Способом воздействия государства на экономику не является регулирование налогообложения

Опубликовано: 21.09.2024

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики -- это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:

1. Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодейст­вует государство, наносят ущерб благо­состоянию общества.

2. Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образо­вания, здравоохранения, науки, культуры и др.

3. Наличие внешних эффектов, типичный пример кото­рых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба об­ществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполнота рынков, типичным примером которых яв­ляется рынок медицинских и пен­сионных страховых услуг.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях пред­ставляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, осо­бенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное обра­зование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вы­текает не только сама по себе необходимость государственного ре­гулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще­ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа­лизуется экономическая и социальная политика государства, ос­нованная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Далее рассмотрим государственное регулирование экономики более подробно.

1. На какой из вопросов не дает ответ экономика:
а) что произвести
б) какую использовать технологию
в) кто будет потребителем
г) какую социальную значимость имеет данный продукт +

2. Что является признаком рыночной экономики:
а) прямой продуктообмен
б) распределение труда по полу и возрасту
в) прямой государственный контроль над ценами
г) целью производства является получение прибыли +

3. Чем определяется тип экономической системы:
а) формой государственной власти
б) собственностью и способами управления +
в) количеством населения страны
г) запасами полезных ископаемых

4. Что такое производительность труда:
а) скорость выполнения работы
б) качество произведенной продукции
в) количество продукции в единицу времени +
г) уровень развития технологии

5. С какой целью государство принимает участие в рыночных отношениях:
а) получение большей прибыли
б) смягчение негативных последствий действия рыночного механизма +
в) обогащение властной элиты
г) усиление контроля над обществом

6. Целью конкуренции является:
а) повышение качества продукции
б) рост потребительского спроса
в) получение большей прибыли +
г) увеличение поступлений от налогов

7. Какая тенденция характерна в настоящее время для развитых стран:
а) возрастания роли мелких и средних предприятий +
б) национализации важнейших сфер экономики
в) ослабления конкурентной борьбы
г) создания предприятий-гигантов

8. В чем заключается смысл понятия «шоковая терапия»:
а) национализация предприятия
б) возвращение собственности владельцам
в) усиление роли государства в экономике
г) либерализация цен +

9. Что такое «устойчивое развитие»:
а) направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершен-ному
б) развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей +
в) процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному
г) коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего экономического строя

10. Как называется степень обеспечения жителей страны необходимыми для жизни товарами, услугами и условиями:
а) уровень жизни +
б) конкуренция
в) потребительская корзина
г) прожиточный минимум

11. Характерной чертой государства с рыночной экономикой является:
а) отмена налогообложения
б) регулирование ценообразования
в) снижение регулирующей роли государства +
г) отсутствие конкуренции

12. Что относят к экономической сфере жизни общества:
а) потребление материальных благ +
б) создание политических партий
в) получение образования
г) организация местного самоуправления

13. К чему приводит конкуренция производителей на рынке:
а) повышению цен
б) росту затрат производителей на изготовление товаров
в) улучшению качества обслуживания +
г) увеличению числа производителей на рынке

14. Что необходимо для успешного рыночного регулирования экономики:
а) постоянный рост объемов производства
б) многообразие форм собственности +
в) устранение неравенства доходов потребителей
г) стабильность цен

15. Для традиционной экономики характерно:
а) натуральное хозяйство +
б) свободная конкуренция
в) развитые товарно-денежные отношения
г) дефицит товаров и услуг

16. Для командной экономики характерно:
а) свободное ценообразование
б) совершенная (чистая) конкуренция
в) преобладание частной собственности над другими видами
г) централизованное распределение факторов производства +

17. На что направлено решение главных вопросов экономики:
а) борьбу с монополизацией экономики
б) эффективное распределение и использование ресурсов +
в) повышение стоимости основных факторов производства
г) снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях

18. Способом воздействия государства на экономику является:
а) налогообложение
б) предоставление льгот
в) правовое регулирование
г) все выше перечисленное +

19. Чем характеризуется рынок:
а) нерегулируемым спросом и предложением +
б) отсутствием объективных законов функционирования
в) полным контролем государства над производством и потреблением
г) наличием органов планирования и учета

20. Каким образом современное государство воздействует на цены:
а) привлекая спекулянтов к уголовной ответственности
б) через налоговую систему +
в) создавая альтернативный государственный сектор
г) с помощью уговоров предпринимателей

21. К целям деятельности домашнего хозяйства относят:
а) получение прибыли
б) создание новых средств производства
в) процветания государства
г) удовлетворение потребностей членов семьи +

22. Какая отрасль преобладает в мировом хозяйстве:
а) услуги +
б) транспорт
в) промышленность
г) сельское хозяйство

23. К целям предпринимательской деятельности относят:
а) получение прибыли +
б) создание новых средств производства
в) процветания государства
г) удовлетворение потребностей членов семьи

24. Что не является причиной неравенства доходов:
а) различие в уровне зарплат
б) различие в уровне квалификации
в) обеспеченность страны сырьем +
г) обладание собственностью

25. Какой из перечисленных налогов относится к косвенным:
а) подоходный
б) по наследству
в) с продаж +
г) на землю

26. Одной из причин циклических кризисов в экономике является:
а) несоответствие уровня доходов уровню цен +
б) государственное регулирование экономики
в) выполнение требований профсоюзов о повышении заработной платы
г) ошибки при планировании

27. Как называют продукт труда в рыночной экономике:
а) простым продуктом
б) прибавочной стоимостью
в) товаром +
г) изделием

28. Как называется плата за пользование землей:
а) предпринимательский доход
б) цена земли
в) рента +
г) прибыль

29. Появление денег связано:
а) с особыми свойствами золота и серебра
б) с целью облегчения процессов обмена +
в) с целью накопления сокровищ
г) с необходимостью облегчения торговли между государствами

30. В каком из перечисленных случаев не действует закон спроса:
а) в случае высокого урожая
б) при росте спроса на нефть
в) при наполнении рынка товарами
г) во время проведения аукциона +


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукпанова Жанар Оралхановна, Канапиева Л.

Рассмотрен механизм воздействия государства на экономическую активность предпринимателей с помощью средств налогового регулирования . Приведены примеры из практики развитых стран, подтверждающие эффективность таких мер, как общее снижение налоговых ставок, предоставление инвестиционных вычетов, налоговых кредитов и других преференций. Показаны широкие возможности манипулирования различными элементами налоговой системы (субъекты и объекты налогообложения, налогооблагаемая база , налоговые ставки , налоговые льготы ) с целью стимулирования или, напротив, сдерживания различных направлений предпринимательства и сфер деятельности (например, научных исследований и конструкторских разработок). В качестве иллюстрации приведены результаты подобного рода мероприятий в Республике Казахстан в последние годы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукпанова Жанар Оралхановна, Канапиева Л.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование и его роль в системе государственного воздействия на экономику»

Налоговое и правовое регулирование в России и за рубежом

Налоговое регулирование и его роль в системе государственного

воздействия на экономику

Ж.О. Лукпанова, Л. Канапиева

Рассмотрен механизм воздействия государства на экономическую активность предпринимателей с помощью средств налогового регулирования. Приведены примеры из практики развитых стран, подтверждающие эффективность таких мер, как общее снижение налоговых ставок, предоставление инвестиционных вычетов, налоговых кредитов и других преференций. Показаны широкие возможности манипулирования различными элементами налоговой системы (субъекты и объекты налогообложения, налогооблагаемая база, налоговые ставки, налоговые льготы) с целью стимулирования или, напротив, сдерживания различных направлений предпринимательства и сфер деятельности (например, научных исследований и конструкторских разработок). В качестве иллюстрации приведены результаты подобного рода мероприятий в Республике Казахстан в последние годы.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое регулирование, макроэкономическое равновесие, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, декларирование доходов, специальные налоговые режимы, налоговые изъятия, инвестиционный налоговый кредит, деловая активность, налогооблагаемая база, фискальная функция, регулирующая функция, совокупный спрос, упрощенная система налогообложения.

Одним из направлений государственного финансового регулирования является налоговое регулирование. Налоговое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов налогового воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Как известно, финансово-кредитная поддержка малого бизнеса может быть оказана двумя способами - посредством прямой финансовой поддержки малых предприятий и посредством косвенной. Налоговое регулирование является одним из косвенных способов воздействия на экономику государства.

Налоговое воздействие на развитие экономики осуществляется посредством методов налогового регулирования, которые представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, декларирование доходов, специальные налоговые режимы, налоговые преференции, налоговые каникулы, скидки, изъятия, налоговые кредиты и т.д.

Если коснуться истории, то к первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со времен Древней Греции и Древнего Рима и до начала нашего столетия налоги служили одним из основным источников до-

хода государственного бюджета. Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания [1, с. 305]. В ФРГ, например, был даже создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства.

На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой точки зрения, воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне благоприятным для частных компаний. В США, например, в форме налоговых вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960-м - 38,9%, в 1970-м - 32,1%, а в 1980 г. - лишь 22,5% [2, с. 118].

Во многих странах используются льготы для вновь образованных акционерных обществ. К примеру, во Франции в течение первых двух лет работы новые предприятия полностью освобождаются от уплаты налога, в третий год - облагается 25 % их дохода, в четвертый - 50 %, в пятый год - 75 %, начиная с шестого года и далее - 100 % дохода.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения - альтернатива нынешним инвестиционным налоговым преференциям. В ФРГ также с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала в сфере научных исследований [4, с. 236].

С помощью налогов государство действительно способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для одних сфер либо, наоборот, ограничить деловую активность хозяйствующих субъектов других сфер. Управляя механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, формируя методические основы исчисления налогооблагаемой базы, меняя налоговые ставки, предоставляя или отменяя налоговые льготы, государство может активно воздействовать на стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности, что прямо влияет на темпы экономического роста в стране. Эту двойственность влияния налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать в процессе осуществления экономических преобразований, и в первую очередь в ходе проведения налоговых реформ.

Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный

спрос, а с другой - связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия - поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.

Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного финансового регулирования вытекает из самой природы налогов, их внутренней сущности и функций. Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношений по поводу перераспределения национального дохода в пользу государства и выполняют прежде всего фискальную функцию.

А. Вагнер в 1980 г. выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога, - писал А. Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества» [5, с. 16].

Такую же точку зрения мы можем увидеть у французского экономиста Ф. Кенэ. В своей знаменитой «Экономической таблице» он показал необходимость налогов, а также подчеркивал, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс производства капитала [5, с. 19].

Государство как высший законодательный орган вправе устанавливать любые виды налогов и любой механизм их взимания. Однако, если созданная налоговая система вступает в противоречия с объективными потребностями воспроизводства, она через определенный промежуток времени обязательно продемонстрирует свою неэффективность.

Большое влияние на развитие экономики оказывают структура налогов, а также задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при проведении налоговой политики.

Ориентация государства на использование фискальной функции налогов усиливает налоговое регулирование на макроуровне, так как приводит к изменению структуры, а иногда и объема совокупного спроса. В том же направлении, уменьшая или увеличивая платежеспособный спрос населения, воздействует расширение косвенного обложения. Регулируя экономические процессы, государство при воздействии на экономические интересы производителей использует прямые налоги, в частности, налоги на доходы.

Активное влияние на интересы предпринимателей оказывает действующий механизм исчисления и уплаты налоговых платежей, основанный на использовании функциональных элементов налога - объектов, субъектов, ставок и т.д. Это положение нетрудно доказать логически.

Рассмотрим основные инструменты налогового регулирования. Так, конкретные объекты, облагаемые налогом, ставки налога, сроки его уплаты, возможность использования определенных льгот, а в конечном итоге сумма вносимого в бюджет платежа постоянно находятся в сфере интересов плательщика.

Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. Это один из важнейших инструментов налогового регулирования. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируется по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации. Объектом налогообложения могут служить доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, на которые начисляется налог, добавленная стоимость. Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить классификационным признаком при разделении налогов по видам.

Еще одним из важных инструментов налогового регулирования являются налоговые ставки. Вопрос о методологии установления налоговых ставок, их базовой величины является весьма важным. Налоговая ставка при всех этих условиях должна учитывать особенности состояния экономики в конкретный период. Лучшими условиями для введения оптимальной ставки налога являются стабильность экономической ситуации и низкий уровень (3-5%) инфляции или полное ее отсутствие. В соответствии с мировым опытом в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 35-40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства [6, с. 284].

Таким образом, с помощью ставок налогообложения государство может дифференцировать подход к различным видам деятельности, регулировать свободный ход рыночных процессов, стимулируя освоение не очень привлекательных для доходного бизнеса областей производства и социальной сферы. При этом может достигаться и некоторое выравнивание положения различных хозяйствующих субъектов, что создает в целом положительный и моральный климат в среде предпринимателей.

К числу действенных инструментов налогового регулирования в системе функциональных элементов налога относятся налоговые льготы. В отличие от других элементов налогового механизма льготы действуют не помимо таких элементов, а как дополнения к каждому из них. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты через механизм налоговых льгот осуществляются именно в привязке к установленным законом плательщикам, объектам, ставкам и срокам. Если характеризуя ставки налогов, мы отмечаем эластичность этого элемента, то говоря о льготах, можно утверждать, что именно благодаря им обеспечиваются гибкость и подвижность налогового механизма, его способность дифференцированно подойти к каждому отдельному плательщику. Именно такая гибкость определяет отличие налогового регулирования

от ценового, денежно-кредитного, бюджетно-финансового регулирования, создает ему особую сферу применения в общем механизме государственного регулирования экономики.

Налоговые льготы широко используются государством в управлении воспроизводственным процессом для стимулирования деловой активности, поощрения капиталовложений, развития научно-технического прогресса, освоения новых производств, видов продукции, сфер деятельности. По направлениям своего воздействия налоговые льготы призваны обеспечить на предприятиях:

• диверсификацию производства (освоение наряду с основными видами деятельности наиболее необходимых обществу областей и сфер);

• сокращение и полную ликвидацию ненужных и неэффективных на данный момент или на данном предприятии производств;

• стимулирование научно-технического прогресса;

• более полное использование доходов на цели накопления и потребления;

• соблюдение экологического режима и развития непроизводственной инфраструктуры [6, с. 321].

Налогообложение предпринимательской деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

• упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

• предоставление налоговых льгот;

• в общеустановленном порядке.

Первое направление - применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности - предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют определенным критериям. Второе направление государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Например, в виде налоговых каникул, в виде снижения ставок, в виде

скидок, в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения. Третье направление предусматривает налогообложение предпринимателей без предоставления всяких льгот в общеустановленном порядке.

Если провести анализ только некоторых изменений налогового законодательства Республики Казахстан по налоговому регулированию за последние годы, то можно отметить существенные результаты [3].

Снижение ставки КПН с 30 до 20 %. Введены инвестиционные налоговые преференции Появление свободных средств у предпринимателей, которые по мере высвобождения могут быть направлены на реконструкцию, модернизацию и создание новых производств

Для предприятий малого и среднего бизнеса отменено требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет Снижение налоговой нагрузки для предпринимательства и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в стране. Поддержка финансово неустойчивых организаций

Снижена ставки НДС до 12 % и установлен необлагаемый минимум по НДС Снижение налоговой нагрузки для предпринимательства и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в стране

Введена единая ставка по социальному налогу и ликвидированы максимальные вычеты по данному налогу Упрощение механизма исчисления налога в целом, снижение сумм налогов, взимаемых с малых зарплат, и, наоборот, увеличение размера налога для больших доходов

По налогу на транспортные средства исключены поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации Упростило расчеты и, главное, сделало равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора вне зависимости от возраста машины

Замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых, изменение методологии начисления рентного налога и налога на сверхприбыль, упразднена форма контракта на недропользование Увеличен коэффициент налоговой нагрузки для недропользователей нефтяной сферы (при цене 60 долл.) с 49 до 62%

По налогу на имущество для физических лиц изменились порядок исчисления и методика оценки недвижимости, повысилась ставка на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1% Позволяет более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц

Составлено авторами с использованием Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет»

На сегодня налоговое регулирование направлено на решение важнейших задач экономики - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и вне-

дрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном

итоге привести к увеличению налоговой базы и росту предпринимательской

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. -Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

2. Ильясов К.К., Идрисова Э.К. Налоги развитых зарубежных государств. -Алматы: Каржы-Каражат, 1997.

3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-1У (с изм. и доп. на 1 января 2013 г.).

4. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. -М.: ЮНИТИ, 1997.

5. Фокин В.М. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Статут, 2004.

6. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов. - М.: Экономистъ, 2006.

7.1. Содержание государственного налогового регулирования

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

  • изменение состава и структуры системы налогов,
  • замена одного способа или формы налогообложения другими,
  • изменения и дифференциация ставок налогов,
  • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
  • полное или частичное освобождение от налогов,
  • отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
  • изменение сферы распространения налогов.

В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание. Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

§ вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

§ отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

§ налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

§ инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.


Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.
-->


Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Читайте также: