Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Опубликовано: 14.05.2024


1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

- до 20 000 рублей - размер госпошлины составит 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

- от 20 001 рубля до 100 000 рублей - размер госпошлины составит 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

- от 100 001 рубля до 200 000 рублей - размер госпошлины составит 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

- от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - размер госпошлины составит 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

- свыше 1 000 000 рублей - размер госпошлины составит 13200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60000 рублей.


2. При подаче заявления о вынесении судебного приказа, размер госпошлины составит - 50 процентов размера госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.

3. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке или искового заявления неимущественного характера:

- для физических лиц размер госпошлины составит - 300 рублей;

- для юридических лиц размер госпошлины составит - 6000 рублей.

4. При подаче надзорной жалобы госпошлина уплачивается в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5. При подаче искового заявления о расторжении брака, размер госпошлины составит - 600 рублей.

6. При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

- для физических лиц размер госпошлины составит - 300 рублей;

- для юридических лиц размер госпошлины составит - 4500 рублей.

6.1 При подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

- для физических лиц размер госпошлины составит - 300 рублей;

- для юридических лиц размер госпошлины составит - 4500 рублей.

7. При подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

- для физических лиц размер госпошлины составит - 300 рублей;

- для юридических лиц размер госпошлины составит - 2000 рублей.

8. При подаче заявления по делам особого производства, размер госпошлины составит - 300 рублей.


9. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы, размер госпошлины составит - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

10. Утратил силу.

11. При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, размер госпошлины составит - 2250 рублей.

12. При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, размер госпошлины составит - 300 рублей.

13. При подаче заявления об отмене решения третейского суда, размер госпошлины составит - 2250 рублей.

14. При подаче заявления по делам о взыскании алиментов, размер госпошлины составит - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.

15. При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

- для физических лиц размер госпошлины составит - 300 рублей;

- для юридических лиц размер госпошлины составит - 6000 рублей.

16. При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, размер госпошлины составит - 300 рублей.

Смотрите также:

Порядок определения цены иска
в суде общей юрисдикции,
в мировом суде


Льготы по уплате госпошлины в суд общей юрисдикции, в мировой суд


Отсрочка уплаты государственной пошлины в суд, в мировой суд


Все материалы по теме
"Государственная пошлина"

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены категории дел, по которым истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины, в том числе и судами общей юрисдикции. В силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке.

освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер.

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить уплату государственной пошлины в порядке предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

СТ 333.20 НК РФ.

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.20 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи являются дополнением к тем правилам, которые установлены в ст. 333.19 комментируемой главы НК РФ. Согласно п. 1 комментируемой статьи при подаче искового заявления, в котором содержатся одновременно исковые требования имущественного и неимущественного характера, государственную пошлину следует уплачивать как за исковое требование имущественного, так и за исковое требование неимущественного характера. В итоге сумма государственной пошлины, подлежащая уплате, должна определяться посредством сложения двух размеров государственной пошлины, определенных в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

Цена иска, которую необходимо определить при подаче заявления имущественного характера, т.к. на ее основе определяется размер государственной пошлины, подлежащий оплате при подаче заявления имущественного характера, определяется истцом самостоятельно. В отдельных случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ, цена иска определяется судом. Соответственно, ч. 2 ст. 91 ГПК РФ установлено, что в том случае, когда цена иска, указанная истцом, явно не соответствует действительной, судья сам установит цену искового заявления. Судья должен сделать это по тем же правилам, что установлены и для истца, определяющего цену искового заявления при подаче заявления в суд. Как уже было сказано ранее, в соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска зависит от вида и особенностей самого иска. Существует также и особый порядок определения цены, который также регламентируется ст. 91 ГПК РФ.

В п. 11 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается частный случай общего правила, которое предусмотрено п. 1 этой статьи.

Особый порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, устанавливается п. 3 комментируемой статьи. Он предусматривает порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, при обращении в суд с заявлением о разделе общей собственности, выделе доли из общей собственности и признании права на долю в праве собственности. Комментируемая статья НК РФ устанавливает, что государственная пошлина в таких случаях уплачивается в следующем порядке:

1) если ранее спор не решался судом, то по правилам, которые установлены для заявлений имущественного характера с определением цены иска;

2) если суд ранее вынес решение о признании права собственности на данное имущество, то по правилам, установленным для подачи искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера.

Такое решение законодателем данного вопроса вполне объяснимо. Если истец еще не обращался в суд с иском, то государственная пошлина должна уплачиваться исходя из стоимости имущества, на которое просят признать право.

По делам, спорное имущество в которых подлежит оценке, государственная пошлина установлена ст. 333.19 НК РФ.

Но часто бывает и так, что, признав право собственности на его определенную долю, третьи лица нарушают указанное право собственности, физически создают препятствия в осуществлении права собственности, каким-то образом регистрируют право собственности на данное имущество и т.д. Обратиться в суд с тем же иском по тому же спору невозможно. Поэтому истец может воспользоваться таким способом защиты права собственности, как предъявление неимущественного иска или иска имущественного, но не подлежащего оценке. Соответственно, в таком случае размер государственной пошлины для физических лиц составит 100 рублей, для юридических лиц - 2000 рублей.

Пунктом 4 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащий уплате в случае, когда в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора. Согласно ст. 42 ГПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они обладают всеми правами и исполняют все обязанности истца. В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала. Соответственно, для такого участника гражданского процесса законодатель установил, что он уплачивает государственную пошлину в том же размере, что и истец при обращении в суд.

В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, при правопреемстве в процессе. Статьей 44 ГПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (при смерти гражданина, реорганизации юридического лица и в других случаях перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба.

Согласно ст. 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой. Судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

В п. 6 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, как раз в таких случаях, т.е. при объединении нескольких исковых требований, и выделении в отдельное производство. В подобных случаях государственная пошлина повторно не уплачивается, а оплаченная ранее не пересчитывается.

Пунктом 7 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения государственной пошлины в случае, когда одним из участвующих в деле лиц (определенной стороной: истцом или ответчиком) уже подана кассационная жалоба и уплачена государственная пошлина. Если другие участники процесса, выступающие на той же стороне, что и подавшая жалобу сторона (а это может быть и третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора), также подают кассационную жалобу, то ими государственная пошлина не уплачивается.

В п. 8 ч. 1 комментируемой статьи установлено, что в случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее будет уплачивать ответчик пропорционально размеру удовлетворенных судом требований. Соответственно, в этом случае истец не станет уплачивать государственную пошлину при обращении в суд с заявлением, ответчик сам сразу же внесет ее за истца. В случае, когда исковые требования истца будут полностью или частично удовлетворены, ответчик в соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 333.18 НК РФ уплатит государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное разрешение законодателем получила ситуация, определенная в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. В случае, когда размер государственной пошлины точно установить невозможно, то суд установит его при вынесении решения суда, и сторона должна будет уплатить ее в десятидневный срок.

В случае если истец изменяет (увеличивает или уменьшает) предметы своих исковых требований или суд выходит за пределы заявленных требований, размер государственной пошлины должен также увеличиваться. Увеличенный размер государственной пошлины должен быть уплачен в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. Если же размер государственной пошлины должен стать меньше, то излишне уплаченная государственная пошлина должна быть возвращена. Возврат взысканной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое взыскана государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

К указанному выше заявлению должны прилагаться решения, определения и справки судов, органов и должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, которые являются основаниями для полного или частичного возврата взысканной суммы, а в определенных случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Еще одним интересным положением комментируемой статьи является то, что если одновременно подаются исковые требования о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества, то государственная пошлина уплачивается исходя из сложения сумм госпошлины имущественного характера с ценой иска и государственной пошлины по делам о расторжении брака. В тех случаях, когда подаче искового заявления в суд предшествовала подача заявления на выдачу судебного приказа, уплаченная государственная пошлина при подаче заявления на выдачу судебного приказа будет засчитана в счет пошлины, подлежащей уплате при подаче в суд искового заявления по спорному правоотношению. Следовательно, истцу останется уплатить лишь 50% (такую же сумму).

Если плательщики госпошлины обращаются в суд для обжалования судебных актов в порядке надзора, то они уплатят государственную пошлину в размере 50% от уплаченной при рассмотрении дела по первой инстанции.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

Глава 25.3 "Государственная пошлина"

Введена Федеральным законом
от 02.11.04 № 127-ФЗ

Большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года будут взиматься в соответствии с главой 253 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличатся.

Новая глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 г . № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (опубликован в этом номере «ДК» на стр. 39) и вступает в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией будет установлен этой главой.

ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

Глава объединила в себе как платежи, которые сейчас уплачивают в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г . № 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон № 2005-1), так и большинство действующих сборов (например, лицензионные сборы). С 1 января 2005 года все они будут именоваться государственной пошлиной. А название «сбор» сохранит только один - сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (п. 9 ст. 13 НК РФ). Напомним, что статьи 12-15, 18 НК РФ, устанавливающие виды и перечень налогов и сборов в РФ, будут действовать с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года виды и перечень налогов и сборов установлены статьями 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г . № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Государственная пошлина является сбором, то есть платежом за совершение государственными органами юридически значимых действий. Поэтому платить ее надо до обращения в госорган. А при обращении представить документ, подтверждающий уплату госпошлины. Это является одним из условий совершения в отношении обратившегося действий.

Общие сроки уплаты госпошлины установлены пунктом 1 статьи 333.18 НК РФ. Но по ходатайству заинтересованного лица суд может перенести уплату госпошлины на срок до шести месяцев (ст. 333.41 НК РФ).

Сейчас суды допускают уплату госпошлины за заявителя третьим лицом (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г . № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»; далее - постановление № 6). Однако с нового года НК РФ обязывает заплатить госпошлину то лицо, которое обращается за совершением юридически значимых действий (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Обязательные платежи при обращении в суд и сейчас называются государственной пошлиной. На практике существенных изменений порядка уплаты госпошлины не произойдет.

Однако размеры пошлины с 1 января 2005 года изменятся. За имущественные требования они немного снизятся, а за неимущественные - повысятся.

Размер пошлины

Новые размеры госпошлины установлены статьей 333.19 НК РФ для обращения в суды общей юрисдикции или к мировым судьям и статьей 333.21 НК РФ для обращения в арбитражные суды.

Напомним, что споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, с участием хотя бы одного физического лица - не предпринимателя рассматривают суды общей юрисдикции. А экономические споры и дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - арбитражные суды. Мы будем рассматривать только случаи обращения в арбитражный суд.

Рассчитаем госпошлину при обращении в арбитражный суд по имущественному спору.

ПРИМЕР 1

Организация-поставщик собирается подать в арбитражный суд заявление о взыскании с покупателя неоплаченного долга за поставленную продукцию. Цена иска (сумма долга плюс штрафные санкции и проценты) составляет 800 000 руб.

1. Если исковое заявление подается до 1 января 2005 года, размер госпошлины в этом случае составит 11 600 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1). Размеры госпошлины в Законе № 2005-1 неденоминированы. Но в примере мы приводим цифры уже с учетом деноминации.

Госпошлина составит:
11 600 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 600 руб.

2. Если исковое заявление подается после 1 января 2005 года, госпошлина будет 11 500 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

То есть
11 500 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 500 руб.

Если вы подаете заявление, содержащее требования как имущественного, так и неимущественного характера, пошлину надо платить одновременно за оба требования.

ПРИМЕР 2

Организация после 1 января 2005 года подает в суд заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции о бесспорном взыскании налога и пеней, а также о возврате излишне взысканной суммы налога и пеней на сумму 300 000 руб.

Требование о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции (решения) - неимущественное. Размер госпошлины с 2005 года за это требование для организаций - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 1000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 2005-1).

Требование о возврате излишне взысканного налога - имущественное. Размер госпошлины с 2005 года за него 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 3600 руб. плюс 2% от суммы свыше 100 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1).

Размер госпошлины в 2005 году за имущественное требование составит:
3500 руб. + ((300 000 руб. - 100 000 руб.) х 2%) = 7500 руб.

Всего за оба требования в 2005 году надо будет заплатить госпошлину в размере 9500 руб. (2000 руб. + 7500 руб.).

Если в ходе судебного разбирательства размер требований возрастет или добавятся новые требования (говоря юридическим языком, изменится предмет иска), госпошлину нужно будет доплатить.

Порядок уплаты

Госпошлину за обращение в суд нужно заплатить до подачи искового заявления. Документ об уплате госпошлины (квитанцию или платежное поручение) надо приложить к исковому заявлению (п. 2 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Иначе арбитражный суд оставит исковое заявление без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ) и назначит срок на устранение этого недостатка. Если же в этот срок заявитель так и не представит в суд документ об уплате госпошлины, суд просто возвратит заявление и не будет его рассматривать (подп. 4 п. 1 ст. 129 АПК РФ).

Но если заявитель находится в затруднительном имущественном положении, одновременно с исковым заявлением (или жалобой) можно подать ходатайство об уменьшении госпошлины или об отсрочке (рассрочке) ее уплаты. К ходатайству надо приложить доказательства того, что заплатить госпошлину полностью для организации затруднительно. Это могут быть подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, подтвержденные банком данные об отсутствии на счете денег в необходимом размере, а также об общей сумме задолженности организации по исполнительным листам и платежным документам. Кроме того, к ходатайству прилагаются документы о находящихся на счете денежных средствах (п. 4 постановления № 6).

Добавим, что к ходатайству об уменьшении (отсрочке, рассрочке) госпошлины целесообразно приложить и заверенную копию кассовой книги со сведениями об остатке денег в кассе организации. А вот документы, подтверждающие недостаточность стоимости имущества организации, за счет реализации которого можно получить средства на уплату госпошлины, к ходатайству можно не прилагать. Суды их не требуют.

По каким реквизитам нужно платить госпошлину? Обычно эти реквизиты размещают на информационном стенде в самом суде. Как правило, адресатом выступает управление федерального казначейства по субъекту РФ через одну из налоговых инспекций. Важно не перепутать код бюджетной классификации (КБК). Для госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, КБК в 2005 году - 000 1 08 01000 01 0000 110 (указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 27 августа 2004 г . № 72н) опубликованы в «ДК» № 21, 2004).

Возврат госпошлины

Если ваше требование к ответчику удовлетворили, уплаченную госпошлину вам вернут не из бюджета. В таком случае госпошлину должны взыскать в вашу пользу с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (по сравнению с заявленными; п. 1 ст. 110 АПК РФ). А если ваша организация была освобождена от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ), госпошлину взыщут с ответчика в бюджет.

Если в удовлетворении требования суд откажет полностью или частично, то в отказанной части госпошлина пойдет в бюджет за счет организации, которой отказали в иске.

Но если вы заплатили госпошлину и по каким-либо причинам передумали подавать иск, за возвратом госпошлины нужно обратиться в налоговый орган (подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Для этого в налоговую инспекцию, которую вы указали в платежном поручении (или квитанции), нужно подать заявление о возврате госпошлины и справку суда о том, что вы в суд не обращались. Кроме того, к заявлению нужно приложить оригинал платежного документа об уплате госпошлины. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Налоговый орган должен вернуть госпошлину за счет того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления (ст. 78 НК РФ).

Аналогично можно поступить и в случаях, когда суд возвратил заявление (ст. 129 АПК РФ), оставил его без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ) или прекратил производство по делу (гл. 18 АПК РФ). В таких случаях, а также если вы по ошибке заплатили госпошлину в большем размере, чем следовало, ее тоже можно вернуть (подп. 1-3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ

Иногда организациям приходится обращаться к услугам нотариуса. Например, чтобы засвидетельствовать подлинность подписи уполномоченных лиц на банковской карточке.

В таких случаях необходимо заплатить госпошлину за совершение нотариальных действий или нотариальный тариф. Когда вы обращаетесь к государственному нотариусу, речь идет о госпошлине. А если вы обратились к частному нотариусу, платить нужно нотариальный тариф.

Разница между госпошлиной и нотариальным тарифом в том, что госпошлина платится в соответствии с законодательством о налогах и сборах. А нотариальный тариф - платеж другой природы. По сути это плата за услуги. Если вы обратились к частному нотариусу за совершением действия, требующего обязательного нотариального удостоверения, размер тарифа должен соответствовать размеру госпошлины. А если обращение инициативное, по вашему собственному желанию, то размер тарифа определяется в соответствии со статьей 221 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г . № 4462-1).

Размеры госпошлины за совершение нотариальных действий установлены статьей 333.24 НК РФ, а особенности ее уплаты - статьей 333.25 НК РФ.

ДРУГИЕ ПОШЛИНЫ

Глава 253 НК РФ предусматривает и другие пошлины за иные действия госорганов: от регистрации актов гражданского состояния до получения ресурса нумерации оператором связи. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Размеры госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не изменятся. Как и сейчас, они составят 2000 руб. для юридических лиц и 400 руб. для индивидуальных предпринимателей (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А вот за госрегистрацию изменений в учредительные документы юридического лица госпошлина значительно уменьшится. Она составит всего 20 процентов от пошлины за регистрацию юридического лица, то есть 400 руб. До 1 января 2005 года за регистрацию изменений в учредительных документах нужно платить 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона № 2005-1).

За госрегистрацию прав на недвижимое имущество (их ограничений и обременений), а также договоров об отчуждении недвижимого имущества с 1 января 2005 года организация должна будет заплатить 7500 руб. (подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Этот размер госпошлины равен действующему сейчас максимальному размеру платы за госрегистрацию прав на недвижимое имущество (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998 г . № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах»). Однако сейчас субъекты РФ вправе уменьшать размер этой платы, а с 1 января 2005 года такого права у них не будет, поскольку госпошлина - федеральный сбор (п. 10 ст. 13 НК РФ).

Если ваша организация выпускает ценные бумаги, нужно будет уплатить госпошлину в соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Например, если акционерное общество размещает акции при создании или увеличивает уставный капитал путем дополнительной эмиссии акций.

ПРИМЕР 3

Вновь созданное акционерное общество производит первичное размещение акций (оплата уставного капитала) по номинальной стоимости способом открытой подписки. Номинальный объем выпуска акций - 1 000 000 руб.

В связи с выпуском акций обществу нужно уплатить следующие пошлины:
- за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, если такая регистрация осуществляется одновременно, - 1000 руб.;
- за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб. То есть 2000 руб. (1 000 000 руб. х 0,2%).

За регистрацию проспекта эмиссии и отчета об итогах размещения акций отдельную пошлину платить не нужно, так как при открытой подписке на акции при создании общества проспект регистрируется одновременно с выпуском (п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1994 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Итого создаваемому обществу в связи с размещением акций нужно заплатить госпошлину в общем размере 3000 руб. (1000 руб. + 2000 руб.).

Обратите внимание: пошлина за регистрацию выпуска ценных бумаг по сути заменит действующий до 1 января 2005 года налог на операции с ценными бумагами. Его ставка сейчас также составляет 0,2 процента номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб. (ст. 3 Закона РСФСР от 12 декабря 1991 г . № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами»; изложен в новой редакции Федеральным законом от 18 октября 1995 г . № 158-ФЗ). В определении от 8 июня 2004 г . № 224-О Конституционный суд РФ пришел к выводу, что налог на операции с ценными бумагами - это фактически сбор. С 1 января 2005 года этот платеж станет сбором и юридически, так как войдет в состав федеральной государственной пошлины.

Еще одна широко распространенная группа случаев уплаты госпошлины связана с получением разрешений и лицензий на занятие лицензируемыми видами деятельности. До 1 января 2005 года за совершение таких действий взимаются лицензионные сборы. А после этой даты их заменит госпошлина. Ее размеры в общем случае составят (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
- за предоставление лицензии - 1000 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Однако за выдачу лицензий на отдельные виды деятельности установлены специальные размеры госпошлины (подп. 72-74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это деятельность по организации тотализаторов и игорных заведений, банковские операции, долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

ЛЬГОТЫ

Ряд плательщиков освобождаются от уплаты госпошлины. Общий перечень льгот содержится в статье 333.35 НК РФ. А в статьях 333.36-333.39 НК РФ предусмотрены льготы для обращения в суды, нотариат и регистрации актов гражданского состояния. Как правило, льготируются обращения государственных и судебных органов и некоторых категорий физических лиц.

Для организаций могут представить интерес следующие льготы.
Не надо будет платить госпошлину, если ваша организация выпускает ценные бумаги в целях реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней (подп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Или в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, произведенной по решению Правительства РФ (подп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

В заключение отметим, что все платежи, предусмотренные главой 25.3 НК РФ, можно будет учесть при налогообложении прибыли организаций в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, если они произведены в целях осуществления приносящей доход деятельности (ст. 252 НК РФ).


Адвокат Анатолий Антонов

1. Подача искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
— до 20 000 рублей — 4% цены иска, но не менее 400 рублей;
— от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей;
— от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей+ 2% суммы, превышающей 100 000 рублей;
— от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей+ 1% суммы, превышающей 200 000 рублей;
— свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей+ 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
2. Подача заявления о вынесении судебного приказа — 50% размера государственной пошлины, установленной пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ;
3. Подача искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
— для физических лиц — 300 рублей;
— для организаций — 6 000 рублей;
4. Подача искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;
5. Подача административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ:
— для физических лиц — 300 рублей;
— для организаций — 4 500 рублей;
6. Подача административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
— для физических лиц — 300 рублей;
— для организаций — 4 500 рублей;
7. Подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
— для физических лиц — 300 рублей;
— для организаций — 2 000 рублей;
8. Подача заявления по делам особого производства — 300 рублей;
9. Подача апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы:
— для физических лиц — 150 рублей;
— для организаций — 3 000 рублей;
10. Подача надзорной жалобы:
— для физических лиц — 300 рублей;
— для организаций — 6 000 рублей;
11. Подача заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов, как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в 2 раза;
12. При предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ.
Для расчета госпошлины по административному и гражданскому судопроизводству можно воспользоваться онлайн-калькулятором госпошлины по адресу: https://vsrf.ru/lk/calculator/list
Оформить квитанцию для оплаты госпошлины можно на официальных сайтах Федеральных судов общей юрисдикции.
Размеры иных государственных пошлин по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с ГПК РФ и КАС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, см. ст. 333.19 НК РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также: