Сравнительная характеристика аудита и налоговой проверки

Опубликовано: 29.04.2024

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Вадим Чимидов

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Вадим Чимидов

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.


К аудиту относятся все процессы и явления, которые отражаются в документации и связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Аудитор проводит проверку, используя основные методы, чтобы в итоге получить аудиторские доказательства и сделать соответствующий аудиторский вывод. К основным методам проведения аудиторской проверки относятся:

Название метода Значение
Инспектирование На основе такого метода проверки, используются документы ведения материальных активов. Таким образом, аудитор получает достоверные аудиторские доказательства, которые соответствуют характеру и предоставленному источнику.
Наблюдение Аудитор визуально наблюдает за работой и правильностью ее выполнения другими лицами.
Запрос Аудитор делает письменный или устный запрос на проведение проверки.
Подтверждение Получение ответа, в письменном виде, с целью подтверждения правдоподобности информации. К примеру, аудитор делает запрос на подтверждение по дебиторской задолженности.
Пересчет Осуществляется проверка правильности арифметических расчетов показателей, которые отражаются в первичной документации, при этом аудитор, делает такие расчеты, самостоятельно
Аналитический Такой метод предполагает проведение анализа и оценки информации, полученной в ходе аудита. Проверяются финансовые и экономические показатели исполнителя, для выявления, возможных ошибок в составлении хозяйственных операций.

Собственные методические приёмы аудиторского контроля могут быть так же задействованы в проверке, но если они прошли не одну практику на основе достижений в экономической науке.

Какой метод выбрать при аудиторской проверке

Перед тем, как начать аудиторскую проверку, уполномоченное лицо, то есть аудитор, определяет методику выполнения аудита, отталкиваясь от основных положений ФСАД 7/2011. Изначально осуществляется отбор элементов, которые подлежат проверке, затем проводится аудиторское тестирование. Такое средство контроля, предполагает достижение поставленных целей аудита, после чего заинтересованные лица, могут получить качественные аудиторские выводы. Элементы для аудиторского тестирования, выбираются из проверенных источников информации, что в дальнейшем послужит как аудиторское доказательство. В ходе выбора элемента проверки аудитор так же выбирает метод организации проверки: сплошной, выборочный, аналитический, комбинированный.

Конечно, нужно учитывать, что выбор определенного метода зависит и от сочетания в процессе тестирования элемента, поэтому он определяется исходя из:

  • определенные обстоятельства, которые могут увеличить риск неправдоподобности данных бухгалтерской отчетности;
  • реализация выбранного метода в практике;
  • эффективность результатов после проведения аудиторской проверки по выбранному методу.

В некоторых случаях, аудитору при проверке, достаточно финансовых показателей и устного общения с персоналом. Таким образом, он может оценить общее положение деятельности организации, и ограничиться выборочной проверкой. Но чаще всего, аудиторы предпочитают пользоваться сплошным методом проверки.

Метод сплошной проверки, необходим для точности теста, где:

  • небольшое количество элементов имеет большую стоимость;
  • присутствует значительный риск, но использование другого метода, не сможет дать достаточных аудиторских доказательств;
  • эффективность сплошной проверки при вычислении

Перед выбором специфического элемента аудитор должен понимать, что определенные элементы, которые находятся в обороте по счету, не могут считаться как аудиторская выборка. К тому же, аудиторские выводы, не будут относиться ко всем отобранным элементам. Таким образом, ревизия определенных элементов не имеет аудиторских доказательств, в отличие от совокупности всех элементов. Но аудиторская проверка проводится для того, чтобы получить выводы по всех отобранных элементах. Поэтому аудиторы в проверке, могут использовать внешние методологические положения с других наук, таких как:

  • математическая теория и ее основные методы;
  • экономическая теория, с использованием теории оценки капитала;
  • теория бухгалтерского и финансового учета, с использованием процентного соотношения, финансового анализа и прогнозирования на будущий период;
  • коммуникативно-информационная теория, где аудитор может контактировать с третьими лицами, для составления аудиторского заключения;
  • информационные технологии, которые позволяют использование техники, компьютерных систем и базы данных;
  • управленческая теория и менеджмент, предусматривают планирование и контроль;

Применение аналитических процедур в аудиторской проверке

Цель аудиторской проверки - это получение уместных и надежных аудиторских доказательств. Аналитические процедуры при проверке способствуют не только проведение качественной аудиторской проверки, но и сокращают все необходимые затраты на проверку. Задача каждой аудиторской проверки состоит из изучения производственной деятельности, оценки финансового положения, достоверности финансовой информации проверяемого объекта. Выполнение аналитических процедур, позволит аудитору разобраться у финансовой деятельности проверяемой организации, понять какие могут быть изменения в работе и дальнейшая его перспектива.

Метод аналитических процедур, нужен для сравнения финансовых показателей и информации. Сравнивать можно:

  • показатели предыдущих периодов;
  • прогнозирование;
  • другие показатели организации, что относятся к одной хозяйственной деятельности

Благодаря такому методу, аудитор сможет выявить область, которая имеет значение для проведения аудита. Период на проведение аналитических процедур, объём информации и показатели, зависят от объёма данных бухгалтерской отчетности.

Заключение аудиторского вывода, состоит из правдивых финансовых и бухгалтерских отчетов, на основе которых формируется мнение и обосновываются на аудиторских доказательствах. Наличие достоверных аудиторских доказательств, формируют определенные выводы с учетом возможного аудиторского риска, и является основанием для создания аудиторского заключения. В случаях, когда аудитор находит какие-то отклонения, но они не подтверждены доказательствами, проверяющий должен исследовать подобные искажения и убедиться в объективности и правильности данных. Важную роль играют аналитические процедуры, как в теории, так и в практике, потому что от их использования, будет зависеть качество проверки и результата. Это объясняется тем, что в аудиторской проверке, много внимания уделяется особо «опасной» сфере деятельности, после чего, в дальнейшем можно предотвратить все возникшие проблемы и следующая проверка снизит издержки и сократит их объём. Аналитические процедуры необходимы аудитору для планирования, создания рамок общего объёма аудиторских процедур. Они помогают провести проверку, по существу, и охватить общий обзор проверки финансовой отчетности, при завершении проверки.

Такой подход подразумевает поиск в работе проверяемого лица неправильное или правильное отражение фактов в бухгалтерском учете и в финансовой деятельности, выявление причин найденных ошибок, рисков, которые требуют пристального внимания проверяющего. Применение аналитических процедур, может совершаться на любых этапах аудита:

  • этап планирования, возможность оценить риски финансовой деятельности, возможные искажения в финансовой отчетности;
  • проверка для получения аудиторских доказательств на основе финансовых документов;
  • заключительный этап, где проводится оценка собранного материала и правдивости финансовой отчетности

Перед планированием аудита, и выбором метода, можно использовать аналитические процедуры, для точного понимания деятельности проверяемого объекта, а также его области, которые подвержены риску. По стандарту №20 «Аналитические процедуры», применение их при проверке позволит достичь поставленных целей, на основе профессионального суждения проверяющего. Каждый аудитор, проводя проверку, должен учитывать такие факторы:

  • выполнение аналитических процедур и рассчитывать на их результат;
  • особенности проверяемого лица, его информация и сведения;
  • проверяющая документация, отчетность должна быть достоверной и уместной;
  • полученные знания и навыки предыдущих проверок, может повлиять на итоговый результат или сопровождаться внесением корректив в финансовую отчетность

В процессе работы аудиторы полагаются на использование аналитических процедур, ближе к концу проверки. После чего формулируется аудиторский вывод на основе финансовой отчетности и мнению аудитора о работе сотрудников, их правильное ведение и отражение хозяйственных операций. Существует несколько задач, что могут повлиять на аналитические процедуры:

  • характеристика работы проверяющего лица;
  • общая оценка финансовой деятельности и ее непрерывная работа;
  • возможность искажения данных в бухгалтерской и финансовой отчетности;

Аудиторская проверка, обычно происходит следующим образом: изначально определяются цели, далее выбирается вид и метод выполнения процедуры, затем осуществление самой процедуры, и в заключении проводится анализ всех результатов. Аудиторские доказательства основываются на основе применения аналитических процедур, при этом оценивается степень и надежность данных. Чтобы понять, что аудитор не сомневается в результатах, это определяется следующим образом:

  • рассматриваются счета бухгалтерского учета и отдельные части финансовой отчетности;
  • иные аудиторские процедуры, которые смогут дать тот же самый результат;
  • точность, после применения аудиторских процедур;
  • оценка возможности возникновения ситуации рисков

Как правило, очень часто, аудиторы не сомневаются в достоверности информации и данных, после проведения аналитических процедур, тем более, если все средства внутреннего контроля, проверяемого объекта, находится в непрерывном действии. Бывают случаи и отклонений или несовпадений результатов, после проведения аналитических процедур, возникает противоречие информации или ее отличие, от предполагаемых величин. Проверяющие расценивают подобные отличия, объяснением причин с руководящей стороны. Изучение возникших отклонений, исходит из запроса на проверку, ответ на который дает руководитель, поэтому все вопросы и ответы оцениваются как предмет правдивости. В случае, необходимости, могут быть использованы и применены другие аудиторские процедуры. Так же, во время проведения аудиторской проверки, аудитор может совершать анализ соотношения и закономерности на основе аналитических процедур. Аудитор изучает все причины возможных отклонений, ведет сравнительную характеристику всей предоставленной информации. Аудиторская проверка, профессионального уровня, прежде всего, заключается в правильном выборе процедур, а также способов их использования на практике. Существует несколько способов использования аналитического метода, их классифицируют за таким критериями:

Критерии сравнения Информация
Сравнение финансовых показателей Сравниваются финансовые показатели и другая информация с предыдущими периодами;
Результативность работы проверяемого лица;
Получение информации о других организациях аналогичной деятельности;
Взаимосвязь Наличие образцов информации, после предыдущих аудиторских проверок;
Бухгалтерские и финансовые данные;
Проведение анализа Сравнительная характеристика;
Общий анализ с привлечением сложных методик статистики;
Уровень анализируемых сведений Финансовые отчеты других отраслей организации;
Определение элементов финансовой информации;
Стадии выполнения аудита с использованием аналитических процедур Планирование работы аудитора, с учетом времени и объёма работы;
Проведение аудиторской проверки по основным зонам деятельности, где использование аналитического метода сможет дать более эффективный результат, с минимальным риском;
Заключительная стадия аудита и общий анализ финансовых показателей в отчетности

Аналитические процедуры могут применяться к финансовым и не финансовым показателям. Кроме этого, исходя из таблицы, видно, что провести аналитические процедуры можно несколькими способами, но все же можно выделить и более популярные с их числа, это не количественные аналитические процедуры, обычное сравнение информации, особо сложный анализ, с использованием других аудиторских методик. Все результаты проверки, где наблюдалось отклонения, а также результаты с использованием аналитического метода, проверяющее лицо, должно отражать в рабочей документации. Позже они используются для получения аудиторских доказательств и для формирования аудиторского заключения. Информация по итогу составляется в письменной форме, и предоставляется заказчику. Аудитор так же, должен быть готов к тому, что даже при использовании аналитического метода процедур, по окончании проверки, могут возникнуть некоторые вопросы, которые требуют дополнительных процедур исследования.

Количественные аналитические процедуры

Не количественные аналитические процедуры, необходимы для общего понятия ведения хозяйственной деятельности в сфере бухгалтерского учета. Они отталкиваются от специфики работы организации, что в принципе и позволяет понять степень освоенности, законности и знаний бухгалтерского учета на предприятии, его правильное применение. Исходя из этого, и формируется аудиторский вывод. Кроме плюсов таких процедур, есть и свои недостатки, как субъективность. Это объясняется тем, что применение процедур аудита, позволит определить только статьи со значительными изменениями. Применять простые количественные аналитические процедуры, позволяют формировать связь между бухгалтерскими счетами. К количественным процедурам можно отнести следующие:

  • сравнительная характеристика фактических и плановых показателей;
  • прогнозирование аудитором;
  • коэффициентное соотношение фактических и нормативных показателей;
  • сравнение фактических показателей с показателями другой отрасли;
  • сравнительная характеристика с другими показателями, которые не фигурируют в финансовой отчетности;

Таким образом, можно сказать, что основная задача аналитических процедур заключается в методе сравнения. Сравнительная характеристика информации или показателей, может сильно отличаться, потому аудиторы, должны обратить внимание на нетипичную разницу. В основе количественных процедур лежит так же методика статистического анализа, что в свою очередь, позволит получить достоверность результатов. Но в практике, такие процедуры используются крайне редко, потому что для их совершения, необходимы профессиональные знания.

Финансовый контроль – это понятие, характеризующее собой проверку с целью обеспечения правильности и законности определённых действий.

Финансовый контроль может осуществляться в виде: государственного контроля, ведомственного контроля, внутрихозяйственного контроля и независимого аудиторского контроля.

1) Государственный контроль осуществляется в целях проверки целесообразности, эффективности, целевой направленности использования государственных средств.

Государственный контроль осуществляется следующими государственными органами:

- Счётной палатой РФ;

- Министерством Финансов РФ;

- органами МВД, ФСБ, Прокуратурой и иными.

2) Ведомственный контроль осуществляется: контрольно-ревизионными службами соответствующих министерств и ведомств с целью проверки эффективности использования имущества и законности совершаемых финансово-хозяйственных операций подведомственными учреждениями и организациями.

3) Внутрихозяйственный контроль осуществляется подразделениями хозяйствующего субъекта за сохранность и эффективность использования имущества (ревизионными комиссиями, службой внутреннего аудита, службой внутреннего контроля).

4) Независимый аудиторский контроль осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами с целью определения достоверности финансовых показателей бухгалтерской отчётности в РФ.

Аудиторский контроль не подменяет другие виды финансового контроля и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Этапы развития аудита

Впервые в 1844 году в Англии был принят закон, в котором отражалась необходимость, обязанность не реже одного раза в год акционерным компаниям приглашать присяжных бухгалтеров для проверки бухгалтерских счетов и составления независимого отчёта перед акционерами.

Потребность в аудиторских услугах усилилась Мировым кризисом в период с 1929 по 1933 гг. и дальнейшим процессом глобализации во всех сферах деятельности.

В РФ аудит претерпел 4 этапа развития:

I этап. С 1987 по декабрь 1993гг. В этот период в связи с переходом к рыночной экономике возникли различные формы собственности предприятий и был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым организация, указав как вид своей деятельности аудиторский, могла осуществлять такую деятельность, однако в этот период при оказании аудиторских услуг, аудиторы не соблюдали основных базовых принципов аудита – «независимость, компетентность, объективность», в связи с отсутствием нормативной базы, регулирующей оказание аудиторских услуг.

II этап. С 22 декабря 1993 года по сентябрь 2001 года.Этот этап получил своё начало с подписания указа Президента «Об утверждении временных правил, регламентирующих аудиторскую деятельность». Этот документ содержал в себе основные требования и место аудита в экономической системе РФ. Во исполнение указа в 1994 году были изданы ряд постановлений Правительства РФ, определяющие порядок аттестации аудиторов, критерии обязательного аудита и требования к лицензированию.

III этап. Сентябрь 2001 года – декабрь 2008 года.Этот этап получил своё начало с вступления в силу ФЗ № 119 «Об аудиторской деятельности». В законе был определён статус аудита в управлении экономикой РФ. В соответствии с требованиями ФЗ были утверждены Постановлением Правительства РФ № 696 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые регламентировали деятельность аудиторов.

IV этап. С 30 декабря 2008 года по настоящее время.В декабре 2008 года был принят ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности». В законе определено, что аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с требованиями СРОА.

Аудиторская деятельность –предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит –независимая проверка бухгалтерско-финансововой отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Цель аудита – выражение независимого мнения о достоверности показателей бухгалтерско-финансовой отчётности.

Задачи аудита:

1. Проверка законности совершённых финансово-хозяйственных операций.

2. Проверка правильности и достоверности отражённых хозяйственных операций в регистрах учёта.

3. Проверка сохранности имущества и денежных средств.

4. Проверка взаимоувязки показателей форм финансовой отчётности.

5. Проверка показателей финансовой отчётности на их соответствие внутренним и внешним первичным документам.

Аудит предоставляет следующие преимущества организациям и заинтересованным лицам:

1) возможность избежать конфликта между совладельцами;

2) упрощение процедур привлечения инвестиций и получения кредита;

3) облегчение взаимоотношений с другими контролирующими органами;

4) возможность получения высококвалифицированной помощи для принятия управленческих решений и разрешения финансовых проблем и т.д.

Пользователями аудиторских услуг являются:

1. Внутренние пользователи (акционеры, собственники, руководители);

2. Внешние (инвесторы, страховщики, государственные органы, кредитные организации, поставщики).

Аудит и сопутствующие аудиту услуги должны базироваться на основных принципах:

6. Профессиональное поведение.

Базовые принципы, которым должны следовать аудиторы определены в ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», в Федеральных правилах (стандартах) «Об аудиторской деятельности» №1 и в Кодексе Этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

1) Независимость аудиторов и аудиторских организаций предусмотрена ст.8 ФЗ №307. При осуществлении аудиторской деятельности аудиторы и аудиторские организации не могут быть созависимы имущественно и финансово, а также семейными узами с заказчиком, а также в течение трёх лет предшествующих проведению аудита не должны были оказывать услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, а также по составлению бухгалтерско-финансовой отчётности аудируемым лицам.




2) Конфиденциальность означает, что аудиторы обязаны соблюдать требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну. Аудиторскую тайнусоставляют любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторами при оказании аудиторских услуг.

3) Компетентность означает, что при осуществлении аудиторских услуг аудиторы должны обладать определёнными навыками (опытом) и образованием, подтвержденным квалификационным аттестатом аудитора.

4) Объективность означает, что аудиторы при осуществлении аудита и выражении мнения о достоверности аудируемой отчётности должны полагаться на свои знания и опыт и давление на них любой третьей стороной невозможно.

5) Добросовестность. Аудиторы при оказании аудиторских услуг должны чётко следовать требованиям законодательства в области аудита.

6) Профессиональное поведение означает, что аудиторы должны поддерживать деловую репутацию профессии аудитора.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Недавно были выпущены рамки стандартов аудита и руководства по сопутствующим услугам, в которых разъясняется разница между аудитом и сопутствующими услугами. Сопутствующие услуги включают обзоры, согласованные процедуры, компиляцию. Проверка часто противопоставляется аудиту, но они отличаются в том смысле, что аудит - это тщательное изучение финансовой информации организации, чтобы высказать свое мнение о ней.

С другой стороны, обзор можно понимать как формальную оценку финансовой отчетности, чтобы внести изменения, если таковые имеются. В этой статье подробно представлены все существенные различия между аудитом и проверкой.

Сравнительная таблица

Основа для сравненияаудитОбзор
Имея в видуАудит относится к систематической и разумной проверке бухгалтерских книг предприятия, чтобы проверить, представляют ли они истинный и объективный взгляд или нет.Проверка относится к оценке финансовой отчетности, проведенной аудитором, чтобы определить, есть ли вероятность изменения или нет.
Уровень уверенностиРазумный уровень уверенностиУмеренный уровень уверенности
Отчет предоставленПозитивное утверждениеОтрицательное утверждение
СтоимостьВысокоСравнительно низкий

Определение аудита

Аудит определяется как объективная и объективная проверка финансовой отчетности, записей, инвентаризации, операций, результатов деятельности и т. Д. Организации, независимо от ее размера, характера и юридической структуры, с целью выражения мнения о финансовой отчетности. через аудиторский отчет.

Аудитор анализирует, соответствуют ли отчеты, подготовленные организацией, структуре финансовой отчетности, то есть GAAP или IFRS . Двумя основными целями аудитора являются первичная цель и вторичная цель, при этом первичная цель состоит в том, чтобы определить, представляет ли финансовый отчет правдивое и объективное представление, а вторичной целью является выявление любых ошибок или мошенничества в финансовых отчетах клиент.

Может быть два типа аудитов: внутренний аудит и внешний аудит, при котором внутренний аудит проводится сотрудниками организации, тогда как внешний аудитор проводит внешний аудит.

Определение обзора

Обзор определяется как оценка финансовых данных, в которых аудитор дает ограниченную уверенность.

При проверке финансовой отчетности аудитор должен предпринять процесс, который важен для обеспечения надлежащей основы для получения умеренной уверенности, по сути, в финансовую отчетность компании не требуется вносить соответствующие изменения, чтобы соответствовать структура финансовой отчетности. В более точном выражении говорится, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений, что выражается как отрицательное заверение.

Для проведения проверки аудитору не обязательно иметь полное знание системы внутреннего контроля компании, а также знать о процедурах аудита. Кроме того, выполнение проверки зависит от аналитической процедуры и запросов, проводимых аудитором.

Ключевые различия между аудитом и проверкой

Следующие пункты заслуживают внимания в том, что касается разницы между аудитом и проверкой:

  1. Обзор можно понимать как официальную оценку бухгалтерских книг, чтобы определить, следует ли вносить изменения в случае необходимости. В отличие от этого, аудит подразумевает независимую критическую проверку бухгалтерских книг предприятия, чтобы дать заключение / суждение на основе доказательств или фактов.
  2. Аудит, проводимый аудитором, дает высокую, но не абсолютную уверенность в том, что подлежащие аудиту бухгалтерские книги не содержат каких-либо соответствующих искажений. С другой стороны, проверка, предпринятая аудитором, обеспечивает умеренный уровень уверенности в том, что проверенная информация не содержит существенных искажений.
  3. В ходе аудита мнение аудитора приводится в качестве положительного подтверждения уверенности в аудиторском заключении. И наоборот, в обзоре аудиторское мнение выражается как отрицательное заверение в представленном отчете.
  4. Что касается стоимости, проверка является дорогостоящим процессом по сравнению с компиляцией, тогда как аудит обходится дороже, чем проверка.

Заключение

Подводя итог дискуссии, можно сказать, что аудит является более критическим и систематическим процессом по сравнению с проверкой. В ходе аудита аудитор должен иметь полные знания о процессе бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля. Кроме того, с юридической точки зрения аудит хозяйствующих субъектов является обязательным, но проверка является дискреционной.

Читайте также: