Способы снижения налоговых платежей эссе

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4922 (дата обращения: 12.04.2021).

Актуальность оптимизации налогообложения, независимо от хозяйственной деятельности и формы предприятия, очень велика. Прежде всего, это связано с финансово-экономической ситуацией в стране. Спрос на продукцию падает, издержки растут, и перед предприятием стоит задача по сохранению конкурентоспособности своего бизнеса на рынке. Одним из способов удержаться «на плаву» является оптимизация налогообложения. Она бывает, как законная, так и незаконная, но в этой статье мы остановимся исключительно на законных способах минимизировать налоговые платежи. Но прежде чем говорить об оптимизации налогообложения, стоит разобраться, почему так важно честно и бескорыстно уплачивать налоги в бюджет РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в России действует трехуровневая бюджетная система. Законы так же принимаются на трех уровнях, но действовать уже будут только на следующий финансовый год.

Бюджетная система – это часть системы государства, совокупность всех бюджетов действующих на территории Российской Федерации. Существует так же ещё один вид бюджета, это – консолидированный бюджет. Он представляет собой свод бюджетов на определенной территории. Формирование бюджетов происходят за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а так же с помощью безвозмездных и безвозвратных перечисленных сумм.

Плательщиками, этих сумм являются юридические и физические лица [1, с. 4]. Каждое правомерное перечисления в казну государства сводят бюджетный дефицит к минимуму.

В настоящее время расходы и доходы бюджетной системы распределены примерно следующим образом:

Таблица 1 – Расходы и доходы бюджетов РФ


Стоит отметить, что если доходы казны слишком малы, то государство может прибегнуть к секвестру. Но это крайний случай, и отрицательно скажется на экономике страны. Поэтому важно не уклонятся от налоговых обязательств, а оптимизируя их, честно платить налоги, не думая только о своих корыстных целях.

Сегодня оптимизация налогообложения для организаций так же важна, как и, к примеру, маркетинговая стратегия. Это обусловлено не только минимизацией затрат за счет платежей в бюджет государства, но и общей безопасностью предприятия, так и его должностных лиц. Оптимизация налогообложения – это процесс, действия которого ориентированы на минимизацию налогового бремени предприятия, и повышение положительных финансово-экономических результатов ее деятельности за счет оптимального применения положений и норм налогового законодательства [2, с. 6].

Другими словами, это обычные действия налогоплательщика, выполняемые им в процессе хозяйственной деятельности, т.е. четкое закрепление прав и обязательств сторон в договоре, применение допускаемых законодателем в нормах Налогового Кодекса Российской Федерации, устройств формирования резервов по сомнительным долгам, либо резерва на ремонт, а так же основных средств.

Существует множество инструментов и методов снижения налогового бремени, и они как никогда востребованы в настоящее время налогоплательщиками. Как уже было сказано выше, оптимизация бывает законная и незаконная. Законность налоговой оптимизации с каждым годом становится более актуальным вопросом. Но чтобы решить этот вопрос, следует выделить основные критерии законности.

В законодательстве РФ отсутствует понятие «налоговая оптимизация». Законом не предусмотрены правила, которые бы устанавливали рамки дозволенного при оптимизации, что дает налогоплательщикам сделать для себя определенный вывод: все, что не запрещено НК РФ, то – разрешено. Но если рассматривать вопрос со стороны судебной практики, это в корне не верно.

Если проанализировать судебные разбирательства касаемо налогов, а так же официальные письма органов власти, можно выделить несколько принципов, которые необходимо соблюдать при налоговой оптимизации:

1. Принцип добросовестности, честности налогоплательщика

2. Принцип преимущества экономического смысла над юридической формой

3. Требование наличия деловой цели

4. Требование реальности экономической деятельности

Основным преимуществом незаконных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но так, же есть и минусы, такие как – риски при выявлении данных нарушений фискальными органами власти. Ну и как следствие, предприятие просто-напросто понесет убыток.

Что касается законных методов оптимизации, проблемой является то, что эти методы являются затратными, дорогостоящими и требуют специальных знаний. Ну а плюсы очевидны: отсутствие того, что налоговая проверка выявит у вас нарушения налогового законодательства, т.е. отсутствие рисков. И самый главный плюс применения законных методов оптимизации, это – положительный эффект в долгосрочной перспективе.

Законная налоговая оптимизация бывает двух видов [3, с. 34]:

1. Перспективная (стратегическая или долгосрочная) – подразумевает применение приемов и способов, уменьшающих налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его хозяйственной деятельности. Разумеется, указанная оптимизация действует в течение нескольких налоговых периодов, и достигается обычно средством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного использования налоговых льгот и т.д.

2. Оптимизация налогов по отдельным операциям – подразумевает применение некоторой совокупности способов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом определенном случае и в отдельном налоговом периоде.

Важнейшая и, наверное, самая главная задача налоговой оптимизации состоит в том, чтобы при уменьшении налогового бремени остаться в рамках законности. Как уже было сказано выше, проблема состоит в том, что эти рамки не всегда являются четко оговоренными. Помимо прочего, интерпретация закона судами и налоговыми органами может меняться с течением времени, а также в зависимости от субъективных факторов. Так же стоит помнить о том, что внутренние затраты организации и расходы на оплату сторонних организаций не должны превышать суммы уменьшаемых налогов при создании системы оптимизации налогообложения. Соотношение затрат на систему оптимизации налогов и её дальнейшего обслуживание к сумме минимизации налоговых затрат имеет индивидуальный денежный порог, который зависит от степеней рисков, а так же от психологического фактора, связанного с данной схемой, которую вы используете. Обычно такой порог на практике составляет 50-90% от размера оптимизированных налогов.

Самые популярные методы налоговой оптимизации это:

1. Замена налогового субъекта - основывается на применении такой организационно-правовой формы, по отношению к которой действует наиболее щадящий режим налогообложения.

2. Изменение вида деятельности налогового субъекта – подразумевает переход на осуществление видов деятельности, которые облагаются налогом в наименьшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись ранее.

3. Замена налоговой юрисдикции – смысл в том, чтобы зарегистрировать предприятие на местности, предоставляющие льготное налогообложение. Выбор места регистрации (местности и юрисдикции) важен при условии неоднородности местности. Каждый регион страны наделен возможностями по формированию местного законодательства, и на этом поле субъекты владеют некоторой свободой, любая территория использует эту свободу по-своему. Стоит упомянуть, что отсюда и различия в размере налоговых отчислений. [4, с. 130]

4. Переход организации на упрощенную систему налогообложения.

Помимо применения пониженной ставки (6 или 15 процентов) при использовании данного режима, следует отметить, что УСНО заменяет три вида налога: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Так же не следует забывать о налоговом планировании, которое идет наряду с налоговой оптимизацией. Налоговое планирование основывается на 3-х подходах к минимизации налоговых платежей:

- использование льгот при уплате налогов;

- разработка грамотной учетной политики;

- контроль над сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Важно обосновать собственный выбор при помощи расчетов налогов, величина которых зависит от метода учета, и просчитать все шаги, чтобы удостоверится в правильности выбора. Следует выбрать наиболее лучшую стратегию оптимизации и планирования налогообложения.

Практика показывает, что от того какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваш будущий финансовый результат. Нужно отметить, что выше приведен лишь основной перечень способов оптимизации налогообложения, которые можно применять налогоплательщикам с минимальными рисками привлечения к налоговой ответственности. Указанные способы являются довольно действенными, и позволяют значительно уменьшить налоговую нагрузку на налогоплательщика.

Применимы и остальные методы оптимизации налогообложения, но следует помнить, что использование агрессивной оптимизации налогообложения неприемлемо. Важно понимать и осознавать, что экономия, достигаемая методом использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Так или иначе, это отложенный платеж, который придется оплатить после налоговой проверки. [5]

В текущее время необходимость использования налогоплательщиками многих механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо это влияние обязано быть наименьшим. Мы часто наблюдаем обратное, когда налогоплательщик обязан «подстраивать» виды и формы собственной деятельности под существующий порядок уплаты тех, либо других налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей. Потому налоговая оптимизация налогообложения, так же как и в совокупности, налоговая система нуждается в тщательной доработке.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая оптимизация необходима каждому предприятию, так как это позволяет высвободить дополнительные денежные средства, которые будут использованы в деятельности фирмы, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению прибыли.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 2013 г.), 536 с.
  2. Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов, Лермонтов Ю., 2013г., 155 с.
  3. Законная оптимизация налогообложения, И. Новикова, В. Белякова, 2008г., 152 с.
  4. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 127-135.
  5. Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12641 (дата обращения: 07.04.2014).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Каждый предприниматель время от времени задумывается о том, как уменьшить налоги. Некоторые пускаются на неправомерные схемы и ухищрения, другие идут по легальному пути. Закон предоставляет представителям бизнеса несколько вариантов налоговой оптимизации, и каждый вправе выбрать наиболее удобный и выгодный для себя. В этой статье мы поговорим о том, как оптимизировать налог на прибыль.

Планируем

Сначала напомним о том, что, собственно, такое налог на прибыль. Это прямая разница между доходами и затратами коммерческого предприятия.

Изменить размер прибыли можно либо путем уменьшения доходов, либо, соответственно, путем увеличения расходов.

Таким образом, благодаря некоторым нехитрым манипуляциям появляется возможность существенно облегчить налоговый груз.

Повлиять на размер налоговых сборов законным образом проще всего через грамотное налоговое планирование.

Этот метод оптимизации является среди бизнесменов самым распространенным и популярным, так как при выполнении определенных действий он позволяет существенно снизить налоговое бремя и не подставлять себя под удар контролирующих структур. Итак, к способам налогового планирования относятся:

  • своевременный выбор правильного режима налогообложения;
  • заключение, скажем так, «грамотных» договоров, с некоторыми тонкостями;
  • применение предоставляемых законом льготных условий;
  • дружба с компаниями, находящимися на льготном налогообложении;
  • оффшоры;
  • активное пользование правом на налоговые отсрочки;
  • прописанные в учетной политике предприятия выгодные схемы налогоисчисления.

Это только часть способов влияния на налоговую базу через планирование. Некоторые из них не требуют каких-либо дополнительных комментариев со стороны юристов и сложных организационных мероприятий, другие, к примеру, оффшоры, возможны только при больших финансовых вливаниях. Рассмотрим самые востребованные и безопасные методы налоговой оптимизации более подробно.

Делаем полезные запасы

Каждая компания имеет право на создание резервов. Предполагается, что они могут пригодиться для оплаты отпусков, вознаграждения за выслугу лет сотрудникам, обновление материально-технической базы и оборудования и т.д. Этот способ дает возможность правильно распределить по налоговым периодам расходы, а ведь именно грамотное обоснование расходов является важнейшей частью исчисления налога на прибыль.

Нужно понимать, что резерв не может повлиять на общий размер суммы налога на прибыль за весь отчетный период, но зато, благодаря ему, можно существенно снизить авансовые платежи.

Для многих предпринимателей это является отличным выходом в тех ситуациях, когда в ближайшем будущем ожидаются большие траты, а уже сегодня нужно заплатить налоги.

Договор аренды – используем во благо

Это не тот тип договора, когда одна компания арендует у другой какие-то площади.

В данном случае, под договором аренды подразумевается закрепленная документально временная передача основных средств предприятия сторонней организации, работающей по упрощенному налогообложению.

Суть договора аренды в том, что арендные выплаты увеличивают доходы фирмы на УСН, но при этом уменьшают налогооблагаемую прибыль арендатора.

Привлечение юристов

При правильно подходе, даже небольшие финансовые претензии к контрагентам можно увеличить в несколько раз. Главное, чтобы стоимость юристов, которые будут заниматься подобным вопросом, не зависела от размера исковых притязаний. При этом, спор можно полюбовно разрешить мировым соглашением, не доводя до суда. В мировом соглашении, конечно, должна стоять уже не та сумма, которая была заявлена истцом первоначально.

В чем особенность этого метода?

Затраты на консультантов и юристов значительно снижают прибыль налогоплательщика.

К тому же нигде в Налоговом кодексе РФ не прописаны требования к обоснованию различных расходов через сравнение их с доходами, для получения которых они осуществлялись. Так что, размер вознаграждения юристу может быть даже очень большим – никто не сможет придраться. Самое приятное в этой схеме — то, что проводить такие фокусы можно довольно часто.

Маркетинг как способ оптимизации налогов

Тоже простой, доступный и не требующих каких-то особенных умений метод налоговой оптимизации. Суть его незатейлива: компания выказывает желание к дальнейшему активному росту, освоению новых направлений, поэтому заказывает написание бизнес-плана. В качестве исполнителя данной услуги выступает фирма, находящаяся на УСН.

Таким образом, средства, потраченные на разработку стратегии развития, учитываются при расчете налоговой базы как траты на исследование рынка или оплаты информационных и консультационных услуг.

Снижаем налоги через агентский договор

Не мудрствуя лукаво, можно заключить специальный договор, при котором выручка компании будет считаться не ее собственной, а принадлежащей другой организации.

Для этого нужно просто-напросто стать фирмой-посредником, доходом которой является только агентское вознаграждение. Это весьма распространенный способ уменьшения налоговой базы. В данном случае, самым важным моментом является тщательная проработка агентского договора и грамотное документальное оформление сделки.

Не забываем о брендах

Фирма, находящаяся на упрощенной схеме налогообложения, может использовать бренд. А затраты, понесенные на право пользования товарным знаком, учитываются как любые другие расходы организации.

Избавляемся от ненужного

В отличие от, например, использования юридических и консультационных услуг для снижения налоговой базы, операцию по учету расходов на списание устаревших активов, можно проводить только единожды в том налоговом периоде, в котором она и произошла.

В качестве обоснования таких расходов служит ликвидация объектов незавершенного строительства, списание нематериальных активов и так далее.

Не соблюдаем условия

Эффективным способом экономии налогов является признание штрафных санкций за нарушение обязательств по долгам и договорных условий.

Затраты, понесенные через штрафы, учитываются как внереализационные расходы. Особенно хорошо играет на руку пренебрежение к условиям договора, подписанного с фирмой, работающей по единому налогу на вмененный доход.

Берем на себя чужие убытки

Путь слияния с убыточной компанией – легкий, хотя и не самый безопасный способ сократить отчисления в бюджет, причем, не только в текущее время, но и в будущие периоды.

Происходит это по той простой причине, что компания-правопреемник наследует все расходы убыточного предприятия во всех их полноте и неприглядности.

Еще раз особо подчеркнем то, что данный способ оптимизации налогов чреват внезапными визитами налоговых инспекторов.

Переносим свои убытки

Иногда можно воспользоваться правом, предоставляемым налоговым кодексом на перенос убытков за прошедшие налоговые периоды на будущее. Причем, сначала надо учитывать более поздние убытки, постепенно переходя к ранним. Делать это можно на протяжении десяти лет после того, как убыток был получен.

Внимание! При применении каких-либо способов оптимизации налогов руководству компании, на всякий случай, следует быть готовым к более пристальному вниманию со стороны налоговиков – за годы практики у них развилось особое чутье на те предприятия и организации, которые стремятся сократить размер налоговых выплат.

Как показывает данный материал, законных способов для уменьшения налогов, вполне достаточно для того, чтобы не прибегать к незаконным схемам. Грамотный, опытный бухгалтер всегда найдет путь для того, чтобы уменьшить налоговое бремя своего работодателя.

Налоговое планирование и споры

Налоговые платежи серьезно беспокоят. Суммы начислений доходят до 40-50% оборота. ФНС присылает ошибочные уведомления. В ходе выездных проверок налоговики действуют «по наитию»: нарушают закон, превышают полномочия, «давят» на руководство, диктуют свои условия. Вам это тоже знакомо?

Читайте до конца, и вы узнаете:

Как оспорить незаконные налоговые начисления, чтобы был результат;

Как снизить штрафы вдвое, если вы виноваты;

Какие приемы налогового планирования помогут ощутимо снизить налоговую нагрузку.

Нет времени читать? – получите помощь эксперта прямо сейчас

Хочу легально сэкономить на налогах


Как оспорить завышенные платежи, незаконные доначисления

Не спешите в суд, если ФНС допустила грубые нарушения. Например:

Незаконно заблокировала счет;

Не указала в акте проверки смягчающие обстоятельства;

Истребовала документы, не связанные с проверкой;

Арестовала имущество без понятых;

Не отвечает на письменные обращения о переплатах и т. д. –


Обратитесь в Прокуратуру. Правильно составленная жалоба, подкрепленная весомыми доказательствами – эффективный способ защиты, который позволит решить проблему быстро и сэкономить на судебных расходах.

Обратиться в Прокуратуру можно не только по окончании проверки, но также до и во время ее проведения.

Подать жалобу можно несколькими способами: через канцелярию прокуратуры, опустив в ящик «Для обращений и заявлений», через интернет-приемную Генпрокуратуры, на официальном сайте территориального подразделения или ценным/заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Через 30 дней получите письменный ответ.

Если проблему решить не удалось, обращайтесь в суд. Но прежде не забудьте о досудебном обжаловании в вышестоящий налоговый орган. Это скорее формальная, но обязательная стадия, без прохождения которой суд вернет заявление (п. 2 ст. 138 НК РФ). Не будем ее описывать, как и говорить далее о стандартном порядке судебного оспаривания – это хорошо известно вашим штатным юристам.

Остановимся на полезном и менее очевидном.

Оспаривание в суде: тонкие моменты

«С Налоговой лучше не судиться, это бесполезно» – скажут многие, и будут правы. «Мы обратились к лучшим юристам, пошли до конца и выиграли спор» – скажут другие, и также будут правы.

В среднем около 80% процентов исков удовлетворяется в пользу ФНС (за I квартал 2016 года — 78,6 %, за I квартал 2015 года — 79,7 %, данные озвучены начальником Правового управления ФНС России). Суды встают на сторону налоговых органов, так как последние якобы представляют «публичные интересы общества».

Налоговики постоянно совершенствуют механизмы сбора доказательств, изучают нововведения и судебные прецеденты, ведут активную организационную работу с судами, проводят совместные совещания, обсуждая сложные и актуальные вопросы применения налогового законодательства.

Поэтому, оспаривая решения ФНС в суде, нужно настраиваться на столкновение с настоящей государственной машиной, которая не остановится в борьбе за ваши деньги, пока не дойдет до Высшей инстанции.

У вас будут высокие шансы выиграть судебный спор с ФНС, если вы не пойдете по стандартному пути.

Используйте в свою пользу ошибки налоговиков, на которые они не обращают внимания, – как на «мелочи».

Используйте в свою пользу ошибки налоговиков, на которые они не обращают внимания, – как на «мелочи».

Обратите внимание, каких экспертов привлекает ФНС

Компания, применяющая УСН, реализовала недвижимость. ФНС привлекла экспертов. Экспертиза показала, что цена реализации существенно ниже рыночной. Налоговики пересчитали сумму сделок по «правильным» ценам и доначислили организации более 55 миллионов рублей налогов. Однако суд признал решение ФНС недействительным (Определение ВС РФ от 01.12.16 № 308-КГ16-10862). Экспертная организация не имела статуса профессионального оценщика

Посчитайте дни проверки, проверьте сроки вручения уведомлений/решений на соответствие законодательно установленным

По результатам выездной проверки ФНС доначислила обществу 155 миллионов рублей за проведение «сомнительных операций». Налогоплательщик оспорил, а суд отменил решение налоговиков, по причинам нарушения сроков проведения выездной проверки, которая в данном случае затянулась на 30 месяцев, и сроков вручения решения налогового органа – 5 месяцев вместо 5 дней (Решение АС г. Москвы от 26.04.17 № А40-255380/2016). Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции (Постановление 9 ААС от 8 августа 2017 г. по делу № А40-255380/2016).

Помнить, что все сомнения, противоречия и неясности в законах толкуются в пользу налогоплательщика.Словом, самостоятельная защита интересов бизнеса в арбитраже говорит о большой смелости предпринимателей.

Проверьте по закону, правильно ли происходила коммуникация между вами и ФНС

Налоговая инспекция вынесла решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предложив выплатить доначисленные налоги на сумму более 8 миллионов рублей, пени более 2, 5 миллионов, налоговых санкций на сумму свыше 1, 2 миллионов рублей.

Однако суд посчитал требования ФНС неправомерными. Налоговая служба уведомила налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по телефону. При этом содержание телефонограммы суд признал противоречивым и не доказывающим факт извещения. В результате налогоплательщик был лишен возможности представить объяснения, ходатайствовать о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, истребовании письменных доказательств и допросе свидетелей (Постановление 7 ААС от 24 июня 2016 г. по делу № А45-22049/2015).

В вашем случае могут быть свои тонкости, обратив внимание на которые, вы получите результат: удастся выиграть судебный спор с ФНС и «отменить» несправедливые налоговые начисления.

Если не получается найти ошибки ФНС и собрать доказательства,

Как снизить налоговый штраф вдвое, если вы виноваты

Даже если ФНС справедливо выписала штраф, вы можете оспорить наказание. Суды снижают штрафы как минимум вдвое, если налогоплательщик докажет наличие смягчающих обстоятельств.

К таким обстоятельствам относятся:

Несоответствие размера штрафных санкций имущественному положению организации или ее директора (бухгалтера);

Слишком суровая мера наказания, назначение максимальной суммы штрафа при незначительном нарушении;

Впервые совершенное правонарушение. С 2016 года за такое нарушение штраф может быть заменен предупреждение вместо штрафа (ст. 4.1.1 КоАП РФ);

Отсутствие злого умысла, низкая степень общественной опасности;

Совершение нарушения под давлением;

Содействие государственным органам в раскрытии административного правонарушения и т. д.

Важная информация: при наличии нескольких доказанных смягчающих обстоятельств, размер штрафа можно снижать неоднократно.

О правильном налоговом планировании с привлечением экспертов

Наиболее эффективные и широко применяемые инструменты налогового планирования в общем виде – это:

Применение специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход);

Функционирование в зонах льготного налогообложения на территории России и за границей;

Применение налоговых льгот в рамках налогового законодательства;

Использование пониженных налоговых ставок;

Разработка грамотной учетной политики;

Прибегание к выгодным формам договорных отношений и т. д.

Практические приемы налогового планирования должны постоянно совершенствоваться, вслед за меняющимся налоговым законодательством и усилением контроля. Применение некогда эффективных и безопасных схем снижения налоговой нагрузки сегодня несет риски обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды и привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.

Рабочие приемы налогового планирования

К законным способам оптимизации налогов можно отнести перевод части стоимости в процент по коммерческому кредиту, использование посреднического договора комиссии, увеличение доли потребителей, которым не нужен НДС к вычету и т.д.

Специальные режимы налогообложения – «упрощенка», «вмененка», патентная система и единый сельскохозяйственный налог – сами по себе являются низконалоговыми. Однако правильное использование законных приемов налогового планирования позволит еще больше сократить расходы по уплате налогов. Так, налогоплательщик на УСН или ЕНВД может уменьшать рассчитанный налог вдвое, за счет выплат по страховым взносам сотрудников.

Сэкономить на налогах можно с помощью ИП. Например, оформить недвижимость на ИП-упрощенца. Если стоимость недвижимости превысит 150 миллионов рублей, компания теряет право на применение спецрежима. Чтобы не терять такое право, недвижимость оформляется на индивидуального предпринимателя и снимается в аренду. Существуют и другие приемы: перепродажа товара через работника со статусом ИП с целью экономии на налоге на прибыль и НДС; заключение договоров подряда или оказания услуг на выполнение дополнительной работы; привлечение бывших работников в качестве агента и т.д.

Главное, учитывать риски и скатываться в «серую зону». В вышеприведенных примерах предприниматель должен вести себя как независимый бизнес-партнер. А в суде нужно будет доказать реальность сделок, выполнения работ, оказания услуг.

С целью исключить риски привлечения к ответственности имеет смысл нанять профильного специалиста, а для крупных организаций потребуется создание полноценного отдела налогового планирования и контроля. Менее дорогостоящий, но более надежный вариант – делегировать функции налогового планирования экспертной организации на условиях аутсорсинга. Привлечение экспертов обеспечит безопасность ведения бизнеса и позволит оптимально сбалансировать выгоды от налоговой оптимизации и налоговые риски.

Разработать безопасный план налоговой оптимизации


Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами - и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом - это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:
  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB - автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.
Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Автор: Екатерина Калинкина, глава филиала Интеркомп в Рязани

Одним из действенных способов увеличения экономического эффекта от своей деятельности для компаний является уменьшение финансовой нагрузки за счет оптимизации налогов. При этом нужно помнить, что «серые» схемы ухода от выплат государству всегда будут связаны с высоким риском негативных последствий для компании. В этой статье мы рассмотрим только законные и надежные способы сокращения налоговой базы.

Политика государства по выводу бизнеса из тени

На сегодняшний день государство предпринимает активные действия по выводу бизнеса из тени, улучшению администрирования и собираемости налогов. Сотрудникам ФНС уже известно большинство «серых» схем уклонения от налогов, а новые оперативно выявляются ими посредством постоянно совершенствующихся компьютерных программ (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3»).

Кроме того, 13 июля 2017 года ФНС совместно с Минфин и Следственным комитетом выпустили методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Данные рекомендации являются подробной инструкцией для инспекторов по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов, а также детально описывают распространенные схемы уклонения от их уплаты:

применение фиктивных сделок;

дробление бизнеса c целью необоснованного применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот, льготных налоговых ставок;

подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

Когда следует начинать налоговую оптимизацию

Задуматься о том, как легально уменьшить налоговое бремя стоит еще перед регистрацией компании, выбрав наиболее выгодную систему налогообложения в зависимости от планируемого вида деятельности организации, а также от возможности применения специальных налоговых режимов и законодательно установленных льгот.

Тем не менее, начинать проводить налоговую оптимизацию никогда не поздно. Приступая к оптимизации, в первую очередь нужно проанализировать актуальную законодательную базу на наличие подходящих налоговых льгот исходя из налоговой нагрузки компании:

освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц;

целевые льготы по госпрограммам;

отсрочка выплат по налогам.

На основании полученной и проанализированной информации необходимо сформировать эффективную учетную политику компании для целей налогообложения. При проведении мероприятий по оптимизации налогов организации обычно сосредотачиваются на снижении налога на прибыль и НДС.

Меры по оптимизации налога на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются доходы компании, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно соответственно либо сократить доходы, либо увеличить расходы. Перечень расходов, которые учитываются и не учитываются при расчете налога на прибыль, указан в главе 25 НК РФ.

Законные способы увеличения расходов для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ), в том числе непогашенные в срок обязательства других компаний. Отчисления в данный резерв производятся ежемесячно или ежеквартально, но не более 10 % от выручки. Суммы отчислений для целей расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных расходов;

на оплату отпусков (ст. 255 НК РФ). Этот резерв позволяет компаниям включать расходы на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда равномерно в течение года. Создавать данный резерв могут компании, применяющие метод начисления. Порядок создания резервов определяется НК РФ;

на ремонт основных средств (ст. 260 и 324 НК РФ). Отчисления в данный резерв рассчитываются на основании количества замен и сметы ремонтных работ, которые не превышают размер, установленный за последние три года. Создание резерва компаниям, работающим менее трех лет, запрещено. Суммы отчислений в данный резерв включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

Создание резервов позволяет компании равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода и существенно экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

Использование премии на амортизацию (ст. 259 НК РФ).

В зависимости от того, к какой группе амортизационной группе относится новый объект, компания может единовременно учесть при расчете налога на прибыль от 10 (для I, II, VIII, IX, X амортизационных групп) до 30 (для III-VII групп) процентов расходов от стоимости объекта. Данная премия используется как при покупке нового имущества, так и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ранее приобретенных основных средств.

Применение инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ).

Данный вычет с 01 января 2018 года может использоваться компаниями при приобретении или капитальном улучшении основных средств III-VII амортизационных групп. Возможность его использования должна быть закреплена региональным законодательством. Вычет не может составлять более 90% от суммы расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств. Важно, что основные средства, по которым был применен инвестиционный вычет в дальнейшем не смогут амортизироваться.

Применение инвестиционного вычета позволяет единовременно учесть при расчете налога на прибыль значительную часть расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств.

Меры по оптимизации НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, налогооблагаемой базой которого является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Порядок его исчисления и уплаты установлен главой 21 НК РФ. Согласно данному порядку, компании платят в бюджет разницу между суммой налога исчисленной и суммой налога уплаченного.

По сути данный налог платит покупатель в составе цены товара, а компания лишь передает данную сумму в бюджет. Стремление уменьшить НДС к уплате в бюджет компаниями понятно. Зачастую им приходится перечислять в бюджет на уплату НДС собственные средства, так как покупатели могут вовремя не рассчитаться за товар, работы или услуги. Кроме того, недоплаченная в бюджет сумма НДС увеличивает доход компании, который не облагается налогом на прибыль.

Способы снижения суммы НДС к уплате

Освобождение от уплаты НДС при соблюдении условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ:

выручка за три предшествующих календарных месяца не должна превышать 2 000 000 рублей без учета НДС;

компания не должна продавать подакцизные товары;

копания должна уведомить налоговые органы об использовании права на освобождение от НДС.

Следует учесть, что данный способ будет невыгоден тем компаниям, которые продают товары, выполняют работы или оказывают услуги организациям, применяющим общую систему налогообложения. В этом случае компании не смогут предъявить НДС к возмещению по приобретенным ценностям, работам и услугам.

Расширение списка поставщиков, являющихся плательщиками НДС. Этот способ позволит увеличить сумму «входного» НДС, тем самым уменьшив налог к уплате.

Применение опциона, то есть заключение договора, по которому компания приобретает права купить в будущем некий базисный актив (имущество) по зафиксированной в договоре цене. Выплата опционной премии у получателя не облагается НДС (подпункт 12 ст. 149 НК РФ).

Использование тонкостей различных видов договоров и содержания хозяйственных операций в целях оптимизации НДС:

заключение договора о намерениях;

использование в расчетах задатка, залога, особых условий перехода права собственности;

При использовании данного способа риск переквалификации договора и содержания хозяйственной операции в незаконную схему довольно высок, поэтому важно основываться не только на нормах налогового кодекса РФ, но и на последних разъяснениях Минфина, ФНС РФ и имеющейся актуальной судебной практике.

Право юридических лиц на выбор оптимального способа налогообложения закреплено в Налоговом кодексе и подтверждено Конституционным судом РФ. Важно различать «схемы ухода от налогов» и разумное ведение налогового учета.

Читайте также: