Подведомственная территория налоговой инспекции

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

В каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения

– представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

– филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми.

Признаки обособленного подразделения

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков.

При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03‑02‑07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 26.03.2014 № 03‑02‑07/1/13157, от 17.07.2013 № 03‑02‑07/1/27861).

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность

То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03‑02‑07/2-73).

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969, от 25.10.2016 № 03‑02‑07/1/61934, от 17.06.2016 № 03‑02‑07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03‑02‑07/1/51191).

К сведению

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443‑ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03‑02‑07/1/26374).

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

date image
2015-02-27 views image
1344

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



· ФГУП ГНИВЦ ФНС России

· ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы»

· ФБЛПУ «Поликлиника ФНС России»

· Санатории, санатории-профилактории, детский оздоровительный лагерь

· Приволжский институт повышения квалификации ФНС России

· Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России

Контроль цен и сделок налоговыми органами

Налоговые органы контролируют сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки при соблюдении ряда условий. В основе контроля цен лежит принцип: если цена сделки между взаимозависимыми лицами не соответствует рыночной, то соответствующие налоги (налог на прибыль, НДС, НДФЛ и др.) могут быть доначислены налогоплательщику.

К взаимозависимым лицам отнесены:

● организации в случае, если одна из них прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 %;

● физическое лицо и организация в случае, если такоефизическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %;

● организации в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %;

● организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

● организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

● организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами);

● организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

● организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

● организации или физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %;

● физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

● физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравнена совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если третьи лица (посредники):

● не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

● не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Например, типичная схема минимизации налоговых платежей. Между основным продавцом на общей системе налогообложения и конечным покупателем «встраивается» компания-упрощенец. Как правило, они взаимозависимые друг с другом. Для того чтобы уйти от контроля цен между ними, первоначальным продавцом и упрощенцем «встраивается» невзаимозависимое лицо на основной системе налогообложения, которое для перепродажи не использует никаких активов и не принимает на себя никаких рисков.




Также к сделкам между взаимозависимыми лицами будут приравнены:

● сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

● сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином РФ в качестве оффшоров.

Сделка между взаимозависимыми лицами считается контролируемой при соблюдении ряда условий.

Если местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по сделкам является Россия, то сделки признаются контролируемыми только при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;

2) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим единый сельскохозяйственный налог или ЕНВД, при этом одна из сторон по сделке не применяет указанные специальные налоговые режимы, а сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. Например, на практике под контроль цен могут попасть сделки между взаимозависимыми лицами на сумму свыше 100 млн руб., проведенные в целях оптимизации налогообложения по так называемой «давальческой» схеме;

3) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 %. При этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций. При этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны.

Сделки, перечисленные в 3-5, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб..

Налогоплательщик в случае сомнения в рыночности цены сделки может произвести уплату этих налогов самостоятельно, исходя из такой цены. Кроме того, может проводиться симметричная корректировка цен (если одному налогоплательщику - стороне сделки будут доначислены налоги, другому - налоговые органы их уменьшат).

● сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

● сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: они зарегистрированы в одном субъекте России; не имеют обособленных подразделений; не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов России и не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании каждого обособленного подразделения

Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории РФ, а также на филиалы и представительства.

Законодательство предусматривает возможность создания ЮЛ не только филиалов и представительств (ст. 55 ГК РФ), но и таких обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ.

Такие подразделения не указываются в учредительных документах, и их возникновение связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления ЮЛ, а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации (ст. 11 НК РФ). Инициатива по оборудованию рабочих мест, создание которых приводит к возникновению обособленного подразделения, может принадлежать как руководителю организации, так и иному лицу, обладающему соответствующими полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой создано обособленное подразделение.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения должно быть направлено сообщение.

Когда обособленное подразделение считается созданным?

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.

Таким образом, рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

НК не дает определения территориальной обособленности. По нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Напомним, что место нахождения обособленного подразделения организации – это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Следовательно, обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Сообщение о создании обособленного подразделения может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения, в течение пяти дней со дня его получения.

Важно, о каких именно подразделениях идет речь – филиалах (представительствах) или иных структурных единицах, которые не отражены в учредительных документах.

Если компания будет вести деятельность через подразделение, которое не поставлено на налоговый учет, налоговые инспектора оштрафуют компанию.

Размер штрафа составит 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ). Предусмотрена административная ответственность и для должностного лица (руководителя компании или главного бухгалтера) . Штраф составляет от 2000 до 3000 рублей (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций, определяемой компанией самостоятельно, и зарегистрировать контрольно-кассовую технику, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции (Письмо УФНС РФ по Москве от 25.03.2011 N 17-15/028482).

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленное подразделение организации может находиться

  • На территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС от 27.02.2014 N СА-4-14/3404)
  • На территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения
  • На территории одного муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. В последнем случае организация может выбрать налоговый орган для постановки на учет. В связи с этим постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций Москвы, является правомерной

Таким образом, в случае если несколько обособленных подразделений компании находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена ИФНС по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа компания указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

Смена адреса обособленного подразделения

При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Как налоговый орган обнаружит, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля как в отношении самой организации, так и ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков. Для привлечения к ответственности за нарушение порядка постановки на учет проведение выездной налоговой проверки не требуется.

Напомним, что подразделение будет считаться обособленным только тогда, когда в нем будет создано хотя бы одно стационарное рабочее место.

Для регистрации в налоговом органе обособленного подразделения потребуются следующие документы

  • Паспорт лица, подающего документы
  • Доверенность, если документы подает не генеральный директор компании
  • Заявление по форме С-09-3-1

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ).

Кстати, в отличие от филиалов и представительств, никаких пошлин при регистрации иных подразделений в инспекции платить не нужно.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены

  • Учредительные документы ЮЛ с указанием в них сведений об обособленном подразделении
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Положение об обособленном подразделении
  • Распоряжение (приказ) о его создании

Итак, по обособленным подразделениям (если это не филиал и не представительство) требуется подать сообщение в свою инспекцию по форме N С-09-3-1, а дальше сама ИФНС передаст информацию в территориальную налоговую по месту нахождения обособленного подразделения, а та поставит на учет это подразделение.

Таким образом, кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение трех дней (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ - п.7 ст.23 НК РФ.

Если организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения N 1-6-Учет, подав ее вместе с формой С-09-3-1 (приказ ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (в ред. Приказа ФНС 21.11.2011 N ММВ-7-6/790@)).

Сообщение о создании обособленного подразделения направляется в свою инспекцию по каждому подразделению.

Письмо ФНС России от 23.12.2011 N ПА-3-6/4271@

Организация планирует открыть обособленное подразделение. По какой форме необходимо подавать в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения? Применима ли в данном случае форма N С-09-3-1, утвержденная Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@?

Сообщение о создании обособленного подразделения (за исключением филиала и представительства) подается в налоговый орган по месту нахождения организации по форме N С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 Нк рф, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован Минюстом 11.07.2011, регномер 21307; "Российская газета", 2011, N 155).

Для постановки на учет филиала или представительства в ИФНС по местонахождению организации либо в регинспекцию нужно представить следующие документы

  • Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме Р13002 (приложение N 5 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). Информацию о созданном филиале (представительстве) следует отразить в листе А уведомления.
  • Решение о внесении изменений в учредительные документы
  • Лист изменений к Уставу либо устав в новой редакции – в двух экземплярах
  • Квитанция об уплате госпошлины в сумме 800 рублей

На то, чтобы представить бумаги в ИФНС, есть три рабочих дня с даты внесения изменений в учредительные документы.

Инспекторы зарегистрируют филиал в течение 5 рабочих дней с даты подачи Уведомления. В тот же срок в ИФНС внесут запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправят письменное уведомление об этом. Затем можно идти в ИФНС по местонахождению филиала и получать уведомление о том, что его поставили на налоговый учет.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и ИП. Оно определяет требования, предъявляемые к ККТ, используемой организациями и ИП, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ.

Согласно п. 15 Положения, а также Приказу Минфина России от 10.03.2009 N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения ФНС госфункции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и ИП в соответствии с законодательством РФ" для регистрации ККТ организация представляет в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения ОП организации, месту жительства ИП) определенный комплект документов ( п. 27 Административного регламента).

ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением пользователя, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

от 17 июля 2014 года N 61н

Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 1 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 3 июля 2015 года N 105н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2015, N 0001201507270030);

приказом Минфина России от 3 октября 2016 года N 171н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.10.2016, N 0001201610280057);

приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.08.2018, N 0001201808310014);

приказом Минфина России от 1 февраля 2021 года N 11н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2021, N 0001202103260002).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2005, N 8, ст.654; N 12, ст.1042; N 23, ст.2270; N 42, ст.4277; N 48, ст.5042; 2006, N 23, ст.2510; N 24, ст.2602; N 33, ст.3638; N 52, ст.5587; 2007, N 15, ст.1800; N 24, ст.2920; 2008, N 9, ст.853; N 29, ст.3527; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 30, ст.3805; 2010, N 11, ст.1224; N 26, ст.3350; N 50, ст.6725; 2011, N 12, ст.1639; N 14, ст.1935; 2012, N 1, ст.192; N 24, ст.3188; N 53, ст.7951; 2013, N 12, ст.1342; N 41, ст.5189, N 45, ст.5822; 2014, N 26, ст.3561; N 27, ст.3775; N 28, ст.4058) и на основании пункта 10.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258),

1. Утвердить прилагаемые Типовое положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (приложение N 1 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (приложение N 2 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (приложение N 3 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (приложение N 4 к настоящему приказу), Типовое положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (приложение N 5 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения (приложение N 6 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю (приложение N 7 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (приложение N 8 к настоящему приказу), Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом (приложение N 9 к настоящему приказу).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2021 года приказом Минфина России от 1 февраля 2021 года N 11н. - См. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившими силу приказы Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 года, регистрационный номер 7001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 38), от 19 ноября 2009 года N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2009 года, регистрационный номер 15770; Российская газета, 2009, 24 декабря), пункты 3-7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 151н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2010 года, регистрационный номер 19281; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 4), от 6 декабря 2010 года N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2011 года, регистрационный номер 19767; Российская газета, 2011, 16 февраля), от 5 апреля 2012 года N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 года, регистрационный номер 23872; Российская газета, 2012, 4 мая).

в Министерстве юстиции

30 октября 2014 года,

регистрационный N 34539

Приложение N 1

Типовое положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня

(с изменениями на 9 августа 2018 года)

I. Общие положения

1. Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

2. Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России N _____ по __________, Межрайонная ИФНС России N _____ по __________.

3. Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерацииналогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками , а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст.2758; N 48, ст.5739; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 27, ст.3873; 2014, N 19, ст.2315).

Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция может осуществлять все или отдельные полномочия в установленной сфере деятельности, которые определяются в Положении об Инспекции, разработанном в соответствии с настоящим Типовым положением.

Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на всей территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свои полномочия указанное Управление, и (или) на отдельной территории такого субъекта Российской Федерации.

Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в которых осуществляет свои полномочия указанное Управление, на всей и (или) отдельной территории таких субъектов Российской Федерации.

Территория осуществления полномочий (отдельных полномочий) устанавливается в Положении об Инспекции, разработанном в соответствии с настоящим Типовым положением.

4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах , правовыми актами ФНС России, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2006, N 31, ст.3436; 2010, N 1, ст.4; N 31, ст.4198; 2011, N 1, ст.16; N 47, ст.6611; 2012, N 27, ст.3588; 2013, N 30, ст.4081).

5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

6. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

6.1. осуществляет контроль и надзор (в том числе проверки) за:

6.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.1.2. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2018, N 31, ст.4852)) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.1.3. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, соблюдением порядка и условий ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками ;

6.1.4. проведением всероссийских лотерей;

6.2. осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

6.3. осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

6.4. регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6.5. ведет в установленном порядке:

6.5.1. учет организаций и физических лиц на подведомственной территории и (или) учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Инспекции, в целях проведения налогового контроля;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.5.2. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

6.5.3. учет (по каждому налогоплательщику, плательщику сборов, плательщику страховых взносов и виду платежа) сумм налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.6.1. формирование налоговой статистики;

6.6.2. мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей и страховых взносов от крупнейших налогоплательщиков;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.6.3. организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;

6.6.4. анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.7. представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6.8. представляет финансовым органам местных администраций - по муниципальным образованиям (в том числе финансовым органам муниципальных районов - по поселениям) информацию о начисленных, уплаченных суммах по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, о суммах задолженности по ним, а также сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

6.9. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представляет формы налоговых деклараций (расчетов) и разъясняет порядок их заполнения;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.10. осуществляет в установленном порядке прием налоговых деклараций (расчетов);

6.11. осуществляет в установленном порядке совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.12. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

6.13. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и пеней;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2018 года приказом Минфина России от 9 августа 2018 года N 165н. - См. предыдущую редакцию)

Когда организация открывает обособленное подразделение не в форме филиала и представительства (далее – обособленное подразделение), она обязана:

  • сообщить о его создании в инспекцию по своему месту нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • встать на учет по месту нахождения этого подразделения (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 83 НК РФ).

При этом постановка на учет по месту нахождения такого обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения о его открытии, представленного в инспекцию по месту нахождения самой организации (п. 4 ст. 83 НК РФ, п. 2 ст. 23 НК РФ).

Несоблюдение указанных обязанностей может повлечь для налогоплательщика ответственность:

  • за непредставление в налоговый орган по месту нахождения организации сведений об открытии обособленного подразделения (по п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • за ведение деятельности без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же обособленное подразделение создается на территории, подведомственной тому же налоговому органу, где сама организация состоит на учете, то обязанности вставать на учет в этой же инспекции по месту нахождения обособленного подразделения не нужно (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Однако, как отмечено в письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404, организация в подобной ситуации не освобождается от обязанности сообщить в налоговый орган по своему месту нахождения о том, что открыто обособленное подразделение (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). При этом в комментируемом письме указано, что если организация не представит информацию о новом обособленном подразделении, созданном на той же территории, она может быть привлечена к ответственности только по п. 1 ст. 126 НК РФ. Ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ в данном случае не наступает. То есть налогоплательщик, уже стоящий в налоговом органе на учете по своему месту нахождения, в рассматриваемой ситуации привлекается только за непредставление сведений о создании обособленного подразделения, но не за нарушение порядка постановки на учет.

Суды в данной ситуации также считают, что налогоплательщик не должен дважды вставать на учет в одном и том же налоговом органе по разным основаниям (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2013 № А64-1081/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.11.2009 № А81-56/2009, ФАС Уральского округа от 18.12.2012 № Ф09-12343/12).

Что касается привлечения к ответственности по ст. 116 НК РФ в данном случае, то как отмечено в самом письме налогового ведомства, его позиция согласуется с выводами из постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2011 № 5 (далее – Постановление № 5). В частности, вопросы привлечения к ответственности по ст. 116 НК РФ были рассмотрены в п. 39 данного постановления и там же сделаны выводы о том, что на налогоплательщика не может быть возложена ответственность за то, что он повторно не встал на учет в том же самом налоговом органе. Несмотря на то, что Постановление № 5 отменено постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57), по мнению ФНС России, его отмена не обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в т.ч. в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Налоговое ведомство отмечает, что в судебной практике отсутствуют противоречия по данному вопросу.

Если же организация не сообщила в свою налоговую про обособленное подразделение, созданное на иной территории, и, соответственно, не встала на учет по его месту нахождения, то, по мнению ФНС России, такая организация привлекается к ответственности как по п. 1 ст. 126 НК РФ, так и по п. 2 ст. 116 НК РФ. Аналогичные выводы делают и суды (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 № А81-5088/2012, от 15.10.2010 № А75-430/2010).

Рекомендации

Учитывая позицию ФНС России и арбитражную практику, при создании обособленного подразделения не в форме филиала (представительства) как на территории, подведомственной той же инспекции, где сама организация стоит на учете, так и на иной территории, следует сообщать о его создании в налоговый орган по месту учета головной организации. При необходимости (если обособленное подразделение открыто на иной территории) налоговые органы на основании такого сообщения, полученного от организации, самостоятельно поставят ее на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения. Иное поведение может вызвать претензии проверяющих и привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ (а если подразделение открыто на иной территории, то и по ст. 116 НК РФ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: