следующие составляющие реализации фискальной функции 16 :

    • налогообложение доходов физических лиц (населения), рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;
    • налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;
    • налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;
    • акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг.

Противоречие, заложенное в реализации экономической функции налоговой системы, выражается в следующем: высокий удельный вес отдельной фискальной составляющей объективно должен сопровождаться снижением удельного веса другой; нарушение этого условия приведет к снижению общего реального объема налоговых поступлений.

Кроме того, необходимо иметь в виду тесную (прямую и обратную) связь между реализацией экономической и фискальной функции налоговой системы, природа которой заключается в том, что если для обеспечения необходимых темпов экономического развития, как правило, необходима мобилизация налогового режима, то это означает ослабление фискальной позиции государства.

Таким образом, налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладает рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов.

2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, конечно же, они не оптимальны.

Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные формы и методы налогообложения практически едины, но есть и существенные различия.

Налоги и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или ной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

На первый взгляд системы отличаются друг от друга, и кажется несравнимыми, но при более тщательном анализе построения налоговой системы можно выделить две основные черты, которые характерны для построения налоговой системы в развитых странах:

    • постоянный поиск увеличения налоговых доходов государства;
    • построение налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории: равенства, справедливости и эффективности налогообложения.

При этом первая черта реализуется в виде реформ, путём введения новых налогов изменения налогооблагаемой базы, соотношения различных видов налогов и перераспределения налогового бремени.

Вторая черта проявляется и во многом зависит от приверженности Правительства к той или иной экономической направленности.

Различая в самих налогах в отдельно взятой стране зависит от характера облагаемых доходов и расходов природа, которых лежит в основе классификации налогов.

Так налоги могут взиматься:

    1. на рынке товаров или факторов производства;
    2. с продавца (покупателя) товара;
    3. с домашних хозяйств ил кооперативов;
    4. с источника дохода или статьи дохода.

Налоги в развитых странах можно объединить в четыре основные групп, которые соблюдаются в стране, несмотря на различные названия тех или иных налогов, сущность которых в конечном итоге одинакова.

    1. Подоходный налог с юридических лиц;
    2. Подоходный налог с физических лиц;
    3. Налоги с оборота;
    4. НДС.

Не менее важную проблему при построении налоговой системы представляет собой учёт перераспределения последствий применения различных видов налогов. Эти последствия зависят от ставки, определения налогооблагаемой базы, сферы действия налогоплательщиков.

Изменение всех этих показателей приводит к изменению в ценах товаров, что оказывает влияние на состояние доходов и расходов налогоплательщика.

Важнейшим моментом при оценке эффективности налоговой системы является так же учётом административных издержек и затрат налогоплательщика на соблюдение законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы находят конкретное отражение в общих элементах налога: такие как субъект, объект, источник, единица, ставка, льгота, налоговый оклад.

10 самых удобных налоговых систем мира

Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

В Таблице 2 приведены десять самых сложных налоговых систем мира.

10 самых сложных налоговых систем мира

Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы.

Содержание

Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации
1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7
3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13
Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)
1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15
2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18
3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26
Заключение _________________________________________________ стр. 30
Список литературы ___________________________________________ стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

на тему: «Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран»

студентка 3 курса

группы 26 Э 111з СОП Саитова А.А.

к.экон.наук., доцент Лазутина Д.В.

Регистрационный номер Дата

Регистрационный номер (кафедра) Дата

Введение ______________________________ ______________________ стр. 3

Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации

1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7

3. Виды налогов в РФ ______________________________ ___________ стр. 13

Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)

1. Налоги Великобритании ________ _____________________________ стр. 15

2. Налоги Франции ______________________________ _____________ стр. 18

3 Налоги Германии ______________________________ _____________ стр. 20

ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран ______________________________ _________________________ стр. 26

Заключение ______________________________ ___________________ стр. 30

Список литературы ______________________________ _____________ стр. 33

Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (далее – НК РФ (часть первая)) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что необходимо постоянно оценивать уровень удобства налоговых систем различных стран мира при разработке налоговой системы в России. Анализируя преимущества и недостатки налоговых систем развитых стран мира можно создать совершенную налоговую систему в своей стране, ориентированную и на государство, и на людей, в нем проживающих.

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой в РФ.

- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;

- охарактеризовать основные виды налогов;

- описать налоговую систему Российской Федерации;

- описать налоговые системы развитых стран;

- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Предметом работы является налоговая система, объектом исследования – сравнение налоговых систем различных стран.

Структура работы представлена введением, четырьмя главами, состоящими из разделов, заключением и списком использованных источников.

Глава 1. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации

1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы

С принятием НК РФ (часть первая) и Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее – БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Отнес к налоговым доходам бюджетов доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Современная налоговая система России централизована. В данном случае следует различать централизацию в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы унитарных государств абсолютно централизованы, а в федеративных - централизация относительна. В РФ федеральный законодатель устанавливает в НК РФ общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим2.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последние годы ряд существенных изменений. Во-первых, ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность сохранения системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно повышена эффективность налогового администрирования.

Необходимо отметить, что снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители.

В своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Президент России В. Путин обозначил вектор и расставил приоритеты развития нашей страны на ближайшую перспективу. По оценке Президента, для настоящего и для будущего России за первые 12 лет нового века сделано немало. Огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Сейчас наша задача - создать богатую и благополучную Россию3.

Что касается реформирования налоговой системы РФ, то принципиальные изменения связаны с реформированием ЕСН. С 1 января 2010 года ЕСН отменен и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". После 2000 года федеральный законодатель вновь вернул систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Безусловно, такие изменения существенно увеличивают нагрузку на предпринимательство. Это связано с более высокими тарифами, вводимыми новым Законом, отсутствием условия об учете в объекте обложения страховыми взносами выплат, относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, отказом законодателя от применения регрессивной шкалы. Реформа ЕСН уже получила ряд негативных заключений как со стороны юристов, так и со стороны экономистов.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. Принятие данного документа должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, поскольку участники налоговых отношений могут определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Учитывая, что налог на добавленную стоимость является одним из важнейших источников доходов федерального бюджета, в плановом периоде предполагается продолжить работу по его совершенствованию, в частности в направлении упрощения администрирования данного налога. Прежде всего, такая работа касается оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В целях совершенствования процедуры возмещения НДС предполагается внести изменения в НК РФ, направленные на сокращение сроков возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, которые облагаются налогом по нулевой ставке. В частности, целесообразно установить особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которых налог предъявлен к возмещению.

Предполагается также структурировать порядок оформления счетов-фактур, например, рассмотреть вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Такие изменения должны четко установить исчерпывающий перечень показателей счета-фактуры, в случае незаполнения или неверного заполнения которых данный документ может быть признан несоответствующим обязательным требованиям. Кроме того, планируется разрешить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов).

Читайте также: