Список литературы по налогу на прибыль 2020 год

Опубликовано: 19.09.2024

С 1 января к амортизируемому имуществу будет относиться больше объектов, в пользу налогоплательщиков будут прояснены ситуации, связанные с учетом в доходах курортного сбора и увеличением номинальной стоимости долей участников ООО. Также утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, порядок ее заполнения и формат представления.

Изменения, связанные с нематериальными активами

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ, согласно которым с 1 января 2020 года к амортизируемому имуществу будут относиться результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Ранее налоговиков стоимость не интересовала, они обращали внимание на тот факт, что это изначально нематериальные активы (НМА). Списывать затраты на приобретение или создание НМА нужно было только через механизм амортизации. В Письме ФНС РФ от 25.02.2011 N КЕ-4-3/3006 прямо говорится о том, что «стоимость НМА признается в целях налогообложения прибыли через механизм амортизации вне зависимости от стоимости».

С 1 января 2020 года ситуация изменится, и через механизм амортизации НМА будет списываться, как и по основным средствам, интеллектуальная деятельность, в зависимости от срока полезного использования, который превышает 12 месяцев, и первоначальной стоимости более 100 000 руб.

Таким образом, если ранее налоговики выступали категорически против того, чтобы НМА с маленькой стоимостью сразу списывали в расход, то с нового года эта возможность появится, и на стоимость придется обращать внимание, чтобы понять — списывать НМА сразу или через механизм амортизации.

Новое правило амортизации при консервации основных средств

Изменения с 1 января 2020 года затронут те объекты основных средств, которые находятся на консервации. В основном консервацию основных средств на срок более 3-х месяцев используют организации, чья деятельность зависит от сезона. Обычные организации, как правило, к этому не прибегают.

Но если вам предстоит заниматься консервацией в 2020 году, то нужно обязательно знать об изменениях, которые планируются в этом направлении.

Сейчас Письмо Минфина РФ от 06.06.2019 № 03-03-06/2/41359 четко говорит, что «перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени». Срок полезного использования такого основного средства увеличивался на период консервации.

С 1 января 2020 года действует обратное правило. Если основное средство было на консервации, в любом случае срок полезного использования продлеваться не будет. То есть тот срок, который был установлен изначально, консервация никак не продлит, и, соответственно, срок полезного использования истечет тогда, когда он был определен.


Учет первичных бухгалтерских документов, работа со счетами-фактурами, книгами покупок и продаж. Аналитические отчеты и много полезного для бизнеса.

Новые правила перехода с линейного на нелинейный метод

С 1 января 2020 года действует новая редакция п. 1 ст. 259 НК РФ, согласно которой метод начисления амортизации можно менять не чаще одного раза в 5 лет.

Ранее переход был ограничен пятью годами, однако ограничение распространялось только на переход с нелинейного на линейный метод. Теперь не будет разницы, с какого метода и на какой вы осуществляете переход — ограничение в 5 лет будет применяться в обязательном порядке.

Срок исчисляется с момента применения метода. В Письме Минфина РФ от 24.04.2012 № 03-03-10/41 в том числе говорится о том, как исчисляется пятилетний срок: «выбравшие с 1 января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации, установленный ст. 259.2 Кодекса, вправе перейти на линейный метод начисления амортизации не ранее 1 января 2014 г.». Соответственно, по аналогии получается, что если вы с 2020 года будете применять, к примеру, линейный метод, то на другой — нелинейный метод — сможете перейти только в 2025 году.

Перенесение убытков на следующий год

Изменения коснулись отмены 10-летнего срока, в течение которого можно было переносить убытки на последующие годы по налогу на прибыль. Предполагалось, что допустимо пропорционально списывать только 50 %, причем 50 % от налоговой базы, которая получилась по налогу на прибыль по декларации. Это ограничение должно было действовать по 31 декабря 2020 года.

Так, п. 2.1 статьи 283 НК РФ гласит, что «в отчетные (налоговые) периоды, начиная с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %».

Но Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ продлил срок применения этого 50%-го ограничения до 31 декабря 2021 года.

Доход в виде курортного сбора и определение налоговой базы по налогу на прибыль

В отдельных субъектах РФ ряд организаций и ИП, которые предоставляют гостиничные услуги или услуги по обеспечению временного проживания, получают с отдыхающих курортный сбор. До определенного времени Налоговый кодекс не уточнял, должен ли оператор включать полученные суммы сбора в доходы в целях исчисления налога на прибыль.

В Письме ФНС РФ от 12.04.2018 N СД-4-3/6986@ дается разъяснение, что у оператора не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль, так как Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ не предусматривает, что оператор получает экономическую выгоду в связи с выполнением обязанностей по исчислению, взиманию и перечислению курортного сбора.

В Налоговом кодексе появится пп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде платы курортного сбора, взимаемого операторами.

Доход при увеличении номинальной стоимости доли в ООО

С 1 января 2020 года, согласно новой редакции пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, при увеличении уставного капитала ООО (без изменения доли участия акционера (участника) в этом ООО) разницы между номинальной стоимостью новых и первоначальных долей участника в доходы, облагаемые налогом на прибыль, включаться не будут.

По действующим нормам доходы в виде стоимости дополнительно полученных акционером акций или в виде разницы между стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных при увеличении уставного капитала (без изменения доли участия), и стоимостью первоначальных акций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль: новая форма

Приказ ФНС РФ от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ утвердил не только новую форму декларации по налогу на прибыль, но и порядок ее заполнения, формат представления.

Поскольку новая форма должна быть сдана уже по отчету за 2019 год, важно проверить, есть ли она в бухгалтерской программе, с помощью который вы передаете декларацию налоговикам.

Что изменилось в новой форме:

  • Из разделов исключены строки, содержащие информацию о суммах авансовых платежей, исчисленных за отчетные периоды. Таким образом была учтена отмена обязанности ежеквартально представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.
  • В форму внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.
  • В декларации появились коды новых налоговых льгот для объектов высокой энергетической эффективности, имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе РФ, которое используется при разработке морских месторождений углеводородного сырья.
  • В форму добавили коды новых налоговых льгот для организаций, признаваемых фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ об инновационных научно-технологических центрах.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.


В 2020 году плательщикам налога на прибыль приходится нелегко — возникают сложности с практическим применением обновленной редакции ПБУ 18/02, неоднозначно складывается практика применения ст. 54.1 НК РФ о налоговых выгодах. Плюс коронавирус прибавил забот: появились новые виды расходов, которые нужно грамотно обосновать, учесть и документально подтвердить. Сегодня поговорим о трудностях-2020 и планах-2021 для плательщиков налога на прибыль.

Почему для налога на прибыль коронавирус лучше ОРВИ?

«Попадая в Россию, коронавирус начинает лениться, спиваться и скатываться до обычного ОРВИ» — этот анекдот с начала пандемии блуждает на просторах интернета, вызывая улыбку и поддерживая веру на светлое бескоронавирусное будущее.

Однако благодаря именно коронавирусу у плательщиков налога на прибыль появилась возможность проводить профилактику инфекционных болезней среди сотрудников и учитывать при расчете налога на прибыль целую группу расходов: на покупку антисептиков, защитных масок, термометров, других материалов и оборудования, а также оплату услуг по дезинфекции рабочего пространства.

Но не спешите снижать налоговую базу на профилактические расходы. Вы уже разобрались, какие условия позволяют законно списывать эту группу затрат при расчете «прибыльного» налога? И твердо знаете, что конкретно включается в список разрешенных профилактических расходов и является ли он закрытым? Дочитайте статью до конца и получите важную подсказку.

Оптимизируете? Делайте это осторожно и продуманно!

Прожить в наше время без грамотной налоговой оптимизации сложно. Но делайте это, только если все заранее просчитано с учетом сложившейся судебной практики. Иначе вас ожидает нервотрепка, налоговые доначисления, пени и штрафы.

ФНС обвинила компанию в незаконном дроблении: руководитель перед крупной сделкой создал новую организацию. По мнению контролеров, это сделано с целью непревышения УСН-лимитов. Последовали доначисления налога на прибыль и других налоговых обязательств в рамках ОСНО. Но судьи налоговиков не поддержали и согласились с налогоплательщиком, что новая фирма создана с целью развития бизнеса. У каждой из компаний есть собственный счет в банке, отдельный штат и организован раздельный учет (Определение ВС РФ от 14.05.2020 N 306-ЭС20-2521).

А вот абсолютно противоположный исход судебного разбирательства:

Бизнесмен получил от налоговиков обвинение в незаконном дроблении с целью применения спецрежима и крупные доначисления в рамках ОСНО. Причиной неудачной оптимизации стал набор ошибок по разделению бизнеса: три арендуемых им помещения использовались как единый торговый зал, все кассовые аппараты были оформлены на одно лицо, помещения не были обособлены, не велся раздельный учет по каждому объекту торговли т. д. (Определение Верховного суда РФ от 07.10.2019 N 309-ЭС19-16444).

Планируете налоговую оптимизацию? А как давно вы освежали свои знания в вопросе обоснованности налоговых выгод по налогу на прибыль? Обстановка изменяется ежедневно!

К чему готовиться плательщикам налога на прибыль

В ожидании нового года мы надеемся только на лучшее. Не исключение и грядущий 2021 год — хочется, чтобы законодатели проще формулировали налоговые нормы, предусматривали больше налоговых льгот, а контролеры поменьше предъявляли претензий.

К сожалению, сэкономить на снижении ставки налога на прибыль не получится: таких планов у государства на будущий год нет. Но изменения по налогу на прибыль все же будут.

Хотите узнать, чего ожидать плательщикам в 2021 году
и разобраться с существующими проблемами —
особенностями уплаты налога,
применением обновленного ПБУ 18/02,
тонкостями учета «коронавирусных» расходов,
а также другими горячими вопросами?
Тогда посетите наш семинар

25 сентября 2020 года
Налог на прибыль в 2020 году: самые «горячие» вопросы

Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →

Программа семинара

  1. Новое слово в вопросе обоснованности налоговых выгод по налогу на прибыль (практика по ст. 54.1 НК РФ наконец сформирована и не может не вызывать оптимизма).
  2. Вызовы сегодняшнего дня: доходы, на которые обращено повышенное внимание контролеров; новые виды необлагаемых доходов, новые виды расходов в связи с пандемией и антикризисным законодательством; учет убытков и др.
  3. Новые особенности уплаты налога в 2020 г. Изменение сроков уплаты для пострадавших отраслей и для тех, кто тоже чувствует себя пострадавшим, но не признан таковым.
  4. «Бухгалтерский» налог на прибыль: самые яркие особенности новой редакции ПБУ 18/02.
  5. Что ждет плательщиков налога на прибыль в 2021 году?

Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →

Полученная на семинаре ценная информация
станет вашим верным помощником в нашей неспокойной жизни.

Внимание, спецрежимники!
Д
умаете, что вас проблемы налога на прибыль не коснутся?
Но именно этот налог придется уплачивать,
если по тем или иным причинам право
на применение спецрежима будет утрачено,
поэтому так важно быть готовыми ко всему заранее!

По всем вопросам пишите нашим онлайн-консультантам на сайте

Прямой эфир пройдет 25 сентября начало в 11:00 мск.
Запись будет доступна через 36 часов после окончания эфира!
Ждем вас и вашу компанию!

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. НДС: к чему готовиться и что ожидать в ближайшее времяС 2019 года вступает в силу ряд поправок НК РФ.
  2. Новый регламент ФНС: к чему готовиться налогоплательщикамПриказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ утвержден новый административный.
  3. Бухучет-2020 или за что поблагодарить Минфин и чему поучиться у ФНСВесь 2019 год законодатели «радовали» нас своей активностью, результат которой.
  4. Какой месяц выплаты правильно указывать в документе «Ведомость…», и к чему приводит неправильное заполнение.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Как всегда порадовало общение с понимающим проблемы бухгалтеров человеком. Спасибо!

Список литературы по налогам и налогообложению

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 44. - 03.11.2008.
5. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 № 4090) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 10.- 10.03.2003.
6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Экономика и жизнь. - № 35. - 1999.
7. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 23. - 14.09.1998.
8. Алимирзоева М.Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 7. - С. 563 - 573.
9. Аннамамедов М.О. Влияние учетной политики организации на налогообложение и формирование конечного финансового результата // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 13 - 17.
10. Боброва А.В. Факторная оценка оптимизации налогов // Финансы и управление. - 2016. - № 4. - С. 181 - 190.
11. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2016. - 544 с.
12. Василенко М.Е., Алексеева Л.Ф., Малышева В.В. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 41 - 44.
13. Гасанов М.Г. Учетная политика организации в системе налогового планирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6. - С. 858 - 862.
14. Гираев В.К. Влияние налогов на механизм формирования прибыли // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 4. - С. 31 - 50.
15. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. - М.: АБАК, 2016. - 832 с.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Налоги и налогообложение, список литературы

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Библиографический список по налогам и налогообложению

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на терри-торию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства РФ. - 12.10.2015. - № 41 (часть II). - ст. 5655.
4. Кежун Л.А. Социальные отчисления во внебюджетные фонды: эффекты перманентных изменений // European Research. - 2016. - № 12. - С. 46 - 47.
5. Крохина Ю.А. Налоги и налогообложение. - М: Юрайт, 2017. - 300 с.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

По итогам 2020 года организации обязаны представить декларацию по налогу на прибыль по обновленной форме. На какие изменения нужно обратить внимание?

Действительно, Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения.

Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг.

Что изменилось в форме декларации по налогу на прибыль:

заменены штрих-коды на листах декларации;

добавлены новые коды по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» ( коды с «15» по «19»), они предназначены для льготных категорий налогоплательщиков, применяющих пониженные налоговые ставки (в частности, для организаций сферы IT-технологий, резидентов Арктической зоны, разработчиков электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции и др.);

в Лист 2 декларации включены новые строки: для участников специальных инвестиционных проектов для отражения объема капитальных вложений в инвестиционный проект (строка 352 ) и совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ (строка 353); для резидентов ТОСЭР, резидентов свободного порта Владивосток, резидентов Арктической зоны (строки 357, 358 и 359 служат для отражения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности).

Приложение N 2 к декларации полностью заменено, ранее оно предназначалось для отражения организациями — налоговыми агентами по НДФЛ выплат физлицам дивидендов по операциям с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами. С 01.01.2020 обязанность представлять эту информацию в составе декларации была отменена, т.к. налоговые агенты представляют данные сведения по форме 2-НДФЛ. Обновленное Приложение N 2 включается в состав Декларации налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений и включенным в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ».

При этом также утратило силу Приложение N 5 к Порядку заполнения декларации, в котором были приведены «Коды документов, удостоверяющих личность», они применялись при заполнении данных по НДФЛ в Приложении N 2. Для нового Приложения N 2 они не нужны.

в Приложение N 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения» добавлены коды по реквизиту «Признак налогоплательщика». Обновленный порядок заполнения Приложение N 5 к Листу 02 предусматривает, что налогоплательщик, имеющий в каком-либо субъекте РФ только одно обособленное подразделение, Приложение N 5 к Листу 02 по этому обособленному подразделению составляет с кодом «4» по реквизиту «Расчет составлен (код)», ранее применялся код «2» (см. п. 10.13 Порядка заполнения декларации).

в Приложение N 7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета» в разделы «А» и «Г» включены новые строки 017 и 024 соответственно для отражения суммы иных расходов, предусмотренных п. 2 ст. 286.1 и п. 3 ст. 286.1 НК РФ.

в Лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ» добавлен новый код вида доходов «9» предназначенный для доходов, полученных акционером при распределении имущества ликвидируемой организации. Код «9» проставляется в Листе 4, если источником дохода является российская организация. Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, применяются коды «4» или «5» (см. п.15.1.4 Порядка заполнения декларации, п. 2 ст. 275 НК РФ).

По Листу 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку, корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения» дополнен перечень кодов по реквизиту «Вид корректировки» новым кодом «6». Он служит для отражения в Листе 08 корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (см. п. 19.1 Порядка заполнения декларации).

В Листе 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» устранены технические ошибки в тексте Порядка заполнения Листа 9, изменения коснулись строк 170 (160) (см. пункты 20.4.21, 20.5.3, 20.5.17, 20.5.20,20.5.22, 20.5.23, 20.6.6).

В Приложении N 3 «Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» появились новые коды вида поступлений: 118 — платежи от собственников садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества (Закон N217-ФЗ от 29.07.2017), подкорректированы формулировки по коду 141 (отчисления на ремонт для ТСЖ ЖСК,ГСК и т.п. их членами) и по коду 327 (взносы в резервный фонд объединения туроператоров (Закон от 24.11.1996 г. N 132-Ф «Об основах туристской деятельности в РФ))

в Приложении N 4 «Коды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков» добавлены новые коды вида доходов(расходов):

601 — стоимость эфирного времени (печатной площади), полученной безвозмездно по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

605 — субсидии для пострадавших от коронавируса сфер деятельности по Перечню Правительства РФ, поименованные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ;

931 — расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

960 — расходы на медицинские изделия для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню Правительства РФ (пп. 48.12 п.1 ст. 264 НК РФ);

961 — средства на предупреждение и предотвращения распространения, на диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданные некоммерческим медицинским организациям, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп 19.5 ст. 265 НК РФ).

965-967 — расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям: код 965 — социально-ориентированным НКО (абзац 2 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 966 — централизованным религиозным организациям (абзац 3 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 967 — иным НКО, включенным в реестр и в наибольшей степени пострадавшим от новой коронавирусной инфекции (абзац 4 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Читайте также: